bannerbannerbanner
Философия экономики социализма и капитализма
Философия экономики социализма и капитализма

Полная версия

Философия экономики социализма и капитализма

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Философия экономики социализма и капитализма


Андрей Николаевич Яшник

© Андрей Николаевич Яшник, 2019


ISBN 978-5-4496-6647-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Если есть теория, то можно анализировать прошлое, оценивать настоящее и прогнозировать будущее, а если её нет, то вспоминать прошлое, наблюдать настоящее и мечтать о будущем.

Аннотация

С разработкой «Общей теории экономических систем» и «Теории социализма и капитализма» стало возможным разработать всеобщие закономерности экономического развития двух мировых общественно-экономических систем. Это связано с тем, что впервые экономика рассматривается не только как явления общественной жизни, но и как сущность – внутренне устройство этих систем. До этого все исследования философов и экономистов базировались на представлении экономики в виде набора слов: производство, распределение, обмен и потребление. Предмет «Философия экономики» отсутствует в Стандартах по преподаванию в Вузах. Теперь уже имеются законы устройства экономик и государств в виде систем. Поскольку форма определяется внутренним содержанием системы, которого ранее философы не имели, то появилась возможность ответить на основной вопрос философии в части экономики, а именно отношение мышления к бытию, сознания к материи. Не претендуя на исчерпывающее решение этой проблемы (этого вообще невозможно сделать в одной работе, поскольку возникло много проблем в самой теории экономики), автор впервые попытался изложить философию экономики социализма и капитализма, опираясь не только на внешние проявления экономики, но и её сущность – внутренне строение.


Книга может быть интересна работникам различных уровней власти, экономистам, политологам, преподавателям общественных наук, разработчикам партийных программ.

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку философия занимается исследованиями первопричин общественной жизни, её явлений и сущности, которые определяются в конечном итоге экономическими отношениями в обществе, то для их исследования необходимо знание этих первопричин, их структуры – элементов и связей между ними. За всю историю своего развития экономика выявила только очень простое представление о своей первопричине, которое выражается набором слов: производство, распределение, обмен и потребление. Как видим, здесь нет структуры. Есть некий элемент «производство» и действия над ним. Всё. Вокруг этих слов и крутится вся «теория» экономики, которая стала представлять собой более 50 так называемых теорий, а философии как науки о поиске всеобщих закономерностей развития экономики, ничего не оставалось, как искать эти закономерности в этом многообразии теорий. Появление в начале 20 века социалистической экономики и социалистического государства вообще спутало все «карты» экономистам и философам. Тут ещё перед этим внёс свою лепту и К. Маркс в предисловии к «Критике политической экономии» «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

К. Маркс указал на экономическую структуру общества, назвав это базисом, а над ним возвышается некая юридическая и политическая надстройка. Есть некие элементы, между которыми нет связей, они разорваны этой иерархией. Весь 20 век и начало 21века экономисты искали обоснование «вечности» капитализма, за что даже получали Нобелевские премии. Так и не смогли создать теорию социализма и капитализма, а распад СССР считали как неудавшийся эксперимент. Хотя тут же, за границей – через речку, успешно развивался социалистический Китай, существование и развитие которого они не могли и не могут вместе с китайскими экономистами объяснить. В общем, слова И. В. Сталина: «… нам нужна теория, без теории нам смерть» оказались пророческими. Возникло даже выражение «кризис экономической теории». В многообразии теорий отсутствовал атрибут любой теории – абстрактное представление объекта исследования – экономики социализма и капитализма и соответствующих ему государств. Разработки автором: «Основы теории экономических систем»,

Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing

(2014-10-21). 80 с. – ISBN-13: 978-3-659-60735-6

https://www.ljubljuknigi.ru

«Проблемы федерализма и пути их решения»

(идеология, религия, экономика)

Издательство ридеро, 2017. 238 с. ISBN-978-5-4483-5316-1

«Теория социализма и капитализма»

Издательство ридеро, 2017. 276 с. ISBN-978-5-4490-1265-4

привели к разрешению проблемы кризиса в теории экономики. Были предложены абстрактные представления экономки социализма и капитализма и соответствующие им государств. Поскольку они относятся к любым государствам на Земле, то теперь наука располагает всеобщими законами развития экономики и устройства соответствующих государств. С позиции философии, то разрешена проблема множественности экономических законов и теорий (свыше 50 – ти), которые и были тормозом в её развитии. Следовательно, возникла возможность разработки «Философии экономики социализма и капитализма».

Поскольку нашей задачей является, опираясь на законы развития социалистической и капиталистической экономики, показать бытие человека (т. е. природу), его мышление и пределы познания. Раскрыть отношения между людьми в обществе в разных общественно-экономических формациях; между государством, собственником средств производства и работником. Предстоит ответить на основной вопрос философии, в довольно узкой области познания, а именно в экономике капитализма и социализма. Возможно, этот вопрос иногда и не будет звучать прямо, но ответ на него будет присутствовать. Работа будет построена следующим образом.

Человек ежедневно вовлечен в сферу экономической жизни и экономических явлений, ведь он вписан в структуру экономики. Вне экономики человек существовать не может. Экономическая деятельность, работа и есть судьба человечества.

После рассмотрения общих проблем в философии экономики будет представлены такие вопросы как максимальные возможности человека с позиции использования их в современной экономике. Поскольку вся деятельность человека направлена на создания материальных и духовных благ, то будет рассмотрено потребление как фактор развития экономики, где в основу будет положена пирамида потребностей Маслоу. Результаты рассмотрения этих вопросов в основном и определят направление рассмотрения мышление человека и отношение его к бытию во всей книге.

О современных представлениях о теории экономики автор подошёл с позиции того, как и что преподают по теории экономики в школах и Вузах, основываясь на анализе Государственных стандартов. Так, по мнению автора, будет проще и менее затратно (хотя возможно и будет упущено что-то индивидуальное). Успехи в области познания зарубежных исследователей в этой же области рассмотрены путём анализа Юбилейного доклада Римского клуба.

Будет рассмотрено представление К. Маркса о структуре общества с позиций современных представлений о нём, и на фоне этого об элементах и структуре экономики как объекта исследования. Показано, что структура будет законченной, если представлены её элементы и связи между ними. Отдельно будут рассмотрены абстрактные представления социалистической экономики в виде рисунка и математического выражения. Будет показано, почему абстрактное представление современной капиталистической экономики нельзя представить в виде математического выражения. Поэтому всякие высказывания «по прогнозу…», «прогнозируя…» скорее бессмысленны и ничего, кроме красоты для связки слов за собой не несут.

Все виды объединений в государства, союзы, ассоциации и проч. автор в тексте иногда будут назваться федерациями. Можно конечно по этому вопросу очень много говорить, но проблема в том, что мы до сих пор не представляем, почему поселения объединены в районы, а районы в регионы, а регионы в федерацию, и какова цель их объединения. Потом удивляемся, откуда возникают призывы: «Мы кормим…». Этот призыв был один из тех, который вёл к развалу СССР, а сейчас Каталония в Испании, а Англия из Евросоюза.

Особо в работе будет рассмотрен вопрос о месте и роли партий в социалистической и капиталистической экономике. Вопрос, который автором поднимается уже более 20 лет, но почему-то многие экономисты его не замечают, а некоторые продолжают утверждать, что партия в социалистической экономике – это очередной эксплуататор. Причина примитивна – они не знают структуру (элементы и связи между ними) экономики и продолжают рассматривать её в виде набора слов. Вставить же в этот набор слов партии как организационные структуры некуда, и она оказались вне рассмотрения. Многие до сих пор считают, что партия в социалистической экономике лишний элемент, а в капиталистической желательно бы иметь хотя бы две партии, чтобы они конкурировали между собой. Правда, авторы не понимают, в интересах достижения какой цели они будут конкурировать. В общем, в этом вопросе абсолютная неопределённость, которая и будет разрешена в этой работе.

В конечном итоге оказалось, что всё многообразие мировой экономики можно разместить всего лишь на двух экономических платформах: экономической платформе В. И. Ленина и экономической платформе А. Смита. Всё то кажущееся их (теорий) многообразие – это всего лишь опции (налоги, социальные льготы и проч.), которые не меняют сути их целей и устройство. Целей, которые решаются при социализме и капитализме всего две: благо всего народа и его развитие – при социализме или максимальная прибыль собственникам средств производства – при капитализме (они выражены в форме законов в работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»).

Одним важнейших вопросов в философии экономики – это понимание сути экономических процессов при капитализме и социализме. Отсюда прямо вытекает вопрос о возможности прогнозирования развития экономики в этих общественно-экономических формациях. Будет показано, что в интересах прогнозирования развития экономики (именно прогнозирования) при капитализме можно и нужно использовать максимальные возможности человека – его парапсихологические возможности и астрологию. Другого не дано сейчас и в ближайшем будущем пока человек будет являться активным субъектом развития экономики.

Развитие теории экономики капитализма позволило посмотреть на экономические кризиса, опираясь на внутреннюю структуру экономики капитализма, чего не могли сделать экономисты, не располагая её структурой. Стало ясно, в каком элементе экономики возникает кризис, по чей вине и чем занимаются Центральный банк и Правительство в период кризиса. Здесь автором будет применена теория нечётких множеств и показано, отчего зависят кризисы и можно ли с ними бороться при капитализме или это просто атрибут рыночной экономики.

Будут рассмотрены схемы управления в социалистической и капиталистической экономиках и показано, как и почему в одной стране кризисы не возможны, а в другой они являются её атрибутом. Особо будет обращено внимание на возможность моделирование экономических процессов в разных экономиках. В капиталистической экономике это станет возможно только с появлением квантовых компьютеров. Однако при этом придётся всех субъектов экономической деятельности «пересчитать».

Особенно интересным является рассмотрение философских проблем таких, казалось бы, классических понятий, как производительность труда, инфляция, малые и средние предприятия. Абсолютно по-новому звучат производительные силы и производственные отношения. При социализме за производственные отношения на предприятиях не важно, какой собственности, отвечает партия. При капитализме они представляют собой отношения эгоистов не только собственников средств производства, но и работников. Поэтому они складываются стихийно и любые так называемые социалистические (точнее социальные – льготы, пособия и проч.) предложения со стороны собственников средств производства в этот процесс ничего нового не вносят. Такие приёмы как Impact Investing все вместе влекут одно – это желание собственников получит в конечном итоге прибыль. Всякая помощь со стороны власти из бюджета оказать помощь нуждающимся: многодетным, инвалидам, субсидии на жкх, бедным и проч., всего лишь законное получение прибыли собственниками средств производства.

Целый раздел в работе будет посвящён философским проблемам таких понятий как свобода при социализме и капитализме, а так же философии демократии как одной из форм общественного сознания.

Поскольку в печати и в различных шоу широко среди различных политологов, экономистов и просто руководителей различных уровней можно слышать рассуждения о том, что они знают, что такое коммунизм и ведут, причём, считают, что успешно, борьбу с ним. Например, Президент США Д. Трамп: «Мы нация, которая вырыла Панамский канал, выиграла две мировые войны, отправила человека на Луну и поставила коммунизм на колени», – сказал Трамп, выступая перед сторонниками во Флориде. Автор же утверждает, что разработав «Теорию социализма и капитализма», он не знает, что такое коммунизм и, в конечном итоге, что такое демократия как «власть народа», которая будет при коммунизме как высшей стадии социализма (именно в такой последовательности, а не социализм, как первая стадия коммунизма). Поэтому в конце работы для тех, кто знает, что такое коммунизм, предложено ответить на вопрос, что такое личная собственность при коммунизме, а для тех, кто борется с коммунизмом, посмотреть, кем они являются как декоммунизаторы.

1.О наиболее общих проблемах в философии экономики

1.1. Проблемы исследования в философии экономики (онтология)

Не будем давать и разъяснять некое новое понятие, что есть экономика. Их уже предостаточно надавали со времён Ксенофонта (1V век до н. э.). Поэтому будем считать, что экономика – это процесс функционирования общества в окружающем нас мире в интересах создания материальных и духовных благ. Он характеризуется как внутренними связями, законами развития экономики, как системы, так и конкретными свойствами, явлениями, процессами, выражающими внешние стороны действительности, представляющие форму проявления внутренних свойств этого процесса.

Философия экономики предполагает конкретное и всеобщее познание экономики как системы в рамках природы и общества. Отсюда непосредственным элементом любой экономики, её атрибутом, является человек. Поэтому проблемами для философии экономики являются:

сущность человека в процессе создания материальных и духовных благ,

цели создания материальных и духовных благ,

общие представления об уровне познания (теории) экономики как явления в России и за рубежом,

внутренне устройство экономики – элементы и связи между ними,

процесс создания материальных и духовных благ,

управление процессом создания материальных благ (прямые и обратные связи),

источник информации для функционирования экономики как системы,

иерархичность строения структуры экономики: человек, человек- производитель, фирма, предприятие, поселение, район, регион – структуры государств,

транснациональные компании, федерации (союзы, ассоциации и проч.) и др.

Как видим проблем в философии экономики предостаточно. В чём причина появления такого множества причин. Причина как не странно одна. Несмотря на то, что экономика как явление общественной жизни исследуется давно – со времён древнего мира, все эти исследования базируются на внешних сторонах этого явления, события, процесса. Они не рассматривают внутреннее устройство экономики как таковой, т. е. её сущность – они просто его не знают. Ведь материальные и духовные блага создаются внутри экономики, а в зависимости от сложности этих благ это может быть: процесс создания блага одним человеком – предпринимателем без образования юридического лица, в рамках поселения, района, региона или федерации. В конечном итоге в рамках мирохозяйственного комплекса – транснациональных компаниях. Окончательными проявлениями этих внутренних процессов, явлений и событий являются уже внешние события.

Базой, фундаментом на котором базируются все исследования в экономике, являются только её внешние проявления: производство, распределения, обмен и потребление. Иногда ещё сюда входит такое внешнее проявление экономики как разделение труда – это уже при создании сложных благ, когда это благо не может создать один человек. Тогда процесс его создание разделяется на несколько под процессов – утверждается, что в этом случае повышается качество и количество блага и снижаются затраты на его создание.

Всё, что изложено выше определяется тем с какой целью, создаются эти блага, а не просто в интересах удовлетворения неких потребностей человека. Важно понимать, если человек как субъект может существовать только в обществе и создаёт эти блага в рамках поселения, района, региона, федерации или мирохозяйственного комплекса, то кардинально меняется цель создания этих благ. Создаются ли они в интересах удовлетворения потребности одного (точнее самого) человека, тогда вершиной таких потребностей будут его эгоистические потребности. Тогда это будет одна структура системы по созданию таких благ в рамках перечисленной выше иерархии. Если же блага создаются в интересах удовлетворения потребностей всех в рамках всей иерархии или её части, то это уже будет другая структура системы. Тогда вершиной таких потребностей будет удовлетворение потребностей каждого человека в самосовершенствовании. Степень этого удовлетворения будет определяться уровнем материально-технической и технологической базы производства. Отсюда и появляются разные общественно экономические формации: капитализм и социализм. Союз «и» говорит о том, что обе эти формации могут существовать в мире одновременно.

Следовательно, опора всех исследований, на набор слов: производство, распределение, обмен и потребление, а не на экономику как структуру (элементы и связи между ними) привело к тому, что появилось множество (почти континуум) «экономических теорий», которые исследуют только внешние проявления экономики. При этом вне зависимости от того, что теория рассматривает только социалистическую экономику или капиталистическую – безразлично, база одна и та же. Исследуют экономику как явление и не исследуют её сущность и самое главное взаимосвязь между её сущностью и явлениями.

Поэтому возможны два направления дальнейшего рассмотрения проблем философии экономики: разобраться со всеми теориями, показав, как каждая из них рассматривает экономику или посмотреть какую и как преподают теорию экономики в ВУЗах и в школе России и за рубежом, располагая «Общей теорией экономических систем» и «Теорией социализма и капитализма». В первом варианте громоздко (ведь теорий около 50-ти), хотя и интересно, и необходимо, но это отдельная работа, а во втором, будет сразу понятно каков уровень познания теории экономики обучающих и обучаемых как в России, так и за рубежом. Важно при этом понимать, кто выходит в жизнь из этих образовательных учреждений, с каким сознанием и каково их мышление.

Разобравшись с уровнем познания теории экономики в мире и в России, следует всё же выяснить в чем сущность экономики как системы, т. е. её внутренне строение, глубинные связи, законы, определяющие основные черты и тенденции развития экономики в различных общественно экономических формациях. Поскольку современные исследования касаются только внешних связей и проявления процессов, таких как конкуренция, кризисы, коррупция с учётом внутренней сущности экономики как явления. Так, уровень эффективности производства материальных благ определяется при капитализме конкуренцией, а при социализме соревнованием, то и эффективность этих систем разная.

Поскольку экономика развивается в рамках различных структур, строение которых иерархично, то представляет интерес, как и почему различны строения (структуры) государств разных ОЭФ. Здесь же можно рассмотреть место и роль партий в экономике и управлении как их сущность – внутреннее устройство и внешнее. Экономика каждой организационной структуры (государства, федерации, союза и т.п.) в совокупности представляют мирохозяйственный комплекс, то представляет интерес посмотреть взаимодействие их между собой и показать их связи. Попытаться выяснить, почему эти связи возникают и почему рушатся.

После такого краткого описания философских проблем в исследовании сущности и явлении экономики перейдём к рассмотрению сущности человека в экономике, который и является главным создателем и руководителем экономических процессов. Почему человек и общество сейчас является таковым, и почему возникают те или иные процессы, как приемлемые для дальнейшего развития обществ, организованных человеком, так и не приемлемых.

1.2. О сущности человека в экономике и его цивилизационная роль (антропология)

Поскольку философия решает проблему познания человеком сущности окружающего мира, а сам человек является элементом экономики как системы, где он выступает в роли управляющего и производящего, то имеет смысл понять глубинную природу самого человека. При этом будем опираться на современные представления о происхождения человека, а, уже опираясь на них, представить свою точку зрения на эту проблему. Это позволит понять, какой точки зрения придерживается автор – идеального (божественного) пути возникновения человека или материального, который распадается на два пути: эволюционный путь (земной) или космический путь возникновения человека.

Прежде всего, ограничим временные рамки возникновения и существования человека. Известно, что палеонтологические находки указывают, что человек, как человек разумный (лат. Homo sapiens Гомо Сапиенс), существовал 2 миллиона лет тому. Значит, до него были другие биологические объекты и их происхождения нас не интересуют. Тем не менее, здесь же укажем, что возможность их космического происхождения – заноса из космоса сомнительны, зная характеристики Космоса. Значит биологические объекты – это объекты земного происхождения, и они совершили эволюцию от простейших до современного человека.

Следовательно, по истечении миллионов лет возник человек разумный (лат. Homo sapiens Гомо Сапиенс). Тот, которого мы видим каждый день и сами являемся таковыми. Ему присущи: наличие сознания, интеллекта, способности к труду и материально производственная деятельность. Он имеет руки как орудия труда, членораздельную речь, общительность, нравственность, творчество и т. п. Внутри каждой из этих названных и не названных характеристик человека разброс их значений огромен. Поэтому пытаться разбираться с ними в отдельности для этой работы задача не посильная, для каждого – это отдельные научные направления.

Поэтому определимся с верхним пределом возможностей человека, которые для современной науки являются загадкой. Представляется, что такими верхними возможностями человека являются:

предсказание будущего – одни умеют его предсказывать, а у других не получается, хотя стараются, учатся – (астрология),

воздействие на себе подобных – подчинение своей воле – (гипноз),

понимание состояния себе подобных и воздействие на это состояние (парапсихология)..

С позиций такой науки как биология человек исследован (расчленён) вдоль и поперёк, но это не дало ничего нового в познании перечисленных выше возможностей. В этом смысле можно привести такое сообщество как пчёлы. Пчелу исследовали даже под электронным микроскопом. Измерили все внешние и внутренние характеристики пчелиного клуба: температуру, влажность, частоту издаваемых звуков. Однако почему существует клуб пчёл не знают. Есть даже утверждения, что пчёлы – это инволюция некоторых общественных существ, которая произошла в результате изменений климата на земле. Однако возвратимся к непознанным возможностям человека.

1.2.1. Астрология, гипноз и парапсихология (гипотеза)

Политика, астрология, гипноз и парапсихология. Всё это можно поставить рядом. Возможно ли, что некоторые индивиды просто угадывают (так получилось), другие, обладая неким набором данных, и им удаётся более или менее точно указать, что будет. Политики, экономисты и всем, кто к ним близок, должны представлять, что это такое.

Еще 30 лет назад эти слова очень редко встречались в обиходе. Теперь всё наоборот. Астрологи прогнозируют поведение, а вернее предсказывают, что будет с человеком, родившимся под тем или иным знаком, обществом или государством. Гипнотизер управляет поведением человека, группой людей или целой толпой. Парапсихолог или еще его называют экстрасенсом – лечит, определяет болезнь, говорит о будущем, угадывает, где и что лежит. Кстати попутно заметим, если идете к начальнику с просьбой, то вспомните, под каким знаком он родился, и посмотрите астрологический прогноз. Поможет. Вот, пожалуй, в самом общем виде без всяких претензий на обобщение все области деятельности астролога, гипнотизёра и экстрасенса – предельные и пока не познанные области.

На страницу:
1 из 3