bannerbanner
Магия стихий: Земля, Воздух, Огонь, Вода и Дух
Магия стихий: Земля, Воздух, Огонь, Вода и Дух

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

У земли есть дух, который находится как внутри, так и вне ее физического «я». Этот дух, пребывая в вечности, сплетает своего рода энергетическую сеть, соединяющую все живое на нашей планете. Эту сеть строят и поддерживают духи всего существующего на земле: деревьев, волков, рек, китов, пауков, гор, людей…

Земля – это духовное целое, которое больше суммы своих частей; она упрочивает физические связи между собой и существами, считающими землю своим домом.

Ее природой является божество, которую называют Богиней, Геей, Матерью-Землей. В своем стремлении перейти на более глубокий уровень взаимоотношений с землей мы и в быту, и в служении одинаково укоренены в сферах материи и духа.

Придать смысл человеческой жизни можно, например, через концепцию, согласно которой наши души решили жить в физической форме в течение этого воплощения, тем самым продолжая вечный цикл рождения, смерти и возвращения к жизни. Мы рождаемся с великолепными способностями радоваться и любить, созидать и сплачивать. Сама жизнь подталкивает нас осуществлять эти чудесные возможности. В наш технический век мы сталкиваемся с массой препятствий на пути к чудесам мира. Некоторые религиозные учения стараются свести к минимуму наше физическое существование, демонизируя тело. Учиться жить как воплощенное присутствие во всем великолепии и хрупкости наших тел – отличный способ научиться поддерживать правильные отношения с Землей.

Воплощенное присутствие – ключевой элемент магии Возрождения. Каждый ритуал или собрание начинается с заземления. Во многих ритуалах мы призываем людей в полной мере задействовать свое тело. Как ваше тело реагирует на тишину и покой? Каково это – экстатично двигаться и кричать, не сдерживаясь? Мы призываем людей перестать думать и просто слушать и ощущать запахи, текстуру, вкус, просто созерцать. Трапеза – акт служения. Все действия, исполненные любви и удовольствия, представляют собой ритуалы, о чем говорит нам «Наказ Богини». Когда мы учимся любить, принимать или хотя бы открывать для себя святость и скрытые возможности нашего тела, мы можем также ощутить собственных духов, внутреннее божество, благодаря чему усиливается способность общаться с другими существами, а также с Землей.

Важное умение (его нередко называют самым важным в Возрождении) ощущать свое присутствие называется заземлением. Если мы заземлены, значит сознательно и в полной мере присутствуем в своем теле и в этом самом миге. Здесь важнее всего дыхание, расслабленность тела, тесная связь с землей и небом, а также осознание того, где мы находимся и (если мы в группе) какие люди окружают нас.

Заземление разными способами используется в ритуалах и других формах магии. Оно побуждает освободиться от отвлекающих факторов, не имеющих отношения к стоящей перед нами задаче. Беспокоиться о своей работе, о том, чем занимаются наши дети и что им задали на дом, о международной обстановке и о наших любимых мы можем в другое время и в другом месте. Полная настройка на магию настоящего момента увеличивает нашу способность впоследствии творчески присутствовать в этих вещах. Ритуалы могут пойти на пользу во время сложной личной работы, создавая возможности для исцеления, если мы сумеем отслеживать возникающие у нас чувства. Мы можем усилить свою способность сохранять осознанность, позволяя эмоциям охватить нас в этот самый миг. Возможно, достаточно просто замечать их. Если мы решим проявить чувства и при этом будем нуждаться в помощи, то в случае заземления сможем яснее понять, что именно нужно и кто наш союзник. Если нам потребуется больше энергии, мы будем черпать ее из земли. Если будет необходимо высвободить энергию, мы отправим ее в землю словно компост.

Мы призываем людей возвращаться домой, сохраняя заземление и другие магические навыки. Заземление важно в ритуале, но оно может оказаться еще более полезным в повседневной жизни. Установите связь с землей перед тем, как выступить с речью в группе, или когда решаете с другом какую-то проблему. Очень полезно заземляться при участии в политических акциях. Если в погожий денек вы отправились на прогулку, но что-то отвлекает вас и не позволяет наслаждаться этими прекрасными минутами, заземлитесь и осознанно подышите. Заземление помогает расслабиться и сохранять осознанность, а также соединяться с землей как со своим союзником. В повседневной жизни практику заземления закрепляют ее непрерывным выполнением в течение всего дня.

Мы с вами не раз слышали о том, что до тех пор, пока не познаем и не полюбим себя, мы не сможем по-настоящему познать или полюбить другого. По мере того как мы раскрываем свою способность любить и понимать собственное тело, постигать собственную святость, мы можем все лучше развивать отношения с землей. Мы, члены Возрождения, узнали о том, что упрочение связи с определенным местом (местами) – залог завязывания или углубления этих отношений с землей. Регулярное установление связи с каким-то местом усиливает тесное знакомство с ним, что очень похоже на взаимоотношения с человеком. В это место иногда влюбляются.

Этим личным местом может быть дерево, ручей, река, пятачок в городском парке или комната в вашей квартире. Им может быть один из ваших любимых пейзажей или место, посетить которое посоветовал друг, решив, что оно будет для вас интересно, или о котором вы где-то прочли. Для его изучения может понадобиться некоторое время. Используйте воображение. Обязательно обратитесь к помощи магии. Будьте терпеливы и впустите в свою жизнь удачу и синхроничность29. Когда какое-то место взывает к вам, заземлитесь и центрируйтесь в смирении и благодарности, пробудите свои чувства и слушайте. Регулярно возвращайтесь туда в разное время суток. Обратите внимание, как влияет смена времен года на растения, животных, пейзаж и ваши чувства. Вы можете задаться вопросом о том, как энергия этого места меняется при лунном свете, во время грозы или в зимний день. Теперь, когда ваши чувства ожили, наблюдайте дух этого пространства и присутствующее в нем таинство или хотя бы открывайтесь им. Поставьте себе задачу выяснить, в какой форме в этом месте протекает ваше общение с землей.

Как и в любых отношениях, по мере привыкания к этому месту может усиливаться привязанность к нему и забота о его благополучии. Для меня чувственные переживания – сами по себе награда. Ваше место может стать для вас учителем в физической, эмоциональной и духовной сферах. Оно может спросить вас, искренне ли ваше намерение развивать с ним партнерские отношения. Учтите, что по мере того как вы будете все ближе знакомиться с каким-то местом, у вас появятся возможность и радостный долг защищать его. Мои личные места – это дом и сады, за которыми я ухаживаю вместе с чудесной женой, священная речка, которая называется Коулдуотер-Спринг (ручей с холодной водой), и несколько местечек вдоль реки Миссисипи, недалеко от моего дома.

Центрирование – еще один навык, который мы прививаем в Возрождении. Оно может облегчить подлинное общение как с нашим местом, так и со своим «я». Если заземление – это прежде всего работа на физическом уровне, то центрирование представляет собой умение объединять наш ум, сердце и дух с телом. Наше тело не отделено от естества. Все мы состоим из частей, соединенных в единое целое. Центрирование усиливает осознанное присутствие, а также связывает нас с сущностным достоинством. Мы в Возрождении используем словосочетание «сущностное достоинство», подразумевая под этим врожденную, глубинную ценность каждого существа в мире. Каждый из нас обладает этим достоинством, которое никогда не бывает выше или ниже, больше или меньше, чем у кого-то другого. Оно помогает нам узнать или, во всяком случае, начать узнавать, кто мы есть на самом деле и каков наш путь в этой жизни. В идеале – мы сможем отвергнуть бесполезные для нас голоса и обязательства и принять сознательное решение заняться своей магией и жизнью. Практика центрирования в ритуале или на семинаре может стать отправной точкой процесса или последовательного подтверждения нашего сущностного достоинства, которое мы многократно упрочивали и раскрывали в своем теле. Наше восприятие своего сущностного достоинства, как правило, не статично – оно развивается, когда мы прокладываем свой путь, опираясь на жизненный опыт. Оно также содержит в себе непрерывную связующую нить, исходящую изнутри нас, из души.

Изучая и практикуя центрирование, мы получаем возможность полностью погрузиться в этот самый миг, воплощая свое сущностное «я» в магических действиях, а также в личных и профессиональных отношениях. Когда мы находимся в своем центре, можем дать оценку тому, что от нас требуется, что подходит для нас, и понять, в самом ли деле мы призваны участвовать в какой-то деятельности. Обретая свое подлинное «я», мы можем направлять свои таланты и вдохновение на службу себе и групповой магии. Следует спросить себя до ритуала: «Поддерживаю ли я это намерение? Как я могу служить магии настоящего мгновения?», в повседневной жизни: «Мне в самом деле нужны эти отношения или я просто приспосабливаюсь? Является ли моя профессиональная деятельность частью истинного призвания моей жизни, а если это не так, то какие меры следует принять?»

Благодаря навыкам заземления и центрирования можно искренне и активно участвовать в общемировых событиях и углублять наше влияние и чувство удовлетворенности. Мы можем сохранять тесную связь с нашими священными местами и более широко открыться для всех планетарных сетей, циклов земли, формируя с ними крепкую связь.

Признание, принятие и празднование этих циклов лично или в сообществе – все это может стать методом улучшения человеческих отношений с землей. Первым делом нужно отметить известные вам земные циклы, способ работы с ними и их влияние на вас. По мере того как осознание этих фаз начинает приобретать все более четкие черты, позвольте проявиться своему намерению установить с ними связь. Какими способами вы и ваше сообщество можете почитать и праздновать их?

Один из циклов, который я считаю наиболее доступным, – это цикл рождения, роста, смерти, распада и возвращения к жизни. Это цикл времен года, от которого зависит будущее благополучие всех существ: растений, комаров, птиц, медведей и нас, людей. Я живу в таком месте, где бывают четыре времени года, определяющие растительные циклы. Принимая во внимание этот цикл как садовник, я ясно осознаю, что именно делают растения в течение всего года. В моем сообществе отмечают восемь сезонных праздников, актуальных для нас из-за своеобразного характера сменяющих друг друга времен года. Мы чтим каждый поворот Колеса Года, от которого в буквальном смысле зависит наше пропитание и которое влияет также на духовное, эмоциональное и энергетическое благополучие личности и общества. В зависимости от желаний и потребностей нашего сообщества внимание, уделяемое этим ритуалам, может быть как узконаправленным (на уровне личности), так и широким (на уровне общества).

Одним из этих сезонных ритуалов является Самайн, широко известный также как Хэллоуин, когда миры разделяет тонкая завеса и когда мы стараемся соединиться с дорогими для нас людьми, которых уже нет, и с нашими предками. В настоящее время связь с предками часто открыто признается как сообществом, так и отдельными личностями. Почитание предков также представляет собой последовательную практику в течение всего года для меня и многих людей в моем сообществе. Мы физически проходим непрерывный цикл жизни, смерти и возрождения. Мы оглядываемся в прошлое, узнаем и часто благодарим тех, кто жил раньше нас, за дары и новые возможности, которые они завещали нам. Важно помнить о том, что предки могут быть не просто нашими кровными родственниками, а кем угодно и даже чем угодно, перешедшим из этого мира, чтобы повлиять на нас. Когда мы пребываем в настоящем моменте, как признаем и чтим их, как учимся у них? Что мы должны сделать для того, чтобы исправить допущенные ими ошибки? Когда мы размышляем о будущем, каждый из нас может спросить: каким образом наши поступки на уровне личности и сообщества влияют, воздействуют на мир, в котором со временем будут жить наши потомки, на мир, в котором мы сами станем предками?

Одна из форм земной магии, которой я занимаюсь, – создание лабиринтов. Лабиринты в течение долгого времени служили самым разным целям – они представляли собой каналы в путешествиях между мирами, давали возможность обрести вдохновение, покой, здоровье, а также служили для празднований и молитв сообщества. На протяжении тысяч лет они были частью культурных традиций во всем мире. Работая с лабиринтами, я обнаружил, что они могут быть средством упрощения общения между землей и людьми, а также способом установить связь с тем участком планеты, на которой они расположены.

Недавно я принял участие в индейской церемонии воды, в шествии Ниби (что значит «вода»), посвященном круговороту реки Потомак в восточной части США. Мы взяли воду в истоке этой реки в горах Западной Виргинии и несли ее 12 дней, 515 километров, до ее устья в Чесапикском заливе. Каждый шаг в этом шествии был жертвой духу этой реки и выражением нашего благопожелания об исцелении отношений между людьми и этой рекой, а также всеми водами мира. Добравшись до устья реки, мы вылили в ее волны воду из источника, сказав духу реки: «Это и есть ты. Такой ты была до того, как тебя загрязнили люди. Мы хотим установить с тобой связь. Мы любим тебя. Мы уважаем тебя. Мы благодарим тебя». Эта церемония была частью подобных шествий вдоль рек, организованных женщинами оджибве30, у которых есть своя философия и стремление перенести духовную работу с водой в большой мир. Я познакомился с ними благодаря нашей общей приверженности священному ручью и реке Миссисипи. Это был движущийся ритуал воды в самом сердце США и одно из самых ярких событий моей жизни.

Когда мы укоренены в своем сущностном достоинстве и находимся в тесной связи с каким-то местом, тогда мы соединяемся с циклами земли, со всей совокупностью существ и ощущаем нашу взаимозависимость.

Нас могут призвать что-то предпринять для поддержки окружающих существ. Традиция Возрождения во многом основана на активизме, на правозащитной деятельности в отношении общества и экологии, что также имеет место в нашей духовной практике. Поскольку у нас анархическая традиция, каждому из нас предоставляется самостоятельно определить, что именно он будет делать. Такими акциями мы создаем собственные циклы, крепко связывая нашу судьбу в своей физической форме с благополучием всего живого на планете Земля.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Колдовство (Witchcraft) – термин из философии Викки, западной неоязыческой религии, основанной на почитании природы. Эта религия приобрела популярность в 1954 году благодаря Джеральду Гарднеру, английскому государственному служащему в отставке, который назвал свою религию колдовством. – Здесь и далее примеч. пер.

2

Возрождение (Reclaiming) – современная традиция колдовства, поставившая себе целью объединение поклонения Богине с феминизмом и политическим активизмом (антиядерные движения и движения за мир во всем мире). Возрождение было основано в 1979 году двумя женщинами – Звездным ястребом и Дианой Бейкер – для изучения и развития феминистских освобождающих ритуалов в рамках современного язычества.

3

Биографические данные соавторов этой книги см. в Глоссарии.

4

Диана Бейкер – писательница и адвокат; специализируется на случаях жестокого обращения с детьми и психических расстройств; живет в Беркли, штат Калифорния.

5

Звездный ястреб (Starhawk, она же Мириам Симос, родилась 14 июня 1951 года) – американская писательница, преподаватель, активистка; прославилась как теоретик феминистского неоязычества и экофеминизма; живет в Сан-Франциско.

6

Область залива Сан-Франциско (The Bay Area) – крупный консолидированный статистический ареал в Северной Калифорнии, сформировавшийся вокруг залива Сан-Франциско и названный его именем. Проживает около восьми миллионов человек.

7

Термин «квир» используется для обозначения любой модели поведения и идентичности, не соответствующей традиционной. В узком смысле «квир» является обобщающим «зонтичным» термином, использующимся для обозначения как ЛГБТ и людей вне традиционалистских рамок идентичностей, так и гендерно нормативных гетеросексуалов, чье сексуальное поведение ставит их вне гетеросексуально-определяемого мейнстрима (например, люди, практикующие БДСМ или романтические отношения с несколькими партнерами).

8

Национальный парк Редвуд находится в штате Калифорния, к северу от Сан-Франциско.

9

Ковен – в английском языке: традиционное обозначение сообщества ведьм и других лиц, предавшихся служению дьяволу и регулярно собирающихся для отправления обрядов на ночной шабаш. Вместе с тем в современной неоязыческой религии Викка это слово обозначает просто ячейку, группу верующих.

10

Самайн – кельтский праздник по случаю сбора урожая; знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего.

11

Хэллоуин – праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Название этого праздника произошло от староирландского слова samhain, которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское название месяца ноября. В языческие времена этот праздник имел сельскохозяйственное и сезонное значение.

12

Традиция Фери (или Фейри) – открытая для новых членов традиция современного язычества; создана в Калифорнии в 1960-е гг. Корой и Виктором Андерсонами. Основной акцент в ней делается на чувственном опыте, осознанности и сексуальном мистицизме (с учетом личных предпочтений).

13

Виктор Генри Андерсон (21 мая 1917 г. – 20 сентября 2001 г.) – жрец возрожденного американского язычества, поэт; приверженец религии Викка.

14

Единый миф (мономиф) – единая для любой мифологии структура построения странствий и жизни героя. В контексте теории Единого мифа в любом из известных нам мифов герой проходит одни и те же испытания, один и тот же жизненный путь. То есть одна и та же мифологема характерна как для Древней Греции или Скандинавии, так и для индийской мифологии.

15

Пермакультура (permanent agriculture – постоянное сельское хозяйство) – подход к проектированию окружающего пространства и система ведения сельского хозяйства, основанные на взаимосвязях естественных экосистем.

16

Мистические существа – в английском тексте: Mysterious Ones. Этот термин традиции Возрождения обозначает целый класс существ, охватывающий божеств и духов, способных принимать самые разные формы; они бывают мужского и женского пола, а также бесполыми.

17

Гендерная история – научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.

18

Активизм – философская концепция, считающая активность, деятельность (в частности, духовную активность) сущностью реальности; представление о том, что цель человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира; моральное требование всегда переходить от теоретических заключений к практическим действиям.

19

В отличие от обычных семинаров участники интенсива не только получают знания, но и закрепляют их практической отработкой навыков.

20

Экофеминизм – общественное движение и философия, объединяющие цели феминизма и экологии. Экофеминизм проводит параллель между эксплуатацией природы и женщины в патриархальном западном обществе, подчеркивая их философское единство. Основная цель движения состоит в том, чтобы привести мир в первоначальную гармонию через пресечение дискриминации женщин.

21

Анархизм – система взглядов, идеалом которой является отсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком.

22

Виккане, как называют последователей Викки, обычно почитают Бога (традиционно Рогатого Бога) и Богиню (традиционно Триединую Богиню), которые иногда представляются как части высшего пантеистического Божества, проявляющего себя в различных политеистических богах. К другим особенностям Викки относят применение ритуальной магии, свободные нормы морали и празднование восьми точек Колеса Года.

23

Йоруба – группа родственных негроидных народов, населяющих Западную Африку. Йоруба – творцы уникальной самобытной цивилизации Западной Африки, породившей такие города-государства, как Иле Ифе, научный интерес к которому до сих пор не ослабевает. Йоруба по сей день исповедуют политеистическую религию Ифа-Ориша (систему предсказания), повлиявшую на зарождение таких афро-карибских традиций, как вуду.

24

Худу – североафриканское колдовство и религиозный культ, основанный на суеверии и страхе перед смертью. Слово «худу» на языке хауса означает «пробуждать негодование, вызывать возмездие». Худу не является частью вуду, хотя и заимствовало из него некоторые приемы.

25

Джеральд Гарднер (13 июня 1884 г. – 12 февраля 1964 г.) – английский государственный служащий, антрополог-любитель, писатель, оккультист, опубликовавший несколько текстов современной Викки, один из ее главных идеологов.

26

Дианическая Викка – радикальное религиозно-феминистическое движение в рамках Викки, основанное Сусанной Будапешт в 70-е годы XX века. Дианическая Викка сочетает в себе элементы традиционной британской Викки и итальянской народной магии, реконструируемой по книге Чарльза Лиланда «Арадия».

27

Дион Форчун (настоящее имя Вайолет Эванс, 1890–1946 гг.) – английская писательница и оккультист; принимала активное участие в «магической битве за Британию» – попытке британских оккультистов магическими методами предотвратить вторжение немецко-фашистских войск на территорию Великобритании.

28

В английском тексте применен австралийский сленг bush walkers – ходящие в буше. Буш – обширные, не освоенные человеком пространства, обычно поросшие кустарником или низкорослыми деревьями. Бушуокинг объединяет тысячи туристов, которые ставят перед собой цель изучать и охранять природу и способствовать организации заповедников. Этот вид отдыха особенно популярен в австралийских штатах Новый Южный Уэльс и Виктория.

29

Синхроничность – термин, введенный швейцарским психологом и мыслителем К. Юнгом, который противопоставляет синхроничность фундаментальному физическому принципу причинности и описывает ее как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события нефизическим (непричинным) путем, только на основании их смысла.

30

Оджибве – индейский народ, живущий в резервациях в США, в штатах Мичиган, Висконсин, Миннесота, Северная Дакота, Монтана и в Канаде, в провинциях Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Альберта и Британская Колумбия.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3