Полная версия
Сергий Радонежский. Личность и эпоха
30
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца. 1319–1392 // Ко дню церковного празднования 800-летия Москвы. М., 1948. С. 27–41 [другая публ.: Журнал Московской патриархии. 1972. № 7. С. 63–68].
31
Подробнее: Кисель В. Житие преподобного Сергия Радонежского в русской агиографии (библиографический очерк) // Журнал Московской патриархии. 1993. № 1. С. 97—102; № 2. С. 100–103.
32
Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 117–118.
33
Бурейченко И. И. К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 4.
34
Нарциссов В. В. Проблемы иконографии преподобного Сергия Радонежского // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 54–55. Оба изображения помещены на с. 42, 45. Он же. Шитый покров Сергия Радонежского // Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. М., 1990. С. 28–38. См. также: Гордеева Л. Два покрова преподобного Сергия Радонежского // Новая книга России. Православный иллюстрированный ежемесячный журнал-обозрение. 2000. № 10. С. 55–58.
35
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 130, 131.
36
Там же. С. 98—110, 114–118.
37
Яблонский В. М. Пахомий Серб и его агиографические писания: биографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908. С. 69; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. IX. М.; Л., 1953. С. 145–158.
38
Клосс Б. М. Указ. соч. С. 20–21. (Текст составленного Епифанием «Жития» Сергия опубликован на с. 285–341.)
39
Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LIII. СПб., 2003. С. 439–440.
40
Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 113–123; № 3 (9). С. 121–129; № 4 (10). С. 98—113; 2003. № 1 (11). С. 112–118; № 2 (12). С. 127–133; № 3 (13). С. 112–130; № 4 (14). С. 100–122; 418–445.
41
Там же. 2002. № 2 (8). С. 286–287.
42
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 290.
43
Никон, иеромонах. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1885. С. 8.
44
См.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 104–105.
45
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2002. С. 13; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 27; Кучкин В. А. Сергий Радонежский. С. 75.
46
Скрынников Р. Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. М., 1990. (Сер.: Атеизм и религия: история, современность. 1990. № 6). С. 37.
47
Распутин В. Ближний свет издалека // Россияне. 1991. № 9. С. 8. [Другие публикации: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 520–536; Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. С. 9—28; Преподобный Сергий Радонежский. Сборник. Составитель Соколова Т. А. М., 1996. С. 333–347].
48
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 297.
49
Это было выяснено в 1992 г. М. В. Бибиковым (См.: Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 122).
50
Полное собрание русских летописей. Т. XVIII. Симеоновская летопись. М., 2007. С. 89. (Далее – ПСРЛ.)
51
Борисов Н. С. Указ. соч. С. 281.
52
ПСРЛ. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV в. М., 2004. С. 162.
53
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 15.
54
Борисов Н. С. Указ. соч. С. 281–282.
55
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 374.
56
Там же. С. 23.
57
Борисов Н. С. Указ. соч. С. 281–282.
58
Здесь и далее все даты даются по старому стилю.
59
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 292.
60
Кучкин В. А. Сергий Радонежский. С. 75.
61
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 296.
62
Там же С. 290–291, 293.
63
Там же. С. 23–27. Ср.: Кириллин В. М. Епифаний Премудрый: умозрение в числах о Сергии Радонежском // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. 1. М., 1994. С. 80—120.
64
К сожалению, изложенные выше доводы не были услышаны светскими и духовными властями при объявлении 2014 г. годом 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, хотя сомнения в этой дате высказывались не только светскими, но и церковными историками (См.: Цыпин В. К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей Сретенской духовной семинарии. Вып. 2. М., 2010. С. 230–243).
65
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 293–294.
66
Там же. С. 303.
67
Кучкин В. А. Антиклоссицизм. С. 121.
68
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 303.
69
О нем см.: Титов А. А. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова Великого Ярославской губернии. Сергиев Посад, 1893; Родина преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Ростовский Троице-Варницкий монастырь. М., 1898 [переизд.: М., 1899; 2-е изд.: М., 1900; М., 1901]; Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского чудотворца с рисунками и кратким описанием Троице-Варницкого монастыря, место родины преподобного Сергия. М., 1897. С. 96–98; Ярославская епархия в описании прот. Иоанна Троицкого. Вып. 1. Заштатные монастыри Петровский, Белогостицкий и Варницкий. 1901; Вахрина В. Родина преподобного Сергия // Московский журнал. 1992. № 7. С. 7–8; Виденеева А. Е. Введенская церковь Вар-ницкого монастыря // Памятники истории и архитектуры Европейской России. Нижний Новгород, 1995. С. 202–205; Она же. К истории Ростовского Троице-Варницкого монастыря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 196–208; Вахрина В. И. Троице-Сергиев Вар-ницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина Преподобного Сергия Радонежского. Рыбинск, 2014; Радонеж, Варницы, Хотьково (К 700-летию преподобного Сергия Радонежского) // Славянка. Православный женский журнал. 2014. № 3 (51). С. 106–109.
70
Городилин С. В. Ростовское боярство в первой трети XIV в. // История и культура Ростовской земли. 2001. Ростов, 2002. С. 87. См. также: Кучкин В. А. «Не зело близ града Ростова». Молодые годы ростовского боярина Варфоломея Кирилловича // Родина. Российский исторический журнал. 2014. № 5. С. 29–30.
71
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 297, 302.
72
Там же. С. 303.
73
Там же. С. 303–304.
74
ПСРЛ. Т. XXV. С. 168; Кучкин В. А. Сергий Радонежский. С. 76.
75
Борисов Н. С. Указ. соч. С. 28, 282–283.
76
Аверьянов К. А. Купли Ивана Калиты. М., 2001. С. 192–201.
77
Судя по летописным известиям, Константин принимал активное участие во многих крупных операциях московских князей: в 1339 г. он участвовал в организованном Иваном Калитой по велению хана походе к Смоленску, в следующем году вместе с Семеном Гордым дошел до Торжка в походе против новгородцев. В 1348 г. Семен Гордый вновь посылает его на Новгород с московской ратью, которую возглавил удельный звенигородский князь Иван Красный. О реальном подчинении Константина Васильевича в этот период власти московских князей свидетельствует тот факт, что, когда в 1349 г. волынский князь Любарт Гедеминович задумал жениться на дочери Константина Васильевича Ростовского, испрашивал на то разрешения не у ее отца, а у великого князя Семена Гордого (ПСРЛ. Т. X. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 211, 212, 215, 220, 221).
78
Там же. Т. V. Вып. 1. Псковские летописи. М., 2000. С. 16; Т. V. Вып. 2. Псковские летописи. М., 2003. С. 23, 90.
79
Там же. Т. III. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. С. 98–99, 342; Т. V. Вып. 1. С. 16–17; Т. V. Вып. 2. С. 23, 91–92. Подробнее об этих событиях: Янин В. Л. «Болотовский» договор о взаимоотношениях Новгорода и Пскова в XII–XIV вв. // Отечественная история. 1992. № 6. С. 4–5.
80
ПСРЛ. Т. XV. Рогожский летописец. Тверской сборник. Стб. 46.
81
Кучкин В. А. Сергий Радонежский. С. 76.
82
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 28. Позднее В. А. Кучкин в своей рецензии косвенно согласился с аргументами Б. М. Клосса, что упреки матери относятся к ростовскому периоду жизни семьи. Однако, настаивая на переселении в 1332 г., В. А. Кучкин оправдывает эту дату приведенной фразой, где говорится, что Сергию еще не было полных 12 лет. Но даже при таком толковании все равно не выходит 1332 г., на котором настаивает исследователь. При этом в ошибочности предложенной им даты переезда почему-то оказался виноватым все тот же Б. М. Клосс, ибо тот «ее не обсуждает и не доказывает ее ошибочности» (Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 122).
83
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 304.
84
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. С. 9. (Далее – ДДГ.)
85
В московско-серпуховском докончании, составленном около 1367 г., об Ульяне говорится еще как о живой, а в аналогичном соглашении, написанном около 1374 г., зафиксирован уже раздел ее бывших владений (ДДГ. С. 20, 23; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 30–32). Андрей умер 6 июня 1353 г. (ПСРЛ. Т. XXV. С. 179).
86
Об этом говорит замечание Епифания «Онисима же глаголют…» (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 304).
87
ДДГ. С. 10.
88
Ее имя встречается в завещании Дмитрия Донского 1389 г. (ДДГ. С. 35.)
89
Там же. С. 16, 19.
90
Там же. С. 9, 14.
91
Там же. С. 11.
92
ПСРЛ. Т. XXV. С. 172.
93
Там же. Т. XV. Стб. 53.
94
Там же. Т. XXV. С. 173.
95
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 304.
96
ДДГ. С. 11.
97
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 303.
98
Летописец под 1330 г. отмечает: «того же лета бысть сухмень велика». Под 1337 г. зафиксировано: «тое же осени бысть поводь велика». Понятно, что эти природные аномалии не могли не привести к гибели значительной части урожая. При этом, судя по всему, летописец зафиксировал далеко не все из них (ПСРЛ. Т. X. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 203, 207; См. также: Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Летопись необычайных явлений природы за 2,5 тысячелетия (V в. до н. э. – XX в. н. э.). СПб., 2002. С. 318–319).
99
ДДГ. С. 11.
100
Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XVI вв. Ч. 1. М.; Л., 1948. С. 20–25; Зимин А. А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV–XVI вв. // Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1958. С. 279–280.
101
ДДГ. С. 12.
102
Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1. СПб., 1889. С. 288.
103
Там же. С. 13.
104
ПСРЛ. Т. XXV. С. 176.
105
ДДГ. С. 14.
106
ПСРЛ. Т. XVIII. С. 96; Кучкин В. А. Договор Калитовичей (к датировке древнейших документов московского великокняжеского архива) // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984. С. 16–24. См. также: Он же. Договор 1348 г. великого князя Симеона Ивановича с братьями Иваном Звенигородским и Андреем Серпуховским // Средневековая Русь. Вып. 8. М., 2009. С. 101–175.
107
ПСРЛ. Т. XXV. С. 177.
108
ДДГ. С. 11; ПСРЛ. Т. XVIII. С. 93.
109
ДДГ. С. 13.
110
ПСРЛ. Т. XXV. С. 168.
111
ДДГ. С. 13.
112
ПСРЛ. Т. XXV. С. 175.
113
Там же. Т. XVIII. С. 93.
114
Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918. С. 162.
115
Ср.: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 244.
116
В XIX в. ростовским краеведом А. Я. Артыновым было выдвинуто предположение о происхождении Кирилла от варяга Ши-мона, предка Вельяминовых (Силкина И. А. Предки преподобного Сергия Радонежского и род Симона Варяга. Версия ростовского краеведа Александра Яковлевича Артынова (1813–1896) // Московский журнал. История государства Российского. Литературно-художественный, историко-краеведческий ежемесячный журнал. 2008. № 11. С. 42–49).
117
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 304.
118
О Радонеже этого времени см.: Милонов Н. П. Археологические разведки в Радонеже (Загорский район Московской области) // Историко-археологический сборник. М., 1948. С. 65–73; Чернов С. З. Комплексное исследование и охрана русского средневекового ландшафта. По материалам древнего Радонежского княжества. М., 1987; Он же. Древний Радонеж // Памятники Отечества. 1988. № 2 (18). С. 62–73; Он же. История заселения Радонежского княжества и происхождение волостей в районе Троице-Сергиева монастыря // Международный конгресс славянской археологии. Труды. Т. 2. Секция 3–4. Киев, 1988. С. 316–319; Он же. Исторический ландшафт древнего Радонежа // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. 1988. М., 1989. С. 413–438; Он же. Новые материалы по хронологии московской керамики второй половины XIIIXV вв. из раскопок в районе древнего Радонежа // Древнерусская керамика. М., 1992. С. 142–169; Вишневский В. И. Древний Радонеж // Сообщения Сергиево-Посадского музея-заповедника. 1995. С. 12–30; Ткаченко В. А. Радонеж. Страницы истории. Сергиев Посад, 1997; Средневековый Радонеж: археологический, палинологический и геоботанический подходы к изучению ландшафтов // Экологические проблемы в исследованиях средневекового населения Восточной Европы. М., 1993. С. 167–189; Чернов С. З. Заселение водоразделов Радонежа по данным археологических исследований сельца Никольское-Поддубское // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1996. С. 60–96; Он же. Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований (на примере района древнего Радонежа) // Культурный ландшафт как объект наследия. М., 2004. С. 322–332; Он же. Радонеж: от волости к княжескому уделу (1336–1456). Постановка задач комплексного исследования // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 118–119; Он же. Радонеж: от волости к княжескому уделу (1336–1456) // Там же. 2007. № 4 (30). С. 44–49; Вишневский В. И. Оборонительные укрепления древнего Радонежа // Археология Подмосковья. Вып. 4. М., 2008. С. 124–134; Чернов С. З. Радонеж: от волости к княжескому уделу (1336–1456). Границы и административное устройство // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3 (37). С. 125–126; Ершова Е. Г. История растительности южного склона Клинско-Дмитровской гряды (историческая территория древнего Радонежского княжества). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. М., 2010; Чернов С. З. Радонеж: от волости к княжескому уделу (1336–1456 гг.). Княжеские земли в центре удела // Сословия, институты и государственная власть в России. Средние века и раннее Новое время. Сб. статей памяти академика Л. В. Черепнина. М., 2010. С. 444–481; Ершова Е. Г., Чернов С. З. Природа и человек на водоразделах Радонежа в XIII–XVI вв. Методика корреляции спорово-пыльцевых данных (Новые исследования Морозовского болота) // Российская археология. 2010. № 3. С. 101–118; Чернов С. З. Радонеж: от волости к княжескому уделу (1336–1456). Княжеские земли в районе Троицкого монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3 (45). С. 129–130; Любопытнов Ю. Н. Мое Хотьково. Абрамцево—Ахтырка—Воздвиженское—Гаврилково—Жучки—Комягино—Машино—Митино—Морозово—Мутовки—Радонеж—Репихово—Тешилово— Уголки—Ярыгино. История Хотькова с древнейших времен до наших дней. Легенды и мифы Радонежья. Сергиев Посад, 2014; Чернов С. З. Переяславская дорога XIV–XV вв. в районе Радонежа. Историко-археологическое исследование // «По любви, в правде, безо всякие хитрости. Друзья и коллеги к 80-летию Владимира Андреевича Кучкина. Сб. статей. М., 2014. С. 191–220.
119
Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 123.
120
Булыгин И. А. Вотчина // Советская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 1963. Стб. 755–758.
121
ДДГ. № 71. С. 251.
122
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 44, 76.
123
Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. 2. М., 1956. № 38. С. 40. (Далее – АФЗХ.)
124
Там же. № 41. С. 42.
125
ДДГ. № 9. С. 27.
126
Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. Ч. 1. М., 1986. № 46. С. 175.
127
АФЗХ. Ч. 2. № 49. С. 49–51.
128
Об именах избранниц сыновей Кирилла известно из бережно хранившейся еще в XIX в. в Хотьковском монастыре над гробницей Кирилла и Марии образа Знамения Божьей Матери «старинного иконного писания» с изображением всей семьи, в том числе Стефановой жены Анны и Петровой – Екатерины. Сведения эти уникальны, ибо в других источниках имена жен Стефана и Петра не зафиксированы (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 28–29).
129
Там же. С. 305.
130
Там же. С. 28–29; Борисов Н. С. Указ. соч. С. 39.
131
[Смирнов С. К.] Покровский Хотьков девичий монастырь. Изд. 8-е. Сергиев Посад, 1896. С. 4; Амвросий. История российской иерархии. Ч. VI. М., 1815. С. 1103. О Хотьковом монастыре см. также: Введенский Д. И. Хотькова обитель на месте упокоения родителей преподобного Сергия. Сергиев Посад, 1905; Спирина Л. М. Покровский монастырь в Хотькове. Сергиев Посад, 1996; Филимонов К. А. К истории Покровского Хотькова монастыря // Макарьевские чтения. Вып. 7. Монастыри России. М., 2000. С. 270–281; Голубцов С. Хотьков монастырь // Московский журнал. 1991. № 6. С. 26–31; Покровский Хотьков женский монастырь. Книга-альбом. [Сост. Добровольский С. В.]. Хотьково; М., 2002 (изд. также: М., 2003); Хотьково. Очерки истории земли Радонежской [сост. Соловьев Н. Н.]. Сергиев Посад, 2004 (Малые города России).
132
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 306; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Т. I. М., 1952. № 232. С. 164. (Далее – АСЭИ.)
133
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 178.
134
Об одном из таких монастырьков упоминается в Рогожском летописце под 1323 г., где сообщается, что «того же лета пре-ставися Андреи, епископ тферскы, въ своемъ ему монастыри на Шеше, оу святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. XV. Стб. 42. Ср. более полное известие: Там же. Т. X. С. 188). О двух других домовых монастырьках сохранила сведения Троицкая летопись. Под 1390 г. в ней помещено известие, что «тое же весны въ великое говение преставися рабъ божий Иванъ Родионовичь, нареченный въ мни-шескомъ чину Игнатий и положенъ бысть у святого Спаса въ монастыри, иже на Въсходне». Спустя три года летопись сообщает, что «сентября въ 21 день преставися Иванъ Михаиловичь, нарицаемыи Тропарь, въ бельцехъ и положенъ въ своемъ монастыри на селе своемъ» (Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 436, 443). Из данной грамоты известного боярина Петра Константиновича Добрынского митрополиту Ионе от 15 февраля 1454 г. узнаем о существовании вотчинного монастырька Добрынских во имя св. Саввы (в районе современного Девичьего Поля в Москве) (АФЗХ. Ч. I. М., 1951. № 29. С. 49). Родовым богомольем Пушкиных являлся Мушков погост к западу от Москвы (Веселовский С. Б. Исследования… С. 65).
135
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 305–306.
136
Акты Русского государства 1505–1526 гг. М., 1975. № 15. С. 24. (Далее – АРГ.)
137
Там же.
138
АСЭИ. Т. I. № 232. С. 164.
139
Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 123.
140
Веселовский С. Б. Исследования… С. 178–179.
141
Этой точки зрения, в частности, придерживался Е. Е. Голубинский [Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. 3-е изд., доп. СПб., 2007. С. 22. Примеч. 2 (репринт изд.: М., 1909)].
142
В это время известны и другие мужеско-женские монастыри. Об одном из таких – Лазаревском Городецком – известно из сообщения Рогожского летописца под 1367 г.: «Того же лета месяца иуля въ 23 день побилъ громъ черньцевъ и черниць на Городци въ монастыри въ святомъ Лазари на вечерни, а иныхъ по селомъ изби» (ПСРЛ. Т. XV. Стб. 85).
143
Кучкин В. А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 123.
144
АСЭИ. Т. I. № 134. С. 104.
145
Веселовский С. Б. Исследования… С. 248; АСЭИ. Т. I. С. 601.
146
ПСРЛ. Т. XXV. С. 279.
147
Чернов С. З. Сельские монастыри XIV–XV вв. на северо-востоке Московского княжества по археологическим данным // Российская археология. 1996. № 2. С. 119–122.
148
Суворов Н. С. Заметки о мужеско-женских монастырях в древней России// Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым. 1860–1861. Кн. 4. СПб., 1862. С. 38–46.
149