bannerbanner
Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении
Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3


Церковь есть наилучший, небесный друг всякого искреннего христианина. Священник должен быть носителем и выразителем ее духа для всех мирян. Церковь есть наилучшая духовная нежнейшая мать наша. Священник должен быть носителем и выразителем духа матерней любви к мирянам, почему и называется отцом, а их называет чадами.



История Церкви – громкая свидетельница всей истины Божией, всего Откровения. Церковь Божия – всемирный маяк, светящий всем плавающим в пучине житейской (апостолы, пророки, мученики, святители, преподобные). В Церкви выразился дух любви Божией к людям в пастырстве, в отчестве и сыновстве (отцы духовные, чада духовные). Строго держаться надо этого духа пастырям и пасомым. Не мы, пастыри, пасем, а Сам Отец небесный через нас пасет; мы должны помнить свое отечество небесное, к которому должны стремиться и к которому должно приводить верующих церковное пастырство. Господь пасет меня, и ничего не лишит меня (Пс. 22, 1).



На какую высоту святости, правды, обожения возведена природа святых угодников Божиих – Предтечи, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых! Они, как звезды, блистают на небе святынею и обожением, благоухают, как цветы райские. Плотские люди не понимают их высоты и достоинства и считают их людьми обыкновенными, не заслуживающими поклонения и призывания на помощь (лютеране, пашковцы).



Святая Церковь, понимаемая в смысле общества всех святых, переселившихся на небо, и всех православных христиан, подвизающихся на земле, имеет величайшую, неземную силу, могущую победить всякую злобу диавола и человеков лукавых и злонамеренных, разрушать все козни их. Только нам нужно всегда веровать в Господа, во всесильное ходатайство Божией Матери и в ходатайство всех святых, а главное – жить достойно своего великого звания. На этом основании Святая Церковь часто в ектениях великой, малой и просительной обращает нас к ходатайству Божией Матери и всех святых, внушая предать себя, друг друга и весь живот Христу Богу. То же внушает в молитвах на литии, в стихирах, в канонах. Церковь – это неодолимая всеми силами ада крепость! Только будем держаться и призывать усердно Главу ее, Господа, Пресвятую Богородицу, всех Ангелов и всех святых.



В апостолах, мучениках, святителях, преподобных и всех святых мы имеем и пример горячей любви, послушания и преданности Богу, и доказательство того, что, если только мы захотим, мы можем угодить Богу и спасти себя и других. Мы видим в них облегчение своего неверия, неразумия, лености, небрежения, холодности, и потому наиболее будем осуждены, если не покаемся. Кроме того, мы имеем во святых помощников и молитвенников о себе перед Богом: будем же усердно призывать их.



В Церкви находится истинная пища для наших душ: слово Божие, Таинства, богослужение, или чтения, песнопения, священные обряды, питающие ум и чувство. Ходите чаще и причащайтесь нетления умом, сердцем и устами. В мире вы питаетесь постоянно только тлением: ваше зрение, ваш слух, вкус, обоняние, осязание, разум, память, представление, воображение – все чувства питаются тлением. В Церкви все нетленно: красота нетленная, вечная, сладость нетленная, богатство нетленное, слава нетленная. Мирская же, плотская красота, сладость, слава, богатство подвержены тлению, исчезновению; да они и обманчивы, прелестны, греховны. Помни, христианин, что ты из-за вечной жизни борешься со грехом и диаволом, терпишь раны, язвы, переносишь скорби, тесноты, труды, убожество, творишь дела добродетели! Есть из-за чего потрудиться, потерпеть! Долготерпением все святые получили вечную жизнь. Имейте же, христиане, всегда главную цель в виду. Какую? Вечную жизнь.



Церковная история не должна быть только перечнем фактов, но должна быть учительницей догматов и всех христианских добродетелей для учащегося молодого поколения и для всех возрастных, а именно молитвы, веры, упования, любви, терпения, мужества, смирения, покорности Провидению, воздержания, чистоты, целомудрия, повиновения и прочее. Она должна быть обличительницей современных общественных нравов и пороков, от которых должна предохранять. Учащиеся и взрослые должны, как в зеркале, видеть в ней все недостатки или совершенства людей или отдельных лиц, о которых она повествует, чтобы не увлекаться худыми примерами, а подражать добрым.



Братия, други! Любите Церковь: в Церкви ваша жизнь, или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо Церковь! Слава Господу Церкви, изливающему на нее Свои дары в безмерном множестве! О, веруйте, веруйте не словами только, но делами во Святую Соборную Апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякою добродетелью.



Сколь истинно до йоты все учение и предание Церкви, например хотя бы учение о мытарствах. Я еще на земле испытываю истину эту. Когда я служу Богу, тогда чувствую по временам, как злые и нечистые демоны задерживают мою душу, не попуская ей в мысли и слове идти к Богу и делая мне различные запинания: то блудными помыслами, то пристрастием к пище, к деньгам, к одежде, то злобою и гневом, то завистью, то непослушанием и противлением, то суетным страхом и боязнью, то унынием и разленением и сонливостью. Так и по кончине человека они удерживают душу грешную.



Доказательством истины, единства, святости, соборности, апостольства, спасительности Церкви служит то, что она объем лет всех святых на небесах, живущих на земле и умерших, всех возглавляет во Христе, сообразно чему и самый храм разделяется на три части – на алтарь, означающий небо, церковь, означающую землю, и притвор, означающий преисподнюю. В этом божественном, премудром и спасительном устройстве все божественно, премудро, спасительно, утешительно: члены Церкви друг другу помогают достигать спасения и блаженства в Боге. Члены небесной Церкви – земным, земные живущие – сущим на земле и умершим – самая полная, живая связь одних с другими, тогда как у лютеран эта связь порвана: там нет почитания святых и останков духовных, животворных; нет благодарственной жертвы за святых, умилостивительной – за умерших; мертвые оставлены без помощи, не пользуются попечением и любовью Церкви, брошены на произвол.



В Церкви все премудро, свято, благолепно, животворно, поучительно. Тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода.



Вы знаете, как заражено, сколь ужасно заражено грехом естество человеческое, сколь нечист человек в самом зародыше своем, потому что в грехах все зачинаемся и рождаемся (см. Пс. 50, 7). Но святые Божии люди, благодатью Божьею и своими подвигами, постом, бдением, молитвою, непрестанным вниманием к себе, богомыслием, поучением в слове Божием, самоумерщвлением, подвигами мученическими превозмогли силу греха, очистились от всякой скверны плоти и духа и стали чистою пшеницею Божьею, или чистым златом Божиим. И так как это очищение достигается величайшими и долговременными подвигами самоотвержения из любви к Богу и к ближним, на каковые подвиги люди вообще, преданные миру и чрезмерной любви к самим себе, редко дерзают, то святых вообще немного и они достойно прославлены Богом на небе и на земле. Бог даровал им нетление и райское блаженство и благодать ходатайства за людей, живущих и прибегающих к ним. Самые тела многих из них прославлены нетлением и цельбоносною силою. Как же нам не чтить глубоко святых Божиих людей, друзей Божиих, в которых Бог почивает как в чистых одушевленных, нерукотворенных храмах Своих? Как не чтут их некоторые даже православные христиане и все последователи Лютера и Кальвина или современные пашковцы? Сам Бог говорит: прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2, 30), Мне весьма почтенны друзья Твои, Боже (Пс. 138, 17), – говорит пророк Давид и прославил их. Будем же ради своего собственного спасения, ради подражания вере, упованию и любви святых к Богу славить усердно святых Божиих. Ведь честь, воздаваемая им, восходит к Самому Богу, их прославившему и в них почивающему, особенно же будем немолчно воспевать и прославлять Пресвятую Богородицу Деву Марию как одушевленный кивот Божества, как послужившую страшной и спасительной тайне воплощения Бога Слова и нашему общему человеческому спасению, освящению, обожению, как Ходатаице вечного нам живота и Руководительнице к нему.



О, святая невеста Христова, мать наша, Церковь Божия! Ты день и ночь носишь в матерней груди своей чад своих всех, начиная с иерарха до клирика и простолюдина (см. Евр. 5, 3), с царя до воина и простого подданного. Ты о всех печешься и болезнуешь, о всяких благах ходатайствуешь. О благорастворении воздуха, изобилии плодов земных, об избавлении от скорби, гнева, нужды, о заступлении, спасении, помиловании и сохранении благодатью. А как пламенно молится она об упокоении умерших людей. Каким упованием, дерзновением проникнуты ее молитвы, ектении, возгласы священнические, отпусты при молениях за умерших! Как это терзает утробу врагов наших бесплотных! Как они усиливаются заградить уста священнику – ходатаю перед Богом – смутить, замять, запнуть его, омрачить, парализовать его! Но, Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). Слово веры, упования, любви и истины даруй всегда громко провозвещать и знамя веры твердо и честно всегда и перед всеми держать, не взирая на лица, потому что всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой (Ис. 40, 6).



Святые угодили Богу воздержанием непрестанным, бдением, молитвою, богомыслием, чистотою. О, какой божественный мир, какую свободу духа имели они, удаляясь чревоугодия, любостяжания, нечистоты, злобы, этого почти общего недуга живущих в мире людей, которым и мы все недугуем. Какая полнота духа в них! Какой свет! Какая любовь пламенная к Богу и ближним!



Они – други Божии, одушевленные храмы Божии, в которых вечно опочил Господь. Лютеране и англикане смотрят на них как на простых людей и тем оскорбляют и Господа, их прославившего, и их самих; и православные, по имени, а не делам, христиане смотрят на святых неправильно, унижая их достоинство и заслуги перед Богом и Церковью, смотрят только как на героев веры (на мучеников), а на иных (преподобных и юродивых) как на исступленных. Но истинные православные христиане подобающею честью почитают их, установив в честь их торжества.



Пресвятая Богородица – светоприемная свеча находящимся во тьме. Вжигая невещественный огонь в сердцах всех, наставляет к познанию Божию, зарею ум просвещая. Святые угодники Божии – Предтеча, апостолы, мученики, святители, преподобные и все святые, тоже светильники, горящие и светящие людям, ходящим во тьме жития и страстей. Справедливо перед иконами их горят свечи и лампады. Горящие свечи напоминают нисшествие Святого Духа во огни на апостолов (см. Деян. 2, 3,4) и то, что святые – светильники горящие и светящие (см. Ин. 5, 35). Господь столь благ и преблаг, что если найдет душу удобоприемлющую Его благодать, то изливает на нее преизобильно. Возьмем в пример Пресвятую Деву Марию, святых апостолов, мучеников, святителей и особенно святого Николая чудотворца и прочих святых; не чужды и мы Его благодати по мере веры и усердия своего.



Христианская вера дала огромный толчок мысли человека, осветила дивным светом всю область мысли и повела его к всесторонним различным открытиям в области наук и общежития. Истинно слово Божие, что народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16). Поэтому вера Христова более всего да почитается и да не кичится разум человеческий, приписывающий все себе.



Святость угодников Божиих есть великое таинство их освященных душ, совершаемое и совершенное в них Духом Святым, источником святыни, в которой они вечно пребывают. Благоговей, христианин, перед угодниками Божиими и сам старайся подражать им в своей жизни. Свят еси, Боже наш, и во святых почивавши![2] Ибо воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4, 3).



Богатство славы, богатство обожения, величайшую честь и славу даровал нам, недостойным, Господь в крещении, миропомазании, причащении Святых Таин Тела и Крови Христовой. Чего же мы ищем на земле, какой славы? Большею частью суетной: ищем, домогаемся отличий, наград, крестов и орденов. Безумцы! Сами не знаем, чего и для чего ищем, и не понимаем, что этими-то искательствами мы унижаем себя, доказывая свою нравственную пустоту, низость и долу пресмыкательство души своей, земная, а не горняя мудрствуя (см. Кол. 3, 2). Но отчего мы не ищем внутренних крестов, распиная плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24), смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4, 18)? Отчего не памятуем о великих угодниках Божиих, претерпевших всякого рода лишения, изгнания, скитания, мучения, насильственную смерть вместо предлежавших им по достоянию похвал, благодарности, почестей, довольства, спокойствия? Вспомни о праведниках, скитавшихся в горах и вертепах и пропастях земных, о праведниках, которых весь мир не был достоин (Евр. 11, 38). Вспомни об Иове, Илии пророке, Исаии, Иеремии, Иезекииле, Ионе. Вспомни о великом Предтече Господнем – какие они были великие праведники, какие други Божии и как они жили, как страдали! А апостолы, которых сан мы носим, как жили, с каким самоотвержением, в каких трудах денно-ночных! Сколько претерпели мук! Об отличиях земных они не помышляли, а стремились к славе небесной, к венцам нетленным. Они почти все были распяты на крестах.



Всеобъемлюща, неотпадающа любовь Церкви, и за гробом пекущаяся о нас. Где это в других церквах неправославных? Немощь человеческая, слепота, ограниченность, страсти человеческие сейчас сказались в церквах отпадших. Лютеране не молятся об умерших, англиканцы тоже.



Здесь, в Церкви, врачевство для всякой болящей грехами и скорбями души. Блажен, кто не чуждается Церкви. Он верно уврачуется, если будет искать врачевания. Здесь исцеляется душевная слепота. Блажен, кто, сознавая ее, ищет здесь исцеления: он обретет его. Все силы к животу и благочестию положены (см. 2 Пет. 1, 3) в Церкви. Чудно устроено все суточное, недельное и годичное богослужение.



Мы – христиане, и христиане православные. Воспользуемся выгодами своего призвания и своего положения для себя и для других. Святая Церковь непорочная, со смыслом чистым, мать наша, совершенно близка к Богу и имеет к Нему великое дерзновение. Она может во всем умолить Его. Всякая молитва ее исполняется Богом. Молитесь же Ему искренно и часто вместе с нею, и особенно живите чисто, и все будет вам. Другие церкви, уклонившись от истины ее, не могут иметь такого, как наша Церковь, дерзновения перед Ним.



Церковь состоит из святых с Главою Христом, и потому мы ежедневно воспеваем и прославляем, просим в молитвах святых Божьих угодников быть о нас предстателями; но и мы – сочленение Церкви Божией – друг другу помогаем.



Обряды совершенно сообразны с духом Святого Писания, в котором так много образного или символического, и с премудростью Божиею, которая часто и весьма часто отверзает уста свои в притчах и аллегориях, чтобы дать место нашему любознанию и деятельности нашей мысли, потому что без труда и легко познаваемое или приобретаемое легко и забывается, не ценится, и чтобы осязательнее представить нам известные истины и правила жизни.



Через Святейший Синод от Самого Господа исходит освящение на всю Россию, через избрание, наречение и посвящение епископов и через посвящение епископами священнослужителей и церковнослужителей. Священнодействуются все службы и таинства церковные; совершается духовное управление верующими как членами духовного, благодатного Царства Христова (благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа), непрестанно возвещается Слово Божие.



О христолюбивом воинстве Церковь молит как о защитниках государства, веры, Церкви, престола. Но и все христиане православные – духовные воины Христовы, непрестанно воюющие против греха, соблазнов мира, против диавола. Церковь Христова на земле есть Церковь воинствующая. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2,3).



Мудрости в нашей святой вере и в Церкви столько, такая бездна, что всем мудрецам мира с избытком достало бы ее для рассуждения, удивления, прославления. Но ее утаил Господь от премудрых и разумных, надменных и гордых и открыл ее младенцам по душе, т. е. простым, незлобивым и смиренным людям. Вот каковы судьбы Божии! Надменные мудрецы и умники лишены мудрости Божией, просветительной, очистительной, спасительной! О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия (Рим. 11, 33)! Ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8–9). Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25; ср. Лк. 10, 21).



Церковь – наша мать, ходатаица, питательница, просветительница, нежная попечительница, успокоительница, наша заступница и стена нерушимая, наше очищение, освящение, наше истинное облагорожение, утверждение, наша путеводительница, наше обожение, наша слава. Она вместе и наш духовный воздух: ею дышат наши души, ее живительным, здоровым, ободряющим воздухом.



Святая Церковь на каждом Богослужении желает родить в нас чувство и убеждение или сознание нашей крайней греховности, крайней немощи, крайней духовной бедности, нищеты, слепоты, наготы и вместе с тем пробудить в нас сознание и чувство нужды в Спасителе. Для того все молитвы, псалмы, пения и песни духовные. Для того ектении, для того таинства, для того все службы, для того в особенности и всенощная служба. Она указывает на то, как сначала святы и блаженны были первые люди Адам и Ева, как потом вскоре по своей невнимательности, нерадению и себялюбию они согрешили и крайне оскорбили своего Творца неисполнением Его заповеди и упорным несознанием в своем грехе. Как Бог затем изгнал их из рая сладости – в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), заключив врата рая, как они, в беде будучи и лишении благодати Божией, познали свой грех и начали оплакивать его и смиренно каяться Богу, и Бог за то дал им милостивое обещание, что придет некогда на землю Спаситель людей и спасет их от грехов их и сотрет главу змия, искусителя и убийцы. О слезном покаянии Адама и Евы по изгнании из рая напоминают нам частые восклицания покаянной краткой молитвы: Господи, помилуй; стихи псалма: Блажен муж, который на собрание нечестивых не ходил (Пс. 1, 1); на это же указывает особенно псалом: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня (Пс. 140, 1), а стихиры, поемые со стихами этого псалма, указывают на то, что Господь пришел в мир и Своими страданиями и смертью за нас спас Адама и род человеческий от греха, проклятия и смерти.



Усерднейше надо молиться животворящему Святому Духу, Утешителю, Кормчему святой Церкви Христовой, да вдохнет духом любви в сердца всех христиан и озарит всех светом



Своим к познанию истины Божией и Христовой, к соединению взаимному, к отвержению всех ересей и расколов, к разорению всех партий общественных, друг другу противящихся. Всеблагий, всемогущий, премудрый, всеправедный Душе Святый, со дел ай сие о имени Христове! О, как близок к нам всегда Дух Святой, как Он всегда благотворит нам, очищает грехи, освящает, просвещает, умиротворяет, разрешает, освобождает душу от уз греха и мрака духовного, оживотворяет души наши, умерщвляемые грехом, укрепляет, ободряет, утешает, в умиление и слезы приводит, молится, ходатайствует с нами воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26)! Слава и благодарение Тебе, Отче Святый, Духа Святого вечно изводяй, и Тем мир, во зле погибающий, животворяй о имени Сына Твоего, Избавителя нашего, с толиким истощанием, терпением и долготерпением послужившего нам!



Первообраз пришел к образу, Творец к твари. Эта мысль – существо веры христианской – проникает все христианство, все богослужение. Единство – великая задача христианства.



Примирение с Богом, совершение Таинств, очищение и освящение христиан, возведение к христианскому совершенству, спасение – вот цель на земле Церкви Божией.



Та вера (или то вероисповедание христианское) есть истинная, которая ежедневно и непрестанно истребляет в человеке верующем всегубительный грех, очищает его, освящает, просвещает, обновляет, оживляет, укрепляет, а не та, которая производит вражду, преследование, пытки, казни (католическая) или которая приводит к лжемудрованию, к господству растленного разума над Божественным откровением, к отвержению иерархии, Таинств, постов и почти всего того, что Дух Святой, действовавший в святых апостолах и святых отцах, установил для нашего спасения. Не та церковь истинная, которая отпала от живого, цветущего, плодоносного, животворного древа Церкви апостольской. Не та церковь истинная, которая пресекла дерзновенно и нагло связь с Церковью первородных, написанных на небесах (Евр. 12, 23), угодивших Богу, наслаждающихся блаженством в Боге, славящих Бога и непрестанно о нас, земных, живых, молящихся и способствующих нам в деле спасения своими молитвами. Не та церковь истинная, которая дерзновенно, нагло, гордо прервала связь с умершими (или с Церковью преисподнею) и считает недействительными молитвы за них.



Множество существует отдельных вероисповеданий христианства с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учению святых апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31). Это он, сатана, и сделал и делает, т. е. породил расколы и ереси. Строго держись единой, истинной веры и Церкви: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4,5).

На страницу:
2 из 3