bannerbanner
Апокалипсис глазами современника. Толкование книги «Откровение» Апостола Иоанна Богослова
Апокалипсис глазами современника. Толкование книги «Откровение» Апостола Иоанна Богослова

Полная версия

Апокалипсис глазами современника. Толкование книги «Откровение» Апостола Иоанна Богослова

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

«Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её», – это такая помощь свыше, какой никто не сможет воспрепятствовать.

(9) Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

Господь различает истинных иудеев от тех, которые, считая себя иудеями, на самом деле, таковыми не является, ибо духом не родственны с праотцем иудеев Авраамом. Авраам знал и любил Бога, а гонители Христа гнали и Бога (Который во Христе), поэтому Иисус называет их сборищем сатанинским. Он обещает сделать так, что эти иудеи (сборище сатанинское) придут и поклонятся в ноги настоятелю Филадельфийской церкви, ибо познают, что Господь полюбил его.

(10) И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

Верность Христу, перенесение скорбей с безропотным терпением, побудили Иисуса пообещать Филадельфийской церкви, что Он сохранить её от грядущих на всю вселенную мощных искушений. Это свидетельство того, что Господь особо печётся о тех, кто верен Ему и усердно подвизается в проповеди и доброделании.

(11) Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

Иисус советует держаться выбранного верного пути, чтобы кто-либо не отнял уготованной ему награды, ибо вокруг много соблазнов: лжеучителей и откровенных гонителей – способных лишить венца.

(12) Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое.

Иисус несколько раз повторяет основную суть Своего бытия, как тварной Сущности, словами: «Бога Моего». Иисус почитает Своего Отца Своим Богом, как, собственно, и мы, почитаем своего Небесного Отца своим Богом. Но толкователи не желают обращать особого внимания на этот факт, ведь он не вписывается в их теологические догмы. Лишь двое из двенадцати толкователей этого стиха неуклюже попытались вписаться в «богословские» рамки, переадресовывая эти слова человеческой Личности Христа на Его плоть. Например, свят. Андрей Кесарийский прокомментировал слова Христа следующим образом: «В словах Бога Моего говорит об Отце, как приявший плоть от Него нас ради человек».12 А Экумений сказал об этом следующее: «А когда Он говорит: имя Бога моего, – это не значит, что Он пренебрегает ограниченностью человечества, ведь если бы пренебрегал, кто принудил бы Его соединиться Своей ипостасью с плотью и этим устроить наше спасение?».13 То есть Божественная Личность Сына, приняв плоть от Божественной Личности Отца, называет Бога Отца Своим Богом. Странная иерархия Богов сложилась у доморощенных «богословов» древности. Вот почему Григорий Палама нередко применяет термин «сверхбог». Но истина в том, что Иисус, будучи человеческой Личностью, называет Своего Отца Своим Богом.

Сколь велики обетования тем, кто побеждает противников Христа! Но эти обещания осуществятся не на земле, а на Небе: «Сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон», – то есть, Иисус обещает побеждающего христианина сделать своеобразным основанием храма Божия на Небе. в Царстве Отца. На этом столпе Иисус обещает написать Своё новое имя. Все святые, сподобившиеся попасть в Царство Божие, получат новые имена (Откр. 2:17), точно также и Иисус, как Человек, получит новое имя (Откр. 19:12).

(13) Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Ещё один весьма существенный богословский факт, который не замечают толкователи. Иисус говорит Духом Божиим, точнее, Бог говорит Его языком, как это было и прежде в Его земной жизни, а это значит, что через Иисуса Христа семи церквам, и Филадельфийской в том числе, говорит Сам Бог Отец (Дух говорит церквам).

(14) И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

Здесь Иисус, будучи Ангелом (Посланником) Божиим, называет Себя свидетелем. Бог тоже может выступать в качестве свидетеля, так Он свидетельствует о Сыне Своём Иисусе (Ин. 8:18; 1Ин. 5:7), но, в данном, случае Иисус говорит не как Бог, а как свидетель Божий и «начало создания Божия». Что это значит? Глагол «создание» написан в единственном числе, значит, Иисус является началом не множества созданий, (и тем более не творений), а началом некоего создания в единственном числе. Полагаю, что здесь Бог говорит об Иисусе как о Спасителе мира, Который является началом создания Божественного домостроительства по спасению рода человеческого. Именно поэтому Иисус говорит о Себе как о свидетеле верном и истинном, ибо в Нём действительно осуществилось это спасение рода человеческого, устроенное (созданное) Богом.

(15—16) знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Господь сетует, что настоятель Лаодикийской церкви ни холоден, ни горяч, то есть индифферентен, ни то, ни сё. В самом деле, очень трудно выстраивать взаимоотношения с людьми «двоящимися», о таких людях В. Высоцкий некогда пел: «…и не друг, и не враг, а так… сразу не разберёшь, плох он, или хорош». Настоятель Лаодикийской церкви считает себя христианином, то есть он не язычник, не равнодушен к Богу и Христу, то есть «ни холоден», но он и «ни горяч», не ревностен, не горит духом Христа, а потому тёплый. Такие «христиане» только по названию, а по существу – самонадеянные и самодовольные бездельники и лицемеры, которые противны Богу.

(17) Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Предстоятель Лоадикийской церкви, считая себя христианином, полагал, что этим званием духовно обогатился и уже не имеет нужды в духовном делании, можно почивать на лаврах звания христианина. Но такое состояние души, по истине, делает человека несчастным, жалким слепцом. Некоторые и ныне умудряются спекулировать своим званием христианина.

(18) Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Но Господь, обличив настоятеля, советует купить у Него золото, огнём очищенное, то есть приобрести духовный опыт, сопряжённый с прохождением искушений и скорбей. Советует приобрести белую одежду праведности, чтобы скрыть срам греховной души. Советует купить глазную мазь, чтобы прозреть духовно и не заблуждаться на свой счёт, не считать себя успешным и самодостаточным.

(19) Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

Господь, невзирая на недостатки Лоадикийской церкви, признаётся в Своей любви к ней, ведь она Его церковь, её члены – это Его члены. Но Он хочет, чтобы Его церковь была безупречна, ревностно подвизалась в добрых делах и исправлялась от своих недостатков.

(20) Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Эти слова Христа следует переводить в духовную сферу бытия человека. Отворив духовную дверь в своём сердце, человек впустит в неё Христа, и Господь обещает такому человеку совместную духовную трапезу, а такая трапеза невыразимо сладка.

(21) Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Отец и Сын, это совершенно разные Сущности, сидящие рядом. Отец и Сын, едины в Существе Иисуса Христа, но образуя единое Существо, Они не образуют единой Сущности Бога, состоящей из трёх ипостасей, ибо Сын не есть ипостась Бога, как говорит «богословие» отцов.

Итак, у Бога Отца есть Свой престол, и на этом престоле, рядом с Отцом, сел Сын Иисус (Богочеловеческое Существо и Личность Человека), победивший мир. Но у Сына есть и Свой престол, и на нём Он обещает посадить рядом с Собой тех, кто побеждает греховный мир.

(22) Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Уже который раз Иисус свидетельствует, что Его устами говорит Сам Бог.

Глава 4

(1) После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

До сего времени Господь говорил с апостолом о земной жизни Своих церквей. И вот, Он, тем же голосом, каким говорил прежде, то есть голосом Отца, предлагает Иоанну взойти на небо, чтобы посмотреть, что будет после того, как Он (Иисус) наставил настоятелей церквей на духовную жизнь и воссел с Отцом на престоле Его.

(2) И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

Не случайно ап. Иоанн сказал: «И тотчас я был в духе», – ибо на Небо взойти можно только духом, или, будучи в духовном (преображённом) теле. Но у ап. Иоанна не было такого тела, поэтому на Небо он взошёл своим духом. Разумеется, дух ап. Иоанна не покидал его тела, просто Бог, в таких случаях, убирает телесные границы духа человека, дух человека как бы вливается в Дух Бога и, теряя границы тела, становится безграничным. Бог, через посредство духа человека, показывает душе человека, то, что хочет отрыть. В данном случае, душа Иоанна (посредством расширившегося духа) увидела престол на Небе и на нём Сидящего.

(3) и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

Апостол, Сидящим на престоле, увидел Бога, сияющего как драгоценные камни. Но он не сказал, какой образ имел Бог, однако, он распознал Его как Бога, а не как Иисуса Христа. В гл. 5, ст. 8, это подтвердится. Но проф. А. П. Лопухин говорит, что ап. Иоанн здесь говорит о первой ипостаси Бога. Он пишет: «Ев. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца в Его отличии от Иисуса Христа (Откр. 5:6) и от Св. Духа (Откр. 4:5)».14 Не желают христианские «богословы» признавать единого Бога, ибо Он для них разделён на ипостаси (Личности). Профессор, говоря о Св. Духе. как об одной из Личностей Бога, ссылается на (Откр. 4:5), но в этом стихе, как мы увидим, говорится о семи духах, а не о Св. Духе (см. толк. Откр. 1:4). Кроме того, если ап. Иоанн здесь говорит об ипостаси Бога Отца, то почему он не говорит о двух других? Более того, прошу Вас, обратите внимание, ап. Иоанн, в этой книге, вообще не говорит о Св. Духе.

(4) И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

Престол Господа Бога окружали двадцать четыре престола с сидящими на них святыми старцами. Коль скоро старцы имели свои престолы, то, конечно, и Иисус имеет Свой престол, на котором обещает рядом с Собой посадить тех, кто побеждает в мире сем, как и Он победил (Ин. 16:33), и воссел на престоле с Отцом Своим (Откр. 3:21). Из сказанного следует, что престол каждой личности, это символ её особой значимости в Небесной иерархии, где первенство принадлежит Богу.

(5) И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

Если в гл.1, стих 4, апостол говорит о семи духах, находящихся перед престолом Божиим, то здесь он говорит о горении семи светильников, которые суть семь духов Божиих, что, очевидно, одно и то же. Из того, что эти духи вне престола Божия, следует, что они не есть сама Сущность Божия, но нечто внешнее. Поэтому, однозначно, это не есть ипостась Св. Духа, и не Его дары, как полагают некоторые толкователи. Ибо, во-первых, не ипостась Св. Духа раздаёт свою благодать, а Сам Бог, посредством Своей ипостаси Св. Духа раздаёт благодатные дары, и то, лишь нам, адамитам (потомкам Адама), в которых Бог имеет бытие посредством этой Своей ипостаси. Во-вторых, даров Божиих не семь, а неисчислимое множество.

Вероятнее всего, эти семь духов Божиих, в виде семи горящих светильников, символизируют неусыпную деятельность всех тварных духовных сущностей. То есть, согласно числу семь, эти семь духов Божиих символизируют совершенную полноту Божественных энергий, проявляющуюся во всех духовных сущностях (на Земле, в Ангельском мире, и, возможно, в иных мирах), однако, все они находятся пред Богом.

(6) и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Образ стеклянного моря, подобного кристаллу, невозможно достоверно отождествить с чем-то конкретным, но, несомненно, это есть некая реальность, имеющая бытие пред Богом. Эта сущность духовна, огромна как море, незыблемо спокойна, кристально чиста, прозрачна и надёжна. Вероятнее всего, это символ великого множества святых людей, сподобившихся Царства Небесного. Ведь многие воды, как и образ моря, в этой книге отождествляются с народами: «И воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15). Образ моря символизирует все человечество перед концом мира (От. 13:1).

Четыре животных, находящихся посреди престола и вокруг престола, как полагают толкователи этого стиха, есть некие Ангельские существа. Действительно, наша ограниченная, воспитанная в мат. мире мысль сразу ухватывается за этот вполне понятный образ «животное», но при этом не замечается множество деталей, приписанных этим животным, как пророком Иезекиилем, так и ап. Иоанном. Обратите внимание, все четыре животных находятся одновременно и посреди престола, и вокруг престола. Спрашивается, как тварное живое существо может одновременно находиться в нескольких местах? Только если оно огромно и включает в себя эти места. Да и описанное видение пророка Иезекииля отмечено «несуразностями», которые игнорируют толкователи. Так каждое из четырёх животных имеет по четыре лица: «…и лица у них и крылья у них – у всех четырех; <…> во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего» (Иез. 1:9), и ещё: «И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались» (Иез. 1:12). Как единое существо, имея четыре лица, обращенные в разные стороны, может одновременно двигаться во все четыре стороны?

Своё видение этих необычных животных пророк Иезекииль завершает словами: «Такое было видение подобия славы Господней» (Иез. 2:1). Поэтому лично я склонен полагать, что образ четырёх столь необычных животных есть образ славы Господней, запечатлённой и проявляющейся в бытие сотворённых Богом природ с их стихиями, такими, например, как полагали древние философы: земля, вода, огонь и воздух. Все природы, с их стихийными явлениями, подвластны Богу, они в Боге и Бог в них, и в них проявляется мощь и слава Творца. Деятельность их непрестанна, каждое стихийное явление движется в свою сторону. К этой мысли склоняют и следующие слова: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошёл дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. <…> когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои» (Иез. 1:20,24), – то есть, они шли ведомые духом Божиим и гласом Его. И останавливались как роботы, опуская и крылья свои. Итак, полагаю, что образы четырёх животных соответствуют духам стихий мат. мира: земли, воды, воздуха и огня.

Возможно, у некоторых читателей возникнет вопрос, как эти земные стихии оказались в Небесном Царстве среди Бога и Ангелов? Ответим так, не сами стихии находились на Небе в образе зверей, но дух каждой из этих стихий.

(7) И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Мы можем лишь гадать, какое животное являет собой ту или иную природу с её стихийными явлениями. Так, можно предположить, что в образе летящего орла может быть воздушная стихия, в образе льва может быть огонь, в образе тельца земля, а вода, это зверь с лицом человека. Одно несомненно, что эти природные стихии различны, так как их духи изображены с разными лицами, что они самодостаточны (как животные), они непрестанно деятельны и в них проявляется всемогущество Божие и слава Его.

(8) И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт.

Многокрылатость и многоочитость животных (стихий), их неусыпность, говорят о вездесущии и всеведении Божественных энергий, действующих в этих стихиях. В потрясающей мощи стихий мат. мира проявляется слава Вседержителя, отражающаяся в непрерывном взывании: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель». Надо полагать, что все тварные сущности по-своему славят Бога.

До сего времени я был далёк от гилозоизма15, но ныне я склонен согласиться со свят. Лукой (Войно-Ясенецким), который в своей книге «Дух, душа и тело», говорит: «Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и всё животворит, и нет ничего мёртвого».16 Может быть, и в самом деле, все, на наш взгляд, неживые материальные сущности имеют какие-то свои, неведомые нам, но ведомые Богу, души. Во всяком случае, в какой-то одуховлённости всего сущего, я не сомневаюсь. Ведь дух (Бог) проницает всё, и всем способен управлять и во всём способен действовать по Своей воле.

(9) И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

Слава Божия всегда с Богом, всегда деятельна, но есть особенные моменты, когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, это, вероятно, происходит тогда, когда на Земле происходят какие-то, особо значимые стихийные события, в которых особенно ярко проявляется сила и слава Божия. Такими явлениями могут быть: землетрясения, вулканические извержения, наводнения, цунами, падение на Землю крупных небесных тел, ураганы и другие катаклизмы. Всем известна ужасающе огромная и невообразимо мощная разрушительная сила стихий.

(10—11) тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено.

Действия старцев, это знак признательности, покорности и смирения пред Творцом. Величие силы Божией, наблюдаемой в стихийных явлениях, порождает благоговейный трепет, а величие благодати и славы Божией склоняет святые душу к любви, благодарности и поклонению Богу, как это произошло со старцами, внимающими мощным голосам стихий, славящих Творца.

Глава 5

(1) И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

Вновь фигурирует число семь, символизирующее совершенство, полноту. Толкуя ст. 12 в гл. 1, Бородин П. М. справедливо заметил: «Но разве Он охраняет только семь поименованных церквей, оставив бывшие в Иерусалиме, Риме, Коринфе и нынешних верных Своих во всем мире? Конечно, нет. Он сказал апостолам, а в лице их всем верующим: не оставлю вас, буду пребывать с вами до скончания века (см. Мф. 28:20)».

Книга в руке Вседержителя, несомненно, является символом судеб тварного мира. Книга исписана «внутри и отвне», то есть в невидимой части книги (внутри) – написано то, что сокрыто, – будущее, чему должно случиться, а снаружи (отвне) – видимая часть книги, где написано то, что было и что есть.

(2) И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её?

То, что это Сильный Ангел, свидетельствует о иерархичности Ангельских чинов, и что это один из числа верховных Ангелов приближённых к Богу. Для того чтобы открылись судьбы мира, записанные в книге Божией, необходимо снять с неё печати, но это невозможно сделать всем желающим, ибо не всем открываются тайны Божии.

(3—4) И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё.

Апостол говорит, что он много плакал. Конечно же, он плакал от огорчения, но не сам по себе, а движимый Духом Святым, ибо, находясь в духе, человек делает что-либо не по своему произволению, но движимый Духом Святым. Поэтому ап. Иоанн плакал не телом, но духом, будучи исполнен благодати Св. Духа.

(5) И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её.

Иоанн не уточняет кем был старец, утешающий его. Был ли это ветхозаветный, или новозаветный святой – не важно, ясно, что даже из сидящих вокруг Бога старцев, никто не был достоин раскрыть книгу.

Лев считается царём зверей. Иисус сравнивается со львом, как имеющий царское достоинство среди людей. Уточнение родословия Иисуса говорит о том, что Иисус – это Человек от колена патриарха Иуды, сына Иакова, потомок царя Давида. О Нём пророчил Его далёкий предок Иаков, как о своём потомке: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:9—10).

(6) И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

Агнец как бы закланный – это образ Христа, как жертвенного ягнёнка, принесённого в дар Богу. Только этот Агнец необычный, но имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих. Вспомним, выше семь духов Божиих отождествлялись с семью светильниками (Откр. 1:20, 3:1, 4:5), здесь семь духов Божиих – это семь очей Христа, посланных во всю землю. Я также говорил, что под семью духами Божьими следует разуметь полноту Божественной благодати, проявляющейся в духовных сущностях, и это свойство в совершенной полноте принадлежит Иисусу Христу, ибо в Нём вся полнота Божества (Кол. 2:9). Семь рогов и семь очей, это символы полноты и совершенства Божественной силы и Божественного всеведения, которые присущи Отцу, находящемуся в двуедином Существе Христа (Агнца).

Все образы в этой книге следует воспринимать духовно, а не в прямом смысле, как материальные сущности. Поэтому нельзя полагать, что четыре животных, это Ангелы, а Христа представлять в виде настоящего Ягнёнка. То, что предлагает Андрей Кесарийский, не может соответствовать истине уже потому, что говоря о семи духах, он ссылается на Исайю: «…и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» (Ис. 11:2,3). Но ведь перечисленные духи Господни, такая же условность, как и во многих местах Св. Писания. Если следовать логике Андрея Кесарийского, то можно ещё долго перечислять присущие Иисусу духи Господни: духи терпения и смирения, кротости и всепрощения, послушания, решительности, правдивости, справедливости, и т. д.

На страницу:
3 из 4