Полная версия
Восприятие времени и пространства в Римской империи эпохи Корнелия Тацита
Восприятие времени и пространства в Римской империи эпохи Корнелия Тацита
Алексей Андреевич Бутин
© Алексей Андреевич Бутин, 2019
ISBN 978-5-4496-9914-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
АЛЕКСЕЙ БУТИН
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВРЕМЕНА КОРНЕЛИЯ ТАЦИТА
яРОСЛАВЛЬ
2019
ALEXEY BUTIN
The perception of time and space in the Roman Empire at the time of Cornelius Tacitus
RUSSIA, YAROSLAVL
2019
Оглавление
SUMMARY ___ 12
Глава I.
Введение. Тацит и его эпоха ___ 18
1. Время и пространство в научной традиции
2. Эпоха, жизнь и творчество Тацита: российские и зарубежные исследования
3. Эпоха Тацита: историко-культурный контекст времени ранней империи
Глава II.
Хронотоп принципата: теоретико-методологическое обоснование концепта ___ 61
Глава III.
Время и пространство в картине мира римлян I – начала II в. Макромир ___ 83
1. Образы прошлого, настоящего и будущего в картине мира римлян
2. Проблема направление времени
3. Дихотомия «центр – периферия»
4. Вертикаль мира: верхний – средний – нижний «миры»
5. Дихотомия «мир природы – римский социум»
Глава IV.
Время и пространство как координаты социальной реальности раннего принципата __ 148
1. Священное время и священное пространство. Профанное
2. Время и пространство войны и мира
3. Время и пространство публичной и частной жизни
4. Индивидуальное время и индивидуальное пространство. Границы индивидуального. Родовое и семейное
Глава V.
Время и пространство в историософии Тацита __ 195
1. Образы прошлого, настоящего и будущего
2. Мотив «порчи нравов»
3. Образы пространства
Заключение ____ 245
Глоссарий ____ 254
Библиографический список ____ 263
Приложение 1 ___ 280
Концепт «время». «Историческое время» в Древнем Риме: историография
Приложение 2 ___ 292
Актуализация концептов «время» и «пространство» в структуре мифологического мышления в отечественной литературе
Приложение 3 ___ 328
Проблема методологии изучения ментальности в сознании человека доиндустриальной эпохи
Приложение 4 ___ 339
Дихотомия мифологического и обыденно-рационального в религиозных воззрениях римлян
Table of contents
SUMMARY ____ 12
Chapter I.
Introduction. Tacitus and its era ___ 18
1. Time and space in the scientific tradition
2. The era of the life and works of Tacitus: Russian and European Studies
3. The era of Tacitus: the historical and cultural context of the time of the early empire
Chapter II
Chronotopus of Principatus: Theoretical and Methodological Substantiation of the Concept ___ 61
Chapter III
Time and space in the picture of the world of the Romans I – the beginning of the II century AD. ___ 83
1. Images of the past, present and future in the picture of the world of the Romans
2. The problem is the direction of time
3. The «center-periphery» dichotomy
4. The vertical of the world: upper – middle – lower «worlds»
5. The dichotomy «the world of nature – the Roman society»
Chapter IV
Time and space as the coordinates of the social reality of the early principatus __ 148
1. Sacred time and sacred space. Everyday time and space
2. The time and space of war and peace
3. Time and space of public and private life
4. Individual time and individual space. The boundaries of individual time. Family and family time and space
Chapter V.
Time and space in the historical philosophy of Tacitus _ 195
1. Images of past, present and future
2. The motive of «moral damage»
3. Images of terrestrial space
Conclusion ___ 245
Glossary ___ 254
Bibliographic list __ 263
Attachment 1 ___ 280
The concept of «time.» «Historical Time» in Ancient Rome: Historiography
Attachment 2 ___ 292
Updating the concepts of «time» and «space» in the structure of mythological thinking in the Russian scientific literature
Attachment 3 ___ 328
The problem of the methodology of studying mentality in the human mind of the pre-industrial era
Attachment 4 ___ 339
The dichotomy of the mythological and ordinary-rational in the religious beliefs of the Romans
summary
In this study, an attempt was made to reconstruct the ideas of the ancient Romans of the early principle principle on time and space based on the works of the classic of ancient historical literature Cornelius Tacitus. His writings were often used by scholars in conducting various historical studies, but they were rarely used to study the mental characteristics of ancient Romans, while the study of values and concepts constitutes the paradigm of modern humanitarian knowledge. In addition, of particular interest is the application to such traditional sources as the written heritage of ancient intellectuals, the approaches of the «new» cultural history – one of the most dynamically developing areas of modern historical science.
The structure of time in the understanding of man of the modern information society is expressed in a linear sequence of past, present and future, which is characterized by uniformity, unidirectionality, continuity. However, time in its mythological vision is characterized by qualitative conditionality of perception, heterogeneity, unevenness, discreteness, eventful fullness and concreteness, perception in close connection with space. Space, in turn, being an abstract and infinite continuum for a modern person, for a person with a mythological type of thinking, possessed the properties of discreteness, subject fullness, limitation, isolation, qualitative heterogeneity.
These attributions of time and space are clearly presented in the picture of the world of the Romans I – the beginning of the II. In our opinion, the concept of «Chronotopus of Principatus» can be applied to this epoch – a system of spatial-temporal coordinates of the political, social, cultural, ideological levels of existence of the Romans of the early Empire era, welded with the idea of «Pax Romana». With the help of this term, our observations on the inseparable unity of time and space, their inseparability from each other are most accurately expressed.
Emphasizing the integrity of the mythological type of thinking of the Romans and the integrity of the picture of the world inherent in their consciousness, we did not leave without analysis the main ontological parameters of the existence of time and space, specifically developed by the consciousness of the inhabitants of the Eternal City. The direction of the flow of time in the collective understanding of the ancient Romans was cyclical. In the heritage of Tacitus, we found cycles of different lengths, the shortest of which was equal to one day. Also among the manifestations of cyclicity can be called characteristic for the descendants of Romulus orientation in time in connection with the consulate, the annual oath to the emperor, the festive culture and similar phenomena repeated with enviable regularity.
It is impossible to deny the existence in the minds of the Romans of the idealization of the past, the psychological orientation primarily on the mores and traditions of the ancestors, the ideals of the Republic. The Romans, who are not capable of changing the present, were much more concerned about the future, which is why there were many ways to gain it in their arsenal.
In the era of the Empire began the process of politicization (nationalization) of time. This is evident from the fact that the calendar years were designated by the names of the consuls. The princeps and the senate claimed the management of the qualitative characteristics of the time, and through this the subordination of the psychological state of the subjects.
The proximity of the Roman understanding of time to modern is the presence of a temporal orientation to cosmic phenomena. The essential difference, however, was that the Romans deified and animated the world of nature, perceived themselves inseparably from it, therefore the world of nature had a strong influence on the motives and patterns of their behavior. The desire to make at least partially controlled unpredictable natural force made the Romans respect the predictions, signs, dreams, and also introduce new means of influencing the space of nature – measures designed to create the illusion of managing space time.
Inherent in the mentality of the Romans, curiosity and practicality prompted them to be interested in the world around them. The earth was represented to them by a circle that washes the Ocean on all sides. Rome was considered the sacred center of the earthly circle, while the periphery of the world, which was in opposition to the center, was perceived as an alien, dangerous space and was inhabited by folk fantasy as fairy-tale creatures. The priesthood of Rome-city was given, above all, by its aegis – the Capitoline Triad of the Gods, which was the leading channel of communication between the heavenly and the earthly levels of the world. The sky and the world of wildlife, therefore, were under the vigilant control of the Romans.
Following the archetypes of their ancestors, the Romans sought to delineate the images of time and space in accordance with the binary oppositions formed in the process of their everyday practice: «one’s own – another’s», «military-peaceful», «public – private», «sacred – professional».
Tacitus as a carrier of the picture of the world inherent in ancient Roman civilization was at the same time a representative of its intellectual elite, transmitting through its historical works the original interpretation of the categories «time», «space» and «history». His view of the history of Rome was based on the conclusions he made from contrasting images of the past and the present, as well as on understanding the contradictory tendencies of the development of Roman society in the first and the beginning of the second centuries.
The main content of the works of Tacitus is socially and politically oriented. These are reflections on the historical role of Rome in relation to the surrounding nations, the collapse of the old republican foundations and the triumph of imperial power, patriotic bravado about the power of the Empire, turning into dramatic descriptions of the decline of the moral foundations of the population of Rome.
Time was estimated by Tacitus from the point of view of his political context; therefore, it is represented by segments consisting of consular periods, military campaigns, and stories about social and political life, and all this is woven together by one common thread – the formation of the Roman World and its romanization. Peace time for him is the time of enjoying the «benefits of peace», public time is the time of hard work in the name of the glory of the Empire. War for him is a drama, but it was the war that promoted the formation of the «Roman World».
In the perception of space, Tacitus is skeptical about the fantasies of his people about the periphery and the cosmos. The sacred center of the world – Rome – was perceived by the historian ambivalent. On the one hand, Rome, as the center of the world, connected the world of the gods with the space of people (vertically) and pushed to itself the whole space of «Pax Romana» (horizontally). But this is his «universal» mission did not correlate with the unworthy manifestations of the space of everyday life.
Time in Tacitus has the following properties: the ability to roll back, dynamism, eventful saturation. He has a tendency towards individualization of time, and his orientation is carried out according to the years of the reign of the consuls.
In the works of Tacitus, the action of the two main driving forces of the historical process is observed. First, these are individual interests and aspirations, in which the individualization of time is expressed. He recognizes the fundamental role of the individual in history (which is completely inconsistent with the polis republican ideology). The second driving force behind his story is the influence of the will («anger») of the gods and the inevitability of fate.
The consciousness of Tacitus as an erudite historian, who had the opportunity to compare the past and the present, which belonged to his time and his civilization, reflected a specific refraction of Roman history, expressed in its complex and contradictory historiosophical concept.
The perception of the past was carried out by Tacitus through the prism of two opposing trends: the attainment of the greatness and glory of Rome and the degradation of public morality. The first tendency was expressed in the idea of «Pax Romana», the essence of which was to spread Roman influence throughout the known world; it is, in other words, a kind of prototype of modern globalization. The idea of «Pax Romana» received its final design under Augustus, and, accordingly, the «Roman World» was conceived by Tacitus already existing in the present tense. The second, the opposite, is a tendency embodied in Tacitus in full acceptance of that formed in the first century. BC. the concept of «moral damage», which implies an assessment of Roman history from the point of view of moral degradation of society. In the past, there were examples of moral virtue, military prowess and just government. In the present, sacred laws and customs were violated all the time, the sanctity of the territory of Rome itself was desecrated, the fall of piety, one of the main components of the republican virtus, occurred.
The ideal for Tacitus was the admirable Roman past. It was there that were samples of morality, military valor, civil virtues, only the past should have been admired. Therefore, it was in him, and not in the present and not in the future, that the so-called «golden age» of Roman history was located. The desire to preserve the traditional Roman morality, the intention to revive republican ideals and values with the help of his writings were for Tacitus the most important tasks of the historical narrative.
So, the comprehension of the concepts of «time» and «space» by the inhabitants of the ancient Roman civilization was complex and controversial, closely related to the general characteristics of their vision of the world. Among the results of this understanding, there is a significant number of features that are related to it with generally accepted ideas about the space-time structures in the consciousness of the peoples of antiquity. On the one hand, the general principles of constructing these concepts were typical of ancient peoples, but, on the other hand, the very course of the history of the Romans predetermined the specifically Roman content of their perception of time and space of their social reality. The space and time of war, filled with the idea of world domination, an intense and attentive perception of public life, a rational and politically biased understanding of the sacred coordinates – these are truly Roman features of understanding the world.
Глава I. Введение. Тацит и его эпоха
Время и пространство – определяющие параметры существования и осмысления мира, фундаментальные формы человеческого опыта, изучение которых способно пролить свет на уникальность изучаемой культуры. Поскольку представители каждой культуры по-своему осмысливали и познавали окружающий мир, постольку их культуры приобретали неповторимый характер. Для древних цивилизаций и Древнеримской, в том числе, характерна особая специфика осмысления времени и пространства, порождавшаяся мифологическим типом мышления: их глубочайшая взаимосвязь, выражаемая в хронотопе культуры и эпохи.
Время и пространство оказывают первостепенное влияние на конструирование картины мира, которой человек руководствуется во всем своем поведении. Эти категории запечатлены в языке, а также в других знаковых системах (в религии, искусстве, науке). Кроме того, по верному замечанию Жака Ле Гоффа, перспективность изучения времени и пространства обусловлена их концептуальностью: они одновременно являются границами и реальности, и мира воспринимаемого, и мира мыслимого1.
Исследование времени и пространства как важнейших компонентов картины мира древних римлян могло бы приблизить нас к решению проблемы сущности принципата. Попытки представить этот первый в истории режим «политического лицемерия»2 без мифологизированных представлений римлян о власти, манипуляций принцепсами идеей «золотого века», которые, в свою очередь, укоренялись в римских ощущениях времени и пространства, обречены на неудачу.
Актуальность исследования определяется и тем, что она находится в русле современных научных изысканий исторической науки, ориентированной на междисциплинарный дискурс. В этой связи необходимо упомянуть об основном для нашего исследования понятии «хронотоп», введенном А. А. Ухтомским в контексте физиологических исследований и вошедшем, благодаря М. М. Бахтину, в арсенал культурно-антропологических работ. «Хронотоп» в современной науке – это универсальное, интегративное понятие, под которым понимают целостное «время-пространство». В нашем исследовании принято именно это понимание хронотопа.
Интегративный характер категории «хронотоп» дает возможность акцентировать целостность картины мира римлян эпохи ранней Римской империи, генерировать пространственно-временные ориентиры, представленные в наследии Корнелия Тацита. Изучение этой проблемы при помощи значимых для историко-культурной традиции свидетельств историка и мыслителя Корнелия Тацита дает возможность реконструировать картину мира римлян эпохи раннего принципата – времени конституирования режима ограниченной монархии.
Экстраполируя термин «хронотоп» на сознание римлян изучаемой эпохи, мы осознаем, что «хронотоп» – это сугубо научная абстракция, неподконтрольная мифологическому типу мышления человека древности. Однако именно этот концепт позволяет наиболее точно передать идею «целостности античной картины мира»3.
Одной из главных тем сочинений Публия Корнелия Тацита являлись размышления о взаимоотношения римлян и завоеванных ими народов, что помогает пролить свет на важный аспект восприятия «чужого» пространства и самим историком, и жителями Рима. Как в «Германии», так и в «Агриколе» содержится множество подтверждений «испорченности» римских нравов, что дало повод Тациту искать идеал будущего римского государства в прошлом. Идеи, высказанные в «Диалоге об ораторах», также базируются на столкновении идеалов прошлого и реалий настоящего. Представляя различные социальные группы римского общества, ораторы транслируют спектр мнений об идеальном государстве, общественной морали, политических ценностях. Кроме того, в этом произведении содержится информация о времени и пространстве публичной жизни I – начала II в.
Основное содержание сохранившихся книг «Истории» Тацита состоит в изложении борьбы политических группировок, сложившихся во второй половине I в. Описанные Тацитом события гражданской войны 68—69 гг. заставляют его рефлексировать над прошлым и настоящим Рима, поэтому именно при работе над «Историей» начали формироваться его историософские взгляды. Сюжетные линии «Анналов» также существенно обогащают наши представления о времени и пространстве войны и мира, а также публичном времени и пространстве. Но, в отличие от «Истории», в этом произведении важную роль играют отступления, посвященные римской или местной мифологии, дополняемые характерными для того времени географическими данными, сведениями по истории отдельного народа или города, а также собственными размышлениями Тацита. Вместе с этим, римская повседневность, частная жизнь римлян меньше привлекали его внимание, поэтому он не может являться единственным и исчерпывающим информатором о вопросах времени и пространства обыденной римской повседневности, частной жизни своих соотечественников. Эта особенностей сочинений Тацита делает востребованным произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».
В «Анналах» Тациту удалось окончательно оформить свои рассуждения о сущности императорского режима: моральная деградации власти и разрушение былой полисной солидарности воспринимаются им как сущность, основа принципата, что наталкивает историка на неутешительные выводы о регрессивном движении римской истории, и это сближает его рассуждения с концепцией римской истории, изложенной Саллюстием. В обоих крупных сочинениях Тацита содержится значительное количество указаний на сюжеты, относящиеся к эпохе мифологизированного прошлого, значение которой для римлян помогло определить обращение к «Энеиде» Вергилия.
Главным методологическим ориентиром для нас являются подходы к изучению прошлого человечества, характерные для «новой» культурной истории (Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич, Ж. Дюби, А. Л. Ястребицкая). Именно «новая» культурная история, по мнению Ю. Л. Бессмертного, «представляет направление интегративного анализа прошлого, отличающееся установкой на изучение представлений и мотивов человеческого поведения, взятых во взаимосвязи со всеми элементами и сторонами социальной системы»4.
Труды, составляющие степень разработанности проблемы, были разделены на две группы: время и пространство в научной традиции и эпоха, жизнь и творчество Тацита.
1. Время и пространство в научной традиции
Труды, посвященные осмыслению категорий «время» и «пространство» в философии, истории, психологии и культурологии. Время и пространство являются стержневыми категориями философских трудов, посвященных изучению научных картин мира (Д. М. Ахундов, П. П. Гайденко, Д. Н. Замятин, А. Н. Лой, Т. П. Лолаев, И. М. Меликов, А. М. Мостепаненко, А. И. Осипов, В. И. Свидерский)5. Дефиниции времени и пространства как «абстрактных континуумов», являвшихся формами координации объектов, явлений, состояний, диссонируют с содержательностью, конкретностью, образностью, метафоричностью пространственно-временных параметров донаучных картин мира, созданных обладателями мифологического типа мышления (И. П. Вейнберг, Г. С. Кнабе, А. В. Подосинов, В. Н. Топоров, В. С. Солкин)6.
При верификации мифологического типа мышления римлян мы отталкивались от его понимания представителями семиотического и мифолого-структуралистского подходов к истории культуры (Э. Кассирер, Е. М. Мелетинский, В. Н. Топоров)7, элиминируя теорию мифотворчества и ограничиваясь лишь выявлением, изучением, упорядочением существенных особенностей, свойственных пространственно-временным представлениям римлян. Подобный опыт исследования и мифологического типа мышления, и донаучных картин мира предложен И. П. Вейнбергом, А. Я. Гуревичем8, Г. С. Кнабе.
В ходе исследования темпоральных представлений античности А. Ф. Лосев9 обосновал существование в античном сознании мифологического, эпического и классически-полисного времени. Пространственно-временной синкретизм античности стал актуальным проблемным полем А. Ю. Ашкерова10.
Важными для нас являются исследования М. А. Барга, И. М. Савельевой, А. В. Полетаева11, где время и пространство представлены как категории исторической науки.
Историками ментальностей проведена работа по выделению видов времени и пространства: священного времени и пространства (С. В. Бабкина, Н. Бурдо, В. В. Жданов)12; методов освоения (обретения, сакрализации) индифферентно (или враждебно) воспринимаемых времени и пространства (О. Буше-Леклерк, В. П. Гайденко, И. С. Клочков)13. Темой исследований М. Элиаде14 стала проблема обретения прошлого через праздники, посвященные календарному обновлению природы. Проблема направления течения времени в сознании человека древности рассматривалась в трудах Т. Аошуана, Е. Ю. Ваниной, И. П. Вейнберга, Д. Г. Главевой, А. Я. Гуревича, В. П. Касевичем, И. С. Клочкова15.