bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Не будем перечислять царствовавших в дальнейшем потомков Хасмонеев, скажем лишь, что последние из них утратили славный боевой характер предков.

Накануне новой эры

В 63 году до новой эры между двумя братьями Хасмонеями вспыхнула междоусобная война. В это время армия могущественных римлян, заняв Ближний Восток, к великому несчастью, приблизилась к границам Иудеи.

Иудея веками находясь под игом Ассирии, Вавилона, Греции, теперь, после ста лет независимости, она окончательно попала под власть могущественной Римской империи. Иудея была завоёвана римлянами под предводительством полководца Гнея Помпея Великого.

Евреям, вопреки точке зрения многих хулителей, оказывается, тоже свойственна такая жестокая вещь, как борьба за власть, когда сын идёт на отца, а брат – на брата. В этом случае каждый из единокровных еврейских братьев захотел царствовать, и один из них призвал римлян помочь в захвате вожделенной власти. И римляне, естественно, помогли, сделав Иудею провинцией своей империи. А для евреев снова разразилась катастрофа.

С 37 года до новой эры Иудеей правила под покровительством Рима царская династия Иродиадов. Родоначальником ее был Ирод I Великий, идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, основатель идумейской династии Иродиадов, получивший римское гражданство. Он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, благодаря которым был назначен римлянами царём Иудеи.

Ирода считали одержимым, злым гением иудейской нации, готовым на любые преступления в угоду своим неограниченным амбициям. Тем не менее, Ирод признан величайшим строителем в еврейской истории. Именно он отстроил, значительно реконструировав, Иерусалимский храм. Ирод тратил огромные деньги, распоряжаясь ими экономно, даже не прибегая к грабительским налогам, и оставил после себя богатую страну.

Вот как отзывается о нем автор популярных книг по древней истории Майкл Грант: «Жизненный путь Ирода, известного под титулом Великий, отмечен удивительным сочетанием смелых авантюр и успехов на государственной стезе и мелодраматических событий и катастроф в личной жизни. В то же время трудно припомнить равного по его положению деятеля, о котором так мало известно за пределами круга специалистов и который был бы объектом такого множества неверных и путаных оценок».

Честолюбивым желанием Ирода было дать иудеям спокойствие и процветание в собственной стране, сохранив сотрудничество с Римской Империей и её покровительство. Этой задаче он посвятил свою жизнь, и, поскольку был одарён выдающимися способностями, достигнутое им превзошло все разумные ожидания.

Однако жители страны не давали Ироду забывать, что предки его вообще не были иудеями. Для народа Ирод считался не только чужеземным ставленником и разрушителем иудейских традиций, но и узурпатором-цареубийцей, и недаром: он уничтожил всех членов дома Хасмонеев, первосвященника, своих сыновей и нескольких жён.

Ненависть к Ироду была воспринята и ранними христианами, что нашло отражение в евангельском сказании об учинённом им в Вифлееме «избиении младенцев» с целью уничтожения новорождённого Христа. Да, Ирод был чрезвычайно жесток. Ещё когда только начинались недовольства римским владычеством, его назначили правителем Галилеи. В это время на границе с Сирией действовал повстанческий отряд иудеев под предводительством сторонника Хасмонеев, некоего Хизкия. Ирод захватил Хизкия с его отрядом и казнил всех без суда.

Занавес открывается: новая эра

Что же происходило в Иудее в это переходное время между двумя искусственно принимаемыми периодами – тысячелетиями, или эрами, как принято в летоисчислении? О, это очень интересное время!

В самом конце прошлой эры, где-то, примерно, года за четыре до наступления новой эры, умер Ирод Великий. К этому времени появилось движение евреев, названных «ревнители», или по-гречески – «зелоты». Понятие «ревностность», ставшее главной чертой зелотов и идеологической основой еврейского религиозного экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемуся к избранному им народу, вступившему с ним в отношения завета, и прежде всего отказа от идолослужения. Почему? Да потому что идолослужение или, выражаясь другими словами, забвение Бога, есть проклятие…

И греки, и римляне, властвовавшие в Иудее, были язычниками, поклонявшимися идолам. И вот зелоты боролись с эллинистическим влиянием, охватившим Иудею. А более всего они хотели сбросить зачинающееся римское владычество, считая, что для этого хороши любые средства. Иудеев возмущала власть Рима – этой языческой державы – над Израилем, единственным повелителем которого, по утверждению евреев, является Бог. Так как царствующий Ирод I олицетворял римскую власть, то ненависть зелотов обратилась против него. А надо сказать, что среди зелотов образовалось еще более радикальное крыло, готовое к беспощадным действиям, члены которого получили от римлян прозвище сикарии – «кинжальщики», или даже убийцы. Если использовать современные термины, кинжальщики считались террористами: они убивали своих противников кинжалами, спрятанными в складках плаща – отсюда и прозвище.

Зелоты и сикарии – эти настроенные крайне враждебно по отношению к Риму еврейские патриоты – явились зачинателями трёх восстаний против Рима в период с 66 по 135 годы. Впрочем, многие исследователи и историки считают причиной этих войн не столько антиримские настроения, сколько верование в то, что в справедливой борьбе явится Мессия-Машиах, Спаситель, и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости. Увы, Мессия не пришёл, а мистика мессианства привела к возникновению… христианства.

В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах. Евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там, месяцами изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.

После смерти Ирода I династия Иродиадов постепенно угасала. Параллельно царскому правлению в Иудее находились уже римские легионы. Римляне все больше и больше распространяли свою власть. Уже к 6 году новой эры власть в Иудее была передана римскому ставленнику в Сирии Квиринию. В первый же год своего правления он провёл перепись населения для организации налогообложения в пользу Рима.

А в это время сын казнённого Иродом Хизкия, Иегуда Бен-Хизкия, прозванный Иегудой Галилеянином, проповедовал, что нельзя подчиняться переписи населения. Иегуда утверждал, что эта затея превращает евреев в римских рабов, в то время как у иудеев лишь один господин – Бог. При этом от своих последователей Иегуда Галилеянин требовал царских почестей. К сожалению, он много внимания уделял вооружённой борьбе с конкурирующими группировками. Древняя и постоянная беда евреев – неуживчивость, особенно, когда дело касается власти.

Так или иначе, Иегуда Бен-Хизкия, Галилеянин, собрав своих сторонников и примкнувших к нему недовольных переписью, напал на римлян. Восставшие захватили царский арсенал в столице Галилеи городе Сипфорисе (Ципори). Выступление было подавлено, сам Иегуда был убит, но его род стал влиятельным среди участников движения зелотов. Два сына Иегуды Галилеянина, Яков и Шимон, стоявшие в центре антиримских смут, были распяты назначенным в 46 году прокуратором Тиберием Александром. Третий сын, Менахем Бен-Яир, один из основателей партии зелотов, стал предводителем сикариев.

Антиримские настроения в Иудее усилились, когда третий римский император Калигула, требуя божественных почестей, повелел установить в Храме свою статую.

Так вот эта возмутительная статуя, да ещё высокие налоги и пошлины вызвали конфликт между евреями и языческим населением в эллинистических городах. Напряжение в отношениях между евреями и римлянами можно было охарактеризовать как состояние закрытого кипящего парового котла, в котором вот-вот мог случиться взрыв.

Первая иудейская война

(В Краткой еврейской энциклопедии значится как Иудейская война I)

И «крышку» нашего воображаемого «котла» народных настроений в Иудее «снесло» в 66 году, когда корыстолюбивый прокуратор Гессий Флор, назначенный императором Нероном в Иудею, ограбил храмовую сокровищницу. В ответ на народные волнения он отдал Иерусалим на разграбление римскому войску, а также предал распятию и бичеванию многих жителей Иерусалима. Это было последней чашей, переполнившей терпение иудеев. Первыми выступили зелоты. Затем восстание охватило всю страну и перекинулось на большие еврейские общины на территории Египта и Сирии. В Александрии, Дамаске и других городах шли уличные бои, в которых гибли десятки тысяч человек.

Для усмирения восстания правитель Сирии Цестий Галл во главе XII-го римского легиона двинулся на Иерусалим. Здесь он встретил мощное сопротивление. Неподалеку от Иерусалима, в местечке Бейт Хорон, он был разбит евреями под руководством Шимона Бар-Гиоры, потеряв 6000 воинов. После этого карьера Цестия Галла закатилась.

Шимон Бар-Гиора был молодым человеком, отличавшимся силой и смелостью. Он собрал отряд и выступил против сторонников примирения с Римом. Высланное умеренным правительством Иерусалима войско заставило его укрыться в Масаде (мы ещё услышим об этой славной крепости, построенной Иродом). С помощью сторонников восстания среди идумян ему удалось занять Идумею (родина Ирода Великого, историческая область Иудеи) и захватить её центральный город Хеврон.

Большого успеха повстанцы в Иудее добились и при другом еврейском предводителе, сыне Иегуды Галилеянина, основателя партии зелотов, Менахеме Бен-Яире (Менахем Бен-Иегуда Галилейский) – вожде сикариев. Он захватил горную крепость Масаду. Перебив римский гарнизон, Менахем занял затем и крепость Антонию недалеко от Иерусалимского Храма. Окрылённый успехами, Менахем стал домогаться главенства в партии зелотов и хотел, чтобы его признали Мессией. И вот в царском одеянии, стоя посреди Храма, он объявил себя царём. Суровые сикарии из конкурирующего отряда не стерпели такого самоуправства и зверски расправились с самозванцем. Племянник Менахема и его последователь Элиэзер Бен-Яир вместе с друзьями поспешил скрыться подальше, в Масаду. О нем мы ещё тоже услышим.

Началась жестокая война, проходившая с переменным успехом. Особое недовольство евреев вызывало выдвижение греческого и эллинизированного сирийского населения страны, которое, стало опорой римского владычества в Иудее.

В городах, где преобладали эллины, вырезались евреи, а там, где преобладали евреи, они вырезали иноверцев. Эта война принесла много крови и ожесточённой ненависти. Но силы были неравными. Разрозненные еврейские отряды противостояли мощной римской регулярной армии.

В 67 году в Иерусалим прибыл Иоханан Гисхальский, храбрейший человек и патриот, под руководством которого евреи держали оборону против римлян в городе Гуш-Халав, или, по-гречески, Гисхала. Это был последний оплот евреев в Галилее, павший под натиском римлян. Вместе с Иохананом в Иерусалиме оказались многие его бойцы и тысячи жителей Галилеи, бежавшие от римлян. Из этих людей он сформировал ополчение. Иоханан как настоящий патриот и ненавистник римлян примкнул к зелотам. В апреле 69 года в Иерусалим вступил Шимон Бар-Гиора и занял главенствующее положение в большей части города. В это время в Иерусалиме главой радикальной священнической группировки стал Элиэзер Бен-Шимон.

Итак, в одном месте оказались три группировки, вожди которых жаждали власти и, что говорить, мечтали в случае победы быть даже провозглашёнными мессией. И они начали борьбу между собой, дошедшую до резни. Ослеплённые взаимной ненавистью и стремлением насолить друг другу, они уничтожили запасы продовольствия в городе(!). Увы, храбрейшие евреи не могли ужиться.

Между тем римский военачальник Веспасиан, главенствовавший тогда в Иудее, был провозглашён императором в Риме. Покинув Иудею, он приказал своему сыну Титу взять Иерусалим. В 70 году Тит во главе четырёх легионов подошёл к стенам Святого города. Иудеи, сплотившись, наконец, мужественно боролись против врага. В первые месяцы осады погибло 115 880 человек. В городе разразился сильнейший голод. Евреи отчаянно защищали Храм, но он сгорел вместе с ними. Однако город не сдавался.

И все же после пятимесячной осады Иерусалим пал. Многие его жители были убиты, многие проданы в рабство. Город был разрушен до основания. В знак победы над святым иудейским городом на руинах Иерусалима римляне расквартировали свой Десятый легион, на который была возложена гарнизонная служба… Самое страшное – был разрушен Второй Храм.

После поражения Иоханану Гискальскому удалось бежать из города по подземному ходу. Он скрывался в подземных галереях, но голод вынудил его сдаться римлянам, которые приговорили его к пожизненному заключению. Вместе с другими еврейскими пленниками он был проведён в триумфальном шествии Тита в Риме и заточен до конца жизни.

Шимон Бар-Гиора был также захвачен в плен. Именно его римляне считали вождём восстания и приговорили к смертной казни. Как и Иоханана Гискальского, Шимона Бар-Гиору отправили в столицу империи и там, в цепях, провели в триумфальном шествии. Потом его сбросили с Тарпейской скалы в Риме. Это отвесный склон с западной стороны Капитолийского холма. Так жестоко казнили наиболее опасных преступников…

О судьбе Элиэзера Бен-Шимона ничего не известно. Вероятно, он погиб вместе с другими защитниками Храма.

Шимон Бар-Гиора был наиболее сильным и харизматичным из всех лидеров восстания, с ним были связаны мессианские чаяния. По мнению историков, это доказывает надпись на монетах, датированных четвертым годом восстания: «За искупление Сиона». Считается, что слово «искупление» может указывать не просто на освобождение страны, но именно на искупление мессианское, связанное с надеждами народа в борьбе под предводительством Шимона Бар-Гиоры, возможного Мессии.

Недавно в газете «Вести» я нашёл следующее сообщение: «Несколько лет назад израильский винодел Яаков Берг обнаружил в своём винном хранилище монету времён Второго Храма, отчеканенную 2000 лет назад, во время восстания против Рима. На ней были слова «За свободу Сиона», что, как считают, должно было подбодрить повстанцев. Так может быть, монетная чеканка «За искупление Сиона» и означает «За свободу Сиона»!

Однако после взятия Иерусалима война продолжалась. В руках повстанцев ещё сохранялось несколько укреплённых пунктов. Оставшаяся группа зелотов – сикариев – сражалась с римлянами с прежним ожесточением. Но силы были неравны. Последним оплотом восставших стала крепость Масада.

В крепости сосредоточилось несколько сот бойцов с семьями, так что общее число осаждённых достигло около тысячи человек. Обороной Масады руководил Элиэзер Бен-Яир, как мы помним, родственник и последователь Менахема Бен-Яира. Когда защитники крепости поняли, что их положение безнадёжно, они по совету своего предводителя сожгли все имущество, умертвили жён и детей, а затем по жребию убили друг друга.

В своём описании этого события Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как произошло это невиданное самоубийство:

«…затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя… Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду и, когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти». Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой. Евреи не сдавались!

Я с гордостью цитирую отрывок из пламенной речи Элиэзера Бен-Яира, который в ночь падения Масады призывал её защитников умереть свободными людьми, но не сдаваться врагу: «Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев – вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут неопозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим нетронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству – как и постановили заранее…».

Есть историки, утверждающие, что все это просто красивая легенда, а сикариев называют убийцами и грабителями. Но война-то против римлян была, и её не выкинешь из истории, а защитниками Масады были все же зелоты и сикарии…

Ненавистникам евреев трудно поверить, что евреи не трусливы и умеют воевать как следует. А между тем евреи издавна были боевым, непримиримым народом, и только последующее рассеяние и невозможность объединиться сделали их беззащитными.

Крепость Масада перешла в руки римлян в Песах 73-го года, и этим событием закончилась история великого антиримского восстания, которое получило название Первой Иудейской войны.

Так пало Иудейское государство. Казалось, навеки… После этого Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Историки отмечают героическую борьбу крохотного государства с величайшей в мире империей. Эта борьба принесла неимоверное количество жертв: около миллиона иудеев погибло и около ста тысяч было взято в плен. Из этих пленников одни были казнены, другие – сосланы на каторжные работы или проданы в рабство на рынках Азии и Африки. Наиболее сильные и красивые из иудеев были отобраны для борьбы с дикими зверями в римских цирках и для сопровождения Тита при его торжественном въезде в Рим. Теперь понятно, кто были эти знаменитые гладиаторы!

В Бейруте и Кесарии в дни рождения отца и брата Тит устроил военные игры и гладиаторские бои. Тогда для увеселения публики многих еврейских пленников бросили на растерзание хищным зверям. Изучая в школе историю древнего Рима, мы и не подозревали, кем были храбрые римские гладиаторы, боровшиеся с дикими зверями на потеху публике.

Вывезенные в Рим, а также в другие страны, еврейские пленники и вольноотпущенные явились одной из первых волн еврейской миграции, положившей начало образованию диаспоры за пределами Иудеи, в основном, в Европе. Очаги древнего рассеяния уже существовали по всему Востоку.

Что интересно, император Веспасиан и его сын Тит, победившие евреев в этой долгой, изматывающей войне, постыдились принимать полагающийся им титул «Победитель иудеев». Не стоила чести победа над этим малым народом, доставшаяся такой большой кровью. Только надписи на римских монетах, выбитых в честь победы, говорили о «покорённой Иудее». Впрочем, не только они. В ознаменование этой победы императору Веспасиану и двум его сыновьям в Риме был устроен триумф – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска, во время этого триумфа еврейские пленники в качестве трофея несли священную утварь Иерусалимского Храма, захваченную Титом и доставленную в столицу империи. Самому Титу еще при жизни в память о победе над Иудеей была воздвигнута триумфальная арка, от которой сегодня не осталось следов. После смерти Тита в 81 году нашей эры его брат Домициан, последний император из рода Флавиев, соорудил ещё одну арку, посвящённую завоеванию Иудеи и получившую название «Арка Тита». И сегодня каждый побывавший в Риме может увидеть на этой арке барельеф с изображением пленённых евреев, несущих храмовую утварь. При этом обычно первым делом в глаза бросается менора.

Арка Тита как бы символизировала рассеяние евреев после того, как они окончательно потеряли своё государство. Для еврейского народа поражение в этой войне обернулось не только очередной катастрофой, но и разрушением Второго Храма.

Великолепие храма, реконструированного Иродом и безжалостно уничтоженного римлянами, Иосиф Флавий описывает так: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».

Иерусалимский храм, Бейт а-Микдаш, то есть Дом Святости, – культовое сооружение, которое являлось центром религиозной, экономической, культурной и юридической жизни Иерусалима и всего еврейского народа.

Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Богу, являясь объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах, Шавуот и Суккот.

Иосиф Флавий

Откуда человечеству известно обо всех вышеназванных событиях? Из трудов знаменитого историка Иосифа Флавия. Настоящее его имя Иосеф бен Маттитьягу. Это еврей, родившийся около 38 года новой эры в Иерусалиме, в аристократической священнической семье. Со стороны матери он состоял в родстве со знаменитыми Хасмонеями.

Иосиф Флавий известен дошедшими до нас трудами на греческом языке – «Иудейская война», где рассказывается о восстании 66–73 годов в Иудее, и «Иудейские древности» – об истории евреев от сотворения мира до Иудейской войны. Эти произведения имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа.

Жизнь Иосифа Флавия чрезвычайно интересна. Когда в 66 году вспыхнуло вышеописанное народное восстание против римлян, он встал во главе одного из повстанческих отрядов. Ему была поручена оборона Галилеи. Но римляне побеждали, продвигаясь по стране. Когда они достигли города, обороняемого Иосифом, он со своим отрядом укрылся в крепости. Однако ни мужество защитников, ни военные хитрости не спасли воинов. После 47-дневной осады крепость пала. Иосиф вместе с сорока товарищами успел скрыться в пещере. Убежище это было обнаружено врагом. Сам Веспасиан, не будучи ещё императором, увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, поклявшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов в живых остались только двое: Иосиф и его товарищ. Они сдались римлянам.

Иосиф был закован в кандалы, но предсказав честолюбивому Веспасиану, что тот будет императором (как впоследствии и случилось), был освобождён. Иосиф поселился в Риме и, согласно римским законам, принял родовое имя императора – Флавий. Император Веспасиан дал бывшему врагу права римского гражданства, пенсию и помещение во дворце, где тот спокойно мог заниматься историческими трудами. В Иудее Иосиф Флавий после этого так никогда и не побывал. Скончался он в Риме около 100-го года новой эры.

Не наше дело осуждать Флавия, который, вопреки иудейским духовным законам, сдался в плен врагу, а не покончил с собой. За это он до сих пор не признан евреями. Но все же Иосиф Флавий полностью искупил свою вину, поведав миру о судьбах еврейского народа, о его победах, героизме и силе духа, не ведомых ранее. Может быть, без Иосифа Флавия об этом бы так и не узнали. А вот в своём произведении «Против Апиона» Флавий достойно ответил клеветникам-антисемитам, подчёркивая этическое превосходство иудаизма над эллинистическим язычеством.

И если евреи отвергали Флавия, то среди христиан популярность его возросла настолько, что появилась легенда, будто бы он принял христианство и стал епископом. Однако, как видно из его сочинений, Иосиф до конца жизни оставался верен иудаизму и своим еврейским корням, хотя внешне склонился перед владычеством Рима и даже признал мессианскую роль его императора. Может быть, это было необходимо для того, чтобы его оставили в покое.

На страницу:
2 из 5