bannerbanner
Михаил Муравьев-Виленский. Усмиритель и реформатор Северо-Западного края Российской империи
Михаил Муравьев-Виленский. Усмиритель и реформатор Северо-Западного края Российской империи

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

11

Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск, 2004; Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие / под общ. ред. Г.А. Васильевича, Я.С. Яскевич. – Минск, 2004; Бабосов Е.М. Основы идеологии белорусского государства. – Минск, 2012; Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие. – Минск, 2011.

12

Касцюк М.П. Асноўные вынікі і задачы даследавання гісторыі Беларусі. Матэрыялы II Усебеларускай канферэнцыі гісторыкаў. 10-11 красавіка1997 г. -Мінск, 1999. – С.4.

13

Лінднэр Р. Нацыянальныя і “прыдворныя” гісторыкі “лукашэнкаўскай” Беларусі. – Гістарычны альманах. – 2001. – Т.4. – С. 209.

14

Как отмечает С.И. Маловичко: «Любое знание как результат познавательной деятельности выполняет социальные функции. … Но в социально ориентированной практике историописания социальные функции доминируют над научными (научная история признает приоритет научной функции над социальной). Социально ориентированное историописание не стремится быть нейтральным к прошлому, как того требует наука, оно поддерживается и / или актуализируется историческим сознанием общества, а также навязывающей обществу «нужный» образ прошлого властью». См: Маловичко С.И. Национально-государственный нарратив как вид социально ориентированного историописания // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. – Серия 2. – Выпуск 4. – С. 127.

15

Более подробно о технологиях мифотворчества, применяемых в белорусской “национальной” историографии, можно прочесть в следующих статьях. См: Александр Бендин. «Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://zapadrus.su/zaprus/istbl/1117-belorusskaya-natsionalnaya-ideya-v-svete-istoricheskoj-kritiki-chast-i.html; а также, Бендин А.Ю. Проблемы этнической идентификации белорусов 60-х гг. XIX – начала XX в. в современной историографии // Исторический поиск Беларуси: альманах / сост. А.Ю. Бендин. – Минск, 2006. – С. 8-35.

16

Ломагина А.В. Проблема националистического дискурса в современной социологической науке // Вестник МГИМО-Университета. Социология. – 2013. – № 3 (30). – С. 163.

17

Ачкасов В.А. «Политика памяти» как инструмент строительства постсоциалистических наций // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – № 4. – С. 109.

18

Деружинский В.В. Тайны беларуской истории. – Минск, 2012. – С. 31.

19

Цит. по: Тьерни Б. Религиозные права: историческая перспектива // Права человека и религия: хрестоматия / Сост. и науч. ред. игумен Вениамин Новик. – М., 2001. – С. 36.

20

Вестник Виленского свято-Духовского братства. – 1914. – № 6. – С. 102-103.

21

Церашковіч П.В., І.У. Чаквін. Беларусы. / Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. – Мінск., 1993. – Т.1. – С.473.

22

Краўцэвіч А. Агульныя праблемы гістарычнай навукі ў Беларусі // Гістарычны альманах. – 2001. – Т.4. – С.10.

23

Бендин А.Ю. Проблемы этнической идентификации белорусов 60-х гг. XIX – начала XX в. в современной историографии // Исторический поиск Беларуси: альманах / сост. А.Ю. Бендин. – Минск, 2006. – С. 8-13.

24

Радзік Р. Прычыны слабасці нацыятворчага працэсу беларусаў у XIX- XX ст. // Беларускі гістарычны агляд. – Т.2. – Сшытак 2. – Снежань. – 1995. – С. 213.

25

Зайончковский В. Социальное самосознание татар, бурят и башкир в России и СССР – преемственность или разрыв традиции? // Политическая наука. -2002. – № 4. – С. 45.

26

Шатин Ю. Исторический нарратив и мифология XX столетия // Критика и семиотика. – Вып. 5. – М., 2002. – С. 101.

27

Не посягайте на православие. Обсуждение в Государственной Думе 3-го созыва законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. – Вильна, 1909; Труды съезда представителей западно-руссских православных братств, состоявшегося в г. Вильне по инициативе Виленского православного Свято-Духовского братства. 2-5 августа 1909 г. – Вильна, 1909.

28

Белорусский национальный активист Я. Лёсик сетовал в 1917 году на нежелание крестьянства воспринимать идеи этнического национализма: «Наши крестьяне на съездах высказывались в том смысле, что им не нужна автономия, но делали они это по неразумению и темноте своей, но более всего в результате обмана, так как вместе с этим они говорили, что и язык им не нужен. Никто в мире не отрекается от своего языка, … а наши крестьяне отрекаются. Значит, делают они это по неразумению и темноте. … По тем или иным вопросам мы обращаемся к знатокам и специалистам, а вот при государственном строительстве удовлетворяемся мнениями таких специалистов, как тёмный и некультурный народ. … Народ – вещь хорошая, но ему необходимо рассказать, разъяснить, его необходимо сначала просветить, научить, и только потом уже звать к себе на совет. См: Лёсік Я. Аўтаномія Беларусі. – Мінск. 1917. – С. 5-6.

29

Резник А.Н. К вопросу о государственности БНР, или: так была ли БНР государством? – Мінск. 2002. – С. 20, 34.

30

18 июля 1942 года в оккупированном нацистами Минске орган националистов «Беларуская газэта» следующим образом определяла их новые идейные позиции: «Теперь следует особо подчеркнуть, кто является нашими врагами. Первым врагом, как и врагом новой Европы, является жидо-коммуна. Её банды уничтожены. Но кроме явных врагов, мы имеем много скрытных, которые в душе ненавидят наше Возрождение и всеми способами препятствуют нашей национальной жизни. Таких врагов вокруг нас больше, чем лесных бандитов. Есть остатки шлях-панских чиновников и их прислужников, польских ксендзов, которые болезненно мечтают о польском империализме и которые теперь фактически являются союзниками жидо-коммуны. Под влиянием этих панов всё ещё находится часть нашего отуманенного крестьянства Западной Беларуси. Это крестьянство мы должны самым быстрым образом освободить от вредного влияния и протереть ему глаза, засыпанные польско-костёльной ложью. Здесь, в Минске и других городах Восточной Беларуси, врагами нашими являются скрытые коммунисты и вообще русские, или отуманенные Москвой «белорусы». … Минск должен стать центром собственной белорусской жизни под немецким водительством в новой Европе». См: А. Літвін. Акупацыя Беларусі (1941-1944): пытанні супраціву і калабарацыі. -Мінск, 2000. – С. 275-276.

31

100 пытанняў і адказаў з Гісторыі Беларусі / Уклад І. Саверчанка, Зм. Санько. – Мінск, 1993; Ластоўскі В. Выбраныя творы / уклад, прадмова і каментарыі Я. Янушкевіча. – Мінск, 1997. Арлоў У., Сагановіч Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі. – Менск, 1997.

32

Марозава С.В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596-1839 гады) / пад навук. рэд. У.М. Конана; Гродз. дзярж. ун-т імя Я. Купалы. – Гродна, 2001.

33

Сагановіч Г. Невядомая вайна: 1654-1667. – Менск: Навука і тэхніка, 1995.

34

Миллер А. Русификация: классифицировать и понять // Ab imperio. – 2002. – № 2. – С. 134.

35

Нарысы гісторыі Беларусі: У 2 ч. Ч 1. М. Касцюк (гал. рэд.) і інш. – Мінск, 1994. – С. 334.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4