bannerbanner
Магия стихий: Земля, Воздух, Огонь, Вода и Дух
Магия стихий: Земля, Воздух, Огонь, Вода и Дух

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Этот курс также проводится в течение четырех или пяти дней в колдовском лагере, на семинарах-интенсивах19, организуемых традицией Возрождения в США, Канаде, Англии, Европе и Австралии, или же проводится в течение выходных дней. Магию стихий изучают люди всех возрастов и сословий, с самыми разными задатками – магическими и иного рода. Каждый год курс «Магия стихий» многократно проводится по всему миру.

Всякий раз материал курса несколько меняется. Это обусловлено местом, в котором он проводится, а также зависит от участников курса и их потребностей, от характера учителей, их интересов, имеющихся у них навыков и стиля обучения. Большинство людей в Возрождении посещают занятия, посвященные стихиям, много раз, осознавая не только необходимость пересмотреть первоосновы связи с собственной магией и традицией, но и значительное расхождение, существующее, например, между предметом «Стихии», посвященным практическому обучению ритуалу (здесь главное место занимают активизм и экология), и предметом, где во главу угла поставлены духовная самостоятельность и саморазвитие.

Несмотря на некоторые различия, все курсы «Магии стихий» тем не менее сохраняют одинаковый подход к жизненно важным вопросам и материалу. Все они учат основам ритуала и магии в рамках традиции Возрождения. Все они предлагают пришедшим на занятия посвящение, признавая за каждым человеком его духовную независимость и способность участвовать в ритуале и духовной жизни. Каждый предмет, посвященный стихиям, описывает магию и тайны Земли, Воздуха, Огня, Воды и Духа. Во время обучения с учениками делятся опытом формирования ритуального пространства, погружения в транс, восприятия и усиления энергии, выполнения группового ритуала; помимо этого люди узнают об истории, ценностях и условиях формирования традиции Возрождения.

Курс «Магия стихий» – это приглашение в царство таинств и магии. В рамках традиции Возрождения и многих других современных традиций колдовства знакомство со стихиями и изучение искусства магии переплетаются и не могут быть отделены друг от друга. Мы соединяем каждую стихию с навыками и практиками, согласующимися с ее природой и символикой.

Наше Возрождение называют котлом, стоящим на трех опорах: магии, целительстве и активизме. Кроме того, существуют еще четыре корня, крепко связывающие этот котел с землей: традиции и практика колдовства (и в особенности Фери), экофеминизм20, анархизм21 и психология. Курс «Магия стихий» является связующим звеном всех этих вещей.

Принято считать, что традиция Возрождения возникла в 1979 году, когда молодая женщина по имени Звездный ястреб опубликовала книгу «Спиральный танец: возрождение древней религии Великой Богини». В своей книге Звездный ястреб поэтически и с большим энтузиазмом описала традиционные оккультные знания, мифологию и техники колдовства, переданные ей ее учителями – как людьми, так и сущностями из других миров. В «Спиральном танце» традиционное Фери и современные викканские22 учения встретились с движениями феминизма и духовности Богини, отвергающими нынешние традиционные ценности. Эту книгу часто считают своего рода библией курса «Магия стихий». В следующем, 1980 году Диана Бейкер и Звездный ястреб впервые начали преподавать «Магию стихий» как предмет группе женщин в Области залива Сан-Франциско. Этот курс стал предтечей традиции Возрождения.

Корни колдовства, как ему учит Возрождение, уходят в традицию Фери (Feri) Андерсона. В книге «Спиральный танец» это слово писалось как Faery, обозначая волшебную традицию или традицию фей; подобную орфографию по-прежнему используют некоторые группы, следующие путем, заложенным Андерсоном. Целый ряд наших базовых магических методов и средств берет начало в этой могущественной традиции, как и способ, которым создается ритуальное пространство, а также акцент на первородные стихии жизни и основополагающая космология Великой Богини, рассказывающая о том, от кого мы произошли и кем нам надлежит стать. И если Звездный ястреб писала о том, что, по ее мнению, колдовство – это основанная на посвящении и ориентированная на Богиню традиция Европы и Ближнего Востока, то Возрождение не опирается на какую-то одну отдельно взятую культуру. В те времена, когда Возрождение еще только входило в силу, Область залива Сан-Франциско представляла собой плавильный котел множества процветающих культур и школ магии, поэтому наше движение испытывало прямое и подспудное влияние традиций Йорубы23, Худу24, Викки в стиле Гарднера25 и других традиций колдовства, включая Дианическую26 Викку, кельтские народные сказания и Фери, что само по себе является синкретизмом различных культур и обычаев.

Традиция Возрождения также основана на принципах экофеминизма и анархизма. Экофеминизм – это теория, согласно которой отношение и поведение общества к женскому началу и женщинам созвучны и связаны с нашим отношением к земле и ее экосистемам. Такой исследовательский подход со своей философией глубоко влияет на этику и практику нашего движения. Многие наши инструменты и принципы организации сообщества Возрождения, которыми мы руководствуемся, также берут начало в анархистских активистских практиках, имеющих отношение к антиядерным протестам в Каньоне Дьябло в 1981 году. Эти три корня (колдовство, экофеминизм и анархизм) связаны с психологией и мифическими движениями, в которых истории и мифы служат отправными точками для исследований на уровне личности и культуры. Вот в каком котле варится Возрождение.

Стихии с благодарностью принимают, призывают и используют во многих магических, колдовских и других традициях. Зачастую стихии связаны с четкими направлениями. Подход может меняться в зависимости от того, в какой традиции вы работаете и в каком полушарии Земли находитесь, или от вашего конкретного местоположения или цели. Иногда мы обращаемся к центру – месту, где сознание человека возникает и пребывает (кто-то, возможно, назовет это чревом котла), чтобы почитать все стихии. В «Магии стихий» мы сознательно ищем или налаживаем отношения с этими стихиями, при этом открывая для себя, что из них состоит все на свете, в том числе и мы сами. «Земля – мое тело, Вода – моя кровь, Воздух – мое дыхание, а Огонь – мой дух», – так звучит современная языческая молитва, и эта формула служит основой для нашей духовности, ритуалов, магии и сообществ.

По мнению влиятельного британской оккультистки Дион Форчун27, магию можно называть искусством изменения сознания по своей воле. Ее также можно считать практикой, позволяющей сознательно задействовать судьбоносные и сверхъестественные влияния жизни, смерти, распада и возрождения. Изучая магию, мы учимся изменять себя и внешние факторы. Это тонкое искусство плетения нитей судьбы, одновременно грандиозная эволюция и глубокое духовное озарение. Магия учит нас становиться Богами, открывать для себя свое божественное начало и сознательно жить и действовать из этого пространства. Магия – плод Древа знаний, и поглощение его издревле сопряжено с опасностью. Этот риск вызван взаимосвязанностью всего сущего, а также дерзновенным желанием познать свое божественное начало и действовать через него.

Наш опыт опирается не просто на магию в том ее виде, в каком она понимается и практикуется в Европе и на колониальном Западе, но и на техники колдовства, которое в наши дни иногда называют Ремеслом. Колдовство (на Западе мы называем его именно так) представляет собой возвращение к жизни и наследование экстатического (иначе говоря – шаманского) целительства, мистических и знахарских традиций Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Колдовство живет в историях о феях, в фольклоре, суевериях, легендах, ритуалах и заклинаниях. Его Боги – древние, которые появляются из звезд, земли, гор, морей и пещер, те, с кем мы встречаемся на перекрестке дорог или в сумерках, во все времена и во всех местах, где оказываемся в силу жизненных обстоятельств.

В свое время языческие и магические практики, связанные с колдовством, были опорочены чиновниками, церковниками, медработниками – теми, кто умеет мыслить лишь в рамках формальной логики и целесообразности, утратив связь с древним инстинктом и человеческой интуицией. Ведьмы слушают дикую природу и стремятся установить прямой и тесный контакт с колдовскими силами и духами. Колдовство никогда не умирало. Многие его традиции и ритуалы возрождались и восстанавливались, а дух его всякий раз выражался в каждом новом поколении благодаря художникам, романтикам, целителям и учителям. Колдовство продолжало жить благодаря людям, которые интересуются историями о феях, народными сказаниями, занятными суевериями и ритуалами и которые в глубине души не сомневаются в том, что они полны магии и что им судьбой назначено заниматься этим древним бессмертным искусством.

Если вы взяли в руки эту книгу и до сих пор читаете ее, значит вы, вполне возможно, из числа таких людей.

Как работать с этой книгой

В книгу «Магия стихий» включены тексты наиболее активных в настоящий момент ведьм, жриц и учителей Возрождения. Здесь вы найдете эссе 15 учителей из США, Австралии, Канады и Англии. В частности, эссе, представленные в начале каждого раздела о стихии – Пола Ивса (Миннеаполис, США), Гвидиона Логана (Сан-Франциско, США), Рэйвен Эджуокер (Сомерсет, Англия), Роуз Мэй Данс (Область залива, США) и Доун Исидоры (Портленд, штат Орегон, США), – содержат в себе главные тезисы и сведения, составляющие саму основу предмета «Магия стихий» Возрождения. И во многом именно от соавторов этой книги зависит преподавание базового предмета «Магия стихий», приверженность ему и вообще сохранение и развитие магической традиции Возрождения.

В каждом разделе, посвященном стихии, имеются также два дополнительных эссе, содержание которых, в принципе, позволяет включить их в данный курс, однако зачастую из-за ограничений по времени эта информация не представлена ни в одном из учений о стихиях. Урок о стихиях может быть посвящен, например, целительству, как в эссе Уиллоу Келли в разделе «Вода», работе с дыханием, звуком и песней, как в эссе Сюзанны Стерлинг в разделе «Воздух», или активизму, как в эссе Руби Берри в разделе «Земля». Каждый урок курса «Магия стихий» уникален, ведь путешествие каждого человека по этой книге будет проходить в индивидуальном порядке. Одни из этих эссе могут сильно мотивировать вас продолжить и углубить обучение, стать активным в этой области, а другие могут просто оказаться информационной справкой или повторением материала, с которым вы уже знакомы или который не находит в вашей душе никакого отклика.

Тридцать пять заклинаний, методов, ритуалов, техник и упражнений, включенных в эту книгу, взяты из бурлящего пестрого котла учителей Возрождения. Эти соавторы являются сейчас преподавателями курса «Магия стихий» в своих местных общинах и колдовских лагерях. Эти люди предложили техники, к которым они сами обращаются в своей преподавательской деятельности. Каждый урок, посвященный стихиям, будет обязательно включать в себя некоторые из этих упражнений (такие как «Заземление Древа Жизни» и «Черчение круга»). В то же время многие уроки будут включать такие техники, как, например, «Гармонизация трех душ», «Птицы желания», «Транс» и «Место силы». При этом каждый учитель может подавать упражнения по-своему, так как вкусы у всех разные. Некоторые включенные сюда заклинания и методы очень характерны для какого-нибудь учителя – например, для Престона Койота Варгаса с его «Созданием жезла искрой жизни», Сюзанны Рэй с ее «Медитацией на тлеющее тело» и Лизы Линд с ее «Трансом для встречи предков через ДНК». Из этого рога изобилия сыплются в избытке знания, опыт и мудрость международного движения, славящегося своим смелым и всеохватывающим подходом к мистике, знанием дела и глубинной связью с божеством.

В заключительной части книги вы найдете глоссарий – словарь терминов, где объясняются слова и фразы, с которыми вы, возможно, еще не знакомы. Есть также раздел «Использованная и рекомендуемая литература», где перечислены упомянутые в книге издания. В этом разделе сначала указаны тексты традиции Возрождения, а затем те, которые посвящены каждый стихии. В самом конце книги находятся список всех соавторов и их биографические данные, там же нередко указаны контакты или информация, позволяющая узнать больше об их работе. Этот список выстроен по порядку в соответствии с английским алфавитом.

«Магия стихий» – это приглашение, и не только в мир ритуала, заклинаний, целительства и празднеств, но и в наше «я», то есть в наше истинное «я», с которым мы родились и о котором тосковали всю жизнь. Отныне каждый становится самим собой.

Некоторые люди, прошедшие курс «Магия стихий», только лишний раз убедились в правильности того, что они всегда знали и, возможно, всегда делали, однако никому не приходило в голову, что тем же самым может заниматься кто-то другой (по крайней мере, такие люди им никогда не попадались, не говоря уже о совместной работе в одной группе над магией и ритуалами). Есть и такие люди, которые приумножили имевшиеся у них знания и навыки, поскольку они уже изучили шаманские традиции или техники, освоили церемониальную магию, какую-нибудь другую традицию колдовства, восточную религию или пермакультуру, целительство, гадание или любую из десятков других дисциплин. Может быть, у нас (родителей, фермеров или любителей пешего туризма28, ученых и художников) есть чутье на эти вещи, или мы работаем в этом ключе, не задумываясь над названием того, чем занимаемся, и не отдавая себе отчет в том, как именно мы творим магию.

Книга «Магия стихий» учит мастерски создавать круги и призывать духов, работать с энергией, погружаться в состояние транса и выходить из него, повышать уровень энергии с помощью дыхания, песен и музыки, а также правильно выстраивать заклинания. Эта работа требует доверия к самому себе, друг к другу, к духу и божеству. Она также открывает и развивает способность к критическому мышлению в творчестве, умение прислушиваться к интуиции, способность опираться на собственные силы, проявлять принципиальность и изменять границы. Книга «Магия стихий» охватывает те пункты традиции Возрождения, которые предполагают развитие: ритуал и магию, личный рост, расширение прав и возможностей, перемены в политике. Таким образом, подобная исследовательская работа может поддерживать тех, кто ступает по внутреннему пути самопознания и исцеления, тех, кто хочет научиться работать вместе с другими членами сообщества в ритуалах и кругах, и тех, кто ратует за активизм и изменения в обществе.

С этой книгой можно работать самостоятельно, в освященной веками традиции практикующего мага-одиночки, в небольшой группе или на пару с кем-нибудь. Она была написана отчасти для того, чтобы этот базовый материал Возрождения стал доступным всюду и для всех. Его можно осваивать вместе со своим спутником жизни или в кругу семьи. Вы можете состоять в группе, которой нужен учебник с практическими упражнениями для совместной работы и обогащающим ум содержанием. Возможно, ваша группа по изучению ритуала или магии ищет подобную систему, наставления или просто вдохновение. Может быть, вам захочется почитать стихии и исследовать духовность, берущую начало в природе, или найти способ расширить свои возможности в мире, где в сфере религии и веры господствуют церкви и организации, не позволяющие духовному искателю получить властные полномочия.

«Магия стихий» – практическое руководство. Мы изложили материал таким образом, чтобы он был понятен и удобен, знакомя читателя со стихиями поочередно, в том порядке, в котором мы, авторы, чаще всего используем их: после Земли следуют Воздух, Огонь, Вода и Дух. В последней части этой книги все стихии собраны воедино – заключительным аккордом становится традиционный ритуал, совершаемый в конце каждого курса «Магия стихий». По своему обычаю мы выполняем его всегда, но содержание этого ритуала может варьироваться. Эта часть составляется полностью человеком (или группой лиц), который прошел курс или изучил книгу. В этом ритуале проявляется все, что мы узнали из курса «Магия стихий».

Вы можете прочитать всю книгу целиком, а можете читать ее частями, чтобы после изучения каждого раздела опробовать описанные в нем упражнения или методы. Вы можете прочитать ее один раз, а затем вернуться к началу и начать работать уже по разделам. Вы можете читать за раз один раздел, а потом созерцать материал или размышлять о нем, прежде чем перейти к практике, используя упражнения по инструкции или на свой лад. Может статься, что вы один из тех, кто достигает максимального успеха после того, как первым делом проштудирует книгу от корки до корки, делая что-то эпизодически, когда что-то подходит ему или когда позволяет время. Вы могли бы работать над этой книгой в группе: после изучения какого-либо раздела собраться вместе, взяв в качестве темы ту или иную стихию и потратив на каждую из них день или несколько вечеров, сообща выполняя упражнения и обсуждая различные нюансы стихии. Наверное, способов работы с этой книгой не меньше, чем ее читателей.

С этой книгой можно работать в выходные дни или в течение шести недель (раз в неделю по вечерам или после обеда). Это традиционный подход к «Магии стихий», и именно так чаще всего поступают преподаватели. Если вы планируете сделать именно так (и в особенности работать только по выходным), лучше всего сначала прочитать книгу целиком. Другая рекомендуемая нами временна́я структура предполагает работу с книгой дольше шести месяцев, по одному месяцу на стихию, плюс еще один месяц на финальный раздел. Такой подход позволяет гораздо глубже изучить и проработать каждую стихию и их совокупность. Таким образом вы согласуете свою работу с Колесом Года: сможете начать, например, в момент одного из солнцестояний и пройти весь путь до следующего солнцестояния. Или можете настроиться на Луну: каждый месяц начинать работать в новолуние или полнолуние, наращивая и сокращая вместе с Луной объем своей работы с каждой стихией. Но шесть месяцев, возможно, покажутся слишком долгим периодом, чтобы сохранять внимательность и усердие в работе – в таком случае подберите более короткий срок.

Каждый из нас будет получать и усваивать информацию и опытное знание по-своему; мы надеемся, что одна из этих временны́х структур подойдет именно вам. На наш взгляд, лично посетив урок «Магия стихий», если (когда) у вас будет такая возможность, вы углубите и приумножите свой опыт. Это может произойти одновременно с работой по этой книге, до или после нее.

Курс «Магия стихий» изменит вашу жизнь. С каждым разом, когда мы будем браться за работу и выполнять ее, жизнь каждого из нас будет определенным образом меняться. Курс стихий предлагает установить глубинную связь со своим духом и изучить средства магии и ритуала в рамках колдовской традиции Возрождения. Так мы обретаем пространство для расширения своих прав и возможностей в этом мире, место, балансирующее на грани осязаемого и неосязаемого, в пределах той сферы, которую мы называем магией. «Магия стихий» – это волшебное путешествие по стихиям.

В добрый путь!

Земля

Земля – это название планеты, на которой мы живем, а также, по традиции, одна из стихий в магической системе, состоящей из четырех (Земли, Воздуха, Огня и Воды) или пяти стихий (если причислить сюда Дух). В этой книге мы по определенным соображениям поставим Дух на первое место в шкале стихий. Если обратиться к мифологии, то во многих мифах о сотворении мира рассказывается о том, что все сущее (и в первую очередь люди) было создано из земли, грязи или глины. Сначала эти сущности были слеплены и лишь затем наделены дыханием, или духом. Ученые установили, что атмосфера – ее мы условно называем воздухом – появилась на нашей планете далеко не за один день. Жизнь возникла из земли, в которой начались органические процессы, приведшие к появлению живых существ. Если бы не существовало земного притяжения, вода не могла бы скапливаться в океанах и реках. Огонь полыхает в звездах, а здесь, на Земле, для того чтобы разгореться, ему нужен органический материал – например, дерево, воск или что-то еще.

Шкала магических стихий, как правило, начинается со стихии Воздуха. По-видимому, таково исторически сложившееся требование высшей, или церемониальной, магии. Однако есть и такие шкалы стихий, в которых первое место занимает Дух – ведь эти шкалы могут начинаться с какой угодно стихии. Поэтому учение, упоминая стихии в рамках той или иной темы, располагает их в соответствии с контекстом.

Когда мы в Австралии призываем стихии или благодарим и почитаем их в очерченном круге, то обращаемся первым делом к Земле. Тем самым мы настраиваемся на духовность, берущую начало в земле, на связанные с землей традиции, на современное язычество. Помимо этого мы таким образом выражаем признательность священной почве, на которой живем и трудимся. Мы уже научились у коренных народов (и поныне продолжая учиться вместе с ними) глубокому почитанию земли и тесному общению с нею; при этом воспринимаем землю не столько в планетарном масштабе (хотя и об этом не забываем), сколько как некое ограниченное пространство, а точнее, место, в котором живем и занимаемся магией. И отчасти именно потому, что воздаем должное этим традициям, мы и ставим в шкале стихий Землю на первое место.

Когда мы взаимодействуем с Землей, тотчас проявляются вся мощь и величие природы. Мы начинаем воспринимать себя как ее неотъемлемую часть, поскольку живем и умираем в границах обширной сети, которую составляют разные формы жизни, не отделяясь от природы, но пребывая с ней в единстве. Мы прочно соединены с землей, и не только из-за пищи, которую едим, и воды, которую пьем, или из-за того, как одеваемся и обустраиваем свое жилище, а во всех отношениях. Каждый цикл дыхания включен в газообмен на нашей планете между теми, кто дышит кислородом, и теми, кто дышит углекислым газом. Мы осознаем, что все духовные переживания возникают в биологической оболочке – в нашем теле. Следовательно, можно быть уверенным в том, что тело и дух неотделимы друг от друга. А отсюда можно сделать предположение о том, что между землей и ее духом нет разграничения, что они есть суть одно и то же. Полная жизни Богиня – это сама наша земля, а мы являемся ее частью.

В конечном итоге мы обращаемся к философии активизма. Когда нам становится понятно, что мы представляем собой часть земли, и не в условном смысле, когда наше выживание зависит от ее воды, кислорода, растений и животных, а в буквальном смысле, поскольку наши тела – часть ее тела, тогда нам гораздо труднее, а то и вовсе невозможно молча терпеть, когда в Австралии из-за глобального потепления, выемки песчаного грунта, судоходства, угледобычи и стоков с полей разрушается Большой Барьерный риф, когда загрязняются реки и моря, а тропические леса Амазонки вырубаются, навсегда сменяясь пустошами. А ведь это далеко не все преступления против природы, совершаемые в настоящее время на нашей планете.

Может быть, стоит взглянуть на эту проблему и под другим углом. Когда мы осозна́ем, что каждый человек является частью Богини, неужели мы позволим делить себя на первосортных и второсортных? Разве сможем мы терпеть расизм, сексизм, социальный апартеид и целенаправленное разрушение экономики целых государств? Разве сможем мы спокойно жить в мире, не протестуя против принуждения к проституции, насильственного призыва в армию детей, преступлений на почве ненависти, совершенных против отдельных лиц или целых социальных групп лишь за то, что они живут в этом мире, сохраняя свою идентичность? Земля – это призыв к действию.

Когда мы находимся в правильных отношениях с землей и когда все, что дает кров и пищу, приходит к нам непосредственно из почвы, рек, растений, животных, моря, тогда мы обязаны защищать все существующее на Земле от бессмысленного разрушения. Для этой цели нам стоит, вероятно, для начала остановиться, познать искусство мага или ведьмы, а затем, обретя внутреннюю тишину, покинуть свое жилище и, как воплощенные в плоть и кровь существа, пожить где-нибудь на лоне природе, чтобы пообщаться с родной планетой и просто внимать ей. Наша работа начинается с безмолвного слушания.

Стихии исполнены святости. Земля священна.

Земля священна

(Пол Ивс)

Земля – живое существо, и она священна. Она представляет собой источник пищи, насыщающий всю флору и фауну; ее красота питает наши души, а разнообразные существа – наши соседи по планете – создают сложную паутину взаимосвязей вещей и явлений. На протяжении последних тысячелетий на первый план вышли идеологии, согласно которым Земля с ее ресурсами – товар; из-за таких воззрений многие (если не большинство) в нашем мире перестали считать землю священной.

Они полагают, что земля предназначена для удовлетворения их нужд, а последствия этой эксплуатации перекладывают на будущие поколения. Сохранение нашего здоровья и благополучия на уровне личности, сообщества и вида, как и поддержание разнообразия жизни на планете, зависит от людей, восстанавливающих связь с землей и укрепляющих наши взаимоотношения с ней.

На страницу:
2 из 3