bannerbanner
Избранные жития святых. Осень: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь
Избранные жития святых. Осень: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3


Египтяне, отпустив израильтян, бросились их преследовать, но Чермное море чудесным образом пропускает избранный народ Божий и поглощает в волнах своих все войско фараона. Сестра Моисея в радостной песне благодарит Бога за избавление евреев. Песнь эта до сих пор поется в Церкви: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море; помощник и покровитель бысть мне во спасение; сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися».

Сорок лет странствовали израильтяне по пустыне. Господь сим долгим испытанием наказал их за неверие и легкомысленный ропот. Но и во время наказания Господь не переставал простирать руку помощи Своему избранному народу. Странствование ознаменовано было беспрерывным рядом чудес. Камень источал воду, пища падала с неба в виде манны; медный змей, воздвигнутый в пустыне, уничтожал действие смертоносного яда; на горе Синайской слышен был голос Иеговы, и там Моисей получил заповеди от Самого Бога. Церковь в молитвах своих непрестанно вспоминает это чудесное странствование: «Видите, видите, – гласит церковная песнь, – яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый, древле в пустыне людям Моим, десницею единою и крепостию Моею».

Никто из взрослых людей, вышедших из Египта, не вошел в землю обетованную, кроме Иисуса Навина и Халева. Сам Моисей издали только увидел ее плодородные равнины и предал дух свой Богу перед самым окончанием странствования. В продолжение сорока лет странствования он совершенно устроил жизнь своего народа: разделив его на двенадцать колен, написал законы, избрал священников, или левитов, и устроил весь порядок внешнего богослужения. По воле Божией устроена была скиния, или подвижный храм, куда поставлен был кивот Завета, а в нем положены были Скрижали закона; на них были написаны десять заповедей, которые мы благоговейно изучаем. Но не одни эти десять заповедей передал Моисей народу израильскому по повелению Божию: им написано еще много других законов, которыми определены даже обычаи семейной и домашней жизни израильтян. Законы эти имели целью сохранить в народе израильском поклонение истинному Богу, удалить его от язычников и приготовить к принятию Спасителя. Эти законы со временем потеряли свою силу и, по пришествии Спасителя, были заменены другими. Господь наш Иисус Христос укорял иудеев в том, что они исполняли только внешние обряды закона, а забывали его глубокое нравственное значение.

Спаситель говорил, что пришел не нарушить закон, но исполнить его. «Закон дан Моисеем, – сказано в Евангелии от Иоанна, – а благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17). С пришествием на землю Сына Божия исполнились пророчества; и Новый Завет, проповеданный всему миру через апостолов, заменил собой ветхозаветный закон, данный только одному народу иудейскому. Когда в последний раз Спаситель вкушал ветхозаветную пасху со Своими учениками, Он установил новую жертву, заповедав верующим совершать таинство тела и крови Его. Моисей учредил первую пасху в память избавления евреев из Египта; вторая, христианская, Пасха празднуется как избавление от греха и смерти. Во время земной жизни Спасителя Моисей явился на горе Фаворской, был свидетелем Преображения Христова и тем засвидетельствовал истину учения христианского и что Иисус Христос есть обетованный Мессия и Спаситель мира.

«Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, – поет Святая Церковь, – яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, им же нас спасл еси. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас».

Жизнь праведных Захарии и Елисаветы

5 сентября

Праведные Захария и Елисавета были родителями Иоанна Предтечи, которого называют также Иоанном Крестителем, потому что он в Иордане крестил Господа нашего Иисуса Христа. Захария был священником иудейским; жена его, Елисавета, была сестрой святой Анны, матери Пречистой Девы Марии. Они оба были праведны, исполняли закон Божий, но дожили до глубокой старости, не имея детей. Это их очень огорчало. У иудеев не иметь детей считалось не только несчастьем, но даже стыдом и знаком немилости Господней. Они усердно молили Бога, чтобы Он дал им детей, и наконец Господь явил им милость, даровав им сына, который был великим пророком и проповедником воли Божией. О рождении его было возвещено Захарии чудесным образом.

Захария и Елисавета жили в городе иудейском, находившемся в нагорной стране и преимущественно населенном людьми священнического звания. Священники ходили по очереди в Иерусалим служить в храме. Однажды, когда Захария в свою очередь служил, вошел он в храм для каждения. Народ же молился вне храма. Вдруг Захария увидел ангела Божия, стоявшего по правую сторону алтаря кадильного. Захария испугался, но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария; молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого назовешь Иоанном; будет тебе радость и веселие, и о рождении его многие возрадуются, потому что он будет велик перед Господом, не будет пить вина и Духа Святого исполнится еще до рождения своего. Он предыдет пред Господом в духе и силе Илии, и сердца многих обратит к Господу, приготовит их к пришествию Его».

Захария удивился словам этим и, усомнившись, сказал ангелу: «Как мне поверить этому, когда мы с женой в летах преклонных?» Ангел отвечал: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом. Им я послан, чтобы возвестить тебе эту радость; а за то, что ты не поверил словам моим, ты будешь нем, пока они не исполнятся».

Ангел стал невидим, и Захария возвратился к народу, который удивлялся, что он так долго медлил в храме. Он ничего не мог сказать, потому что вдруг стал немым; и все догадались тогда, что он имел видение. Когда кончились дни служения его, Захария вернулся домой. Вскоре жена его сделалась беременна, и они оба с благодарностью восхваляли Бога, явившего им милость Свою.

На шестой месяц после того тот же самый ангел Гавриил был послан Богом в город Назарет возвестить жившей там Пречистой Деве Марии, что Она будет Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа. Ангел сказал ей и о Елисавете, которая, как мы видели, была ее родственницей. Пресвятая Дева Мария тотчас пошла к ней в нагорную страну. Когда встретилась с Елисаветой и начала здороваться с ней, младенец радостно взыграл во чреве Елисаветы, и Елисавета, исполнившись Духа Святого, сказала Марии: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего; и откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне!» Эти слова были внушены Елисавете Духом Святым, потому что она не могла знать о благовещении ангела Пресвятой Деве Марии. Мария отвечала ей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел на смирение рабы Своей, и отныне будут ублажать Меня все племена; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его».

Мария, пробыв у тетки своей три месяца, вернулась в дом свой, а Елисавета вскоре родила сына. Друзья и родственники ее радовались с ней. В восьмой день надо было дать младенцу имя. Все советовали назвать его именем отца; но Елисавета сказала: «Нет, пусть будет он назван Иоанном». – «Но у тебя никого нет в родстве, кто бы назывался этим именем», – говорили сродники и стали спрашивать знаками у Захарии, какое бы имя он желал дать сыну своему. Захария, взяв дощечку, написал на ней: «Иоанн будет имя ему». При этом вдруг возвратилось ему слово; и он стал благословлять Бога и пророчествовать о будущей судьбе младенца, говоря между прочим: «И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь перед лицем Господа приготовить пути Ему; дать уразуметь народу Его спасение во оставление грехов их по благоутробному милосердию Бога нашего, коим посетил нас Восток свыше; осиять сидящих во тьме и тени смертной; направить ноги наши на путь мира». Иоанн назван Предтечей, что значит «предшественник», оттого, что он предшествовал Христу.

Слух о всем случившемся при рождении Иоанна разнесся по нагорной стране Иудейской, и слышавшие говорили между собой: «Что будет из этого младенца?»

Некоторое время спустя родился Иисус Христос. Иудея тогда была подвластна римлянам, и ею правил назначенный римлянами царь злой и жестокий, которого звали Иродом. Он узнал о рождении Иисуса от мудрецов, которые называли Иисуса Царем Иудейским. Ирод, услышав слова мудрецов и зная, что Иисус – потомок царя Давида, стал бояться, как бы Младенец, выросши, не отнял у него царства. Поэтому он решился на страшное злодеяние и повелел в Вифлееме и в окрестностях избить всех младенцев моложе двух лет. Таким образом должен был погибнуть и младенец Иоанн.

Сохранилось предание, что, когда началось страшное избиение детей в Вифлееме, Елисавета убежала с сыном в горы. Воины Ирода, пришедшие в дом Захарии, нашли дом пустым. Захария был на служении в храме Иерусалимском. Обыскав дом, воины отправились искать младенца в окрестностях. С горы Елисавета увидала их и в ужасе закричала: «Гора Божия, прими мать с младенцем!» – и гора, расступившись, дала им убежище.

Воины возвратились к царю и объявили, что не нашли младенца. Царь послал к Захарии спросить о нем. Захария отвечал, что уже служит в храме и не знает, где сын его. Но Ирод вновь послал воинов к нему с повелением убить Захарию, если он не выдаст младенца. Воины в храме говорили Захарии: «Где скрыл ты сына? Дай нам его, или мы тебя самого убьем». – «Вы убьете тело мое, – отвечал Захария, – Господь же примет душу мою». Тогда воины бросились на него и убили его между церковью и алтарем.

Между тем Елисавета с младенцем укрывалась в горной пещере. Она уже была стара, и трудно ей было доставать себе пищу. Предание говорит, что по милости Господней близ пещеры появился источник и над ним выросло финиковое дерево, покрытое плодами. Когда матери и младенцу хотелось есть, дерево наклонялось, кормило их своими плодами и вновь подымалось кверху. Но недолго жила Елисавета в пещере; она в ней скончалась на сороковой день после смерти Захарии, и младенец Иоанн остался один в пустыне. Но милость Божия охраняла его, и младенец вырос, укреплялся духом и жил в пустыне до дня явления своего народу израильскому.

Страдание святых мучеников Ромила и Евдоксия

6 сентября

Святой Ромил служил при дворе императора Траяна. Император, узнав, что он христианин, осудил его на смертную казнь, и святой Ромил был усечен мечом со многими другими христианами. Это было во II веке.

Святой Евдоксий жил при Диоклетиане и занимал важный сан в войске его. Когда вспыхнуло жестокое гонение на христиан, то множество верующих, оставив города, ушли в горы и пустыни. То же сделал и Евдоксий; он некоторое время скрывался в пустыне с женой и детьми; но правитель той области послал воинов отыскивать его. Они однажды встретили его и, не зная, кто он, спросили у него, где бы им найти Евдоксия.

– Войдите в мое жилище поесть и отдохнуть, и я вам скажу, где он скрывается, – отвечал Евдоксий.

Воины вошли к нему. Евдоксий угостил их радушно и потом объявил, что он тот, кого они ищут. Они удивились и сказали ему:

– Мы не хотим брать тебя, лучше скажем правителю, что везде искали тебя и не нашли, а ты скройся подальше, чтобы другие не отыскали тебя.

– Нет, друзья мои, – отвечал Евдоксий, – я пойду с вами; не до́лжно мне более скрываться: Господь зовет меня на подвиг мученический. Если бы не такова была воля Божия, то вы бы не встретили меня; видно, Богу угодно, чтобы я положил жизнь за имя Его.

Потом он призвал жену свою Василиссу, детей и всех домашних своих и сказал им:

– Время было мне скрываться; теперь же время объявить о себе и идти, куда призывает меня Господь. Он устроил судьбу мою, как угодно Ему; вас же оставляю Богу.

Он изъяснил подробно, как желает, чтобы воспитывались дети и жили все домашние его, просил жену не плакать и не скорбеть, если узнает о его смерти, и, надев воинскую одежду, отправился в путь.

Все домашние его скорбели и плакали, ибо знали, что он уже не вернется. Утешала их только мысль, что любимый друг их умирает за Христа и сподобится вечной славы.

Евдоксия привели к правителю страны, и тот стал убеждать его принести жертву богам. Евдоксий отказался; тогда правитель сказал:

– Кто не исполняет воли царя, тот недостоин служить в его войске; пусть же снимает с себя знаки воинского звания!

При допросе присутствовало множество воинов. Каково же было удивление правителя, когда они все вслед за Евдоксием стали снимать с себя знаки воинского звания, объявляя, что они все христиане и готовы положить жизнь за веру.

Это обстоятельство очень смутило правителя; он не решился осудить такое множество людей, ибо воинов было более тысячи человек, и потому он послал спросить у царя, как ему поступить. Диоклетиан велел замучить и предать смерти начальников, как более других виноватых; и правитель, призвав опять Евдоксия, начал угрожать ему страшнейшими истязаниями, чтобы вынудить у него отречение от веры.

Но усилия правителя остались совершенно тщетными. Евдоксий объявил ему, что он рад вытерпеть всевозможные истязания и умереть за имя Господне. Его подвергли жестоким мучениям и потом осудили на смертную казнь.

Пока вели мученика на смерть, он молился, говоря: «Боже, призревый на Авелевы и Авраамовы жертвы, приявший милостиво подвиг многих мучеников, призри благосердно и на мою жертву, которую приношу Тебе от сердца, исполненного любовью». Вдруг увидел он жену свою и двух друзей, которые тайно последовали за ним; жена его горько плакала; мученик повторил ей свое желание, чтобы она о нем не грустила; он просил ее, напротив, почтить день его кончины как день радостного торжества; потом, обратясь к одному из друзей своих, Зинону, он сказал ему:

– Бог, Которому мы служим, не разлучит нас. Мы как в одной ладье приплывем вместе к жизни вечной.

Пораженный этими словами Зинон вдруг воскликнул:

– Я – христианин! Я исповедую Христа и хочу за Него умереть!

Его тотчас же схватили, и правитель осудил его на смертную казнь. Он был тотчас же усечен мечом; потом казнили Евдоксия, а затем и других христиан из воинских начальников. Вдова Евдоксия честно похоронила тело мужа своего и провела в великом благочестии остальную жизнь. Один из друзей его, Макарий, сподобился мученической кончины.

Преподобный Давид, который прежде был разбойником

в тот же день

В пустыне Ермопольской долго свирепствовал разбойник, который наводил ужас на всю страну: так он был жесток и немилосерден. Но Господь Бог, не хотящий гибели грешника, смягчил сердце разбойника. Раскаяние вдруг пробудилось в нем; он решился оставить преступную жизнь и сделаться монахом. Пришел он в монастырь, но игумен не захотел его принять. «Ты слишком стар, – говорил он, – чтобы начать тяжелую иноческую жизнь; ты привык к другим обычаям».

Давид (так звали бывшего разбойника) умолял игумена принять его; тот никак не соглашался; наконец Давид сказал ему: «Так узнай же, кто я; я – Давид, начальник разбойников; я хочу жить в монастыре, чтобы оплакивать грехи свои; если же ты не примешь меня, то возвращусь к прежней жизни; соберу товарищей своих и разорю ваш монастырь».

Игумен наконец решился принять каявшегося разбойника. Давид стал приучать себя к воздержанию, послушанию, смирению; пламенно молил Господа простить и помиловать его; и милосердый Господь оказал ему помощь Свою. Свирепый разбойник сделался кротким и смиренным подвижником, и вся братия удивлялась его благочестивой жизни.

Однажды архангел Гавриил явился ему и сказал: «Давид! Господь простил тебе грехи твои; отныне ты будешь творить чудеса!» Давид отвечал ангелу: «Как могу поверить, что чрез такое краткое время Господь уже простил грехи мои, которых так много!» Ангел сказал: «Я архангел Гавриил; за неверие словам моим я не пощадил и Захарии; не пощажу и тебя; отселе ты будешь нем». Давид поклонился ангелу и сказал: «Когда я был разбойником и творил преступные дела, тогда не связан был язык мой, не славивший Бога; ныне же хочу служить Господу и приносить хвалу, а ты связываешь язык мой!» На это ангел отвечал: «Не будешь произносить иных слов, кроме слов молитвы и хвалы Богу».

Ангел отошел, и Давид в пламенной молитве возблагодарил Бога, простившего согрешения его. С этих пор он стал творить великие чудеса благодатью Божией и беспрестанно воспевал славу и хвалу Господу. Других же слов, кроме слов молитвы, он не мог произносить. Так прожил он много лет, был в назидание всей обители и мирно почил в глубокой старости.

Страдание святого мученика Созонта

7 сентября

Святой Созонт, родом из Ликаонии, был пастухом и с ранних лет был ревностным христианином. Он часто говорил товарищам своим об Иисусе Христе и о христианской вере и убедил многих принять Святое крещение. Однажды он заснул около источника под тенью высокого дуба и увидел во сне, что он призывается на подвиг мученический и что благодать Божия воссияет на самом том месте, где он спит.

Проснувшись, он поручил стадо свое другому пастуху, а сам отправился в город Помпеополь. Там правитель Киликийской области торжественно совершал празднество в честь языческих богов и понуждал христиан участвовать в нечестивых обрядах. Сердце Созонта разгорелось святым негодованием, когда он увидел такое поругание веры истинной. Он вошел в идольское капище и, взяв золотого идола, отломил у него руку и, раздробив ее на части, раздал их нищим.

Это событие произвело волнение в городе; власти городские стали разыскивать виновного; тогда Созонт, боясь, как бы за него не пострадал другой, сам объявил о себе правителю и при этом громогласно исповедовал, что верует во единого истинного Бога. Его подвергли самым ужасным истязаниям и замучили до смерти. Верующие ночью взяли тело его и похоронили честно.

При гробе мученика стали совершаться чудеса, равно как и на том месте, где был ему чудный сон, предвозвестивший его мученическую кончину. Впоследствии христиане соорудили на том месте церковь во имя святого мученика Созонта.



В тот же день совершается память святых Еводия и Онисифора, апостолов от семидесяти. Первый был епископом в Антиохии, второй – в Колофоне и Киринее. Оба скончались мученической смертью в начале II века.



Наша Православная Церковь совершает тоже в этот день память святителя Иоанна, который был архиепископом Новгородским во второй половине XII века и прославился святой жизнью и чудотворениями.

Рождество Пресвятой Богородицы и жизнь Богоотцев Иоакима и Анны

8 и 9 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы празднуем мы 8 сентября. Это один из двенадцати больших праздников.

Пресвятая Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете от родителей праведных и богоугодных – Иоакима и Анны. Мы называем их Богоотцами и празднуем их память 9 сентября. Святой Иоаким происходил от царя Давида, которому Бог за несколько веков обещал, что из его племени родится Спаситель мира.

Иоаким и Анна были очень добродетельны, на всякий праздник щедро раздавали милостыню бедным и подаяние в храм и исполняли заповеди Господни. Бог возлюбил их и назначил их быть родителями Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, честнейшей херувимов и всех святых святейшей. Рождение ее, как и рождение Иоанна Предтечи, было возвещено ангелом. Вот как это было.

Иоаким и Анна жили в супружестве уже пятьдесят лет и не имели детей, что их очень огорчало. Раз в великий праздник Иоаким пришел в храм принести жертву Богу. В храме было множество народа. Первосвященник вместе с другими стал укорять Иоакима за грехи его, говоря, что Бог не благословил его детьми и что он недостоин приносить дар свой Богу. Иоаким опечалился и ушел из храма. Между тем как все веселились и радовались празднику, Иоаким неутешно горевал, не захотел возвратиться домой, но ушел в пустое место, где паслись его стада. Там он плакал и молился горячо и усердно. Вспоминая о бесчисленных милостях, явленных Богом народу израильскому, он несколько утешился и стал твердо надеяться на Господа. Помолившись, он дал обет поститься в течение сорока дней и жить все это время в пустыне. «Пусть будут мне слезы пищей и пустыня домом, пока не явит мне милости Своей Господь Бог Израилев», – говорил он.

Между тем жена его, услышав о случившемся в храме и видя, что муж ее не возвращается, начала тоже неутешно плакать и горевать. Однажды она сидела в саду своем под тенистым деревом. В горести своей она вздохнула глубоко и подняла глаза, полные слез, к небу. Между ветвями дерева она увидела птичье гнездышко с маленькими птенцами. Это еще увеличило ее горе. «Я, верно, грешнее всех в мире, – воскликнула она, – и потому Бог лишил меня счастья быть матерью. Все ласкают детей своих, а я лишена этого утешения. И птицы небесные имеют птенцов своих, и звери земные – детей, и земля приносит плоды во славу Отца Небесного». И со слезами она начала молиться Богу. Вдруг увидела она перед собой ангела Божия, который сказал ей: «Анна, Анна! Услышана молитва твоя; вздохи твои дошли до Господа; Он увидел слезы твои. Ты родишь Дщерь Преблагословенную. Через Нее благословятся все племена земные и дастся спасение всему миру. Ты назовешь ее Марией». После этих слов ангел удалился; а Анна, полная невыразимой радости, дала обещание посвятить Богу дочь свою и поспешила в Иерусалим, чтобы во храме благодарить Господа.

В тот же час ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Иоаким! Бог услышал молитвы твои и явил тебе Свою милость. Жена твоя родит дочь, и рождению ее возрадуется весь мир. Вот что тебе докажет истину слов моих: иди в Иерусалим в храм Господень; там у Золотых ворот найдешь ты жену свою, которой уже возвещено то же самое».

Иоаким, удивленный и обрадованный, стал благословлять Бога; потом пошел в Иерусалим и, как сказал ему ангел, нашел в храме жену свою; она рассказала ему обо всем. Помолясь, они возвратились домой.

Анна действительно родила дочь, Пресвятую Деву Марию. Иоаким принес великие жертвы Богу, и все хвалили и благословляли Господа за явленную милость.

Пресвятую дочь свою святые Богоотцы хранили как зеницу ока, и не только любили, как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал ангел. Когда ей исполнилось три года, они привели ее в храм и, по обещанию, посвятили Богу. Это событие празднуется у нас под названием Введение во храм 21 ноября. Вскоре после того Иоаким скончался, восьмидесяти лет от роду. Тогда вдова его оставила Назарет и переселилась в Иерусалим, где жила близ дочери, беспрестанно молясь в храме до самой смерти своей. Она скончалась два года спустя после мужа своего в преклонной старости.



На всяком богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях ее, святых Богоотцах Иоакиме и Анне. Пресвятой же Деве воспевается в праздник Рождества ее следующая песнь:

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Житие преподобного Иосифа Волоколамского

9 сентября

Преподобный Иосиф, основатель Волоколамской обители, в мире Иоанн Санин, родился в 1440 году в пределах Волоколамска, от благородных родителей. Семи лет он был отдан для обучения грамоте в Крестовоздвиженскую обитель в Волоколамске и рано почувствовал призвание к монашеской жизни. Родители не воспротивились его желанию; он жил некоторое время в обители Святого Саввы и потом поступил в обитель Боровскую, недавно основанную преподобным Пафнутием. Уверившись в его искреннем расположении к иноческой жизни, святой старец постриг юношу и назвал его Иосифом.

Вскоре отец Иосифа поступил в тот же монастырь. Он был уже стар, слаб и болен; Иосиф взял отца к себе в келью и в продолжение пятнадцати лет служил ему и ходил за ним со всевозможной заботливостью и нежностью. Он сам кормил его, поднимал его с одра болезни, читал ему Священное Писание, услаждал сыновней любовью своей последние скорбные годы старца. «Чем воздам тебе, сын мой? – говорил старец перед смертью своей. – Один Бог может вознаградить тебя; не я тебе, а ты мне отец в нуждах душевных и телесных».

На страницу:
2 из 3