bannerbanner
Азбука православного воспитания. Опыт современной семьи
Азбука православного воспитания. Опыт современной семьи

Полная версия

Азбука православного воспитания. Опыт современной семьи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Азбука православного воспитания. Опыт современной семьи

© А.Н. Новиков, авторский текст, составление, 2004 г.

© Издательство «Сатисъ», оригинал – макет, оформление, 2004 г.

* * *

Посвящаю родителям – Николаю и Галине


О новой книге и немного о себе

Как родилась эта книга? Просматривая недавно изданный православный педагогический сборник, я столкнулся с печальной, на мой взгляд, закономерностью: практически все материалы по православному воспитанию начинались с отрицательного посыла примерно следующего содержания: «Мы живем в страшное время!..», или: «Мы живем в постхристианскую эпоху!..», или: «Мы ощущаем приближение катастрофы!..», или: «В условиях нашего времени проблемы семьи обострились до крайности!..», или: «Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом!..» и т. п.

Честно говоря, я был обескуражен таким последовательным пессимизмом и задумался: а когда было легко воспитывать детей? Или, скажем так, легче? Может быть, во времена первых христиан? Вряд ли… Во времена гонений Диоклетиана и Нерона? Ну нет… Во времена Крещения Руси? Нет… А, может быть, в «брежневские» времена? Конечно, нет…Так, может быть, во времена расцвета Православия и монашества на Руси? И тут почешешь затылок – кто его знает, может тогдашним родителям тоже было непросто… Да, мир (мiр) сегодня нацелил свое жало на семью, на наших детей – а где в Евангелии сказано, что должно быть иначе? И вообще, где в Евангелии сказано, что нам, православным, намеренным и детей своих увидеть православными, должно быть в этом мире легко? По Евангелию как раз наоборот выходит!

Так почему бы не начать излагать эти несомненно полезные и своевременные мысли о воспитании на жизнеутверждающей ноте, ведь мы – православные (!), а наше Православие – это религия радости и свободы, вера в живое Богообщение и обо́жение, в искупление и Воскресение – так почему же мы должны все это утопить в болоте воспитательной рутины и бытовых проблем?

Я не педагог по профессии, но подумалось, что можно написать о воспитании иначе, в положительном ключе. Вполне естественные сомнения в том, а не будет ли все это обычной графоманией, развеялись, когда стало ясно, что гораздо проще сидеть сложа руки и ждать, когда кто-нибудь напишет на эту тему нечто гениальное, чем написать самому. Получив благословение духовника, взялся за работу. Получилось ли – судить Вам, дорогие читатели.

Форма азбуки, словаря выбрана не случайно: она, на мой взгляд, более живая и конкретная, чем, например, форма рассказа о собственной семье и о воспитании своих детей или форма повествования по темам – «Воспитание дома», «Воспитание в школе», «Воспитание отношений полов» и т. д. Пробуя следовать таким формам изложения, я увидел, что легко впасть в менторство, в формулирование сухих скучных рецептов и, что еще хуже, в слащавое сюсюканье. А этого-то мне как раз и хотелось избежать. Вся книга построена на святоотеческом учении и собственном опыте, без которых, думаю, воспитание невозможно.

А без чего еще оно невозможно? Практика воспитания собственных детей и общения с крестниками позволяет сказать однозначно: воспитание невозможно без любви и терпения, и тысячу раз правы святые отцы, призывающие именно этих даров просить у Господа – ведь как часто нам их не хватает!

* * *

О себе: мне 44 года, по образованию – врач, но последние десять лет работаю над православными книгами. Детей двое, они вполне взрослые: сыну – 22, дочке – 16. Удалось ли воспитать их в вере и благочестии – судить не мне. Жена – тоже врач, готовимся к серебряной свадьбе.

Если удалось помочь Вам задуматься, решить хотя бы один Ваш наболевший вопрос, а может быть, утешить и сохранить надежду в трудной ситуации – буду считать свою задачу выполненной, ведь воспитание (пусть даже и православное) – не догма, в каждой семье свои особенности, радости и огорчения.

Огромная благодарность всем, кто помогал мне работать над книгой, особенно – художнику. Если будут вопросы, пожелания – пишите, с радостью отвечу, адрес – в конце книги.

Искренне ВашАлексей Новиков

Азбука православного воспитания детей

А

Авторитет родительский

«Воспитание детей начинается с самого раннего возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель… Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом… Те родители, у которых дети “не слушаются”, склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание» (А.С. Макаренко).

Макаренко[1] же предостерегает, что самый страшный сорт ложного авторитета – это авторитет подавления.

«Ребенок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребенок все это чувствует, но по-другому, по-своему. Ребята уважают тебя за то, что у тебя есть часы, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, подписываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, – за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых. Намного меньше ребята уважают тебя за образование, в котором всегда усмотрят недостатки: “А вы умеете говорить по-китайски? А считать до миллиарда?” ‹…› Чем больше ты заботишься о поддержании авторитета, тем больше его роняешь; чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь. Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкрасться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблажки, они станут тебя на свой лад уважать» (из книги Я. Корчака «Как любить ребенка»).

(См. Послушание)

Ангел хранитель

«Святая Церковь научает нас, что каждый христианин получает от Бога при святом Крещении святого Ангела хранителя, который, невидимо храня христианина, наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни, напоминая ему заповеди Божии» (свт. Игнатий (Брянчанинов).



Будем стараться как можно раньше научить ребенка молиться своему Ангелу хранителю. Молитва может быть самая простая, например: «Святый Ангел хранитель, моли Бога о мне».

Антоний, митрополит Сурожский

В миру – Андрей Борисович Блюм – недавно почивший в Бозе иерарх Русской Православной Церкви, родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать – сестра композитора А.Н. Скрябина). Раннее детство провел в Персии, где его отец был русским консулом. В 1920 г. семья с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт (в армии был хирургом), тайно произнес монашеские обеты, в 1943 г. был пострижен в мантию с именем Антония. В годы немецкой оккупации – врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны, до 1948 г., продолжал медицинскую практику, затем был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 г. – епископ, в 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы (обязанности которого исполнял уже с 1963 г.). Освобожден от должности по собственному прошению в 1074 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Его книги о молитве, о духовной жизни, о проблемах подрастающего поколения, вышедшие на английском, переведены на многие языки мира. Митрополиту Антонию была присвоена степень почетного доктора богословия Абердинского университета – «за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране» и Московской Духовной Академии – за совокупность научно-богословских, пастырских и проповеднических трудов.

Книги митрополита Антония («О встрече», «Войду в дом Твой», «Таинство любви – беседа о христианском браке», «О молитве» и мн. др.) – настоящая сокровищница православного педагогического опыта.

Архив семейный

Собрание писем, фотографий, видеозаписей, рисунков, газетных вырезок, дневников и других памятных и дорогих сердцу вещей, принадлежащих членам семьи: прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно, детям. В том или ином виде такой архив наверняка есть почти в каждой семье. Он имеет огромное воспитательное значение, являя собой материальное воплощение связи поколений. Возможно, семейный архив находится в беспорядке, тогда необходимо найти время упорядочить его (если возраст детей подходящий – это можно сделать вместе с детьми), выделить для его хранения особое место (полку в шкафу, ящик в столе, коробку). А как хорошо в дни семейных праздников (годовщина венчания, именины) или просто вечерком собраться всем и, перебирая пожелтевшие фотографии или неумелые, такие милые детские рисунки, повспоминать о прошлом, близком и далеком. А прошлое нам забывать никак нельзя!

Аскеза

Подчинение плоти духу с целью очищения души от страстей. Порой мы, недавно пришедшие к вере и к Церкви родители, почерпнув в православной литературе многоразличные сведения об аскетических подвигах, необдуманно стремимся воплотить их в жизнь, волей-неволей вовлекая в это своих детей. «Чтобы непременно спастись, будем молиться – так уж молиться (полностью вычитывая все правила и последования), поститься – так уж поститься (хлеб и вода, и, не дай Бог, молоко или конфеты!)», – думаем мы, забывая об особенностях возраста и возможностях своих чад. На таком самочинном пути возможно полное фиаско: мы не только сами приходим в уныние от невыполнимости поставленных целей, но и дети наши постепенно теряют всякую охоту к молитве, интерес к церковной службе и прочим благочестивым занятиям. Не следует, однако, думать, что аскеза прилична только монахам и умудренным опытом, пожившим людям. Все хорошо в меру; умеренность святые отцы называли «золотым» или «царским» путем. Избежать заблуждений в начале пути, определить приоритеты и меру того или иного аскетического делания помогут советы духовника.

(См. Режим)

Ассоцация холододинамики

Псевдонаучная система, по сути являющаяся сектой, активно внедряющаяся в систему школьного образования и пытающаяся обучить наших детей приемам самогипноза. Сотрудники ее открыто объявляют себя духовными последователями Штайнера (см. Вальдорфская педагогика), суммируя с антропософией мощные психотерапевтические методики, приводящие к зомбированию, другими словами – к одержимости.

Атеизм воспитателя

Велика вероятность, что рано или поздно мы услышим от своего ребенка примерно следующее: «А нам на уроке (биологии, физики, истории, литературы и т. д.) сказали, что Бога нет!» Без паники! Во-первых, очень хорошо то, что наш ребенок делится с нами происходящим в школе, ему не безразлично наше мнение по этому поводу, он ищет у нас поддержки. Если бы он промолчал, было бы гораздо хуже. Во-вторых, нужно понять, что́ это – брошенная вскользь фраза из контекста или целенаправленный атеистический прием, могущий иметь продолжение и последствия? Мимолетные эпизоды с Божией помощью быстро забываются, а в случае, если учитель – воинствующий атеист, не стоит сразу бежать в школу «разбираться» – можно «наломать дров». Лучше попробовать потрудиться: объяснить ребенку, что учитель-то – хороший, и предмет преподает интересно и увлекательно, а то, что Бога для него нет, так это – его несчастье, беда, и его только пожалеть надо, потому что жить без Бога – это все равно, что жить без папы и без мамы, и даже еще хуже. Вообще же стоит всемерно поддерживать у детей авторитет учителей, ведь дети гораздо легче подмечают их недостатки (и как преподавателя, и как человека), нежели достоинства. Найдем же сами и поможем ребенку увидеть эти достоинства в педагоге, и многие «острые углы», в том числе и атеизм или религиозная всеядность (а последнее зачастую хуже первого), сгладятся, будем же великодушны и правильно расставим акценты. В затруднительных ситуациях посоветуемся с духовником.

Б

Бабушка

По традиции – воспитатель внуков, носительница жизненного и педагогического опыта. Счастливы те родители, в семьях которых эта традиция сохраняется хотя бы отчасти и маленькие дети которых находятся на попечении верующей бабушки, чу́дной, ласковой, доброй и одновременно, когда надо, – строгой, бабушки-сказочницы. Чаще всего именно благодаря бабушкам дети в семье получают основы православного воспитания и вырастают, несмотря на последующие жизненные невзгоды и неизбежные искушения, верующими людьми. К сожалению, не только современные родители «с головой» поглощены заботами о хлебе насущном, но и современные бабушки «до последнего» стараются работать, чтобы как-то обеспечить прибавку к скудной пенсии. По этой причине дети недополучают необходимого внимания и примера опытных верующих наставниц. Возможно, в ряде случаев нам стоит подумать, как разгрузить бабушку, чтобы та смогла уделить больше времени внукам. Бывает, правда, что от избытка добрых чувств к внукам бабушки начинают их баловать, и уж, что совсем плохо – развращать, потакая, в буквальном смысле, во всем (иногда это случается, если бабушка осознает, что в свое время была слишком строга со своими детьми). Не случайно многие дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту, хотя и создающий известные трудности в процессе семейного воспитания, всегда находит отзвук в детском сердце, привносит в жизнь ребенка избыток тепла, мудрой доброты, человечности. Часто бывает, что прокурор – родители, а адвокат – бабушка.

(См. Внуков воспитание, Поколения воспитателей, Потворство)

Бедность

Многие из нас сегодня в прямом смысле бедны. И, наверное, не многие в этой бедности виноваты сами. Дети из бедных (или как сейчас принято «культурно» говорить – малообеспеченных) семей, не имея зачастую должной духовной подготовки и крепости, часто чувствуют себя униженно в окружении более обеспеченных сверстников, а порой терпят от них разные унижения и оскорбления. Как объяснить подросшему чаду, что еще одну зиму придется походить в старой куртке или в старых ботинках? Может быть, «извернуться» в очередной раз, и, отложив насущные покупки и платежи, все-таки ублажить ребенка? Можно, конечно, но это не самое главное. Главным будет формирование у себя и у детей правильного, православного отношения к существующему положению. Наше дело – трудиться, а делает этот труд нас богатыми или оставляет бедными, решает Господь, Который все, что происходит с нами, направляет только к нашему благу. И бедность, по Евангелию, – удобнейший путь спасения. И тут многое будет зависеть от нашего умения переносить жизненные невзгоды, создать в семье бодрое и единодушное настроение. Недостаточно материальных благ? – Но никто не лишит нас духовной радости и свободы, которых не имеют обеспеченные, но неверующие люди. Наше богатство несоизмеримо больше и ценнее тех благ, которые дает материальный мир, мир вещей и покупок.

(См. Богатство, Деньги карманные)

«Белая ворона»

Иногда наш ребенок с его неуклюжим и лобовым проявлением церковности выглядит «белой вороной». Все идут на дискотеку – он с нами на всенощную; все едят в школьной «столовке» йогурт и сосиски – наш не ест, так как сейчас пост; все собрались в кружок послушать новый анекдот – наш стоит в сторонке, все решили прогулять нелюбимый урок – наш остается и т. п. С одной стороны – это хорошо, так и должно быть, если дитя наше с Божьей помощью вступило на «узкий путь», но с другой – плохо, если оно станет изгоем и предметом постоянных издевок и насмешек, на которые дети – большие мастера. Мы должны помнить, что главные проявления нашей веры и воцерковленности – внутренние, а внешние – второстепенные, к тому же часто бывающие простой показухой. Многие святые отцы советовали щадить чувства окружающих неверующих людей, скрывая свои достижения и дарования. Этот совет – для взрослых, так тем более надо щадить детей, и своих, верующих, и чужих, неверующих! Нам надо постоянно, исподволь, наблюдать за ребенком, стараясь, чтобы его благочестие было умеренным и ни в коем случае не показным, и чтобы его не «заклевали». Некоторые вопросы следует согласовать с духовником, например: открыто молиться перед едой в школьной столовой или можно помолиться про себя, спускаясь на обед по лестнице; или: возможно ли послабление поста в школе, а дома (в компенсацию этому) – наоборот, бо́льшая строгость. Основная же мысль, которую наше чадо должно усвоить – что и его неверующие одноклассники тоже достойны уважения, хотя и подтрунивают над ним, потому что и они, как и все люди, носят на себе образ Божий, хотя и несколько поврежденный. Видя, что у ребенка непросто складываются отношения в школе, усилим молитву за него.

Беседы

Бесспорно, что воспитание, педагогика – это, прежде всего, практика, действие, поступки, личный пример, и уж потом – слова. Однако, всегда надо найти время побеседовать с ребенком. О чем, когда, как часто – это уже зависит и от возраста, и от характера, и от ситуации в семье и в школе. Либо это шутливый обмен впечатлениями от нового мультфильма, либо это серьезная беседа об успеваемости – не важно, важно, чтобы беседа была по возможности «на равных» и обязательно в мирных, дружеских тонах. Разговаривая с ребенком, деликатно выясняя его проблемы и заботы, помогая совместно выработать решение трудных вопросов, мы укрепляем любовь Христову, основу семейных отношений. Бывает, ребенок замыкается, не хочет делиться с нами школьными и другими новостями, отделывается отговоркой: «все нормально». Не будем напирать на него и навязываться со своими вопросами – пройдет немного времени, настроение изменится и можно будет спокойно и с пользой поговорить. Будем исподволь учить ребенка быть правдивым в своих рассказах, быть хозяином своему слову, уметь им пользоваться, правильно строить фразы и выговаривать слова – все это имеет огромное значение для его будущего.

Бесстрашие

Православие отнюдь не сродни забитости и безответности. Безусловно, не будем поощрять агрессию и безрассудство, столь свойственные подросткам, но наш ребенок должен уметь постоять за себя, преодолеть свой страх перед неожиданным препятствием, и мы должны помочь ему в этом. Будем с малолетства укреплять в нем веру в то, что он – не один, что с ним всегда Господь, и Пресвятая Богородица, и Ангел хранитель, и что помощь Божия оставляет нас только тогда, когда мы сами отказываемся от нее, совершая дурные поступки. Выучим вместе с ним наизусть молитвы его небесному покровителю, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Да воскреснет Бог», 90-й псалом (конечно, в меру возраста). Пусть ребенок всегда помнит, что в опасности нужно, не теряя времени, помолиться. Надежда на помощь Божию укрепит наше дитя в опасности. Воспитанию бесстрашия поможет и так нелюбимое многими «физвоспитание»: дополнительные (к школьным) занятия физкультурой, утренняя зарядка, утренние пробежки, купания, занятия плаванием в бассейне, туристические походы («выходного дня» и многодневные, с палаткой). Постараемся найти время для всех этих занятий вместе с детьми. Одно дело – просто заставлять ребенка делать зарядку или отправить его в поход с классом, и совсем другое – делать ее вместе с ним или самим собрать рюкзак и тоже пойти в поход.

У маленьких детей безобидные ссоры и драки возникают частенько, но чем старше делается наш ребенок, тем больше внимания мы должны уделять воспитанию в нем сдержанности, достоинства, умения уважать другого человека, видеть в нем образ Божий.

Благодарение

«Непрестанно молитесь, за все благодарите», – учит нас св. апостол Павел. Благополучное течение нашей жизни вызывает естественное чувство благодарности Богу за милость к нам. Но вспомним, как мы переносим различные жизненные невзгоды, неудачи, болезни. Первая реакция обычно: «За что, Господи?» Под натиском мирских невзгод наша и без того нетвердая вера слабеет, мы унываем, ропщем. Не имея сил безропотно, с благодарением Богу переносить искушения, мы не сможем привить нашим детям правильного отношения к трудностям, которых с возрастом у них будет все больше и больше. Будем же просить у Бога помощи и благодарить Его не только в радости, но и в горе. Пусть наш ребенок с малолетства узнает историю долготерпения и силы веры праведного Иова и других святых, своей жизнью подающих пример благодарного отношения к промыслу Творца. Пусть чаше звучат в нашем доме благодарственные молитвы, не только в дни радости, но особенно – в дни скорби и болезней. Пожалуется нам чадо на трудности и неприятности – ободрим его и предложим вместе помолиться: «Крепись, сынок (дочка), давай поблагодарим Господа за вразумление: “Слава тебе, Боже наш, слава тебе!”» (А вместе всегда гораздо легче, чем просто сказать ребенку: «Поблагодари Господа», – а самим продолжать заниматься своими делами.)

(См. Болезни)

Благополучие

Полезно ли нашим детям материальное благополучие? На первый взгляд – вроде бы – да: хорошее питание и одежда, занятия в спортзале и в бассейне, укрепляющие здоровье, платное высококачественное образование и т. п. Но с другой стороны, ребенок, живущий в полном довольстве и достатке и не приученный к православному пониманию того, Кто обеспечивает этот достаток, как правило, удален от Бога, и в общем-то, по нашей вине. «Сын мира и века сего, живущий в так называемом неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями – увы – забыт, отвергнут Богом. Его постоянное благополучие и довольство есть признак величайшего вечного бедствия: отчуждения от Бога» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Существует большой риск вырастить дитя изнеженным, избалованным, чванливым и гордым, если мы не сумеем вовремя привить начатков благодарности Богу за все, что с нами происходит.

(См. Потворство)

Благословение Божие

Наши дети – и есть благословение Божие нам, родителям. Не будем нерадивы, а со всей любовью, со всем тщанием отдадим себя детям, заботе о них и воспитанию их православными христианами, ведь это – наша основная задача!

Благословение родительское

Связь между родителями и детьми несомненна, хотя и незрима. Великое благо совершают родители для своего дитяти, призывая на него благословение Божие. Ребенок выходит из дому – благословим его: «Господи, благослови!», или: «с Богом!», или: «Ангела хранителя, в добрый час!».

Благословим его перед контрольной, перед экзаменом, перед отъездом из дома на каникулы, перед госпитализацией или операцией в случае болезни и во всех случаях, которые нам представляются важными. Хорошо, если перед важным событием есть возможность прийти в храм, чтобы ребенок мог получить благословение духовника.

Молитва на благословение детей:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего (и осеним чадо крестным знамением).

Благочестие родителей

Основой благочестия наших детей является наше собственное благочестие. Если ребенок родился у воцерковленных благочестивых родителей, крещен вскоре после рождения, с младенчества приносе́м родителями в храм и регулярно причащается, видит иконы, слышит молитвы – проблем с воспитанием его в благочестивой традиции обычно не бывает. Другое дело, если мы сами недавно пришли к Богу, только начинаем воцерковляться – тут возможны трудности. Потребуется удвоить усилия и внимание: работать не только над собой, но и постоянно помогать совершенствоваться ребенку. Благочестие вырабатывается и становится нормой жизни, как правило, не вдруг, а со временем. Маленькие дети многого еще не понимают, шумят и балуются в церкви, громко разговаривают, пристают с вопросами – это простительно им, но поощрять или оставлять без внимания этого не следует. «Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии и пороке, как принесшие чад в жертву демонам, примут достойное воздаяние» (прп. Исидор Пелусиот).

На страницу:
1 из 2