bannerbanner
Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 12 (С–Т)
Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 12 (С–Т)

Полная версия

Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 12 (С–Т)

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Отсюда следует, что справедливость, представленная в содержании правовых норм или ценностей, не может получить значимость для субъекта как бы «задним числом». Она должна быть «соображением разума», т.е. результатом желания и воли к признанию жизненной важности разумной саморегуляции, и только потом представляться вовне как общее требование.

Думается, что правомерно выделять два аспекта справедливости – внутренний (идеологический) и внешний (предметный) аспекты. С позиции первого аспекта справедливость связана с такими правовыми идеями как порядок, мера, равенство и свобода. Во внешнем измерении справедливость связана с условиями и конкретными средствами их реализации в правосознании и правовой деятельности. При этом, если во внутреннем аспекте правовые идеи самоочевидны, универсальны и самодостаточны, то во внешнем она существует только как возможность, обусловленная конкретным содержанием действий, отношений, интересов, мотивов субъекта права. Обнаруженное противоречие между различными измерениями призвано объяснить тот факт, что в действительности справедливость как идея или установочно-оценочный акт всегда реализуется как отрицание или ограничение условий правовой коммуникации. Признание субъектами безусловной ценности и нормативности справедливости оказывается более «жестокой рамкой», ограничивающей поведение человека, чем право как совокупность норм, установленных государством. Справедливость оказывается в результате способом бытия человека, возложившего на самого себя обязательство разумной саморегуляции. Подобная трактовка справедливости, сближающая ее с концептом базовой нормы Г. Кельзена, может стать основанием возрождения ценностей права и достижения качественных изменений в состоянии современной правовой культуры.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ролз Дж. Справедливость и честность // Логос. – 2006. – №1. – С. 35.

2

На признание Дж. Роулзом априорности принципов справедливости указывает следующее положение его теории: «…Во-первых, каждое лицо (person), принимающее участие в какой-любой практике, или находящееся в сфере ее воздействия, имеет равное право на наиболее обширную свободу, совместимую с такой же свободой всех остальных; и, во-вторых, неравенство допустимо только в том случае, если разумно ожидать, что оно будет выгодно для всех и при условии, что общественное положение и те должности, с которыми оно связано, или из которых оно вытекает, являются доступными для всех». // Там же. – С. 36.

3

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия. Введение в феноменологическую философию. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – С. 361.

4

Гуссерль Э. Статьи об обновлении //Вопросы философии. – 1997. – №4. – С. 122.

5

Там же. – С. 124.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5