bannerbanner
Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы
Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы

Полная версия

Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

– А кого больше?

Видит мужик, что ему никак не выкрутиться, и говорит:

– Больше Петра-Павла.

Илья прямо затрясся от злости. Пошли они дальше, а Илья кричит:

– Не дам я этой ниве дождя! Пусть на ней ничего не родится!

Петр ему в ответ:

– А я намочу ее и жизнь дам.

– Тогда я вот что сделаю: кто первый съест пирог из гречки этой нивы, тот подавится.

Усмехнулся Петр и промолчал.

Лето удалось хорошим: каждый день прекрасная погода, ночью или роса, или теплый дождик. Растет все, как на дрожжах. Кажется, посади на поле ребенка, и он сразу вырастет. У мужика гречка по пояс уродилась. Собрал крестьянин гречку и набил ею пол-гумна. Намолотил потом он ее, помолол, а жена его напекла свежих пирогов полную печь. В то время пришли в село Петр и Илья и попросились к этому мужику на ночлег. Зашли в хату. Илья его забыл и не узнал. Сели все ужинать.

– Вот же, спасибо Богу, уродилась гречка. Попробуйте, гости дорогие, свежих пирогов, – потчует хозяин гостей.

Илья очень сильно проголодался, схватил пирог, укусил и подавился. Что он только ни делал: воду пил, себя кулаком по груди бил. Ничего не помогает. Догадался он, что это проклятые им пироги. Стал он прощения у Петра и мужика просить, и только тогда пришел в себя.

С того времени Илья мешает людям сено косить. Если бы не был Петр старым и глухим, то все было бы хорошо. Но когда Бог говорит ему: «Посылай дождик, когда люди просят», Петр не дослышит и посылает дождь, когда люди косят.

Иван Златоус и Касьян (легенда)

Довелось как-то святым, Ивану Крестителю и Касьяну, вместе в одной церкви обедню служить. Служили, служили, и Касьян вдруг обмолвился. Иван стал его каять:

– Не так ты молитвы читаешь, как надо! Вот как читай!

А Касьян ему:

– Какое твое дело, как я молитву читаю!

Заспорили они друг с другом. Спорили, спорили, и Касьян не утерпел, торкнул огнем в Ивана Крестителя. Как свечку в руках держал, так и торкнул в бороду. Но попал не в бороду, а в усы. Усы и загорелись. Иван говорит:

– Коли так, будем судиться!

Пошли они к Богу судиться. Иван принялся жаловаться:

– Боже, рассуди нас. Стали мы с Касьяном обедню править, так Касьян стал не так молитвы читать. Я ему об этом сказал, а он начал ругаться, а потом меня в усы свечкой торкнул.

Разобрал Бог дело и видит: кругом Касьян виноват. Сначала хотел Господь его из святых убрать, но потом решил:

– Пусть тебя в три года один раз чествуют. А тебе, Иван, я сделаю другие усы, лучше, чем прежние. – И сделал ему золотые усы.

С тех пор стали люди звать Ивана Златоус.

Как Бог своим угодникам храмы закладывал (легенда)

Захотел Господь храмы устроить. Возвел храмы и велел в одном из них собраться своим угодникам. Приказал придти Ивану Крестителю, Николаю Чудотворцу, Фоме, Луке и Марку Евангелисту.

– Приходите, будем храмы закладывать. А вас я буду учить, как обедню в них служить.

Господь пошел вперед в храм. За ним угодники, которых он позвал. Угодники между собой тем временем говорят:

– Который любимый апостол, так его и нету.

Господь сначала молчал про него, а потом произнес:

– Ребята, не судите Николая, он занят. На море человек тонет, а Николай его милует.

Наконец пришел Николай Чудотворец в храм:

– Господи, довольно меня, грешника, ждать!

Стали потом все облачаться и обедню служить. Николая Чудотворца Господь дьяком поставил, Ивана Крестителя дьячком. Отслужили первую обедню. После нее Николай Чудотворец стал большим постником: «по средам и пятницам груди не брал».

Иисус Христос и ребенок-сидень (предание)

Иисус Христос и теперь по земле ходит от Великодня до Вознесения. Тогда Рай шесть недель открыт, а пекло закрыто. Вот он и ходит, одетый очень просто – в свитке и лаптях. Пришел раз в одну хату, а там ребенок сидит. Большой уже, но сидень. Иисус ему говорит:

– Встань, не бойся!

А тот ему:

– Нет, пане-дядька, не встану!

– Встанька встань! – приказал Иисус, и тот встал. А Иисус провел его два раза от лавки к дверям и назад:

– Ну, теперь ходи!

И много раз так он делал.

Как у ангела крылья отобрали и он по земле ходил (предание)

Шла женщина дорогой и по дороге родила. Господь послал к ней ангела:

– Пойди, возьми ее душу.

Ангел прилетел к женщине, посмотрел, что у нее малютка родился. Сжалился и не стал отбирать душу.

Тогда бог послал другого ангела, чтобы он забрал у женщины душу, а у первого ангела крылья. Тот ангел забрал у женщины душу, у сородича крылья, и первый ангел остался на земле в человеческом облике.

Этот ангел определился к архиерею кучером. Жил он у архиерея и ходил в церковь к обедне. Но стали служители замечать: как только запоют в церкви херувимскую песню, так архиерейский кучер сразу уходит их храма. Доложили об этом архиерею. Архиерей вызвал к себе кучера и спрашивает:

– Почему ты, когда нужно поклоны класть, выходишь из храма? Что ты за человек?

– Я кучер. – И пошел с этим.

Когда пришел большой праздник, архиерей велел двум служителям проследить за кучером, что он будет делать во время обедни. Вот запели в храме херувимскую песню, а кучер вышел из церкви, взял кирпичину и бросил в самую ее главу. Затем пошел он дальше по улице, а два служителя за ним шли и все его дела подмечали.

На улице сидел калека и кричал во все горло: «Подайте, Христа ради!» Архиерейский кучер подошел к нищему, соскреб его за лоб, взял палку, отдубасил нищего палкой и пошел дальше по улице.

Встретился ему молодец, очень видный из себя мужчина. Кучер дал этому мужчине полтину серебра и дальше пошел по городу. Дошел он до одного места, где встретился с юношей в белом одеянии. Они поклонились друг другу и разошлись. А служители архиерейские все это видели и рассказали про его «проказы» архиерею. Архиерей снова вызвал к себе кучера и спрашивает:

– Что ты за человек? Зачем ты делаешь «проказы» неподобающие, когда выходишь из храма во время херувимской песни? Почему ты взял кирпич и бросил на главу церкви?

– Я выхожу из храма, когда из него вырываются проклятые духи и метаются возле главы и креста. А я их отгоняю кирпичиной. Подумай, архиерей, что это значит?

– Еще одна «проказа». Почему ты недобрый такой: когда шел по улице и калека попросил у тебя милостыню, ему ничего не подарил, а палкой избил?

– Зачем тому калеке деньги, если под ним на том месте, где он сидит, пол-мерки серебра?

Архиерей решил, что надо это проверить. Проверили и обнаружили под нищим целых пол-меры серебра.

– Вот третья твоя «проказа». Шел молодец, а ты взял и одарил его деньгами. А ведь он сам мог заработать.

– Этот человек уже третий день работу по городу ищет, найти не может. Есть не за что, а попросить стесняется. Вот я и подарил ему полтину серебра.

– Вот твоя четвертая «проказа». Встретился ты с юношей в белом одеянии, поклонился ему и вернулся назад.

Отвечает ангел:

– Это тот, кто отобрал у меня крылья.

– Кто такой отобрал у тебя крылья? Кто ты такой есть?

– Я ангел.

– Можешь ты спеть ангельскую песню?

– Могу.

– Тогда спой.

– Нет, так не могу. Прикажите приготовить гроб и обить его парчой. Сами во всем своем одеянии ложитесь в него, тогда спою.

Заказал архиерей гроб, лег во всем облачении, и тогда ангел запел ангельскую песню. Весь народ от силы той песни попадал. Тогда Господь послал с неба ангелу крылья, и ангел с архиереем поднялись в воздух. Ангел пел, а архиерей шел по воздуху вслед за ним. Но видели это не все. Только достойные.

Чтобы быть счастливым, нужно в сердце иметь Бога (предание)

Одному школьному учителю пришлось встретить старичка. Старичок тот при своей хворости и бедности Бога хвалил.

– Как ты можешь Бога хвалить, будучи так беден и несчастлив? – спросил учитель у старика.

– А, миленький мой, я Бога в сердце имею. Даже в аду схвачу Бога обеими руками и буду держать его перед собой. И там он будет со мной. Счастье человека не в том, чтобы телу было хорошо, а в добродетели, кротости и смирении. Под какой бы планидой не родился, счастлив будешь, если будешь жить в добродетели.

Юноша удивился стариковскому уму и поблагодарил за науку: «Не я, а ты мой учитель».

Бог и Доля (поверье)

Бог сотворил мир, всех тварей и каждому дал свою долю. Доли этой никаким образом не минуешь и не изменишь

Пословицы про бога

Без Бога ни до порога.

Без Бога и шага не ступишь.


Благослови, Христос, коль так пришлось.

Говорят, решаясь на что-либо важное.


Бога хвали, да и черта не гневи.

Наставление, чтобы и неприятеля не раздражать.


Бог богат. Больше имеет, чем раздает.

Надежда на Бога несомненна.


Бог поможет, но и ты не лежи.

Побуждение не лениться.


Если Бог захочет кого покарать, то сначала разум отнимет.

Человек попадает в неприятности большей частью из-за своего неблагоразумия.


Бог стерег, что с сестрой не лег.

Говорят шутливо, если кто-то своей осторожностью избежал несчастья, не подвергся чужому лукавству или избежал сетей.


Кого Бог намочит, того и высушит.

Говорят в прямом и переносном смысле.


Даст Бог день, даст и достаток.

Утро вечера мудренее.


Даст Бог день, даст и путь.

Говорят, убеждая в мысли, что время все откроет.

Богатство

Доля (легенда)

Жили два брата. Один был очень богатый, а другой бедный. Богатый мало работает, но богато живет. Доля ему служит. А бедный работает-работает, и ничего не имеет.

Была у богатого брата «талака»: всей деревней его жито жали и в снопы связывали. А поле бедного так неубранным и стояло.

Назавтра с зарей пошел бедный к брату на поле. А там какой-то человек ходит, колоски оставшиеся подбирает. Схватил бедняк человека за плечо и трясет:

– Ты кто такой?

– Я братова Доля.

– А моя где?

– Лежит твоя Доля в саду у попа под яблоней, в красном кафтане. Если яблочко попадет ей в рот, то она и съест. А не попадет, то и так живет.

– А что мне делать с ней?

– Возьми ремень, пойди в поповский сад, поймай ее и задай ей ремнем хорошенько. Тогда она тебе скажет, как жить.

Взял мужик ремень, пришел в сад. Видит – лежит его Доля под яблоней. Подошел к своей Доле бедняк потихоньку, поймал и задал хорошо ремнем, раза три или пять. А потом говорит:

– Братова Доля по полю ходит, колоски собирает, а ты что?

– Я так не хочу!

– А как ты хочешь?

Она отвечает:

– Я не хочу пахотой, хочу заниматься купечеством. Иди на торг, купи лыка хоть на три копейки и наплети лапти. Будем с тобой торговать!

Вот наплел он лапти, продал их: за что отдал три копейки – взял злотый. Это Доля ему помогла. Тогда он на злотый снова купил лыка, наплел лапти и продал на полтинник.

Вскоре Доля ему говорит:

– Арендуй лавку и торгуй лаптями.

Так мужик и поступил. С того времени он что купит на пятак, то продает на гривенник. Стал богатый-пребогатый купец. И сейчас торгует.

Богач и Доля (легенда)

Как-то раз один человек, Мартын-богатый, пошел в лес своих пчел проведать. Пришел он к сосне, закинул на нее плеть, чтобы уже на борть лезть, но так случилось, что отвернулся на минуту. А когда снова повернулся, то видит: сидит на его петле голая девица, колышется и приговаривает: «Как был Мартын богатый, так и будет богатый! Как был Мартын богатый, так и будет богатый!»

Тут лихо взбрело в голову тому мужику. Отошел он от сосны, отрезал знатный дубец, подкрался к девице и как ударит прямо по голому телу! Она заплакала и пошла в лес. Идет и голосит: «Как был Мартын богатым, так уже не будет! Пусть не бьет напрасно своей доли!»

Так через год у Мартына все богатство и закончилось.

Бэч рыж! (предание)

Жил себе в селе богатый человек. Не то, чтобы он был очень старательным или трудолюбивым, но ему во всем везло. Часто соседи говорили, что ему нечистая сила помогает.

В том же селе был очень добросовестный человек, но такой бедный, что порой ему хлеба не хватало. Не был он ни ленивым, ни пьяницей. Но ему не везло. Может, таким несчастливым уродился.

Как то раз шел бедный возле гумна богатого. Только он поравнялся с гумном, как видит – богатый обсмаливает на своем гумне паутину. Подожжет под самыми стропами, а как только огонь разгорится, то богач сразу говорит: «Бэч рыж!». Горит себе тихонько паутина, а соломе хоть бы что, словно в воде. Обсмолил богатый всю паутину, заткнул лучину с огнем в столб и пошел себе в дом. Лучина догорела и потухла.

Видит бедный, что огонь богатого слушается. Пошел он на свое гумно и давай опаливать паутину. Но только он воткнул лучину в столб, как загорелась крыша. Закричал бедный: «Бэч рыж!» Кричал, кричал, а огонь все сильнее становился. Сбежался народ, стали помогать гумно тушить, но ничего сделать не смогли. Сгорело гумно, словно его корова языком слизала.

Горюет бедный человек, что без гумна остался. Потом пошел к богатому и спрашивает:

– Почему тебя огонь слушается?

– Это мне так везет. А если везет, то и в лаптях танцуется. («Калi шанцуецца, то i у лапцях танцуецца») Видимо, такая у меня доля. Чтобы я ни сделал, все будет хорошо.

Так и случилось. Был богатый в поле и увидел: горит их село. Все бросились тушить пожар и спасать свое богатство. Бедный тоже побежал, а богатый остался и думает: «Зачем я пойду спасть? Может, в этом мое счастье?»

Сгорело село, принялись люди перебирать пепел. Смотрит богатый, а на том месте, где стояла его хата, золото слилось. Кусок фунтов на десять. «Вот, – говорит, – мне и от пожара везет. Такая моя доля».

И зажил он с того времени еще лучше прежнего. А бедный так бедным и остался.

Петушиное яйцо (поверье)

Ровно через 9 лет после того, как петух вылупился из яйца, он сам кладет яйцо и тут же умирает. Варить и печь это яйцо невозможно, так как от действия огня такое яйцо разрастается до чудовищных размеров и разносит горшок и печь. Оказавшись в самом огне, оно с треском разрывает все, что было в печи, и из нее вылетают горящие дрова.

Выпитое сырым или раздавленное, оно приносит великие муки сделавшему это человеку или животному столько времени, сколько прожил петух. Единственное спасение от такого яйца – осторожно бросить его в текущую воду, где его проглотит рыба. Ей оно не навредит.

Есть люди, использующие петушиные яйца для своей наживы. Для этого нужно положить себе его под пах и три года не мыться, не расчесываться, не сменять белье, не ходить в церковь, не молиться дома, не посещать игрища, не разговаривать. Через три года появляется «писклёнок-змей». Он знает лишь своего хозяина, привязывается к нему и живет на чердаке дома в тайном углу.

Каждое утро змей покидает дом и возвращается затемно, принося деньги, драгоценности, одежду, мед, масло, яйца, «прысмаки» (сладости). Многие видели возвращение такого змея. Оно обозначалось шумом, огромной огненной полосой позади змея и огромным огненным решетом в его пасти, где змей нес собранную за день добычу.

Богатство хозяина становится баснословным. Но он и его «высиженное дитя» больше не видятся до конца своих дней. Единственное их сношение заключается в том, что хозяин забирает оставленную змеем добычу, а на ее место ставит сковороду «прожженной яичницы», приготовленной самим хозяином. Так все идет, пока смерть одного из них не прекратит дивных отношений.

Но такие отношения могут прерваться по воле завистников богача, если они в угол проживания змея положат иконы, пасхальные яйца, святую воду и разные освященные предметы. Тогда змей вместо добычи принесет жаркие угли и сожжет дом хозяина.

На всей земле не может быть даже двух таких змеев. Поэтому порой человек зря тратит на «высадку» три года своей жизни, если «пискленок-змей» появился у кого-то раньше.

Иногда змей по тайному договору может после смерти хозяина перейти его старшему сыну, если тот рожден вне брачного сожительства.

Купеческий сын, старик и двенадцать великанов (предание)

У одного купца был сын. Этому сыну никак не давалась торговля. Сколько он ни торговал, никакой прибыли не получил, а только все отцовское богатство растратил. Собрал купеческий сын оставшиеся деньги и захотел в последний раз счастья попытать, на торги с ними поехать.

Ехал он и по дороге увидел, как некий человек над мертвым телом надругательство совершает. Умерший должен был ему деньги, но долг не вернул. Так одолживший теперь его за волосы таскал.

Купеческий сын тому человеку все свои деньги отдал, мертвого похоронил и домой вернулся. А отцу сказал, что купил скот и теперь нужно за скотом ехать. Собрался он и поехал без денег, сам не зная куда.

Едет купеческий сын через темный сосновый бор. Вдруг на дорогу к нему вышел страшный огромный человек. Купеческий сын развернул лошадей и погнал их изо всех сил в другую сторону. Но страшный человек встал на запятки саней и начал лошадьми править. Так и привез их к своему дому.

В доме великана шел пир горой. За столом сидели двенадцать великанов, кто пониже, кто повыше, а за поясами у них торчали ножи, как у разбойников. Испугался Иван, купеческий сын. Вдруг в дом вошел старик и говорит Ивану:

– Не бойся, Иван, купеческий сын! Ты мертвому помог, а я тебе живому помогу.

Потом старик взял нож и всем великанам головы отрубил. А Ивану, купеческому сыну, все их богатство, несколько бочек золота, отдал. И поехал Иван домой богатый-пребогатый.

Гуменник (предание)

Жили муж с женой и было у них шестеро сыновей. Семья жила бедно, работала на пана, и в доме не всегда была еда. Один раз, в праздник зимнего Миколы, муж после обеда пошел в овин, затопил его, а ночью отправился туда спать. Зашел в овин, скинул шубу, положил ее под голову, помолился Богу и лег. А потом уперся на руку и задумался о своем хозяйстве. Вдруг появляется старик: куртка черная, пояс черный, на голове черный колпак. Взял мужика за правую руку и говорит:

– Что же ты, Автух Корнеев, так беспокоишься? У вас есть богатый человек, Аксен, у него всякого добра много, а тебе еще больше прибудет.

Крестьянин подумал: «Может, это сам Бог? Может, услышал он мои молитвы?» А старик достал новый нож, дал мужику и говорит:

– Возьми, разрежь ножиком правый мизинец и капни куда-нибудь каплю своей крови.

«Эге, – понял человек, – дело плохо. Это, значит, нечистая сила…»

– Нет, – говорит, – не буду, – и хотел перекреститься. А старик его руки держит:

– Не хочешь дать своей крови, так дай то, чего в доме не знаешь.

– Нет, не дам!

Дело было за полночь. Налетел вихрь, затрещал овин, а на деревне петухи запели. Дед пустил руку крестьянина и пошел за овинную печь. А за ним разные чудища пошли, рогатые и косматые…

Выбежал мужик из овина, Богу молится. А шубу на земле в овине оставил. Тогда взял он грабли и пошел обратно шубу доставать. Только ее зацепил, как старик вышел из-за печки и не отдает. Один тянет к себе, другой к себе. В это время запели вторые петухи, и дед за печкой спрятался. Мужик взял шубу, надел ее, а тут сыновья подошли к овину, чтобы помочь молотить. Пришли и рассказывают, что ночью у него дочка родилась.

Мужик принялся Богу молиться, благодарить, что его остерег, не дал свою дочку Гуменнику отдать. Назавтра позвали попа, отслужили молебен и стали спокойно жить. Но не разбогатели.

Злыдни

«Богатство временно, а злыдни вечны», – говорят старые люди. Где заведутся злыдни, там не переводится бедность, пока злыдни сами не уйдут куда-нибудь, или тот, к кому они поселились, не выведет их каким-то образом. Вот что про них рассказывают.

В одном селе жил очень работящий мужик, но ему все время не везло. Бился, как головой об лед, но никак из бедности не мог вылезти. Стал он думать: «В чем причина, что я никак разбогатеть не могу? Не злыдни же на меня напали?» А ему кто-то отвечает:

– И правда, напали. Сколько бы ты ни старался, не разбогатеешь, пока мы у тебя будем.

Мужик был не промах, пораскинул умом и спрашивает:

– Много ли вас во мне развелось?

– Много, – отозвался тот же голос.

– Почему вас не видно? – снова спросил тот человек.

– Мы такие маленькие, что нас никто не видит.

– Где же вы помещаетесь?

– А мы можем сквозь друг друга разместиться.

В это время мужик захотел нюхнуть табак и открыл табакерку.

– А в табакерку поместитесь?

– Поместимся.

И тот же голос послышался уже из табакерки:

– Мы все уже здесь, в табакерке.

Крестьянин быстро закрыл табакерку, отнес к пустой мельнице и положил ее под мельничное колесо. И сразу у него дела пошли, всё ему удается. Сначала появился достаток, а потом богатство.

В том же селе жил другой мужик, самый богатый и очень завистливый. Стало ему завидно и досадно, что другой разжился и разбогател. Больше всего его злило, что тот совсем недавно бедняком был, а теперь его в богатстве догоняет. Долго он ломал голову, чтобы узнать, почему бедняк разбогател. Но так ничего не мог придумать.

Решил он пойти к разбогатевшему односельчанину и все разузнать. Когда разузнал, то отправился к пустой мельнице, достал из-под колеса табакерку и выпустил из нее злыдней на волю. Он хотел, чтобы они снова вернулись к бедолаге. Но злыдни побоялись возвращаться к прежнему хозяину, думая, что он их снова перехитрит, и пошли к тому, завидущему, на новое поселение.

С тех пор все пошло у него на разлад, все богатство извелось. Коней и овец украли, хлеб перестал родить. А напоследок молния сожгла весь двор с постройками. Стал он таким бедняком, как тот, у которого первого злыдни жили.

Покаялся тогда завистник, да поздно. Одно было у него утешение – рассказывать людям, что с ним случилось: «Смотрите на меня и никому не желайте зла, а особенно из зависти».

Богатая родня и бедная родня (предание)

Жили два богатых брата. Раз наварили они пшеничного пива и пригласили к себе свою родню, нужную и богатую. За богатой родней послали трех послов, а бедной родне приглашение через людей передали.

Богатую сестру братья встретили еще на поле, с почетом привели в дом, посадили в «куте» (углу под иконами), накормили медом, напоили сладким вином. А бедную встретили прямо на пороге дома, усадили на лавку напротив печи и напоили горькой «горелкой».

Богатую сестру оставили у себя на три дня и три ночи, развлекали и веселили. Бедную же вечером отправили восвояси, и она, плача, пошла через лес.

Богатая сестра увидела, что бедной нет среди гостей и приказала братьям: «Братья-соколики! Оседлайте коней, скачите за сестрой, найдите ее, приведите в свой дом, посадите на мое место и позаботьтесь лучше, чем обо мне».

Про богатого Марку (сказка)

Богатый Марка хотел всех к себе в гости пригласить. Увидел он Бога и просит, чтобы Бог к нему в гости пришел.

– Хорошо, – говорит Бог, – приду, если ты выстелешь всю дорогу сукном.

Поехал Марка на ярмарку, купил сукна, выстелил дорогу и поставил стражников, чтобы никто не ездил по сукну. Стоит стража, смотрит – идут три старца. А это были не старцы, а сам Бог и два ангела. Стражники закричали:

– Не идите сюда! По сукну сам Господь Бог пойдет в гости к богатому Марке.

– Пустите, люди добрые, – говорит Бог. – Мы не будем по сукну идти. Сукно мы будем обходить.

Стража их пропустила, и они пошли. Пришли к Марке и просятся в дом. А Марка им на это:

– У меня сегодня много гостей. Где я вам место найду? Идите к другому. У меня сегодня и без вас будет полон дом.

– Так нам, – говорит Бог, – хорошее место и не надо. Нам любое, мы только переночуем.

Долго их богатый Марка не пускал, а потом позвал сестру и говорит:

– Отведи их туда, где куры живут. Пусть там ночуют, если не хотят идти к другому хозяину.

Но сестра повела их в пекарню, дала по куску хлеба и спокойной ночи пожелала:

– Ночуйте, люди добрые. Поужинайте и ложитесь.

Вышла она из пекарни, но не пошла в дом, а стала возле окна и смотрит, что старцы делать будут. А те сидят на лавке и ужинают. Тут прилетают два ангела и спрашивают:

– Родился ребенок. Какую ему долю дать?

Бог им отвечает:

– Богатого Марки и его царством обладать.

Побежала сестра к Марке и рассказывает:

– То не старцы, то Бог. Видела я, как к нему прилетели два ангела и спрашивали, какую долю дать новорожденному ребенку. А Бог ответил: «Богатого Марки и его царством обладать».

На страницу:
2 из 5