Полная версия
Варягия. Русь Рюрика
По официальным источникам, мы имеем дату основания славянского поселения Старая Ладога – 750 год, а рядом нашли еще одну крепость – Любшу, несколько старше по возрасту. С этой датой можно связать появление на Ладоге первых варягов. Именно тогда сведения о будущих новгородцах появляются в исторических источниках, как на западе, так и на востоке.
Действительно, значительные изменения в жизни ильменских славян наступили именно к середине VIII века.
Чем же это было вызвано?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо восстановить всю цепочку исторических событий, которые происходили за тысячи верст от новгородских земель в различных точках Европы и Азии.
Юг.
В конце VIII века на арабском востоке возникает мода на северные меха. Главными поставщиками ценного товара в южные страны стали полукочевые хазарские племена. Поначалу хазары жили на нынешних землях Дагестана. Чуть позже ареал их расселения расширился и перешел на степи северного Каспия, Калмыкию и Северный Кавказ.
Хазары выменивали меха у своих северных соседей – волжских булгар и вятичей. Вскоре к торговле подключились иудеи, еще в VI веке выселенные из Элама на Кавказ.
Просвещенные и образованные иудеи объяснили хазарским ханам всю выгоду их географического положения и предложили свои услуги.
С помощью искушенных советников объемы торговли стали расти на глазах. Расчет за меха с северными племенами шел коврами, тканями, посудой и серебряными дирхемами.
Каган хазар и его ханы быстро богатели. В течение нескольких десятилетий в Хазарии возникли первые города-крепости, и появилось регулярное войско. Иудеи наладили не только выгодную торговлю, но и разработали государственную систему. На первом месте было обогащение за счет спекулятивных сделок Север-Юг. С помощью своей мобильной армии хазары быстро подмяли под себя народы средней полосы – волжских булгар, вятичей и финно-угров Поволжья. Все они были обложены «меховой» данью.
В период расцвета Хазарского каганата им принадлежали половина Крыма и Придонье, а Киев платил хазарам дань почти столетие. Причем хазарская дань была почти в два раза больше общепринятой в древнем мире десятины.
Русь IX века
На огромном пространстве Хазарского каганата не было единой религии. Известно, что в 861 году в Хазарии был проведен религиозный диспут, на который были приглашены представители иудейства, христианства и ислама. Кирилл и Мефодий направленные Византией до столицы хазар не дошли и проповедовали среди аланов-русов.
Этническое разнообразие кочевых племен было широким а требовалось единообразие, чем обычно занимались проповедники. Но, скорее всего, это было показное мероприятие, так как результат был заранее известен.
В благодарность за торговую науку ханская верхушка признала государственной иудейскую религию. И это стало ошибкой хазарских каганов.
Самым известным из хазарских правителей был Иосиф бен Аарон (время правления 930-е – 960-е гг.). Но это уже был закат государства. Сначала варяги Бравлин и Олег, затем киевский князь Святослав испытали силу хазарского войска, научившись его побеждать с помощью взаимодействия конницы и флота.
После Египта и Элама где фараонами и царями было несколько поколений иудеев, это была третья неудачная попытка создания еврейского царства на чужих территориях. Но нигде им не удавалось создать боеспособную армию из-за экономии средств и отсутствия в войсках боевого духа.
ПОВОЛЖЬЕ
В середине VIII века к поставкам северных мехов подключились и ильменские славяне. Они уже освоили к тому времени путь от Ладоги до средней Волги. По сравнению с коренным финно-угорским населением, славяне были более предприимчивы, более мобильны и грамотны.
Взяв на себя организацию торговли и перевозку товара по Верхней Волге, славяне быстро вошли во вкус. Отправной точкой было устье реки Мологи, куда свозились меха с Ладоги, Онеги и Белозера. До устья Камы, где находился город Булгар – главный торговый центр, по всему пути славяне организовали многочисленные точки приема мехов у веси, чуди и черемисов.
Сюда же, в Булгар привозились меха еще и с югорской стороны. Хазарам, покупавшим весь товар оптом, такая ситуация была очень выгодна, ведь с возникшей конкуренцией они могли сильно сбивать цену и получать львиную долю прибыли.
Весь, меря, чудь, мордва и чуваши не знали настоящей стоимость ни меха, ни серебра. Не знали они и истинного предназначения дирхемов, поэтому использовали серебряные монеты в качестве украшений. Это и сейчас наглядно подтверждают их национальные костюмы увешанные монистами.
Мордовский костюм
Женщины всегда пытались привлечь внимание мужчин, а заодно показать богатство своего рода:
Я надену звонкое монисто,Многозначно поведу плечом,И монеты звякнув, словно выстрел,Заиграют солнечным лучом.Еще одним привлекательным обменным товаром от хазар были стеклянные бусы. Вскоре их научились делать и славяне. При раскопках в Старой Ладоге в первом слое были найдены остатки дома, в котором находилась стеклоделательная мастерская. Откуда взялась на берегах Волхова восточная технология производства стекла, для ученых до сих пор оставалось загадкой.
Эту археологическую находку вполне можно засчитать как факт удавшегося промышленного шпионажа. Секреты производства шелка и пороха китайцы охраняли несколько столетий, а секрет греческого огня (напалма) был вообще разгадан только через тысячелетие.
Охотники Прикамья предпочитали восточную утварь – серебряные блюда, кувшины, а также ковры. Именно сюда сплавлялись изделия с изображением людей и животных запрещенные исламом, – не пропадать же добру. Находки и многочисленные упоминания о несметных богатствах народов Югры до сих пор ставят в недоумение наших историков, ведь здесь на северном Урале таких предметов было найдено больше, чем в самом Иране.
Есть такой сказ у Павла Бажова – «Серебряное копытце». Навеян он древним обычаем, существовавшим когда-то в Югре. Раз в году шаманы насыпали на четыре серебряных блюда арабские дирхемы и ставили на них олененка. Олень вырывался, бил копытами и из-под них вылетали монеты. Те, что долетали до людей, собравшихся на праздник, им и доставались. Память об этом обряде осталась в Пермском краеведческом музее, где есть серебряное блюдо с пробитым в виде копыта отверстием.
Рассказы о богатой стране Биармия – так искаженно звучало название пермской земли в шведских сагах, еще долго ходили среди поморов. Шведы, хозяйничавшие в VIII – IX веках в северных морях, довольно часто наведывались в Югру, с целью пограбить местное население.
Это подтверждают и клады шведских викингов, в которых арабских монет вдвое больше, чем византийских. От них же пошла легенда о Золотой Бабе имевшей второе название Ега-баба, что в переводе означало речная баба.
Впервые говорится в «Саге об Олаве Святом» (13 в). по нему в 1023 году викинги вторглись в святилище бьярмов на реке Двине, откуда похитили выполненного из чистого золота идола в виде женщины в короне с чашей на коленях, заполненной драгоценными камнями. В русских летописях от 1396 году также говорится о том, что древние коми поклонялись Золотой Бабе
В середине XVI века англичане, совершившие две экспедиции в устье Оби и искавшие там Золотую Бабу в своих отчетах назвали ее Бабой-Ягой.
Через полвека прочитав этот отчет, разъяренный Иван Грозный отправил на ее поиски и уничтожение главного идола 700 стрельцов во главе с воеводой Симеоном – братом Андрея Крбского. Идола не нашли, а имя сказочной героини осталось, включив в себя образ лесной колдуньи.
Запад
В середине VIII века в Евразии существовали три великие державы: Арабский халифат, Византия и империя франков.
Византия была в состоянии войны с Арабским халифатом. Бросив все силы на оборону южных рубежей, ромеи перекрыли приверженцам ислама путь в Европу через Балканы. Но в 711 году арабы, пройдя всю северную Африку, неожиданно появляются на территории Испании. Здесь в середине VIII века возникает Кордовский эмират.
Для франков все это стало ударом в спмну, ведь именно на территории Испании находились единственные известные в то время в Европе серебряные рудники.
Карлу I, создававшему в то время империю франков, стало катастрофически не хватать платежных средств. Королю франков теперь приходилось воевать на три фронта: на западе с халифатом, на востоке с аварами, на севере с немцами и датчанами.
Карл Великий
И тут Карлу Великому неожиданно повезло: в 756 году Кордовский эмират решает отделиться от Багдада и выбирает своего халифа. Именно сюда, на окраину арабского мира, убежали сверженные Омейяды (сунниты), и их борьба с правящими шиитами разгорается с новой силой.
Теперь уже багдадский халиф Гарун аль-Рашид попадает в весьма затруднительную ситуацию. Поставив во главу угла целостность государства и единство веры, он главной задачей определяет расправу со смутьянами.
Известно, что Гарун аль-Рашид был одним из самых цивилизованных правителей исламского мира, именно ему прекрасная Шехерезада рассказывала свои сказки. А еще он был умным и хитрым политиком.
Халиф начинает переписку с королем франков, главным противником арабов в Европе, и направляет к Карлу-I свое посольство. В знак уважения и возникшей дружбы он даже дарит ему слона. Путь этого подарка длился почти два года, и в 788 году слон благополучно добрался до Парижа.
К этому времени к Карлу I уже попало арабское серебро, проделавшее путь от Средней Азии по Волге, Ладоге и Балтийскому морю. Об этом пути ему рассказали ободриты – новые союзники франков.
Узнав о возможности поступления столь необходимого платежного средства извне, Карл Великий поручает варягам-ободритам найти оптимальный путь серебра с востока на запад и обговаривает торговый путь с новым восточным другом. Вероятно, он получил заверения Гарун аль-Рашида в том, что препятствий со стороны халифата не будет.
Гарун аль Рашид
Вскоре под руководством варягов, по образцам их крепостей были отстроены Старая Ладога и Сарское городище. Последнее, находилось на полпути к Булгару. Оно было выстроено для вождей и знати племени меря.
Этих смышленых финоугров варяги и славяне хотели привлечь к расширению торговли и обустройству волжского пути. Однако их ожидания не оправдались, меряне по своему складу не были склонны к торговле. Пришлось это удобное пристанище, расположенное на озере Неро срочно колонизировать самим славянам.
В 20 км севернее Сарского городища было создано славянское поселение. Это и был тот самый древний Ростов, названный так варягами по аналогии с их известным торговым городом Росток. Именно здесь останавливались для ремонта, а порой и на зимовку купеческие суда.
Здесь же купцы могли получить деньги в рост, если по современному кредит под проценты. В то время кредиторов называли ростовщиками. Процент роста соответствовал средневековой дани – десятина (10% в год).
Север-юг
Варягов, знавших тонкости торговли, хазарские приемы выкручивания рук, не устраивали. У них был хороший аргумент – меч! А. С. Пушкин это отметил в своем стихотворении Булат
«Все мое», – сказало злато;«Все мое», – сказал булат.«Всё куплю», – сказало злато;«Всё возьму», – сказал булат.Вскоре на берегах Волхова и Ильменя было построено более сотни шнеков (прототип будущих славянских ладей) вместимостью до 50 человек.
Под руководством одного из варяжских князей Бранибора (Бравлина) к югу отправилась военная разведывательная экспедиция.
Войско в ней было сборное. В него вошли не только варяги и новгородцы, но и их соседи кривичи. А также балтийские викинги – шведы и норвеги.
Варягам нужно было разведать путь обхода Хазарского каганата, чтоб не платить непомерные пошлины.
В устье Оки маршрут военной флотилии повернул в сторону Дона. Здесь подключились вятичи, которые ненавидели хазар и потому помогли новгородцам на волоках и указав дорогу.
Через реку Воронеж новгородские суда попали в Дон и затем в Азовское море. Однако выход в Черное море оказался перекрытым. Словно предвидя планы руссов и славян, хазары заняли Северный Кавказ и захватили весь южный Крым с крепостями Сурож (нынешний Судак) и Херсонес (окрестности Севастополя).
Взять эти укрепления имеющимся войском Бранибору было не по силам.
Но на нижнем Дону по берегам Азовского моря проживали русы-аланы. Когда-то их государство Алания, находившееся на северном Кавказе дважды уничтожалось нашествиями гуннов и авар.
Торговые пути серебра в Европу
С приходом туда в 724 году арабов, обложивших алан подушной податью, часть их, не захотев принимать ислам, отошла к устьям Кубани и Дона. Особенно воспротивились аланы Закавказья, называвшие себя руссами, по названию местности, где они еще в IV веке стали христианами. Но через полвека руссы-аланы Приазовья, вновь попали под гнет, теперь уже хазар. Их религия иудаизм была им противна, ведь по пути на диспут в Хазарию создатель славянской кириллицы равноапостальный просветитель Кирилл успел обратить их в христианство.
Руссы-аланы сразу же согласились принять участие в походе Бравлина (Бранибора) на Крым. Вот тогда-то и произошло известное по житиям святых и летописным источникам взятие Сурожа новгородцами. Многие российские историки нападение на Сурож относят к концу VIII -началу IX века, а американский византолог Г. Вернадский называет более точную дату – 790 год.
Взятием Сурожа дело не ограничилось.
Чтобы закрепить свою победу Бравлину пришлось задержаться, освобождая от хазар Крым и земли руссов-аланов. О длительности этого похода можно судить по рассказу известного иностранного дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом в Московии в 1526 году. Ссылаясь на летопись, он пишет:
«…когда новгородцы облагали тяжкой осадой семь лет подряд греческий город Корсунь, их жены, соскучившись от их продолжительного отсутствия, а к тому же еще сомневаясь в жизни своих мужей и возможности их возвращения, вышли замуж за рабов.
Наконец, по завоевании города, когда победители-мужья вернулись с войны и привезли с собою медные ворота покоренного города и один большой колокол, который мы сами видели на их соборной церкви, то рабы пытались отразить силою господ, на супругах которых они женились.
Тогда господа, рассерженные этим возмутительным поступком, отложили по чьему-то совету в сторону оружие и взялись, как имеющие дело со своими рабами, только за кнуты и батоги; устрашенные этим рабы обратились в бегство и удалились в некое место, которое и поныне называется Холопий город, т.е. крепость рабов и стали там защищаться. Но они потерпели поражение и получили заслуженную кару».
Эта анекдотичная поучительная история дает нам не только сроки самого похода – более семи лет, но и факт существования города-крепости Холопий город, о месте расположения которого Герберштейн рассказывает в последующем географическом описании Московии.
А находился он как раз в устье реки Мологи, именно там, где начинался путь торговых караванов славян по Волге. Сейчас это место скрыто водами Рыбинского водохранилища.
ЛЕГЕНДА – ПРЕДАНИЕ
Киевляне, освобожденные Бравлином от хазарской дани, увидевшие его отвагу и талант, предложили ему остаться в Киеве и стать их князем.
Они были готовы взять на содержание все его войско.
Бравлин все же отказался, отказались и воины новгородцы. А вот наемники скандинавы за хорошую плату согласились.
Среди них был род Аскольда.
Не здесь ли кроется разгадка появления в Киеве потомственных скандинавских воевод и известных нам исторических личностей, не только Аскольда, но и Свенельда?
Интересно, что по сохранившимся документам в окружении Рюрика подобных имен не встречается, а первое упоминание Аскольда в византийских хрониках датировано 855 годом, то есть на семь лет раньше прихода Рюрика.
И еще: присутствие Бравлина в Киеве указывает на то, что новгородцы возвращались домой по Днепру – более коротким путем, названным впоследствии «из варяг в греки».
– — – — – — – — – — —
После ухода Бравлина руссы-аланы, – в Киеве их называли роксоланы, решили создать свое государство – Русский каганат с крепостью Белая Вежа. Но их попытка оказалась безуспешной, – они вновь были покорены хазарами. Белая Вежа была переименована в Саркел.
Саркел (хазарск. «белый дом») русский город-крепость на левом берегу реки Дон между станицой Цымлянской и хутором Красный Яр в устье реки Цымла (Цымля). В настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища.
Позже имягороду было возвращено. Владимир Мономах в 1103 году сделал его пограничным городом.
Лишь двумя веками позже его южная часть русского каганата Тмутараканское княжество вошло в состав Киевской Руси. Но с приходом половцев в конце XI -начале XII вв. Тмутараканское княжество вновь потеряло связь с русскими землями.
В «Слове о полку Игореве» рассказывается о неудачной попытке князя Игоря возвратить этих земель Киеву.
Руссы-аланы продолжали быть союзниками славян. Они часто помогали небольшим контрабандным караванам доходить до южных городов в обход хазарских застав. До середины IX века часть арабского серебра поступала на север, минуя Нижнюю Волгу. Водных путей для этого было предостаточно: по Северскому Донцу через реки Сейм и Свапу проходили в Оку, а по Десне попадали в Верхний Днепр и Западную Двину.
Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами 786—833 гг. Все это говорит о том, что перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в районе Приазовья или Черноморского побережья.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.