Полная версия
Босиком по лезвию клинка. Над бездною людских страстей
Вениаминов не унимался:
– А что будет в 42?
– А в 42 у мужчины начинается возраст, который в народе называется «седина в бороду, бес в ребро» – пик его физического и психического развития. Именно в этом возрасте у мужчины появляется желание не только брать от жизни, но и активно давать материальные блага, опыт и покровительство. Но это ещё и самый опасный семилетний цикл, потому что происходят гормональная и эндокринная перестройка в организме. Масса болезней и травм, полученных в юношеском возрасте, вылезают наружу и поэтому очень важно до наступления этого периода гармонизировать своё тело и психику с окружающим миром и пространством. Запомни, Семён, один постулат: слова всегда останутся словами, а дела – делами. В Библии написано: «делами осудитесь, делами оправдаетесь», поэтому нам с тобой в зачёт идут только дела. Перед каждым из нас пространство поставило то количество уроков, которое мы должны выучить и осознать за эту жизнь. Чтобы начать двигаться в направлении духовного развития, необходимо привести в порядок свои тело, ум и сознание. Первым шагом на этом пути я вижу освоение одного из самых простых, но очень действенных комплексов йоги. Мы должны разобрать и изучить комплекс, который называется «Крокодил». Итак:
1. Сначала надо выполнить 30-60 глубоких вдохов с концентрацией на первой чакре – копчике. Становишься лицом на восток в позе «горы» – то есть ноги на ширине плеч, а руки свисают вдоль тела. Далее дышишь так, как-будто бежишь за автобусом. Представь, что ты – насос. На вдохе твои плечи идут вверх, на выдохе – вниз.
Равиль встал в позу «горы» и задышал ртом, как паровоз.
– Вообще, чтобы чего-то добиться от нашего тела, его нужно обмануть. На этом построены все науки, связанные с телом и энергоструктурой. К примеру «Бодибилдинг». Чтобы заставить мышцу расти, с ней надо поступить нестандартно. Вот и в этом упражнении, которое йоги называют «энергопрокачкой», мы делаем то же самое.
– А в чём же заключается обман? – выпучил глаза Семён.
– А в том, что ты стоишь на месте, а дышишь ртом так, будто бежишь. С воздухом в организм поступает огромное количество энергии – космической праны. При беге ты её тратишь, а стоя на месте – накапливаешь. Тем самым увеличивается твоя энергоструктура, а проще говоря, восстанавливается сила организма.
– А зачем мне это нужно? – спросил Семён.
– Допустим, ты заболел или устал, а твоему телу требуется энергия на восстановление своих сил. Это упражнение можно выполнять как отдельно, так и внутри любого комплекса йоги. Становись лицом на восток и начинай дышать. Как только закружится голова, ложись на спину, руки в стороны ладонями вверх.
После того, как Семён под чутким руководством выполнил первое упражнение, Равиль приступил к объяснению следующего упражнения.
2. Лёжа на полу, разводишь руки в разные стороны ладонями вверх, а ноги кладёшь на ширине плеч. Выполняешь одновременные повороты головы влево, а ног – вправо, и наоборот. Правая щека должна коснуться пола с одной стороны, а ребро левой ноги – с другой, и наоборот. Вторая поза: ноги соедини вместе (носочки и пятки срослись) и выполняй повороты туловища так же, как в предыдущем варианте. Голову от пола не отрывай. Третья поза: пятку левой ноги клади на носок правой, выполняй повороты туловища, стремясь кончиком левой ноги коснуться пол справа, а левой щекой достать пол слева. Меняй ноги местами и делай повороты в другую сторону. Четвёртая поза в комплексе «Крокодил»: ноги согни в коленях, расставь на ширину плеч, и выполни повороты туловища влево и вправо. Левым коленом достань пол слева, а правой щекой – пол справа. Поза пятая: ноги согни в коленях, соединив их вместе, и выполняй скручивания по той же схеме. Шестая поза: левую ногу оставь прямой, а правую согни и поставь на колено левой ноги. Выполни упражнение по прежней схеме. Правым коленом согнутой ноги достань пол с левой стороны, а правой щекой – с правой стороны. Затем поменяй положение ног. Последнее седьмое упражнение в этом комплексе выполняется, как и предыдущее, только опорная нога должна быть согнута в колене. Все упражнения выполняются по шесть раз в каждую сторону с полной концентрацией внимания на позвоночнике. На выдохе произведи поворот туловища в сторону, на вдохе возвратись в исходное положение. Упражнения комплекса делаются в ритме тела, то есть если ты сонный, то производишь их медленно и плавно, а если взбудораженный, то тело само выберет ритм и скорость выполнения. Если шести раз мало, то можно добавить ещё 6, 12, 18 и так далее. Ламы в Китае делают повороты туловища в разные стороны по 108 раз, при этом ещё на выдохе поют мантру или повторяют имена Богов.
– А почему положений ног – семь? – поинтересовался Сёма.
– Каждое положение ног стимулирует одну из чакр, находящихся в энергоструктуре тела, а их всего семь. Всё, что тебе необходимо сделать сейчас – это проработать энергетические каналы слева и справа, чтобы их очистить, и убрать блоки с основных меридианов, по которым течёт энергия. Тебя для начала нужно гармонизировать. Пока мы проработали только боковые меридианы. Тебе всё ясно?
– Нет, – задумчиво ответил Семён. – Объясни, почему поворотов должно быть шесть?
– Ты видел картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?
– Видел.
– Так вот, слева и справа от Христа сидят по шесть учеников. Леонардо да Винчи был великим мистиком, поэтому иносказательно эзоповским языком он донёс до нас основы мироздания. Шесть учеников – это шесть энергетических каналов, которые нам и надо проработать. Теперь у нас ещё остались передние и заднесрединные каналы. Их также надо проработать. Слушай и запоминай. Для проработки заднесрединного меридиана выполняется упражнение №3 под названием «Ролик». Делать его надо так:
3. Сидя на полу, колени прижми к груди, обхватив их руками – это исходное положение. Резко откинься назад, сохраняя положение рук, ног и головы. Перекатись на спину. Так же резко и быстро вернись в исходное положение, подавшись корпусом и плечами вперёд (движение напоминает кресло-качалку). Дыхание на протяжении всего упражнения произвольное, неглубокое, через нос. Внимание сосредоточь на позвоночнике, ощущая «проработку» каждого позвонка. Первые 10 дней упражнение выполняй 6 раз, каждую декаду увеличивай ещё на 6, пока не достигнешь максимума. Считай перекатывание назад и возвращение в исходное положение за один подход.
Кроме проработки заднесрединного меридиана, это упражнение способствует развитию гибкости и подвижности позвоночника, а вместе с комплексом «Крокодил» помогает при лечении ревматизма, заболеваний головного и спинного мозга, служит хорошим средством для укрепления памяти, тренирует вестибулярный аппарат и тонизирует нервную систему. Для переднего меридиана выполним следующее упражнение «Кобра» или «Бхуджангасана»:
4. Ляг на коврик животом вниз, ноги вместе, пятки ног соединены. Руки согни в локтях, ладони положи на коврик на уровне плеч, пальцы рук вместе. Подбородок упирается в коврик. Медленно на выдохе тяни подбородок вверх, выводя голову как можно дальше назад. Одновременно вслед за головой приподнимай верхнюю часть туловища, прогибаясь назад. Вытягиваясь вверх позвонок за позвонком, не отрывая нижнюю часть живота от коврика. Руки служат опорой. Движение происходит за счёт напряжения мышц шеи, спины и рук. Смотри вверх в одну точку, расслабив мышцы лица и тела, оставайся в этом положении в течение 10 секунд. Дыхание на протяжении всего упражнения через нос. Внимание в исходном положении сосредоточь на области щитовидной железы. В момент подъёма головы и туловища вверх, оно должно скользить по позвоночнику сверху вниз до уровня почек. Как только подбородок коснётся коврика, его сосредоточь снова на области щитовидной железы. Первые 10 дней задерживайся в позе 10 секунд. Каждые 10 дней прибавляй по 1 секунде, пока не достигнешь 60 секунд. Во время выполнения упражнения не изменяй положения ног и кистей рук и не отрывай нижнюю часть живота от коврика. После окончания выполнения «позы змеи» надо обязательно отдохнуть, оставаясь лежать на животе. Положи голову на коврик левой либо правойстороной, вытяни руки вдоль туловища и полностью расслабься.
Кроме проработки переднесрединного меридиана «Кобра» в сочетании с предыдущими упражнениями развивает гибкость позвоночника. Пока позвоночник гибкий, человек – молодой. Комплекс способствует предупреждению и лечению кифоза и сколиоза грудного отдела позвоночника, выпрямляет осанку. С помощью этих упражнений в коре головного мозга создается образ «красивой осанки» – «Пурна Сарпасана», которая способствует лечению грудного и пояснично-крестцового радикулита, различных заболеваний почек, предупреждает и ликвидирует почечнокаменную болезнь, тренирует двигательные мышцы глаз, спины и живота. Так же нормализует работу желудочно-кишечного тракта, оказывает благотворное влияние на органы таза и помогает при лечении пониженной функции щитовидной железы.
Такой объём информации Семён «переваривал» с трудом. Равиль это заметил и сказал:
– Похоже, я тебя прилично загрузил на сегодня. Хотя, постой, ещё без одного упражнения нам сейчас никак не обойтись. Это упражнение «Звезда» – «Панчасана». Его цель растянуть тазовое дно, тем самым освободить или ослабить фиксацию центра тяжести, который находится в области таза. Человек, у которого центр тяжести не фиксирован, может иметь 100 килограммов веса, и при этом порхать, как бабочка. Его походка будет лёгкая и танцующая. У кого же центр тяжести фиксирован, то есть неподвижен, тот будет иметь жёсткую и грубую походку от пятки. Ты можешь понаблюдать за людьми на улице – как они ходят. 90% из них ходят тяжело – от пятки. А вот у дикой кошки центр тяжести вообще не фиксирован, и она его может смещать в такие положения, при которых её тело теряет свой вес. Я знаю случай, когда кошка упала с 10-го этажа и осталась не просто жива, а обошлась без ушибов и переломов. Человеку тоже доступны возможности по управлению своим центром тяжести, но это требует времени и усердия. Сдвигая центр тяжести в определённую зону, мы можем свести вес тела к нулю. После чего воздействуя на пространство своей волей начать перемещаться в воздухе. Такое состояние называют левитацией. Именно поэтому в Китае адепты ушу сутками наблюдают за кошками, копируя их движения – гибкость, мягкость и грацию. Ещё одна информация о кошках тебе должна быть интересна и необходима. Эти существа никогда не едят и не пьют ни горячее, ни холодное. Не зря говорят философы, что если человека скрестить с кошкой, то первый многое приобретёт, а вторая потеряет. Итак, приступим к изучению нового упражнения на растяжку таза:
5. Сидя на полу, стопы вместе, бёдра раздвигаем в стороны и ладонями берёмся за концы пальцев на ногах. На выдохе достаем стопы лбом, затем подбородком и грудью. Одновременно локтями пытаемся максимально развести колени в стороны.
Конечно на то, чтобы освоить это упражнение, уйдёт не одна неделя. Но запомни – йог никогда и никуда не торопится. И главное правило для людей, вставших на тропу воина духа розы – выходи раньше, иди медленно и придёшь к цели вовремя. С сегодняшнего дня ты должен будешь вести дневник, записывая туда все свои переживания, сомнения, страхи и яркие сны. Да, ещё я хотел тебе сказать, что ночью сюда приходит группа для занятий по сновидению, руководителем которой является Степан Быков.
– Я его видел – такой высокий, даже очень высокий мужчина. Да?
– Точно. А каким он тебе ещё показался? Можешь его описать?
– Кажется, что этот человек невероятной силы, чем-то напоминает волосатого бурого медведя.
– А лицо у него какое? А голос? – не унимался Равиль, пытаясь заставить Семёна вспомнить до мелочей образ Степана Быкова.
– С выразительным лицом, низким голосом, седыми волосами и родимым пятном на левой щеке, – задумавшись, ответил Семён. – Он заходил в тренерскую на пятый день после моего поселения в спортзал, и научил правильно пользоваться мантрой школы «ом шри омега намахэ».
Равиль внимательно смотрел на своего подопечного, пытаясь осознать – понимает ли тот, что говорит, и как встреча вообще могла состояться. Ведь первые 7 дней он закрывал Семёна на ночь в комнате. Тем временем Вениаминов продолжал:
– Если я правильно понял, в его группе семь человек – трое мужчин и четыре женщины.
Рассказав всё, что он знал о Быкове и его группе, Семён поинтересовался:
– Равиль, а что это за необычного вида картина висит в тренерской? Во время «ломки» я заметил, а иногда замечаю и сейчас, что лица на полотне как-будто оживают и разговаривают со мной. Я не могу к ней относится, как просто к рисунку – она стала мне живым другом. Думаю, что написал её очень сильный и талантливый человек.
– Да, тут ты прав. Это полотно написано величайшим художником Северного Кавказа Анатолием Котовым. Все его работы пропитаны силой и мудростью. Придёт время – я познакомлю тебя с этим гениальным художником и великим человеком.
– А что это за фотография индуса в оранжевой одежде на другой стене? Он что-то пытался шептать мне и даже шевелил рукой.
– Это Аватар и великий гуру человечества Сатья Саи Баба. В моей библиотеке есть несколько его книг – «Летние ливни в Бриндаване», «Саи Баба Святой психиатр», «Юмор Саи Бабы», «Искусство жизни», «Дхарма Вахини», «О праведности», «Сандеха Нирварини», «Разрешённые сомнения» и другие. Если тебе интересно, то можешь взять почитать.
– Учитель, скажи, почему у нас в спортзале нет телевизора или хотя бы радио? Мне очень скучно здесь вечерами.
– Видишь ли, дружище, основной задачей тех, кто владеет радио, телевидением и другими средствами массовой информации является кодировка полей зрителей, слушателей, читателей – то есть навязывание чужого мнения и пропаганда узкоклановой политики. По мнению медиа-магнатов ни вдохновение, ни муза и ни лира должны править нашими умами, а чёрный ангел печали, страха и уныния, а также неукротимая жажда наживы и борьба за власть. Нам в голову вбиваются установки разрушения светлого, доброго, вечного. Также навязываются кодировки пагубных привычек, разврата и насилия. С голубого экрана прямо в дом к нам шагают гомосексуалисты, спидоносцы, проститутки и другая «почтеннейшая» публика. Включаешь любой телевизионный канал и видишь там одни и те же лица политиков, артистов и ведущих. Их задача провести подмену ценностей и теперь то, за что раньше предавали анафеме и сжигали на кострах, сегодня преподносится, как некая благодетель. Таким образом, постепенно через средства массовой информации в очень завуалированной форме внедряется идея о необходимости мирового правительства. Мы все должны принять и поднять на престол своего вселенского миссию, единственного и неповторимого, который воссядет в храме Соломона и будет править миром, погружая его всё глубже и глубже в «болото безысходности». Главное для такого правителя – обезличить общество, сделать его, как пластилин мягким и податливым. Человек не должен думать и додумываться – у нас есть тот, кто думает за всех, и этого достаточно. Для реализации своих целей всё наше общество необходимо развратить, отвернув его от Бога. И только в крайне редкие моменты вновь поворачивать к традиционным ценностям, которыми всегда являлись семья и религия. В противном случае государство разрушится, и власть будет утеряна.
– Почему? – спросил пригорюнившийся Семён.
– Потому что Содомом и Гоморрой управлять невозможно. Так что своё свободное время заполняй чтением классической и духовной литературы.
С этими словами Равиль потрепал Семёна за плечо и покинул спортзал.
Глава №2 Система организации школы
В России нет средних талантов, простых мастеров,
а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей.
Гении ничего не могут сделать,
потому что не имеют подмастерьев,
а с миллионами ничего нельзя сделать,
потому что у них нет мастеров.
Первые бесполезны, потому что их слишком мало;
вторые беспомощны, потому что их слишком много.
Ключевский Василий Осипович
Прошёл месяц. Семён Вениаминов чувствовал себя очень уютно в тренерской комнате своего сэнсэя, которую отдал ему Равиль. Больше всего Вениаминова поражали люди, приходящие на занятия. Они появлялись группами в составе 12-15 человек. У каждой группы был свой лидер, и все учащиеся, казалось, без слов понимали его. Семёну никогда ранее не приходилось сталкиваться с такими приятными, улыбчивыми и счастливыми людьми. Обаяние некоторых из них не просто манило, а как магнитом притягивало и привораживало. Своего же спасителя Равиля Юсуповича Сёма почему-то побаивался.
Люди заходили в прихожую спортзала и кланялись символу на стене. Это была жёлтая роза в терновом венке, и её называли «Меткой духа». Причём, как заметил Семён, у многих такие метки были как на значках, так и на медальонах. У некоторых роза была изображена на майках. Проходя мимо символа, люди совершали поклон, молились, прося о чём-то у «Метки духа» и направлялись к спортзалу.
– Почему «Метка духа»? – спросил однажды Семён у одного из адептов.
– Видишь ли, бывает «дух рода», «дух племени», «дух школы», «дух государства» и у каждого из этих духов есть свой знак. У племени – это татем, у государства – это герб, а у нашей школы этот знак – метка, – объяснили Семёну.
Перед дверью в спортзал висел «поющий ветер» из системы Фэн-шуй очень странной формы: на вершине его размещалось божество с головой слона – Ганеша. Он сидел на десятилепестковом лотосе, с которого свисало пять трубок различной длины и цвета, а в центре между трубками на отдельной нитке находился шарик. Нитка заканчивалась язычком со знаком ОМ. Учащиеся подходили, крутили язычок, закрывая глаза, и складывали руки в символе «Намасте», что-то шепча слоноголовому Ганеше. Впоследствии Семён узнал, что Ганеша – это индуистское божество, которое убирает препятствия с пути, а десятилепестковый лотос соответствует третьей чакре – земному уровню сознания. Именно этот человеческий уровень сознания и контролирует Ганеша. Пять трубок – это пять стихий: земля, вода, дерево, огонь и металл. Шарик, который бьёт по трубкам, символизирует нашу планету, язычок со знаком ОМ – единство всех учений, религий и светлых сил на земле. Когда учащийся крутил язычок по часовой стрелке, он просил у Ганеши, чтобы желания сбывались, а когда крутил против часовой – чтобы не сбылось что-то нехорошее. Дальше учащиеся шли в раздевалку, где всегда было шумно и весело. Похоже, только там они обсуждали свои проблемы и удачи, радости и невзгоды, успехи и разочарования. В зале они всегда выглядели сосредоточенными и отрешёнными. Сам зал имел примерно 30 метров в длину и 20 метров в ширину. Стены были выкрашены в бледно-зелёный цвет – цвет чакры сердца и божественных чувств. По бокам стояли скамейки. На одной из стен закреплены две шведские лестницы, а чуть дальше находился станок со штангой. В зале было три больших окна и много цветов на подоконниках. В конце зала – небольшой помост-сцена, с левой стороны которого стояло чёрное пианино. В школе всячески поощрялись юмор, пародия, игра на музыкальных инструментах. Перед трибуной лежали три спортивных мата. Пол зала был покрыт ковролином. На стенах на разных уровнях висело семь янтр. Однажды Равиль подозвал к себе Семёна и, усадив напротив одного из янтрических изображений, начал рассказывать:
– Янтры – это символические образы энергетических структур различных божеств, пришедших к нам из глубины веков. Это значит, что в каждой янтре присутствует определённое божество или энергия. Во время медитаций янтра оживает и наполняется энергией. Она является божественной единицей, связанной с генетическим кодированием. В ней заключены вселенские откровения, что позволяет созерцающему её смещаться от конкретной реальности к абстрактной истине. Слог «ян» или «ям» переводится как «удерживание». То есть янтра удерживает на себе внимание и мысли человека. «Тра» происходит от слова «трана» – освобождение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова «янтра» – символ. Символ – это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти из рамок обычного образа мышления и перейти к изменённому состоянию сознания. Симметричные геометрические элементы являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга.
– Почему?
– Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют достижению состояния их равновесия. Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга, имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия круглое. Таким образом, янтры соответствуют внутренней структуре мышления и мироздания. Янтры применяют, как визуальные инструменты, служащие для концентрации внимания. Их используют при медитациях в качестве дополнения к мантрам (молитвам), а также в других практиках. Например, Sadhana. Янтры также символически изображают энергетические структуры различных божеств. Янтра наравне с иконой, воспринимается как магическое устройство, которое исцеляет душу и приводит в гармонию тело. В тантрических системах большое значение придаётся выбору и подготовке места для проведения медитаций, выполнения дыхательных упражнений и других духовных практик. Обычно для этого выбирают чистые и энергетически сильные места. Известно много вариантов янтр, один из них Шри Янтра. Чаще всего они содержат геометрические фигуры, такие как квадраты, треугольники, круги и цветы, но могут включать молитвы (мантры, биджа-мантры) или более сложные и детальные символы. Точка в центре янтры означает «чакру совершенного блаженства» или семя всей вселенной. Считается, что молитвы, мантры и санскритские слоги, которые надписаны на янтрах, проявляют своё влияние и посредством звука (вибрации). За янтрами стоят разные пузырьки с эфирными маслами, благодаря которым каждая янтра источает свой особый аромат. Рамы каждой янтры вырезаны из различных пород дерева. Ученики, подходя, должны проводить руками сверху вниз, пытаясь запомнить резьбу на них. Под янтрами, как ты видишь, висят колокольчики разных размеров, настроенные на определённые звуки со звуковой гаммы.
Равиль закончил свой рассказ и с любопытством заглянул в глаза своего подопечного. Тот, не выдержав на себе взгляда, закрыл глаза и, чтобы перевести тему, спросил:
– Равиль, а почему всё у Вас здесь выстроено в соответствии с цифрой 7 – семь янтр, семь геометрических форм, семь элементов природы, семь нот, семь чакр?
– Вселенная построена в соответствии с определёнными кодами. Симметричность – один из основных кодов. Семь дней недели, семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь основных запахов стереохимической теории, семь планетарных сфер, семь планет и прочее – это лишь отражение данного кода. Конечно и человек, как микрокосмос, отражающий макрокосмос, состоит из семи сфер по прототипу семи небесных, и имеет столько же главных чакр.
– И какие же это сферы? – поинтересовался Семён.
– Четыре первые – физическое тело, эфирный двойник, астральный двойник и ментальное тело. Являясь дублями, они повторяют контуры первого тела. А три последние сферы – индивидуальная или человеческая душа «Манас», духовная – «Будхи» и божественная душа – «Атман» или истинное «Я». Они бесформенны, имеют форму яйца и являют собой кокон человека. Кстати говоря, вот тебе тема для размышления – подумай о происхождении слова «семья», и как-нибудь на досуге мне расскажешь. И ещё вникни в суть пословицы «Семеро с ложкой, а один с сошкой».
Обычно заходя в зал, ученики приближались к янтрам по часовой стрелке. Они учились синкретично воспринимать мир. Ударяли в колокольчики, прислушивались к их звучанию, одновременно вглядываясь в символы, принюхивались к аромату, исходящему от янтр, и проводили руками по раме, наощупь запоминая узор. Таким образом одновременно развивались обоняние, осязание, слух и видение. Обойдя все семь янтр, минут 15-20 сидели на скамейке, сложив руки в символе «Намасте» (со сложенными кистями рук перед сердцем). Всё это делали они с закрытыми глазами. Затем мысленно пытались несколько раз пройти по кругу, чётко вспоминая про себя проделанные ранее упражнения. Целью практики синкретичного восприятия мира является приобретение возможности пройти по этому же кругу в сновидении. Забегая вперед, скажу, что только спустя несколько лет упорных тренировок, Семёну удалось пройти его в сновидении, ощущая всё то, что ранее прочувствовал наяву. Таким образом он сформировал своё эфирное энергетическое тело. Так был воплощён в жизнь замысел учителя. Вениаминов научился передвигаться в сновидении, и перенёс туда свои органы чувств.
Для Семёна казалось странным, что учащиеся каждой из групп походили на братьев и сестёр. Они были схожи по поведению, манере одеваться и общаться. Он даже путал их имена и, к его удивлению, каждый охотно откликался на любое имя. Вениаминов привязался к старшему адепту одной из групп Василию Шихману. Тот был высокого роста, немного нескладный, с короткими русыми волосами, которые вихрами лежали на его голове. Небольшой нос на загорелом лице и огромные голубые глаза придавали ему какое-то миловидное и детское выражение лица. Длинные руки и бесшумная лёгкая походка, делали его движения парящими. Создавалось ощущение, что он не касается ногами пола. Улыбка и магнетизм Василия обезоруживали любого недоброжелателя. После занятий Шихман подолгу беседовал с Семёном, объясняя ему принципы и структуру построения школы, а также законы мироздания. Василий говорил: