Полная версия
ЕГЭ. Русский язык. Типовые задания с решениями
Надежда Михайловна Девятова, Елена Юрьевна Геймбух
ЕГЭ. Русский язык
Типовые задания с решениями
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие представляет собой первую часть комплекса тренировочных заданий, предназначенных для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.
В первой части представлены 10 вариантов тестовых заданий, выдержанных в формате ЕГЭ. В каждом из вариантов проверяются навыки и умение анализировать разнообразный языковой материал. В тестах представлены все разделы русского языка, изучаемые в школе: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, словообразование, морфология и синтаксис. Предлагаемые тесты предполагают системный анализ языковых фактов. Орфографический и пунктуационный анализ естественно включается в системный анализ языка. Языковой материал представлен в пособии разнообразно – не только в виде отдельных слов и предложений, но и целостных текстов.
В пособии выдержана трехчастная структура тестов ЕГЭ.
В первом разделе предлагаются разнообразные задания по орфоэпии и орфографии, культуре речи и пунктуации. Здесь же проверяется умение анализировать содержание и структуру текста, его целостность и связность, способность видеть основные типы речи, представленные в тексте.
Во втором разделе пособия проверяются знание теории языка: словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики. Языковые факты анализируются в системе текста, что способствует развитию лингвистической компетенции личности.
В третьем разделе предлагается самостоятельная работа с текстом, на основании которого учащийся должен продуцировать собственное речевое произведение – сочинение-рецензию по предложенному тексту.
Пособие содержит ключи ко всем вариантам заданий, что позволяет эффективно использовать его как при работе в классе, так и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.
Вторая часть комплекса тренировочных заданий содержит как теоретические сведения, так и богатый тренировочный материал, достаточный для повторения и закрепления имеющихся навыков. Наибольшее внимание уделяется трудным случаям, для отработки которых авторы предлагают разнообразный языковой материал.
Авторы надеются, что предложенное пособие будет полезным и окажет существенную помощь в подготовке и сдаче единого государственного экзамена.
Дорогие учащиеся, желаем вам достойно преодолеть предстоящее вам непростое испытание. Успехов вам!
Вариант 1
ЧАСТЬ 1
А 1. В каком слове верно выделена буква, передающая ударный звук?
1) мЫшление
2) вклЮчишь
3) газопрОвод
4) жалюзИ
А 2. В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?
1) Горшки с цветами на солнце нагреваются, и земляной ком быстро пересыхает.
2) Он горстями захватывал землю и скидывал ее в одно место, насыпал земляной холмик.
3) Яркие румяна только подчеркивали земляной оттенок кожи.
4) Он вдохнул полной грудью земляной дух и на минуту прикрыл глаза.
А 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) туфель
2) в городе Москве
3) поезжай в город
4) в сто пятидесяти пяти магазинах
А 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Взяв список покупок,
1) Косте пришлось идти в магазин.
2) Костю задержала мама.
3) Костя отправился в магазин.
4) Костю одолела тоска.
А 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Ни одна черта лица, ничто не соответствовало с положенными правилами красоты.
2) Пушкинский роман – исследование, осуществленное с помощью новаторской «свободной» формы.
3) Немало исследователей отмечали сложную природу онегинского образа.
4) В «Евгении Онегине» нашли отражения все мечты автора, все его чаяния.
Прочитайте текст и выполните задания А 6 – А 11.
(1)… (2) Люди, появляясь на свет, вырастая в обществе других людей, сами пытаются говорить и понимать то, что говорят другие люди на соответствующем языке. (3) Вопрос в том, в какой степени такая самообучаемость является врожденной, в какой – социально обусловленной, не имеет окончательного решения в науке. (4) Принцип «устный – письменный» не позволяет охарактеризовать все виды речевой деятельности, противопоставляя лишь чтение и письмо слушанию и говорению. (5) Важно и следующее: выступает ли человек в роли получателя информации, читателя-слушателя, или в роли отправителя информации, говорящего или пишущего. (6)… понятие «речевая деятельность» охватывает все стороны языковой личности. (И. Г. Милославский).
А 6. Какие из приведенных ниже предложений могут быть первыми в этом тексте?
1) В науке нет единого общепринятого термина, противопоставляющего деятельность отправителя и получателя информации.
2) Существуют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо.
3) Самые первые шаги ребенка – это обучение его чтению на родном языке.
4) Знание иностранного языка предполагает четыре разных умения: читать, понимать текст, говорить и писать на языке.
А 7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Итак,
2) Например,
3) В конце концов,
4) Значит,
А 8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго предложения текста?
1) люди сами пытаются понимать и говорить
2) люди пытаются понимать и говорить
3) люди пытаются
4) люди пытаются понимать
А 9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложноподчиненное предложение
2) простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством
3) сложное предложение с сочинением и подчинением
4) сложносочиненное предложение
А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДРУГИХ из второго (2) предложения текста.
1) прилагательное
2) существительное
3) определительное местоимение
4) причастие
А 11. Укажите значение слова ЛИЧНОСТЬ в предложении 6.
1) человек, обладающий особыми качествами и заслугами
2) человек как носитель каких-либо свойств
3) человек, характеризующийся определенным поведением
4) не имеющий каких-либо выдающихся качеств человек
А12. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Стакан был вставле(1)в серебря(2)ый, почерневший в узорах подстака(3)ик вместе с серебря(2)ой ложечкой, составлявшей весь ассортимент имевшихся у капитана драгоце(4)ых вещей.
1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2
А 13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1) представление, подр. сти, предварительный
2) заж. гательный, ск. чок, обл. скать
3) сотв. рить, (флаг) разв. вается, б. гряный, с. реневый
4) впеч. тление, пос. деть (от горя), объединить
А 14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) мирово. зрение, сума. бродство, сног. шибательный
2) пр. мириться, пр. вередливый, притязания
3) сверх. нтересный, под. грать, сымпровизировать
4) пре. теча, предприимчивый, (камень) пре. кновения
А 15. В каком ряду в обоих словах пишется буква И?
1) гон. шь, по-вид. мому
2) хохоч. шь, узнава. мый
3) вылет. т, увлека. мый
4) ненавид. мый, засе. нный
А 16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
1) затейл. вый
2) затм. вать
3) го ворл. вый
4) разве. лся
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
А 17. В каких предложениях НЕ со словом пишется раздельно?
1) Да, дела наши были далеко (не)блестящи.
2) И все-таки Катя смотрела на него (не)притворно любящим и грустным взглядом.
3) Со всеми остальными в доме он был на короткой ноге, что (не)совсем нравилось хозяйке.
4) Рудин произнес это последнее слово как-то странно: (не)то он завидовал Наталье, (не)то сожалел о ней.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 4
А 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ТАК(ЖЕ) хорошо, как она училась, Лара (БЕЗ)ТРУДА мыла посуду, помогала в мастерской и ходила по маминым поручениям.
2) Все ТА(ЖЕ) высокая, безоблачная твердь, все ТАК(ЖЕ) грудь твоя легко и сладко дышит.
3) Ластами ластятся котики нежничающие или бьются (НА)СМЕРТЬ, вставая (НА)ДЫБЫ.
4) Ты, заслышав меня (ИЗ)ДАЛЕКА, свой костер разведешь (В)ВЕЧЕРУ.
А 19. Выберите вариант ответа, где правильно объясняется постановка запятой или ее отсутствие перед союзом И.
В квартире все спали, только в комнате Елизаветы Алексеевны горел свет () и слышался шелест бумаги.
1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
А 20. Выберите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Даже солнце (1) тоже казавшееся местной принадлежностью (2) по-вечернему (3) застенчиво освещало сцену у рельсов (4) как бы боязливо приблизившись к ней.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Когда б я долго жил на свете (1) должно быть (2) на исходе дней упали бы соблазнов сети с несчастной совести моей.
А (3) между тем (4) по-прежнему она была симпатична Сергею Андреевичу.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4
А 22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На столе вдруг очутилось несколько сот штук серебряных и медных монет и жетонов.
2) Разве было что-нибудь красивое поэтическое или поучительное или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
3) И он все ходил по улице и около забора и поджидал этого случая.
4) Предложенные задания могут быть использованы как для текущего и итогового контроля знаний так и для организации самостоятельной работы.
А 23. Выберите правильный вариант объяснения точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Самый звук его голоса, сосредоточенный и тихий, увеличивал обаяние; казалось, его устами говорило что-то высшее, для него самого неожиданное.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Содержание частей бессоюзного сложного предложения сравнивается.
3) В бессоюзном сложном предложении точка с запятой соединяет части, содержащие обособленные члены.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время.
А 24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Сложноподчиненное предложение – это предложение (1) части (2) которого соединены подчинительными средствами связи: союзами (3) или союзными словами.
1) 1, 2 2) 1 3) 1, 2, 3 4) 1, 3
А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На душе у меня было тяжело до такой степени (1) что (2) когда сестра стала спрашивать (3) как принял меня инженер (4) то я не мог выговорить ни одно го слова.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3
А 26. В каких предложениях придаточное предложение нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?
1) Когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом.
2) В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево.
3) Ей ужасно странно, что я, который привык к хорошему обществу, не стараюсь познакомиться с нею.
4) Прежние знакомые, которые увидят и с трудом узнают Пушкина в Москве, увидят его спустя год и восемь месяцев: в этот срок уложится и восстание 14 декабря, и казнь, и каторга друзей.
А 27. Прочитайте текст.
Прямая речь – один из способов передачи чужой речи, при которой говорящий (пишущий) полностью сохраняет ее особенности, не приспосабливая ее к своей речи. Прямая речь резко выделяется на фоне нейтральной авторской, составляя с ней стилистический контраст или разнообразно и сложно взаимодействуя с ней. Прямая речь – средство живой, естественной, выразительной передачи содержания, информации, раскрытия художественного замысла. Чужая речь, воспроизведенная без изменений, разнообразит словесную ткань, обогащает речевую палитру, позволяя менять речевой план изложения. Прямая речь, даже не индивидуализированная, – это выразительное средство (Г. Я. Солганик).
В каком из приведенных ниже предложений наиболее точно передается содержание текста?
1) Прямая речь передает чужую речь без искажения.
2) Прямая речь служит одним из средств создания художественного образа.
3) Прямая речь – выразительное средство, резко выделяющееся на фоне авторской речи, один из способов передачи информации, создания художественного образа.
4) Прямая речь передает речь одного лица.
Прочитайте текст и выполните задания А 28 – А 30; В 1 – В 8; С1.
(1) Всю жизнь крутясь в проблемах, далеких от музыки, только теперь обнаружил, как повязано было мое сознание с музыкой с самого детства.
(2) Сначала это были народные песни, ими битком была набита память моей бабушки, купеческой дочки, иркутской интеллигентки, медсестры в русско-японскую, преподавательницы Пансиона благородных девиц, учительницы сельской школы после революции.
(3) Одних только ямщицких песен сибирского происхождения знала она не менее дюжины. (4) От них осталось в памяти настроение, чаще грустное, иногда непонятно тревожное, редко бодрящее, лихое, когда за лихостью таится расплата той же печалью, раздирающей душу.
(5) От бабушки своей узнал я и о русском романсе. (6) Почему-то именно «Пара гнедых» Апухтина, этот сентиментальный романс, остался в памяти на всю жизнь.
(7) В двенадцать лет, столкнувшись с иностранным языком, я сделал для себя предположение, что музыка – это тоже своеобразная шифровка того, что обычными словами непередаваемо. (8) Ощущение непередаваемости мне уже было знакомо. (9) Не передавалась словами смена цветов байкальской воды или запах прибрежных камней после шторма, не передавались настроения души, особенно перед лицом природы, не выражалась словами любовь.
(10) И, потому, к примеру, «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины» был принят мной сразу. (11) Москвы-реки я не знал и не представлял, но рассвет над Байкалом – это было как раз то самое, о чем «рассказывала» музыка. (12) Она словно освобождала меня от необходимости, а точнее, от потребности «понимать» красоту. (13) Запах талой весенней воды вызывал в сознании какую-нибудь конкретную музыку, и, наоборот, какая-то впервые услышанная мелодия напоминала об осени и серой хмури за окном и казалась сотворенной дождями. (14) «Лунная соната» казалась мне рассказом о чем-то таком, что пережито каждым.
(15) Может ли человек знать свою судьбу? (16) К счастью, не может. (17) Я спрошу вас, почему в двенадцать лет ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу!» казалась мне рассказом про самого себя?
(18) Через многое понадобится пройти мне в жизни, чтобы собственным опытом узнать, что нет для человека ничего более ужасного, чем ситуация осознанного бессилия.
(19) Это было в Ленинграде. (20) Я оказался у дверей клуба, и у распахнутых дверей, прямо на земле рядом с лужей стоял настоящий концертный рояль. (21) Мой восторг был замечен грузчиком, и он как-то одним движением открыл клавиатуру, ослепившую меня молочным блеском клавишей. (22) Он подтащил к роялю пустой ящик, что валялся рядом, достал из кармана носовой платок и долго зло протирал руки, почти желтые или, скорее, коричневые от въевшейся в них не то грязи, не то краски.
(23) Он был весь такой неподходящий для пребывания вблизи от небесной чистоты клавиатуры, всем своим видом – неряшливый, косматый, темнолицый – он оскорблял инструмент, приспособленный и уготованный совсем другим людям, другим рукам… (24) А руки его, Боже!
(25) Пальцы упали на клавиатуру, я моргнул и тут же был оглушен аккордом, который, отзвучав, вдруг рассыпался на каскад звуков, а звуки эти были музыкой! Настоящей музыкой! Самой великой музыкой! (26) Страшные, грязные пальцы носились по клавишам, словно они не сотворяли музыку, а гонялись за ней, чтобы удушить, задавить, захлестнуть, но она, музыка, прорывалась между пальцев и утверждалась вокруг них, вокруг меня и до самого неба.
(27) Он протянул ко мне свои колдовские, я уверен был – колдовские, волшебные, злым волшебником заговоренные руки. (28) Я вспомнил сказку «Аленький цветочек» и чудище, говорящее добрым человеческим языком, творящее добрые дела и жаждущее любви чистого сердца. (29) Злой и подлый колдун, превратив этого человека в то, что он есть с виду, изуродовал ему руки, но с душой его он не справился. (30) Не справился!
(31) Через несколько лет я услышал снова эту музыку. (32) Проходя коридором Иркутского университета, я замер у закрытой двери актового зала. (33) Там, за дверью, находился тот питерский грузчик, и играл он ту самую музыку… (34) Я распахнул дверь… (35) Играл мой однокурсник…
(36) «Что это?» – спросил я не своим голосом, когда он окончил.
(37) Фортепьянная пьеса из «Моцарта и Сальери», – ответил он.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.