bannerbanner
Эффект альтер эго. Ваш скрытый ресурс на пути к большим целям
Эффект альтер эго. Ваш скрытый ресурс на пути к большим целям

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

И тут кто-то спросил, как он помогал выдающимся артистам, с которыми работал, выступать на пике формы.

Реакция Шепа Гордона была честной, резкой и глубокой:

«Я считаю, что каждый человек уникален и не похож на других. Думаю, есть только одно общее правило, которое я пытался внушить всем звездам, будь то шеф-повара или актеры. Если публичный человек позволит себе оставаться собой, то он никогда не будет счастлив. Он никогда не обретет уверенности, потому что если черты собственного характера вложить в персонаж, который тебе понятен, то всегда будешь знать, что он должен делать. И, оказавшись на пресс-конференции, всегда будешь знать, как отвечать на вопросы.

Если же оставаться собой, то никогда не будешь знать ответов. Это очень тяжело. Когда принимаешь это на свой счет, а не на счет персонажа, начинаешь бояться. Если плохая рецензия написана о персонаже, персонаж можно изменить. Если плохая рецензия о тебе, то это порой глубоко ранит. Поэтому я не думаю, что стоит обобщать. Но если уж и делать какое-то обобщение, то скажу: публичный человек всегда должен сознавать, что публика любит не его, а его персонажа. После моего фильма люди подходили и говорили: “Вы самый лучший! Вы невероятный!” Но они не знают меня. Они знают того парня с экрана. Поэтому если можете мысленно дистанцироваться, то это будет лучше всего».


Около пятнадцати человек в зале, которые были знакомы с моей работой, сразу же повернулись ко мне. Я видел, как поражены многие из них. Кто-то ухмылялся и подмигивал. А Джейсон, который на сцене вел интервью, нашел меня взглядом в толпе и покачал головой, словно говоря: «Господи, ты же вечно об этом твердишь!»[19]

Позже мы с Шепом обсудили эту идею, которая оказалась гораздо более универсальной. Она могла приносить пользу не только знаменитостям, звездам шоу-бизнеса и выдающимся спортсменам. Ее можно было использовать не только в свете рампы или на спортивной площадке.

Альтер эго – полезное средство, способное помочь вам, мне и всем остальным стойко справляться с жизненными трудностями и невзгодами. Развивайте свое творческое начало, одновременно защищая хрупкое «я». Точно представляйте, кем вы хотите быть на игровом поле. Эффективность этой системы подтверждают не только тысячи людей, использовавших ее в жизни, но также научные исследования и истории успеха множества людей, о которых я расскажу в своей книге. Я потратил на создание этой системы двадцать лет. И поверьте, она того стоит!

ИСТОКИ

Первым в истории заговорил об альтер эго римский философ и государственный деятель I века до нашей эры Цицерон. В своих трактатах он использовал иной термин – «второе я», «верный друг»[20].

В переводе с латыни «альтер эго» означает «другой я».

На протяжении веков концепция эта неоднократно и значительно менялась. Если вернуться к истокам идеи, то становится ясно, что «верный друг» или «второе я» – термины очень полезные. Если бы Цицерон жил сегодня, он признал бы, что всего лишь придал форму абсолютно естественной части человеческой личности.

Я не изобретал альтер эго, и Цицерон тоже. Единственное, что я сделал, так это создал систему для разработки альтер эго и дал людям ориентиры, с помощью которых можно активировать и использовать все невероятные преимущества эффекта альтер эго. Читая мою книгу, вы узнаете, как разные люди использовали этот эффект для достижения самых разных целей.

Впервые я столкнулся с силой альтер эго еще в юности. Мое детство прошло на ранчо в шесть тысяч акров в канадской провинции Альберта. Я был очень общительным, спортивным мальчишкой и постоянно с кем-то соревновался. Я вечно задирал своих старших братьев, Росса и Райана. Чаще всего в состязаниях я проигрывал, но точно знал, что когда-нибудь сумею их победить, а когда это произойдет, мои победы останутся со мной навсегда.

Чаще всего в состязаниях я проигрывал, но точно знал, что когда-нибудь сумею их победить, а когда это произойдет, мои победы останутся со мной навсегда.

Спорт был моим убежищем. Под маской бойкого мальчишки скрывался страшно неуверенный и охваченный тревогой ребенок. Мой разум постоянно терзался мыслями о том, что думают обо мне другие, как завоевать их сердца, как произвести на них впечатление. Но когда я занимался спортом, эти мысли исчезали, и верх брала моя задиристая натура.

Однако у меня была проблема: я не умел контролировать свои эмоции.

Когда мне было четырнадцать, волейбольная команда нашей школы участвовала в турнире, который проходил в Голден-Прейри, провинция Саскачеван. Во время матча игрок у сетки из команды соперника буквально выводил меня из себя.

Каждый раз, бросаясь отбивать мяч или подпрыгивая, чтобы поставить блок, он намеренно выставлял ногу, стараясь пнуть меня в пах.

Когда это произошло в первый раз, я не обратил особого внимания, решив, что это была случайность. Однако он продолжал вести себя точно так же. Я пожаловался судьям, но мне сразу стало ясно: они не собираются наказывать игрока местной команды. Матч продолжался. Игрок соперника становился все более и более агрессивным. В конце концов, после очередного пинка я взорвался. Когда его нога коснулась земли, я просунул руку сквозь сетку, схватил его за футболку, притянул к себе, выставил кулак, словно заряженный пистолет, и сильно ударил его по лицу через сетку. Он рухнул на землю.

В зале поднялся переполох. Такое часто случается на школьных волейбольных турнирах. Раздались свистки, игроки и тренеры бросились на площадку, товарищи по команде смотрели на меня с недоумением: что это только что было?

В тот же день, когда меня выгнали с турнира, ко мне подошел наш тренер мистер Хендерсон, чтобы поговорить по душам. Он сказал, что эта драка выставила нашу школу в плохом свете. Он говорил о том, что значит «быть настоящим спортсменом», что дракам не место на площадке, что мне нужно кардинально изменить свой настрой. Мистер Хендерсон знал, что я мечтаю когда-нибудь играть за команду колледжа. Он сказал мне: «Тодд, тебя очень трудно тренировать, потому что тебе кажется, что ты уже все знаешь и умеешь. Никому не нравится играть с тобой – ты вечно кричишь и ругаешься, указывая всем на их ошибки. Если ты не изменишься, то тебе придется очень тяжело на выбранном пути».

Мистер Хендерсон стал одним из моих многочисленных наставников в жизни. Вам может показаться, что он повел себя со мной слишком резко. Мы были очень близки, и я его уважал. Но это не означает, что я не стал огрызаться. Я стал.

Как любой хороший тренер мистер Хендерсон не оставил меня наедине с моими проблемами. «Если хочешь достичь своих целей, – сказал он, – тебе нужно научиться справляться с тем, что происходит внутри тебя. В понедельник зайди в школьную библиотеку. Там есть книга, которую тебе обязательно нужно прочитать».

Я послушался и в понедельник взял эту книгу в библиотеке.

Честно говоря, это было ужасно. Но кое-что интересное в книге было – то, что автор писал о разуме. Меня его рассуждения заинтересовали, захотелось узнать больше. Я начал изучать внутреннюю игру, ментальную жесткость и медитацию (в те времена эти слова не имели для меня никакого смысла).

ДРУГОЙ Я

В 1877 году легендарный индейский вождь Сидящий Бык после сражения в Литл-Бигхорн[21] и гибели полковника Джорджа Армстронга Кастера бежал в Канаду. В Канаде индейцев встретила Королевская конная полиция и предоставила им убежище. Сидящий Бык провел в Канаде четыре года, заключая мирные договоры с другими племенами, но потом вернулся в США и сдался. Наша семейная ферма находилась неподалеку от того места, где индейцы ступили на канадскую землю, там, где они охотились и жили. Хотя это никак не связано с моими выходками на волейбольной площадке, к моей книге это имеет непосредственное отношение. Это поможет вам найти источник вдохновения и раскрыть свое «героическое я».

Я рос на ферме и делал все, что поручал мне и моим братьям отец. Мы постоянно что-то копали, натягивали и кочевали по открытой прерии. Во время кочевок мы видели старые «огненные кольца» – места, где индейцы останавливались на ночь. Я часто копал в этих местах в поисках наконечников стрел и других артефактов.

Поскольку история нашего региона очень богата, я заинтересовался культурой коренных народов Америки. Однажды я лежал на диване и читал книгу про ритуальные военные танцы. Их исполняли мужчины племени в огненном кольце. Я узнал, что цель этих танцев заключалась в полном слиянии воинов и духов, которые должны были помочь им в битве. И тут в моей голове все сложилось. Я закрыл книгу и представил, как племя воинов выходит на поле вместе со мной. Я почувствовал поддержку, сосредоточенность и надежную опору. Эта идея породила в моей душе невероятное чувство покоя и целеустремленности.

И тут в моей голове все сложилось. Я закрыл книгу и представил, как племя воинов выходит на поле вместе со мной.

Когда я вышел на футбольное поле в следующий раз, то ощутил себя целым племенем воинов. Я был довольно худосочным мальчишкой, при этом быстрым и энергичным. Мне хотелось играть лучше. Новая идея помогала мне сосредоточиваться, но я хотел большего. И я решил «призвать» игроков, которыми всегда восхищался – легендарного игрока «Чикаго Беарс» Уолтера Пейтона[22] и защитника команды Сан-Франциско Ронни Лотта[23]. Перед играми я брал пять карточек Пейтона и Лотта и раскладывал их по своей футбольной форме. Одну карточку Пейтона я клал в шлем, две – в накладки на ноги. Я представлял, что буду бегать по полю и видеть общую картину так же, как он. Потом я брал карточки Лотта и клал их в накладки на плечи, представляя, что буду отбивать летящие к воротам мячи с тем же мастерством, как и он. После этого я выходил на поле своим альтер эго, этаким Франкенштейном. Идеи я заимствовал из разных источников, но они работали.

И в результате я играл совсем не так, как ожидали от такого тщедушного мальчишки противники. Я сумел добиться своей цели и, поступив в колледж, стал играть в футбольной команде. Впрочем, это не решило всех моих проблем. Мне хватало трудностей и в учебе, и в личной жизни, но на футбольном поле я оставлял их за бортиком. На поле выходил другой я, способный к настоящим спортивным подвигам. Как говорил Шеп, альтер эго стало щитом для моего истинного «я» и дало мне четкое представление о том, как нужно действовать на поле, чтобы победить.

ЗАГАДКИ РАЗУМА

Популярнейший британский актер Роуэн Аткинсон, создатель знаменитого мистера Бина, в школе страдал заиканием. И одноклассники не прощали ему этого недостатка. Учась в школе, а затем в Оксфордском университете, где он получил диплом инженера-электрика, Аткинсон открыл нечто важное. Еще в школе мальчишка-заика заинтересовался театральным искусством.

23 августа 2007 года журналист из Time спросил Аткинсона, заикается ли он до сих пор. Актер ответил: «Заикание приходит и уходит. Когда я играю не себя самого, все проходит. Наверное, это связано с моим страстным желанием заниматься тем делом, которое я для себя выбрал».

Опыт Аткинсона отражает удивительную особенность человеческой природы. Пока что мы многого не понимаем в работе мозга. Мы все еще пытаемся создать карту «неведомой страны». Но мы знаем, что наше воображение обладает колоссальной силой и способно создавать для нас новые миры и новые возможности – нужно лишь верно его направить и использовать.

Воображение обладает колоссальной силой и способно создавать для нас новые миры и новые возможности – нужно лишь верно его направить и использовать.

Я расскажу вам о спортсменах, которые изменили саму физику своих выступлений, обратившись к своему «другому я». Это происходило несмотря на то, что их родители тратили тысячи долларов на тренировки, которые не могли решить проблем. Такова загадка разума… Впрочем, есть и другие теории, объясняющие подобный феномен.

ДРУГОЕ МЕСТО. ДРУГОЕ ВРЕМЯ. ТОТ ЖЕ МЕТОД. И ДЖОНИ ЖАК

Я мысленно возвращаюсь в свою молодость. Тогда я снова обратился к концепции альтер эго, хотя называл ее иначе. В свободное время я начал заниматься тренировкой спортсменов. Благодаря рекомендациям мне удалось добиться успеха, но поддерживать репутацию было трудно. Я знал, что могу помогать людям, но никак не мог закрепиться на этом рынке. Меня мучило осознание собственной молодости. Я боялся, что никто не будет воспринимать меня всерьез. Ведь чтобы тебя воспринимали всерьез, тебе должно быть лет сорок, не меньше. (Тогда я был твердо убежден, что сорок лет – это гарантия уважения. Не спрашивайте меня, почему я так думал, потому что это полная чушь.) Не способствовало успеху и то, что сам себе я все еще казался двенадцатилетним.

Как-то днем, когда я занимался «самоподавлением», то есть уклонялся от работы, которую нужно было сделать, по телевизору шел выпуск программы Опры Уинфри[24], изменивший мою жизнь. Был 1997 год. Джони Жак[25] рассказывала зрителям, как купила туфли Опры на благотворительной распродаже, и это изменило ее жизнь. Она сказала: «Я купила туфли. Они мне страшно нравились. Я поставила их в своей спальне. И когда мне становилось безумно тяжело и я не могла найти, с кем поговорить, я доставала эти туфли и…»[26]

Опра перебила ее: «Она надевала мои туфли. Она становилась на мое место. А теперь она говорит, что ей уже не нужно чувствовать себя на моем месте, потому что она нашла свое».

Позже Джони сказала: «Надев эти туфли, я почувствовала, что весь груз этого мира спадает с моих плеч. И тогда моя жизнь полностью изменилась».

В этот момент у меня в голове что-то щелкнуло. Я вспомнил альтер эго, которым пользовался на спортивных площадках. Джони сделала нечто подобное. Я почему-то даже не думал, что этот подход можно использовать в бизнесе. Но ведь мир – это большая спортивная площадка, на которой выступаем все мы.

Пара туфель помогла Джони почувствовать себя более уверенно. И я сразу понял, что мне нужно использовать альтер эго, чтобы утвердиться в бизнесе. В моем детстве все умные и уважаемые люди, которых я знал, носили очки. В детстве у нас формируются убеждения и представления об окружающем мире, которые влияют на наши мысли и поведение всю оставшуюся жизнь. Для меня серьезность и ум оказались неразрывно связанными с очками.

И я подумал: «А что, если мне носить очки?» Как бы глупо это ни казалось, но я решил попробовать. Я считал, что люди в очках выглядят умными и серьезными. А раз я так думаю, то, возможно, и потенциальные клиенты считают так же. Я прочел немало научных статей, где говорилось, что людей в очках обычно считают честными, предприимчивыми, умными и надежными[27].

Даже адвокаты предлагают своим клиентам приходить на процесс в очках. Адвокат Гарви Словис писал в журнале New York: «Очки смягчают внешность. Сразу кажется, что такой человек не способен совершить преступление. Я вел сложные процессы с обилием доказательств. Но мои клиенты приходили в очках, и присяжные становились на их сторону. Очки создают своеобразную защиту»[28].

Выяснилось, что один из самых уважаемых людей ХХ века, Мартин Лютер Кинг-младший[29], носил очки без диоптрий. Кумир миллионов носил очки, потому что ему казалось, что в них он «внушает больше доверия»[30].

Великие люди тоже пользовались эффектом альтер эго и делали это осознанно.

Очки на переплете этой книги похожи на очки Кларка Кента и на мои тоже. Но для меня это очки доктора Кинга. Это напоминание о том, что великие люди тоже пользовались эффектом альтер эго и делали это осознанно. Идеи меняют мир. Возможно, тот, кто читает эту книгу, может быть, даже именно вы, почувствует ветер перемен, изменится внутренне и совершит нечто великое.

В следующей главе я расскажу вам о научных основаниях того, что я называю тотемом или артефактом. Этот тотем используется для активации вашего альтер эго.

Посмотрев программу Опры с Джони Жак, я отправился в оптику и купил очки без диоптрий, чем очень изумил работников.

– Вы уверены, что хотите купить очки без диоптрий? – спросили меня.

– Да, именно такие.

– Но ведь у вас прекрасное зрение. Зачем вам очки?

– Потому что я такой странный человек! Вы можете продать мне их?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Японская компьютерная игра, посвященная американскому футболу, в которой использованы реальные команды и игроки Национальной футбольной лиги. (Все примечания редактора имеют пометку «Примеч. ред.». Примечания без пометки являются авторскими.)

2

Винсент Эдвард «Бо» Джексон (род. 1962) – известный игрок в американский футбол и бейсбол. (Примеч. ред.)

3

Кристофер Рив (1952–2004) – американский актер и режиссер, получивший мировую известность после исполнения роли Супермена в фильме 1978 года. В 1995 году упал с лошади на скачках, сломал шейные позвонки и остался парализованным. (Примеч. ред.)

4

Кристофер Джулиус «Крис» Рок (род. 1965) – известный американский актер и стендап-комик. (Примеч. ред.)

5

Реджис Филбин (род. 1931) – американский актер и телеведущий. Наибольшую популярность ему принесло ведение шоу «Кто хочет стать миллионером?». (Примеч. ред.)

6

Дуэйн Дуглас «Скала» Джонсон (род. 1972) – известный американский рестлер и киноактер. Снимался в фильмах «Царь скорпионов», «Геракл», «Форсаж» и др. (Примеч. ред.)

7

Уиллард Кэрролл (Уилл) Смит (род. 1968) – популярный американский актер и хип-хоп исполнитель, снимался в фильмах «Люди в черном», «Отряд самоубийц», «Аладдин» и др. (Примеч. ред.)

8

Дайан Сойер (род. 1945) – американская тележурналистка, ведущая программы «Доброе утро, Америка» на канале ABC. (Примеч. ред.)

9

Бенджамин Стиллер (род. 1965) – американский комический актер, снимался в фильмах «Образцовый самец», «Знакомство с родителями», «Знакомство с Факерами» и др. (Примеч. ред.)

10

Джеймс Маршалл (Джими) Хендрикс (1942–1970) – выдающийся американский рок-музыкант: гитарист-виртуоз, певец и композитор. (Примеч. ред.)

11

Элис Купер (настоящее имя Винсент Дэймон Фурнье) (род. 1948) – выдающийся американский рок-певец, одним из первых включивший в шоу тяжелого рока элементы ужаса (шок-рок). (Примеч. ред.)

12

Тедди Пендерграсс (1950–2010) – американский певец. (Примеч. ред.)

13

Лютер Вандросс (1951–2005) – американский соул-певец, обладатель восьми премий «Грэмми». (Примеч. ред.)

14

Рэчел Уэлч (род. 1940) – американская актриса, популярная в 1970-е годы, снималась в фильме «Миллион лет до нашей эры» и др. (Примеч. ред.)

15

Джулиус Генри «Граучо» Маркс (1890–1977) – американский комический актер, стал популярен в составе труппы «Братья Маркс», затем занялся индивидуальной карьерой. (Примеч. ред.)

16

Эмерил Лагасс (род. 1959) – знаменитый шеф-повар франко-канадско-португальского происхождения, ведущий кулинарных шоу на телевидении, владелец ресторана высокой кухни «Эмерил» в Новом Орлеане. (Примеч. ред.)

17

Даниэль Булю – знаменитый шеф-повар из Нью-Йорка, владелец сети ресторанов, главный из которых – роскошный ресторан «Daniel», имеющий три звезды рейтинга Мишлен. (Примеч. ред.)

18

Вольфганг Пак (род. 1949) – австрийский шеф-повар, владелец ресторанов Spago в Лос-Анджелесе, ведущий кулинарных шоу, официальный повар бала на церемонии вручения «Оскара». (Примеч. ред.)

19

Если хотите увидеть этот фрагмент, загляните на AlterEgoEffect.com/shep.

20

Collins English Dictionary – Complete and Unabridged, 10th ed. (London: William Collins, 2009), retrieved January 13, 2013.

21

Сражение у реки Литл-Бигхорн между индейским союзом лакота – северные шайенны и Седьмым кавалерийским полком армии США произошло 25–26 июня 1876 года. Оно закончилось полной победой индейцев, уничтожением пяти рот американского полка и гибелью его командира Джорджа Армстронга Кастера. (Примеч. ред.)

22

Уолтер Джерри Пейтон (1953–1999) – профессиональный игрок в американский футбол. В 1993 году введен в Зал славы профессионального футбола. (Примеч. ред.)

23

Рональд Мэндел Лотт (род. 1959) – профессиональный игрок в американский футбол. Играл за команды Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Канзас-Сити. В 2000 году введен в Зал славы профессионального футбола. (Примеч. ред.)

24

Опра Уинфри (род. 1954) – американская телеведущая, общественный деятель и медиамагнат. Получила известность как ведущая ток-шоу «Шоу Опры Уинфри», владеет собственной киностудией, журналом, кабельным телеканалом. (Примеч. ред.)

25

Джони Жак прославилась в США как «девушка в туфлях Опры». Она мечтала получить высшее образование. В 2009 году она окончила Университет Индианы, стала работать с детьми с особенностями развития и написала книгу. (Примеч. ред.)

26

The Oprah Winfrey Show, episode 516, “How a Pair of Oprah’s Shoes Changed One Woman’s Life,” aired September 19, 2015, http://www.oprah.com/own-where-are-they-now/how-a-pair-of-oprahs-shoes-changed-one-womans-life-video#ixzz5Kh8Czoef.

27

M. J. Brown, E. Henriquez, and J. Groscup, “The Effects of Eyeglasses and Race on Juror Decisions Involving a Violent Crime,” American Journal of Forensic Psychology 26, no. 2 (2008): 25–43.

28

Mike Vilensky, “Report: People Wearing Glasses Seem Like People You Can Trust,” New York magazine, February 13, 2011, http://nymag.com/daily/intelligencer/2011/02/nerd_defense.html.

29

Мартин Лютер Кинг-младший (1929–1968) – американский баптистский проповедник и общественный деятель, лидер движения за права афроамериканцев. Выступал за защиту гражданских прав с помощью ненасильственного сопротивления. Лауреат Нобелевской премии мира 1964 года. (Примеч. ред.)

30

Выставка «Наследие мечты» (Legacy of a Dream), проводимая совместно с Центром Кинга, разместилась в аэропорте Атланта-Хартсфилд. В одной витрине выставлены очки без диоптрий, которые Кинг носил, чтобы выглядеть более серьезным, деловым человеком.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2