bannerbanner
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2

Полная версия

Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Раса’ил. Т. 1. С. 80.

89

Там же.

90

ал-‘Усманийа. С. 267.

91

Раса’ил. Т. 1. С. 103.

92

ал-Хайван. Т. 1. С. 212–213.

93

Там же.

94

«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле». Коран, 45:13. Перевод Э.Р. Кулиева.

95

ал-‘Усманийа. С. 257.

96

ал-Хайван. Т. 5. С. 201.

97

Раса’ил. Т. 1. С. 76; ал-Хайван. Т. 1. С. 141.

98

ал-Хайван. Т. 1. С. 141.

99

Раса’ил. Т. 1. С. 59 и 63.

100

Раса’ил. Т. 1. С. 112.

101

Указ. соч. С. 225.

102

ал-Хайван. Т. 5. С. 201.

103

ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 100.

104

Указ. соч. С. 86.

105

Раса’ил. Т. 1. С. 208–209.

106

ат-Табассур би-т-тиджара. С. 30; Раса’ил. Т. 2. С. 112–113; ал-Хайван. Т. 4. С. 441.

107

Манихейцы – последователи Мани. Некоторые называют его пророком и Параклетом, о пришествии которого благовествовал сам пророк ‘Иса (мир ему). Его религия представляет собой смесь зороастрийских и христианских учений. Он был казнён во время правления Бахрама ибн Шапура. Его последователей также называют «манавиты», «хирнаниты» и «‘инаниты». См.: Ибн Надим, Мухаммад ибн Исхак. ал-Фихрист. С. 456–474.

108

Это мнение основано на учении манихейцев о двух началах – добре и зле, или свете и мраке. Они считают, что все создания делятся на десять элементов, одна половина которых светлые и благие, а другая – тёмные и злые. Люди же состоят из этих элементов, и в каждом из них преобладает либо доброе, либо злое начало. ал-Хайван. Т. 4. С. 441–442. ал-Фихрист. С. 456–474.

109

ал-Хайван. Т. 4. С. 442.

110

Джахиз пишет об этом: «Клянусь своей жизнью, глаза ошибаются, и органы чувств обманывают, и поэтому твёрдое решение принадлежит интеллекту, а верное разъяснение – разуму, ибо он есть бразды для органов и мерило для чувств». ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 14.

111

ал-Хайван. Т. 1. С. 207.

112

Раса’ил. Т. 2. С. 112; ат-Табассур би-т-тиджара. С. 30.

113

В начале раздела об органах чувств было сказано, что некоторые люди, в частности последователи Мани, считают, что ощущения могут иметь разную природу происхождения, т. е. они бывают добрыми или злыми, и ввиду своей различности и противоречивости не взаимодействуют. Но Джахиз убеждён в том, что они вполне взаимодействуют между собой и что манихейцы неправы.

114

Раса’ил. Т. 2. С. 112–113.

115

ал-Хайван. Т. 1. С. 207; ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 14.

116

Указ. соч. С. 86.

117

«Все органы чувств являются путеводителями сердца и его свидетелями». Раса’ил. Т. 2. С. 112.

118

ат-Тарби‘ ва ат-тадвир. С. 87; ал-Хайван. Т. 4. С. 82.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4