bannerbanner
Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция
Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция

Полная версия

Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 20

Но очень скоре выяснилось, что тиран озабочен лишь одним делом – собственным обогащением. Аристодем конфисковал множество домов и вил богатых землевладельцев, присвоил себе их деньги и имущество. Никакого передала земли не произошло. Сыновья убитых и изгнанных аристократов, хотя и остались живы, должны были зарабатывать себе пропитание, работая в поле, словно рабы. Чтобы никто из горожан даже не помышлял о сопротивлении, Аристодем отобрал у них оружие, а родившихся мальчиков велел воспитывать неженками, словно девочек.

Власть Аристодема продолжалась около полутора десятилетия и была свергнута в 490 г. до Р.Х. Согласно одному из преданий, важную роль в перевороте сыграла жена тирана Ксенокрита – дочь одного из изгнанных им аристократов. Она установила связь с группой беглецов, скрывавшихся в Капуе, и велела ночью открыть перед ними ворота. Заговорщики ворвались в дом Аристодема и убили его прямо во время пира. После этого в Кумах было восстановлено прежнее аристократическое правление.

4) Сицилия и народы ее населявшие

Жители Эвбеи первыми из греков вывели колонии в Сицилию – крупнейший из островов Средиземного моря, расположенный у берегов Италии. Здесь греки нашли все то, в чем природа отказала континентальной Греции – неистощимую почву, производящую столько пшеницы и зерна, что Сицилия считалась если не родиной, то излюбленным пристанищем богини плодородия Деметры. Здесь были фруктовые сады, виноградники, масличные рощи, сочный мед и цветы, благоухающие круглый год. На травянистых долинах острова паслись овцы и крупный рогатый скот, на холмах росли бескрайние корабельные леса, а в прибрежных водах косяками ходила рыба.

Эта благодатная земля издавна привлекала к себе разные народы. Первыми, еще в глубокой древности, в Сицилии поселились сиканы. Считается, что они прибыли сюда из Испании. Сиканы не были объединены единой властью, но каждый их город имел своего правителя. Позже в Сицилию переправилась часть троянцев, уцелевших после опустошения их родины ахейцами. На Сицилии переселенцы получили прозвание элимов. Их городами были Эрикс и Эгеста. Спустя еще несколько столетий, на остров из Италии перебрался многочисленный народ сикулов. Они победили в сражении сиканов и заняли лучшие части страны, оттеснив своих противников на юг и запад Сицилии. Вслед затем здесь появились карфагеняне – выходцы из большого и богатого города Карфагена, основанного финикийцами в Северной Африке, как раз напротив Сицилии. Около 800 г. до Р.Х. они вывели на остров свои колонии – Мотию, Солоент и Панорм.

Со всеми этими народами грекам пришлось вести упорную борьбу.

5) Халкидяне в Сицилии. Харонд

В 734 г. до Р.Х. халкидянин Феокл основал на восточном берегу острова, у подножья Этны, город Наксос. Через шесть лет тот же Феокл, выступив с колонистами из Наксоса, разгромил сикулов и построил город Леонтины. Вслед затем наксосец Еварх основал Катану.

Еще прежде, около 730 г. до Р.Х., Периер из эвбейских Кум и Кратемен из Халкиды основали в Сицилии город Занклу. Впоследствии туда прибыло большое число поселенцев из Халкиды и других мест Эвбеи, которые сообща владели землей. Главным источником мощи и богатства Занклы стало ее ключевое положение в самой узкой части пролива между Сицилией и Италией: занклейцы контролировали все проходящие мимо суда и взимали в свою пользу пошлины. Спустя несколько десятилетий, в 648 г. до Р.Х., выходцы из Занклы построили в плодородной области на севере острова Гимеру. Немалую часть жителей этого города, как обычно, составляли халкидяне. С течением времени Гимера превратилась в крайний греческий аванпост на севере Сицилии.

Законодателем в Катанах был Харонд, живший в самом начале VI в. до Р.Х. Составленные им законы были настолько хороши, что были приняты потом во многих халкидских городах Сицилии. Жители Катаны отличались чрезвычайным консерватизмом. Греческие историки пишут, что за последующие 300 лет в законы Харонда было внесено всего два улучшения. Первое было такое. В первоначальном законе говорилось: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза». К этому было добавлено: «а если выколет одноглазому, то должен лишиться обоих». Все согласились, что это справедливо. Второе было такое. В первоначальном законе говорилось: «Кто разведется бездетным, тому дозволено взять новую жену». К этому было добавлено: «…но не моложе прежней». С этим тоже все согласились.

За клевету и за трусость законодатель наказывал стыдом. Если кого уличали в клевете, он должен был носить, не снимая, миртовый венок, чтобы все видели, с кем имеют дело. Если же кто был повинен в трусости, то должен был три дня сидеть на площади в женском костюме. Харонд старался также ограничить роскошь. Один из его законов гласил: «Богатые платья и золотые украшения лицам хорошего поведения носить запрещается, лицам дурного поведения – разрешается».

В целом законы Харонда способствовали укреплению общественного порядка. Один из них запрещал гражданам являться на собрание при оружии. Однажды Харонд пришел на народную сходку, по забывчивости имея при себе меч. Когда один из сограждан попрекнул его в нарушении собственного закона, Харонд ответил: «Скорее я его укреплю!» – и пронзил себя мечом…

6) Тирания Панетия в Леонтинах

Из всех сицилийских городов раньше всего тирания утвердилась в Леонтинах. Город этот располагался на плодородной долине реки Симэфа. Хлебопашество и виноделие стали основой его богатства и процветания. Местная знать славилась своей роскошью. Ее рассеянный образ жизни даже вошел в пословицу, и людям, склонным к бражничеству и безделью, сицилийцы говорили: «Вы, как леонтинцы, всегда вокруг чаш с вином!» Однако подобные возможности были не у всех горожан, но только у первых поселенцев, превратившихся со временем в земледельческую аристократию. По сравнению с ними позднейшие переселенцы оказались людьми второго сорта. Лишенные земли, они обращались к занятиям ремеслами, торговлей и пополняли непрерывно растущую прослойку городского демоса, не имевшего доступа к государственным должностям.

Ненавистью народа к аристократам решил воспользоваться некто Панетий. Когда началась война между Леонтинами и другим сицилийским городом Мегарами, Панетия избрали полемархом (военачальником). И вот во время похода он стал часто обращаться с речами к бедным пехотинцам, настраивая их против богатых всадников. Говорил он и о том, что богачи стараются отсиживаться во время битв в тылу, но зато получат после победы все выгоды, в то время как беднота не выиграет ровно ничего. Когда война закончилась, Панетий устроил перед городскими воротами смотр, принялся считать и проверять у конников оружие, лошадей же передал конюхам и велел вести на пастбище. Потом он поручил командиру конницы довершить подсчет оружия, а сам, словно ища тени, отошел под деревья и убедил конюхов напасть на своих господ. Те вскочили на коней, подхватили подсчитываемое оружие и устремились на аристократов. Нападение оказалось для знати полной неожиданностью. Безоружные и лишенные доспехов всадники были вскоре перебиты. Пельтасты (так греки называли легкую пехоту, формировавшуюся в то время из бедных слоев населения) также присоединились к избиению. Потом они с великой поспешностью устремились вперед, захватили город и провозгласили Панетия тираном. Произошло описанные события в 608 г. до Р.Х. Чем закончилось это предприятие – не известно. Греческие историки ничего не сообщают о дальнейшей судьбе Панетия, но вскоре в Леонтинах опять утвердилась власть аристократии.

7) Регий и его тиран Анаксилай

Однажды, когда на Эвбее случился недород, и халкидяне вопросили оракул в Дельфах, Пифия повелела им посвятить каждого десятого человека из своей среды Аполлону. Впоследствии эти халкидяне, предводительствуемые Антимнестом, переселились в Южную Италию и основали Регий (в 720 г. до Р. Х.). Спустя короткое время, новый полис достиг большого могущества и подчинил своей власти многие из соседних городов. Впрочем, население Регия никогда не было чисто ионийским, так как значительную часть его жителей составляли прибывшие из Мессении дорийцы.

Самый знаменитый регийский тиран Анаксилай по происхождению также был мессенцем. В 494 г. до Р.Х. он сверг власть местной аристократии и стал единолично править городом. Вскоре ему удалось захватил располагавшуюся на другой стороне пролива Занклу и заселить ее своими соотечественниками из Мессении (после чего Занкла была переименована в Мессену). В дальнейшем, вплоть до самой смерти в 476 г. до Р.Х., он правил обоими городами. Власть его, судя по всему, носила умеренный, мягкий характер. По крайней мере, регийцы сохранили об Анаксилае хорошие воспоминания, как о справедливом и мудром правителе.

8) Греки на Халкидике

Самое значительное число своих колоний – более тридцати – халкидяне и эретрийцы вывели на расположенный неподалеку от Эвбеи полуостров Халкидику, заканчивавшийся на юге тремя вытянутыми зубцами – Палленой, Сифонией и Актой. Изначально эта область (как и все остальные земли на северном берегу Эгейского моря) принадлежала воинственным и свободолюбивым фракийцам. Тем не менее грекам удалось утвердиться в его землях, так что фракийское побережье оказалось сплошь усеяно греческими колониями. Халкидика в особенности привлекала мореплавателей своей изрезанной береговой линией и удобными гаванями.

Главной колонией халкидян здесь стала Торона на Сифонии, основанная вскоре после 700 г. до Р.Х. Другим важным халкидийским городом являлся Олинф, располагавшийся на берегу Торонейского залива. Поблизости, на Паллене располагались четыре эретрийских города: Афатис, Менда, Скиона и Сана. Другие города эретрийцев лежали на Акте, заканчивавшейся горой Афон. Здесь располагалось пять городов: Дион, Клеоны, Фисс, Олофиксий и Акрофон. Далее на восток, на берегу Стримонского залива, располагалась основанная халкидянами Стагира – родина величайшего греческого философа Аристотеля.

Ахейская колонизация

1) Колонизация Кипра

Наряду с эолийцами и ионийцами, свои колонии имели также ахейцы. В далекие морские странствия они пустились даже раньше других греков. Впрочем, в пределах Азии ахейцы не основали ни одного города. Главной их колонией на востоке стал большой остров Кипр. Первым в его пределах поселился царевич Тевкр с острова Саламин, что лежит вблизи берегов Аттики. Вместе со своими спутниками он основал на Кипре город Саламин. Случилось это, согласно традиции, в 1202 г. до Р.Х. Хотя ахейцы были вынуждены поселиться на чужбине, им не пришлось жаловаться на судьбу. Ведь Кипр значительно превосходил размерами их прежнюю родину. Наибольшая ширина острова составляет 96 км, а в длину он протянулся на 224 км. В отношении плодородия Кипр не уступал Лесбосу. Но главное заключалось в том, что остров располагал богатейшими на всем Средиземноморье запасами меди.

В XII–XI вв. до Р.Х., когда владения материковых ахейцев завоевали дорийцы, на Кипр хлынули новые толпы переселенцев. В дальнейшем здесь возникло несколько городов. Поначалу освоение острова сдерживалось тем, что он весь был покрыт густыми непроходимыми лесами. И хотя жители при плавке меди и серебра рубили множество деревьев, это плохо помогала делу. Впоследствии много древесины шло на строительство кораблей. Но чтобы окончательно избавиться от лесных зарослей, киприоты разрешили всем, кто желал, вырубать леса под сады и пашню. Очищенные таким образом участки освобождались от налогов.

В отличие от остальной Греции, царская власть на Кипре не утратила со временем своего значения. В каждом городе киприотов правила своя царская династия, причем цари обладали реальной властью, хотя и должны были согласовывать свои решения с мнением народа. Самым значительным городом Кипра оставался Саламин. Особенного могущества он достиг при царе Эвелфонте (правил в 560–525 гг. до Р.Х.). Около 545 г. до Р.Х. все цари киприотов добровольно подчинились персам.

2) Южная Италия

Главным направлением ахейской колонизации стало не восточное, а западное. После дорийского завоевания множество ахейцев переселилось в Южную Италию – благодатную страну с прекрасной плодородной почвой и большим количеством удобных гаваней. До прихода греков юг Апеннинского полуострова населяли варварские племена хаонов, энотров, япигов и бреттиев. Позже из Средней Италии сюда переселились племена левканцев.

Греки и варвары долгое время воевали друг с другом. Постепенно греки отняли у местных жителей большую часть внутренних областей и до такой степени усилились, что назвали эту часть Италии Великой Грецией.

3) Сибарис

Самым значительным ахейским центром в Южной Италии долгое время оставался Сибарис, возникший в 720 г. до Р.Х. Основателем колонии был Ис из ахейского города Гелики. Сибарис находился на важном торговом пути и в короткий срок достиг такого преуспевания, что властвовал над четырьмя соседними племенами и 25 окрестными городами. О необычайной величине Сибариса свидетельствует тот факт, что длина его городских стен составляла 10 км. Одних только граждан здесь было больше 100 тысяч человек. Но кроме них в городе проживало множество приезжих. В то время ни один европейский город не мог поспорить с Сибарисом своей многолюдностью. Не удивительно, что численность войска, которое в случае нужды могли выставить горожане, достигала, по слухам, 300000 человек!

В богатстве с местными жителями могли поспорить лишь немногие греческие города. Некоторые сибариты облачались в одежды, за которые были заплачены целые состояния, и имели под своей рукой сотни слуг. Всю физическую работу здесь выполняли рабы, а граждане нежились в своих роскошных домах и вкушали изысканные лакомства. Сибариты вообще славились любовью к уюту и комфорту. Многочисленные повара и кондитеры соревновались друг с другом в изготовлении для них экзотических блюд. Ремесленникам, чья работа сопровождалась шумом (например, плотникам и кузнецам) запрещалось заниматься ею в пределах города, чтобы не тревожить покой жителей. Некоторые дороги в богатых кварталах снабжались навесами, защищавшими от зноя и дождя. Сибариты первыми из греков завели у себя паровые бани и ввели обычай возлежать за трапезой вместе с женами. Пишут, что некоторые местные богачи спали на розовых лепестках и еще жаловались не то, что им жестко! Каждый зажиточный дом считал своим долгом иметь карликов и маленьких мальтийских собачек, стоивших очень дорого. Дети до юношеского возраста носили пурпурную одежду и богатые золотые повязки в волосах.

4) Кротон и его атлеты

Другим важным греческим городом на юге Италии стал Кротон. Оракул с повелением основать эту колонию был получен ахейцами непосредственно из Дельф. Узнав о повелении бога, горбун Мискелл из ахейских Рип отправился в то место, о котором говорила Пифия. Внимательно осмотревшись, он убедился, что самая лучшая гавань на побережье уже занята сибаритами. Мискелл отправился в Дельфы и снова вопросил бога: не лучше ли вместо Кротона основать Сибарис? Но пифия с раздражением отвечала ему:

О, кривоспинный Мискелл, в стороне ты иное взыскуя,Ловишь куски, и за них, – что дают тебе, – будь благодарен!

Вернувшись в Италию, Мискелл около 710 г. до Р.Х. основал Кротон. (Прежде тут проживали япиги). Расположение города было далеко не таким удачным, как у Сибариса. Поэтому местные жители получали лишь незначительную часть тех благ и богатств, которые обильно проливались на их счастливых соперников. Однако трудолюбивые кротонцы также смогли обрести благодаря торговле приличный достаток.

В отличие от сибаритов, утопавших в неге и безделье, жители Кротона постоянно упражнялись в военном деле, беге и борьбе. Недаром Кротон славился своими атлетами на весь греческий мир, ведь самое большое число победителей на Олимпийских играх вышло именно отсюда. Как-то раз во время одной из Олимпиад произошел небывалый случай – все 7 человек, опередивших других участников забега, оказались кротонцами, так что даже последний из кротонцев оказался первым среди остальных греков!

5) Атлет Милон

Самым знаменитым греческим атлетом всех времен считался кротонец Милон. Рассказывают, что еще будучи мальчиком, он стал планомерно наращивать свою силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обходя с ним вокруг площади для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона: прошло года три, и он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка!

В 540 г. до Р.Х. Милон легко выиграл в Олимпии состязание по борьбе среди мальчиков. После этого он пять раз подряд становился чемпионом по борьбе на взрослых Олимпийских играх; кроме того, он одержал шесть побед на Пифийских играх, девять – на Немейских и десять – на Истмийских! Восторженные греки сохранили много воспоминаний о его необычайной силе. Пишут, что когда в честь Милона отлили бронзовую статую в полный его рост, он вскинул ее на плечи и сам отнес в храм. Забавлялся он тем, что брал в руку гранатовое яблоко и предлагал желающим вырвать его; никто не мог этого сделать, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Иногда Милон обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал ее без помощи рук. Бывало и так, что он протягивал руку дощечкой и предлагал желающим отвести мизинец от других пальцев. Никто не мог этого сделать даже при помощи обеих рук!

О смерти Милона сохранился следующий рассказ. Однажды, проходя через густой лес, он уклонился далеко от дороги; там он нашел бревно с забитым в него клином; вложив одновременно руки и ноги в щель, Милон попытался совершенно расщепить бревно. Оказалось, однако, что у него хватило силы лишь на то, чтобы выбить клинья, после чего обе половины бревна тотчас вновь сомкнулись. Пойманный в такую западню, он стал добычей диких зверей.

6) Разгром Сибариса

Счастье и благоденствие Сибариса продолжалось до тех пор, пока в 510 г. до Р.Х. власть здесь не захватил тиран Телис. Он изгнал из города 500 своих политических противников и конфисковал их имущество. Беглецы нашли убежище в Кротоне. Телис стал требовать от кротонцев в свою очередь изгнать их. Сначала кротонцы, из страха перед могуществом сибаритов, хотели послушаться тирана, но философ Пифагор убедил их, что это будет поступок, недостойный благородных и богобоязненных людей. Кротонцам ничего не оставалось, как объявить Сибарису войну. Подробности ее не сохранились в истории. Известно только, что сибариты потерпели полное и сокрушительное поражение. Захватив Сибарис, кротонцы разрушили его до основания, а затем навели русло реки Крафиды на город и затопили его. Сибарис был стерт с лица земли. Руины его домов скрылись под толстым слоем песка. Лишь спустя несколько лет немногие оставшиеся в живых сибариты собрались вместе и вновь заселили свой город. Но тот уже никогда не имел ни прежнего богатства, ни прежнего влияния.

Дорийская колонизация

1) Дорийцы Крита

После завоевания Пелопоннеса часть дорийцев также приняла участие в колонизации далеких земель. На востоке они прежде всего заселили большой остров Крит. В позднейшую эпоху на нем располагалось несколько дорийских полисов, часто враждовавших друг с другом. Самым важными из них были Кносс и Гортина.

Рассказывают, что первую колонию на Крит вывел аргосский царевич Алфемен – внук предводителя дорийцев Темена. Он же дал критянам законы, соблюдавшиеся потом на острове в течение многих поколений. Алфемен был уверен, что согласие между согражданами возможно только там, где устранены раздоры, проистекающие от своекорыстия и роскоши. Поэтому он обязал островитян вести умеренную и простую жизнь. А чтобы те не смогли уклониться от этого установления, царь учредил для всех взрослых мужчин особые совместные трапезы, устраивавшиеся на общественный счет (их назывались андриями). Для всех без исключения здесь подавались одинаковые простые блюда, и бедные всегда имели равную долю с богатыми.

Мальчики и юноши на Крите не были предоставлены сами себе. Все они объединялись в так называемые «отряды» и с ранних лет проводили время в совместных тренировках. Чтобы юные критяне росли мужественными, а не трусами, их с детства приучали к обращению с оружием и к тяжелым трудам. Юноши учились презирать жару и холод, каменистые и крутые дороги. Они не боялись боли и умели хорошо держать боевой строй. По установленным дням «отряды» ритмическим маршем, под звуки флейты и лиры, как это было в обычае на войне, сходились для схватки и устраивали показательные сражения. Во время них удары наносились не только рукой, но и железным оружием. А чтобы дети привыкали к достойному поведению, их приводили на общие трапезы взрослых. Там они ели вместе с другими, сидя на земле зимой и летом в одних и тех же грубых истертых плащах, прислуживали обедавшим мужчинам и слушали их беседы.

Для государственного управления критяне издревле выбирали десять должностных лиц, которых они именовали космами. В особо важных делах те прибегали к помощи советников, называемых геронтами (старейшинами), причем в число советников допускались только те сограждане, кто раньше уже был космом и вообще считался человеком испытанным.

2) Книд

Дорийцы имели свои колонии в Азии и на островах вблизи ее побережья. Область их расселения лежала южнее Милета и именовалась Доридой. Из материковых полисов самыми крупным считался Книд, основанный на мысе, далеко выступающем в море. Город был прекрасно расположен для прибрежной торговли. Он имел две гавани (одна из которых могла запираться и предназначалась для триер) и якорную стоянку на 20 кораблей. Перед Книдом лежал небольшой остров, связанный с материком дамбами и прикрывавший обе гавани. Здесь проживала большая часть населения.

Поначалу государственное устройство в Книде было узко-олигархическим. Доступ к правлению имели лишь немногие из числа знати. Так, сын не мог исполнять никакой должности, до тех пор, пока его отец не отходил от политических дел. А из братьев, если их было несколько, к государственным должностям допускался только старший. В конце концов такой порядок перестал удовлетворять даже знать. Некоторые из аристократов призвали на помощь народ и с его помощью установили в Книде более демократический строй.

Когда персидский полководец Гарпаг приступил к завоеванию Дориды, книдяне, единственные из всех тамошних греков, попытались оказать сопротивление. Поскольку их город лежал на полуострове и с трех сторон был окружен водой, они решили перекопать перешеек и отгородиться морем от персидских полчищ. И вот, когда множество книдян взялось за работу, оказалось, что рабочие стали получать ранения на теле, и особенно повреждения глаз от осколков камней, когда приходилось пробивать скалу. Книдяне смутились и отправили послов в Дельфы вопросить бога о том, что препятствует им в работе. Пифия же изрекла такой ответ:

Не ройте Истма! Стен не воздвигайте!

Зевс создал б остров тут, коль только б захотел.

Получив такое прорицание, книдяне прекратили работы, и, когда Гарпаг с войском подошел к городу, сдались ему без боя.

3) Галикарнас и его цари

Помимо Книда другим известным городом дорийцев в Азии считался Галикарнас. Впрочем, греки никогда не являлись здесь основным населением. Большинство местных жителей были карийцы, хотя и принявшие греческие обычаи. Город находился под властью местной династии, которую древние историки иногда именуют «царской». В 545 г. до Р.Х. галикарнасцы покорились персам, но сохранили во внутренних делах полное самоуправление. В конце VI в. до Р.Х. тут царствовал некий Лигдам, а потом власть перешла к его дочери Артемисии.

4) Родос

Самой известной колонией дорийцев являлся Родос. Остров этот, располагавшийся неподалеку от малоазийского побережья, имеет 80 км в длину и 35 – в ширину. Никаких особых природных богатств здесь нет. Родос весь покрыт горами, которые тянутся с севера на юг и достигают наибольшей высоты в центре острова, где возвышается гора Атабирий (1240 м над уровнем моря). В древности на склонах гор было много хвойных и лиственных лесов. Здесь также в изобилии росли плодовые деревья: фиги, гранаты, персики, оливы и финики. Остров славился своим замечательным вином и благовонными маслами (прежде всего, розовым).

Дорийские поселенцы появились на Родосе около 900 г. до Р.Х. и основали здесь три города: Иалис, Камир и Линд. Каждый из них имел хорошую гавань и являлся столицей небольшого государства. Своим богатством остров был обязан прежде всего чрезвычайно выгодному географическому положению. Ведь на торговом пути из Греции в Кипр, Сирию или Финикию нельзя было миновать его стороной. Корабли, плывущие из Греции в Египет и обратно, также обязательно заходили на Родос.

5) Основание Гелы

Греческая колонизация Сицилии началась еще в VIII в. до Р.Х., но дорийцы из Малой Азии включились в этот процесс с некоторым запозданием. Около 690 г. до Р.Х. на южный берег острова прибыла большая партия переселенцев с Родоса (во главе них стоял Антифем) и Крита (их возглавлял Энтим). Область, намеченная ими для колонизации, поначалу казалась недостаточно удобной. Ведь все южное побережье Сицилии представляет собой однообразную гористую местность, открытую ветрам, без бухт и заливов. Над всеми пейзажами здесь царит снежная вершина Этны. Но потом оказалось, что за песчаным и холмистым побережьем, в широких и узких ущельях у подножия отступающих от берегов гор раскинулось немало плодородных равнин. Вскоре колонисты нашли удобное место – крутую песчаную возвышенность у речки Гелы и основали здесь одноименный город. Закрепившись на берегу, Антифем предпринял поход на располагавшийся неподалеку сиканский город Омфаку. Побежденные в бою сиканы отошли к горам, находившимся позади гельской долины. С этого столкновения началась длительная борьба за обладание плодородными пахотными землями и тучными пастбищами. Постепенно жители Гелы распространили свои владения на внутренние районы страны.

На страницу:
8 из 20