bannerbanner
Исторические личности сквозь призму психиатрии
Исторические личности сквозь призму психиатрии

Полная версия

Исторические личности сквозь призму психиатрии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

А. М. Спринц

Исторические личности сквозь призму психиатрии

Посвящается Олегу Ерышеву

© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2016

Предисловие

Идея этого труда родилась в процессе работы над нашей предыдущей с Олегом Федоровичем Ерышевым книгой «Личность и болезнь в творчестве гениев». Однако мой давний соавтор, отличный психиатр и добрый человек, недавно ушел из жизни и приступить к этой книге не успел. Если основной целью нашего предыдущего труда было исследование взаимоотношения творчества и душевной болезни, или же творчества и психической аномалии, то цель этой книги иная. Главное в ней – обобщение психиатрических оценок, данных отдельным историческим личностям. События их биографии описаны кратко, только для дальнейшей психиатрической оценки, зато обобщение дано подробное. Мы задумывали проследить, какие факторы приводили душевнобольного человека к власти или давали ему возможность влиять на ход истории; какие душевнобольные или душевно-аномальные личности оказывались у власти чаще всего. Планировалось, что в заключении мы сможем сделать определенные практические выводы. Психиатрический анализ предполагалось проводить бесстрастно, не поддаваясь эмоциям, хотя некоторые наши персонажи творили поистине ужасные вещи.

Нельзя не признать, что исследование личности исторических деятелей (по сути дела, их посмертная экспертиза) – вещь увлекательная, тем более что относительно большинства выбранных нами персонажей существуют спорные мнения, начиная со знаменитого русского психиатра Павла Ковалевского. Он давал психиатрическую оценку многим знаменитым людям, но в его время диагностика была скорее симптоматическая, ведь в то время даже понятие шизофрении еще не было сформировано.

Казалось бы, политические деятели в первобытно-общинном строе немыслимы. Однако великий немецкий психиатр Эмиль Крепелин исследовал племена острова Ява, находившиеся на примитивном уровне развития, и нашел среди них страдающих «ранним слабоумием», позднее названным Эйгенем Блейлером «шизофренией». К сожалению, Эмиль Крепелин не указал, кем были обнаруженные им душевнобольные: вождями или рядовыми членами племен.

Однако как только образовались первые государства и появились первые правители – психиатрия оказалась тут как тут. Первые упоминания о душевнобольных правителях мы находим в мифах древней Эллады и в Библии. Начнем с мифов Эллады.

Царь Эдип

Существовал ли он на самом деле или же был мифическим персонажем? Он стал героем трагедий Софокла и Эврипида, позднее – героем пьес и поэм (Т. Элиот). Однако современные ученые склоняются к мысли, что Эдип – реальная историческая личность, исходя из того, что в легенде описывается эпидемия чумы, действительно имевшая место в Древней Греции. Ученые относят годы жизни Эдипа к 20-м гг. V в. до н. э.

История Эдипа и «эдипова комплекса» хорошо всем известна. Его отцу Лаю оракул предсказал гибель от рук собственного сына, поэтому Лай связал Эдипа и бросил в диком месте. Однако того спасли; повзрослев, он стал подозревать, что вырастившие его отец и мать не приходятся ему родными и он отправился из Коринфа в Фивы. По дороге в тесном ущелье он поссорился с одной семейной парой за право пройти первым. В драке Эдип убил главу семьи, а потом женился на его вдове, Иокасте, очевидно восхищенной самцом-победителем. Эдип стал царем Фив, и Иокаста родила ему детей. Однако вскоре Фивы охватила, как уже было упомянуто, «моровая язва» (чума). Эдип в поисках причины бедствия отправился в город Дельфы, и жрица Пифия открыла ему, что он отцеубийца и кровосмеситель.

Эдип впал в депрессию, очевидно тяжелую, потому что он ослепил себя и в дальнейшем мысли о самоубийстве не оставляли его (по мифологии, его преследовали богини совести Эвмениды). Депрессия была длительной. Эдип в одиночестве бродил по дворцу, не хотел видеть солнца, слышать дочерей, звуков родного города. В конце концов Эдип отправился в Афины, в священную рощу, где находился вход в подземное царство. Его радушно принял царь Афин, Тесей, но его уговоры не помогли. Под раскаты грома, которые, по словам Эдипа, возвещали его желанную кончину, он вошел в царство мертвых, причем последние шаги в жизни совершил как зрячий.

* * *

По внешним признакам это первое описание так называемой депрессии психогенного происхождения (в ответ на гибель близких, катастрофы и т. п.). Однако психогенная депрессия редко бывает такой глубокой, ведь обычно человек оправляется сам, говоря другими словами – время лечит. Скорее всего, Эдип был предрасположен к эндогенной депрессии, заложенной в нем, вероятно, из-за наследственного фактора.

Аякс Теламонид

Эпилепсия была хорошо известна жителям Эллады и Рима. Ее называли «священная болезнь», – очевидно, вид человека, внезапно падающего и бьющегося в судорогах, наводил на мысль о вмешательстве небес. Другое ее название было «Геркулесова болезнь». Хотя существование Геракла (Геркулеса) вызывает сомнения, его описания верны: человек атлетического телосложения, как и многие страдающие эпилепсией. У таких больных вполне возможны состояния дикой ярости при неясном сознании, как тогда, когда этот древнегреческий герой убил своих детей.

А вот существование другого героя древнегреческого эпоса Аякса Теламонида вполне реально, если мы признаем реальной греко-троянскую войну, описанную Гомером в «Иллиаде».

Аякс Теламонид – царь Саламина (вполне реального острова) – привел к стенам Трои 12 кораблей с войсками и вел успешные битвы. Эпилептические припадки у него не описаны, но он был, как и Геракл, человек атлетического телосложения. Кроме того, как и многие страдающие эпилепсией, отличался трудным характером. По Гомеру, он не просил помощи богов и полагался только на собственную волю.

Психическое расстройство развилось после спора о том, кому достанутся доспехи погибшего Ахилла: Аяксу или Одиссею, – и в этом споре хитростью победил последний. Аякс в печали удалился в свою палатку, а потом внезапно напал с мечом на стадо быков, очевидно приняв их за вражеские войска. Потом он заснул и только после сна осознал, что натворил. Вскоре он покончил жизнь самоубийством, упав на собственный меч.

* * *

Можно утверждать, что у Аякса развилось сумеречное состояние сознания, нередкое при эпилепсии. Это состояние характеризуется внезапным началом, полной дезориентировкой в окружающем пространстве, сохранением двигательной активности и возможными агрессивными поступками. Состояние кончается глубоким сном и полной утратой памяти на происшедшее. Оно может быть спровоцировано тяжелой стрессовой ситуацией.

Саул

Психическое расстройство первого израильского царя Саула клинически очерчено более четко, чем расстройство Эдипа. Считается, что Саул – это реальное историческое лицо; период царствования – 1029–1005 гг. до н. э. Число прожитых лет точно неизвестно, наиболее вероятно 59.


Царь Саул внимает игре Давида


Его характеристики в историографии следующие: «обладатель мятущейся беспокойной души, одержимой меланхолией и приступами ярости, ревности и подозрительности». По П. Джонсону – «восточный властелин, который колеблется между внезапным великодушием и неуемной яростью… балансирующий на грани помешательства и временами переходящий ее».

Вероятно, Саул был высоким, крупным и физически сильным человеком, «возвышался на целую голову над толпой». Он был помазан на царство пророком Самуилом, и вначале жизнь его была безоблачной. Он создал великолепную армию, одержал многие победы над соседними племенами – аммонитянами, филистимлянами. Никаких психических расстройств у него не было.

Затем обострился конфликт между светской и религиозной властью. Самуил требовал жестокого истребления побежденных племен, собственноручно казнил их царей. Саул был менее жесток, не хотел излишних жертв, что вызвало гнев ревностного пророка. Царь был обвинен в непослушании Богу и оскорблении Бога. Самуил тайно помазал на царство юного Давида.

Однако Саул, не зная этого, приблизил к себе юношу, отдал ему в жены свою дочь Мелхолу. Конфликт с Самуилом продолжался, и тогда Саулом стали овладевать приступы меланхолии. Давид исполнял тестю мелодии на арфе, и меланхолия временно отступала. Но когда Давид сам стал одерживать военные победы, меланхолию Саула сменили гнев и подозрительность. Во время пира внезапно он метнул копье в Давида, и тот был вынужден скрываться. Подозрительность Саула усиливалась, всюду он чувствовал и искал заговор. Началась очередная война с филистимлянами, и в битве при Гелвуе Саул потерпел поражение.

Конец Саула до конца не ясен: то ли он сам бросился на меч, то ли просил одного из воинов убить его – во всяком случае он стремился к самоубийству.

* * *

Психическое расстройство Саула обычно рассматривают как один из примеров депрессии. Мы полагаем, что это ошибочно. Истинная депрессия вряд ли излечима музыкотерапией, она не может сменяться приступами ярости.

Очевидно, Саул был психопатической личностью так называемого возбудимого типа, с резко и полярно меняющимися эмоциями; поступки его были импульсивны (копье, суицид). В свое время в психиатрии выделялась эпилептоидная психопатия, или эпилепсия без припадков. К сожалению, современная классификация болезней в определенной мере психиатрию «сужает» и «сушит». Саул, как и многие эпилептики, был атлетического телосложения; для описываемой ранее эпилептоидной психопатии были характерны как раз резкие и не совсем понятные эмоциональные взрывы и импульсивные поступки.

Навуходоносор II

В интереснейших и популярных книгах по психиатрии Павла Ковалевского одна из глав посвящена вавилонскому царю из новохалдейской династии – Навуходоносору II – самому известному царю из этой династии. Он успешно воевал с Египтом на суше (на море те были искуснее), покорил Сирию, Иудею. Затем вступил в войну с морским народом – Финикией, взял город Сидон, но не смог завоевать центр торговли Финикии – крепость Тир. Навуходоносор Второй украсил и цивилизовал Вавилон. Там появилась знаменитая Вавилонская башня (разрушившаяся вследствие архитектурных недоработок или кем-то разрушенная – это остается под вопросом). Им также были выстроены Врата Вавилона, которые сейчас экспонируются в Берлине. Наконец, главной гордостью, «чудом света» стали Висячие сады Семирамиды, которые, к сожалению, не сохранились.


Навуходоносор II, автор неизвестен, камея


Навуходоносор II царствовал с 605 до 572 г. до н. э. Год его рождения точно не установлен, – скорее всего, это 630 г. до н. э. После завоевательных войн против него восстала Иудея. Навуходоносор завоевал ее повторно, разрушил Иерусалимский храм и увел с собой несколько десятков тысяч пленных. Обращался он с ними гуманно, даже объявил иудеев «Божьим народом».

* * *

В конце жизни (то есть в предстарческом возрасте) Навуходоносор II впал в помешательство. По Библии он был отлучен от людей, ел траву, как вол, мылся под дождем (см.: Дан. 4:30). Воображал себя каким-то животным. По другим данным, он слышал голос свыше, выдвигал идеи величия, возводил строения во славу себя. Психическое заболевание продолжалось якобы семь лет и было излечено иудейскими мудрецами.

Однако ряд ученых отрицает, что описание психоза вавилонского царя относится к Навуходоносору II. Полагают, что заболел последний царь Вавилона, живший на 50 лет позже, – Набонид. Он оставил Вавилон, поселился в пещере и демонстрировал описанные выше изменения поведения.

Описание психических расстройств одного из царей демонстрирует феномен деперсонализации (превращение «я» в другое существо). Этот феномен характерен для шизофрении, параноидной (бредовой) ее формы, а не для психозов позднего возраста. Он не может пройти без лечения. Шизофренический процесс характеризуется усиливающимся стремлением к уединенности, что было отмечено у Набонида, а не у Навуходоносора II.

Во всяком случае психоз вавилонского царя – это, вероятно, первое в истории описание шизофрении.

Камбиз Персидский

Мы снова обращаемся к наследию П. Ковалевского (к сожалению, малодоступному для читателя). Годы жизни царя Камбиза точно неизвестны; в 538 г. до н. э. он стал царем Вавилона, а после смерти его отца, Кира, – царем Персии. В отличие от отца, он был проникнут сознанием своего величия, был прирожденным повелителем. В 525 г. до н. э. предпринял поход в Египет и при поддержке арабских племен, финикийцев, киприотов, греков завоевал его. При обороне Мемфиса египтяне выставили вперед священных животных: кошек, собак, ибисов, которых Камбиз велел умертвить. Был провозглашен фараоном. В первые годы правления сохранял законы, обычаи, верования Египта. А затем был неудачный поход в Эфиопию, и Камбиз изменился.


Камбиз Персидский, Википедия


Известно, что Камбиз страдал «священной болезнью» и часто предавался пьянству (при эпилепсии это нередко). В припадке ярости убил своего брата Бардина (возможно, это был и обдуманный поступок в борьбе за власть). Знаменитый древнегреческий историк Геродот пишет, что Камбиз после эфиопского похода оказался «поражен безумием», но добавляет, что и прежде он был «не в своем уме». Во всяком случае, увидев после возвращения из Эфиопии веселившихся египтян, царь простых людей казнил, жрецов велел высечь. Зверства продолжались: Камбиз избил до смерти свою беременную жену, Роксану, поразил стрелой сына своего друга, велел заживо похоронить 12 вельмож.

В 520 г. до н.э. в Персии объявился Лжебардин, и Камбиз немедленно отправился домой. В дороге он умер, упав на собственный меч, и историки до сих пор не знают, произошло это случайно или же в припадке ярости он покончил с собой.

* * *

Камбиз – еще один больной эпилепсией с психическими расстройствами. Однако в отличие от болезни Аякса, психические проблемы Камбиза заключались в периодических расстройствах не сознания, а настроения. При эпилепсии хорошо известны дисфории – спонтанные или спровоцированные внешними обстоятельствами приступы ярости в сочетании с тоской и иногда страхом. Больные в таком состоянии опасны, а люди, к тому же злоупотребляющие алкоголем и обладающие возможностью вести себя вседозволенно, опасны еще больше. Состоянием злобы и тоски можно объяснить зверства Камбиза после возвращения из неудачного похода на Эфиопию, а также таинственные обстоятельства его гибели.


В следующей главе мы хотим опровергнуть мнение о том, что эпилепсия несовместима с возможностью править. На протяжении книги мы еще не раз это сделаем.

Гай Юлий Цезарь

Он жил с 100 по 44 гг. до н. э. Был убит заговорщиками-демократами, опасавшимися его безграничной власти.


Гай Юлий Цезарь


Наша задача в этом очерке заключается не в изложении всех деяний Цезаря и его биографии (вряд ли можно что-то добавить к огромному числу трудов), а в попытке показать, что эпилепсия Цезаря не включала каких-либо психических расстройств.

Цезарь неизменно фигурирует в списке великих эпилептиков. Припадки у него, наверное, были типичными: с падением, судорогами, пеной на губах. Возможно, они провоцировались эмоциональным напряжением, например возникали в суматохе боя или в процессе переговоров. Плутарх отмечал, что с возрастом припадки у императора стали чаще, что сопровождало физическое одряхление (не умственное!).

Цезарь был великим полководцем, политиком, оратором, литератором. В его мемуарной прозе («Записки о галльской войне» и др.) нет ни излишней обстоятельности, ни многословия, свойственного великим писателям-эпилептикам. То же можно сказать и о его известных речах (они сохранились, и их можно легко найти в Сети).

Военное искусство Цезаря включало быстрое оперативное реагирование, смену решений (и в Испании, и в Галлии, и в Британии, и в Египте). Человек с психическими расстройствами на такие быстрые перемены не способен. Кроме того отметим, еще два эпилептика без психических нарушений были великими полководцами: Наполеон Бонапарт и Александр Македонский.

Цезарь не проявлял излишней жестокости, как Калигула. Наоборот, многие историки отмечают мягкость его характера. В юности, сражаясь с пиратами, он обещал им легкую казнь – распятие после смерти. Что и сделал. В Риме, будучи председателем суда, выносил мягкие приговоры. Не проявлял жестокости в обращении с вождями врагов, с пленными.

Цезарь был консулом, Великим понтификом (религиозный титул), пожизненным диктатором. Вел сотрудничество с сенатом, отказывался от безграничной личной власти, которой обладали древние римские цари. Широко вовлекал граждан в управление, в том числе людей не знатного происхождения. Людям с бредовыми идеями величия (в том числе эпилептического происхождения) такое не свойственно.

Вместе с тем в последние годы жизни (49–44 гг. до н. э.) отмечалось обожествление (сакрализация) Цезаря. Существует мнение, что он стремился доказать свое родство с богиней Венерой. Его дом имел сходство с храмом богов. Его статую перенесли при жизни в храм Квирина (основателя Рима Ромула).

Но как по прошествии веков понять, что именно происходило в те далекие времена: исторический персонаж сам стремился возвеличиться или это его современники-льстецы пытались возвысить его? Если в случае с Калигулой, Нероном, Муссолини, Гитлером, безусловно, первое, то в случае с Цезарем, скорее всего, – второе. Ему предлагали то титул царя, то право называться богом.

Наш вероятный диагноз – эпилепсия без психических расстройств.

Калигула

Этот римский император правил с 37 по 41 гг. н. э., был убит. Родился Калигула в 12 г. н. э. До сих пор он является объектом пристального внимания со стороны психиатров, его личность неоднократно подвергали психиатрическому исследованию. Впрочем, есть и те, кто отказывается признавать Калигулу душевнобольным. Есть даже сайт «Гай Юлий Калигула», на котором его злодеяния отрицаются. Вопрос заключается в следующем: могут ли люди XXI в. противоречить наблюдениям его великих современников, среди которых Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) и Светоний (70–122(?) гг. н. э.)?


Калигула, изображение на монете


Приведем полный титул Калигулы к моменту его смерти: «Гай Цезарь Август Германик, Великий понтифик, четырежды консул, император, наделенный властью трибуна четыре раза, Отец отечества». Не правда ли, одно это перечисление наводит на мысль о бреде величия? Процитируем высказывание знаменитого римского философа и современника Калигулы – Сенеки:

…Природа создала его будто затем, чтобы показать, на что способна безграничная порочность в сочетании с безграничной властью.

Параллели с XX в. представляем читателям делать самим.

Диагностика психического расстройства Калигулы неясна, и мы хотим предложить свою версию. Данные о каком-либо наследственном неблагополучии отсутствуют. В раннем детстве он был при отце, знаменитом военачальнике, Германике, участвовал в боевых походах, потом жил при дворе императора Тиберия. Его восшествие на римский престол было встречено с ликованием. Он снизил налоги, отменил закон об оскорблении величества, хотел править и правил вместе с сенатом. Но через восемь месяцев правления перенес какое-то воспалительное заболевание. Плиний-старший считает, что это было воспаление мозга (энцефалит); Светоний пишет об эпилепсии. Действительно, у Калигулы в детстве были припадки падучей (так в простонародье называется эпилепсия). Возможно, у Светония были сведения, что во время неустановленного заболевания у императора случались судороги. Вообще, неизвестно, продолжались ли у Калигулы эпилептические приступы во взрослом состоянии, но, как ни странно, прекращение припадков после наступления психических нарушений – опорный пункт для диагностики. Есть мнение, что после загадочного заболевания эпилептические припадки прошли, а вот эпилептический характер остался.

Снова был введен в действие «закон об оскорблении величества», а изображения всех членов семьи императора чеканились на медалях и монетах. Последовали, по сути, убийства политиков, которых Калигула подозревал в заговоре и которые раньше были его сподвижниками или союзниками (Макрон, Птолемей и др.). Он убил своего брата, затем свою бабушку Антонию, да еще и любовался ее погребальным костром. Наступило время неслыханных извращенных жестокостей, которых не перечесть. Калигула руководствовался принципом «пусть ненавидят, лишь бы боялись». Он приказал немедленно казнить всех изгнанников на всей огромной территории империи. Ряд влиятельных людей (по какому выбору – неизвестно) получили приказ покончить с собой. Неслыханная роскошь увеселений и пиров привела Рим к финансовому краху. Императором овладела буйная похоть, супруг знатных римлян он объявлял своими женами и любовницами. Тучных и немолодых сенаторов заставлял бежать за своей колесницей, многих римлян принуждал участвовать в гладиаторских боях. Казненных по его приказу сенаторов приглашал на заседания и шумно удивлялся их отсутствию. Он периодически и на неизвестный срок закрывал ворота города, и римляне мучились от голода.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу