Полная версия
Греческие древности. Быт, право, государственность
3
Некоторые интересные данные о быте сельских общин Элиды и Аркадии в VI и V вв. до Р. X. находятся в надписях, найденных в Олимпии.
4
Впрочем, в нескольких стихах, в выражении καθ Ελλαδα και µεσον Αργος название 'Ελλας обозначает уже всю северную Грецию. В Ил. II, 530 выражением Πανελληνες και Αχαιοι обхватываются жители северной и южной Эллады, т. е. все греки.
5
Значение личной доблести для царя выражает ликийский царь Сарпедон в следующих словах:
Нам, предводителям, между передних героев ликийскихДолжно стоять и в сраженьи пылающем первым сражаться.Пусть не единый про нас крепкобронный ликиянин скажет:Нет, не бесславные нами и царством ликийским пространнымПравят цари: они насыщаются пищею тучной,Вина изящные, сладкие пьют, но зато их и силаДивная: в битвах они пред ликийцами первые бьются!(Ил. XII, 315–321, пер. Гнедича)6
Жреческое значение царя было настолько важно, что даже впоследствии, с уничтожением царской власти, в некоторых республиках имя царя не исчезло, так как с ним было связано понятие об исполнителе известных религиозных обрядов; оно было перенесено на республиканских магистратов (так, в Афинах второй архонт назывался «βασιλευς»), за которыми и были оставлены обязанности, принадлежавшие прежде царю.
7
Для характеристики царского совета ср. Ил. II, 58–83 и IX, 1—78; Од. VIII, 1—45.
8
Слово δουλος у Гомера не встречается, ανδραποδον встречается только раз (Ил. VII, 475), δουλη два раза (Ил. III. 409; Од. IV, 12).