bannerbanner
Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт
Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт

Полная версия

Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Йоав Бен-Дов

Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт

© ООО Книжное издательство «София», 2015

* * *

Предисловие к русскому изданию

Перевод моей книги на русский язык имеет для меня особое значение. Русский был языком моей бабушки, которую, как и это издательство, тоже звали Софией. Она всем родным и знакомым говорила: «Обязательно прочтите «Евгения Онегина» Пушкина». Не знаю почему. Возможно, так она пыталась намекнуть на свою собственную историю несостоявшейся в далекой юности любви. Однажды бабушка сказала мне: «Если найдешь настоящую любовь, ты должен держаться за нее и не позволить ей уйти». Сегодня я вижу то же послание в карте Таро «Влюбленный».

Само Таро для меня – именно это: настоящая любовь, которую я встретил в юности и с которой меня не смогли разлучить такие вещи, как мой рациональный ум, мое естественно-научное образование, реакции людей в дружеской компании или в университете, где я преподавал. Прошло 35 лет, а я все дивлюсь загадочной магии и силе карт Таро.

Я знаю очень мало об истории Таро в России. Мне было интересно узнать, что такие важные исторические фигуры русского Таро, как Г. О. Мёбес (Г.О.М.) и В. Шмаков, хорошо разбирались в математике и естественных науках. Этих людей вдохновляли французские исследователи Таро – такие, как Элифас Леви и Папюс. Но в последние годы, как мне сообщил мой редактор Андрей Костенко, многие русские тарологи придерживаются англо-американской системы Таро, ярким представителем которой является колода Уэйта.

В этом нет ничего плохого, но я убежден: чтобы глубже погрузиться в магию Таро, необходимо вернуться к традиционным картам, которые эволюционировали на протяжении столетий. Таково Марсельское Таро, источник как французской, так и англо-американской школ. С этими классическими картами можно высвободить всю силу подлинного Таро и увидеть полный спектр его возможностей в трансформации жизни человека. Я представляю свою книгу русскоязычному читателю с глубоким уважением и с надеждой, что она окажется интересной и полезной.

Йоав Бен-Дов,

16 мая 2015 г.

Предисловие

В Таро есть магия.

Этот загадочный набор из 78 карт, изначально распространявшийся как инструмент для азартных игр, на протяжении нескольких веков пленял воображение многих людей. Кто-то использовал эти карты для гадания и предсказания будущего. Другие видели в Таро тайное хранилище древних и могущественных знаний. Сегодня многие люди применяют карты Таро для консультирования, получения наставлений и принятия решений. Другие используют их как вспомогательное средство для управляемой визуализации и медитации или как магические амулеты. И на протяжении всех этих веков чтение карт Таро затронуло, а в некоторых случаях и изменило не одну человеческую жизнь.

Я не расставался с Таро на протяжении 34 лет: выполнял чтение для людей, преподавал, писал и экспериментировал. Я до сих пор изучаю Таро. Тонкие хитросплетения деталей иллюстраций все еще преподносят мне сюрпризы. Все время приходят новые и неожиданные значения. И я не перестаю удивляться тому, как во время сеанса чтения человек раскрывается и делится своими самыми сокровенными чувствами, когда выпадает «как раз та карта» или в присутствии карт Таро случается необъяснимое, но содержательное совпадение.

И тем не менее, если меня спросят, что такое Таро, я отвечу, что прежде всего это произведение искусства. Но это не картина, вставленная в рамку и повешенная на стену как законченный продукт, не подлежащий изменению. Это скорее причудливый набор изображений, с которым нужно играть и взаимодействовать и который в своем развитии прошел через множество поколений благодаря совместным усилиям создателей колод и визионеров. Это удивительное произведение искусства, достаточно богатое и гибкое для того, чтобы охватить весь спектр человеческого опыта – от наших самых потаенных чувств до внешних событий повседневной жизни. И именно посредством этого искусства, в деталях иллюстраций карт, раскрывается магия Таро.

Настоящая книга преследует троякую цель. Во-первых, это общее введение в карты Таро и процесс чтения. В связи с этим она будет актуальной, если вы хотите сами читать карты или если вы заинтересованы в чтении Таро как в психологическом инструменте, культурном феномене или способе поиска смысла в произведении искусства. Во-вторых, это руководство по методу чтения Таро, который я называю «открытым чтением» и который основан не на заучивании фиксированных интерпретаций, а на рассматривании иллюстраций карт. Открытое чтение можно применять к разным видам карт Таро, однако для одних оно будет более эффективным, чем для других. В-третьих, эта книга – руководство по чтению Марсельского Таро, классического варианта традиционного Таро. В ней используется «Марсельское Таро КБД» (CBD Tarot de Marseille) – карты, восстановленные мною на основе самой влиятельной исторической колоды, которую впервые издал Николя Конвер в 1760 году.

Добро пожаловать!

Глава 1. Колода Таро

Классическая колода Таро состоит из 78 карт. Их можно разделить на две части. Первая часть называется мажорной мастью. В нее входят 22 карты с довольно сложными иллюстрациями, каждая из которых пронумерована и имеет определенное название. На картах мажорной масти изображены люди, животные, а также различные предметы и символы. Некоторые из них взяты из общественной жизни. Другие представляют мифологические, религиозные или философские темы.

Остальные 56 карт делятся еще на четыре масти. Они называются минорными мастями, и их рисунок более прост, чем у 22 мажорных карт. Четырем мастям присвоены названия четырех символических предметов – монет, жезлов, чаш и мечей. Каждая минорная масть включает 14 карт трех типов: один туз, девять номерных карт (от 2 до 10) и четыре карты двора – паж, рыцарь, королева и король. Таким образом, структура минорных мастей напоминает обычные игральные карты. Главное различие в том, что в игральных картах есть только три карты двора – валет, королева и король.


Маг, 6 Монет, Туз Жезлов, Рыцарь Чаш, 3 Мечей


В литературе по Таро составляющие части колоды могут называться по-разному. Мажорную и минорные масти иногда называют мажорными и минорными арканами (от латинского arcanum – «тайна»[1]). Карты мажорной масти также называют козырями или триумфами, а тузы и номерные карты иногда называют очковыми.

Происхождение Таро

Вопросы об изначальном творце колоды Таро, времени и месте ее создания, значении ее сложных символов и даже о происхождении названия Таро долго обсуждались, вдохновляя как серьезные исследования, так и досужие спекуляции. Сегодня большинство историков считают, что карты Таро впервые появились в Северной Италии примерно в начале XV века. Они также полагают, что Таро подвергалось существенным изменениям, пока не приняло известную ныне форму.

Вероятно, две части колоды имеют разное происхождение. Считается, что минорные масти произошли от игральных карт, которые впервые появились в Китае. Оттуда они распространились в Индию, а затем, в позднее средневековье, через исламские страны достигли Италии. И действительно, в Китае и Индии существуют старинные карточные игры, где используются масти, состоящие из тузов, номерных карт и карт двора. На мусульманских игральных картах периода мамлюков даже изображены символы мастей, очень похожие на символы четырех мастей Таро.

Мажорная же масть, очевидно, является европейским изобретением. В азиатских странах нет ничего подобного, и ее образы явно указывают на влияния позднего европейского средневековья или раннего Ренессанса. Исторические хроники не дают нам никаких подсказок о том, для чего мажорная масть была создана и как она соединилась с четырьмя мастями пришедших с Востока игральных карт. Нам лишь известно, что начиная с XV века колода Таро, состоящая из мажорной и минорных мастей, широко использовалась в азартных играх как среди аристократов, так и в простонародье.

Также неясно, почему объединенную колоду стали называть Таро. Существует несколько гипотез. Я предпочитаю ту, которая связывает название Таро со словом тарокко, которое на разговорном итальянском языке XVI века означало «дурак, глупый человек». Разумеется, это можно понимать в отрицательном смысле, как указание на то, что только дураки тратят время и деньги на карточные игры вроде Таро. Но можно поразмышлять и о других интерпретациях. В мажорной масти есть карта, называемая «Дурак». Она часто считается особенной и имеет уникальный статус в масти, как мы увидим позже. Таким образом, изначально название «карты Таро» могло означать «карты Дурака», что является отсылкой к этой особой карте или изображенному на ней персонажу.

На протяжении следующих столетий колода Таро распространилась по разным частям Италии и мигрировала в такие страны, как Франция, Германия и Швейцария. Существуют отрывочные свидетельства об использовании карт Таро в популярном гадании и, возможно, в колдовстве. Однако это, вероятно, были лишь единичные случаи, а не распространенная практика. В те времена карты Таро в основном использовались в играх. Однако сочетание двух частей колоды оказалось для карточных игр слишком сложным. В конечном счете карточные игроки предпочли более простой вариант из четырех мастей с тузами, номерными картами и картами двора. Это и стало обычными игральными картами, которые сегодня используются по всему миру.

Полная колода Таро продолжала существовать, но после XVIII века она главным образом использовалась предсказателями и мистиками. В разных частях Европы можно все еще встретить традиционные карточные игры с колодой из 78 карт, напоминающей Таро, однако сегодня это всего лишь маргинальная практика.

Академические историки, изучавшие Таро, склонны считать, что это вся история. По их мнению, люди в те времена использовали карты исключительно для игр, не уделяя особого внимания символизму изображений. Но даже не имея веских доказательств того, что в этой истории чего-то недостает, трудно понять роль мажорной масти. Если итальянцы просто хотели заимствовать восточную карточную игру, для чего они ее усложнили, добавив 22 карты совершенно иного характера? И в самом деле, европейские карточные игроки позже обнаружили, что удобнее обходиться без них.

Этот вопрос озадачивает еще больше, если принять во внимание изображения карт мажорной масти. На двух картах изображены император и папа. Это традиционные символы политической и религиозной власти того времени. Однако на других картах представлены странные темы и персонажи, такие как женщина-папа, двуполый дьявол, скелет с косой, демоны и ангелы и обнаженные фигуры. Все они, судя по всему, находятся на одном уровне с фигурами власти и общественного порядка. На одной из карт, называемой Колесом Фортуны, даже представлен образ, который традиционно понимается как аллегория революции и свержения правителей. Распространять такую коллекцию картинок во времена, когда любое неуважение к королю или Церкви сурово наказывалось, означало напрашиваться на неприятности.

Также стоит учесть тот факт, что изображения на картах не имеют значения в азартных играх. Типичные правила карточных игр ссылаются только на достоинство и номер каждой карты, но не на детали иллюстраций. Следовательно, те же карты можно точно так же использовать в игре, если их изображения заменить, например, на более простые рисунки, состоящие только из чисел и названий с какими-нибудь безобидными декорациями. И тем не менее создатели карт Таро почти четыре столетия сохраняли изначальный набор картинок. Они проявляли творческий подход, меняя некоторые детали, однако общая структура и темы карт оставались практически нетронутыми.


Император, Папа, Папесса, Дьявол


Карта 13, Звезда, Влюбленный, Колесо Фортуны


Почему они это делали? Почему создатели карт Таро упорствовали в сохранении набора картинок, перегруженных таким тяжелым и опасным символизмом, если это не имело никакого значения для игральных потребностей их клиентов? И как так случилось, что скромная колода игральных карт вобрала в себя настолько богатые и могущественные символы, что вдохновила столетия разнообразных интерпретаций, спекуляций и применений, как показывает дальнейшая история Таро?

На эти вопросы давали разные ответы. Как мы скоро увидим, многие авторы, присваивавшие картам мистические значения, считали, что Таро создали древние мудрецы, которые хотели передать тайное духовное послание под маской безобидных на первый взгляд игральных карт. Согласно этим авторам, тайна этих игральных карт на протяжении многих поколений передавалась от одного создателя карт Таро к другому. Эта неписаная традиция объясняла подлинное значение каждой карты и предписывала создателям карт сохранять оригинальные иллюстрации. Другими словами, создатели Таро образовали своего рода заговорщическую гильдию, манипулировавшую европейскими карточными игроками, которые распространяли древнее послание, не зная о его подлинном смысле.

Однако такая идея представляет очень проблематичную историческую теорию. Трудно объяснить, как такая тайна могла пережить столетия войн и общественных потрясений, ни разу не будучи раскрытой. Также неясно, почему, после четырех столетий непрерывной передачи, древняя традиция вдруг бесследно исчезла, как только интерес к значению карт Таро обрел широкие масштабы. По крайней мере с начала XIX века, когда карты Таро стали привлекать широкое внимание, ни один создатель традиционных карт ничего об этом не говорил.

А что, если такой тайной традиции не было? Если принять такую возможность, значит, в самих изображениях должно быть что-то такое, что столетиями влияло на человеческие умы, побуждая их сохранять изначальный набор символов. Продолжая рассуждать в данном направлении, можно отметить, что многие авторы, продвигающие теорию «тайного общества», создают впечатление об очень дисциплинированной группе посвященных мудрецов с сильной духовной мотивацией. Однако более разумным будет предположить, что карты в действительности были в обращении в сомнительных социальных кругах, таких как клубы азартных игр, выпивки и дешевых удовольствий. Похоже, что и само производство Таро было темным занятием. По сути, во многих исторических свидетельствах речь идет о пиратских, поддельных и контрабандных колодах карт. Таким образом, более разумно будет рассматривать карты Таро как коллективное художественное творчество, развивавшееся в маргинальных и полузаконных простонародных кругах, а не как возвышенное учение, хранившееся в тайных храмах мудрости и духовности.

Какова же была роль этих сложных символов, наделенных таким сильным духовным и эмоциональным значением, в сомнительных игорных заведениях? Возможно, стоит поискать психологический ответ. Не исключено, что изображения карт каким-то образом отображали подсознательные конфликты и дилеммы карточных игроков. Возможно, в тех самых местах, где государственная власть (император) и Церковь (папа) утратили свою убедительную силу, люди нуждались в каком-то напоминании о сложной взаимосвязи света и тьмы в человеческой жизни. Конечно, не нужно забывать, что в те времена люди были очень религиозными, поэтому мысль о совершении чегото запрещенного должна была пробуждать их самые глубокие конфликты и страхи. Возможно, созерцание сложных символов каким-то образом помогало им сохранять моральное равновесие, заигрывая при этом с темным и соблазнительным миром греха. Такая идея могла бы объяснить, почему они не хотели заменить иллюстрации какими-нибудь менее вызывающими образами.

Однако кое-что в неуловимом и загадочном характере Таро может побудить нас выйти за пределы чисто психологических объяснений. Можно как минимум поиграть с идеей о том, что в этом есть нечто большее. Быть может, магия карт символизирует какую-то настоящую магию в мире. Возможно, существует какая-то закономерность, берущая начало на другом уровне реальности, а карты Таро представляют собой каналы, выражающие ее на человеческом уровне.

Термин ченнелинг обычно ассоциируется с посланием с высшего уровня реальности, передаваемым в наш мир через ум отдельного человека. Однако карты Таро могут представлять ченнелинг другого типа. Это не единственное послание, передаваемое через одного человека, а скорее сеть небольших посланий, внедренных в подсознание множества людей в разные времена и в разных местах.

Можно представить это как коллективный ченнелинг, где каждый человек переживает послание в виде едва заметного импульса или интуитивного побуждения. Один человек может ощутить желание напечатать набор карт с сохранением старых символов. Второй может почувствовать потребность усовершенствовать его, изменив ту или иную деталь. Другие могут интуитивно отдать предпочтение определенной версии карт, и т. д. Импульс может быть небольшим и почти незаметным на уровне отдельного человека. Иногда он вызывает реальные действия, тогда как в других случаях он остается неясным и неосуществленным побуждением. И только коллективное воздействие всех этих небольших толчков в конце концов порождает полномасштабную эволюцию карт Таро в человеческой истории.

Французская школа

На протяжении первых нескольких столетий после появления карт Таро их символическому значению не уделялось особого внимания. Существует два трактата, написанных в Италии в XVI веке, в которых приводится моралистическое толкование Таро, однако их влияние, очевидно, было маргинальным и непродолжительным. Помимо этих двух документов, письменные свидетельства этого периода о Таро ссылаются исключительно на азартные игры или производство карт.

Важной поворотной точкой в истории интерпретации Таро стал 1781 год. Тогда французский ученый и мистик по имени Антуан Кур де Жебелен опубликовал восьмой том объемного трактата под заголовком «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным». Среди прочего в трактате де Жебелена содержалось подробное обсуждение Таро. Этот том стал первым письменным свидетельством использования карт Таро не только в азартных играх, но также в популярном гадании. Однако, по мнению де Жебелена, те, кто использовал Таро лишь в азартных играх и гадании, упускали из виду его полный потенциал. Он утверждал, что на самом деле они невольно держали в руках тайный ключ к древнему хранилищу знаний, который после расшифровки может дать нам таинственные силы и более глубокое понимание Вселенной.

По мнению де Жебелена, карты Таро были замысловатым инструментом, созданным древнеегипетскими мудрецами, экспертами в магии и оккультизме. Чтобы сохранить свое тайное знание для будущих поколений, они перевели его на язык символических иллюстраций. Чтобы максимально эффективно скрыть могущественное знание от недостойных глаз, они решили оставить его у всех на виду, но замаскировать под безобидную на первый взгляд азартную игру. Так люди будут передавать иллюстрации из поколения в поколение, не осознавая их глубокого смысла.

Сегодня спекуляции де Жебелена о Древнем Египте не воспринимаются всерьез. Но в те времена его идеи оказывали очень большое влияние. Гадание на картах стало модным в парижских салонах и даже достигло императорского двора Наполеона. Многие предсказатели использовали обычные игральные карты. Но более искусные среди них, вдохновившись предполагаемой связью с возвышенными египетскими мистериями, заимствовали Таро.

Использование карт Таро в гадании продолжало завоевывать популярность в первой половине XIX века, хотя идеи де Жебелена о более глубоком смысле символов карт в основном игнорировались. Основную массу людей интересовало лишь предсказание их судьбы. С этой целью печатались новые колоды Таро, с простыми и прямыми иллюстрациями, заменившими традиционные рисунки. Со временем все это стало рассматриваться как нечто среднее между якобы сверхъестественными предсказаниями и приятным времяпрепровождением в обществе.

Ближе к середине XIX столетия группа французских мистиков стала развивать идеи де Жебелена в более серьезном направлении. Хотя у них не было прямой связи с иудаизмом, эти мистики интересовались еврейской мистической традицией, известной как Каббала. Они считали, что Таро и Каббала происходят из Древнего Египта как два разных, но параллельных представления одного и того же тайного знания.

Наиболее влиятельным среди изучавших Таро французских мистиков был Альфонс-Луи Констан, который, вдохновившись учениями Каббалы, взял себе псевдоеврейское имя Элифас Леви. Леви считал, что под методами практического мистицизма, такими как гадание или магия и колдовство, сокрыты законы и силы, сравнимые с известными современной науке. Он также верил, что эти законы были известны древнеегипетским мудрецам и что они представлены в Каббале и Таро. Таким образом, по его мнению, должно быть возможным создать своего рода словарь, где каждой карте Таро будет соответствовать каббалистический символ. Использование такого словаря позволит лучше понять законы магии, отталкиваясь как от каббалистических текстов, так и от Таро[2].

В описанной Леви системе 22 карты мажорной масти соотнесены с 22 буквами еврейского алфавита, которым древние каббалистические тексты приписывали мистические значения и магические силы. Четыре минорные масти соответствуют четырем буквам Тетраграмматона, еврейского имени Бога, обладающего такой магической силой, что его нельзя произносить. Кроме того, Леви связал десять карт каждой минорной масти (тузы и числа) с каббалистической схемой, известной как «Древо Сефирот», которая описывает десять разных аспектов божественной сущности. Используя эти соответствия в качестве краеугольных камней, он изложил целую теорию мистицизма и магических сил, в которой карты Таро играли центральную роль.

Идеи Элифаса Леви положили начало тому, что можно назвать французской школой Таро. Его сочинения обрели популярность во Франции во второй половине XIX века и породили целую традицию интерпретирования Таро в мистических и каббалистических понятиях. Она продолжает вдохновлять многих современных читающих Таро, особенно во Франции. Во французской школе Таро обычно используются традиционные иллюстрации карт (за исключением некоторых новых колод) и схема соответствий Леви. В англоязычных же странах Таро обрело популярность благодаря влиянию другой школы, которая изменила как соответствия, так и иллюстрации карт.

Английская школа

В конце XIX века идеи Леви достигли Англии, где их заимствовало мистическое общество, известное как Орден Золотой Зари. Лидеры Золотой Зари высоко ценили работу Леви, но тем не менее внесли в его учения существенные изменения, положив начало новой традиции – английской школе Таро.

Как и Леви, члены Золотой Зари верили, что у древних мудрецов был доступ к тайной мудрости магических сил. Они также верили, что, оказавшись в неправильных руках, это могущественное знание может использоваться для злых целей. Поэтому оно было доверено небольшому кругу тщательно подобранных духовных мастеров, которые торжественно поклялись хранить его в тайне. На протяжении многих поколений эти тайные мастера распространяли части знания остальному человечеству. Но чтобы избежать злоупотребления, они делали это постепенно. Мифы, религиозные традиции и магические ритуалы в разных культурах, а также такие символические системы, как Каббала и Таро, – это все выражения одного и того же тайного знания. Но в каждом из них содержится много ошибок, искажений и вводящих в заблуждение подсказок, как намеренных, так и накопившихся за годы из-за неточной передачи. Только сейчас человечество достигло новой стадии развития, на которой оно может справиться с полным знанием, и тайные мастера избрали лидеров Ордена Золотой Зари для его реконструкции и преподавания.

С учетом вышесказанного, лидеры Ордена Золотой Зари расширили идею Леви о словаре. Чтобы избежать ошибок и упущений каждой отдельной традиции, они создали большую «таблицу соответствий», собрав символы, мифологии и мистические системы со всего мира. В качестве основы для таблицы они выбрали два набора символов, которые они считали самыми точными выражениями древнего знания, – Каббалу и Таро. Подобно тому как это сделал Леви (однако изменив детали, как мы увидим в главе 5), каждую мажорную карту Таро они соотнесли с еврейской буквой. Но в таблице Золотой Зари было также много других столбцов, где каждая карта и соответствующая буква соотносились со всевозможными мистическими символами и божествами из разных культур. В их числе были, например, Древний Египет, Индия, Китай, ислам, греческая мифология, астрология, алхимия, различные магические и колдовские традиции и т. п.

На страницу:
1 из 3