bannerbanner
Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898-1907 гг.
Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898-1907 гг.

Полная версия

Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898-1907 гг.

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

22 мая/3 июня 1899 г.

Утром Тихон принял представителей Пассайкского Трехсвятительского братства; затем он присутствовал в одном из отелей Нью-Йорка на завтраке, устроенном в честь Его Преосвященства генконсулом Владимиром Александровичем Тепловым.

Вечером в русской церкви еп. Тихон, архим. Рафаил, свящ. Александр Хотовицкий и протодиак. Петр Попов отслужили воскресное бдение.


23 мая/4 июня 1899 г.

В неделю о слепом Тихон отправил литургию в русском храме.

«Преосвященному, по-видимому, не приходилось еще никогда совершать литургию при такой жаре. Было 107 градусов по Фаренгейту53 в тени, и надо было удивляться той стойкости, с какою поглощенные интересом к никогда не виденной ранее архиерейской службе инославные посетители терпеливо до конца службы переносили и жару, и непривычное стоянье, нисколько не утомляясь непонятностью как самого языка богослужебного, так и всего происходившего, высказывая затем восторженные впечатления. Для Нью-Йоркской Церкви это богослужение было ознаменовано возложением на местного священника, отца Александра Хо-товицкого, камилавки54, присланной ему как раз к прибытию преосвященного, который сказал при этом небольшую речь, оттеняя те замечательные качества энергии, самопожертвования и красноречия, которые вызывают присуждение таких необычных знаков отличия на столь молодого годами священника. В положенное время преосвященный говорил проповедь55 и весьма напомнил нам своего предместника, епископа Николая: та же плавность речи, та же образность выражений, отсутствие поправок, непринужденность и назидательность. В Америке же дар проповедничества несравнимо ценнее, чем у нас в России.

После литургии, на приеме у епископа, конечно, преобладали разговоры на тему, для всех здешних Русских близкую: о необходимости как можно скорее устроить в Нью-Йорке новое церковное помещение, чтобы не испытывать тех ужасных неудобств, какие ныне выпадают на долю богомольцев здешнего прихода. Тут оказалось, что существенною целью нынешнего приезда преосвященного Тихона в Нью-Йорк было именно упорядочение этого вопроса о покупке <земли> и построении необходимых для сего зданий»56.

В 15 часов еп. Тихон, архим. Рафаил, свящ. Александр Хотовицкий, протодиак. Петр Попов и псал. Венедикт Туркевич направились по железной дороге в г. Анзонию. В Анзонии епископа встретил староста Трехсвятительской церкви Иосиф Вархолик, который довез архиерея в открытой карете до православной церкви, находившейся в здании бывшего театра57. Там владыку приветствовал настоятель иером. Птоломей (Тимченко) с крестом и св. водой. В алтаре Тихон осмотрел антиминс и дарохранительницу.

«Вечерню, по благословению Владыки, совершали соборне все присутствующие священнослужители, а по отпусте Преосвященный вышел к народу и в долгой назидательной беседе преподавал нравственные уроки, почерпая их в жизни и деятельности Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, небесных покровителей Анзонийского храма, и прилагая к обстоятельствам и состоянию слушателей, к условиям их местной жизни – среди религиозных искушений и моральных соблазнов. Вся довольно поместительная церковь и хоры были заполнены народом; громадная часть желающих не могла проникнуть внутрь храма и оставалась до конца службы за дверьми его. Впереди молящихся полукругом стояли со свечами в руках братчики. Ни жара, ни теснота и давка не могли сгладить с лиц присутствовавших выражения восторга. Беседа была закончена молебствием Трем Святителям, после чего были возглашены многолетия, в том числе и настоятелю храма, братству и всем местным православным прихожанам. Из церкви провожали Преосвященного Владыку со славою с хоругвями, свечами до самого дома о. Птоломея, где было приготовлено временное помещение для Его Преосвященства и свиты. Это торжественное шествие по стогнам града, в темноте, расцвеченной массой движущихся и колеблющихся огоньков, представляло собою чудную, никогда здесь не виданную картину, и понятно, что все церемонии, связанные с пребыванием Преосвященного Тихона в Анзонии, нашли в местных газетах отклик в виде восторженных и дружелюбных статей, подробно передавших отличные впечатления. Долго, в продолжение вечера, к Его Преосвященству приходили не только православные, но и инославные люди испросить благословение; Преосвященный ласково беседовал со всеми, раздавал брошюрки религиозно-нравственного содержания и свои портреты. Потрапезовав затем с радушным хозяином и гостями, Владыка приступил к просмотру церковного письмоводства, давая руководственные указания по этой части о. Птоломею, и затем удалился на покой»58.


24 мая/5 июня 1899 г.

Утром, расставшись ненадолго с иером. Птоломеем, путешественники уехали в Нью-Йорк, где были уже в полдень, чтобы в 18 ч. отправиться в г. Йонкерс59, еще ни разу не имевший возможности принимать православного епископа (литургии здесь иногда служил священник, приезжавший из Нью-Йорка, но не по праздникам). В 19 часов на вокзале Йонкерса Тихона и его спутников встретили члены городского братства (в честь Иоанна Крестителя).

Вечерню совершили свящ. Александр Хотовицкий и протодиак. Петр Попов. «При отпусте Его Преосвященство с другими священнослужителями вышел из алтаря для молебствия, предварив его назидательной и внимательно выслушанной беседой на тему о том, чему поучает нас своею жизнью, учением и деятельностью св. Иоанн Креститель, во имя которого сооружен в Юнкерсе храм. Закончил Владыка свою беседу руководственными советами прихожанам Юнкерса относительного того, как надо себя вести и держать, чтобы начатое дело строения здесь проповеди Православия не угасло, а расширялось и крепло. Для того чтобы в отношении к нам никто не допускал насилия, насмешек и обид, мы должны быть сами справедливы в отношении своих ближних и никогда не должны допускать чего бы то ни было, что может оскорбить их. Если нас обижают и гонят – стерпим: суд Божий выше суда мирского. Для того чтобы не рождать никогда никаких нареканий и недоразумений, надо всегда говорить правду, дабы никто после не укорил нас в недомолвках. Для того чтобы нас слушали и нам подражали, надо себя держать всегда хорошо и твердо: хороший пример и честное поведение – вот лучшее средство направить и нашего ближнего на правую дорогу. Так действуя, мы будем участниками благословения Божия, и Господь сам устроит и убережет, расширит и увенчает успехом наше правое дело.

Разоблачившись, Его Преосвященство тут же в церкви выслушивал просьбы и ходатайства братства»60.

Т.к. путь из Йонкерса до церковного дома в Нью-Йорке занимал не более полутора часов, то владыка в тот же день вернулся в Мегалополис.


25 мая/6 июня 1899 г.

Во вторник Тихон занимался письменной работой; навестил знакомых ему горожан; пожаловал на обед, устроенный в его честь Полевым В. П.61; молился в алтаре русской церкви во время утрени (отдания Пасхи).


26 мая/7 июня 1899 г.

В православной церкви Нью-Йорка отслужили, кроме литургии, панихиду по рабу Божьему Александру: «Панихидой по своему земляку, А. С. Пушкину62, владыка закончил свое пребывание в Нью-Йорке, уехав для совершения всенощной и литургии в праздник Вознесения в Бриджпорт…»63.

На вокзале г. Бриджпорта64 Тихона, Хотовицкого А. А., Попова П. И., Туркевича В. И. приветствовали и.д. настоятеля Свято-Духовской (русской) церкви о. Птоломей (Тимченко) и бывший настоятель Бриджпортского прихода Михаил Балог65.

«Нашим читателям уже известно, что Бриджпорт всегда был больным местом в нашей миссии. Если в первое время можно было еще предполагать, что корень той неупорядоченности, постоянных ссор и недоразумений, какими заявляла себя приходская жизнь в Бриджпорте, кроется в разносоставности и разноплеменности тамошних прихожан; если затем, на первых порах, можно было поверить, что церковь постоянно остается в долгу и платит все нарастающие проценты, благодаря лишь упорству прихожан и нежеланию их делать какие-либо взносы на нужды церковные, – то дальнейшее наблюдение показало, что виною этих грустных явлений было недисциплинарное отношение к своим обязанностям свящ. Балога; в течение пяти лет его пребывания в Бриджпорте приходское дело постепенно приходило в упадок… Епархиальное Начальство неоднократно ставило это на вид о. Балогу, только во внимание к затруднительному его семейному положению не прилагая к нему крутых дисциплинарных взысканий. Наконец, когда голоса прихожан приняли характер очень серьезных обвинений против о. Балога и его действий, когда стало самое пребывание его в Бриджпорте тяжелым и для него, так как прихожане наотрез отказались принимать его к себе как священника, указывая прямо, что пока он будет в приходе, они и в церковь ходить не станут и церковных долгов платить не будут, – свящ. Балог понял необходимость выйти из состава миссии, на что, конечно, последовало полное согласие Епархиального Начальства»66.

В Свято-Троицкой (мадьярской) церкви перед праздничным всенощным бдением еп. Тихон объявил, что к этому храму будет назначен иерей Димитрий Гебей, а к Свято-Духовской церкви – опытный псаломщик, который вместе с тем будет учителем в церковно-приходской школе67.


27 мая/8 июня 1899 г.

Божественная литургия на Вознесение Господне была совершена в Свято-Духовском храме, переполненном молящимися.

«Во время малого входа Его Преосвященство возложил на настоятеля местной церкви, иеромонаха Птоломея, набедренник в поощрение и награду за труды по устроению церкви и прихода. После причастного стиха Владыка долго поучал народ, а при отпусте обратился к собравшимся с приглашением помолиться о здравии Православного Русского Государя, который так участливо отнесся к нуждам этой церкви, и благодаря щедрому дару которого местная церковь полна благолепием.

Пожертвованные Его Императорским Величеством пять колоколов68, по признанию американской прессы первые по качеству и мелодичности звука в Америке, вполне справедливо составляют гордость прихода. Незадолго пред пасхой в этом году окончилась постройкой звонница при церкви, и по настоянию прихожан, желавших встретить светлый праздник пасхальным звоном, тогда же совершено было торжественное освящение её и колоколов69 и поднятие их. Масса народа участвовала в этом торжестве. Присутствовали братства не только местные, но и из окрестностей, не только православные, но и инославные»70.

После благодарственного молебна с возглашением многолетий царствующему дому Тихон, разоблачившись, поднялся на звонницу и осмотрел ее, дав несколько советов, как обращаться с колоколами, чтобы не разбить их и сохранить от повреждений. На праздничном обеде первый тост был провозглашен иером. Птоломеем в честь высокого гостя, на что Тихон ответил пожеланием приходу и Петропавловскому (русскому) братству процветания в мире, согласии и любви.

Службой на Вознесение еп. Тихон закончил инспектирование Нью-Йоркского благочиния. Уже в три часа пополудни епископ и протодиакон приехали на Центральный вокзал Нью-Йорка (Grand Central) и, нигде не задерживаясь, проследовали на другой, откуда в 16 ч. отправились «на далекий юг, в город Галвестон71, штата Тексас, хотя в последнюю минуту были вполне уважительные основания к изменению такого маршрута; в газетах появилось сообщение, что по южной дороге от Орлеана установлен карантин для всех приезжающих и уезжающих, так как в штате Тексас проявилось несколько смертных случаев от гнилой горячки. Между тем преосвященный торопился к Троицыну дню на храмовый праздник к себе, в С. Франциско, и карантинные задержки могли бы расстроить такой план; но епископ все-таки предпочел довести до конца ранее объявленный маршрут, дабы не омрачить своей галвестонской паствы напрасными ожиданиями и не откладывать на неопределенное время освящение местного православного храма, назначенное на этот приезд»72.


29 мая/10 июня 1899 г.

В г. Хьюстоне еп. Тихона и протодиак. Петра Попова встречали настоятель Галвестонской церкви иером. Иоанн (Шамиэ73), псал. Кукулевский А. Ю.74 и православные сирийцы. Они провели архиерея в помещение для ночлега, т. к. ночью сообщения между Хьюстоном и Галвестоном не имелось.

«При всей усталости Владыка изволил принимать всех встречавших его у себя и чрез о. Иоанна расспрашивал их об их нуждах духовных, об условиях существования и пр. Вдохновясь добротою и благодушием Его Преосвященства, один из присутствовавших арабов тут же воспел пред ним импровизированный гимн, в котором в самых цветистых словах высказал глубокую любовь к Архипастырю всех православных»75.


30 мая/11 июня 1899 г.

Во время архиерейской литургии в Галвестонской церкви в честь равноапостольных Константина и Елены молились люди разных национальностей и конфессий. Было много причастников. В конце богослужения Тихон, благословляя прихожан, вручал им серебряные крестики.

Вечером того же воскресенья было совершено всенощное бдение.


31 мая/12 июня 1899 г.

В Галвестоне состоялось освящение храма – первое освящение православной церкви, совершенное святит. Тихоном в США.

К несчастью, когда через год мощный ураган пронесся над Мексиканским заливом, церковь в честь Константина и Елены была снесена с фундамента и опрокинулась; Тихону пришлось вновь освящать Галвестонский храм (в апреле 1901 года).


1/13 июня 1899 г.

В 7 ч. утра Тихон (Беллавин) и Попов П. И. отбыли из Галвестона.


6/18 июня 1899 г.

«…в день Св. Троицы, в свой престольный праздник, кафедральный собор не остался без архиерейского богослужения, а паства не осталась без Архипастырского назидания»76.

§ 2. Первое посещение Аляски святит. Тихоном

После поездки по восточным штатам США и десятидневного пребывания в Сан-Франциско Тихон отправился инспектировать Аляскинские благочиния. Он не ставил себе задачу побывать в самых отдаленных миссиях, куда еще не ступала нога правящего архиерея, а хотел осмотреть как можно больше приходов некогда Русской Америки. В административный центр Аляски г. Ситку из Сиэтла шел пароход «City of Seattle».

«В Сеаттле Владыка был торжественно и сердечно приветствован77. Для местных православных было потребностью и утехой видеть и слышать своего Архипастыря. На встречу дорогого Гостя собралось все лучшее общество города, русская, греческая, славянская колония, Французский консул Dr. Manod, супруга его, Магдалина Ивановна, и другие почтенные лица.

После трех дней пребывания здесь Преосвященнейший Владыка отправился в новый путь»78.


23 июня/5 июля 1899 г.

В дальний поход еп. Тихон и протодиак. Петр Попов отправились на судне «City of Seattle».


26 июня/8 июля 1899 г.

На пристани в г. Джуно79 епископа и протодиакона встретил благочинный Ситкинского округа иером. Антоний (Дашкевич). Воспользовавшись продолжительной остановкой, преосвященный осмотрел Николаевскую церковь.

«Там только что отошла всенощная, и народ начал расходиться. При встрече в первом Аляскинском храме Владыка был приветствован о. Благочинным несколькими теплыми словами. Церковь производила отличное впечатление. По справедливости надо отдать честь заботливости и энергии о. Настоятеля, достойно потрудившегося для оформки и завершения её украшения.

После чина встречи и молебна Владыка предложил пастве слово о добротолюбии, как основе теоретической и практической жизни, приводящей к благословенной вечности. Затем была осмотрена школа, которая также производила отрадное впечатление формой постановки дела и порядком содержания. В покоях о. Настоятеля дорогому Гостю был предложен чай. Вопросы и речи тут шли обыкновенного родного российского мотива. Владыка, видимо, отдыхал, успокоенный сердцем и взором после четырехдневного путешествия в довольно пестром обществе американских туристов»80.

Из Джуно в Ситку вместе с архипастырем и протодиаконом поплыли иером. Антоний и настоятель прихода в Джуно свящ. Александр Ярошевич.


29 июня/11 июля 1899 г.

Когда утром Тихон вступил под своды Михаило-Архангельского собора Ситки, ему поднесли напрестольный крест, принадлежавший некогда Иннокентию (Вениаминову-Попову), под ноги положили орлец, вышитый дочерью святителя инокиней Поликсенией (Вениаминовой), а на престоле лежал антиминс, освященный апостолом Америки и Сибири. После торжественной встречи и приветствий епископ сказал речь81.

Вечером Тихон принял участие во всенощном бдении.


30 июня/12 июля 1899 г.

С утра владыка служил литургию и наградил священника из Джуно Александра Ярошевича скуфьею за примерное усердие и плодотворную пастырскую деятельность82. По окончании богослужения преосвященный зашел в дом старосты Михаило-Архангельского собора и офицера Аляскинской милиции Костромитинова, чтобы преподать благословение членам семьи Сергея Ионовича (в ноябре 1912 года Костромитинова С. И. рукоположили во пресвитера к Ситкинскому собору).

С 14 до 15 часов Тихон проверял Иннокентиевскую миссионерскую школу, потом принимал американцев, пообщавшись с которыми, архиерей осмотрел Русское кладбище в Ситке и место, где некогда стояла Барановская крепость.

«Вечером Владыка беседовал с русскими братчиками, подавая им благий увет жить, как живут: в добром христианском мире и неприкосновении к чужому имени, покою и чести»83.


1/13 июля 1899 г.

Утро четверга было потрачено Тихоном на заслушивание отчетов по Ситкинскому благочинию.

«В 12 часов Владыка изволил гулять на колошинскую речку и к могиле русских моряков, предательски убитых колошами84. При этой могиле о. протодиаконом возглашена была «вечная память» почившим, а Владыка осенил ее святительским благословением, глубоко поникнувши мыслью и чувством перед воспроизведением грозной, но непостыдной картины мученической кончины слуг царевых. На возвратном пути смотрели водопад и Джаксоновский85 музей…

Вечером катались по Ситхинскому архипелагу»86.


2/14 июля 1899 г.

Утром православные священнослужители на небольшом пароходе «Космос» пошли из Ситки в сел. Килисну87 (Килисно). В семь часов вечера они добрались до места назначения и в Андреевской церкви Килисну вместе с ее настоятелем свящ. Иоанном Соболевым отслужили молебен. «Выходя из церкви, Владыка похвалил достаточность постройки последней для небогатого прихода. Требуется, конечно, только постоянное хранение её в порядке, равно как крепко сплоченное живое братство, возвышающееся до выражения собою живой церкви Христовой»88. А вот местная школа грамоты (primary school) похвалы не удостоилась. Как сообщил еп. Тихон Православному миссионерскому обществу: «Школы для колошинских детей есть в Ситхе, Джуно и Килисно, последняя, когда я посетил ее летом 1899 г., не могла похвалиться успехами»89.

Отужинав с представителями торговой компании в Килисну, архиерей вернулся на пароход «Космос», где и заночевал.


3/15 июля 1899 г.

Поскольку Тихону необходимо было попасть на судно «Дора», чтобы на нем продолжить путешествие по Аляске, постольку «Космос» с путниками на борту ранним утром вышел из Килисну в Ситку.

«В шесть часов вечера на «Космосе» назначена была всенощная. Час этот пришелся на лучшей части пути. Пролив обузился. Горы повысились. Зелень спокойно и задумчиво гляделась в ясное зеркало вод. Пароход плыл на восток. На верхней рубке собралась, по удару судового колокола, вся Архиерейская свита. Вышел Владыка. Приняв благословение и облачившись в Архиерейский епитрахиль, о. Благочинный снял с себя кабинетный крест, освященный у С.-Петербургских, Московских, Киевских, Почаевских и Черниговских святынь и сладостно несколько раз поцелованный благодатным о. Иоанном Кронштадтским, возложил его на pilot house и возгласил начало всенощной»90. На всенощном бдении Тихон прочел шестопсалмие и канон.

«В 10 часов вечера подходили к Ситхе. Пал сумрак. С океана туманило какой-то влагой. Вдруг с левого борта «Космоса» показались корабельные огни. Оказалось, что это была неожиданная и неприятная встреча с «Дорой», которая, не дождавшись Владыки в Ситхе, забирала в океан, направляясь в дальнюю Аляску. Критическая минута. Надо было живо дело поосмыслить и поправить. Американские путешествия учат сообразоваться со всякими обстоятельствами, обращая их в свою пользу.

«Доре» был перерезан путь. Почтовик капитулировал пред нашим лилипутом «Космосом» и был торжественно отведен в Ситхинский порт.

Через час дорогой наш Гость собрался в путь»91.


6/18 июля 1899 г.

Около 16 ч. пароход «Дора» пришел в Нучек92, куда доставил почту и провизию. В Нучеке лодку с еп. Тихоном и протодиак. Петром Поповым встретил и.д. псаломщика (также переводчик) Преображенской церкви Иван Александров, который проводил священнослужителей в храм93. «Здесь Владыка чрез переводчика Александрова сказал поучение о том, какова должна быть наша молитва, после чего отслужили молебен празднику Преображения Господня, во славу коего посвящен сей храм»94.

Из церкви отправились в дом настоятеля Константина Павлова, где епископ испытал некоторых учащихся приходской школы в знании Закона Божьего, церковного чтения и пения. «Пробыв еще около полчаса в доме священника и просмотрев церковное письмоводство, мы переехали на пароход»95.


8/20 июля 1899 г.

В 11 ч. ночи «Дора» подошла к рыбацкому поселку Сельдевому96, и уже через десять минут лодка с владыкой пристала к берегу. До Никольской часовни, построенной в 1891 году и приписанной к Кенайскому приходу, еп. Тихона и о. Петра сопровождало множество людей, чего нельзя было ожидать ввиду позднего времени.

«Часовня оказалась хорошая с полным иконостасом. Молебна здесь, за кратким временем, не служили, а пропели несколько церковных песнопений, и Владыка сказал краткое приветствие, после чего сам произнес многолетие прихожанам Сельдевской часовни и раздал им по иконке»97.


9/21 июля 1899 г.

К городу Кенай98 судно пришло около двух часов дня. На берегу собралось почти все городское население вместе со свящ. Иоанном Бортновским, ибо прошло ровно 18 лет с тех пор, как жители Кеная принимали православного епископа – Нестора (Засса). Пока Тихон, выйдя из шлюпки, благословлял окруживших его людей, настоятель поспешил в Успенский храм для торжественной встречи преосвященного.

Совершив в церкви молебное пение Божией Матери, священнослужители отправились к о. Иоанну, в доме которого были приняты матушкой Ираидой Иннокентьевной Бортновской. Поскольку в Кенае Тихону предстояло прожить две недели в ожидании парохода до острова Кадьяк, постольку спешить куда-либо было незачем.


10/22 июля 1899 г.

Вечером архипастырь совершил всенощное бдение с литией храмовому празднику – Успению Пресвятой Богородицы.


11/23 июля 1899 г.

В воскресенье Тихон отслужил обедню и сказал поучение о благодарности Богу.

«За литургией кроме Кенайцев присутствовало и несколько человек из селения Александровского99 (в 90 милях от Кеная), прибывших сюда на своих байдарках; с ними Его Преосвященство милостиво беседовал и на прощание раздал им по крестику и вручил из своих достояний лепту на нужды их братства. Вечером после вечерни Владыка служил молебен и читал акафист Пресвятой Богородице»100.


12/24 июля 1899 г.

Архипастырь экзаменовал учащихся Кенайской церковно-приходской школы, ответами коих Тихон остался доволен: лучших учеников он наградил книгами, а воспитанника Александра Демидова, местного уроженца, назначил в школу грамоты пос. Сельдевое исполняющим обязанности учителя. Покидая Кенайскую школу, владыка оставил деньги на гостинцы детям.


15/27 июля 1899 г.

В день памяти равноапостольного князя Владимира было намечено посетить селение Нинильчик101, находящееся невдали от города Кеная.

Около 8 ч. утра крохотный пароходик, шедший в Нинильчик за рыбой, взял на буксир парусную лодку с еп. Тихоном, свящ. Иоанном Бортновским, протодиак. Петром Поповым, псал. Алексеем Ивановым и пятью школьниками-певчими. Добравшись во второй половине дня до селения, Тихон сразу же пришел в Преображенскую часовню и отслужил молебен св. Владимиру, предварив оный назидательной беседой102. В 18 часов началось всенощное бдение празднику Преображения Господня. Помазывая прихожан елеем, владыка раздавал им иконки. 16/28 июля 1899 г.

«На следующее утро пред самым отъездом Владыка посетил школу, помещающуюся в отдельном довольно опрятном домике, где обучается до 15 детей под руководством и.д. псаломщика И. Квасникова103. Около 10 часов утра выехали мы на своей шлюпке из Ненильчика, рассчитывая доплыть к тому месту, где пароход нагружается рыбой, и подождать там его прихода, – «прибуксириться» к нему. Утро стояло прекрасное, и на наше счастье дул попутный ветерок. Распустили мы паруса и быстро стали подвигаться вперед. Скоро мы миновали место стоянки парохода, а через часа два повстречались с самим пароходом. Не желая возвращаться с ним назад, мы рискнули собственными силами добраться до Кеная и, раскланявшись любезно с капитаном, направились вперед, держась дальше берега, где сильнее течение. Прошло еще не более часа в таком благоприятном плавании, как ветер заметно стал утихать, – между тем пароход уже далеко был от нас. Наконец ветер совершенно утих, и наша шлюпка остановилась… Рады были бы мы теперь «прибуксироваться», но к нашему несчастью пароход был от нас слишком далеко, и дать знать ему о своем крайне затруднительном положении у нас не было никакой возможности. Оставалось нам одно – ожидать возвращения парохода, – но и это обстоятельство не особенно утешительно было для нас, так как мы прекрасно знали, что пароход будет возвращаться берегом, тогда как мы находились почти в середине залива. Пробовали было мы кричать и махать платками – но, увы, все это было напрасно!.. Пароход между тем был уже на обратном пути и, минув нас, приближался к последнему остановочному пункту, где имел забрать рыбу. Наконец, с парохода нас услышали, подъехали, взяли на буксир и к вечеру благополучно доставили нас в Кенай»104.

На страницу:
4 из 5