Полная версия
Тоталитарная демократия
Юрий Мордашов
Тоталитарная демократия
Введение
Прошу извинить меня за такое странное название, тавтологию. Однако попробуем рассуждать вместе. Западная демократия, которая навязла в зубах и которую пропагандирует западная идеология, составляет основу современной цивилизации и является необходимым условием преобразования развивающихся стран. И вдруг находится какой-то ненормальный, который заявляет: А король-то голый, не существует никакой западной демократии! Как возможно такое? – Вполне возможно!
В социальной психологии влияние группы на индивида рассматривается как феномен группового давления или его называют феноменом «конформизма». Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен уже давно зафиксирован в сказке Г. Андерсена о голом короле (И.С. Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает негативный оттенок… Искаженное представление о существующей действительности, о нравственных понятиях и предъявляемых требованиях[1].
Под патологией (от греч. рathos – страдание, боль, болезнь) понимается раздел медицинской науки, изучающей закономерности развития болезней и патологических процессов на основе данных анализа клиники, патологической анатомии, патологической физиологии, биохимии и др., а также отклонение от нормального состояния или процесса развития[2].
По мнению Н.И. Ануфриевой и О.Б. Куприяновой, термин «патология», перейдя в социальную сферу, сохранил медицинское значение. «Социальная патология» означала отклонение от норм общественной жизни, которое имеет результатом рост заболеваемости. В частности, низкие доходы и, как следствие, недостаточное питание приводили к комплексу болезней, и потому такие условия жизни считались социальной патологией.
Впоследствии под «социальной патологией» стали понимать все виды ненормального поведения: коррупцию, преступления и прочее. Медицина здесь сыграла роль своеобразного мостика от индивидуального здоровья к здоровому обществу. Так, алкоголизм и наркомания, с одной стороны, – показатели индивидуального нездоровья конкретных людей и в то же время – негативных процессов в обществе, которые получили название «социальной патологии». Наконец, «социальной патологией» стали считаться все состояния экономики и организации общественной жизни, которые не вписываются в общепринятые представления относительно демократической рыночной экономики.
При общем негативном отношении к ним определение их как патологий было вполне естественным. В последние годы категория «патологии» превратилась в аргумент при решении проблем в международных отношениях. Фиксация отклонений от нормы позволяла отнести ту или иную страну к «девиантам» или «изгоям», что открывало путь для произвольных действий в отношении данной страны – от торговых ограничений до бомбежек и оккупации.
В медицине традиционное понятие нормы имеет смысл стандарта, идеального образца, однако в последнее время организм в ней стал рассматриваться как саморегулирующая биологическая система, в связи с чем появились иные трактовки нормы[3].
По мнению автора, в международном праве понятие нормы, стандарта, идеального образца до сих пор широко распространено: естественные права человека. Поэтому ООН и Совет Европы считают, что для развития демократии в развивающихся странах достаточно введение свободных выборов и соблюдение норм естественных прав человека. В XXI веке США и Великобритания осуществляли цветные революции (проекты по свержению легитимной власти) в странах второго и третьего мира: Грузии, Украине, Ливане, Палестине и других странах. Однако часто такие революции заканчивались хаосом, разочарованием, возвратом к диктатуре или появлением несостоятельных государств.
«Согласно распространенному суждению, идея – это форма отражения объективной или воображаемой реальности, включающей осознание цели дальнейшего познания или преобразования действительности. Ж.Т. Тощенко задается вопросом: Что же представляют собой кентавр-идеи, как они рождаются? Во-первых, это полностью или частичный разрыв между реальностью и представлениями о том, что должно или может быть. Во-вторых, кентавр-идеи появляются в ситуации, когда отвергается прежний опыт (особенно когда это делают безапелляционно) и в то же время не находится ответа на вопрос, что делать в настоящее время, или этот ответ содержит рекомендации, которые при первых попытках внедрения демонстрируют несостоятельность, в лучшем случае – ограниченность. В-третьих, кентавр-идеи появляются в случае смешения научного и политического (идеологического) подходов. В четвертых, кентавр-идеи появляются в ситуации, когда нарушается мера вследствие потери ориентации или неадекватности восприятия происходящего вокруг. В-пятых, кентавр-идеи рождаются при шизофрении сознания, когда их носители зациклились на определенном умозаключении, доводя идею до абсурда, с маниакальной настойчивостью доказывая ее уникальность и абсолютную непогрешимость. В-шестых, кентавр-идеи рождают ангажированность субъектов той или иной культуры. В-седьмых, кентавр-идеи порождаются химерическим смещение разных мировоззрений, политических и гражданских позиций. Их носители – люди с неструктурированным мышлением. Они одновременно выступают за рынок, социализм, монархию, и русскую идею, за то, что им в этот момент кажется важным, и на что, по их мнению, аудитория среагирует наиболее адекватно. Олицетворяют такую позицию политические деятели, выдвигающие химерические идеи. Их в гротескной форме ярче других воплощают в политике В. Жириновский, в культуре Н. Михалков. В-восьмых, кентавр-идеи рождаются в результате «сознательной иррациональности». В-девятых, это идеи-обманки, вроде общечеловеческих ценностей, которые составили «научную базу» политики Горбачева и его окружения»[4].
Психопатология – болезнь современного человека, но возможна ли психопатология целого общества? Еще как возможна! В ХХ веке половина населения Земли поверила в коммунистическую утопию, и мир стоял на грани катастрофы. Кинофильм «Матрица» – это не выдумки фантастов, а отражение суровой реальности. Но удивительное существо – ЧЕЛОВЕК: он может смотреть кинофильм «Матрица» и не осознавать, что лишен самосознания, что сам он не принадлежит себе и является частью матрицы. Напомню, что, проводя исследования, Зигмунд Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. Задача психоаналитика сделать психику человека более адекватной реальности. Осталось совсем немного: уточнить, что такое реальность в нашем виртуальном мире!
Так о чём эта книга, и что хотел сказать автор? Эта очередная книга о кризисе нашего представления о мире, о кризисе глобального общества. Цель настоящего исследования состоит в анализе современной демократии, взаимосвязи демократии с социально-гуманитарными науками: историей, экономикой, социологией, политологией, психологией.
Глава 1. Методология исследования демократии
В данном исследовании использовались следующие методы:
1) абстрактно-исторический метод или логический метод анализа исторических явлений;
2) диалектический метод;
3) метод проверки научности теории;
4) психоанализ.
Задача абстрактно-исторического метода исследований состоит в проверке соответствия научной теории реальности. Дело в том, что если в естественных науках любая научная теория должна быть доказана экспериментально, то в общественных науках проверка соответствия научной теории реальности вызывает сомнение, поскольку её результат реализации занимает целые столетия.
Диалектический метод – всеобщий метод познания, который позволяет исследовать все (в нашем случае демократия) в их взаимосвязи и взаимодействии.
Метод проверки научности теории позволяет выявить отличие научной теории, от ложной теории и утопии. Этот метод включает абстрактно-исторический метод исследований и диалектический метод.
Психоанализ как метод научного познания.
Бессмысленно отрицать важную роль религии и идеологии в формировании религиозного фанатизма и экстремизма, ложного представления о путях развития цивилизации, и, как результата, неадекватного поведения людей. В середине ХХ века предрекали закат капитализма, были популярны идеи создания общества конвергенции, и половина людей на земном шаре строила социализм.
Человек рождается, воспитывается, получает образование, адаптируется в социальной среде и одновременно загружается программами (культура, правила поведения, мораль, правовые нормы). Можно ли сказать, что существует свобода выбора и поведение человека не детерминировано? Нет! Поступки человека в значительной степени детерминированы программами поведения (культурой), и можно сказать, что человек – зомби, а матрица – культура, нормы поведения.
Биологические, психофизиологические факторы, наследственно обусловленные особенности психики человека противостоит превращению личности в робота, препятствует превращению человека в простого исполнителя ценностных установок социальной среды.
И все же человек, несмотря на его индивидуальные особенности психики, является отчасти роботом или зомби. Его сознание ограничено культурой, ценностными установками той социальной среды, общества, в которых он воспитывается и живет. Так, человек, воспитанной в демократической культуре, не воспринимает не только ценности, но и поведение, образ жизни представителей другой, восточной культуры. И наоборот, представители восточной культуры не воспринимают ценности западной культуры.
Как полагает О. В. Мартышин, «психоанализ в широком смысле слова есть теория и метод, имеющие дело с бессознательными процессами человеческой психики (основатель – З. Фрейд). Главной особенностью открытого Фрейдом (1856–1939) метода было сведение социальных законов к законам природы, индивидуального к коллективному сознанию (в человеческом обществе, в коллективной психике действуют те же механизмы, что у отдельного человека). Метод психоанализа применим ко всем сферам человеческой деятельности. Применяя метод психоанализа, последователи Фрейда стремятся установить взаимосвязь психики людей и их политико-юридической деятельности. Следует иметь в виду, что психоанализ строится на ряде аксиоматических допущений, имеющих далеко не однозначное толкование. Вследствие такой специфики результат психоаналитического исследования носит, как правило, очень приблизительный характер. Применение психоанализа дает наиболее плодотворный результат в сочетании с другими методами»[5].
Что же объединяет людей на Земле? Неадекватность мировоззрения, отсутствие сознания и самосознания, агрессивность. Так, излюбленная тема писателей ‒ фантастов, встреча человека Земли с пришельцами. В качестве примера, можно привести фильм режиссера Люка Бессона «Властелин колец». Вывод писателей ‒ фантастов однозначен: мы не только не готовы к встрече пришельцев, но всякий контакт с представителями других цивилизаций может быть губительным для человека и жизни на Земле. Зачем нужен контакт! Получение новых технологий? Чрезвычайно опасно для жизни на Земле! Дело в том, что технический прогресс на Земле всегда опережает общественный прогресс, поэтому овладение новых технологий, значительно опережающих уровень общественного сознания, может привести к негативным последствиям.
Вопрос: применим ли психоанализ для исследования социальных групп и целого общества? Вполне! Поступки, как отдельного человека, так и социальных групп не могут быть объяснены только сознанием и логикой, поскольку это только один из трех уровней мышления. Поэтому для успешного управления социальными группами необходимо исследование бессознательного, играющего решающую роль в выборе поведения некоторых социальных групп и даже целого общества. Чтобы управлять человеческим обществом, необходимо прогнозировать поступки человека, их мотивацию, поскольку незнание модели поведения приводит к ошибкам в управлении, к противоположному результату вместо ожидаемого. Хотелось бы отметить, что выбор поведения может происходить на уровнях сознания, предсознательного и бессознательного. На мой взгляд, поведение человека на уровне бессознательного недостаточно изучено.
По мнению П.П. Гайденко и Ю.Н. Давыдова, «метод психоанализа возник из практики лечения душевнобольных, по отношению к которым врач считает себя лучше понимающим их состояние, чем они сами его понимают. Последним основанием этого права на это является то, что он – нормальный человек, а они – больные. Но на каком основании он может применять этот метод к другим нормальным людям? Для этого может быть только одно основание: убеждение в том, что они тоже больны. Но тогда понятие болезни оказывается перенесенным из сферы медицины в сферу метафизики, и самым главным, но и самым трудным делом, оказывается, доказать, на каком основании психоаналитик считает себя здоровым. Вопрос, как видим, перемещается в метафизическую сферу, а лечение в этом случае оказывается социальной терапией, в конечном счете – лечением общества в целом»[6].
Как считает П. Штомпка, «в сфере общественного сознания всегда имели место определенные патологические явления. Когда мы говорим «патологические», то имеем в виду, во-первых, ущерб или утраты в познавательном отношении, то есть распространение взглядов и представлений, упрощенных, схематических, односторонних и просто ошибочных, а во-вторых, вредоносные последствия для общества, – определенные идеи, вызывающие, например, социальное напряжение, конфликты и даже приводящие к разрушению общества. Как правило, оба эти обстоятельства выступают вместе»[7].
Задачей науки является достижение объективных, истинных знаний. Генератор знаний – ученый, который является субъектом в производстве не только собственных знаний, но и критике и интерпретации знаний других ученых. Достижения науки зависят от того, насколько ученый может объективно оценивать не только других ученых, но и собственные знания. И, наконец, главное в процессе научного познания является постоянная критика, пересмотр и отказ от прежних знаний и создание новых научных теории, изменение мировоззрения.
В связи с этим уместно привести высказывание К. Хорни из книги «Невротическая личность нашего времени», где она излагает свою теоретическую концепцию: «Поскольку большинство из моих интерпретаций отличается от фрейдовских, некоторые читатели могут спросить, являются ли они психоанализом. Ответ зависит от того, что считать главным в психоанализе. Если принимать под психоанализом все до одного положения, выдвинутые Фрейдом, тогда то, что представлено в этой книге, не есть психоанализ. Если же считать, что основные идеи психоанализа заключаются в определенной системе взглядов относительно роли бессознательных процессов и путей их выражения, а также в определенной форме терапии, с помощью которой эти процессы доводятся до сознания, то тогда то, что я представляю здесь, является психоанализом»[8].
Что мешает ученому эффективно творить и чем может помочь психоанализ в процессе творчества:
1. Настойчиво преодолевать неосознанные архетипы в бессознательном, результатом которых являются пристрастные позиции ученых, ангажированность, подверженность религии и идеологии, и которые не позволяют критически оценивать происходящие явления и приводят к неадекватному мировоззрению.
2. С помощью волевых усилий сдерживать чувства и эмоции, которые, с одной стороны, являются энергией и компенсатором в процессе творчества, а с другой, к неадекватным представлениям, как, например, неизменным попыткам создания идеального общества, в основе которого гуманизм и доброта, равенство и справедливость, свобода и братство.
3. Критически относиться к идеям Разума, абсолютным идеям и идеальным конструкциям общественного устройства, не имеющим связи с реальной динамикой общественного развития и пытающим повернуть историю общества вспять.
4. Активно использовать рефлексию в научном познании: в критике научных теорий и позиций ученых, в процессе формулировки своих задач и методов исследований, вербализации новых теорий.
Глава 2. Американская демократия
2.1. Демократия или анархия в США
Миф: США ‒ самое демократическое государство в мире? Чтобы развеять этот миф, напомню события, которые происходили в 2017 году.
В 90-х г. ХХ века, как считает Рейн Мюллерсон, появилась «новая теория (или теории) международных отношений – Теория демократического мира. Суть этих теорий – утверждение о том, что поскольку демократии не ведут войн друг против друга, увеличение числа демократий в мире снижает вероятность военного конфликта. Или, как выразился президент Клинтон применительно к практической политике, «безусловно, наилучшей стратегией для обеспечения безопасности и построения прочного мира является поддержка распространения демократии по всему миру»[9].
Военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, во время войны в Косово. Главными жертвами бомбардировок стали мирные жители. Как признал недавно спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир, балканская операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята.
Демократические выборы в Америке. «В декабре 2016 года победу на выборах президента США одержал Дональд Трамп. В возрасте 70 лет Дональд Трамп стал старейшим впервые избранным президентом США, чем побил рекорд Рональда Рейгана, занявшего этот пост в 69 лет. Возраст другого кандидата в президенты Клинтон – 69 лет. Журналист Майкл Вулф – автор книги «Огонь и ярость: внутри Белого дома Трампа» – уверен, что содержание его работы вынудит президента США оставить свой пост. В своей книге Вулф поставил под сомнение психическое здоровье Трампа. Президент США Дональд Трамп не показал никаких отклонений в результате проведенного обследования его умственных способностей и вообще абсолютно здоров, заявил врач Белого дома Ронни Джексон».
Впервые в истории таких выборов в США, как в ходе предвыборной кампании, так и после, было заявлено о масштабном иностранном – «российском вмешательстве» на ход и результаты выборов с поддержкой одного из кандидатов ‒ Трампа и дискредитации другого кандидата ‒ Клинтон. В числе такого вмешательства называются кибератаки на Национальный комитет Демократической партии и автоматизированные системы выборов, пропаганда в США российских СМИ иновещания RT и Sputnik под эгидой Российского института стратегических исследований, работа в социальных сетях «фабрики троллей» Агентства интернет-исследований, контакты членов предвыборной и президентской команд и родственников Трампа с Российским фондом прямых инвестиций и другими российскими представителями, оплата RT мероприятий Майкла Флинна и прочее. Российские власти отрицают вмешательство. В 2017 году, уже во время президентства Трампа, развернулось широкое межведомственное расследование Конгресса США предполагаемого вмешательства во главе со спецпрокурором министерства юстиции США экс-главой ФБР Робертом Мюллером, до и в ходе которого в т. ч. произошли отставки важных членов предвыборной и президентской команд, было заблокировано множество участников и сообществ соцсетей от «фабрики троллей», были заведены уголовные дела, были применены ограничительные меры к RT и Sputnik (запреты на рекламу в соцсетях и принуждение к регистрации как иностранных агентов) и т. д[10].
Демонстрация протеста против Трампа. В американских городах от атлантического до тихоокеанского побережья продолжаются организованные сторонниками Клинтон акции протеста против результатов президентских выборов. Эти акции нередко перерастали в ожесточенные столкновения с полицией. В субботу вечером, как сообщает Associated Press, на улицы вышли несколько тысяч человек. Никаких конкретных требований протестующие не выдвигали. Митинги недовольных поражением экс-госсекретаря под лозунгами "Не мой президент!" в отдельных городах сопровождались масштабными беспорядками и столкновениями с полицией. За последние дни были задержаны несколько сотен человек[11].
Скандал вокруг поисков «кремлёвских агентов в Белом доме» длится уже больше года, но сейчас, похоже, пришёл к закономерному финалу. Оказалось, главным преступником является не 45-й президент Америки Дональд Трамп, а… те самые агенты Федерального бюро расследований (ФБР), которые и должны были искать его мифические «связи с Кремлём»[12].
За 2017 год сотрудники правоохранительных органов в США расстреляли 987 человек. Об этом сообщает The Washington Post. По данным издания, 940 из убитых полицейскими человек были мужчинами. 23 % убитых являлись афроамериканцами. Отмечается также, что более трети убитых – это люди моложе тридцати лет[13].
ВАШИНГТОН, 16 сен – РИА Новости. Более 10 человек арестованы в результате протестов, которые проходят в пятницу в городе Сент-Луис (штат Миссури) из-за решения суда оправдать полицейского, застрелившего афроамериканца в 2011 году[14].
В США продолжают сносить памятники сторонникам Конфедерации, участникам Гражданской войны 1861 ‒ 1865 годов на стороне Юга. Снос памятников в Новом Орлеане, в городе Дарем (штат Северная Каролина), в городе Гейнсвилл (штат Флорида) и других сопровождался беспорядками, актами вандализма, столкновениями ультраправых с их противниками[15].
Психоанализ дилетанта:
1. Хваленой демократии в США не существует!
2. В США деградация общества и патология общественного сознания: агрессия граждан, разрушение государственности, несоблюдение законов гражданами и политическими деятелями страны, государственными структурами и спецслужбами.
2.2. Американцы хотят принудительно сделать все нации счастливыми!
С. Хоффман как-то задал риторический вопрос: «являются ли международные исследования американской социальной наукой? Обычно на него отвечают следующим образом: «Да, по крайней мере, последние пятьдесят лет». Аналогичный вопрос напрашивается и в отношении политической науки. Доминируют ли американцы в этой отрасли знания? И ответ на него будет тем же: «Да, по крайней мере, – последние пятьдесят лет». С точки зрения количества, разнообразия, а, по мнению некоторых исследователей – и качества работ, американские учёные, безусловно, определяли и определяют состояние политической науки во всём мире»[16].
По мнению Э.Я. Баталова, «на протяжении нескольких последних десятилетий после окончания Второй мировой войны Соединённые Штаты являли собой одну из главных точек роста мировой политической мысли и центр развития мировой политической науки»[17].
Т. Иногучи, проводя исследования демократии в Японии, Южной Корее и Китая, отметил «влияние американской политической науки на развитие политической науки этих трёх стран. Во-первых, он характеризовал демократию в Японии как «нелояльную». По его мнению, «к категории «нелояльных» принято относить давно укоренившиеся и устоявшие демократии, для которых характерно недоверие граждан к политикам и индифферентное отношение к политике как таковой. Эти черты присущи и американской демократии. Уважение к политическим институтам упало в США до предельно низкой отметки», аналогично в Японии «доверие к политическим партиям, парламенту, государственным чиновникам, политическим лидерам и правительству находится там, на очень низком уровне». Во-вторых, Т. Иногучи относит Южную Корею к демократиям «третьей волны», поскольку «демократизация Кореи пришлась на то время, когда аналогичные процессы охватили Южную Европу, Латинскую Америку, Южную и Юго-Восточную Азию. В режимах подобного типа делается акцент на процедурных и электоральных аспектах демократии. Такие режимы носят манипулятивный характер и не опираются на сколько-нибудь устойчивые демократические убеждения граждан. Конечно, демократию принято определять не по процедурным, а по содержательным критериям – как власть народа, от народа и для народа. Однако в случае «третьей волны» под демократией подразумевается лишь избрание руководства страны в ходе свободных, честных и конкурентных выборов, зачастую проводящихся под наблюдением ООН. В-третьих, Т. Иногучи определил демократию в Китае как зарождающуюся. «Зарождающиеся демократии можно иначе назвать полудемократиями или демократиями, находящимися в процессе становления. Хотя по своей природе подобные режимы, безусловно, остаются авторитарными, им присущи и некоторые черты, которые со временем могут способствовать появлению демократических форм. Речь идёт, в частности, обо всё большей открытости номенклатуры, о проведении демократических выборов на уровне деревень, об усилении прозрачности и подотчётности власти. Так, доктрина «трёх представительств партии» Цзянь Цземина нацелена на расширение состава коммунистической партии за счёт включения в неё предпринимателей, специалистов в области фундаментальных и прикладных наук и просто граждан, лояльно относящихся к этой организации». В заключении, Т. Иногучи подчеркнул, что «все три страны, вне зависимости от специфики сложившегося в каждой из них политического режима, движутся по пути демократического строительства, проложенному американской демократией. Аналогичным образом можно говорить о том, что на их политическую науку, так или иначе, повлияла американская политология. Однако это отнюдь не означает, что последняя заняла там доминирующее место. Восточноазиатские исследователи обращаются к концептам и методологиям, разработанным в США, дабы найти ответы на вопросы, которые ставит перед ними эмпирическая реальность их стран. В случае Японии это вопрос: почему политические лидеры и институты пользуются столь слабым уважением граждан? В случае Кореи: почему после 15 лет демократического транзита в обществе так сильны антиамериканские настроения? В случае Китая: почему народ не доверяет чиновникам, почему политическая система страны остаётся закрытой и неподотчётной? Эти и подобные им ключевые вопросы задают направление развития политической науки соответствующих стран. В настоящее время правительства большинства стран мира декларируют себя демократическими, в противном случае они становятся изгоями в глазах остального мира и могут быть подвергнуты военной интервенции со стороны США»[18].