Полная версия
Избранные жития святых. Весна: Март. Апрель. Май
Императоры Римские, жестокие гонители христиан, сами невольно способствовали распространению христианской веры на Таврическом полуострове. Они ссылали туда государственных преступников. Исповедание же Христа считалось тогда великим преступлением, и многие христиане были изгнаны за веру свою, как, например, святой Климент в царствование императора Траяна. Эти изгнанники поучениями своими и примером добродетельной жизни обращали многих язычников к Господу и часто мученической кончиной своей укрепляли веру в сердцах обратившихся. Так Господь направлял все ко благу и пользе человека, и нередко те самые, которые стараются воспротивиться Его воле, делаются бессознательно орудиями всеблагого Промысла.
Хотя изгнанники поучениями своими обратили многих к истинному Богу, но большинство жителей Таврического полуострова долго оставалось во мраке язычества. В этой стране было много иудеев, которые всеми силами старались препятствовать распространению христианской веры и вместе с язычниками преследовали и мучили христиан.
Христиане, часто лишенные епископов и священников, могли только втайне собираться на молитву, и число их уменьшалось от насилия и жестокости врагов. Но в первые века христианства святая любовь воспламеняла всех верующих. Полные ревности к закону Господнему и любви к ближним, христиане охотно подвергались гонениям и даже смерти, чтобы помочь ближним и просветить их познанием истинного Бога. Так, в царствование Диоклетиана, в III веке, когда жестоко преследовали христиан, патриарх Иерусалимский послал несколько епископов в разные страны для проповедования Святого Евангелия. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес. Они долго жили вместе в главном городе полуострова Херсоне, или Корсуни; утешали гонимых христиан своим участием и увещевали язычников оставить идолопоклонство и обратиться к Богу истинному. Некоторое время спустя Ефрем оставил Херсон и отправился далее. Он дошел до Дуная, проповедуя слово Божие. Многие обратились и приняли от него Святое крещение, но большинство негодовало на святого проповедника. Он с терпением переносил гонения и оскорбления и наконец по приказанию начальников страны был усечен мечом. Это было 7 марта.
Между тем Василий продолжал проповедовать слово Божие в Херсоне. Некоторые уверовали, но прочие жители города с гневом восстали против епископа: они били и мучили его и в конце концов выгнали из города. Он ушел на гору и поселился в пещере. Скорбя о неверии и ожесточении народа, он беспрестанно молил Бога, да просветит язычников светом истинной веры.
Предание говорит, что спустя некоторое время у одного из знатнейших жителей Херсона умер сын. Родители похоронили его и, полные неутешной скорби, беспрестанно плакали у гроба юноши. Однажды ночью отец и мать покойного в одно время увидели удивительный сон. Умерший сын их явился им и сказал: «Что плачете и скорбите о смерти моей? Зачем молитесь богам нашим? Они не могут меня воскресить, потому что не существуют. Если хотите увидеть меня живым, то пойдите к тому иностранцу, которого вы оскорбили и изгнали, и попросите его, чтобы он помолился о мне своему Богу, и сами уверуйте в Того Бога, Которого он исповедует, ибо Он есть Бог истинный, имеющий власть над живыми и мертвыми. Он может воскресить меня». Проснувшись, родители рассказали друг другу чудесный сон, потом со всеми родственниками и домашними они пошли отыскивать изгнанного епископа. Найдя его в пещере, они пали к ногам его, умоляя его воскресить умершего. Но епископ отвечал:
– Как могу я, человек грешный, воскресить мертвого? Один Бог может это сделать. Уверуйте в Него и молитесь Ему.
– Если сын наш воскреснет, мы сделаем все, что повелишь, – говорили родители юноши.
Василий отправился с ними ко гробу; отвалили камень, и епископ вошел в пещеру, в которой лежал покойник. Он помолился над ним и, освятив воду, окропил умершего, призывая имя Святой Троицы, как бывает при таинстве крещения; и вдруг юноша ожил и начал славить Бога. Все присутствовавшие пали к ногам епископа, прославляя Бога Небесного. Святого епископа Василия с почетом ввели в город, и множество жителей уверовали и крестились.
С этих пор христианская вера стала быстро распространяться в городе и окрестностях, но ожесточенные язычники и иудеи, видя успех ненавистного им учения, решились погубить святого епископа. Они ночью напали на его дом, схватили его, и, связав, влачили его по улицам, и в конце концов забили до смерти каменьями и палками. Тело его бросили за город на съедение зверям; но звери не прикасались к нему, и чудный свет сиял над ним по ночам. Наконец христиане взяли ночью тело мученика и предали его земле.
Вскоре после этого один из учеников святого Василия отправился в Геллеспонтскую страну и встретил там троих из епископов, выехавших из Иерусалима с Василием и Ефремом. Он рассказал им об участи, постигшей святых исповедников. Епископы возблагодарили Бога, сподобившего их товарищей пострадать и умереть за имя Его, и, не страшась опасности, решились ехать в Херсон, чтобы продолжать благое дело просвещения язычников. Это святое дело было им дороже жизни.
Эти три епископа – Евгений, Елпидий и Агафодор – вскоре прибыли в Херсон. Христиане приняли их с радостью, но евреи и язычники вооружились против них и через некоторое время умертвили их. Случилось это 7 марта.
Прошло несколько лет. В царствование императора Константина патриарх Иерусалимский вновь прислал в Херсон епископа Еферия. Против него опять было покушались евреи и язычники, но император покровительствовал христианам и попытки их остались безуспешны. Еферий мирно правил своей паствой, распространял слово Божие и подавал своей жизнью пример христианских добродетелей. Но на обратном пути из Константинополя, куда он ездил благодарить царя за покровительство, он заболел и умер, оплакиваемый всеми христианами, которые любили его, как отца.
После смерти его в Херсон прислан был епископ Капитон. Предание говорит, что язычники, находившиеся в городе, требовали от него знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует, и что епископ с твердым упованием на помощь Божию вошел в разложенный ими огонь, долго молился среди пламени и потом вышел из него невредимым. Тогда все, пораженные чудом, воскликнули: «Один Бог – Бог христиан, великий и сильный! Он хранит рабов Своих невредимыми среди огня!» Множество народа крестилось, и вера христианская стала распространяться по всему Таврическому полуострову. О чуде, совершенном святым Капитоном, возвещено было императору Константину, который находился тогда на Никейском соборе. Святой Капитон был несколько лет епископом в Херсоне. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурей, и корабль его был заброшен к устьям Днепра. Суровые жители страны захватили всех бывших на корабле и умертвили. Самого епископа они утопили в море.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Амфитеатров Я. К. Чтения о церковной словесности, или Гомилетика. Ч. 1. Киев, 1846. С. 263.
2
Из творений св. Тихона Задонского.
3
Здесь и далее даты приводятся по старому стилю. (Примеч. ред.)