Полная версия
Нужен ли евреям Израиль? Публикации разных лет
Как-будто арабы виноваты в том, что я и такие как я граждане страны вынуждены сидеть как под домашним арестом в свой единственный выходной день, если у меня нет личного автотранспорта.
И наверное арабы виноваты в том, что покупать все нам тут приходится в тридорога и что иметь и воспитывать детей сегодня в нашем еврейском государстве могут позволить себе только самые богатые.
Мне довелось пережить тут уже несколько войн и интифад и все это я хорошо помню: как резали людей на улице, как взрывали автобусы и взрывались ракеты. Обо всем этом я знаю не понаслышке, в отличие от тех, кто пугает меня ракетами и взрывами, но при этом защищен и от ракет и от взрыва в автобусе, просто потому, что на автобусе не ездит и не живет там, где падают ракеты.
Не исключаю, что те, кто меня пугают арабами при этом делают с арабскими шейхами успешный гешефт. Поэтому я им слабо верю.
Боль лишает разума – название
Для меня первая интифада была периодом окончательной ломки сознания.
Сам этот процесс начался ещё там, в прежней жизни.
Суть его заключалась в том, что привычные и казавшиеся с детства незыблемыми как фундамент прочного здания: логические понятия, мораль, закон – всё это вдруг как-будто превратилось в легковесные предметы, которыми ловко манипулирует фокусник в цирке.
Я даже и представить не мог, как легко можно жонглировать абсолютно всем, даже самым святым.
Всего несколько манипуляций – и вместо человека- совок или лузер – аналог «унтерменша», но в менее грубой упаковке.
Я никогда не любил цирк. Ни в качестве зрителя, ни, тем более, в качестве подопытного в реальной жизни, у всяких прохвостов.
В Израиле жизнь для меня открылась ещё с одной, совершенно неожиданной стороны.
Был пик Первой Интифады и каждый день кого-то в Израиле ранили, убивали, либо пытались убить.
Арабы были не слишком, мягко говоря, разборчивы в выборе своих жертв. Это мог быть и молодой мужчина и ребёнок, старик или старуха.
Эти убийства ничем нельзя было объяснить и эта бессмысленность смерти приводила меня в состояние крайнего замешательства.
Логика жизни была бессильна против бессмысленности смерти.
Истина эта стара как мир, но когда ты прочувствуешь её смысл всем своим нутром, то перед тобой открывается бездна…
Бездна безысходности и бессмыслицы.
Это была не депрессия.
Это было что-то уже за депрессией, но ещё в этой жизни.
Логика жизни утверждает, что ничто не вечно под луной.
Но эта череда убийств не заканчивалась. Она казалась бесконечной.
Когда убивали кого-то в Израиле, на той стороне это вызывало, если верить израильским сми, ликование. Но уж точно не сочувствие.
Точно так же ни у кого в Израиле не вызывали сочувствие убитые или искалеченные на другой стороне в результате ответных ударов дети, женщины и старики.
Затишье было обманчивым и даже зловещим. Да и было ли оно?
Арабы не вызывали у меня ненависти, а израильтяне – симпатии.
Я много работал с арабами. На перерывах, а иногда и во время работы, успевали поговорить о многом.
Всё было- и нескрываемая враждебность, и декларации дружелюбия, простое человеческое любопытство и участие.
Люди были самые разные. Но в определённое время, они выстраивались в шеренгу и дружно молились одному Богу.
Однажды секретутка босса, очень гордившаяся тем, что делает докторат в религиозном университете, взялась меня поучать:-Будь осторожен! Держи их на расстоянии.
– Это ты можешь держаться от них на расстоянии, -ответил я. -У меня такой возможности нет.
– И всё-таки, -уже более участливо сказала эта дама средних лет, – Арабы – есть арабы.
Моё терпение на этом закончилось.
– Арабы не сделали мне ничего плохого! -уже почти грубо, ответил я.
– Да, именно так!
Я говорил уже с вызовом.
Мне не нравилась ни она, ни её босс, ни все им подобные, припечатавшие меня к земле ярлыком «оле хадаш», создавшие целую иерархию, деление на «олим хадашим», «ватиким», «цабарим», которым никто не нужен, кроме них самих.
Хотя нет. Они нуждаются в обслуге и охране. И всё.
Глаза секритутки превратились в две щели и стали похожи на волчьи.
– А если они убьют кого-то из твоих близких? -с плохо скрываемым злорадством спросила она.
– Тогда я с ними сам разберусь, -ответил я.-А до тебя и твоих близких, мне дела нет. Разбирайтесь со своими счетами сами. Я не живу на вилле в твоём поселении и мне нет дела до ваших «тёрок» с арабами.
Мне до вас столько же дела, сколько тебе и таким, как ты – до меня.
Секритутке крыть было нечем и она только злобно буравила меня взглядом.
Я повернулся и ушёл.
На той работе я долго не проработал после этого.
Не знаю, то было совпадение или результат нашего общения с секритуткой.
Но таких работ было полно и помыкавшись недели две, я нашёл новую.
Жизнь не менялась, но моё сознание изменилось очень сильно.
Во время Второй Интифады я вдруг с ужасом обнаружил, что стал таким же как они – те и другие по обе стороны войны.
Меня уже не беспокоила бессмыслица происходящего.
К жизни я относился уже как те, по ту сторону, ждущие всей семьёй авиаудара в собственных домах.
В возможности быть взорванным в автобусе по дороге на работу или домой, я стал относиться философски.
Но для себя решил, что если с близкими мне людьми что-то случится, я сам с ними сведу все счёты.
Как и с кем именно?
А это уже не важно.
Чтобы здесь выжить, нужно стать психом.
Только тогда с тобой начинают считаться.
Люди боятся бессмыслицы. А смерть, разрушение дома, гибель близких людей – это всегда ужас.
А самое страшное в этом ужасе- это бессмыслица: за что,! Почему?! Хотя и этому можно найти логическое объяснение. Может кому-то было очень больно?
Благородные сионисты и неблагодарные палестинцы
Это вообще характерная особенность современной войны- постараться представить творимые зверства даже не как что то неизбежное, а более того- как нечто гуманное и необходимое.
Ведь именно так пытаются западные и прозападные СМИ представить войны в Ираке и Афганистане, где коалиция стран Запада и их сателлитов сеет смерть и разрушения во имя торжества гуманизма и демократии.
Старается не отставать от них и Израиль.
Однако местные пропагандисты явно не справляются.
Доктор Геббельс делая выговор своим сотрудникам, иногда восклицал: «жаль, что я не могу заменить вас евреями. Евреи справились бы с вашей работой гораздо лучше.»
Израильскому же МИДу своих евреев заменить некем и в отчаянии, он воззвал к внештатным евреям, как в самом Израиле, так и за его пределами с отчаянной просьбой- «Поддержите Израиль».
На SOS израильского МИДа откликнулись и бывшие пионеры и нынешние пенсионеры.
Изо всех сил стараясь помочь Израилю сохранить лицо, они старательно пересказывают миру усвоенные когда-то в израильской школе уроки по истории и почерпнутые в израильской прессе сведения о причинах арабо-израильского конфликта (Хотя еще профессор Преображенский советовал не читать газет определенного рода перед едой, дабы не повредить пищеварению).
В результате, вышло хоть и не слишком стройное, но все таки хоровое исполнение старой песни о самом главном – о неблагодарных палестинцах и благородных сионистах.
Мол, палестинцы не работают, живут за счет Израиля, а вместо того, чтобы работать, занимаются террором.
С рабочими местами в Газе действительно плохо.
Но это не потому, что палестинцы работать не хотят.
Просто создание рабочих мест для палестинцев израильскими властями за все без малого пятьдесят с лишним лет оккупации не предусматривалось.
Так же как не предусматривалось для местных жителей канализации и водопровода.
Зачем, если все это есть в Израиле?
С чем в Израиле действительно всегда была большая проблема, так это с дешевой рабсилой, без которой нет быстрого обогащения.
А если создавать промышленные предприятия в Газе, логично рассуждали умные израильтяне, то палестинцы не захотят работать в Израиле, израильским подрядчикам не из чего будет богатеть, разразится экономический кризис и все закончится коллапсом.
Поэтому и решено было в Газе ничего не строить, чтобы у местных жителей был стимул работать в Израиле, причем за любые деньги.
С тех пор, начиная с 1967 года, все строительство в Израиле осуществляли палестинские арабы, правда под надзором израильских подрядчиков.
Строить пришлось много – престижное жилье в Ашдоде и еврейские поселения в Гуш Катифе, так что, например, на строительство водопровода или канализации в Газе, откуда родом были строители, ни времени у израильских подрядчиков, ни сил у палестинских рабочих уже просто не оставалось.
Да и откуда им было взяться этим силам, если палестинцы, работавшие в Израиле, вынуждены были вставать на работу в 3—4 часа утра, а возвращались к 8 -10 вечера после 12, а иногда и 14 часового рабочего дня.
При этом половину своего дневного заработка, рабочие тратили на проезд к месту работы и обратно- в резервацию.
Сегодня, эти же представители власти никак не могут понять, почему палестинцы с таким упорством создают мастерские по производству кассамов и самодельных гранатометов, почему так ненавидят Израиль?!
Чего им не хватало?!
Действительно, чего?
Негодуют и бывшие подрядчики- мы дали им работу, а они вместо благодарности, по нам касамами.
Одна сплошная, черная неблагодарность.
А самое ужасное, заключается в том, что мир сочувствует не благородным израильтянам, а неблагодарным палестинцам. Вот уж точно несправедливость!
Берегите нервы
По версии уважаемого рейтингово агенства Блумберг, Израиль входит в шестерку самых здоровых стран мира.
Ничего удивительного в этом нет. Все болезни – от нервов. В этом легко может убедиться любой на собственном опыте.
А у нас, после двух интифад, когда нас сначала резали, а потом взрывали в автобусах и на улицах, после десятилетия ракетных обстрелов, нервы стальными сделались!
Нас уже ничем не испугаешь. Война с Ираном? Ха-ха, нашли чем напугать. Тысяча ракет в день на нашу территорию – да мы даже не почувствуем, с нашей-то закалкой! Хотите быть такими же здоровыми как мы- закаляйте нервы, приезжайте в Израиль, в сезон ракет, а еще лучше, когда война с Ираном начнется.
Крепкие нервы- залог здоровья. Не забывайте об этом.
Есть и другая причина нашего завидного здоровья – мы много работаем. Больше, чем в Европе и Америке. И на пенсию не торопимся. Куда нам торопиться. Особенно тем, кто принимает законы о повышении пенсионного ценза. При депутатской зарплате, бонусах за служение народу и прочих благах, которые простым смертным и не снились, работать можно хоть до ста двадцати лет.
Конечно на всех в нашем парламенте рабочих мест не хватает, кому-то приходится работать на стройках под нашим ласковым южным солнышком или на химических предприятиях. Но зато те, кому не повезло с директорским креслом и приходится дышать химией на производстве, могут не бояться вреда от курения и старости. Их уж точно, старость, со всеми ее болячками, дома не застанет.
А еще, спасибо нашему правительству и рыночной экономике, которые заботятся о регулярном росте цен и снижении покупательной способности наших зарплат, благодаря чему мы покупаем все меньше, и, соответственно, меньше едим и ведем все более здоровый образ жизни, отказываясь от всяческих излишеств, как-то машина, ну а со временем и общественный транспорт. Жизнь непростая, кругом химия, легко нарваться на разного рода подделки. Поэтому, чем меньше съешь, тем здоровее будешь.
Ну вот так и живем…
Без равноправия невозможен мир
Идея палестинской автономии родилась в умах израильских политиков ещё в 1977 году и впервые была озвучена в Кемп-Дэвиде, во время переговоров между Бегиным и Садатом при посредничестве американского президента Джимми Картера.
Тогда палестинцы гневно отвергли данную инициативу.
Но прошло пятнадцать лет и эта идея стала основой сделки между Израилем и ООП Арафата, известной как «Соглашения Осло».
И палестинцы, и израильтяне рассматривали эти соглашения как тяжёлый компромисс.
Подписав соглашения в Осло, палестинская сторона фактически отказалась от своего требования о выполнении Израилем резолюции ООН о разделе Палестины от 1947 года и вообще от всех своих прежних требований, включая право на возвращение палестинских беженцев.
Но и в Израиле, по крайней мере в правом лагере израильской политики, объявили эти соглашения чуть ли не смертным приговором еврейскому государству.
С тех пор прошло двадцать три года, наполненных трагическими событиями и для палестинцев, и для израильтян: взрывы автобусов и ракетные обстрелы израильской территории, карательные рейды израильской армии в Газе и на Западном Берегу Иордана, представленные Израилем как «анти-террористические операции»…
И всё это под перманентные переговоры об «окончательном урегулировании» или мирные инициативы, в отсутствие контактов между сторонами противостояния.
Спустя двадцать три года после Осло позиции сторон не претерпели существенных изменений.
Эти позиции тождествены в главном: и израильтяне, и палестинцы желают размежевания по формуле: два государства для двух народов.
Камень преткновения, если можно так выразиться, в осуществлении данного решения – это границы.
Израиль не намерен расстаться с Восточным Иерусалимом и вообще, не готов возвращаться к границам 1967 года (по крайней мере до тех пор, пока у власти в стране находится блок правых партий, куда входят и поселенцы с оккупированных палестинских территорий).
Палестинцы, в свою очередь, не готовы на мир без Восточного Иерусалима и ликвидации израильских поселенческих блоков на оккупированных палестинских территориях.
Однако помимо желаний и целей обеих сторон, существуют ещё и вполне конкретные результаты двадцатитрёхлетнего противостояния Израиля и палестинцев.
Прежде всего – это человеческие жертвы, причём гораздо чаще среди мирного населения, нежели среди военных.
Общим для обеих сторон является и радикализация общества.
В Газе к власти пришло движение ХАМАС, отвергающее любой компромисс с Израилем.
Но на сегодняшний день в Газе и за её пределами есть гораздо более радикальные группы, на фоне которых ХАМАС может показаться даже умеренным.
В Израиле же за эти два с лишним десятилетия усилился национально-религиозный лагерь в лице поселенцев и этот процесс далёк от завершения.
Поселенцы также бескомпромиссны в вопросе прежде всего еврейских поселенческих блоков на оккупированных палестинских территориях.
Но радикализация – далеко не единственный результат долгого противостояния после Осло. Результатов много и они очень разные для каждой из сторон.
За прошедшие 23 года Израиль как контролировал палестинскую экономику, так и контролирует, монопольно снабжая даже мятежный сектор Газа всем необходимым -от электроэнергии до муки (Глубоко заблуждаются те, кто думают, что всё это израильские поставщики делают бесплатно, из альтруистических побуждений).
Израильские поселенческие блоки на Западном Берегу Иордана и особенно- в Восточном Иерусалиме, за эти годы заметно расширились, а население этих блоков увеличилось настолько, что размежевание между палестинцами и израильтянами теперь едва ли возможно в принципе.
А что касается палестинских арабов, то для них прошедшие 23 года после Осло обернулись сокращением территории арабского анклава Палестины, всё более усиливающейся зависимостью палестинской экономики от Израиля, деморализацией и расколом палестинского общества.
Да и может ли быть иная перспектива у карликового квази-государства в шесть тысяч квадратных километров, экономика которого целиком зависит от Израиля и международной помощи?
Разумеется, такая ситуация выгодна многим и в палестинском анклаве, и в Израиле. Например, получателям и распределителям международной помощи в Палестинской автономии или израильским строительным подрядчикам, строящим на оккупированных территориях, не говоря уже о самих поселенцах.
Но чем больше существует данный статус-кво, тем призрачнее размежевание и надежды нынешнего израильского правительства о «еврейском характере» государства Израиль.
Но, в таком случае, где же выход из столетнего противостояния и существует ли он вообще?
Да, существует.
Парадокс заключается в том, что условия для разрешения существующей непростой ситуации создали израильские поселенцы на оккупированных палестинских территориях.
Сегодня они составляют примерно треть от общей численности населения Западного Берега Иордана.
Многие из этих поселенцев родились на палестинских территориях и являются уроженцами этих мест уже не в первом поколении. То есть, по международным законам не могут быть депортированы с данной территории.
Но, в любом случае, палестинцы при нынешнем раскладе едва ли дождутся отступления Израиля к границам 1967 года.
Гораздо более вероятна обратная перспектива – дальнейшего сокращения территории арабского анклава в Палестине.
С другой стороны и Израилю не удастся избавиться от палестинских арабов – ни в самом Израиле, ни на оккупированных территориях.
Мечты бывшего министра иностранных дел Израиля (ныне – министра обороны) Авигдора Либермана об обмене территорий с палестинцами лично мне напоминают известный анекдот о замужестве Мэри, которая уже на две трети замужем, поскольку согласны Мэри и священник.
Как бы ни хотели размежеваться обе стороны, а жить израильтянам и палестинцам придётся вместе.
И если палестинские арабы хотят чего-то добиться, им следует бороться не за национальное государство, а за равноправие на всей территории современных Израиля и Палестины, что подразумевет отказ от куцой автономии, ликвидацию разделительных заборов, деления на еврейские и арабские населённые пункты и вообще против любой сегрегации.
Да, именно так – инициатива в этом вопросе должна исходить от палестинской стороны, потому что именно палестинцам в первую очередь необходимо освободиться от сетей квази-государства, превративших эту территорию и её население в беспомощного карлика.
Равенство, помимо гражданских прав, подразумевает прежде всего равное участие всех граждан в экономической жизни страны.
Сегодня палестинцы не готовы к размежеванию прежде всего с точки зрения своих экономических возможностей.
И даже если это разделение произойдет завтра, Палестина останется в полной экономической зависимости от Израиля и положение большинства палестинцев от этого только ухудшится, причём существенно.
В то же время, развитие инфраструктур или туризма в едином государстве, основанном на равноправии, может обеспечить работой всех, кто в ней нуждается – как израильтян, так и палестинцев.
И долг всех израильтян, кому действительно дороги идеалы гражданского равенства, поддержать инициативу своих палестинских собратьев.
А тем из националистическихз кругов обеих сторон противостояния и интересантам, кому данная идея не по душе, всё-таки придётся смириться с реальностью: размежевание невозможно, нравится это кому-то или нет.
Так что придется приспосабливаться и привыкать к равноправию. Всем.
Вас же сюда никто не тащил…
Если ты начнешь выражать свое недовольство по поводу израильской действительности, то кто-нибудь из патриотов тебе всегда возразит: Вас же сюда никто насильно не тащил. Вы сами приехали (Не виноватая я! Он сам ко мне пришел!)
Ну, как вам сказать…
Это смотря кто и когда приехал.
Если люди приехали после 1992 года, то да, может их никто насильно и не тащил. Да и их негативное отношение к критике израильской действительности вполне объяснимо, если они успели перед переселением на историческую родину продать свою недвижимость на доисторической, а если не продать, то сдать в аренду. Неплохое подспорье, правда? Да еще и переселились в пенсионном или предпенсионном возрасте, так, чтобы на пособие по старости, ну и подработать здесь и там… Жить можно и наверное, неплохо, мне трудно судить.
Однако для тех, кто уезжали в 1990—91 годах, ситуация в корне была другой. Приватизации тогда еще не было и основная масса людей приезжала со ста долларами на человека-это то, что разрешалось с собой вывозить, ну и багаж…
В Израиле этих людей называют репатриантами, в стране исхода-эмигрантами.
Но их справедливо было бы назвать беженцами, потому что бежали эти люди от угрозы погромов и от бандитского капитализма, воцарившегося в СССР с приходом к власти горбачевской клики.
Процентов семьдесят -семьдесят пять из этой волны эмиграции были людьми с высшим образованием: врачи, инженеры, учителя, ученые…
В условиях бандитского капитализма они на своей Родине оказались не нужными.
А вот Израиль-крохотное государство выживающее среди враждебного окружения, так нуждается в специалистах и там же все свои…
Боже, какими мы были наивными…
В Израиле оказался тот же капитализм, только не бандитский, а свинский. Впрочем, от разновидностей, суть капитализма не меняется.
Но это было потом.
А где-то году 1988 году вдруг заголосили на весь Союз о вечных происках евреев корифеи из числа советской интеллектуальной элиты вроде Шафаревича, Проханова и пр. Это были, так сказать, запевалы. Потом у них появились вышибалы в виде общества «Память», грозившиеся громить евреев прямо здесь и сейчас.
И запевалы на телевидении и радио, вроде Аллы Гербер (о ее подвиге в деле перегона в Израиль сотен тысяч советских евреев я читал у Исраэля Шамира), самоотверженно предупреждавших нас о готовящихся погромах. Даже даты назначали «прорываясь» в прямой эфир в программе «Взгляд».
На фоне уже прошедших погромов в Баку, Сумгаите и Фергане, эти угрозы казались весьма реальными.
И в это же время, по странному стечению обстоятельств, как грубы после дождя стали появляться т.н. «общества еврейской культуры», через которые засланцы из Израиля промывали мозги сбитым с толку людям. Интернета тогда не было, возможности приехать и посмотреть у большинства- тоже. Оставались подобные центры информации и письма уже уехавших.
Причем опять-таки, по странному стечению обстоятельств, США, до 1989 года принимавшие всех желающих из числа еврейской эмиграции, вдруг престали выдавать въездные визы. Из европейских стран еврейских эмигрантов из СССР принимала только Германия, но там въездной визы нужно было ждать два-три года, а ситуация была, на фоне Карабаха, националистических демонстраций в Молдавии, на Украине и далее везде, весьма неопределенной.
Да многие из нас тогда принципиально не хотели ехать в Германию -воспоминания о войне были еще свежи.
А тут еще, по совершенно странному стечению обстоятельств, произошла попытка угона советского самолета в Израиль, но в результате совместных усилий спецслужб обеих стран, планы угонщиков были сорваны и между двумя странами было установлено прямое воздушное сообщение.
Так что о том, чтобы по дороге в Израиль сделать транзитную посадку где-нибудь в Вене и обратиться в посольство любой западной страны с просьбой о въездной визе, речь уже не шла вообще.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.