Полная версия
Итог дорог
моя философия
итог дорог
«Не верь разлукам, старина, их круг
Лишь сон, ей-богу.
Придут другие времена, мой друг,
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья,
Есть зато ее итог,
Дороги трудны, но хуже без дорог»
Юрий Визбор \ Ночная Дорога (1973)
Что можно мыслить как итог, какой и каков итог всех дорог, всех моих путей уже пройденных, и – что будет итогом всей моей жизни?
Я писал рассказы, повести, и даже роман задумал…
Но, наверное, истинная ценность в моем неповторимом индивидуальном познании и опыте, в том, что здесь я называю – моей философией.
Воспоминаний много, много историй, – я рассказчик и могу бесконечно рассказывать о приключениях…
Но здесь я решил собрать главное, а в моем понимании это – осмысленный результат… – философский вывод из пережитого!
Ведь есть и самая главная задача – надо найти нерушимый вывод из всего пережитого в жизни соизмеримый с Вечностью!
НОВОЕ
Почему материал, из которого создается нечто новое, сопротивляется? – проявляет упрямство, своеволие, инерцию…
Наверное, потому, что материал, да и сама материя –
Это Сам Дух, удерживающий уже созданную форму, ведь ничто чуждое Богу не смогло бы выдержать прикосновение Его Руки…
Но движение есть, весь Космос в движении… – ТВОРЧЕСТВО продолжается!
А смысл, а причина?
Возможно НОВОЕ!
Не то новое – забытое старое (ни что не забыто, в чем есть смысл), а новое – абсолютно новое! Только Оно – истинный смысл движения, смысл любого изменения…
И это НОВОЕ – АБСОЛЮТНО НОВОЕ, и есть, наверное – смысл и причина СТРАДАНИЯ.
И, наверное, Страдание уйдет из мира лишь тогда, когда весь он и во всех своих частях примет идеальную форму, столь же идеальную, как идеален Творец.
Гениальный художник творит прекрасное…–
Идеальный Творец творит саму Красоту, – Красота показывает нам, коков Творец.
Красота вызывает напряжение Духа, а напряжение Духа удерживает Красоту.
И камни застыли восхищенные красотой друг друга!
О СЧАСТЬИ
Я уверен, что счастье от – «сейчас»,– «сейчастье». Счастье может быть только сейчас. Когда все сейчас – это счастье.
Человек в сейчас не живет: он всегда чего-нибудь хочет и живет в мечтах, в планах будущего, он все вспоминает о чем-то и живет в прошлом. Его чувства, силы его души растянуты во времени, и, обычно, лишь малая часть находится здесь и сейчас.
Но бывает и счастье! Если бы просто собрался человек в настоящем, – сразу бы пришло счастье. Своими силами сделать это весьма трудно, это делают благоприятные обстоятельства. Сбывается мечта, часть души, которая всегда жила в ней, возвращается в сейчас, человека здесь больше – свет ярче, слышно лучше, и – как красиво вокруг! А можно было не мечтать вовсе…
Я знаю, что будущее и, особенно, прошлое никуда не денутся – можно оставить их в покое и жить в сейчас. Сейчас – счастье!
Сейчас – мир прекрасен, и, наоборот, если мир прекрасен, – значит я здесь, в сейчас. Сложнее всего оставить в покое самый обычный способ жить в будущем – заботы, «проблемы».
Поможет красота: в моменты восприятия прекрасного, человек извлекается из прошлого и будущего в сейчас – в счастье. Извлекает – наслаждение, опасность, удерживает здесь – сложное дело, а лучшее средство – Творчество!
Когда приходит счастье, замедляется время, может и остановиться – «остановись мгновенье – ты прекрасно». Есть, правда, одно условие: мгновение действительно остановится, когда есть только прекрасное сейчас, и совершенно нет – мыслей! В любой мысли всегда присутствует и прошлое, и будущее,– последним препятствием будет мысль.
И только тогда, когда СЧАСТЬЕ, как удар сверкающего меча, рассечет мысль – эту непрерывающуюся веревочку,– тогда, в острие сейчастного мгновения, остановится время. Весь огромный мир души соберется на лезвие, и будет – абсолютное счастье!
Весь человек целиком окажется в единой точке, не принадлежащей времени. На прямой линии изображающей время, мгновение «сейчас» с его возможностями, я бы показал в виде угла вниз вершиной: из любой точки можно уйти вверх, неизмеримо далеко, и широко…
Несчастье
Не хочу быть сейчас, не принимаю мира, который сейчас. Сейчас я страдаю, мучаюсь,– я жил и, может быть, буду жить, но не сейчас.
Не принимая нечто личное, что происходи, или вот-вот произойдет, человек отворачивается от всего. Мир тусклый и серый, и нет красоты…
Быть сейчас или не быть сейчас – счастье или несчастье, в каких-то пределах волен человек, выбирать сам. Но если, например, страдание слишком сильно, как не отворачивайся, оно привлечет тебя всего. И запомнишь все до мелочей, и свет будет ярок, и время пытки замедлится, а если остановится время – это будет Ад.
Но все равно, главное – быть здесь, сейчас, т. к. только сейчас есть нечто, чего нет в мыслимом нами прошлом и будущем.
Только находясь целиком здесь и сейчас, мы встречаемся с ТЕМ, Кто может все изменить, и вытащить нас из любого Ада.
Сейчас – счастье!
Когда все здесь и сейчас, в этом настоящем моменте времени, и ты тоже весь здесь и сейчас, сейчас – счастье! Когда нет сожалений о прошлом, и нет мечтаний о будущем, и все, что хочешь и любишь – здесь, немедленно, сейчас с тобой и в тебе…
Много лет назад я написал эссе о счастье, все правильно написал, но не сумел стать счастливее, не избавился от страданья. Ведь когда сейчас все не сейчас, то это – несчастье. Когда даже собаки нет!……………..
Как может быть ВСЕ сейчас? Очень просто! может быть внутренняя не отдельность от ВСЕГО, и реальное переживание причастности ко ВСЕМУ. Когда гладишь собаку, а сердцем прикасаешься к каждому живому существу…
Но собака должна быть! И ВСЕ, кого ты ЛЮБИШЬ, должны быть с тобой, а КТО-ТО – рядом. А когда с тобой Бог, то воистину! – ВСЕ ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, и НЕМЕДЛЕННО. Такое переживание истинной СОПРИЧАСТНОСТИ ВСЕМУ называется – БЛАГОДАТЬ!
Какие бывают благие переживания? Радость, восторг, восхищение, тихое нежное счастье…
Но бывает такая Любовь! и такое громкое Счастье, как удар молнии, что пережить не просто эти переживания…
Надо быть сильным и отважным, и, главное, полностью отказаться от своего ЭГО, – чтобы слиться с ЦЕЛЫМ, надо отказаться от части, только тогда – СЧАСТЬЕ! А счастье, которое только в своей, сколь угодно большой части, но отделенное от всего остального, не будет великим истинным СЧАСТЬЕМ.
Но нет дела сложнее, и нет более коварной вещи, чем собственное «Я».
Что же тогда мне нужно для счастья? Может быть – СТРАДАНЬЕ?
Счастье части лишь частично,
И пока не счастлив кто-то,
Слыть счастливым не прилично,
И хвалить свое болото…
Квакать стыдно, сидя в луже,
Что раскрыл его секреты:
Счастью вечному ненужно
Счастья частного советы!
СМЫСЛ И ПРИЧИНА СТРАДАНИЯ
Если в страдании есть сила, освобождающая от привязанности, то значит – страдание не бессмысленно.
Но ведь Будда в страдании видел не избавление, а только неизбежное следствие привязанности: а к избавлению от страданий и от привязанности, и к достижению нирваны ведет – «благородный восьмеричный путь».
А вот Артур Шопенгауэр мыслил страдание как преодоление воли к жизни. Чем больше страданий и разочарований, тем лучше, а предельный смысл и цель страдания – победа над привязанностью к самой Жизни, когда уже нет стремления к отдельному своему и для себя – бытию.
«Не любимым Бог дает корыто сытости, а любимым Он скитания дает».
Да и наша христианская традиция говорит, что любимым своим чадам Господь дает страдание, и что мучения и гонения, и разочарования в земной юдоли – на благо души нашей. Ведь страдание – предпосылка покаяния, а покаяние – есть изменение в лучшую сторону. Непрерывное покаяние, а значит, и страдание – путь к Спасению.
Я пострадать хочу! – воистину, русское восклицание: чтобы додуматься, надо почувствовать и пережить нечто другое, необыкновенное, что противоречит обычным нашим стремлениям.
Кусок мрамора сопротивляется скульптуру, здесь мрамор – инертная косная материя. Тварь в руках Творца пищит и стонет, не хочет меняться, не хочет страдать, НО:
«Что без страданий жизнь поэта
И что без бури океан» – Лермонтов.
Вот и добрались! – мои излюбленные темы: материал и творец, Материя и Дух, Создатель и его творение… Как проявляются во мне духовное и тварное начало, где тело, где душа, а где – Господь?
В общем, русская рефлексия супротив проблем американских!
Напряженные искания и мучительные раздумья на подобные темы, иногда вызывали во мне странные аффекты эмоционального свойства. (Страдать хочу!) Что выражалось и в моем творчестве:
Русская загадка
Вина хочу! – Вины хочу…
Хочу я пострадать.
А мера так мала…
Хочу давать, дарить…
Бери еще, свинья!
Смотри! – Я рву рубаху,
И в грудь свою стучу,
Широко так, с размаху…
Еще вина хочу.
И топчут свиньи бисер,
И душу рвут, – давай!
Холодные, пустые выси –
Невкусный Рай.
Хотите жрать и наслаждаться,
И шкурою за все платить?
Дивятся нам американцы…
Страдать хочу, и –
Русским быть.
Материал всегда достаточно тверд и ждет равного по силе творца. Нежелание приспосабливаться, быть пластилином в руках социума – естественно для духовного человека. Как прекрасно быть неподвластным – никому, только Богу одному.
Что есть, в данном смысле, действие, польза, страдание?
Моренная гряда
Осень сырая насквозь.
На мокрой траве серо-зеленый валун…
Ледник недавно растаял.
Сорок тысяч лет здесь лежит
Камень этот, самый лежачий,
Под который вода не течет.
Вот такой же и я –
Валун негодный:
Слишком жесткий, неправильной формы,
На кирпич совсем не похож.
Не смогли меня приспособить,
В дело каменщиков не гожусь.
А время идет, просто идет время – простое, пустое бытие. Где цель, где смысл? Я всегда стремился жить для чего-то большего… Почему же теперь не могу уйти из этого зала ожидания?
Здесь все просто – что может быть проще? Здесь коротают время, здесь убивают время…
Но оно – бессмертное время идет, и будет идти, пока хоть что-нибудь движется.
Время – понятие, которое мы применяем для сравнения скорости протекания процессов. Принято все соизмерять относительно скорости вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца. А если мерить относительно скорости вращения Солнца вокруг центра Галактики, то это – галактическое время.
Относительно нашей жизни, от рождения до смерти, мы измеряем некую совокупность процессов, сводимую к судьбе человека, к его биографии.
Очевидно, что все движется. Куда оно все движется?
Как Дело совершенного Творца, все Творение движется к Совершенству. Значит время – это мера сопротивления. Время – это мера сопротивления косной, инертной материи, время – это мера нашего сопротивления Благому Замыслу…
Мы не хотим меняться, не хотим страдать, но мы в руках Творца, и поэтому наше страдание, пока мы сопротивляемся, – неизбежно.
Причина страдания – сопротивление Любви. Божественная, истинная Любовь действует вне насилия – это значит, что страдание исходит от нас самих. Отсюда следует, что страдание не обязательно, – надо только понять, принять Чудо… Ведь получилось же у Будды!
Если мы не сопротивляемся Творцу, то нет и тягостного времени, а есть – Любовь. Такое благое состояние – это Чудо. Получается, что Любовь действует с помощью Чуда, ведь нет другого способа действовать без насилия.
Пока есть переживание времени, бессмысленного, напрасного, то будет и страдание, которое иногда обостряется так безмерно, как в «Бутырке»:
Одно здесь измеренье – тягостное время.
Кирпичные сомкнулись своды.
Всей грешной жизни навалилось бремя
И отлучило от свободы.
Процессы идут, и поэтому я могу наблюдать время. Процессы идут: тело мое стареет, но я не наблюдаю жизни, нет радости, нет удовлетворения… Наверное, это потому, что остановился главный процесс – движение Духа.
Где Оно – оживляющее, и всему дающее смысл, Дыхание?! Не слышу, не вижу, не наблюдаю. И бездна затягивает все глубже – пустое, простое, напрасное время, несущее разрушение и гибель. Черная тоска оставленности, ни почему, ни зачем, – ни понять, ни ответить. Пусто, ничего нет, ни в голове, ни в сердце нет ничего такого-этакого: значительного, важного, глубокого, да и просто интересного, – о чем имело бы смысл писать, – и я уже давно не писатель.
А кто я?
Ничего не достиг, ничего толком не умею, не могу, не делаю… – только страдаю. Так тяжело и трудно живу в тоске да печали. И ничего у меня нет…
А я сам – я есть?
Сделать бы это последнее движение – отказаться от своего «я». Всем сердцем, всей страстью – «движение Веры»! Кажется, что ОНО уже близко – «отвергни себя», – ведь нет ничего такого-этакого, что могло бы поддержать мое самолюбие, за что могло бы зацепиться мое ЭГО, что потешило бы мою гордыню.
Вот если бы я смог вовсе, на самом деле от себя отказаться…
Я – образ, я – представление, такой сякой я…
Я один единственный на всем Свете среди многих и многих других «не я», – ущербное и смертное мое для себя бытие в бесконечности вечного ДРУГОГО.
Отказаться! Отказаться от СТРАДАНИЯ, от страха, от тоски, от неуверенности, от стыда, от смерти…
Ведь если я отвергну себя, то придет ДРУГОЙ, Тот, Кто может ДЕЛАТЬ.
Так ли это?
Для меня, это так! Если бы я не знал, что все может быть по-другому, то не было бы ни рефлексии, ни шизофрении, ни тоски, ни печали. Однажды со мной случилось – то самое, высшее переживание, мистический экстаз, я и не я – одно, ни от чего не отделенное, неделимое сознание…
Это действительно запредельное сознание – такой ясности, яркости и силы, что оно вырывается за пределы всех возможных структур, взрывает сосуды любых идей, лишь миг держится в какой-нибудь вещи мира, и летит дальше и дальше в бесконечность. И все мое существо переживает ускоренный, подобный взрыву, полет.
Все было здесь и сейчас – высшее счастье. А теперь все не сейчас – несчастье дальше некуда…
И как это я в поисках Истины довел себя до такого жалкого и бессмысленного существования? Но разве я мог выбрать само созидание и само укрепление, зная, что мой эгоизм никуда не ведет? И я выбрал саморазрушение и самопотерю со всеми жуткими следствиями. Последний раз, когда Божественная Благодать омыла мое существо, и спало с меня бремя отдельного и ограниченного существования (Неописуемо хорошо было – истинная Радость и Счастье!), вместо того, чтобы принять, находясь в этой щедрости великой, я стал думать и говорить, что, мол, рано, не заслужил, не успел, как следует пострадать… Написал стихотворение, в котором кричал, бил себя в грудь и кричал: «Хочу я пострадать»! Ну и пострадал, и страдаю, и бездна – дна нет…
Только вперед!
«Все выше поднимаются ступени,
Ни на одной нам не найти покоя.
Мы созданы Божественной Рукою
Для долгих странствий, не для костной лени.
И может быть, и гроб, и смерть, и тленье –
Еще одна ступень, к иной отчизне…
Не может кончиться работа жизни.
Так, в путь! И все отдай за обновление»
Герман Гессе
Страданье оглянуться не дает…
Давайте думать дальше! И думать надо сейчас, здесь – немедленно…
Можно ли думать, не страдая, когда впереди, да и позади – куда ни глянь, – страданье?
Можно – я знаю, как надо думать, только вот никак не получается…
Давайте думать ВВЕРХ!
Только вперед, к истинному осознанию, когда в счет идет только яркость и ясность нашего восприятия, когда главным становится только этот «ослепительный миг», только из него – из мгновения «СЕЙЧАС» и можно думать вверх!
Ведь в осознании «СЕЙЧАС» нет страдания… Так ли это?
Сейчас – счастье! Истинное настоящее СОЗНАНИЕ воспринимается мной, как вспышка ослепительного СВЕТА, с ним приходит безграничный восторг и запредельная радость понимания. А еще, СИЛА, которая меняет все. В общем, – «Сат – Чит – Ананда»….
Надо же! Мне приходится думать и разбираться самому с вещами, которые уже не раз, в истории мысли человеческой, были «разобраны», поняты и осмысленны.
Знаю, как быть счастливым, но против меня космические силы: Самсара, Майя и карма всякая…
Путь к ИСТИНЕ преграждает Космическая Иллюзия…
Но!
Все же,
Немного ЛЖИ должно быть в Мирозданье!
Чтоб «Я» могло существовать в своем самосознанье.
Наверно это ЛОЖЬ, сражаясь с ЭНТРОПИЕЙ,
И породила – множество суждений,
Таких оригинальных, разных ваших – наших мнений…
Поэтому так много в самосознании своем
Наставников, учителей, вождей великих!…
Должна быть глупость, тупость самомненья,
Чтоб ТВАРЬ могла противиться ТВОРЕНЬЮ.
Первая истина Будды должна быть понята, чтобы было на что опереться, и – думать дальше: СТРАДАНЬЕ ЕСТЬ!
Оно основа и предпосылка понимания, но не оно ведет нас вперед, само страдание бессмысленно, весь СМЫСЛ только в ПОНИМАНИИ, в ОСОЗНАНИИ…
Тогда и начинается ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ – стремительный полет…
Давайте думать дальше! Только вперед! – ВВЕРХ!
ФИЛОСОФСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
Я собрался говорить о самом важном, думал поделиться с Вами наиболее ценным, что у меня есть…
Но, если нет вина – истинного содержания, то остается одна – пустая тара.
У меня есть множество пустых вещей: мысли, образы, воспоминания…
Книги пылятся на полках. Модели Вселенной, концепции Мироздания, как старые надоевшие игрушки, валяются на полу.
Я сижу посередине моей комнаты, окна занавешены, дверь закрыта, – и в этой комнате – ВЕСЬ МИР! Все прошлое помещается в ней, все мечты и представления о будущем где-то здесь – в углах этой комнаты. Все огромные пространства, далекие времена, космические расстояния – всему хватает места…
Я знаю, что ничто никуда не денется, мое тело спокойно сидит в кресле…
А тот я, который может заняться то одной вещью, то другой идеей, сейчас ничем не занят, ни на что конкретно не смотрит. И поэтому прибывает в некой середине, из которой можно видеть все одинаково близко, если смотреть, не выбирая и не приближаясь, – смотреть особым боковым
зрением, которое видит все сразу, пусть не четко, но в полном объеме во все стороны.
Я знаю мою комнату, где какие картинки, где какие игрушки…. Пока я ими не занят, сами они не шевелятся, остаются такими же и на прежних местах. Мне надоело переставлять! – пусть все будет так, как оно есть.
Все слова, все мои возможные фразы я слышу одновременно, каким-то особым «боковым слухом», и стараюсь ничего не выделять из общего шума. Я…
«Я» – это тоже всего лишь слово, за которым образы, представления, воспоминания…. – можно сдвинуть, убрать из середины, а его составляющие развесить по стенам, расставить по углам…
И тогда в центре комнаты останется один только воздух, – ничем не занятое сознание – содержание лишенное формы.
Можно ли отделить содержание от формы? Ведь соотношение не постоянно, и мы это прекрасно чувствуем: то множество форм и так мало в них содержания, то одна-две формы и – бездна содержания! Наверное, и весь мир – есть некая соразмерность между содержанием и формой. А бесконечность форм Вселенной вызвана бесконечностью содержания.
Математики говорят, что две бесконечности могут соотноситься друг с другом…. Если их соотношение меняется, то, в нашем случае, меняется качество и количество, – и движется все Творение.
Думаю, что может происходить как бы два вида движения…
Первое, когда содержание пытается исчерпать себя все новыми и разными формами, идет творение все большего числа вещей – количество. А направление такого движения – инволюция.
Второе, когда некая форма вмещает в себя все большее содержание – эволюция.
И вот появилась одна абсолютно совершенная прекрасная форма…
И вместила она все бесконечное содержание. Может быть, это одно СЛОВО, но вмещающее в себя всю Жизнь Мира…
Есть некое духовное содержание, наполнение, которое мы чувствуем во всех вещах. Его может быть меньше или больше, но, как правило, мы видим одинаково – «согласованная реальность». Поэтому так трудно передать новое чувство содержания, когда в какой-нибудь вещи мы открываем вдруг большую глубину. Всегда приходится учитывать некое определенное для всех соотношение количества и качества, формы и содержания. Ведь отношение к миру, наше представление о нем, и наше в нем поведение опирается на эту постоянную среднюю величину.
На самом деле, соотношение не постоянно, всегда колебания, бывают и очень сильные…
Что происходит, когда ограниченное количество вмещает в себя все большее, стремящееся к бесконечности качество? Страннейшие истории происходят тогда, и долго потом приходится разбираться…
Человек может вести себя удивительно, совершенно необъяснимо с точки зрения обычного мировоззрения…
Ведь если соотношение формы и содержания изменится, то, и вся картина мира станет другой.
Почему-то считается, что ценность ума в его загруженности, видимо сказывается привычка ценить количество (считать деньги), – бедный ум! Все новые и новые факты, информация и информация – все какое-то неосмысленное, не усвоенное, в каком-то полупереваренном виде, и уже привычные беды от привычного переедания…
И, заметьте, чем ниже качество вещей (идей, мыслей), тем с большей охотой их раздают. Всякие ненужные вещи всегда всучивают самым наглым образом, вторгаясь, мучая, не имея истинных ценностей, создают мнимые путем пропаганды, рекламы…
А может быть все наоборот? Самый ценный ум – пустой ум! То есть не занятый сам собой, и поэтому готовый действовать, решать, помогать…
Что не дает вам жить? Хорошо бы раз и навсегда разрешить «проблему», и пойти вместе встречать Солнце.
Долго ли вы сможете любоваться Природой, и переносить это беззаботное состояние? Почему человек избавившись от одной заботы, тут же находит другую?
А ведь как прекрасны моменты, когда, освобождаясь от своего частного, ум открывается ВСЕОБЩЕМУ!
КРАСОТА – это такое ВИНО, даром и сколько угодно. Вот восходит Солнце, наливай, пей, если есть тара…
Но! Тары нету. Почему нет пустых сосудов, почему люди переполнены собой? Как там у Лермонтова? – «Тот самый человек пустой, кто весь заполнен сам собой». Может быть, природа и не терпит пустоты, но человек! ради КРАСОТЫ мог бы и потерпеть. И создать в себе необходимую СВЯЩЕННУЮ ПУСТОТУ.
Где, то ВИНО, которое утолит жажду? Где, тот СОСУД прекрасный, чистый, который вместит ИСТИНУ, Живую, Всемогущую, Все ведающую…, готовую придти на помощь и мгновенно решить любую «проблему», что бы ни что не мешало любоваться Солнцем.
Хорошо видеть Солнце мне удается во время глубокого напряженного вдоха, когда смотрю прямо в него, тараща глаза, которые тоже вдыхают, но свет! и этот дивный цвет зеленый…
Но это уже не медитация, а концентрация…
Искатель Истины
Искание Истины! – самое глубокое и самое страстное желание и состояние Человека.
В нашей жизни это открывается – вдруг! Случается всегда неожиданно, -
Так же как – Любовь.
Мне и самому как-то странно признаться вдруг, что я – Искатель Истины…
Но, рассуждая снова, стараясь быть критичным, ироничным и вновь с полной серьезностью отвечая на вопрос – чем я с большим постоянством занят, чему готов посвятить жизнь, повторяю – Истине.
Да и что в этом странного?
Ведь сказано, что сначала – Бог, а остальное – приложится…
И служить надо одному Богу, а не «двум господам». Ведь я пишу с большой буквы Истина – «что есть истина?»…
Не что, а – Кто, Бог есть Истина, искать Истину – искать Бога. Говорю определенно, чтобы не было путаницы: Истина значит для меня – еще одно Имя Божье.