bannerbanner
Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении
Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Иоанн Кронштадтский, святой праведный

Путь в Церковь: мысли о Церкви и православном богослужении: дневниковые записи

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви № ИС 13-306-0445

Глава I

О церкви, или обществе верующих

Церковь есть видимый союз Бога с человеками, Царство Божие на земле. Она показывает человеку его происхождение, достоинство, его великое бедствие по причине греховности, его цель и назначение, средства к восстанию (и подает все средства), воскресение мертвых, суд, вечную муку и вечное блаженство, ежедневно поучает, просвещает, руководит к Богу и правде Его, очищает, исцеляет, укрепляет, освящает, миротворит, утешает, обоготворяет. Ходи в церковь к богослужению, и все это испытаешь на деле.



Церковь есть носительница духа Христова, духа Его любви, спасения, святыни, правды, кротости, незлобия, терпения и долготерпения, Его премудрости, Его живота… живота вечного. Бесконечно важно значение Церкви для христианина: она во всем руководит и спасает его, от рождения до гроба и за гробом.



Свойства Церкви, кроме единства, святости, соборности и апостольства, – общечеловечность, общежительность. Соборность Церкви в богослужении ее выражается в ектениях, в которых возносится моление о всем мире, в молитвах о всех людях во всем мире, особенно в совершении Литургии.



История Церкви есть живое, наглядное доказательство искупления рода человеческого пришедшим на землю Искупителем, обещанным еще первым людям. Доказательство самыми делами, лицами, событиями, силою христианской любви, непобедимым мужеством и твердостью среди мучений за веру, бесчисленными чудесами, дивным обновлением, совершившимся внутри христиан, их самоотвержением, презрением мира и всех сладостей и красот его, всей славы и богатства мира. Христианская вера породила бесчисленное множество святых, как прославленных и явленных, так и сокровенных и единому Богу известных.



Какое единство священной истории Ветхого и Нового Завета и церковной истории! Какое согласие! Ежедневное, недельное и годичное богослужение есть изображение этого единства и согласия священно-библейской и церковной истории и дивного плана Божия о спасении человечества, мудро исполненного и исполняющегося и имеющего исполняться до скончания века.



Какое безмерное богатство даров Божиих, какую небесную жизнь, святыню, правду – совокупность всех добродетелей божественных – заключает в себе Церковь Божия! В ней все чудное домостроительство нашего спасения, в ней все Таинства Божии, совершаемые для нашего освящения, обновления, спасения, в ней дивное собрание всех святых, угодивших Богу своею жизнью, своими добродетелями, своим терпением, и весь ангельский мир; в ней непрестанная, чудная проповедь спасения.



В мире видимом, или в природе, мы видим проявление премудрости, благости, красоты, сладости, бесконечной силы Божией; в Церкви же, кроме того, мы видим проявление бесконечной правды и милости Божией, относительно нас, грешных, – в обетовании Сына Божия и ниспослании Его Богом Отцом на землю, в Его воплощении, жизни, учении, чудесах, пророчествах, в Его страданиях, смерти и воскресении из мертвых, вознесении на небо и втором страшном пришествии Его на землю. Вся Его жизнь, Его учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение доселе непрестанно воспоминаются, проповедуются и прославляются в Церкви в научение, назидание и спасение верующих; и тайны Его спасительные совершаются непрестанно: всякий, кто хочет, может пользоваться ими и спасаться, ведь без них нет спасения. И к этой-то Церкви Божией христиане стали равнодушны, холодны, как будто бы они и не члены ее. Что за явление, странное, дикое!



Святая Церковь в устройстве храма и богослужения, как на хартии или скрижали, начертала главнейшие судьбы мира и человека; так она изображает сотворение мира – псалмом 103. Алтарем – небо, храмом или церковью – землю, притвором – преисподнюю.



Изображает блаженное состояние человека и затем его падение, изгнание из рая в мир, закрытие врат райских и приставление Херувима с пламенным мечом; покаяние Адама и Евы, обетование об Искупителе; ожидание людьми ветхого завета Спасителя, приношение жертв умилостивительных (фимиам); пророчества, прообразования, явление Спасителя, Его сокровенную до времени жизнь, Его крещение, Его пост и искушение, явление миру, проповедь, чудеса и страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.



В мире мы умираем грехами – в Церкви оживаем благодатью через покаяние. В мире подвергаемся скорбям, печалям, напастям, болезням – в Церкви освобождаемся от них, врачуемся, утешаемся, облегчаемся. В мире ходим во мраке страстей, не знаем, что делаем и куда стремимся, потому что тьма греховная ослепляет очи, – в Церкви просвещаемся сердечными очами и ясно видим свет. В мире оскверняемся – в Церкви очищаемся и освящаемся; в мире впадаем в бессилие душевное и телесное – в Церкви получаем крепость души и тела. От Церкви исходит прощение, жизнь, сила, святыня, правда, свет, дерзновение духа, утешение и радость. Слава и благодарение Богу, заключившему столько благ небесных в Церкви Своей на земле!



В богослужении нашей Православной Церкви всякому верующему и внимательному очевидна и живо чувствуется та мысль, что все верующие на земле, пастыри и паства, и на небе святые Божии угодники, начиная с Божией Матери – единая Церковь, единый дом Божий, одно тело, которого Глава Сам Господь Иисус Христос, а душа – Сам Дух Святой, одушевляющий, просвещающий, очищающий и укрепляющий всех подвизающихся на земле членов этого великого Тела. И эту важную мысль, эту глубокую и утешительную истину никогда не нужно выпускать из виду молящемуся в храме. Она может и должна иметь весьма благотворное и спасительное действие на состояние духа христианина, особенно во время молитвы, и на всю жизнь его, служа для него источником спасительных, высоких чувств и добродетелей, например искреннего сочувствия всякому, милосердия, кротости, незлобия, уважения, святого дружества и самого отрадного чаяния при жизни и по смерти. Живое убеждение, что я член Церкви, что в этом живом теле постоянное взаимодействие членов одних другим, совершенных – слабым, сильных – немощным, при жизни и по смерти, по ту сторону гроба, служит для меня величайшим утешением, ободрением, подкреплением в скорбные часы жизни. Церковь непрестанно напоминает нам, что за нас молятся на небе непрестанно Божия Матерь, святые Ангелы, все угодники Божии, что и на земле подвизающаяся Церковь день и ночь ходатайствует за нас, верных ей чад, перед Богом, и разве напрасны эти молитвы, ходатайства? Нет, не напрасны: они делают чудеса на земле, спасают мир от разрушения, ибо семя свято стояние его (см. Ис. 6, 13), и от бесчисленных бедствий, которым люди подвергались бы неизбежно за бесчисленные беззакония, раздражающие Господа. Эти ходатайства и молитвы спасают целые царства от гибели и разрушения. Припомните ходатайство Льва Великого, святого папы Римского, перед Аттилою, вождем гуннов. Св. Сергия Радонежского и других святых российских за царство Русское. Особенно же – Божией Матери за державу Российскую: как часто спасала Она Своими всемощными молитвами отечество наше от нашествий неприятельских! Не утешительно ли это? Не отрадно ли, не велико ли быть добрым членом такой Церкви? Что этого дороже, важнее, выше, славнее? Поистине ничто: вот причина, почему так искренно и твердо держались Церкви и умирали за веру и Церковь верные сыны ее – святые мученики; вот почему так строго исполняли ее предписания и правила святые подвижники, преподобные отцы и жены и верные чада ее. Они дорожили честью быть ее чадами, дорожили быть членами Самого Христа, сочленами Самой Пречистой Матери Божией, святых Ангелов и всех святых и боялись даже мыслию, одною мыслию недоброю оскорбить святыню тела Церкви, не только словами и делами. Будем подражать им и мы – члены той же Церкви, того же таинственного Тела.



Вас перестало удивлять и ужасать своим необъятным величием, премудростью, бесконечною благостью, могуществом воплощение Сына Божия, жизнь, учение, чудеса между человеками и особенно страдания ужасные и смерть поноснейшая на кресте, а затем воскресение из мертвых и вознесение на небо к Отцу Своему? О, греховное равнодушие! О, греховная слепота и бесчувствие! Но наша обязанность греметь вам всегда об этом в уши ваши, чтобы вас, спящих греховным сном, пробуждать и обращать к покаянию. Святая Православная Церковь через свое ежедневное богослужение и через свои годичные праздники будит людей, чтобы воспрянули от греховного сна и житейских пристрастий и вспомнили о своем предназначении. О, да славится вечно Бог наш и чудные дела Его в нас, грешных, – в Церкви Святой!



Как принадлежащие к Церкви Святой, соборной и апостольской имеют, так сказать, право на ходатайство святых перед Богом, так, напротив, самочинно отделившиеся от Церкви теряют это право как мертвые члены, противлением своим навлекающие на себя погибель вечную. Вне Церкви нет спасения, нет духа благодати.



Какие столпы Церкви, и, конечно, наши святые Божии, Матерь Божия, Предтеча, апостолы, пророки, мученики, иерархи, преподобные и все святые! Они молятся о нас, на благо нам. Не напрасно мы их призываем. Мы ведь сами трости, ветром колеблемые (см. Мф. 11, 7). Молитвами их утверди нас, Боже! Церковь Твою всю по всему миру утверди, Господи, молитвами их!



Из всех спасительных дел Божиих в мире Святая Церковь наиболее прославляет величайшее чудо воплощения Божия и спасительные его последствия для рода человеческого и Пречистую, Преблагое л овенную Божию Матерь. Равночисленны песку морскому эти похвалы Божией Матери, особенно в канонах, стихирах, догматиках, акафистах. И достойна она того, даже мало всех этих похвал, ведь Она удостоилась быть Материю Божиею и через Нее Бог соединился с человеками и обожил их[1]. И мы должны, так сказать, дышать этим таинством воплощения и жить им, умиляться им, утверждаться им.



Как небо отстоит от земли, так святые угодники Божии превосходят нас, грешных. Они небесны – мы земны, земнолюбивы. Они святы – мы исполнены множеством грехов. Они возлюбили Бога всем сердцем, всею силою и возненавидели себя и мир – мы любим до пристрастия крайнего себя и мир, все его душетленные обычаи, противные Богу. Они стяжали небесный ум, небесное сердце, небесную волю, возлюбив волю Божию и отвергшись своей плотской, растленной, погибельной – а мы оземленили и осквернили в себе и ум, и сердце, и волю, и все расположения и наклонности душевные. Поэтому да благоговеет перед святыми всякий христианин и да чтит их подобающею честью, которою Сам Бог достойно прославил их, и да подражает их житию, их вере, упованию живому и любви пламенной, да согревает свое сердце, воспоминая их горячую любовь к Богу и ближним, да стремится горе, туда, где вечная Любовь, всех возлюбившая, где вечная Правда и Святость, где вечная жизнь и вечное славословие, вечное радование святых.



Церковь есть дом Божий. В ней Господь, Глава всех святых, на небеси торжествующих и на земле жительствующих и подвизающихся, и все – члены Его. Един Дух Божий всех оживляет, освящает, утверждает. В этом Дому Божием все близки между собою, как члены друг к другу, все здоровые и немощные члены, небесные и земные помогают друг другу; земные молят небесных о помощи, небесные умоляют о них Господа, и таким образом великая милость Божия обильно проливается на Церковь, на всю полноту ее. Церковь земная и в прежние годы, и теперь исполнена чудес Богоматери и разных святых.



Возвеличена Богородица выше Херувимов и Серафимов и всякой твари для твоего, христианин, спасения и возвеличения, да тебя спасает и покрывает. Возвеличены все угодники Божии дивным спасением от греха, величием чудес, как бы рек вод живых, истекших от чрева их и напояющих вселенную, нетлением их останков – и опять для твоего спасения и возвеличения, чтобы ты мог почерпать от этого источника живых вод и пучины чудес, чтобы ты видел в них свое благорождение и богорождение, свое призвание к горнему званию, величие своей души, созданной по образу и подобию Божию, и презирал плоть, мир, плотские пристрастия, все земное тление. И всей силой, со всем жаром небесной любви стремился к горнему царствию, борясь со страстями и похотями и со всеми врагами спасения видимыми и невидимыми. История Церкви, жития святых, иконы святые для тебя должны быть всегдашними руководителями к небу. А особенно богослужение и таинства, воздержание, пост и молитва и повиновение пастырям. С какою материнскою, нежною и святою любовью Святая Церковь хранит наши души и тела, назначив для нас частые посты, которые многим кажутся, по их неведению, стеснением их свободы! Через воздержание и пост она желает дать нам самую широкую духовную свободу, потому что невоздержание порабощает дух наш телу, его страстям и похотям; да и самое тело отягчает и подвергает болезням.



Человеку грешному, нечистому что нужно на всякий день и час? Милость, очищение и освящение. Где эта благодать особенно подается и получается? В Церкви. Когда? При Богослужении и совершении различных таинств. А дома? Сообщается и дома при усердной молитве и совершении обрядов. Может подаваться и на всяком месте и во всякое время, но нигде так обильно и действенно не изливается, как в храме. Поэтому храм для христианина весьма, весьма дорог как источник живой воды, как дом Божий, как место милости, очищения, освящения, жизни небесной.



В церкви на иконах пишутся лики святых, которые упоминаются на литургии, на проскомидии и литургии верных, которые были провозвестниками и пророками веры нашей, которые запечатлели истину и спасительность веры кровью своею, тысячами мук и смертей, дивными подвигами поста и молитвы и со дерзновением молятся о нас Богу, всегдашние свидетели истины веры и животворности ее в самых мучениях и смерти, вечные столпы церковные, всегда ограждающие ее своими молитвами, слава и украшение Церкви.



Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Этой властью Господь поставляет пастырей Церкви – священноначальников и подчиненных им пастырей: священников и диаконов. Совершает все Таинства: Крещение, или обновление водою и духом; Миропомазание, или преподание Духа Святого, претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою Духом Святым, отпущает грехи Духом Святым, благословляет союзы мужей и жен, врачует болезни в Таинстве Елеосвящения. Этой всесильной властью сохранил Он Церковь Свою в первые века ее существования, века страшных гонений и мучений Его последователей, укрепив и сделав непобедимыми святых Своих всеми муками и чудно прославив их, и хранит доселе и будет хранить до скончания века. Этой всесильной властью Он ныне защищает и избавляет каждого из нас от грехов и врагов видимых и невидимых.



Всякий человек есть больной душой, т. е. страстен, грешен, крайне немощен, нечист, мерзок, окаянен, беден, нищ, слеп, наг, мертв. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18,11; Лк. 19,10) и основал на земле Церковь Свою, чтобы всегда спасать хотящих спасения, всегда врачевать желающих душевного и телесного здравия, всегда просвещать ищущих освобождения от греховной тьмы, укреплять немощных, освящать и очищать нечистых, избавлять от бед и напастей и от нищеты душевной, и обогащать Божеством в причащении Святых Таин Христовых и в единении со Христом; покрывать наготу и безобразие наше, оживлять всегда, на каждый день умирающих душой, греховною смертью. Вот сколь важна для нас Церковь и сколь она необходима для каждого из нас! А между тем многие заблуждающие бегают от нее, чуждаются ее, хулят ее. О, бедные, несчастные, погибающие! Познайте же спасительность Божественной Церкви и обратитесь к ней как к матери, нежно любящей, как к спасительнице, как к ходатаице о вас перед Богом. Глядя на ваши удовольствия, на вашу жизнь поверхностно, подумаешь, что вы здоровы, довольны и не нуждаетесь в Церкви, в ее врачевании, спасении, в ее услугах вам, но это по наружности только, а в душе вы бедны, окаянны, нищи, слепы и мертвы.



Так как мы веруем в Церковь, которая есть общество верующих в Господа, соединенных в одно тело Главою Христом и одушевляемых одним Духом Божиим, то мы, как члены тела Церкви, должны беречь и любить друг друга, как себя, как свою душу и тело, отражать от сердец своих самолюбие, своекорыстие, зависть, неприязнь, гнев, вражду, злопамятство, блуд, невоздержание, прощать друг другу, как желаем того себе от других, снисходить к немощам ближних, помогать им усердно и охотно. Любовь есть признак самый верный учеников Христовых и членов Церкви Христовой. Без любви нет Церкви. Эту любовь насади в нас, Господи, да не помыслим зла!



Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные содержат истину в неправде (см. Рим. 1,18), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, которыми обладает Православная Церковь. Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительною очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви прежних и нынешних времен и отсутствие их по разделении церквей в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской.



Чрезвычайные дары даны Богом человеческому роду воплощением Сына Божия. Между Богом и человеком разрушено средостение греха, потому что принесена за него жертва бесконечная для избавления от грехов и от смерти вечной, дано воскресение роду человеческому; человек снабжен всякою благодатью небесною, всякою силою к животу и благочестию, введен снова в рай, даже спосажден со Христом на престоле Божества (см. Еф. 2, 6), потому что человек обожен вочеловечением Сына Божия. Основана Церковь на земле как общество спасаемых, соединенных Главою всемогущею, святейшею – Христом Богом и одушевляемых одним Духом благодати; дана благодать возрождения, или пакибытия, запечатления и освящения от Духа Святого, Который есть залог будущих благ; дарована благодать прощения грехов в Таинстве Покаяния, благодать совершения и причащения всеспасительного, животворящего Таинства Тела и Крови Христовой, исцеления недугов душевных и телесных в Таинстве Елеосвящения, освящения естественного рождения и воспитания детей в Таинстве Брака; учреждено постоянное проповедание слова Божия и руководящее, пастырствующее священство с Божественными полномочиями.



Приходи чаще в Церковь славить Господа или соболезновать о своей духовной немощи и своей бедности духовной и греховности. Никто сильнее и искреннее не поболит с тобою, как Церковь. Ее лучшие чада испытали все то, что ты испытал, немоществовали, как и ты, согрешали, как и ты. Она не таит от тебя, что язва греха лютая всех коснулась, уязвила, растлила. И все они плакали, молились, страдали, скорбели, подвергались великим искушениям – и тебе легче будет скорбеть, терпеть.



Чтобы не охладевала любовь наша к Богу и к вере Христовой и Церкви Его святой, надо чаще приводить себе на память те величайшие благодеяния, которыми мы ежедневно пользуемся от Бога через посредство своей спасительной веры и Церкви. Эти благодеяния: сочленение наше, или ближайшее общение с Главою Церкви и членами Его небесными и земными (Церковь небесная и земная), и происходящее отсюда непрестанно спасение, оживотворение и обновление благодатью Христовою, защищение, очищение грехов, освящение, просвещение, мир, спокойствие духа, помощь во всех делах спасения, сладостная и твердая, совершенная надежда на благодать, приносимую откровением Иисуса Христа; сладостная надежда вечной жизни; уверенность, что мы всегда находимся под особым покровом Божиим, Божией Матери, святых Ангелов и святых, если только живем по вере, в покаянии и добродетели; участие в чудесах спасения, совершаемых посредством Таин Христовых, и вообще в чудесах промышления Божия о нас, в Церкви совершающихся. Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? – Ты – Бог, творящий чудеса (Пс. 76, 14–15).



Я в Церкви – в мире чудес Божиих, в царстве благодати, божественной правды, святыни, в мире нетления, в мире Ангелов и святых, написанных на небесах (Евр.12, 23). Я здесь с Богом, с Богоматерью, с Ангелами и всеми святыми. В Ветхом Завете поражает особенно чудо творения мира единым словом Божиим. В Новом Завете – чудо воплощения Божия. Бог сделался человеком, не переставая быть Богом – вот чудо из чудес! Бог пострадал, умер по человечеству Своему, воскрес для искупления человека и в надежде подал воскресение всему роду человеческому – вот чудо милосердия, снисхождения Божия!



Мы живем в царстве чудес, т. е. в духовном царстве Святой Троицы – в Церкви Божией – и первое величайшее в нем чудо есть чудо воплощения Божия, вочеловечения Бога-Слова, и чудо рождения безмужной Матери, родившей Богочеловека, и Ее превознесение выше всех тварей, выше пресветлейших Херувимов и пламенеющих Серафимов. Это чудо, по достоянию, прославляется в Церкви Божией. Как человечество возвышено этим чудом воплощения Божия! Как облагодетельствовано, как возлюблено, как чудно спасено от заслуженного вечного наказания, от праведного проклятия Божия – почтено пакибытием, удостоено наследия небесного! Это достойно вечного славословия! И в Апокалипсисе изображено это славословие спасенных Господом (См. Откр. 7, 10; 12, 10, 13; 19, 1). Мы должны взаимно возлюбить Господа и возлюбить друг друга как члены единого тела под Главою Христом.



Церковь на земле – средоточие жизни истинной, духовной, небесной, средоточие святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира Божия, истинной свободы.



Церковь – общество спасаемых. Церковь – святое и чудное сочленение душ праведных, на небесах царствующих, и людей, право верующих во Христа и еще подвизающихся на земле, соединенных Главою Христом: сочленение, одушевляемое, освящаемое и укрепляемое Духом Святым.



В Церкви нашей нет никакого учреждения, обычая, обряда, которые бы установлялись без соизволения Главы ее – Господа Иисуса Христа, и Кормчего ее – Духа Святого. Он наставляет пастырей ее на всякую истину. Он – Виновник всего благоустройства.

На страницу:
1 из 3