bannerbanner
Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция
Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция

Полная версия

Человечество: история, религия, культура. Древняя Греция

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 20

Между тем Алиатт, получив ответ пифии, послал глашатая в Милет, чтобы заключить перемирие с Фрасибулом и милетянами на время, пока он не отстроит храма. Когда царский посол прибыл в Милет, Фрасибул придумал следующую хитрость. Он приказал весь хлеб, что был в городе (и его собственный и отдельных граждан), снести на рыночную площадь и велел милетянам по данному знаку начинать веселые пирушки с песнями.

Сделал это Фрасибул для того, чтобы глашатай из Сард, увидев огромные кучи хлеба, наваленные на площади, и людей, живущих в свое удовольствие, сообщил об этом Алиатту. Так оно и случилось. Вестник увидел все, что ему хотели показать, и затем, передав поручение лидийского царя Фрасибулу, возвратился в Сарды. Узнав от него о благоденствии милетян, Алиатт потерял надежду покорить их. Ведь он рассчитывал только на то, что в Милете сильный голод и что измученный народ дошел до предела несчастья. Поэтому был заключен мир, по которому прежние враги вступили в дружбу и союз друг с другом. Алиатт же воздвиг вместо одного храма Афине два и исцелился от своего недуга.

10) Милет в эпохи распрей и процветания

После тирании Фрасибула Милет в течение многих лет раздирали гражданские распри. Борьба шла между двумя основными партиями. Одну из них – партию Богатства – составляли люди зажиточные, а другую – партию Кулачного боя – средние слои населения и бедняки. Соперничество между ними носило чрезвычайно ожесточенный характер. На протяжении первой половины VI в. до Р.Х. к власти дважды приходили тираны – сначала Фоант, а потом Дамасенор. Однако никаких подробностей об их правлении история не сохранила. Однажды, изгнав богачей, представители народа собрали на гумне их детей и, загнав туда стадо быков, потоптали и погубили их самым противозаконным образом. В свою очередь богатые, одержав в следующий раз победу, всех своих противников, кого только смогли захватить, облили смолой и вместе с их детьми сожгли.

Наконец паросцам удалось примирить враждующие партии. Произошло это следующим образом. Милетяне отправили посольство на Парос и пообещали подчиниться любому решению третейского суда, лишь бы он положил конец бесконечной вражде. Паросцы согласились быть посредниками. Когда их знатнейшие люди приплыли в Милет и увидели дотла разоренных жителей, они объявили, что прежде чем выносить свое решение, желают обойти окрестные поля. После этого паросцы обошли всю милетскую область из конца в конец. И если им случалось заметить в опустошенной стране хорошо возделанный участок, они записывали имя хозяина. Впрочем, таких участков им удалось найти совсем немного. По возвращении в город паросцы созвали народное собрание и передали управление городом тем немногим хозяевам, чьи участки были хорошо возделаны. При этом послы рассуждали так: раз эти хозяева посреди всеобщей смуты сумели так хорошо позаботиться о своем достоянии, значит им вполне по силам принять попечение об общем благе в период мира! И действительно, под управлением этих людей горожане забыли о былой вражде, и Милет в короткое время превратился в богатый, цветущий город – подлинную жемчужину Ионии. Во второй половине VI веке до Р.Х. Милет считался одним из самых богатых городов греческого мира. Роскошь местных жителей вошла даже в пословицу. Здесь, как позже в Афинах, жили люди из разных стран. Милетяне сами много путешествовали и первыми из всех греков ознакомились с достижениями великих восточных культур, а потом сами научили греков египетской геометрии и вавилонской астрономии.

11) Колонии на Геллеспонте и Пропонтиде

В описываемую эпоху Милет был важным политическим, военным, торговым и культурным центром греческого мира. Но из всех великих деяний, совершенных жителями этого города, современники и потомки величайшим считали выведение ими огромного числа колоний. И действительно, в этом отношении «жемчужина Ионии» не знала себе равных. Одни древние историки пишут, что Милет являлся метрополией более чем семидесяти колоний, а другие – доводят число основанных им городов до сотни.

Колонизация Милета развивалась в основном на северо-запад. Если двигаться в этом направлении, то прежде всего города милетян встречались по берегам Геллеспонта – извилистого неприветливого пролива, отделявшего Европу от Азии. При длине в 64 км Геллеспонт имеет среднюю ширину около 1,6 км. Он изобилует скалами и бурлящими течениями, которые врываются в него из Черного моря.

На азиатском берегу Геллеспонта между 680 и 652 гг. до Р.Х. милетяне с разрешения лидийского царя Гигеса основали Абидос. Напротив него, на европейском берегу, находился Сест – самый лучший и богатый из всех греческих городов на полуострове Херсонесе Фракийском. В нескольких десятках километров севернее располагалась еще одна пара городов: на азиатском берегу находился Лампсак (он был основан около 654 г. до Р.Х. фокейцами), а на европейском – Каллиполь. Последний находился на мысе, далеко выдающемся в сторону Азии, так что переправа между городами составляла не больше 80 м. Чуть дальше лежал Приап – приморский город и гавань. Вот какие города были у милетян в этом проливе.

Через Геллеспонт из Эгейского моря попадали в Пропонтиду (ныне это Мраморное море). Слово «Пропонтида» можно перевести как «Предморье». Такое имя было дано ей в виду самого географического положения в качестве «предверья» более просторного моря – Понта Эвксинского (ныне это Черное море). В длину Пропонтида имеет 280 км, а в ширину – 64.

Самым важным центром на Пропонтиде был основанный милетянами Кизик. Город появился здесь еще в 756 г. до Р.Х. Около 695 г. до Р.Х. его до основания разрушили киммерийцы. Однако в 675 г. до Р.Х. милетяне вновь отстроили Кизик, который с тех пор стал быстро расти и развиваться. Город получил свое название по имени большого плодородного острова. Построив две параллельные дамбы и укрепив их песчаными насыпями, греки превратили его в полуостров. Кизик возник на острове возле самых дамб. Одна его часть находилась на ровном месте, а другая – у горы. Поблизости располагались две великолепные гавани, которые могли запираться и вмещали более 200 корабельных доков. Большой доход горожанам помимо торговли приносила ловля тунца. Изображение этой рыбы позже украшало городские монеты.

12) Колонии на Понте Эвксинском

Из Пропонтиды через узкий пролив Боспор Фракийский милетяне проникали в Черное море. Греки называли его Понтом Эвксинским, то есть «Гостеприимным». Говорят, что это название заменило собой более раннее – Понт Аксинский, означавшее прямо противоположное, а именно «Негостеприимное море». Прежде всего милетяне обосновались на его южном побережье. Здесь было много плодородных хорошо орошаемых долин с мягким климатом и тучных пастбищ. На прибрежных горах рос прекрасный корабельный лес. Недра были богаты железными рудами.

Первой милетской колонией, появившейся в этих местах, стала Синопа (основана в 756 г. до Р.Х.). По истечению некоторого времени сами синопцы вывели к востоку от себя колонию Трапезунд, ставшую вскоре вторым по значению греческим городом на южном берегу Черного моря. Колонии милетян на западном и северном берегах появились значительно позже. Помимо дальности расстояния причина этой задержке крылась в характере местного населения. Ведь соседями греков здесь были не мирные пафлагонцы и фригийцы, а воинственные скифы.

Первой колонией милетян на западном побережье Черного моря стала Истрия, основанная в 657 г. до Р.Х. чуть южнее дельты Дуная (греки называли эту реку Истром). Вскоре по соседству возникли другие города милетян – Аполлония Понтийская (основана в 610 г. до Р.Х.), Одесс и Томы.

На северном берегу Черного моря милетяне появились только в конце VII в. до Р.Х. Их первой колонией здесь стало небольшое поселение на острове Березань, неподалеку от того места, где в Черное море впадали Южный Буг и Днепр. В первой половине VI в. до Р.Х. греки перебрались на материк и основали на правом берегу Буга город Ольвию. Место было очень удобно для жизни: по берегам тянулись прекрасные тучные пастбища, плодородная земля давала прекрасные урожаи, а в устьях обоих рек роились бесчисленные стаи рыб, в том числе огромные осетры, а также тунец и макрель. Не удивительно, что в середине VI в. до Р.Х. Ольвия начала стремительно расти. Причем граждане полиса (общее число их, как считают, могло достигать 10 тыс. человек) селились не только в городе, но также на берегах Бугского и Березаньского лиманов, где появилось несколько десятков небольших городков и сел. Их жители занимались земледелием и выращивали хлеб на продажу. Верховным органом власти было народное собрание граждан, ведавшее всеми важнейшими государственными делами. Дела для рассмотрения в народном собрании подготовлял специальный совет, состоявший из выборных членов и заседавший в храме Зевса. Исполнительная власть осуществлялась коллегиями выборных магистратов, важнейшей из которых была коллегия пяти архонтов во главе с первым архонтом. Архонты могли созывать народное собрание, они ведали внешними сношениями города, наблюдали за государственными финансами и выпуском монеты. Шесть стратегов управляли военными делами. Агораномы осуществляли полицейские функции, следили за порядком в городе, в частности на агоре, за торговлей на рынке, за правильностью мер и весов.

Видимо, в VI в. до Р.Х. милетцы на правом берегу Днестровского лимана основали Тиру, а на противоположном берегу лимана в том же веке возник город Никоний.

Одновременно милетяне осваивали берега Крыма, населенного в то время скифами и таврами. Первой греческой колонией в Крыму стал Пантикапей, основанный около 600 г. до Р.Х. Он возник на месте прежнего киммерийского поселения в области с очень плодородными землями. Кроме продажи хлеба большие доходы городу приносила посредническая торговля с местными племенами. Неподалеку от Пантикапея милетяне в середине VI в. до Р.Х. основали Феодосию. Город занимал плодородную равнину и обладал гаванью, которая могла вместить 100 кораблей. Третьим греческим поселением в этой области стал Нимфей.

Тогда же греки проявили интерес к Азовскому морю (они называли его Меотидой) – хоть и бурному, но чрезвычайно богатому рыбой. Основные их колонии располагались по берегам нынешнего Керченского пролива (греки именовали его Боспором Киммерийским). Главным городом здесь была Фанагория, основанная правда не милетянами, а выходцами из Теоса (в 540 г. до Р.Х.). Зато милетянам принадлежала самая дальняя из греческих колоний в черноморском бассейне – город Танаис, возникший между 625 и 600 гг. до Р.Х. в самом устье Дона. Это был общий торговый центр азиатских и европейских кочевников с одной стороны и прибывавших на кораблях греков – с другой.

Несколько колоний милетян появилось и на восточном, кавказском, берегу Черного моря. Здесь в VI в. до Р.Х. выросли два больших греческих города – Диоскуриада и Фасис. Об истории и даже точном местоположении первого мы фактически ничего не знаем. Фасис был основан в 520 г. до Р.Х. милетянином Фемистагором на плодородной равнине в устье реки Фасис (так греки называли Риони).

13) Навкратис

В годы правления Псамметиха I милетяне на 30 кораблях приплыли в Египет и, высадившись там, построили укрепленное поселение в одном из устьев Нила. С течением времени они поднялись вверх по реке и с разрешения царя основали колонию в египетском городе Пиемро. Это греческое поселение получило название Навкратис. Оно располагалось вблизи египетской столицы Саиса и это очень способствовало его развитию как торгового центра. Процветанию города способствовало и другое обстоятельство: Навкратис был единственным местом во всей стране, где египетские власти разрешали жить и торговать греческим купцам. Если их корабль оказывался в каком-либо другом месте, то нужно было принести клятву, что это случилось неумышленно. Греки вывозили из Египта прежде всего зерно и папирус. Взамен они везли серебро, древесину, оливковое масло и вина.

Хотя Навкратис основали милетяне, он не был колонией какого-то одного греческого города. В его торговле принимали участие несколько греческих государств. Одно из главных местных святилищ – Эллиний, было возведено сообща девятью восточными греческими полисами – четырьмя ионийскими (Хиос, Клазомены, Теос и Фокея), четырьмя дорийскими (Родос, Галикарнасс, Книд и Фаселида) и одним эолийским (Митилена). Кроме того свои обособленные святилища, посвященные Аполлону, Гере и Зевсу соответственно имели Милет, Самос и Эгина.

14) Эфес и его тираны

Вторым по значению ионийским городом в Азии был Эфес, располагавшийся на южной стороне узкого устья Каистра и господствовавший над обширной Колофонской равниной. Его основные городские укрепления располагались на склонах горы Пион. О древнейшей истории Эфеса нам ничего не известно. Власть царей постепенно сменилась здесь господством аристократического рода Басилидов, возводившего свое происхождение к основателю города Андроклу. В первой половине VII в. до Р.Х. Эфес пережил несколько опустошительных нашествий киммерийцев, но сумел быстро восстановиться.

Около 600 г. до Р.Х. господство аристократов оказалось ниспровергнуто тираном Пифагором. Хотя тиран сам происходил из рода Басилидов, положение знати при нем было очень скверным. Пифагор отличался огромной алчностью и нещадно обирал богачей. Сообщают, что он верил любым доносам – лишь бы был повод поживиться чужим добром. Своих врагов он преследовал с неукротимой жестокостью, так что они не могли найти защиты даже в храмах. Наконец Пифагора обвинили в попрании всех божеских и человеческих законов. Дельфийский оракул не захотел его поддержать, и тирания Пифагора пала. Басилиды ненадолго вернулись к управлению государством, но не сумели удержать власть в своих руках. В середине VI в. до Р.Х. в Эфесе правили еще два тирана: Мелас I и его сын Пиндар. Последний отказался от власти по требованию лидийского царя Креза.

15) Храм Артемиды

Когда первые греческие поселенцы прибыли в устье реки Каистр они обнаружили небольшой огражденный участок со священным деревом, где местные жители совершали поклонение богине, именовавшейся ими «владычицей зверей». Ионийцы отождествили эту неведомую богиню с покровительницей охоты Артемидой и построили в честь нее небольшой храм. Затем, во время войн с киммерийцами, древнее святилище погибло.

При тиранах Меласе I и Пиндаре, в 560–550 гг. до Р.Х., эфесцы приступили к возведению нового храма. Считается, что это было первое монументальное сооружение в греческом мире, построенное целиком из мрамора. Строительством руководили критские зодчие Херсифрон и Метаген. Ширина здания составляла 51 м, а длина – 105 м. Крышу поддерживали 127 восемнадцатиметровых колонн. Впрочем, храм еще не был полностью каменным. Для перекрытий и стропил широко использовались деревянные балки, а высокие двустворчатые двери были сделаны из полированного кипариса и отличались богатством золотой отделки. Внутри находилась статуя Артемиды, высотой более двух метров, изготовленная из древесины виноградного куста и облицованная золотом и серебром. В таком виде, радуя и изумляя людей, храм Артемиды просуществовал до 356 г. до Р.Х., пока его не сжег местный житель Герострат (сделал он это, как гласит предание, для того чтобы прославиться; в дальнейшем храм отстроили вновь, а имя Герострата стало нарицательным: так отныне именуют людей, готовых ради славы на самые варварские и безумные поступки).

16) Фокея и ее колония Массалия

Как уже говорилось, Фокея – самое северное из ионийских поселений – возникло на территории, предоставленной эолийским городом Кимой. Однако пахотной земли у местных жителей оказалось мало, и фокейцы едва ли не с первых лет существования города стали промышлять торговлей. В скором времени они стяжали себе славу замечательных мореходов.

Фокейцы первыми среди греков пустились в далекие морские путешествия и первыми достигли территории Кельтики (современной Франции) и Иберии (современной Испании). В Кельтике фокейский купец Протид, приобретя расположение кельтов, живших у Роны (греки называли эту реку Роданом), основал в 600 г. до Р.Х. Массалию. Пришельцы расселились в пределах небольшой территории, имевшей лишь два с половиной км в окружности, – на горном отроге, состоявшем из трех невысоких кряжей у моря. Город располагался в скалистой местности, прикрытой болотами и реками, и был прекрасно укреплен. Вблизи Массалии находился укромный залив с просторной, хорошо защищенной гаванью. Неподалеку располагалось устье Роны.

Первоначально власть в городе принадлежала аристократии и почетные политические права имели очень немногие граждане. Однако люди, не имевшие доступа к должностям, возбуждали волнения до тех пор, пока не добились участия в управлении городом. В итоге в Массалии установилась умеренная олигархия. Все дела находились в руках совета из 600 человек, занимающих эту почетную должность пожизненно. Они назывались тимухами. Во главе Совета стояли 15 человек из числа тимухов. Им была вручена исполнительная власть в текущих делах. Наконец, 3 человека, обладающие высшей властью, председательствовали над этими 15. Однако никто из горожан не мог стать тимухом, если не имел детей или не происходил от лиц, бывших гражданами в течении трех поколений. Законы у массалиотов были ионийскими и строго соблюдались.

Колонисты владели небольшой областью вокруг города, обсаженной оливковыми деревьями. Однако, поскольку гористая местность оказалась не очень плодородной, своего хлеба им не хватало. Поэтому для массалиотов жизненно важное значение всегда имела морская торговля. У них было много кораблей, оружия и инструментов, необходимых для мореплаванья. Благодаря своей доблести они захватили у кельтских и иберийских племен несколько равнин на побережье и вывели туда свои колонии.

17) Крез завершает завоевание Ионии

В середине VI в. до Р.Х., когда царем Лидии стал сын Алиатта Крез, войны между лидийцами и ионийцами возобновились с новой силой. Первый город, против которого выступил царь, был Эфес. Правивший здесь тиран Пиндар не пожелал выполнять требование о добровольном подчинении, и дело дошло до осады. Лидийцы упорно подступали к городским укреплениям. Вскоре одна из башен была разрушена. Тогда Пиндар приказал протянуть веревки от храма Артемиды к стенам и воротам города. Он хотел таким образом показать, что город стал частью святилища богини и всякое посягательство на него равносильно святотатству. Впрочем, эта хитрость не принесла ему никакой пользы. Ведь горожане ненавидели тирана за жестокость и не желали его защищать. Пришлось Пиндару вступить в переговоры с Крезом. Царь пообещал, что ничем не ограничит внутренней свободы Эфеса. Однако горожане должны были согласиться на уплату дани и помощь лидийцам в случае войны. Эфесцам пришлось уступить. После этого Пиндар покинул город и уехал в Пелопоннес, передав правление своему сыну Меласу II. Но очень скоро, около 550 г. до Р.Х., тот также лишился власти.

Подчинив себе Эфес, Крез обратился против других греческих городов на побережье и постепенно покорил всех ионян и эолийцев. Стараясь придать своим действиям видимость законности, царь каждый раз выставлял какой-нибудь повод для нападения. Если можно было подыскать важную причину, то он выдвигал серьезные обвинения. Когда таковой не находилось, он довольствовался любым, даже самым ничтожным предлогом.

18) Мир с ионийскими островитянами

Покорив материковых эллинов, Крез всех их заставил платить себе дань. Затем он задумал построить флот и напасть на островитян. И вот, когда уже все было готово для постройки кораблей, в Сарды прибыл известный мудрец из Приены по имени Биант. Крез спросил его: "Что поделывают греки на островах?" А тот ответил: "Царь! островитяне закупают множество коней, собираясь в поход на Сарды против тебя". Крез решил, что Биант говорит правду и воскликнул: "О если бы боги в самом деле внушили островитянам эту мысль – идти на конях против сынов-лидийцев". Он ведь знал, что в конном бою лидийцы непобедимы и греки заведомо обречены на поражение. Тогда Биант заметил: "Царь! Ты, конечно, страстно желаешь, чтобы островитяне со своей конницей попали в твои руки на материке, и к этому у тебя есть все основания. Что же, ты думаешь, желают островитяне, узнав, что ты намерен построить флот против них? Ничего другого, как захватить лидийцев на море и отомстить за порабощение их собратьев на материке!" Крезу понравилась шутка гостя. При всем том он нашел его заключение совершенно правильным и велел прекратить постройку флота. Вместо того, чтобы затевать морскую войну царь вступил с ионийскими островитянами в дружбу и в дальнейшем мог пользоваться их поддержкой.

19) Начало персидских завоеваний

В 547 г. до Р.Х. началась война между Лилией и Персией. Персидский царь Кир II послал вестника к ионийцам, побуждая их отпасть от Креза. Ионийцы, однако, отказались. Они верили в могущество лидийского царя, с которым к тому же у них сложились неплохие отношения. Только милетяне заключили союз с персами и, как оказалось, поступили дальновиднее всех остальных.

Тотчас после покорения Лидии персами ионийцы и эолийцы отправили вестников в Сарды к Киру. Они объявили, что желают подчиниться персам на тех же условиях, как ранее Крезу. Выслушав их предложение, Кир рассказал такую басню: «Какой-то флейтист увидел в море рыбу и принялся играть на флейте, надеясь, что рыба выскочит на сушу. Обманувшись в своих ожиданиях, он закинул невод, поймал много рыбы и вытащил ее на берег. И вот, увидев бьющуюся в неводе рыбу, он сказал: "Когда я вам играл, тогда бы и плясали, а теперь уже поздно!"» Эту басню Кир рассказал ионийцам и эолийцам потому, что те прежде отклонили его предложение отложиться от Креза, а теперь, когда все было уже кончено, изъявили готовность подчиниться победителю.

Таким образом, грекам было отказано в мире. Но сам Кир не стал с ними воевать. Ведь у него были более серьезные противники: Вавилония, живущие в Средней Азии саки и бактрийцы, а также египтяне. Против этих народов Кир решил выступить лично, а против ионийцев послал мидийца Мазареса. Тот успел подчинить Приену и разграбить долину Меандра, но вслед затем занемог и скончался.

20) Переселение фокейцев в Италию

После кончины Мазареса приемником его в должности военачальника стал другой мидиец Гарпаг. Прежде всего он подступил к Фокее и велел передать жителям, что удовольствуется, если горожане разрушат один только бастион на стене и посвятят в знак покорности царю один дом. Фокейцы, которые ненавидели рабство, объявили, что просят один день на размышление. Гарпаг согласился и отвел войско от города. Тогда фокейцы спустили на воду свои 50-весельные корабли, погрузили на них жен, детей, все свои пожитки, а также изображения богов и посвятительные дары из храмов. Погрузив затем и все остальное имущество, они взошли на борт и отплыли на Хиос. Фокею же, оставленную жителями, заняли персы.

Поначалу фокейцы не хотели уплывать далеко. Они надеялись, что хиосцы продадут им Энусские острова, однако те отказали им в этой просьбе, опасаясь, что после поселения фокейцев эти острова превратятся в крупный торговый центр, а их собственный остров из-за этого лишится торговых выгод. Увидев, что с этой стороны им не на что надеяться, греки вернулись в Фокею и перебили персидскую стражу, оставленную Гарпагом. Затем они бросили в море кусок железа и поклялись, не возвращаться до тех пор, пока это железо не всплывет на поверхность. Решено было плыть на остров Корсику (он находился вблизи берегов Италии), где за двадцать лет до этого фокейцы основали колонию Алалия. Но едва корабли двинулись в путь, больше половины граждан охватила мучительная тоска по родному городу и насиженным местам. И вот, нарушив данную клятву, они вернулись назад в Фокею и покорились персам.

Остальные греки исполнили свое намерение. Они перебрались на Корсику и прожили там пять лет вместе с прежними поселенцами. Однако и тут у фокейцев вскоре нашлись новые враги. Это были этруски и карфагеняне. Как те, так и другие привыкли считать Корсику своим владением. Появление здесь большого греческого города шло вразрез с их торговыми интересами. И вот, забыв о прежней вражде, оба народа объединились и выступили на 60 кораблях против фокейцев. Греки также снарядили 60 боевых кораблей и поплыли навстречу противнику. Произошло ожесточенное морское сражение. Фокейцы одержали в нем победу, но 40 из 60 кораблей у них погибло, а остальные 20 потеряли боеспособность, так как у них были отбиты носы. Продолжать войну в таких условиях сделалось невозможно. Возвратившись в Алалию, фокейцы вновь посадили жен и детей на корабли, поплыли в Южную Италию и захватили здесь город Элею. Отныне она стала их новой родиной.

21) Завершение персидского завоевания

Примеру большей части фокейцев, переселившихся из Азии, последователи жители другого ионийского города Теоса. После того, как персы захватили городские стены, все теосцы сели на корабли и отплыли во Фракию. Там они поселились в городе Абдере.

Эти два ионийских города были единственными, которые предпочли лучше покинуть свою родину, чем терпеть рабство. Остальные ионийцы, кроме милетян, вступили в борьбу и доблестно сражались каждый за свой город. Однако все они потерпели поражение и были покорены. (Обычно персы поступали так: они окружали город валом, возводили у стен насыпи, а затем брали его приступом).

На страницу:
6 из 20