bannerbanner
Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы
Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Документы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Грушка «из-за своего пиянства часто зменял свой характер. Был насамперед (от 1890 до 1896 року) духовником в Джёрзи Сити. Так, наделавши тут массу шкандалов и опасаясь суспендии от своей Власти Духовной, перейшол (року 1896) на православие и остал православным духовником в Олд Форджь, Па. Бывши униятом, провадил посредством «Свободы» завзятую борьбу с православными и плюгавил православие по батярски10; а ставши православным, еще горше плюгавил унию. 3-отси то и началась борьба между русскими роботниками о православие и унию, – повстала агитация за православием. Но где? По салунах! Як? С смутными весьма последствиями: с розбоями и даже кровопролитиями11. То была найболыиа хиба у православных, что подобную «миссию» держали при себе за несколько лет… Вконци известный Грушка, утративши тут между русским народом совершенно честь, вернул бедный до старого краю и перейшол сновь на унию, котору что только по своему найнизше осуждал»12.

Скончался униатский священник в 1913 году в Галиции.

__________________________________

1Александров Е.Л. Русские в Северной Америке: Биографический словарь. Хэмден – Сан-Франциско – СПб., 2005. С. 155.

Газета «Свобода», печатный орган Русского народного союза, начала выходить в 1893 году.

2 РГИА, ф. 796, он. 177, год 1896, д. 3316, л. 8.

3 Присоединение к Православию из унии русского прихода в г. Ольдфордже, – вместе со священником о. Григорием Грушкой // АПВ, 1897, т. I, № 9, с. 165–168.

«Треба, однак, знати, що не все прихожане Ольдфорджской церкви согласились принята православие. Больша половина их, все с Угорской стороны, не захотели перейти на православие и для того не пускали православных в церковь. Началось право. Тягнулось оно 6 месяцев. Много было потрачено грошей униатами, много и православии потратили. Не смотря на многочисленность униатов и усиленный старания униатского «дочасного викария» покойного о. Ханата, не смотря на досить велики кинуты униатами гроши, церковь досталась в конце православным». (Клопотовский И. Ольдфорджский приход // Календарь Православного Общества Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах на 1902 г. Год издания 2-й. Нью-Йорк: Тип. «Американского Православного Вестника», 1901. С. 59.)

4Протопопов А. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Николая, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке // АПВ, 1897, т. II, № 5, с. 163.

Официальный отдел // АПВ, 1897, т. II, № 5, с. 177.

5 Определение Свят. Синода от 7—23 ноября 1897 г. (ст. ст.) за № 3924, о преподании благословения Святейшего Синода, с выдачею грамоты, присоединившимся к православию жителям Ольфорджского униатского прихода и священнику Григорию Грушке (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1897, д. 2055, л. 140—141об.). Текст синодальной грамоты см.: Клопотовский И. Ольдфорджский приход. С. 61–62.

6 «В Святейший Правительствующий Синод. Я смиренно подписанный благодарю из сердца души Святейший Правительствующий Синод за прислание мене 200 рублей золотом на лечение глаз. Old forge, Ра 24 Март 1900. Григорий Грушка православный священ, и редактор “Света”» (РГИА, ф. 799, оп. 17, год 1899, д. 227, л. 88об.).

7 Определение Свят. Синода от 24 ноября – 2 декабря 1899 г. (ст. ст.) за № 5054, о выдаче священнику Алеутской епархии Григорию Грушке золотого наперсного из Кабинета Его Величества креста и назначении ему денежного пособия (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1899, д. 2097, л. 436—436об.).

Высочайше утвержденным 3 мая 1820 г. (ст. ст.) определением Свят. Синода от 24 февраля – 9 марта 1820 г. (ст. ст.) за № 64, по рассуждению Святейшего Синода, на каком основании давать впредь кресты Священнослужителям, определяемым к нашим миссиям в других Государствах (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1820, д. 466, л. 876—877об.), положено было каждому священнику, не имевшему наперсного кабинетского креста, при определении его к заграничной православной миссии выдавать золотой крест из кабинета Его Императорского Величества; по истечении 7 лет усердной и беспорочной службы определенного в миссию иерея кабинетский крест обращался ему в награду, в ином случае означенный крест отбирался от священнослужителя при возвращении его в Российскую империю.

8 Официальный отдел // АПВ, 1901, т. V, № 1, с. 25–26.

См. также рапорт преосвящ. Алеутского в Свят. Синод от 12/25 сентября 1900 г. за № 50 (док. № 10).

9 Определение Свят. Синода от 14–21 декабря 1901 г. (ст. ст.) за № 5095, о возвращении в унию бывшего Американского священника Григория Грушки (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1901, д. 2142, Л. 306-306об.).

Также см.: Разни Вести // Свет. Часопись для православных руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Бразилии и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. – 1901. – 8 (21) ноября.

10 Ср.: Николай (Зиоров). Архипастырское Послание к Ольдфорджцам – по случаю присоединения их к Православной церкви // АПВ, 1897, т. I, № 9, с. 153–154.

11 Из письма свящ. Иоанна Недзельницкого еп. Алеутскому Тихону от 13 февраля 1901 г.: «в Олдфорджеской церкви дисциплина совершенно отсутствует: на Рождество Христово в церкви одна часть прихожан пела другой «вечную память», была и «бытка», т. е. драка в церкви, и «сорочкы» (рубахи) порвали люди один на другом. «Ото такий священник (о. Грушка)!» – заключает свое донесение прихожанин Ольдфоржа. Это интересное письмо олдфорджца при сем прилагается…» [Отец Иоанн Недзельницкий (1866–1946). Подвижник Православия в Америке (советник Преосвященнейшего Архиепископа Тихона, в будущем Св. Патриарха Московского и всея России). Сборник писем, статей и документов. С. 24–25].

12Б. История американской Руси в живом примере. N.Y.: Напечатано в тип. газеты «Правда», 1903.С.145.

Кедровский Ал

Александр Николаевич Кедровский (1872–1919 гг.), по окончании Вологодской духовной семинарии в 1891 году, служил псаломщиком в Вологодской епархии.

15/27 августа 1894 г. рукоположен во пресвитера к Вознесенской церкви сел. Илюлюк о-ва Уналашки1.

В 1896 году награжден набедренником2, а в следующем году – фиолетовой скуфьею3.

6/19 мая 1900 г. удостоен награждения камилавкою4.

«Выражается благодарность Епархиального Начальства со внесением в послужной список Благочинному Уналашкинского Округа Священнику Александру Кедровскому за его труды и полезную деятельность по должности Председателя Уналашкинского Св. Пантелеймоновского Братства»5

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2