
Полная версия
Обыск – признак успеха. Реальная практика
Причем речь идет не о юридическом обвинении, а о так называемом понятийном. Для меня как адвоката свидетельские показания соучастников потенциального преступления никакой юридической роли не играют, но с точки зрения психологии это имеет значение. Представьте себе, что вы собственник компании и читаете протокол допроса, где ваш финансовый директор, юрист, главный бухгалтер свидетельствуют, что вы организатор преступления, что вы давали указания, что и как делать, а они были зависимыми от вас лицами, только слушали и выполняли. Это вас расстроит.
Поэтому уход из компании расценивается как ошибка. Исключением служит случай, когда человек уверен, что именно его сделают «крайним». Есть такой тип руководителей и собственников, которые всегда ищут «козла отпущения» в компании. И даже если сам руководитель или собственник действительно давал какие-то противозаконные указания, крайним будет назначен рядовой бухгалтер.
На него будет совершаться давление: «Ты признай свою вину, тебе за это ничего не будет. Скажи, что директор не знал, что в компании происходит, и ты сам сделал какие-то незаконные действия». И человек соглашается. Иногда он отделывается легким испугом, получает какой-то минимальный штраф или условный срок, а иногда проблема становится намного серьезнее – штраф далеко не минимальный, срок далеко не условный, а проблем становится все больше.
В бизнесе последнее время не принято доверять друг другу, поэтому одна из тактик топ-менеджмента – уйти из компании, уйти от этой эмоциональной связи, эмоционального давления со стороны руководства, службы безопасности компании, самостоятельно встать на свой путь защиты и нанять адвоката, и при этом понимать, что от тебя никто не зависит. И даже если он с компанией не поссорился, человек вправе добиваться каких-то преференций для себя. Например, если уговаривали признать вину в том, чего он не совершал, потребовать компенсации морального ущерба от такого предложения.
Поэтому я рекомендую своим клиентам стараться удерживать тех, кого скорей всего вызовут на допросы, потому что они обладают информацией, способной навредить компании в случае ее разглашения. Нужно создать такие условия, чтобы сотрудники и не думали покидать компанию.
Всем своим поведением руководитель/собственник компании должен показывать, что ценит своих сотрудников и уважает их, а они платят ему взаимностью. При такой политике руководитель/собственник компании согласовывает со своим персоналом, в том числе стратегические действия, чтобы они тоже чувствовали ответственность.
Правда, лет пять назад, при подготовке сотрудников была популярна такая тактика: в ситуации обыска сотрудники должны отрешиться и делать вид, что все происходящее их не касается. А на практике, когда начинается обыск и сотрудники «делают отрешенный вид», компанию грабят.
В итоге сотрудник цел и невредим, у него ничего не забрали, а компания обобрана. И когда сотрудника спрашиваешь, видел ли он какие-то незаконные действия со стороны работников правоохранительных органов, то выясняется, что ничего он не видел – ему ведь сказали делать отрешенный вид.
Такая позиция неэффективна: сотрудник физически и психологически невредим, но при этом он ничем компании не помог. Он не является свидетелем противоправных действий, он во время обыска не принимал никаких решений и действий в защиту компании, он не мотивирован защищать компанию.
А в идеале при экономическом преступлении сотрудники должны быть уверены, что компания ни в чем не виновата, они должны быть идеологически близки к собственнику, к топ-менеджменту, и задача руководства – создать атмосферу, при которой «мы законопослушные и прозрачные, а „гости“ – беспредельщики, оборотни в погонах, которые пришли отнимать у нас заработную плату и рабочие места». И только при такой философии сотрудники будут бороться за эту компанию, когда будут понимать, что они неотъемлемая её часть.
Если сотрудник не лоялен к руководству, он может помогать тем, кто совершает обыск. У меня были случаи в практике, когда менеджер среднего звена давал негативные показания в отношении директора и главного бухгалтера из мести. Был случай, когда человек хотел занять должность руководителя компании, а до этого был исполнительным директором. Неформальный лидер выбрал тактику во время обыска и после него всеми своими действиями помогать следствию привлечь к ответственности руководителя компании. В дальнейшем планировал занять его место и при этом особо даже не скрывал своих намерений.
Такое случается из-за отсутствия корпоративной культуры, внимания к жизни компании со стороны топ-менеджмента, ведь конфликтных людей и неформальных лидеров, униженных и обиженных, оскорбленных и неадекватных надо отслеживать, потому что они могут навредить компании во время уголовного преследования. И только при наличии корпоративной культуры и отсутствии неблагонадежных кадров обучение персонала в рамках подготовки к уголовному преследования компании будет иметь смысл.
Как выглядит такое обучение, я расскажу подробно в следующей Главе.
Глава 10. Защита персонала: Обучение
Если в компании 50 человек, то 3—4 человека уже лично знают, что такое обыск, плюс-минус 10 человек уже были на допросе. В IT-компаниях эти показатели будут выше, потому что с 2012 по 2016 годы правоохранители сильно встряхнули этот рынок. IT-шники уходили из компаний, в которых был обыск, в другие. У них уже есть свое представление об обыске, не всегда соответствующее действительности: «У нас ничего не забрали на обыске. Все прошло хорошо», – и забывают при этом добавить, что собственник выложил из своего кармана круглую сумму в иностранной валюте за то, чтобы «ничего не забрали». Такой сотрудник не будет бояться, так как будет думать, что все обыски так проходят. Сотрудники без опыта всегда будут бояться обыска, поэтому задача любого обучения в рамках подготовки персонала к обыску – убрать страхи.
Люди испытывают сильнейший страх от незнания того, что их ждет. Страх плох тем, что человека парализует, в лучшем случае он замыкается в себе, в худшем – начинает истерить. Пребывая в истерике, человек склонен совершать ошибки, так как эмоции преобладают над разумом. Следователь или оперативный сотрудник видит неконтролируемую эмоцию – гнев, смех или истерику, и сразу раскручивает ее себе на пользу. Говорит, например, что все из-за вашего собственника, якобы он неправильно ведет бизнес, не платит налоги, финансирует террористов, разрабатывает нелегитимное программное обеспечение, вас обманывает, создает вам проблемы, и при этом он зарабатывает и его здесь нет, а вы здесь сидите и страдаете.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Андрей Онистрат ведет YouTube-канал «Бегущий Банкир», поэтому в прессе упоминается как «Бегущий Банкир»
2
Лига. Финансы: «Банк Онистрата выдавал кредиты фирмам своих топ-менеджеров – СМИ» от 29.07.2015 (https://finance.liga.net/bank/novosti/bank-onistrata-vydaval-kredity-firmam-svoih-top-menedjerov–smi)
3
ZNAJ.UA: «Матиос может зачистить „обнальную“ сферу под себя – СМИ» от 20.07.2018 (https://znaj.ua/ru/politics/matyos-mozhet-zachystyt-obnalnuyu-sferu-pod-sebya–smy)
4
Имеются в виду потенциальные затраты, чтобы «решить» вопрос неформальным путём, то есть посредством подкупа должностных лиц.
5
ГОРДОН.UA: «В офисах сети заправок ОККО прошли обыски по делу о финансировании терроризма». – 23.08.2018 (https://gordonua.com/news/war/v-ofisah-seti-zapravok-okko-proshli-obyski-po-delu-o-finansirovanii-terrorizma-318280.html)
6
ЦЕНЗОР. НЕТ: «Бывший следователь ГПУ Сус в Апелляционном суде показал проект „готового решения“, якобы полученного от НАБУ. Судья взял самоотвод.». – 20.07.2017
(https://censor.net.ua/photo_news/448503/byvshiyi_sledovatel_
gpu_sus_v_apellyatsionnom_sude_pokazal_proekt_gotovogo_
resheniya_yakoby_poluchennogo)
7
ЛИГА. БИЗНЕС: «Дело в 100 млрд. Военная прокуратура проверит фирмы Косюка». – 07.08.2018 (https://biz.liga.net/ekonomika/all/novosti/firmy-kosyuka-zapodozrili-v-kraje-gosredstv-vo-vremena-yanukovicha)
8
AIN.UA: «Это беспредел правоохранительных органов»: руководство «Новая почта» раскрыли детали обысков». – 19.03.2018 (https://ain.ua/2018/03/19/eto-bespredel/)
9
ТСН: «В ГФС объяснили причину обыска в „Киевстаре“». – 4.01.2019 (https://ru.tsn.ua/ukrayina/v-gfs-obyasnili-prichinu-obyska-v-kievstare-1078860.html)