bannerbanner
Киевская симфония Владимира Горовица
Киевская симфония Владимира Горовица

Полная версия

Киевская симфония Владимира Горовица

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Расписание занятий. 1869 г. Фото из книги автора.


Еще один интересный человек, сыгравший значительную роль в музыкальной жизни Киева, появляется в городе в 1869 году. Василий Алексеевич Кологривов (1827—1874) – известный виолон-челист, один из вдохновителей Русского музыкального общества, соратник и друг Антона Рубинштейна, а кроме того, талантливый организатор. Для характеристики В. А. Кологривова достаточно при-вести выдержку из письма вице-президента ИРМО князя Оболенского, который в ответ на ходатайство Киевского отделения о субсидии, пи-сал, что он «со своей стороны решительно не понимает, зачем Киев-скому Музыкальному Обществу нужна субсидия, когда у него есть Василий Алексеевич Кологривов, который дороже всяких субсидий, ибо на опыте уже обнаружил необыкновенную способность созидать все из ничего; и даже думает, что ему, Кологривову было бы обидно получить субсидию при начале дела, – это значило бы усомниться в нем и его способностях» (Цит. по: [17,с.20]).


Василий Алексеевич Кологривов. Фото имз интернета.


В автобиографии Антона Рубинштейна есть такие слова о Колог-ривове: «Полный несокрушимой энергии, человек почина, инициативы, он предался делу учреждения, и организации Музыкального Общества со всем пылом своей души, с фанатизмом, доходившим до грубости… Он вербовал в Общество все и всех; он захватывал чуть не на улицах; толковал, объяснял, привлекал; изыскивал средства, – словом, работал для Общества, как при его основании, так и в первые годы по его учреждении для его упрочения и развития» (Цит. по: [51,с.29]).

Результаты деятельности Кологривова в Киевском отделении ИРМО достаточно весомы: он пригласил в Киев прекрасного музы-канта, в будущем – директора Московской консерватории – Николая Альбертовича Губерта (1840—1888) для открытия бесплатных хоровых классов. В итоге в 1869 году в Киеве появился хор, который насчи-тывал до 250 активных участников.


М. Губерт. Фото из НБ им. Вернадского.


Кологривов инициировал приезд в Киев и выступления таких известных музыкантов, как Генрик Венявский (скрипка), Леопольд Ауэр (скрипка), Арвед Портен (виолончель), Альберт Цабель (арфа). Он сумел убедить городские власти передать во владение Киевскому отделению участки земли на Подоле и вблизи Крещатика, что и поз-волило впоследствии построить здание музыкального училища, сумел настоять на передаче музыкальному училищу органа из римско- като-лической каплицы университета (теперь там оборудован отличный концертный зал). Благодаря Кологривову богатые и влиятельные люди города были привлечены к деятельности отделения и вносили значи-тельные суммы на содержание училища. В результате энергичных действий Кологривова и финансовой помощи благотворителей учеб-ное заведение становится на ноги – увеличивает количество учени-ков, привлекает новых преподавателей. Причем, все чаще пригла-шаются музыканты, имена которых известны публике, а это, в свою очередь, привлекает новых учеников.

Но несмотря на все ухищрения, предпринятые руководителями Киевского отделения, финансовые проблемы, стоящие перед музы-кальным училищем, принимают все более угрожающиий характер. К 1 июля 1872 года «дефицит выражался уже весьма круглой цифрой в 5000 рублей» [63, 1872—1873, с.15—19]. Преподаватели год не получали зарплату. Они выдают поверенному Рокотову дове-ренность на взыскание судом следуемых им от отделения денег. Это был момент, когда казалось, что дни училища сочтены. Его закрытие было для всех почти очевидным. Но случилось чудо! В виде помощи частных лиц, симпатизирующих отделению, и благодаря «Высочайшей милости»: «Музыкальное училище, по неимению в Дирекции Отделения положительно никаких материальных средств для содержания оного, предполагалось не открывать более в 1872 году, и только по полу-чении известия о Высочайшей милости, именно о даровании Киевскому Отделению бывших Почтового Дома и Сада, Дирекция решилась вновь открыть Училище, а поэтому классы начались только 25 Сентября. Вследствии такого недоразумения, которое не могло не повлиять на публику, также позднего открытия учебного курса, дирекция была в большом затруднении пригласить ГГ. Преподавателей. И Учащихся было только 27 человек. Несмотря на все затруднения, благодаря Директору училища Р.А.Пфенигу, классы приняли должное направление и в конце Мая были проведены экзамены…»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица – член Европейской ассоциации молодежных музыкальных конкурсов (с 2002 г.), Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (с 2004 г.)

2

Здесь и далее ссылки на библиографию помещены в квадратные скобки: первая цифра указывает на номер источника по указателю, следующая – номер страницы. В ссылках на периодические издания: первая цифра – номер по указателю, вторая – год издания, третья – порядковый номер газеты, журнала. В цитируемых источниках, в частности архивных материалах и документах, сохранены стиль и орфография

3

«Семь очерков о Владимире Горовице» содержат сведения о деде и отце пианиста, его братьях, становлении музыканта и стремительным овладении репертуаром в период концертных поездок по стране.

4

Определение Д. Рабиновича [74].

5

Интересно, что М. Кальницкий нашел копию, выданную в 1915 г. отцу Самоилу Иоахимовичу Горовицу для предъявления в 7-ю Киевскую гимназию.

6

Рекомендую прочитать мою книгу «Горовиц был мне, как брат»… Письма Н. Мильштейна Владимиру Горовицу: от повседневности жизни к творчеству, где приводится «Личное дела студента Петербургской консерватории Нусина Мильштейна» и справка о рождении Н.М.Мильштейна, датированная 1902 годом.

7

Рекомендую читателям список произведений, испоненных в серии концертов в Ленинграде, опубликованный в книге «Семь очерков о Владимире Горовице» https://ridero.ru/books/gorovic_byl_mne_kak_brat/)

8

В архиве Йельского университета хранится газета «Киевлянин» с некрологом о смерти Регины Аароновны Горовиц (бабушка Воадимира Горовица), в котором очень тепло и сердечно описана чудесная женщина-мать и жена. В нем нет слов о музыканте.

9

Скорее всего Н.А.Богданов писал о 30 годах ХIХ в., когда упомянутые увертюры Дж. Россини были уже написаны.

10

По видимому Н.А.Богданов ошибся: в «Записках» М.И.Глинки упоминается оркестр Г.С.Тарновского. Об оркестре П.Г.Галагана в Дегтярях упоминает и хорошо отзывается в своих воспоминаниях П.Д.Селецкий [27, с.622—623].

11

КИЕВСКИЕ, ПОДОЛЬСКИЕ И ВОЛЫНСКИЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности Безак Александр Павлович генерал-адъютант, генерал от артиллерии 19.01.1865—16.01.1869 Дондуков-Корсаков Александр Михайлович князь, генерал-адъютант, генерал-лейтенант 16.01.1869—16.04.1878 Чертков Михаил Иванович генерал-адъютант, генерал-лейтенант 16.04.1878—13.01.1881 Дрентельн Александр Романович генерал-адъютант, генерал от инфантерии, временный Черниговский и Полтавский 13.01.1881—15.07.1888 Игнатьев Алексей Павлович граф, генерал-лейтенант 12.08.1889—07.12.1897 Драгомиров Михаил Иванович генерал-адъютант, генерал от инфантерии 01.01.1898—24.12.1903 Клейгельс Николай Васильевич генерал-лейтенант 24.12.1903—19.10.1905 Сухомлинов Владимир Александрович генерал-лейтенант 19.10.1905—18.12.1908 Трепов Федор Федорович генерал от кавалерии 18.12.1908—1914. Текст из интернета.

12

Нужно иметь в виду, что даже в документах Сената учебное заведение именовалось «МУЗЫКАЛЬНЫМ УЧИЛИЩЕМ» буквально с первых лет своего существования, то есть с восьмидесятых годов XIX в.

13

Известно, что Владимир Горовиц является автором многих транскрипций, первую из которых сочинил еще в СССР. Он никогда не записывал их и очень сердился, когда пианисты пытались играть их. Единственным музыкантом, который сыграл В. Горовицу его транскрипции стал Валерий Кулешов в семидесятых-восьмидесятых годах ХХ в. Нотных записей своих транскрипций Горовиц не сделал, но ХХ век не дал возможности унести в небытие эти сочинения. Они существуют в виде аудио записей авторского исполнения. Это транскрипции на темы: 2-й, 15-й и 19-й рапсодий Ф. Листа, оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Свадебного марша» Ф. Мендельсона, марша «Звезды и полосы» Д.Ф.Соуса, «Ракоци- марша» Г. Берлиоза, «Плясок смерти» К. Сен-Санса.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3