Полная версия
Терапевтические сказки, притчи и басни друидов
А кушал он в основном непослушных плачущих девочек. Послушных и хороших почему-то не кушал, а орущих и плохих ну жрал прямо-таки безбожно. Почему так было неизвестно, а только история донесла до нас эти печальные факты именно в таком изложении.
Со временем этот девятиголовый так обнаглел, что стал питаться всеми подряд. И даже подумывал книгу написать «О вкусной и здоровой пище». Он даже с этой целью съел одного писаря-дьяка. Рассчитывая, видимо, на то, что, съев грамотного – сам грамотным станешь, как гласила древняя драконья мудрость.
Князю местному, однако, такая драконья политика не нравилась. И издал он указ, в котором приказывал дракона этого наглого уничтожить, чтоб не жрал он, значит, детей понапрасну и старушек разных.
А в награду обещал за добра молодца, который это сделает выдать дочь свою единственную ненаглядную Василису прекрасную и полцарства в придачу. Добрый такой, значит, он был, князь этот. Или таким хотел казаться.
И пошли витязи на бедного несчастного дракончика воевать. А только ничего у них не получалось. У дракона крылья отросли. Заматерел он. Подлетит бывалоча к витязю сверху. Облетит его сзади, ударит хвостом могучим по лошади, лошадь упадет на сыру землю. А дракон-зверюга этому и рад. Дыхнет одной головой на бедного рыцаря огнем. Рыцарь и поджарится прямо в доспехах. Дохнет другой головой. Пламенем лошадь обдаст. И – пожалуйста – готово и второе блюдо.
Хорошо жил дракон, сытно Никто не мог его победить. Обленился дракон. Летать редко стал – охотиться. Пища сама приходила к нему. Редко вылетит так куда-нибудь, съест несколько плачущих девочек. И домой к Лысой горе. Там он поселился. Там и жил. Резиденция у него там была.
Причем, зверюга, послушных девочек не кушал, а ел только вредных и непослушных. Детки, это смекнули и изобрели страшное средство против дракона. Доктрина – называлась – ПОСЛУШАНИЕ. Стали они слушаться родителей и не безобразничать. Долго это продолжалось или нет, – нам то неведомо.
А только тут приехал в стольный Киев-град парень один молодой. Красивый такой. И звали его Алешей Поповичем. Родной папаня у него, значит, попом был. Да.
А Алеша энтот ездил в поход на татар, а заодно и половцев побить. А чё еще делать добру молодцу-то?
Ну, и, конечно, добычи привез он немеренно. Ковров там, золота, драго-ценностей разных. Девок иностранных привез цельную кучу – может, сгодятся кому?
Ну, попил-погулял Алеша недельку-другую. Что-то невесело ему стало. Что бы думает сделать такого – то ли с медведем переспать, то ли с бабой какой побороться?
А тут ему и говорят собутыльники ехидные.
– Сходи, – говорят, – добрый молодец, Алеша, к князю. Посватайся к ейной дочке. Хороша дочка – любо-дорого посмотреть. Он её замуж хочет отдать.
– А чё, – говорит Алеша Попович, – и пойду. Скока можно одному холостяковать. Пора и семьёй обзаводиться.
И пошел.
Приходит значит, к князю свататься. А князь ему и говорит:
– Какого черта, ты, говорит. Приперся, козел. Змеюку пошто не убил?
– Каку таку змеюку? – Искренне удивился богатырь.
Рассказали ему тогда в чём суть да дело. И пошел тогда Алеша змея воевать. А была уже зима. Мороз под сорок. Снег так и вьется. Непогода, одним словом. А делать нечего – взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Пошел тогда Алеша к папашке своему благословение, значит, просить. Змеюку, чтоб гадкого убить. Посидели они с паханом винца-водочки выпили. И рассказал папаня сыночку про дракошу зловредного. Удивился Алеха, испугался. Не ждал он, что тварь мерзлейшая так опасна.
Стали они с папашкой думать, мороковать, как бы эту гадину со света сжить. Долго думали – целых восемь бочек вина и пять пива. Однако ничего не придумали. И решили обратиться за помощью к КОМПЬЮТЕРУ.
Ну, какие тогда были компьютеры? Самые что ни на есть примитивные. С биопроцес-сорами, мониторами морщинистыми и пропитыми, такими, что с похмелья и не взглянешь. Компы те плюс ко всему еще были красной сборки, и с неизвестной сейчас операционкой и сабжем. Марка тех компов была неизвестная в наше время «Волхв-провидец». Всего их и было-то в те годы три штуки, и оченно они ценились.
Взяли Алеша с папашкой-попом источник бесперебойного питания. А как же без него-то? И пошли значитца за помощью к «Волхву». Приложился «Волхв» к источнику бесперебойного питания, сделал огроменный глоток мутной, вонючей жидкости. И стал их слушать проблему. Клавиатур тогда не было, их чуть позже изобрели. А тогдашние компы работали при помощи аудиальной связи.
Слушал, он слушал, думал он думал. Целых три источника бесперебойного питания опустошил. Тогда они были другой формы и другого содержания. А потом и говорит:
– Знаю я как зверюгу поганого победить.
И рассказал Поповичу чего надо делать. Пошел Алёша, вооруженный новейшей компьютерной технологией змеюку гадкую побеждать. Пришел к лысой горе и стал над драконом насмехаться.
Услыхал его речи драконяка. И аж взвился весь от злобы лютой. И полетел со всей дури на добра молодца. А Алеша как-то странно себя повел. Отбежит на коняке в сторону от дракона увернется, и давай его пуще прежнего костерить. Да всё матом. Да таким, что вам, мальчики и девочки, я и передать не рискну. Это ни словом, ни пером описать, а уши детскиеот такого краснобайства в трубочку скатываются.
Ну а Змей-то, рассвирепел ни на шутку. Голову одну потерял, срубил ему Алеха голову. Змей всё не унимается, хочет он бедного Алёшу сожрать и всё тут. Аппетит у него, вишь ты, проснулся, да и обидно ему. А Попович всё маневрирует, да уверты-вается, а сам бежит всё дальше и дальше.
И орет дракону всякие пошлости. Плюнул, на-конец, Змей-Горыныч на такую маневренную войну и решил Алеху раздавить собственным телом. Массой задавить, как говорят в сумо. Плюхнулся он на добра молодца сверху всем телом, а Алеша возьми в это время, да и спрыгни с коня в сторону.
А дракон упал на коня, и чувствует, что-то не то. Почва уходит у дракона из-под ног и сам он куда-то проваливается. Не учел зверюга подлость компьютерных новейших достижений русского витязя.
Болото было под ним замерзшее, а дракон был огнедышащий. Растопил жар тела репти-лии болото замерзшее. Погряз драконяка в болоте. Шевельнуться не может. На крылья грязь налипла, под ногами нет опоры. А тут еще Алеша, откуда ни возьмись, прыгает на спину змеюке, и давай бошки рубить.
– Нечестный ты Алеша, товарищ. – Только и успела сказать последняя голова.
Так и победил Алеша Попович Змея Горыныча.
Пришел богатырь в стольный Киев град. И честно рассказал о своей победе над Змеем. Князю делать нечего. Дал слово – держи. Объявляет он принародно о свадьбе дочери своей, Василисы, с витязем и отдает ему полцарства в придачу.
Стали они жить- поживать, да добра наживать. А доктрина та противодраконья, что дети тогда изобрели, что ПОСЛУШАНЬЕМ называлась так и прижилась. Так и вымерли постепенно все злобные зверюки.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Сказка О Правде
Шел малиновый четверг. Было душно и холодно одновременно. В это время я всегда вспоминаю Кливленд. Великую депрессию и все прелести, связанные с этим «чудесным» временем. Тогда выпить было абсолютно нечего. Все страшно мучились, проклиная все на свете: и президента, и всю его рать. Гадкое было время.
Ну, так вот, в это препаршивейшее времечко и разыгралась эта трагедия, про которую я вам хочу рассказать…
Один старый францисканец, непонятно каким образом выживший и оказавшийся в то дремучее время в Америке, сколотил себе состояние на том, что мог подниматься в воздух в любое время и летать в любом направлении. Этот деляга возомнил себя новым Иисусом Христом и соответственно себя вел. Такое иногда случается с людьми, которые считают себя чем-то отличным от кучи дерьма.
Звали его ни много, ни мало – Христополус, но он этим неимоверно гордился и свя-то верил, что это имя ему дано Всевышним для выполнения им «ВЫСОКОЙ МИССИИ», про которую он, впрочем, не любил особо распространяться. Этот новоявленный миссия считал, что скоро наступит «конец света» и всем неизбежно придет каюк. Он говорил своим слушателям, что это просто своеобразное очищение земли от всего отжившего и наносного, и что тот, кто послушает его и пойдет за ним, сможет стать «счастливейшим человеком» и богоизбранным пророком своего времени, напрямую попадет в рай, и там будет иметь все, что ему заблагорассудится.
Его внимательно слушали, но, как чаще всего бывает, делали по-своему. Так уж устроены люди.
Но не все и не всегда. Может, это и неправильно с точки зрения людей, но с точки зрения «миссий», время от времени появляющихся в подлунном мире, это правильно, и даже более того, справедливо, что у любого выскочки, именуемого себя миссией появляются кое-какие ученики.
И вот эти ученики, с вашего позволения я буду в дальнейшем называть их просто «свита», и сделали своего высокоува-жаемого УЧИТЕЛЯ богом. Но опять-таки следует оговориться, что не все ученики, а та их часть, которая считала себя особо прибли-женными к его святейшеству УЧИТЕЛЮ.
Конечно, это целая наука, как из ничего создать свое учение, как манипулировать сознанием простаков, ждущих с открытым ртом, чтобы пришел кто-то «великий и могу-чий» и научил их чему-то ТАЙНОМУ и великому, сказал бы им истину и направил на истинный путь спасения. Все это есть в нашей книге «Мифоуказания» и повторяться нам не хочется, независимо от того, будет ли когда-нибудь опубликован сей труд или нет.
Но, как вы уже поняли, сей новоиспе-ченный собственным славолюбием миссия это то ли знал, то ли просто как-то краем уха слышал, то ли просто был великим пройдохой, но, тем не менее, все мыслимые и немыслимые ошибки он мог совершить на своем многотрудном пути, и, как результат этого многотрудного пути, у него появились профаны, именуемые себя учениками и начали всячески прославлять его досточтимое имя и всю ту ересь, которую он называл своим УЧЕНИЕМ.
– Извините, можно вас на секундочку?
– Скажите, вы в бога верите? В бога нашего, Господа Иисуса Христа?
– Бог любит вас! Он послал нам нового пророка, который поможет Америке, снова сделает ее великой страной!
– Если вы несчастливы, если у вас нет работы и нет денег – приходите в нашу Обновленную Истинную церковь Иисуса Христа и найдите у нас все, что вам необходимо! Все, что хочется вашей душе!.
Нет, конечно же, наш властолюбец не принес на Землю что-то кардинально новое и нужное. То, что он говорил, знали все вокруг, но людям свойственно заблуждаться и они очень любят создавать себе кумиров и им поклоняться. А новый миссия был очень даже подходящей фигурой для этого. А дураков в любой стране хватает…
– Наш новый миссия – новое воплощение Иисуса Христа – в один голос вскоре стали утверждать его последователи. Откуда взялся этот слух никто не знал, но так утверждали посвященные в тайное учение «адепты».
Откуда взялись эти адепты, тоже никто не знал, но, как это часто бывает в таких случаях, они сами откуда-то появились из среды учеников. Свита делает имя королю – этот рецепт ВЕЛИЧИЯ можно было бы порекомендовать всем умным монархам, отщепенцам, самозванцам и просто людям, страдающим манией величия.
Так вот, этот францисканец со временем стал просто называться Христом, и так он в это уверовал, что если к нему обращались как-то по другому, он обижался на этих людей и читал им нудные нравоучительные проповеди, которые никто не понимал, но слушали его все, открыв рот. И если вначале своего появления он еще время от времени и ссылался на Библию, то позже стал цитировать только лишь самого себя, и других авторитетов для него не существовало.
Иногда, устав от дел праведных, он являл миру очередное чудо исцеления, и народ любил его за это. Но однажды он крупно погорел на такой мелочевке, что стыдно даже сказать. В один из ненастных дней, в который намечалось очередное «чудо», группа адептов, направленная грабить банк, не вернулась в свои кельи к сроку с деньгами.
То ли их фараоны за задницу схватили, то ли, имея на руках достаточное количество денег для существования и без мессии, они скрылись. Итак, денег не было, а мессия Христос стоял со своей паствой в долгой молитве не один час, а с неба дождь купюр не сыпался и все тут. Хоть ты тресни, а денег все не было.
И тут некоторым апостолам пришла в голову мысль сбросить с самолета из-за тучи новенькие фальшивки, которые как раз печатались в то время, поскольку денег, как вы сами понимаете, не хватало.
Сказано – сделано. И над воздевшими к небу руками людей закружились фальшивки, которые были похожи на настоящие деньги.
– Вы все находитесь на пути в царствие Божие, – вещал «пророк». – Те, кто со мной – спасутся! – заклинал он их.
– Слушайте меня, будьте со мной до конца, ибо наступает конец света, и грядут великие катаклизмы и потрясения!
– Ныне не существует для вас ни отца, ни матери, но в душу свою пустите Господа нашего бога. И если вы уверуете в него всей душой, то Господь позаботится о вас и спасет вас! В грехе жили люди с момента прошлого моего пришествия. Вы видите, к чему это привело?!
– У ваших матерей три божка – чрево, блуд и сон. Три мерзких богини – грудь, гениталии и задница.
Народ вопил. Народ орал. Люди сошли с ума, собирая доллары, падающие с небес. Они были готовы поверить чему угодно из того, что говорил этот странный бородач, который мог сделать дождь из денег.
– Чудо! – орали они, – это настоящее чудо! Ты наш бог! Еще! Еще! Еще!
Многим, может, было и наплевать на то, что он говорил, но некоторые всерьез уверовали, что он бог и, стоя на коленях, молились ему и плакали от счастья, что сподобились лице-зреть живого бога, верили каждому его слову и кричали:
– Ты – наш бог, мы – с тобой!
И многие впадали в состояние религиозного транса, а другие сходили с ума от любви к этому новому, такому могучему богу.
И был вечер. И была ночь, а он все не умолкал и говорил, говорил, говорил. И принесли тогда к нему его апостолы одного человека, совсем мертвого и просили они сына человеческого:
– Спаси его! Спаси его душу!
– Хорошо, – молвил пророк, – будь, по-вашему.
И поднял он руку, и возложил длань на усопшего, и поднялся тогда тот человек, что три дня уже лежал в гробу, ничего не ел и не пил. И вид из-за этого имел довольно изможденный.
Впрочем, доподлинно неизвестно, дышал ли он или просто притворялся, но его друзья апостолы, по совместительству, утверждали, что он мертвее некуда. Им, конечно, виднее.
Но сомнения не чужды любому здравомыслящему человеку. Когда этот, уже живой усопший, встал и открыл глаза, то он почему-то сразу же упал на колени и стал облизывать ноги Спасителя и орать голосом плохого актера:
– Спаситель! Спаси нас, ты – наш бог! Мы верим тебе! Веди нас! Говори, что мы должны делать, и мы все сделаем!
А толпа тем временем бесновалась: – Чудо! Это живой бог! Это наш спаситель!
– Ваши друзья здесь, с вами! – вещал тем временем мессия, – ваша семья здесь, это – ваши единомышленники по вере. Каждому будет по вере его! Верите ли вы мне? – возопил он внезапно страшным голосом.
– Верим! Верим! – неслось со всех сторон.
– Любите ли вы бога? – вопрошал пророк толпу.
– Любим! Любим! – бесновалась толпа.
– Я ваш бог! – гремел голос в ночи, – те, кто пойдет со мной, достойны, будут царствия небесного. Они спасутся и вознесутся живыми на небо. Я всем уверовавшим в мня обещаю благоденствие и вечную жизнь в раю. БОГ ЛЮБИТ ВАС! Сегодня – судный день. Я пришел, чтобы судить вас. Покайтесь, и вы спасетесь.
Толпа народа, как послушные овцы, одурманенные опиумом для ума в виде лжи-вых обещаний, вознесла руки в едином порыве вверх и стала каяться. Пророк же не унимался:
– Кайтесь, кайтесь во всех грехах. Я – господь ваш и не будет у вас другого бога.
Когда чудовищная вакханалия достигла апогея, сказал он тихим голосом, который был слышен всем хорошо так, как будто прозвучал у них в черепе:
– КТО ВЕРИТ В МЕНЯ – идемте со мной и будете спасены во веки веков. ДА БУДЕТ ТАК. Аминь.
И пошел он. И толпа поднялась с колен и двинулась за ним. И подошел он к пропасти и шагнул в нее. И шагнула за ним толпа его поклонников и учеников. И исчезли они все до единого в пучине морской.
Наступала желтая пятница – день духов и дураков…
Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя
После землетрясения в Японии, когда спасатели добрались до развалин дома молодой женщины, они увидели ее тело через трещины. Её поза была очень странной – она опустилась на колени, как молящийся человек, ее тело было наклонено вперед, а руки что-то обхватывали. Рухнувший дом повредил ей спину и голову.
С большим трудом, лидер команды спасателей просунул руку через узкую щель в стене к телу женщины. Он надеялся, что она еще жива. Тем не менее, ее холодное тело, говорило о том, что она скончалась. Вместе с остальной командой он покинул этот дом, чтобы исследовать следующее рухнувшее здание. Но непреодолимая сила звала руководителя группы к дому погибшей женщины. Снова, опустившись на колени, он просунул голову через узкие щели, чтобы исследовать место под телом женщины. Вдруг он вскрикнул от волнения: «Ребенок! Тут ребенок!».
Вся команда тщательно убирала груды обломков вокруг тела женщины. Под ней лежал 3-месячный мальчик, завернутый в цветастое одеяло. Очевидно, что женщина пожертвовала собой ради спасения сына. Когда дом рушился, она закрыла сына своим телом. Маленький мальчик все еще мирно спал, когда руководитель команды взял его на руки. Врач быстро прибыл, чтобы обследовать мальчика. Развернув одеяло, он увидел сотовый телефон. На экране было текстовое сообщение: «Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя..».
Этот сотовый телефон переходил из рук в руки. Каждый, кто читал сообщение плакал. «Если ты выживешь – помни, что я люблю тебя..»
Почему у верблюда два горба
Много-много лет назад, когда звери, как люди умели говорить, был рай на земле и все звери любили друг друга. Никто никого не ел, и все были счастливы.
Младшие слушались старших, а старшие учили младших мудрости и знаниям. Всё было прекрасно и просто замечательно.
И появился один зверь, которого звали Верблюд, который не слушался родителей и старших. А со временем он так обнаглел, что когда ему что-то не нравилось, он просто плевался в ответ.
У Верблюда был свой воспитатель, который учил его мудрости и знанию. Но Верблюд так обнаглел, что перестал слушаться всех и своего учителя, Бегемота. А однажды дошло до того, что Верблюд в ответ на нравоучения учителя просто плюнул в него.
Бегемот не сдержался, и ударил с силой Верблюда по спине. Верблюд упал, и потерял сознание от боли. А когда пришел в себя, то увидел, что на месте удара воспитателя осталась в его спине большая вмятина. И спина Верблюда стала похожа на какие-то горы или холмы.
Обезьяна увидела обновленного Верблюда и заорала:
– Смотрите все! У Верблюда два горба!
– Верблюд горбатый, стали его все дразнить.
Верблюд первое время плевался, а потом обиделся, и удалился от всех в пустыню, где и стал жить один.
Мораль:
каждый получает то, к чему стремится, вне зависимости от того понимает он это или нет.
Илья Муромец
Удивительно, но для многих современных людей становится откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643, в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.
Илья Муромец – пожалуй, самый известный, но одновременно с тем и самый загадочный русский исторический персонаж. В различные исторические периоды, в зависимости от господствующей в стране идеологии его то считали лишь героем эпоса, то реально жившим в XII веке человеком.
Угодник Божий преподобный Илия Муромец по прозванию Чоботок жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Достоверных сведений о житии этого святого до нашего времени практически не сохранилось. Известно лишь, что происходил он из простой крестьянской семьи, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился невиданной силой и воинскими подвигами. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принял решение окончить свои дни иноком и постригся в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру.
По легендам бил кого ни попадя и татар, и монгол, и печенегов, словом всех, кто под русскую руку попадался. Участвовал в битве с драконом. Дракона тоже, кстати, ухайдокал.
Бился богатырь и с разными бандитами типа Соловья-разбойника. Бандитов арестовывал, и приводил на суд к князю. Был Илья одним из первых русских заслуженных милиционеров древней Руси. Илья и посейчас кумир русской молодежи.
Нельзя не вспомнить великолепно сыгранный образ Ильи Муромца Андреевым в фильме «Илья Муромец».
Посланник Священной Римской империи Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся тогда в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, иными словами им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см).
Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке, а правая изображена крестным знамением». Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Православные историки обращают внимание, что «преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в православной церкви: три первых перста вместе, а два последних пригнув к ладони». Независимые источники, напротив, указывают: «Кисть правой руки Илии Муромца сложена в двуперстном благословляющем жесте, что послужило старообрядцам доводом в пользу древности и истинности двоеперстия при совершении крестного знамения».
Подтверждением этого служит фотография мощей. Да и на многих иконах Илья Муромец складывает пальцы по-раскольничьи. Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития преподобного Илии, согласно принятой версии, свидетельствует лишь о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.
Однако, тот факт, что пребывание Илии в лавре не описано, служит дополнительным аргументом для тех, кто не склонен отождествлять Илью Печерского с былинным Ильей Муромцем. Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Правда, в русских летописях его имя не упоминается. Между тем, былинного Илью, главного русского богатыря, знают все, а наиболее популярными источником информации о нем являются былины и народные сказки, мультфильмы, а также картина Васнецова и ее репродукции на обертках конфет.
Согласно данным этих источников, Илья Муромец родился в селе Карачарове, что близ Мурома, до 33 лет страдал параличом нижних конечностей, потом был исцелен «каликами перехожими» (в более радикальных версиях – Христом с двумя апостолами или духом витязя Святогора), вспахал землю, от которой получил невероятную силу, и направил эту силу на защиту родины от разнообразных врагов, среди которых выделялись захватившие Чернигов татары, Соловей-разбойник, Идолище поганое, а также сын богатыря, по трагической случайности выросший во вражеском стане.
Илья Муромец, несмотря на низкое происхождение, стал главным богатырем дружины киевского князя Владимира. Среди остальных витязей выделялся кроме мощи мудростью. Однако говорить об Илье как об образцовом защитнике православной веры можно лишь с некоторыми оговорками: поссорившись с Владимиром, богатырь принялся стрельбой из лука сшибать с киевских церквей кресты и золотые маковки, каковые пропил при поддержке «голи кабацкой».
Классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни – на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX веке. Однако, моду на богатыря Илью завели немцы еще в XIII веке.