Полная версия
Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт
Лидеры Ордена Золотой Зари также создали собственную колоду Таро с новым дизайном, основанным на таблице соответствий. На некоторых картах они сохранили оригинальные рисунки, но добавили отсылки к другим традициям, другие же карты были полностью переделаны в соответствии с новыми темами. Чтобы сохранить ее в тайне, ученики ордена получали экземпляр колоды лишь на короткое время, в течение которого им было разрешено вручную скопировать ее для личного пользования. В конечном счете не сохранилось ни оригинальной колоды, ни ее копии. Сегодня у нас есть лишь некоторые реконструкции колоды Таро Золотой Зари, основанные на личных воспоминаниях и нескольких письменных описаниях посвященных.
Таро и Нью Эйдж
Одним из самых влиятельных членов Ордена Золотой Зари был Алистер Кроули. Этот человек, которого нельзя было упрекнуть в излишней скромности, считал себя пророком, провозгласившим новый век для человечества. Согласно Кроули, ход истории можно разделить на три Эона (эпохи). Первый – это «Эон Матери», когда религия была сосредоточена на обрядах природы и женских божествах. Примерно 2000 лет назад начался «Эон Отца», представленный религиями с единым мужским Богом. Сегодня мы являемся свидетелями рождения третьей эпохи – «Эона Ребенка», характеризующегося игривостью, креативностью и плюрализмом богов.
Кроули, писавший в начале XX века, предрекал, что методы магии и практического мистицизма, хранившиеся в тайне в предыдущие эпохи, станут широко известными и обретут новую гармонию с наукой и техникой. Мистический опыт снова станет неотъемлемой частью человеческого существования, и для его обретения люди будут практиковать различные методы – от йоги и медитации до языческих культов, магических ритуалов, сексуальности, танцев и наркотиков.
Проблематичная личность Кроули стала причиной многих скандалов, тем не менее его работа была пространной и содержательной. Он переделал символическую систему Ордена Золотой Зари и популяризировал ее в своих книгах. В 1940-х он опубликовал новую колоду карт Таро, выражавшую его идеи. На протяжении нескольких десятилетий его взгляды разделяли лишь небольшие маргинальные группы. Однако в 1960-х выдвинутая Кроули концепция «Нового Эона» хорошо резонировала с «контркультурой». Лицо Кроули даже изображено на знаменитой обложке альбома Битлз «Сержант Пеппер» 1967 года, а символы из его учения часто можно встретить в рок-культуре.
Сочетание возобновленного интереса к мистицизму и контркультуры любви и свободы 1960-х породило Нью Эйдж – внеконфессиональное и плюралистическое движение постмодернистской духовности, которое со временем стало всемирным феноменом. Движение Нью Эйдж заимствовало многие идеи Кроули, но обычно в более мягком варианте, избегая темных и жестоких аспектов. Под влиянием Кроули и других учителей Золотой Зари чтение Таро стало популярным и получившим широкое признание занятием.
Движение Нью Эйдж дало существенный толчок для развития карт Таро. Эта новая волна интереса зародилась главным образом в Соединенных Штатах, и затем читающие Таро распространились по всему миру. Стали массово появляться новые колоды Таро с разным дизайном – сначала десятки, а затем и сотни новых колод в год. В последние годы Интернет ускорил этот процесс, позволив небольшим издателям и отдельным художникам распространять свои колоды по всему миру. Сегодня во многих магазинах и на веб-сайтах, продающих мистические и альтернативные товары, можно встретить огромный выбор колод Таро. Как следствие, чтением Таро сегодня занимается больше людей, чем когда-либо.
Нью Эйдж не только популяризировал использование карт Таро английской школы, но и трансформировал его. Лидеры Золотой Зари очень серьезно относились к своим методам и ритуалам, к таблице соответствий и иерархии магических степеней. В противоположность этому, движение Нью Эйдж отличается свободным и игривым подходом, не привязанным к упорядоченным таблицам. Ему также чужда идея о степенях и авторитете. Что касается методов чтения и соответствий Золотой Зари, то многие ньюэйджевские книги по Таро признают их ценность. Однако они преподносят их не как абсолютную истину, а как приглашение к расширению и обогащению чтения карт.
Еще одно ключевое различие между движением Нью Эйдж и Орденом Золотой Зари заключается в том, что в учении лидеров Золотой Зари отсутствовал психологический элемент. Они говорили о внешних оккультных силах и рассматривали чтение Таро как средство общения с этими силами. Но движение Нью Эйдж, придерживаясь идей Карла Густава Юнга, давшего мистическим символам психологическую интерпретацию, стало рассматривать чтение Таро как метод контакта с нашим собственным подсознанием. Как следствие, авторы и учителя движения Нью Эйдж стали дистанцироваться от старомодного гадания и предсказания будущего. Вместо этого они рассматривают чтение Таро главным образом как способ консультирования, психотерапии и руководства в личных процессах.
Марсельское Таро
За исключением нескольких затейливых колод, заказанных дворянскими домами и нарисованных вручную, самые ранние карты Таро, сохранившиеся до наших дней, – это печатные колоды XVI века. До середины XIX века метод производства оставался одним и тем же. На больших бумажных листах с помощью смоченных чернилами гравированных деревянных плит, изготавливаемых мастерами-ремесленниками, печатались черные линии. Чтобы добавить цвет, на листы с отпечатанным изображением клались тонкие доски с вырезанными отверстиями (по одной на каждый цвет) и на них наносили краску, – эта техника известна как трафаретное раскрашивание. Наконец, раскрашенные листы наклеивали на твердую картонную бумагу и разрезали на отдельные карты. Такой метод делал возможным массовое производство доступных карт для азартных игроков по всей Европе.
Изначально производители карт из разных регионов Италии, Франции и других стран печатали разные версии Таро. Однако в XVII и XVIII веках ведущим центром производства карт стал город Марсель в Южной Франции. Его типографии приняли стандартную модель карт Таро. Производившиеся ими в разные годы колоды различались в сложности деталей и богатстве цвета, однако основные темы и элементы каждой карты оставались неизменными.
Марсельская модель не была чисто локальным изобретением. Похожие колоды производились в Южной Франции и Северной Италии в XVI веке, а многие базовые элементы можно проследить до самых ранних популярных колод, сохранившихся до наших дней. Мы можем предположить, что она была достаточно близка к самой первой версии Таро. Однако марсельские производители карт придали этой модели зрелую форму. Они также сыграли важную роль в ее распространении, поскольку их продукция становилась все более популярной по всей стране. Когда французские каббалисты в Париже стали изучать Таро, они использовали колоды карт марсельского производства. Под их влиянием традиционная модель Таро, позже ставшая стандартным инструментом гадания и мистицизма, и стала известной как Марсельское Таро[3].
Сочинения де Жебелена, Леви и их последователей не только играли центральную роль во французской школе Таро, но также послужили отправной точкой для английской школы. В результате как французская, так и английская школы приняли Марсельское Таро как подлинную модель традиционных карт. Однако в XX веке эти школы разошлись в своем отношении к оригинальным иллюстрациям.
Новые английские колоды
Английская школа Таро придавала деталям иллюстраций традиционных карт не слишком большое значение. Лидеров Золотой Зари больше интересовали мистические и философские принципы, стоящие, как они считали, за Таро. Они также верили, что те же принципы можно выразить и на других символических языках. По сути, они считали, что такие новые репрезентации будут даже лучше оригинала, поскольку полагаются на упорядоченную таблицу соответствий, а не на хаотичную историю традиционных изображений Таро.
Как следствие, последователи английской школы в XX веке стали создавать все больше колод Таро. Новые колоды обычно имели ту же структуру, что и предыдущие, однако у каждой из них были свои образы и свой стиль иллюстраций. Со временем они стали все больше и больше отличаться от оригинала.
Главным источником вдохновения для новых колод английской школы служила упоминавшаяся выше колода Таро Золотой Зари. После роспуска недолго просуществовавшего ордена некоторые его бывшие члены создали собственные колоды Таро. Одним из них был Артур Эдвард Уэйт, чья колода была благосклонно принята движением Нью Эйдж и поэтому стала самой популярной колодой Таро XX века за пределами Франции.
Колода, носящая имя Уэйта, на самом деле была создана под его присмотром нанятой художницей по имени Памела Колман Смит, которая также была посвященной Золотой Зари. Ее изначально опубликовала в 1909 году лондонская компания «Райдер», и поэтому ее иногда называют «Таро Райдера – Уэйта». Сегодня ее модно называть «колодой Райдера – Уэйта – Смит (RWS)». Колода Уэйта сочетает элементы из разных источников, таких как Марсельское Таро, Таро Золотой Зари и другие колоды. Кроме того, многие ее детали сегодня считаются плодом творческого воображения Смит.
Важным нововведением колоды RWS был дизайн номерных карт минорных мастей, которые Уэйт рассматривал главным образом как инструмент для гадания. Простой и абстрактный дизайн марсельских номерных карт показывает только символы мастей в окружении растительных декораций. Однако в колоде Уэйта на номерных картах изображены реалистичные пейзажи с человеческими фигурами в различных ситуациях. Эти выразительные сцены сделали колоду Уэйта более доступной для начинающих прорицателей, что способствовало ее популярности.
Это нововведение приняли большинство новых колод английской школы, появившихся в XX веке. Как правило, на их номерных картах изображены сцены, которые взяты из карт Уэйта, перерисованы и адаптированы к конкретной теме той или иной колоды. Разнообразие тем отражает широкий диапазон интересов движения Нью Эйдж. В некоторых колодах представлены мотивы, взятые из различных религиозных и художественных традиций. Среди них есть, например, колоды, вдохновленные традиционным японским искусством, африканскими, баскскими, индейскими, новоорлеанскими вудуистскими божествами и многим другим. Другие колоды демонстрируют феминистскую ориентацию, стиль хиппи или ребяческий характер, вдохновение духовными учителями и гуру движения Нью Эйдж, мотивы из различных областей науки, животных вместо людей и т. д. Большинство новых колод сохраняют базовую структуру традиционного Таро из пяти мастей. Однако детали их иллюстраций обычно имеют очень мало общего с оригинальными картами Марсельского Таро.
Новые марсельские колоды
В отличие от английской школы, представители школы французской обычно придавали большее значение деталям традиционных иллюстраций. Приняв Марсельское Таро как подлинное Таро, они предпочитали придерживаться его, вместо того чтобы искать новые и модифицированные версии. Во французской школе было создано и несколько колод с новым дизайном (самая известная из них носит имя своего автора, Освальда Вирта[4]), однако используют их не слишком широко.
Интерес французской школы к точным деталям традиционных карт стал особо примечательным в XX веке. По иронии судьбы, это произошло слишком поздно. Переход к промышленному печатанию карт в конце XIX века привел к упрощению деталей изображений и оскудению разнообразия цветов. Когда механическое производство карт стало преобладать, непрерывная линия мастеровсоздателей карт, передававших свой опыт из поколения в поколение, оборвалась и старые секреты ремесла были утрачены.
В ответ на эти потери XIX века в XX веке было предпринято несколько попыток восстановить изначальную глубину и богатство традиционных марсельских карт. Но какая именно модель является традиционной? В Марселе печаталось много колод Таро, и хотя все они придерживались одной базовой модели, они различались во многих мелких деталях. Перед теми, кто стремится восстановить изначальную модель, неизбежно встает очевидный вопрос: какая из марсельских колод, сохранившихся до наших дней, ближе всего к «тому, что надо»?
Со временем последователи французской школы пришли к общему консенсусу: самая аутентичная версия традиционного Таро – это колода, напечатанная в 1760 году марсельским производителем карт по имени Николя Конвер. О самом Конвере известно немного. Однако многие влиятельные книги по Таро начиная со второй половины XIX века снова и снова называют именно его колоду самой достоверной и точной репрезентацией древних символов Таро. Никакая другая традиционная колода не пользовалась таким уважением.
В XX веке появилось несколько новых колод марсельского типа, которые преимущественно основаны на картах Конвера. Наибольшей популярностью среди них пользуется созданное в 1930 году Полем Марто «Древнее Марсельское Таро». Оно издавалось компанией «Гримо» и господствовало на французской сцене Таро на протяжении большей части XX века.
Также популярно «Восстановленное Марсельское Таро», созданное в 1990-х годах Алехандро Ходоровски, который был моим учителем Таро в 1980-х, и Филиппом Камуаном, принадлежащим к семье, унаследовавшей типографию Конвера. «Марсельское Таро КБД», карты которого используются в настоящей книге, также является реставрацией колоды Конвера.
Марсельское Таро КБД
Когда я начинал работу над этой книгой, я не планировал публиковать собственную колоду Таро. Я изначально собирался использовать иллюстрации одной из существующих марсельских версий. Было несколько вариантов, однако процесс переговоров об авторских правах заставил меня подумать еще раз. Я увидел в этом возможность создать колоду, о которой всегда мечтал: вариант Марсельского Таро, максимально эффективно передающий его магию, в котором число искажений и упущений сведено к минимуму и который можно использовать собственно для чтения.
Вопрос о том, где искать эту магию, казался достаточно простым. Среди различных версий Марсельского Таро колода Конвера 1760 года, безусловно, занимает особое место. Можно сказать, что она стоит в самой точке перехода между двумя великими эпохами в истории Таро. С одной стороны, колода Конвера – это продукт четырех столетий эволюции Таро. Она появилась незадолго до великих изменений XIX века и при этом продолжает старую традицию самых ранних популярных колод. С другой стороны, среди всех марсельских колод она оказала наибольшее влияние на позднейшие поколения читающих Таро и стала считаться самой близкой к «тому, что надо». Она также послужила основным источником для реставраций Марсельского Таро XX века.
Можно размышлять следующим образом. Карты Таро, несомненно, обладают какими-то загадочными качествами, оказывающими сильное влияние на человеческий ум. Конкретным выражением этого «магического» качества является тот факт, что карты Таро вдохновляют и пробуждают самые сильные эмоции у огромного числа людей на протяжении многих поколений. Такая точка зрения позволяет согласиться с тем, что колода Конвера, ставшая самой влиятельной и высоко ценимой среди всех традиционных версий, в наиболее сильной форме выражает магию карт Таро. Однако до настоящего времени невозможно было найти версию, которая бы одновременно была практичной и верной оригиналу.
Сегодня доступны колоды, представляющие собой факсимильные копии оригинальных карт Конвера, сохранившихся в библиотеках и частных коллекциях. Однако эти карты существенно износились за прошедшие столетия. Их цвета потускнели, и многие детали линий отсутствуют или стали неразборчивыми. Люди покупают эти колоды ради исследований или для коллекции, однако они не подходят собственно для чтения.
С другой стороны, есть несколько новых марсельских колод, основанных на картах Конвера, такие как упоминавшиеся выше колоды Марто и Ходоровски – Камуана. Эти новые колоды предназначены для использования в чтении и напечатаны с отчетливыми линиями и свежими цветами. Но они не совсем верны оригиналу Конвера. Их создатели изменили многие детали карт, добавив элементы из других колод или просто придав им новые формы в соответствии со своими личными идеями.
Причина этого кроется в основополагающем видении Таро, разделяемом этими создателями. На них так или иначе повлияла идея о том, что изначальное Таро было создано группой тайных посвященных, и когда оно на протяжении столетий передавалось, в него иногда закрадывались ошибки. В этом видении позднейшие колоды, такие как колода Конвера, – это лишь деградировавшие копии оригинала, которые следует исправить, чтобы восстановить «настоящее Таро».
Мое видение другое. Во-первых, как я уже объяснял в этой главе, теория тайной традиции мне кажется очень сомнительной с исторической точки зрения. Во-вторых, даже если мы хотим восстановить «настоящее Таро», которое предположительно существовало в позднее средневековье, у нас нет доступных оригиналов того периода. Поэтому на практике создатели новых колод брали колоду Конвера и модифицировали ее в соответствии со своими собственными идеями о том, «каким должно быть настоящее Таро». И в-третьих, что самое главное, для меня Таро – это не репрезентация какого-то послания, существовавшего в далеком прошлом и затем утраченного. Нет, оно представляет собой загадочное и магическое произведение искусства, эволюционировавшее на протяжении веков и достигшее самой могущественной формы в колоде Конвера. Поэтому вместо того, чтобы пытаться усовершенствовать работу Конвера, я хотел сохранить верность его оригинальному дизайну и свести к минимуму влияние моей собственной интерпретации.
Для этого я использовал копии нескольких колод оригинальных карт Конвера. Эти колоды были изготовлены в разное время, однако их линии были отпечатаны с одних и тех же оригинальных гравюр. Мне пришлось полагаться на несколько колод, так как в каждой из них те или иные детали были нечеткими или отсутствовали. Что касается цветов, то колоды, которые я использовал, отличались друг от друга, потому что с годами цветные трафареты изнашивались и заменялись неточными копиями. Как правило, я придерживался самых ранних из доступных мне изданий, предположив, что они ближе всего к оригинальному дизайну Конвера, если и не совсем тождественны ему.
Особую трудность представляло то, что в марсельских картах, и в частности в колоде Конвера, наличествует множество аномалий в деталях изображений. Это, например, объекты, сливающиеся друг с другом, неясные формы, которые могут быть интерпретированы как части разных объектов, нестандартные анатомические особенности или невозможные перспективы, раскраска, нарушающая форму объектов или продолжающаяся за их очертаниями, непоследовательность в написании названий карт и т. д. Создатели других восстановленных колод часто стремились «исправить» такие аномалии. Но я предпочел их сохранить, насколько это было возможно. Это вызвано не только тем, что я хотел оставаться верным оригиналу, но также тем, что это усиливает ощущение магии и тайны в картах, раскрывая их для новых и интересных интерпретаций.
Тем не менее я пытался создать не точную копию 250-летней колоды, а колоду, которую смогли бы использовать современные читающие Таро. Это значит, что при всем желании оставаться верным оригиналу я все же вынужден был внести кое-какие корректировки и модификации. Невозможно точно воспроизвести технику, краски, качество бумаги и человеческий опыт карточной промышленности XVIII века. И даже если бы нам удалось подражать им с помощью искусственных средств, визуальное воздействие на наблюдателя было бы совершенно другим. Сегодня наши глаза и мозг привыкли к другому миру образов и графических материалов. Это особо значимо в случае чтения карт Таро, где важнейшим фактором является «чувство», вызываемое картой у читающего.
Эти обстоятельства в разных отношениях повлияли на мою работу над картами. Например, иногда мне приходилось смягчать «аномальную» деталь, которую современные техники печатания сделали бы слишком бросающейся в глаза. Наиболее существенные изменения я внес в выражения лиц, поскольку на точной копии они выглядели бы слишком мрачными и депрессивными для современного читающего. Тем не менее я пытался сохранить общие физические черты. Кроме того, так как невозможно воспроизвести оригинальные оттенки цветных пигментов и создававшееся ими в те времена впечатление, мне пришлось самостоятельно определить шкалу оттенков для разных цветов. Это значит, что красная поверхность в картах Конвера у меня тоже красная, но мне приходилось выбирать, какой оттенок красного использовать. Чтобы адаптировать карты к зрительной чувствительности современных читающих, я протестировал ранние версии колоды на разных людях, одни из которых были знакомы с Таро, а другие – нет. В соответствии с полученной реакцией я внес необходимые изменения.
Большинство из этих обстоятельств я не обдумывал заранее. Они обнаруживались в процессе работы, как если бы ключевые решения вместо меня принимали сами карты. Изначально я задумывал это как короткий и простой проект, на который уйдет несколько месяцев, чтобы просто проиллюстрировать книгу. Однако ряд случайных на первый взгляд обстоятельств и преследовавшее меня ощущение того, что карты требуют больше усилий, в конце концов привели к процессу из трех этапов, на каждый из которых ушло не меньше года.
Прежде всего нанятый иллюстратор (Лила Ганин) с помощью чернильного пера перенесла линии старых гравюр на бумагу, работая «на глаз» в реальном масштабе. Затем дизайнер цифровой графики (Нир Матарассо) подкорректировал детали линий, добавил названия карт, используя скопированные с оригиналов буквы, и раскрасил сканы рисунков Лилы в высоком разрешении. Наконец, обучившись необходимым цифровым графическим техникам, я самостоятельно подкорректировал все линии и раскрашенные области, сравнивая их со сканами оригинальных карт, пока не добился нужного ощущения и удовлетворительной степени точности.
Результат этих стараний был издан в 2011 г. как CBD Tarot de Marseille («Марсельское Таро КБД», где КБД означает «Конвера – Бен-Дова»), и его иллюстрации используются в настоящей книге. Дополнительные подробности о колоде Таро КБД и о возможностях ее приобретения доступны на сайте www.cbdtarot.com. На сайте также можно найти изображения карт в версии для домашней печати для личного пользования. Иллюстрации распространяются в соответствии с лицензией Creative Commons, то есть их можно свободно копировать и распространять в некоммерческих целях.
Глава 2. Сеанс чтения
Хотя человек может читать карты Таро для самого себя или для группы, классический сеанс чтения – это когда один человек проводит чтение для другого. В настоящей книге мы называем этих двух участников кверентом и читающим.
Кверент – это тот, кто ищет совета в связи с какой-то проблемой в его жизни. Читающий – это тот, кто руководит процессом и интерпретирует карты для кверента. Для удобства мы будем ссылаться на обоих в мужском роде. Однако это не подразумевает никакого гендерного предпочтения, поскольку на практике большинство читающих Таро и кверентов – женщины.
Базовая структура процесса чтения вдохновлена его происхождением от гадательных сеансов, хотя большинство современных читающих Таро используют карты для получения наставления и советов, а не для предсказания будущего. Обычно кверент садится напротив читающего, и их разделяет низкий столик. Важную роль играют отношения между ними. Если они пребывают в близких отношениях, то они могут сидеть на смежных сторонах или с одной стороны стола. Но если читающий и кверент плохо знают друг друга, сидение рядом может показаться слишком интимным, поэтому лучше сидеть друг против друга, когда вас разделяет столик.
Общая структура сеанса, которую мы далее рассмотрим подробнее, следующая. Читающий вынимает колоду карт из коробки, после чего читающий и кверент по очереди перемешивают ее. Читающий кладет на стол несколько карт в соответствии со схемой, называемой «раскладом», а затем изучает карты и интерпретирует их для кверента.
В данной главе мы рассмотрим динамику отношений кверента и читающего, а в следующей сосредоточимся собственно на чтении карт.
Всё есть знак
Чтение карт Таро подразумевает особое восприятие реальности. В обычном повседневном восприятии, которое иногда называют «реальностью консенсуса», карты – это куски картона с печатью на них, а их перемешивание – это случайный процесс. Однако когда мы читаем карты, мы переносимся в другую систему восприятия реальности, в которой есть одно основное правило: всё есть знак.
Это правило прежде всего выражается в том факте, что мы интерпретируем карты не как случайный набор кусков картона, а как содержательные знаки, несущие послание для кверента. Однако знаки, которые подлежат интерпретированию, не ограничиваются картами, выпавшими в раскладе. Все, что происходит во время сеанса чтения, тоже может рассматриваться как знак. Другими словами, во время сеанса чтения наше восприятие реальности таково, что ничто не является простой случайностью. Всё есть знак.