Полная версия
Рассеянные мысли
За две монеты не починишь дверь, не сорвёшь звезду, не остановишь ветер.
Зачем тебе две монеты?
•
Знание всегда польза, искусство никогда не знает, для чего оно есть.
Оно просто есть.
•
Поэт возвращает улице язык с процентами.
•
Женщине, врагу и Богу отдавай всё, они с лихвой вернут отданное назад.
•
Поэзия точнее науки,
вторая постоянно и безуспешно пытается строго вычислить
первой непостижимо точные художественные законы.
•
Когда мы узнаем, зачем автор создаёт свои произведения,
мы сможем разгадать, зачем Первый Автор создал человека.
•
О великих придумывают гадости, чтобы оправдать своё ничтожество.
•
Всю жизнь ничего не делал, т.е. делал то, что не хотелось.
•
Из песни глупость не выбросишь.
•
Знаешь то, что трогаешь, веришь в то, что трогает.
•
Искусство – это всего лишь слабый приём отвлечь себя и других от самого главного и самого страшного, тупикового вопроса в жизни человека: зачем?
•
Художественные вещи только то и делают,
что открывают глаза на новые вопросы.
•
Всю жизнь мы делаем только то, что задаём себе вопрос: зачем жить?
•
Понять, что перед тобою стихи, так же безуспешно,
как и понять смысл жизни или последнюю истину.
Поэтому мы научаемся стихи "брать нутром",
которое со временем не подводит.
•
Человек от Бога, искусство от Красоты.
От чего слёзы на моих глазах?
•
Мы умираем, ещё не родившись, и рождаемся, не умерев.
Самые видимые из этих явлений есть любовные и творческие состояния.
Течение жизни то же сгорание, но мы, обычно, принимаем
жизнь просто как жизнь.
•
Рано или поздно человеку приходится подойти к вопросу:
что же он, в конце концов, есть такое?
Всё остальное в жизни этого человека – поиски слов для этого вопроса.
•
То необъяснимое, которое приходит из подсознания, надсознания, внесознания, которое только и можно объяснить не прямым, косвенным образом: между строчками, под строчками, над строчками.
•
Потому и не называем Иисуса хлюпиком, что удивительная смелость положена им в основу заповеди об удивительном смирении.
•
Берущий чужое теряет своё.
•
–Как посмотреть на себя не оглядываясь?
– Стань на голову.
•
Чтобы почувствовать бесконечность,
надо собрать его в художественном произведении.
•
Теперь у меня слишком много стихов,
чтобы можно было позволить что-либо выбрасывать.
•
Чем более общество общественно, тем больше оно укрепляется за счёт
каждого своего индивида.
•
Здравый смысл останавливает жизнь.
•
Ничем не ограничивай себя: ни верой, ни знаниями, ни любовью.
•
Когда думаешь о конкретном слове, оно перестаёт быть предметом явления и становится конкретным словом.
•
В молодости говоришь, потому что не хочешь знать,
в старости ты молчишь, потому что знаешь.
•
Мы так много говорим о Боге, что его не может не быть.
•
Я каждый день знаю, но не могу объяснить.
Потому что знаю.
•
Хорошее или плохое самочувствие –
когда мы забываем чувствовать соответственно плохое или хорошее.
•
Не прав тот, кто считает, что не правы другие.
•
Как ни теплы воспоминания, изощрены фантазии будущего,
надо жить сегодня, его можно потрогать, похлопать, им можно дышать,
его можно любить, ненавидеть, не замечать, как в нём живёшь.
•
Всю жизнь мы учимся тому, как надо жить.
•
Вместе мы – система, каждый в отдельности – оппозиционер.
•
У поэтического текста такие жёсткие рамки, что позволяют удерживать целое и, не роняя ни капли, переносить его с места на место
и во времени.
•
В обыденной речи слова берутся на время,
в поэтической – навсегда.
•
Не будешь ходить, будешь лежать.
•
Вопрос как жить? незаметно и естественно
переходит в вопрос как умереть?
•
Человек пассивен не потому что нет дела,
а потому что не дают дело делать.
•
Человек – высоко запрограммированное существо,
подобрал ключик – светится,
подобрал отмычку – почернел, рассыпался, нет человека.
•
Диалог – когда двое являют одного, разрываемого страстями.
Монолог – это когда один говорит, а другой не слышит.
•
Когда я пишу о мухе, это тоже обо мне.
•
К 70-и я научился сдерживать себя в отношении женщин.
•
Чтобы известность надоела, ей надо состариться.
•
Стихи напоминают о жизни, которая напоминает о смерти.
•
От мечтаний до творческих откровений один шаг, но который
разорвёт мышцы ног.
•
Это не сын плохой, это ты, мать, со своей любовью, глупая.
•
Чем больше тайн, тем меньше сомнений.
•
Интерес мужчины к женщине похож на внимание, похожее на насилие.
•
У толпы нет рассудка.
•
Наука распыляется на частности, поэзия напоминает о единстве.
•
Я пишу то, что чувствую, не более того.
•
О стихах не рассказывают, их говорят или слушают.
•
Подчиняйся единственно удовольствию.
•
И я очень люблю тебя, только я любовь не показываю,
чтобы не забрали чужие.
•
Люби людей, даже не доверяя никому до конца.
•
Когда ты говоришь ему: плохое, оно становится ещё хуже.
Говори ему хорошее.
•
Нет постоянных денег у игроков, поэтов и философов.
•
Бог был Словом,
потом слово стало Богом,
потом слово стало убогим.
•
Если уж говорить о стихе как о загадке, то он, скорее, ответ на загадку,
только в разной степени скрытый.
•
Бога вспоминаем чаще тогда, когда надо сложить на кого-то проблему:
–Бог его знает…
•
Как в стакане водка:
всегда чувствуешь ненадёжность своего положения.
•
Постепенно приближаешься к сознанию того, что всё знаешь.
•
После заграницы.
Самое сильное впечатление?
Хотелось домой.
•
Сначала найди себя, затем уже Бога или чёрта.
•
Есть отсутствие и присутствие.
Присутствие – это проявление отсутствия, которое используем
и дополняем.
Отсутствие невозможно представить по причине же его отсутствия.
•
Любой исторический документ фантастичней любого вымысла.
•
Когда рассчитываешь, чувства тоже прячешь в сейф.
•
Всё не так сложно, как нам это кажется, но понять это сложно.
•
Кто горит, не потеет.
•
Расту, живу, пенсионерю.
•
Точные стихи не безобразны, тем более не хороши.
•
Соответственно свободным взглядам человека
изменяется не только живущая с ним реальность,
изменяется вся, абсолютная реальность.
Сколько увидишь, столько изменишь.
•
Я так никогда и не смогу объяснить, откуда оно берётся,
как, и тем более зачем, оно создаётся (о поэзии).
•
В определённый момент человек с удивлением обнаруживает:
как будто всё на месте, а ноги плохо ходят, глаза плохо видят;
как будто разум светел, но много усталости;
много возможности, да мало исполнения её и т.п.
Человек завершает круг жизни и отдаётся её течению.
•
Я не объясняю свои стихи, чтобы не получилось ещё непонятней.
•
Не спрашивай у слепого дорогу, у поэта смысл стихотворения.
•
Одна сторона всегда отрицается обратной
за неимением полноты явления.
•
Информация об искусстве ещё не искусство.
•
Буду лёгким, как обман,
буду жёстким, как правда,
буду закрытым, как истина.
Буду человеком.
•
Пустой кошелёк, в конце концов, выбрасывают на помойку.
•
Поэзия – это слово в запредельной степени простоты.
•
Случайность – это удивительно точно угаданные
обстоятельства места и действия.
•
Не спеши говорить и не молчи, слушай.
•
Потому я и стихи предпочёл прозе: хочется всего и сразу.
•
Не оглядывайся, всё прошлое в желудке.
•
У юмора, не говоря уже о сатире, гнилые зубы,
они не кусают больно, но неприятно заражают кровь.
Красота же заражает сердце.
•
Я только сравниваю варианты, отбрасывая неточное,
как скульптор лишнее.
•
У художника свет,
у скульптора форма,
у поэта пространство, заглатывающее и то, и другое,
называя всё, и музыку в том числе, новыми именами.
•
Человек всего лишь инструмент, для произношения слова,
о чём он давно забыл или никогда не помнил.
•
Земная жизнь – попытка одухотворения праха.
Отдай всего себя Богу, искусству, дьяволу.
•
Юмор – аппендикс в литературе, если не болит,
его лучше не трогать, чтобы не болело всё тело.
•
Начнёшь от себя и вернёшься к себе.
•
Графоман и гений нехотя признают не своё, как великое (значимое).
•
Улыбка – сестра гения.
•
Истинная поэзия – когда уже невольно интересуешься автором,
а не собственно стихами.
•
Поэзия – это когда не ты со словами, а слова играют с тобой.
•
Нет искусства выше искусства.
•
В игре, однако, должна быть точность: неточности, вероятности,
случайности, удачи, везения и т.п.
•
Не других, самих себя судят люди, потом же самих себя оправдывают.
•
Говорить о знакомом по-новому – искусство.
•
Акцентировать внимание на одном, отодвигая остальное в сторону,
не замечая его, т.е. выделять что-то одно,
как в настоящий момент единственное, заслоняющее всё
и в то же время говорящее обо всём.
Когда слово называет предмет, явление, те оживают;
слабое собирается в целое, бесконечное делается конкретным,
вечное – разбитым на отрезки.
Всё становится названным, искусственным, искусством.
•
Каждая новая эпоха отвечает на те же старые вопросы,только говорит
об этом каждая по-своему.
•
Когда человек творит, он знает, кто он и зачем это делает,
но решительно всё забывает по окончании процесса творчества
и никак уже не может ничего вспомнить.
•
Все строчки должны быть как будто последними, ударными.
•
Он был так открыт, что брошенные в него камни не вредили плоти его,
грязные слова не находили сопротивления, но такие же открытые души
находили с ним взаимное узнавание.
•
Надо знать, что ищешь, чтобы находить это в любом месте.
•
Вторым номером в поэзии не играют.
•
После короткой вспышки в сознании мы возвращаемся в своё
постоянное реальное незнание.
•
Ни разум, ни вера не должны определять сущность человека
и его познавательную деятельность.
Нельзя путать способы познания с самим процессом (сущностью) его.
Разум ограничен, вера убога.
•
При слове глубина слово красота уже неуместно,
уже подразумевается, поглощено первым.
Что глубоко, уже захватывает дух.
•
Победы не будет, потому что всякая борьба – это борьба с самим собой.
•
Общество, отказавшееся от духовного творчества,
задыхается в испарениях своих естественных отходов.
•
Мужчина продолжает род, женщина – человека.
•
Время устаёт время от времени.
•
Человек мстит обществу за его стадность и подталкивает,
когда оно катится в пропасть, и смеётся над ним,
когда оно засыпает на месте.
И собирает его по частям, когда оно разваливается.
Когда человек идёт с обществом в ногу, он деформируется.
•
Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин и пр. – наша золотая латынь,
но мы разговариваем на живом языке.
•
Наблюдающий чужую жизнь не видит свою.
Ценящему чужую жизнь безразлична своя.
Не понимающий жизнь презирает её.
Это художник.
•
Человек, пусть даже одухотворённый, вещь, т.е. ограничен (греховен).
Не забывать прощать это друг другу.
•
Краткость не обязательно талант, иногда это талантливая усталость.
•
Поэзия не ставит вопросы, она их приумножает.
•
Объединения, союзы, партии нужны единицам,
которые хотят подняться на пошлости единодушия.
•
Интуитивисты живут взрывами идей, прочие их либо понимают,
либо комментируют.
•
Платон пытался отказать человеку в главном человеческом: в частной собственности и семье, т.е. в его эгоизме.
•
Вечное не имеет ни начала, ни конца, но они предполагаются.
•
Рампа ли разделяет актёра и зрителя?
Звучит красиво, и всё же внутренняя черта глубже разделяет два мира:
условный и реальный.
Мы можем, в конце концов, подойти и прикоснуться к актёру,
поднести ему цветы (какая милость!).
У ребёнка нет этого разделения, он, играя, не играет.
Установка на условность происходящего на сцене
даёт нам возможность оценивать.
•
Глупее мужчины только женщины, подчинившиеся разуму.
•
Женщина никогда бы не подчинилась мужчине,
если бы не природный долг продолжения рода.
•
Бабочка красива потому, чтоб не пугались цветы,
женщина – чтоб нравиться,
поэты напрягаются, чтобы подмазаться к Музе.
•
Пиши, выбросить всегда успеешь.
•
Опасно предсказывать.
Анализируя события, ты оказываешься на шаг позади их.
•
Старость ближе к будущему, потому и спокойней молодости.
•
В счастливые моменты человек не думает, потому что глубоко чувствует.
•
Чистого разума, без чувств, нет, зачем отсекать у руки пальцы?
•
Жене:
Ты самая вредная часть моего ego.
•
Даже для всех окончательных истин
у нас всегда имеется в запасе вопрос.
Только поэтому не может быть абсолютной веры.
•
Женщина святая, даже если она святая для всех.
•
Думай о хорошем адвокате уже после первой плохой мысли.
•
В спорте мы переживаем, в искусстве живём и умираем.
•
Истина истинна, когда она необъяснима,
суть без смысла, полёт без цели.
•
Человек – это свидетельство существования Бога.
•
Кто не может отдавать себя после смерти, тот мёртв и при жизни.
•
Если хочешь похвалить блюдо из рыбы, назови его мясом, и наоборот.
•
Крылатые выражения принимаются нутром, как лекарства, без разжёвывания, сразу, потому как не навороченный научный синтаксис,
а простые и верные слова.
•
Анализируя части, мы теряем целое, которое только воспринимается
и не поддаётся анализу.
•
Бесконечное (попытка представить):
всё в одном и одно во всём.
•
Остановка была бы так же невыносима, как невыносимо
и безостановочное движение жизни.
•
Никогда не принимай окончательного решения,
ни того, ни другого в природе не существует.
•
Отсутствие таланта провоцирует пошлость.
•
Приходящим к ней власть обеспечивает
полное и окончательное моральное увечье.
•
Святое – это хорошо припрятавшее в себе себя человеческое.
•
Если стихи не читают, значит это кому-то нужно?
•
Окрашенный плинтус только и может, что охаивать потолок.
•
Разложенное по полочкам перестаёт двигаться.
•
Высокая информация делает с человеком то,
что солнце делает с растением.
•
Искать не своё место в поэзии (там его нет), а свои слова (там они есть).
•
Мы не устраняем вредные работы, мы платим за них больше.
Мы не боремся с бедностью, мы строим богадельни.
Мы не боимся смерти, потому что боимся жизни.
•
Человек так растрёпан, что религия не может его собрать воедино,
искусство поглотить всего сразу.
•
Достаточно выразительное определение, не требующее комментариев
(это западная жизнь): заниматься любовью, заниматься сексом.
•
Эпическое – это несостоявшееся лирическое.
•
Женщина рождает человека, мужчина – мир.
•
Иногда встречаются люди, которые понимают стихи.
•
Видно мастерство, а надо, чтобы было видно сияние.
•
Поэзия – это враньё самого высокого класса.
•
Расчленив целое, он дал возможность человеку владеть частями как целым (дай всему имена!)
•
Решение проблемы о происхождении языка
относится не к человеческой деятельности.
•
Случаются такие громадные личности, которых современники
не успевают и не могут увидеть.
•
Не всякое новое наше.
•
Противоречие, которое есть развитие, не должно быть враждебностью,
которая есть смерть.
•
Кто отчаянно отрицает, тот отчаянно утаивает веру в то, что отрицает.
•
Второе пришествие состоялось, его мало кто заметил,
потому что оно вошло в каждого, целиком и незаметно.
Началась Новая история, История Человека.
•
Женщина – Земля.
Мужчина – Космос.
•
Ребёнок не учит язык, он его вспоминает, т.е. с помощью старших он обнаруживает в себе его существование.
II
Про себя
Всё своё ношу с собой.
Биант
•
Думающий о будущем, не живёт настоящим.
•
Субъективное – это переосмысленное объективное.
•
Одноразовые лезвия, стаканы, фильмы, книги, поэты…
•
Когда мы говорим о своих патриотических чувствах,
возникает чувство сомнения: говорим ли мы это себе и для себя?
•
Там где наука пытается доказать, поэзия так искусно обманывает,
что её абсолютная истина не требует никаких доказательств.
•
Наука – части целого, поэзия – целое частей.
•
Поэзия – это бессмыслица, полученная в результате слияния множества смыслов.
•
Взрослые убивают в детях субъективное до тех пор,
пока последние не становятся взрослыми.
•
Искусство без человека абсурд, не существует,
человек же без искусства – реальность, это животное.
•
Стихи плохи, неудачны, не состоялись,
когда художественные параллели не пересекаются,
т.е. не достигается целостности.
•
В фетовском: "Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…"
почти все существительные отглагольны.
В этих стихах энергии больше, чем во всей пушкинской "Полтаве".
•
Закат искусства подобен его рождению. Не перепутать.
•
Мы при жизни сотворяем свой ад и рай,
и каждому жить в созданном по смерти.
•
Личности всегда личности (а то и более того),
даже когда смакуют их интимные бытовые подробности.
•
За всю свою жизнь я ни разу не слышал слова правды.
•
Освобождаясь через созидание, художник очищается.
Как примерить это к творцу мира и человека?
•
Поэзия – это максимальная материализация слова,
которое имеет уже абсолютно индивидуальное бытие.
•
Если ничего не меняется, значит, для этого ещё нет причин.
•
На картине художника пейзаж почти такой же, как в природе;
лучше или хуже.
Только в природе всё – бесподобно, потому что подобно только себе.
•
В стихах всего больше до невероятности, пространство от частного до общего неизмеримо и невероятно близко от человека до Бога.
•
Самая точная наука среди наук – поэзия.
•
Называя стихотворение, мы восстанавливаем его сразу, целиком,
не по строчкам или фрагментам.
Так примерно и поэт пишет стихи,
имея в себе сразу их все как один образ.
•
Постоянное и неодолимое доказывание несочетаемого как единого,
ложного как истинного, обыденного как прекрасного
и мимолётного как беспредельного – суть поэзия.
Доказывание всеми средствами смысла бессмысленного.
•
Мы сыты, когда поели, мы скучны, когда верим.
Христианство притягивает нас как незавершившийся процесс,
мы ещё не верим, что на хлеб намазывается натуральное масло.
•
Есть мышление научное, есть дилетантское.
Есть мышление поэтическое, отличное от прочих,
как и особый поэтический мир.
•
Когда народ говорит, что пора менять власть,
значит, пришла пора менять народ.
•
Свободное образное мышление, заключённое в жёсткие формальные рамки, есть поэзия.
•
Монах, преступник, поэт – рудименты одинокого (единоличника)
человека на заре мыслящей истории.
•
У кого достаточно внутри, тот не проявляется внешне.
•
Нас хватает только на то, чтобы понять (по-своему) учение Христа.
И только. И не дальше. И точка.
•
Утонув полностью и окончательно в социальных утопиях,
мы начинаем топить себя ещё изощрённее:
в себе, в своём внутреннем мире, откуда можно вообще не вынырнуть.
•
Всяческие союзы и партии – это в высшей степени уродство,
и прежде всего над собой.
•
В конце пути мы находим верные ориентиры, но уже не можем идти.
Поздно. Остаётся улыбаться, поражаясь глубокой мудрости
поставившего на нас на этой бессмысленной дистанции.
•
Поэту некогда думать, надо успевать записывать, пока не забыл.
•
Если бы не память, мы бы жили бесконечно.
•
Плохое кончается банально плохо, хорошее всегда светло,
интересно и нескончаемо.
•
Когда я писал Иуду, я был лирическим героем,
теперь я снова просто человек.
И теперь пусть проходит через всё это читающий.
•
В каждом смертном теплится огонёк бессмертия.
•
То, что мы называем развитием, прогрессом, искусством и т.п.,
есть только движение формы.
•
Надо много уметь, чтобы позволять себе писать глупости.
•
Надо знать, что автор не остаётся в своих произведениях.
Закинув палку с сандалиями и узелком с хлебом на плечо,
он шагает через лес, степь и горы, в том пространстве,
которое мы будем читать уже в иной жизни.
•
Дети, которые навсегда остаются детьми, становятся поэтами.
•
Чужое поэт берёт только то, что плохо лежит.
•
Есть творческий рост для себя, внутри себя, а есть рост от себя.
Рост второй – рост таланта.
•
Два человека – это настолько разное и враждебное,
насколько близкое и единое.
Притронешься – искрится.
•
По своей ли воле Он творил мир?
Творят же только тогда, когда невозможно не творить.
•
Наше слово телесно, потому и понятно многим.
•
Но женщина! – по образу и подобию мужчины.
•
В профессиональных союзах нужны союзники.
Дыши непроизвольно.
•
Книги как вселенные;
в одних мы живём, в другие нас приглашают
как собеседников, иные нами ещё не открыты.
•
Комедия, басня, пародия, анекдот есть путь деградации слова.
•
Дыхание как земное и мышление как духовное –
явления одного целого.
Дыхание – дух, это единство может оспаривать разве что бездыханный.
•
Когда уже не знаешь, не можешь и ничего не поделаешь, пиши стихи.
•
Мы привязаны временем к одной местности,
к одним знаниям, к одному поколению.
Из того пространства не выходят, оттуда выносят.
•
Мы мыслим частностями, бога наделили правом мыслить целым.
•
Всё временно, но иногда плохое время тянется до тошноты бесконечно.