Полная версия
Азбука православного воспитания. Опыт современной семьи
Благочестия правила
Приучая наших детей к правилам благочестия, не будем забывать, что все же – это внешние проявления внутреннего состояния и внутренней жизни христианина. Уделяя первостепенное внимание главному – правильному внутреннему устроению наших детей, увидим их и внешне благочестивыми, и это будет закономерным следствием внутреннего благочестия. Культивируя же внешнее благочестие, рискуем взрастить вялость веры, теплохладность, а то и двойную жизнь, к которой многие дети склонны: дома и в церкви – «ангелочек», а в школе и на улице – «вождь краснокожих».
Ближнего немощи
Постараемся научить свое дитя в первую очередь обращать внимание на свои недостатки, в будущем это сослужит ему добрую службу. Снисхождение к немощам ближнего будем воспитывать с самого раннего возраста, ведь это и есть начатки любви к ближнему, любви Христовой.
Богатство
Мы, православные, богаче всех на свете – наше богатство огромно, это величайший и значительнейший дар Божий – ВЕРА!
«Писание называет достаточных людей только распорядителями имущества, которое принадлежит Богу, получается, распорядителями на время, чтобы они распоряжались по воле Божией. Евангелие называет земное достояние неправедным и чужим, а небесное – истинным и собственностью человека» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
«Если родители трудятся и откладывают немного денег, чтобы построить для детей дом или оплатить их обучение, то это не только не грех, но они и призваны так поступать… Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, по отсутствию веры в промысл Божий» (афонский старец Паисий).
(См. Бедность, Деньги карманные)
Богослужение домашнее
Большая радость, когда домой к нам приходит священник, а еще бо́льшая радость – когда это духовник, любимый батюшка! Хотя священники – люди очень занятые, они охотно соглашаются прийти к нам, чтобы освятить наше жилище, отслужить дома молебен, причастить больного. Все это – моменты так называемого домашнего богослужения, когда сама Церковь приходит к нам в дом в лице священнослужителя. Постараемся, чтобы и наши дети были в это время дома и приняли в происходящем живое участие. После освящения или молебна можно предложить батюшке пообедать вместе со всей семьей или попить чаю. Такие дни домашнего богослужения надолго запоминаются и помогают преодолеть детям смущение, возникающее иногда при общении со священником, стать ближе к Церкви, к Богу.
Богослужение церковное
Слава Богу, если мы имеем возможность «с пеленок» приносить наше дитя в храм Божий! Тогда, если по мере физического и духовного возрастания ребенка и возможны периоды нежелания посещать богослужения, то, как правило, – это временное явление, потом ребенок снова будет ходить в церковь, возможно, уже самостоятельно, что будет великим для нас утешением. Сложнее обстоит дело, если мы сами недавно начали приобщаться к церковной службе и порой не находим в себе сил регулярно и от начала до конца присутствовать на богослужении, да еще и с детьми. Однако, делать нечего – «Царствие Небесное силою берется, и прикладывающие усилия восхищают его», – придется потрудиться! Вот наступает воскресенье – мы с трудом просыпаемся, а наш замученный ранним вставанием в школу ребенок спит сладким сном, сегодня у него единственный выходной и, может быть, единственный шанс выспаться. Обычно детки, хотя и с трудом, но просыпаются и безропотно, да еще и натощак (ведь сегодня будем причащаться!) идут с нами в церковь. На улице мороз, темень, вьюга – типичные атрибуты раннего утра Рождественского поста. Жалко детей? Несомненно, но вот тут-то придется эту жалость к ним, а заодно и к себе, побороть по одной простой причине – пока идут, надо идти вместе. А наступит время, по опыту – в возрасте около 12 лет, и уже могут не пойти, и не заставить будет, потому что наша совесть будет подсказывать, что насильно в церковь тащить ребенка нельзя – можно надолго отбить у него охоту и к богослужению, и к молитве, дав питательную среду духу противоречия, который вообще имеет в детях большую силу.
Вот тогда потребуется от нас мобилизация (возможно, на протяжении многих лет) всех наших воспитательных способностей: любви, терпения, чувства меры, деликатности, настойчивости, такта, собственной веры. Главное – не перестараться, но и не отступать. А самое главное – не забывать просить помощи у Бога, не ослаблять молитвы за детей, и чем больше они нас будут огорчать и не слушаться, тем сильнее и горячее должна быть наша родительская молитва, пусть даже и своими словами, например: «Господи, помоги нам завтра пойти на литургию всем вместе, всей семьей!» Возможно, для подросших детей, отказывающихся каждое воскресенье бывать в храме, частоту и регулярность посещений богослужения потребуется согласовать с духовником.
Девочки, как правило, в храме ведут себя спокойно, а вот за иными мальчиками нужен глаз да глаз. Не будем поощрять громкие разговоры, хождение и бегание по храму. Если видим, что ребенок устал и плохо воспринимает службу – пусть посидит, хотя бы и просто на полу рядом с нами. С особо непоседливыми и шаловливыми детьми займем место поближе к притвору, чтобы не мешать другим молящимся, а то и выведем расшалившегося ребенка и сделаем ему внушение. Если видим, что ребенок сегодня в спокойном настроении – встанем поближе к Царским вратам, там ему будет интереснее, все сумеет хорошо разглядеть и услышать, и баловаться будет некогда.
Хорошо, если семейная трапеза после причастия будет праздничной, необычной, даже если нет праздника – можно приготовить что-нибудь вкусненькое, в какой-то мере это сгладит у детей трудности пребывания в храме. Главное же: будем верить, что Господь не оставит наши старания и усилия наших детей, и со временем мы увидим благой результат посещения храма, участия в богослужении.
(См. Молитва церковная, Благочестие родителей, Храма посещение)
Богохульство
Довольно распространенное, наряду со сквернословием, явление среди сверстников да и среди взрослых, окружающих наших детей. Чужих детей мы все равно не сумеем от него отучить, а вот своих обязаны научить правильно к нему относиться: «Если кто-то рассказывает богохульные истории, анекдоты, делится впечатлениями от богохульных фильмов – он тебе не компания. Если слышишь такие разговоры – нужно уйти или отойти подальше (с дня рождения, с совместной прогулки, от компании на переменке), а если уйти нельзя (из автобуса или из электрички) – то опустить глаза и не смотреть на произносящих богохульства людей и молиться (по возможности, конечно, если ребенок уже умеет самостоятельно молиться). В споры и пререкания вступать не надо». Часто дети проявляют необоснованную жестокость: «Ах, тебе это не нравится? Замечательно – нарочно будем травить тебя этими рассказами!» Не будем требовать от своих детей прилюдного исповедничества, вспомним, давно ли сами без стеснения стали осенять себя крестным знамением, проходя или проезжая мимо храма.
Болезни
Мимолетные простуды и прочие легкие недомогания дети воспринимают обычно как возможность отдохнуть от школы. Пусть так, хотя отдых этот не должен затягиваться. Но болезни детей серьезные – продожительные, приводящие на больничную койку, а то и к инвалидности, тяжелые травмы и инфекции (особенно свирепствующие сейчас дифтерия и вирусный гепатит) – обязательно должны заставить нас задуматься, чем вызвано такое явное посещение Божие.
Нам, конечно, жалко своих больных детей, болит душа за их будущее, которому может повредить серьезная болезнь, мы всем готовы пожертвовать, лишь бы дети не болели. Самое непростое – считать болезнь, по слову святых отцов, не наказанием, а вразумлением, заботой Божией о наших детях, посещением Божиим. А уж если наказанием – то не детям, а нам, за наши беззакония. По святооческому учению дети, особенно маленькие, чаше всего страдают именно за грехи родителей. Усиленным самоанализом, своей искренней горячей исповедью и причащением Святых Таин, невозвращением к своим прежним, привычным грехам поможем нашим больным детям. Будем благодарить Бога, что не случилось с нашим ребенком чего-либо еще более худшего и страшного, станем усиленно молиться о здравии болящего (особое внимание уделяя поминовению о здравии на проскомидии, на общем молебне, молитве по соглашению).
Если нам кажется, что причины болезни – в самом ребенке, в его греховной жизни, то, посоветовавшись с духовником, постараемся сформировать у чада правильное отношение к его такому бедственному состоянию. При этом будем поступать сообразно духовному возрасту ребенка, чтобы не создать у него неверного понятия о Боге как о злой силе, способной насылать разные болезни. Зачастую болезнь является для нашего ребенка первой настоящей скорбью, жизнь перестает казаться ему только безоблачной и безмятежной.
«Святая Истина, Слово Божие говорит: многими скорбями подобает нам в нити в Царствие Божие. Скорби – особливо удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, – участок скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Весы – у Бога!» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
Прп. Амвросий Оптинский писал родителю, у которого тяжело болело дитя: «Как ни велики страдания дочери вашей, малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников; если же сравняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат (что же тогда говорить про наше время! – Сост.); и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки до́лжно знать, что райское блаженство никому не дается без страданий. Посмотрите: и грудные младенцы без болезней ли и страданий переходят в будущую жизнь?.. ‹…› Советую вам приобщать болящую дочь с предварительной исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди».
(См. Благодарение, Молитва по соглашению)
Быт семьи
Бытовая сторона жизни семьи – зеркало ее внутреннего духовного климата. Собственно, организация быта и семейного хозяйства предельно проста: каждый член семьи имеет свои обязанности и по мере их выполнения помогает другим. Перекладывать свои дела на других, отказываться от обязанностей – значит перегружать других членов семьи, нарушать общую гармонию отношений, достигаемую, порой, с большим трудом. Пусть с самого раннего возраста наши дети участвуют в общем хозяйстве, а пренебрежение простыми просьбами вынести мусор или купить хлеба со ссылками на усталость и занятость пусть разбивается о нашу непреклонность: мусор вываливается из ведра – потерпим до завтра, нет хлеба – поедим сегодня так. Здесь лучше не отступать, ну разве в случае болезни ребенка. Нельзя забывать и о том, что как организован быт, так будет организовано и воспитание, а воспитание без организации – безуспешная трата времени.
В
Валеология
Новый «предмет», усиленно внедряемый в различные звенья российской системы образования под видом «науки о здоровье». Валеология представляет собой псевдонаучную смесь астрологии, пропаганды секса, культа тела, оккультизма, «нетрадиционных» методов оздоровления тела и гимнастик, медитации, йоги, колдовства, разнообразных суеверий и изврашений под маской безобидных советов по ведению здорового образа жизни. Является частью глобальной программы манипулирования сознанием подрастающего поколения, подготовкой молодежи к принятию «новой мировой религии» и «нового мирового порядка».
Вот высказывания ведущих российских адептов валеологии: «То, чему учат наших детей в школе, уже давно никому не нужно, только мы этого никак понять не можем» (д.п.н. Л.Г. Татарникова); «Учитель-предметник нужен лишь в старших классах, до этого момента необходим учитель-педагог. Знание физики, математики совершенно не актуально до определенного момента» (Г.К. Зайцев).
Вальдорфская педагогика
В части российских школ вводилось преподавание по системе так называемой «вальдорфской педагогики», основателем которой является создатель антропософии оккультист Рудольф Штайнер. Цель этой «педагогики» – раскрытие «тайных сил» в человеческой природе, развитие способностей общения с «духовным миром». Православным христианам, пусть даже поверхностно знакомым со святоотеческой литературой, должно быть ясно, с какой частью «духовного мира» собираются учить общаться наших детей. Красноречиво говорит об этом название издававшегося Штайнером журнала – «Люцифер». Истинная цель секты Штайнера, усиленно старающейся проникнуть в государственную систему образования, – «повести всех участников к совместному переходу порога духовного мира на пути современного посвящения и таким образом распространить свое воздействие вплоть до ангельской (!) сферы». Нет сомнений, что преподавание нашим детям бредовых идей Штайнера о «космических иерархиях», постоянно «наблюдающих за человечеством», о силах «мировой полночи», кармических законах живых звезд и пр. могут нанести непоправимый вред неокрепшим детским душам и умам. С православным воспитанием такая «бесовская» педагогика, конечно, несовместима.
Вера
«Вера – естественное свойство души человеческой, насажденное в ней милосердым Богом при сотворении ее» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
Не имея собственного опыта, наш ребенок верит всему. Взрослые, особенно родители, имеют у него высочайший авторитет. Мы редко задумываемся о том, как мы богаты, ведь наша вера в Бога – самый, наверное, большой Божий дар! Зернышко веры есть у каждого ребенка, наша задача, о выполнении которой придется держать ответ на Страшном Суде, – взрастить это зернышко, чтобы оно принесло плод.
А вот как трогательно описывает Виктор Астафьев первое пробуждение детской веры: «…Но приходило время (вечерело. – Сост.), я помнил, зрел, когда и дню, и свету его оставалось жить лишь мгновение. Саму воронку, этот хрупкий сосудик, как бы раздавливало громадами скал, он вовсе исчезал, становился воздухом, от него оставался один только рожочек, но и рожочек сжимало тесниной тьмы, рассыпало по ущелью осколками, и уже не рожочек, лишь сосулька, вешняя льдинка, вся источенная, готовая вот-вот рассыпаться с неслышным мне звоном, провисала меж сдвинувшихся гор. Совсем-совсем крохотная капелька дрожала, готовая вот-вот сорваться, упасть в бездну ночи, – и тогда уж все, тогда уж не будет никакого дня во веки вечные, тогда покроет всех и вся тьма небесная, только “адовы огни”, коими всех пугает бабушка, будут полыхать из края в край, протыкая пространство, в котором и не поймешь: где верх, где низ, где земля, где небо.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Здесь и далее курсивом выделены слова, которым в книге посвещены самостоятельные статьи.