Вячеслав Викторович Чураков
Что есть истина

Что есть истина
Вячеслав Викторович Чураков

От формы развития сознания и мышления зависит восприятие и понимание человеком реальности не только происходящего, но и всей вселенной. Только разумное мышление является источником развития и совершенствования человечества. Имеющиеся “точки зрения” и “мнения” бессмысленны, когда речь идет об истине. Нужно знать и делать то, что д?лжно. Каждый должен в себе самом проделать путь развития до разумности бытия, до понимания всеобщности.

Если ты не знаешь природу всеобщего,

как же ты можешь раскрыть адекватно

природу, историю особенного, единичного

бытия? Да никак! Ты будешь врать без

всякого намерения.

Е.С. Линьков

Величайшая проблема, которую предстоит

решать человечеству, – осознать, как

преобразуется всеобщая        необходимость

в свободу духа, и что должно для этого делать.

Предисловие

Мы наблюдаем, как человеческая цивилизация в целом и развитие различных политических и общественных формаций топчется на месте или совершает в своем развитии круги, постоянно возвращаясь к духовной дикости, варварству. Разумные коммунистические идеи – равное право всех людей на свободное развитие, труд, образование, здоровье, достойную жизнь, что является справедливостью общественного бытия человека, согласно ее истинному значению, – рассматриваются как зараза, которую необходимо уничтожить. Почему технологический прогресс легко уживается с духовной дикостью? Ответ на этот вопрос одновременно и прост и сложен.

Для духовного развития нужна, прежде всего, деятельность мышления и развитие сознания.

Духовное развитие возможно только из всеобщего, как основы, но характеризуется тем, что оно начинает с простых определенностей, и следующие за ними определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение обогащает его новой определенностью. Всеобщее составляет основу; поэтому движение не должно быть понимаемо за процесс, протекающий от одного к чему-то иному. На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического движения, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя. Это расширение всеобщего может рассматриваться как момент содержания, а внутри целого – как первая посылка; всеобщее сообщено богатству содержания, непосредственно сохранено в нем. Но отношение имеет также и вторую, отрицательную или диалектическую сторону. Процесс обогащения всеобщего совершается в соответствии с необходимостью понятия, держится понятия, и каждое определение есть некоторая рефлексия (углубление) в-себя. Каждая новая ступень выхождения вне себя, т. е. дальнейшего определения, есть также и некоторое углубление в себя, и большее расширение есть равным образом большая интенсивность. Самое богатое есть, поэтому, самое конкретное и самое субъективное, и то, что возвращает себя в наиболее простую глубину, есть самое могущественное и самое объемлющее. Высшей, наиболее заостренной вершиной развития человека является чистая личность, которая единственно только через абсолютную диалектику, составляющую ее природу, точно так же всё охватывает и держит внутри себя, потому что она делает себя тем, что всего свободнее,– простотой, которая есть первая непосредственность и всеобщность. Именно таким образом каждый шаг вперед в процессе дальнейшего определения, удаляясь от неопределенного начала, есть возвратное приближение к началу. Стало быть, то, что на первый взгляд может казаться разным, – идущее назад обоснование начала и идущее вперед дальнейшее его определение, – сливается и есть одно и то же. Это движение духовного развития образует, таким образом, некоторый круг. Дух знает начало как нечто несовершенное, потому что оно есть начало, но вместе с тем он знает это несовершенное вообще как нечто необходимое, потому что истина есть не что иное, как приход к самому себе через отрицательность непосредственности. Нетерпеливое желание лишь выйти за пределы определенного (как бы это определенное ни называлось – началом, объектом, конечным, и в какой бы форме оно вообще не принималось) и оказаться непосредственно в абсолютном, не имеет как познание ничего перед собой кроме пустой отрицательности, абстрактной бесконечности. Иначе говоря, такое желание имеет перед собой нечто мнимо абсолютное, мнимое потому, что оно не положено, не постигнуто; постигнуть его можно лишь через опосредствование; всеобщее и непосредственное есть момент этого опосредствования, сама же истина обретается лишь в широко развернутом ходе его движения и в конце пути. Этот путь и предстоит пройти каждому мыслящему человеку.

Важен не только факт деятельности человека, но, прежде всего, понимание им того, что он должен делать, что бы быть человеком.

Определенности вещей и мысли есть вообще всеобщее, абстрактное, возникающее в результате деятельности мышления. Каждый человек, если он имеет мысли и рассматривает их, найдет в своем сознании характер всеобщности этих мыслей и определений. Для этого необходимо, во всяком случае, иметь развитое внимание и способность к абстракции.

Представления людей о чем бы то ни было, помимо чувственного содержания имеют и мысленное содержание, имеют форму всеобщности. Но содержание представлений индивидуально, как индивидуальны чувства, на которых оно основано, как индивидуальны способности к мышлению. Поэтому представление даже об одной и той же вещи или сущности одного явления у каждого человека различны и являются только мнениями. Представления, основанные на единичном восприятии, на чувствах, не отличаются от рассудочных определений, не выходящих за пределы противоположных определений мысли.

Посредством языка, как произведения мысли, нельзя выразить ничего такого, что не есть всеобщее. Например, если язык выражает только всеобщее, то я не могу передать словами то, что лично я чувствую, ощущаю, воспринимаю и понимаю. С детства ребенка должны учить приводить особенное в соответствие всеобщему, вникать в содержание и различать особенное от всеобщего. В нашем особенном поведении должно содержаться и распознаватьсявсеобщее определение. Всегда всеобщее содержание обладает значением сути дела, существенного, внутреннего и истинного. Размышление всегда есть определение всеобщего и движение к пониманию истинного.

Многие предметы воспринимаются чувствами, некоторые так называемые знания приобретаются через средства информации без какого-либо размышления и анализа, и на этих основаниях у человека складываются и остаются представления, не соответствующие действительности, тем более что соответствующая информация, а часто и ложь, распространяется властями специально с целью идеологической обработки сознания людей.

Еще в Древней Греции были убеждены, что посредством мыслей можно достичь познания истины, а не посредством чувств или случайных представлений и мнений. Но оказалось, что такое мышление расшатало идеологию властей, государственное устройство, религиозные представления. Оказалось, что мышление оказывает огромное влияние на действительность. Это заставило в прошлом и заставляет сейчас любую власть обращать внимание на деятельность мышления человека, на развитие сознания людей, искать способы воздействия на формирование сознания, инструменты для манипулирования сознанием, изобретать средства контроля людей. Именно поэтому потребность людей свободно мыслить, размышлять, развивать сознание жестко пресекается властями и религией через системы воспитания, образования, средства массовой информации. Обработка сознания людей осуществляется с наглостью и напором, вызывающим возмущение. Людей действительно превращают в управляемое стадо, для которого важнейшими жизненными потребностями становиться только потребность жевать, размножаться, посещать “зрелища” и религиозные службы, получать удовольствие от алкоголя, наркотиков и предметов роскоши, жить для себя и одним днем. Хлеба и зрелищ – помните кто и для кого.

Авторы многочисленных исследований человеческой цивилизации приходят к выводу, что в построении такой формации людей, с моралью легко управляемого стада, заинтересованы алчные и властолюбивые англосаксонские иудеи, банкиры-ростовщики, государственные чиновники, капиталисты, религиозные деятели и др. Все это представители иудейской идеологии. Они считают себя вправе жить, эксплуатируя других людей, и мечтают о том, чтобы это продолжалось вечно. Они боятся идей справедливого устройства общества и утверждают, что нужно рассматривать людей такими, какими их создал бог, что из-за дурной природы людей нельзя осуществить идеал справедливости, и поэтому выставление этого идеала является праздным делом, а его достижение утопией. Но даже Кант, к которому благоволят многие религиозные теоретики, считал идею чем-то необходимым, целью, которую следует ставить себе как прообраз некоего максимума, стремясь как можно больше приблизить к ней состояние действительности. Гегель, более того, говорит, если известный идеал вообще обладает внутренней истиной через посредство понятия, то, именно потому, что он истинен, он не является утопией. Идеал поэтому не есть нечто праздное и бессильное, а, наоборот, действительное, ибо истина не есть химера. Люди не только остаются такими, каковы они есть, а становятся другими, если делают что-либо для достижения идеала.

Иудеи “играют” в глобализацию, выступают в роли “мирового правительства”. Они системой преступных, репрессивных и поощрительных мер превращают людей в рабов, “людей второго сорта”, толпу и этим обеспечивают стабильность своего положения. Они загружают сознание людей ложью и выдумками, заменяют знания верой в выдуманный потусторонний мир, проповедуют терпение до мученичества перед насилием, ограничивают способность людей мыслить, возводят удовлетворение животных и ненасытных материальных потребностей, выражающихся в мнимом превосходстве одних над другими людьми, в смысл жизни. Не имея ни моральных, ни экономических ограничений, иудеи финансируют свою преступную, подрывную деятельность по всему миру, просто включая печатный станок; развязывают войны за свое политическое доминирование в мире, за энергетические и природные ресурсы других стран, используя собственную военную мощь или наемников. Важно осознавать, что идеология иудеев не только ограничена рассудком, но и безнравственна – находится на ступени дикости и варварства. Проповедники и сторонники иудейской идеологии – враги рода человеческого.

Лживые и подлые действия властей в нашей стране безответственны и отвратительны. Объявляя убеждения, нравственные привычки, добродетели, ценности и достижения социалистического развития общества, в том числе в экономике, непригодными, они разрушают основы, объединяющие людей до сих пор. Насаждается такое отношение к советскому периоду истории нашего государства, чтобы народ предпочел покой животного состояния, согласился с эксплуатацией людей одних другими и не видел выхода из тупика капиталистических отношений. Власть в нашей стране не собирается отвечать за свои действия перед народом и делает что хочет, принимает законы, обеспечивающие ее привилегированное, паразитическое положение в государстве. Ей не надо ничего создавать и производить. Можно болтать и врать. Она считает, что можно и нужно жить паразитами, владея капиталом в банках.

Насилием и обманом иудеи создали такой механизм эксплуатации народов, духовного подчинения, контроля политики стран, экономического и финансового распределения (“правила игры”), которые позволяют им присваивать большую часть денег, продуктов и ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Подкуп, ложь, алчность, лицемерие, подлость, бандитизм, террор используются ими. Они многого достигли, потому что опираются на такие же пороки, которыми сами обладают в полной мере, и ими руководствуются. Капитал, которым они владеют, вооруженные силы, полиция, наемники, находящиеся у них на содержании, позволяют диктовать свои условия. Многие недовольные этим люди скажут, что они это понимают, и ни чего нельзя изменить. Задайте себе вопрос: вы с ними? Вы поддерживаете их? Вас устраивает уверенность Путина, который является руководителем российских иудейских олигархов, презираемый думающими людьми в России, – так живет весь мир! – Это они хотят так жить! Мыслящие люди не должны молчать, должны понимать извращенную деятельность этих иудеев, виновных в смерти миллионов людей, и противостоять им и не уподобиться им.

Мы должны мыслить и развивать свое сознание. Это необходимо и важно потому, что от формы развития сознания и мышления зависит и восприятие, и понимание человеком реальности не только происходящего во всех сферах жизни, но и во всей вселенной. Будущее человечества за разумом! Только разумная деятельность сохранит человечество от самоуничтожения. Только разумное мышление является источником развития и совершенствования человечества.

Лживые и извращенные теории; деятельность, лишенная бытия духа; религиозные учения как законсервированные преходящие моменты исторического развития народов, толкование и интерпретация реальности в личных и групповых интересах – все это возводится властями в ранг высшего достижения человеческой мысли и практики. Все, что направлено на всеобщее благо, объявляется утопией или только частным мнением, замалчивается или искажается. Всеобщая диалектика Гегеля и диалектический метод, являющиеся основой развития и познания, искажены и извращены иудеями, и это сделано ими в собственных целях и интересах.

Жалкое зрелище представляют политические руководители и общественные деятели, “философствующие” в средствах массовой информации. Они выражают свои мнения, не зная истории, не имея понятия о справедливости, нравственности, всеобщем, истине.

Базовая цивилизационная особенность России (в отличие от Востока и Запада) состоит в том, что ее основная форма общности хозяйственных, политических и духовных интересов – территориальная община – держалась тысячи лет и не признавала частную собственность. Социальные отношения людей основывались на социальном равенстве и справедливости. Русская (российская) цивилизация реализовала представления человечества о том, как должно быть устроено общество. На ценностном, ментальном уровне это будет воспроизводиться в России всегда. Введение частной собственности Конституцией РФ направлено против русского народа, на разобщение людей. Частная собственность является основой эксплуатации одних людей другими.

Русским людям и русскому духу близки идеи всеобщего блага и свободы развития человека. Русские люди привыкли действовать в соответствии с общественным интересом. “Всякая деятельность отдельного человека, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только, деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других… представляет высшую ценность”. (О русском менталитете. Пришвин М. М. т.8, М., 1986, с.135-136).

Мышление не есть что-то единичное и не что-то особенное, а целое и притом саморазвивающееся. Разумное мышление есть высшая форма и высшая ступень развития человека. К разумному мышлению нужно стремиться каждому человеку. На различных ступенях развития сознания от чувственного восприятия и представления до разума имеет место разная форма определенности, и в связи с этими различными формами отношения бытия и мышления выступают совершенно разные реальности. Достигнув ступени разума, мы впервые достигаем развитого в себе самом единства формы и содержания, потому что всякая иная определенность снята в простоту и непосредственность формы разумного мышления. Разум способен познавать не только иное вне себя, но и отношения иного к себе самому и себя самого. Потому, что разум есть та ступень, та сфера всеобщего содержания, всеобщего единства бытия и мышления – истины, где всеобщее есть для себя самого. Отдельный человек и общественная формация, в конечном счете, являются результатом самоопределения всеобщего единства бытия и мышления.

Нынешняя государственная власть и церковь в России эксплуатируют людей в погоне за прибылями, распродают богатства страны, подло лгут, переписывая историю нашего государства. При этом они опираются на индивидуализм и эгоизм – основные людские пороки, которые порождает капитализм и частная собственность, скрывающие за собой алчность, жадность, ненасытность, презрение к другим людям. Индивидуализм и эгоизм – источники зла. Индивидуализм является основой противоречий между людьми в любой деятельности. В отношениях между людьми он выражается в субъективном понимании и представлении о действительности и не задумывается о том, что понятие о необходимости чего-либо имеет конкретное и разумное содержание, не зависящее от личных амбиций.

Законы власти в так называемых демократических государствах просты. Эта власть зиждется на амбициях, на лжи подлости и наглости. К такому выводу легко прийти, достаточно взглянуть без пристрастия на современных лидеров, представителей государственных “элит”, окруживших себя такими же чиновниками, лишенными разума, беспринципными и хитрыми, действующими только в своих интересах.

Для сознания любого животного всегда существует только единичное, и оно только и занято обобщениями эмпирически-единичного существования в среде обитания. Наше человеческое бытие благодаря стараниям властей, нашей собственной лени, бездеятельности, эгоизму и алчности мало отличается от бытия животного. Временное, преходящее, конечное может наделать человеку много зла, но оно также мало представляет собой истинную действительность, как и частные особенности отдельного лица, его желания и склонности. Частное животное бытие никогда не станет всеобщим.

Мышление – функция человеческого мозга. Но не каждый человек способен мыслить, в том числе мыслить разумно, то есть обладать интеллектом. Власть собирается заменить человеческое мышление во всех сферах человеческой деятельности на “искусственное”, точнее машинное, запрограммированное с целью управления жизнью людей. Но это будут уже не люди, а расходный материал, товар, ресурс. Люди потеряют все, что отличает человека от животного и от робота, в том числе и свободу, и подпадут под действительную власть “нелюдей”, преступников и негодяев, которыми, строго говоря, являются те, кто предлагает и разрабатывает программы замены человеческого мышления на так называемый “искусственный интеллект”.

У каждого народа есть определенный способ единства, особенности бытия и особенности духа. Поэтому каждый народ необходимо должен в себе самом проделать путь развития до разумности бытия, до понимания всеобщности. Никто извне ничего не получит! – и народам России надо рассчитывать главным образом на себя. Только в человеческом духе, в сознании может выступить развитая свобода и всеобщая реальность и стать определяющим моментом развития общества. Только в сфере человеческого разумного познания с необходимостью выступает высшая, всеобщая форма свободы и отдельного человека и общества. Чтобы человек начинался как человек, и общество начиналось как общество, им нужно духовное самоопределение на основе разума – всеобщее самосознание, т. е. духовное определение истинного всеобщего единства.

Необходимой предпосылкой движения к разумному бытию духа отдельного человека и общества является воспитание и образование. Суть образования – в его разумной логике мысли. Образование должно быть приобретено свободной мыслью, должно проистекать из нее самой и быть собственным убеждением. Образование и воспитание должно помогать отдельному человеку внутри себя двигаться к ступени разума своего духа. Движение духовной жизни от простейшего ощущения должно быть направлено к разуму, к высшей ступени духа: к разумному миру ощущений, желаний, интересов. Оно должно помочь избавиться от субъективных представлений и уверений, стать основанием для осознания, рассмотрения и оценки любой формы деятельности. Ведь прошел же человек за миллионы лет движения духа путь от индивидуального способа простейшего мироощущения по направлению к разуму. Кто это осознает? Есть ли успехи этого движения? Кто этим занимается? Почти никто. Даже система воспитания и образования в нашей стране не знает этого и не занимается этим. Образование должно иметь главную цель, которой должны быть подчинены все особенные способы образования, – развитие самостоятельности индивидуального духа, общее развитие мышления, движение к разумному способу бытия, подготовка к разумной практической деятельности в обществе. Это возможно только при условии, что власть будет работать в этом направлении, не допустит разрыва между словом и делом, не будет врать. Во власть должны прийти люди, осознающие необходимость развития разумной жизни, достижения всеобщего блага и ставящие эту цель перед собой, руководствующиеся в своей деятельности правилом: делать то, что должно быть в интересах всех людей.

Важно также, чтобы дух индивида, дух народа не застрял на ступени рассудка. Иначе ему ничего не объяснишь, ничего не втолкуешь, не опровергнешь. Он никогда не признает никаких аргументов, так как основной причиной ограничения развития не только индивида, общества, всего человеческого рода выступает рассудочный способ бытия духа, рассудочная ступень развития сознания.

Единичное, особенное существование и всеобщее существование – не одно и то же. Сложение особенного не есть всеобщее, всеобщая воля – не совокупность всех воль индивидов. Если человек застревает на своей природной определенности, на своих природных интересах, потребностях, на своей так близкой каждому, неповторимой и отличной от всех индивидуальности, то всеобщая сущность внешнего мира для него никогда не будет существовать. Человек индивидуально прежде должен достичь своей всеобщей человеческой природы. Если человек действительно определился в сути своего бытия, в сути своей жизни как заботе о самостоятельном осуществлении в себе всеобщего, т. е. разумного мира ощущений, желаний, интересов, то получение удовольствия и комфорта, доставляемых искусством, наукой, размышление о себе как единичном и особенном теряет значение прежде необходимого и становится второстепенным. Это происходит, потому что каждой ступени развития сознания и мышления человека соответствует определенное восприятие и понимание человеком окружающего мира. Быть человеком и следовать истине есть одно и то же: значит, предназначение человека – добиваться всеобщего, следовать всеобщему. Идеей всеобщего блага, т. е. тем, что должно быть, нужно руководствоваться во всякой практической деятельности.

Не каждый человек способен мыслить, понимать мысли, т. е. обладать интеллектом. Ещё меньше людей способны мыслить разумно.

Я надеюсь, что читателям, способным и желающим размышлять, будет интересно узнать, в каком направлении необходимо развиваться каждому человеку и обществу, чтобы вырваться из пут извращенной иудейской идеологии, господствующей в мире.

О противоречии и истинном

Всему существующему свойственны противоречия, стороны которых мы называем противоположностями. Гераклит (р. ок. 544-540 до н. э.) высказал первым положение, что в себе и для себя сущее есть единство противоположностей. Именно Гераклит говорит: “Все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же”. Платон говорит о Гераклите: “Он сравнивает вещи с речным потоком и говорит, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, она течет, и мы окружены другой водой. Согласно Аристотелю Гераклит первый сказал глубокую мысль: “Бытие и небытие есть одно и то же, все и есть, и не есть”. Бытие и небытие суть одно и то же; бытие есть, но небытие, так как оно едино с бытием, также есть. Переход в каждое из них подвергается отрицанию; но то, что оба просто находятся у самих себя – становится абсолютным определением необходимости и определением для-себя-бытия, как простого соотношения бытия с самим собою, соотношения посредством отрицания инобытия. Как отрицание бытия, которое само есть отрицание в отношении меня, для-себя-бытие есть отрицание отрицания. Аристотель говорит далее: “Остается лишь одно, и из него через преобразование получается все другое; все остальное, кроме этого одного, непрочно”. Так как все есть и вместе с тем не есть, то Гераклит этим высказал истинное положение, что вселенная есть становление, процесс. Вселенную никто не создал. Возникновение и исчезновение самостоятельно не существуют одно отдельно от другого. Рассудок изолирует бытие и небытие как истинное и значимое; разум, напротив, познает одно в другом, познает, что в одном содержится другое. Если есть одно, то необходимо должно быть и другое – противоположное.

Противоположности обусловливают движение (изменение), развитие и самого существующего и его частей: объединение (притяжение), разъединение (отталкивание), уничтожение, возникновение нового целого и соотношения его частей. Секст Эмпирик упоминает, что Гераклит сказал: “Часть отлична от целого, но она есть то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое – во вселенной, часть – в этом живом существе”. Каждое особенное существует лишь постольку, поскольку в его понятии содержится его противоположное. Субъективное есть, таким образом, другое объективности. Так как все есть другое другого, как своего другого, то в этом заключается как раз их тождество.

Абсолютная необходимость заключается в том, что сознание обладает истиной; но таким обладанием истины является не всякое вообще сознание, направленное на единичное, не всякое отношение, в котором оно есть лишь форма и содержанием которого является обычное содержание представления, а всеобщее в сознании, развернутое сознание необходимости, тождество субъективного и объективного. Лишь сознание, как сознание всеобщего, есть сознание истины; сознание же единичности и осуществление действия как единичное, самобытность, становящаяся особенностью самого содержания или самой формы, есть неистинное и дурное. Зло и заблуждение состоят, таким образом, лишь в отъединении сознания, в том, что оно отделяется от всеобщего. Люди обыкновенно полагают, что если они что-либо мыслят, то это должно быть только чем-то особенным; это, однако, заблуждение. Только всеобщность и необходимость составляют объективность.

Таким образом, уже 2,5 тыс. лет назад все единичное и случайное было в центре внимания познания, но были и попытки определить единство всего сущего, и попытки ответить на вопрос: что есть истина?

Человек в качестве чувствующего и созерцающего воспринимает то, что воздействует на его чувства, в качестве обладающего воображением – рождает образы и представления, в качестве желания и воли – определяет цели. Но в отличие от этих форм проявления своего бытия он способен удовлетворять высшую свою сущность – мышление, т. е. он может прийти к самому себе, к пониманию себя и окружающего мира. Человек познает мир с помощью мышления.

Вопрос об истинности определений мысли обыденным сознанием рассматривается лишь в применении к данным предметам, а вне этого применения кажется бессмысленным. Но именно этот вопрос и важен. Разумеется, мы должны знать, что следует понимать под истиной. Обыкновенно мы называем истиной согласие предмета с нашим представлением, т. е. предмету должно соответствовать наше представление о нем. В философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении означает согласие некоторого содержания предмета с самим собой. Это, следовательно, совершенно другое значение истины. Речь идет о соответствии мыслимых нами определений предмета самому предмету. Мы можем иметь в своем сознании много правильного, что вместе с тем неистинного. В обыденном сознании при пользовании конечными определениями мышления вопрос об истинности определений мышления вовсе не возникает. Сознание признает за ними значимость. Но все заблуждения происходят от того, что мыслят и действуют согласно конечным определениям, содержащим в себе неосознанную противоречивость. Поэтому конечные определения мышления имеют в себе неистинность. Существование конечных вещей так же не соответствует их понятию, потому что оно представляет собой противоречие бесконечного, всеобщего (родового начала) и индивидуальной единичности. Вопрос об истинности сводится, следовательно, к выяснению того, какие формы имеют определения мысли – бесконечного или конечного.

Из-за противоречивости окружающего мира мышление человека тоже противоречиво. Сознание и мышление запутывается в противоречиях: теряет свои мысли в постоянной не тождественности своих знаний предмету или явлению, остается в плену противоположностей своих мыслей, останавливается лишь на рассудочном моменте мышления – на “здравом смысле”, не доходит до понимания самого себя и окружающего. Преодоление противоречий в сознании, а они составляют природу и необходимость самого мышления, выход за пределы рассудочного бытия духа, возможно только через отрицание своих прежних мыслей и знаний и восприятие новых, противоположных мыслей и знаний и через понимание того, что сознание и мышление способно разрешать противоречия. Наличие противоречия является основой процесса изменения и развития.