Полная версия
Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы
– Ну, спасибо, добрый человек, что научил.
Приготовила она завтрак и собралась идти. Черт тем временем вышел из хаты и пошел к благочестивому мужу.
– Здорово, мужик!
– Здорово!
– Садись, поговорим.
Сели они, и черт говорит:
– Вот ты своей жене веришь, а она тебе не верна. Зашел я сегодня на постоялый двор, а она там с целовальником (сборщиком податей) скачет, пляшет и целуется. А целовальник ей пообещал, что если она тебя зарежет, то он ее весь век любить будет. И научил, как зарезать. Когда она принесет завтрак, то попросит тебя положить голову ей на колени, будто вшей у тебя хочет поискать. А когда голову ей на колени положишь, то и зарежет.
Екнуло у мужика сердце и он спрашивает:
– Да разве это правда?
– Правда. Я жалея тебя пришел. Если не веришь, то обыщи хорошенько жену и найдешь у нее в рукаве острый нож.
Задрожало еще сильнее сердце у благочестивого мужа. А черт от него отошел и спрятался в кустах.
В это время жена еду несет, торопится, бежит быстро. Кричит издалека:
– Брось уже косить, милый, отдохни!
Пришла она, принесла завтрак. Он завтракает, а она его гладит, целует. А муж думает, что ищет место, чтобы лучше зарезать.
Как муж позавтракал, так и жена и говорит:
– Положи мне голову на колени, я у тебя вшей поищу.
Он вскочил и кричит:
– Сначала я тебя обыщу, с чем ты пришла!
Обыскал и большой острый нож в рукаве нашел. Начал он ее бить так сильно, что она уже и кричать не могла. Черт в это время громко захохотал. Тогда муж опомнился:
– Это над нами так посмеялись!
Схватил он воду, стал жену свою отливать. Пришла она в себя. С того времени стали они жить еще лучше прежнего. А черт от начальника получил смолу и деготь за то, что благочестивых людей рассорил.
Кузьма (сказка)
На свете всего наживешь
И Кузьму отцом назовешь
Поговорка
Кузьма женился совсем молодым парнем и жену взял молодую, здоровую, но очень упрямую. Просто житья ему не стало: что бы Кузьма ни сделал, она всем была недовольна. С кем бы он не заговорил, жена обязательно в разговор вмешивалась, словами, как горохом сыпала.
Родился у них мальчик. Даже трудно представить, чего натерпелся Кузьма от жены. Растет сын, а мать Кузьму к нему не подпускает. Да еще научила, чтобы он отца Кузьмой называл.
– Кузьма, иди пахать! Кузьма, свиней загони! – говорит сын, а отцом никогда не назовет. Обидно Кузьме, да что он может сделать? Люди смеются:
– Вот дурень. То жена на закорках ездила, теперь сына научила, и тот на закорках ездит.
Как-то поехали Кузьма с сыном за сеном. Уложили они много сена на возы и едут домой. Был мороз небольшой, дорога легкая, хорошая. Переехали гладкое болото, подъезжают к лесу. Там ухабы начались. Слез Кузьма со своего воза, поддерживает воз на ухабах. А сын на возу лежит и командует:
– Кузьма, вон ухаб! Поддержи мой воз, переведи лошадь немного на целину, а то воз обернется.
Придержал Кузьма свой воз на ухабе, а воз сына немного наклонился, и сын полетел с него на снег. Обругал сын Кузьму. Потом подняли они воз и дальше поехали. На перекрестке снова наклонился воз парня. Подбежал он с боку и уперся плечом в воз, но не удержал. Упал сын в снег, а воз на него.
– Кузьма! – кричит сын. – Подними воз, а то жив не буду!
А Кузьма ухмыляется и трубку покуривает. Звал, звал парень Кузьму, но видит, что тот его не слушает, а самому вылезти из-под воза не получается. Вот он и просит:
– Отец, подними воз.
Рад Кузьма, что сын его отцом назвал. Поднял воз и освободил парня. Поднялся парень, очистил себя от снега и говорит:
– На свете всего наживешь и Кузьму отцом назовешь.
С того времени и пошла в народе такая поговорка.
Вода помогла (сказка)
Жаловалась одна молодица, еще и года с мужем не прожившая, что ей от мужа житья нет: как только сойдутся, так друг друга ругают, клянут. А потом муж давай ее лупить! Так каждый день. Терпела молодица, терпела и начала искать людей, чтобы помогли.
Какие только советы она не исполняла, способы не применяла. Ничего не помогает, еще сильнее бьет ее муж. Раньше он не пил, а как стал с женой ругаться и драться, так пить начал.
Ходила молодица в прощу, постилась семь пятниц, давала мужу зелье – еще хуже стало. Как-то посоветовали ей люди сходить к одному старику, может он ей что подскажет. Старик жил недалеко от села, возле речной переправы. Летом он ловил рыбу и перевозил ее кому требовалось в челне через реку. Тем зарабатывал себе на хлеб и еду. Так и жил себе старик.
Вот приходит к нему молодица и жалуется на свою беду. Послушал старик и дал плошку с водой. «На, – говорит, – зелье. Как придет муж в дом, ты набери его в рот, не глотай, а держи во рту. Муж бить перестанет и зауважает». Поблагодарила молодица старика и пошла домой.
Когда пришел муж в хату, она набрала в рот воды, ходит и молчит. Так прошел один день, второй, целая неделя, а муж и пальцем ее не коснулся. Рада молодица, хвалит зелье, что старик дал. Но только закончилась вода из плошки, снова стали они ругаться и драться.
Опять пошла молодица к старику просить, чтобы дал ей зелье. Дал ей старик плошку воды. Прошло время, и в третий раз приходит молодица к старику за водой. «Эй, – говорит старик, – молодица, молодица. Разве не видишь ты, что это просто вода. Вода тебе помогла. Как наберешь ты в рот воду, так и не можешь рот раскрыть и молчишь. Муж побранится, если есть за что, а ты молчишь, и он замолкает. Знаешь ли, что женщин наказывают за язык. Вот иди, – говорит, – с Богом, да не пререкайся своему мужу, а лучше промолчи, и все будет хорошо».
С той поры живут муж с женой ладно и никогда не ругаются.
Как мужья родовые муки на себя брали (предание)
Рассказывают, что в старину перед родами муж смотрел жене в глаза, а потом уходил из хаты, шел в пущу и там кричал и бился о деревья. Жены рожали легче, а мужья чувствовали боль, словно брали на себя частицу родовых мук.
Потом от этого осталась одна оболочка. Никто уже не умеет «брать на себя», но в пущу все равно идут.
Поверья о сватовстве, венчании и свадьбе
Молодой мужчина поступит лучше, если не будет добиваться любви и свататься к той девушке, которая понравилась ему с первого взгляда.
На хорошего и путёвого человека собаки не залают, а только повиляют хвостом. В силу этого невеста обязательно откажет жениху, на которого во время пути на сватовство лаяли собаки. Да и сам сватающийся правильно поступит, если остановит сватовство, когда его по деревне преследуют собаки.
Если сватовство сопровождалось несколькими отказами и новыми согласиями жениха и невесты, то нельзя ожидать доброго супружества, даже если брак состоится.
Приняв предложение, родители невесты перед окончательным решением проводят следующее «испытание». Пекутся два небольших хлеба величиной с куриное яйцо и непосредственно из печи бросаются в ушат с чистой водой. Если после того, как вода «успокоится», хлеба сойдутся на середине ушата, – что благоприятно для будущего супружества, – родители велят дочери их съесть и на сватовство отвечают согласием. В противном случае или отказывают, или дают согласие, но очень неохотно.
Так же родители делают еще одно «испытание». В сенях ставят две закрытые посудины: одну с хлебными зернами, вторую с песком. Потом после молитвы они садятся за стол и велят дочери принести одну из посудин, не говоря, что в них находится. Если дочь принесет посудину с зерном, то ее супружеская жизнь будет «в сытости». В обратном случае – в нужде и бедности.
Перед сватовством женщина из семьи жениха кладет во дворе кусок хлеба. Если он до утра останется нетронутым, то намеченную девушку следует сватать. Если же хлеб будет тронут мышами, при этом безразлично, слегка или полностью съеден, сватовство лучше остановить.
В период сватанья в один из вечеров в доме жениха женщины пекут калачи и еще один из сырых калачей называют именем парня. Если во время печенья калач Иван или Степан потрескается, значит и счастье жениха будет непрочно и непостоянно. В обратном случае ему можно быть спокойным в отношении своего будущего.
Перед венчанием жених кладет в голенище сапог несколько серебряных монет и оставляет их там во время венчания и свадебного пира для привлечения богатства.
Несмотря даже на жаркую пору, жених и невеста венчаются в шубах, поверх которых надевают еще армяки, чтобы в доме брачующихся было довольство.
Венчающиеся должны быть свободны от всяких украшений из металла и камней. Особенно нательных крестов и «краль» (ожерелий). Иначе их жизнь будет полна страданий и слез.
Приступая к аналою, невеста старается развязать все поясные узлы, чтобы приобрести большое расположение мужа.
Как только жених и невеста станут к аналою, никто не должен проходить между ними до их выхода из церкви.
Жених и невеста здороваются с посторонними и принимают рукопожатия не голой рукой, а прикрытой платком или полой одежды, которые постоянно держат в правой руке. В свою очередь посторонние подают им руки, тоже обернутые полой. Это обеспечивает благополучие и благосостояние молодым.
Во время одевания невесте на голову чепца, означающего замужнюю женщину, ей сначала смазывают волосы маслом и медом, чтобы жизнь новобрачных была сладка и катилась, как по маслу, потом кладут на голову хлеб и немного денег, чтобы семье жить в изобилии, и только после этого одевают сам чепец.
В продолжении всего первого года замужества молодица, за какую бы работу ни взялась первый раз, должна передать ее начало своему мужу. Если она первый раз идет жать, то первый сжатый сноп обвязывает поясом и потом этот пояс дарит мужу. Когда первый раз идет молотить, то все намолоченное ею зерно покрывает куском холста, который также отдает супругу.
Пословицы
Бери издалека женку, но покупай вблизи коровку.
Сверстницы девичества часто расстраивают согласие в супружестве.
Вместе тесно, а врозь тошно.
Говорят при несогласии в супружестве.
Дурная та домова (хозяйство), где волом управляет корова.
Говорят, когда жена управляет мужем.
Живут, как мед пьют.
Похвала согласной жизни в браке.
Жена не боты, не сбросишь.
Жену оставить нельзя.
Мы с тобой родные, а они черти сводные.
Говорят для юмора о спорящих муже и жене их родные, имея ввиду, что не нужно вмешиваться в их разбирательство.
Мы с тобой, как рыба с водой.
Говорят о неразлучных супругах.
Не поле нас посеяно.
Говорят супруги и родственники в значении, что нужно помогать друг другу.
Между дверей палец не щеми.
Не вмешивайся в спорные дела между родными, особенно между мужем и женой.
Как не вижу, душа умирает, а как увижу, душа убегает.
Говорят про мужа и жену ссорящихся ежедневно, а в разлуке плачущих друг о друге.
Кто с кем не живет, тот с тем и не ссорится.
Говорят про семейные ссоры.
Ведьмаки и ведьмы
Как узнать ведьмака и ведьму (поверье)
Верными служителями бесов и чертей признаются ведьмаки и ведьмы, у которых остался человеческий облик. Но они всегда имеют телесный порок и кривизну: бородавку, лишний пучок волос, лишний или недостающий палец, сутулость. У мужчин нет растительности на лице. У женщин, наоборот, могут вырасти усы и борода. У тех и других из конечного позвонка вырастают хвосты на добрую пядь.
Кроме этих особенностей у ведьмаков и ведьм мутный свирепый взгляд исподлобья, то упорный и сосредоточенный, то блуждающий. Небрежная прическа, сросшиеся брови, свинцово-серое не улыбающееся лицо или злобная, до подергивания, улыбка.
Голос у них хриплый и гортанный. Их отличает неразговорчивость или неумолчное бурчание и говор про себя. Ведьмы и ведьмаки имеют тягу к табаку и алкоголю. Они одеваются, сочетая в одежде роскошь с убожеством. Пьют и едят наиболее вычурное. Работают в разную с людьми пору. Безразлично относятся к радостям и бедам соседей и не посвящают в свои. Перестают ходить в церковь и молиться, не посещают общественных сборищ и уединяются от собственной семьи.
Ведьмачество достается «самохотью», то есть по собственному желанию. Но иногда оно может быть передано «нахратью», злоумышленно или случайно, потому что бывает лихая година, во время которой можно вызвать все худое, о чем бы ни помыслил человек. «Самохотные» ведьмаки и ведьмы начинают с того, что носят тельный крест под пятой, расстаются с иконами и молитвами и начинают брать уроки у приставленных к ним бесов.
Что касается женщин-ведьм, то на поверхностный взгляд они ничем не отличаются от обычных женщин и днем занимаются теми же делами. Затем от сумерек до сумерек их можно узнать по фосфорическому блеску глаз. Чтобы заниматься своей деятельностью, они пользуются подспорными предметами или превращают их в живые предметы женского пола. Люди видели, как они перемещаются на метле, на медведе, на волке, обязательно неся с собой метлу, чтобы заметать следы.
Во время шабашей ведьмы купаются в молоке, которое отнимают у коров. Здесь же происходит посвящение новичков, расправа с виновными и танцы, где ведьмы и бесы танцуют спина к спине. Самые главные шабаши Купальский и Мясоедный, через 24 дня после Рождества Христова.
Вредя людям, ведьмы и ведьмаки превращают их в разные предметы или животных и птиц. Но такое превращение длится не больше суток. И все же после него у человека остается неизгладимый след того животного, каким он оказался
Люди в течение долгих веков боролись с ведьмаками и ведьмами и нашли несколько способов сладить с ними. Известно, что ведьма не чувствует боли, когда ее бьют по телу, но очень чувствительна к ударам по ее тени, особенно священными предметами. Или же протыкают тень гвоздем или другим острым предметом.
Особенно вредят «молочные ведьмы». Они могут превратиться в муху или другое насекомое и забирать от коровы молоко. Тогда надо такую муху немедленно завертеть в цедилку и варить в кипятке. Ведьма не сможет оборотиться назад в человека и погибнет, особенно если кипящая вода была освященной.
На Купальскую ночь нужно защищать от них хлев, заложив щели хлева колючими ветками крыжовника, терновника и повесить фитилями вниз «громничные» свечи.
Как парень ведьмака убил, а за него перед судом Богородица заступилась (легенда)
Был у пана лесник, который знался с окаянным: на него охотно шли звери, а он их всех бил. Пан очень дорожил своим лесником. Даже имением своим так сильно не дорожил, как им. Как-то раз говорит ведьмак:
– Мне нужна помощь. Одному тяжело в лес ходить.
Пан выбрал одного молодца из имения, вызвал его и сказал:
– Слушай этого лесника! Помогай служить ему в лесу!
– Слушаюсь, пан, – ответил парень.
Приставили молодца к старому леснику. Отправились они в лес на охоту. Старик зверье бьет, а молодой ничего и никого не видит. Пришли вечером к пану отчитываться. Лесник стал перечислять, сколько он убил медведей и волков.
– А ты сколько зверей забил? – спросил пан у молодого.
– Я ничего и в глаза не видел, – ответил тот.
Старому леснику похвала и рюмка водки, а молодому штраф и выговор:
– Ты, осел, не видишь ничего!
Так и пошло дело. Вечером, как зверье отстрелянное в лесу насобирают, старику похвалы, а молодому по зубам дают. Стал просить молодой лесник старика:
– Будь так добр, научи меня, чтобы я тоже так зверя бил.
– Научу. Будут к тебе звери идти. Только что мне будет за это?
– Я же не знаю, что от меня требуется.
– Тридцать рублей – научу!
Продал отец парня корову, но денег не хватило, и тогда отложенные деньги добавили. Отдал парень леснику деньги. Тот говорит:
– Пойдешь на пост говеть, не ешь ни крошки святых тайн, а принеси мне.
В церкви парень вино выпил, а облатки во рту сохранил и старику принес. Пошли они в лес. В лесу лесник отодрал у одной осины кору, положил туда облатки и приказал:
– Стреляй в осину, в это место!
Молодой лесник прицелился, и вдруг перед тем местом стали Божья Мать и Спаситель.
Отказался парень стрелять, а старик кричит:
– Бей!
Второй раз прицелился молодой лесник. А Божья Мать и Спаситель все стоят и стоят перед его ружьем.
– Будешь бить? – спросил ведьмак.
– Нет! Не буду!
– Почему?
– В Бога не согласен стрелять.
– Тогда я тебя самого убью! – прорычал старик.
Но парень развернулся и выстрелил из ружья в старика. А вечером пошел к пану. Доложили пану, что лесник пришел.
– Что ты сегодня убил? – спросил он у парня.
– Убил я, пан, медведя…
Поехали слуги за медведем. Приезжают в то место, а там убитый лесник лежит. Парень сказал:
– Я стрелял в медведя. Он мне медведем привидился.
– Будет тебе за старика Сибирь, – ответили ему панские слуги.
Приехали в имение, все рассказали пану. Пан очень разгневался, приказал молодого лесника взять под стражу и учинить над ним суд. Прибыли из города судьи и приговорили молодца к Сибири. А тот его выслушать просит:
– Господа, позвольте мне несколько слов сказать. Если меня сбережет Божья Мать, то я не пойду в Сибирь.
– Как это не пойдешь?
– Он меня заставлял в тело Христово бить из ружья. – И сказал, в каком это месте происходило.
Поехали судьи к той осине, а на ней, где облатки лежали, выросла пшеничная просфора и подпись Божьей Матери. Тогда судьи оправдали парня, дали ему двадцать пять целковых и вольную за то, что убил злоумышленного ведьмака.
Почему молодые на свадьбе всем встречным кланяются (легенда)
Так заведено, что пока продолжается свадьба, молодой и молодая трижды кланяются всем, кого не встретят. Молодые поклонятся, встречный их благословит на счастье и добрую долю, потом трижды их поцелует и только тогда идет дальше. Вот откуда пошел такой обычай.
Жил один богатый человек. Был он так богат, что и сам не знал, сколько у него добра. Но вот дети у него все умирали. Осталась только одна дочка, да и то какая-то неудалая, никто ее замуж не брал. Отец хотел себе богатого и удалого зятя. А где же такого найти? Если богатый – то неказистый. Если красивый – то гол, как бич.
Может, так бы она в девках и осталась, но недалеко жил мельник. Пусть не сильно богатый, но достаток имел. У мельника был сын, который в детстве много болел. Ему давно пришла пора жениться, но он все время отказывался. Вот решил мельник женить своего сына на дочке того богатого человека и, как бы невзначай, заслал сватов. А тот согласился отдать дочку за сына мельника.
Принялся мельник устраивать свадьбу, собирать свадебную дружину и женить своего парня. Насобирал он много гостей. Но ни мельнику, ни богачу не захотелось гостей хорошо накормить, медом, салом угостить. Водки и той поставили мало. Стали гости ругаться на скупых хозяев, а те принялись гостей со двора выпроваживать.
На этой свадьбе был какой-то прохожий человек. Никто не знал, кто он и откуда. А то был великий ведьмак. Разгневался он на такое неуважение к гостям и обратил всю свадьбу в волколаков.
Увидели это люди и стали на свадьбах почитать всех гостей, угощать их сладким медом и хмельным пивом. С того же времени начали молодые пары трижды кланяться всем до земли, чтобы их благословили на счастье, долю и долгий век.
Как узнать ведьм всей парафии (церковного прихода) (поверье)
Кто хочет узнать ведьм всего церковного прихода, должен на ужин в Масленицу удержать во рту кусочек сыра на всю ночь, а утром следующего его достать, высушить и зашить себе в одежду. Эту одежду нельзя снимать с плеч до Пасхи.
Во время поста нельзя ни с кем здороваться и требуется избегать различных встреч и отношений. Придя в церковь на Пасху, нужно стать возле порога и держать в руках сбереженный кусочек сыра. Как только будут произнесены слова «Христос воскрес!», нужно сказать, потрясая сыром: «А у меня сыр есть!» В тот же момент на головах ведьм вместо платков появятся подойники. Это и выдаст виновниц.
Но дальше того идти не следует. Если указать на ведьму рукой, то рука усохнет. Если кивнуть на нее головой, то шея онемеет и не разогнется. Если показать ее взглядом, то глаза окривеют.
Как старуха одного солдата заморила-заездила, а другой сам с ней поиграл (сказка)
На постое в деревне жили два солдата. Один солдат совсем исхудал, не ел ничего.
Товарищ ему говорит:
– Братец ты мой, что ты, как нездоровый, слоняешься? Почернел весь. Что ты так оплошал?
– Братец, как сяду за стол, так два раза укусил и сыт. Ничего больше есть не могу.
– Ну хорошо, я тебя переведу на свою квартиру.
Пошли они к ротному, и стал товарищ ротному говорить:
– Ваше благородие, этот солдат не может служить на службе.
– Почему так?
– Ваше благородие, ничего из пищи не употребляет!
– Нездоров?
– Нет, ваше благородие. Говорит: есть очень хочу! А как за стол сядет, ничего есть не может.
– Что же с этим делать?
– Надо, ваше благородие, его на мою квартиру перевести, а меня на его. Это хозяйкиных рук дело.
– И ты, брат, там будешь голодать.
– Никак нет, я не боюсь. Буду сыт у нее.
– Поменять… это можно, поменять.
Вот приводят другого солдата на квартиру.
– Бабушка, сегодня перемена. У вас новый солдат!
– Ну что же, ничего и свеженький!
Приходит второй солдат на обед:
– Давай обедать!
А старуха тем временем воткнула нож под столом в столешницу. Сел солдат за стол, а ему запрет сделался на еду: то хотел есть, а сейчас шабаш. Пощупал солдат под столом, а там ножик торчит. Взял он нож и выбросил. Потом вечером поужинал с семейством как положено.
Приходит время ложиться спать. Подобрал солдат чурбак ровно одного роста с собой и поставил в сенях. Лег спать и накрылся шинелью, чтобы хозяйка видела. Когда все заснули, вышел в сени, забрал чурбак, положил на свою кровать и шинелью накрыл. А сам спрятался под лавку. В полночь пришла старуха, достала из-под пола узду и говорит:
– Был ты молодцом, —
Стань ты буланым жеребцом!
А солдат выскочил из-под лавки, выхватил узду, стал сечь старуху и приговаривать:
– Была ты молодицей, —
Стань серой кобылицей!
Стала старуха кобылицей. Служилый вскочил на нее и за ночь объездил все поля в округе, какие знал. Наутро приехал в деревню, пошел в кузню к кузнецам и попросил:
– Братцы-кузнецы, бросьте свою работу. Подкуйте мне кобылицу. Вот вам по рублю за каждую ногу!
Кузнецы быстро подковали ее четыре ноги, и солдат снова сел на нее и поехал. Приехал во двор квартиры, слез с кобылицы, снял узду и произнес:
– Была ты кобылицей, —
Стань теперь молодицей!
Пошла хозяйка в дом, а у нее ноги и руки подкованы. Дошла история до начальства, и старуху выслали из деревни.
Ведьмаки, что молоко у коров отнимают (легенда)
Шли старик со старухой Богу молиться в дальний монастырь. Шли они по дороге и повстречалась им третья путница. Старик со старухой сели отдохнуть под березой, а путница чуть дальше от них. Старуха говорит старику:
– Чем будем полдничать?
Старик ей отвечает:
– Мы найдем, чем полдничать.
Тем временем на другой стороне дороги пастух коров гнал. Старик взял нож и воткнул его в березу. В стаде одна корова крикнула благим матом и стала биться в судорогах. А по ножу молоко побежало и старик поставил под него рожок.
Пастух видит, что молоко по ножу бежит и корова с криком бьется. Снимает он кафтан, складывает вдвое кнут и давай кнутом по кафтану бить. Пастух кафтан сечет, а старик кричит:
– Помилуй!
Но пастух не останавливается и продолжает по кафтану бить. До того пробрал кнутом, что старик взмолился:
– Батюшка, не буду!
– Зарекайся и вырекайся делать – перестану сечь.
– Зарекусь, батюшка, и вырекусь.
Лишь когда старик в подтверждение клятвы комок земли съел, перестал пастух кафтан сечь.
Как ведьма у кобылиц молоко забирала (легенда)
Как-то в Купальскую ночь пастух, пасший лошадей, увидел, что некая женщина водит полотенцем по росистой траве под животами у лошадей, а потом выжимает это полотенце в подойник. При этом получается чистое молоко. Это была слепая ведьма, которая знала, что днем в том месте пасутся коровы. Еще пастух заметил, что проводя полотенцем под животом коня, она произносила: «Это тебе, Боже!», а делая то же самое с кобылой говорила: «А это мне, Боже!».
Любопытный подкрался к ведьме и выхватил у нее полотенце, а вернувшись домой, повесил его для сушки над корытом. Спустя некоторое время он увидел, что с полотенца бежит молоко и уже переливается через корыто. Впоследствии, куда бы пастух не клал полотенце, стоявшая рядом посуда быстро наполнялась молоком. Но оно было с кровью и так противно на вкус, что даже собаки отказывались от него.