Полная версия
Путешествие в Ятвягию
– Кажется, это ромейский орел, символ греческой империи[51], – ответил Патрик.
– Разве такие орлы бывают? – не понял ятвяг.
Проповедник не нашелся сразу, что ответить.
– Этот орел является также знаком и русских князей[52], – услышали путники голос за спиной, – его водрузили здесь тридцать лет назад, а кажется, что стоит уже несколько столетий, да?
На камне сидел сухощавый седовласый человек с обветренным лицом в светло-серой одежде. В руках у него была палка, на траве – большая походная сума. Порты заправлены в высокие сапоги.
– Да, – согласился проповедник, – кажется, что давно…
– А я помню, как мы его поднимали, как будто это вчера было.
Патрик кивнул Стегинту и сам присел на бревно.
– Скажи, добрый человек, – кажется, ты знаешь эти края – правильной ли дорогой мы идем в Галицию, землю князя Льва?
– Если вам нужен Галич – да, можете идти этой дорогой.
– А есть ли поблизости место, где странствующим монахам можно найти пристанище для отдыха и ночлега?
– Конечно, ведь этот орел указывает странникам, что в поприще отсюда стоит стольный град князя Даниила, – собеседник перекрестился, поминая умершего князя, – Холм – вам надо только свернуть на эту дорогу.
– Холм? – переспросил Патрик.
– Да. Я давно не был в этих краях, но если ничего сильно не изменилось, там среди русинов живет немало иноземцев латинского исповедания. Возможно, вы даже встретите братьев вашего ордена. Холм – знатный город, большой и красивый даже теперь. Я провел бы вас, но лучше мне будет пройти мимо. Хочу помнить этот город таким, каким он был прежде.
– А каким он был? – спросил Стегинт присаживаясь.
За время, проведенное с проповедником, ятвяг стал менее нелюдимым. Встреча с незнакомцем среди долгой и однообразной дороги была для него развлечением.
– Хотите, чтобы я рассказал, как строили этот город?
– Хотим, – подтвердил Патрик.
Странник вздохнул, обводя глазами листву дубовых крон, зашелестевшую при дуновении ветра.
– Однажды король Даниил, в те времена еще не король, а молодой князь, охотился в этих краях. И вот, проезжая верхом, увидел он место красивое и лесистое на горе, окруженное полем. Он спросил людей: «Как называется это место?» Они же ответили: «Холм». Полюбил он то место и задумал построить на нем маленький городок, обещая святому Иоанну Златоусту, что поставит во имя его церковь. И построил городок. Видя же, что Бог помогает ему и святой Иоанн пособляет, создал он и другой город, который татары не смогли взять, когда Батый всю землю Русскую захватил. Тогда Даниил стал призывать туда немцев и русинов, иноязычников и ляхов. И изо дня в день приходили подмастерья и мастера всякие. Бежали от татар седельники, лучники, колчанщики, кузнецы по железу, меди и серебру. И все ожило. Наполнилось дворами и селами поле вокруг города. Построил он церковь Святого Иоанна, красивую и ладную. Здание ее было устроено так: четыре свода, с каждого угла – арка, стоящая на четырех человеческих головах, изваянных неким мастером. Три окна, украшенных римскими стеклами. При входе в алтарь стояли два столпа из целого камня, а над ними своды и купол, украшенный золотыми звездами на лазури. Пол же внутри был отлит из меди и чистого олова и блестел, как зеркало. Два проема были выложены тесаным камнем: белым галицким и зеленым холмским. Узоры, разноцветные и золотые, делал художник Авдей. На западных вратах был изображен Спас, а на полночных – святой Иоанн, так что все смотрящие дивились. Даниил украсил иконы, которые принес из Киева, драгоценными камнями и золотым бисером – иконы Спаса и пресвятой Богородицы, которые дала ему сестра Феодора из Феодоровского монастыря, иконы принес из Овруча, и икону Сретенья от отца своего. Колокола – из Киева, а другие здесь были отлиты. Посреди города возвели высокую вежу, чтобы можно было с нее видеть окрестности. Низ ее был построен из камня, в высоту пятнадцать локтей[53]. А сама она – из тесаного дерева. Она была белая, как творог, так что светилась во все стороны. Студенец[54] был около нее, в тридцать пять саженей глубиной. А вокруг он насадил прекрасный сад[55].
– Что же случилось с этим городом, если даже татары его не взяли?
– Был великий пожар. Никто не знает, с чего началось. Некоторые говорят, виновата была бесноватая баба. Когда огонь стал расходиться, многие видели, как она рвала на себе волосы и одежду, хохотала и кричала, что это татары подожгли город. Люди испугались и побежали. Пламя разошлось такое, что по всей земле было видно зарево. Даже из Львова глядя, было видно по Белзским степям, как поднялось сильное пламя. Сгорело все. Вежа, храмы, дворы. В церкви Святого Иоанна Златоуста погорели колокола, все чудесные иконы, кроме образа Михаила. Медь таяла от огня, как смола. В то лето и в самом деле приходили татары. Люди, боясь их, разбежались в страхе по лесам и долго не могли потом собраться. Король Даниил приехал в город после пожара. Увидев такую погибель и разорение, он едва не плакал.
– Ты говоришь, город отстроили заново?
– Да. И храм возвели даже выше прежнего. Но всей прежней красоты уже не было. И вежу ту Даниил не смог восстановить. У него больше не было ни людей, ни серебра. Он строил другие города против татар. Был он князь добрый, храбрый и мудрый. И жил в любви с братом своим Василько. Поэтому и память о нем добрая в народе.
– Ты сказал, что давно не был здесь и сейчас идешь мимо. Кто же ты? Где твой дом?
– Я зодчий. У меня нет дома. Где нужны мои руки, там и живу.
– Ты строишь храмы?
– Я строю крепости. Холмскую вежу мы с братом возвели. После смерти Даниила строительство в этой земле прекратилось. Я ушел в Венгрию. Много видел, много строил. Даже до Австрии доходил. Теперь решил вернуться, но Льву мое мастерство не нужно. Он строит из дерева, а я – из камня. Хочу податься в Польшу. Может, пригожусь Болеславу или его племяннику.
Странник поднялся, закинул на плечо тяжелую суму, взял палку.
– Дивное дело, – сказал он раздумчиво, – прежнего города больше нет. А в моей памяти он, как настоящий. Улицы, дома – закрываю глаза и вижу, как наяву. Годы идут, а память не слабеет. Если правда, что душа бессмертна, значит, и город тот вместе с ней останется навечно?
– Видно, у тебя много связано с этим местом? – сказал Патрик.
Старый зодчий разгладил усы.
– Пора мне. Не помяните лихом.
– Постой, – окликнул Патрик, – я слышал, князь Владимир, сын Василько, хочет строить города и ищет зодчих. Может, ему твои умения пригодятся?
Странник остановился и, не оборачиваясь, спросил:
– Ты наверняка это знаешь?
– Мы вышли из той земли.
– Что ж, спасибо за совет.
Когда зодчий скрылся за поворотом дороги, Стегинт тоскливо опустил голову.
– Ты чего приуныл? – спросил Патрик
– Слышал, как он говорил про свой город? Я тоже помню свое село, каждый дом, каждое дерево в лесу, кусты, тропинки. Мое село тоже сожгли. Но лес остался!
– Когда-нибудь мы придем туда.
– Ты обещал!
– Да.
– И когда мы придем, я скину этот дурацкий плащ и буду жить, как захочу!
– Конечно.
Не встречая сопротивления, Стегинт немного успокоился, но все еще сопел:
– Почему не жить в месте, в котором родился? Зачем вы, христиане, так много ходите?
– Мы верим, что этот длинный и трудный путь незримо ведет в Рай. И когда я понимаю это, мне радостно идти по этой дороге, какой бы длинной она не была.
– Ты хочешь попасть в Рай?
– Конечно.
– Попроси меня. Я покажу тебе дорогу.
– Ты?
– Да, я бывал там, и не раз. Я знаю это место.
– Оно в Ятвягии?
– Да. От моего села надо идти несколько поприщ через Бобриное болото, потом – Черный бор, потом – по тропе вдоль озера…
– Ты, наверно, говоришь об одном из ятвяжских городов?
– Конечно!
Патрик улыбнулся, потрепал послушника по голове и продолжил путь. Ятвяг, обиженно щурясь, проводил глазами спину проповедника. Потом вздохнул, как старичок, поднялся и поплелся следом, бубня под нос ятвяжские ругательства. Выйдя из рощи, они увидели широкое пожухлое поле. На другой его стороне возвышался среди равнины высокий холм, а на нем – город, утопающий в зелени садов, выше которой поднимался купол церкви Святого Иоанна Златоуста.
Придя в город, они зашли в эту церковь, и ирландец попросил, чтобы ему показали уцелевший в пожаре образ архистратига Михаила. Икона потемнела. По краям виднелись следы пламени, которое не коснулось лика.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь и далее слова «полночь», «полночный» наряду с обычным смыслом применяются в значении «север», «северный», а слова «полдень», «полуденный» – в значении «север», «северный», т. е. так же, как это было в старину на Руси.
2
Волынь – земля и княжество на западе Руси.
3
Берестье – изначальное название Бреста.
4
Мазовия – земля и княжество на северо-востоке Польши.
5
Управитель в Древней Руси.
6
Поприще – старорусская путевая мера, имевшая разные значения, в данном случае – около 1,5 км.
7
Полюдье – сбор дани.
8
Орихалк – сплав меди и золота.
9
Древнерусский речевой оборот.
10
Т. е. не испугать при пробуждении (еще один древнерусский речевой оборот).
11
Древняя столица Ирландии.
12
Древний змий, древний дракон – мистическая метафора Сатаны в средние века.
13
Владимир Святославич, князь Руси в 980—1014 гг. Крещение Руси произошло в 988 г.
14
Свита – рубаха.
15
Францисканцы.
16
Доминиканцы.
17
Гуменцо (тонзура) – выбритое место на голове монаха. Древняя ирландская тонзура имела особенности.
18
Договор 1254 г. между Даниилом Галицким, Земовитом Мазовецким и вице-магистром Тевтонского ордена в Пруссии Бурхардом фон Хорнхаузеном.
19
Альберт II Зауэрбер – пятый рижский епископ и первый архиепископ в 1253–1273 гг.
20
Измарагд – изумруд.
21
Ис. 61.
22
Здесь и далее тексты ирландских молитв собраны на основе текстов гэльских молитв, записанных английским фольклористом XIX в. Александром Кармайклом в Западной Шотландии, где среди труднодоступных гор и островов дольше всего сохранялся дух древнего ирландского христианства времен святых Патрика и Колумбы. При этом использовались материалы статьи «Слава Шотландии» протоиерея Андрея Филлипса в переводе Дмитрия Лапы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Pravoslavie.ru. – Дата доступа: 02.06.2012.
23
Брама – ворота, преимущественно защитного типа. Старославянское слово, сохранившееся во многих славянских языках, имеет один корень со словом «оборона».
24
Вайделоты – языческие жрецы у пруссов, литовцев и других балтских племен.
25
Гривна серебра весила около 204 граммов серебра. Такова же была средняя цена раба (рабыни стоили дороже). Во время войн, когда появлялось много пленников и предложение превышало обычный спрос, бывало, что цены падали в десять раз и даже больше.
26
Пенни (пенс) – средневековая монета Англии. В 1179 г. – 1,45 граммов серебра.
27
Стольный город Конрада в полуденной Мазовии.
28
Лехиты, ляхи – поляки.
29
Изначально Скоттией (Шотландией) называлась именно Ирландия.
30
Болеслав III Кривоустый правил в Польше в 1102–1138 гг.
31
Данное описание воспроизводит близко к тексту главу 30 Великопольской хроники.
32
«Отец», «брат» – условности дипломатического этикета того времени.
33
Языческий божок балтских народов, к которому взывали в состоянии великого расстройства или смятения.
34
Храмы-ротонды были распространены в королевствах Средней Европы – Венгрии, Чехии и Польше, земли которых некогда входили в Великую Моравию.
35
Стрыечный – двоюродный. Стрый – дядя по отцу, уй – дядя по матери.
36
Даниил (1201–1264) – князь галицкий.
37
Угорские (Венгерские) горы – древнерусское название Карпат. В Венгрии в те же времена Карпаты назывались Русскими горами. По хребту проходила граница между Русью и Венгрией.
38
Поганцы – язычники.
39
Исландия и Гренландия.
40
Известный европейским мореплавателям и географам X–XIII вв. обширный «остров» (Винланд у Адама Бременского) на западе – это, вероятнее всего, Америка, впоследствии забытая европейцами и заново открытая X. Колумбом.
41
Пластинчатый (ламеллярный) доспех изготавливался из металлических пластин, скрепленных ремнями.
42
Божество женского пола, небесная ведьма.
43
Осек – стан, укрепленный срубленными и поваленными друг на друга деревьями.
44
Остроги – шпоры.
45
Потник – войлок, подкладываемый под седло.
46
Божии дворяне – так на Руси называли крестоносцев. В данном случае имеются в виду рыцари Добжинского ордена.
47
Застава – сторожевой отряд.
48
Александр Невский (1220–1263) – князь новгородский, великий князь владимирский. Имеются в виду победы в битвах на Неве (1240) и Чудском озере (1242).
49
Дмитрий (1250–1294) – князь переяславский, великий князь владимирский.
50
Довмонт (1230-е – 1299) – князь налынанский, князь псковский.
51
Т. е. Византия.
52
Первый князь Галицко-Волынского княжества Роман был женат на Анне, дочери Исаака II Ангела – последнего «легального» императора Византии перед взятием Константинополя крестоносцами во время 4-го крестового похода в 1204 г. Так двуглавый орел впервые стал гербом русских князей – за три столетия до Ивана III.
53
Локоть – старинная мера длины немногим больше полуметра.
54
Студенец – колодец.
55
Данное описание города Холм воспроизводит соответствующий отрывок Галицко-Волынской летописи предельно близко к тексту.