Полная версия
Я планировал взорвать мавзолей
"ПЯТИЛЕТКУ – ДОСРОЧНО!",
"КОММУНИЗМ – ЭТО МОЛОДОСТЬ МИРА И ЕГО ВОЗВОДИТЬ МОЛОДЫМ!".
На фоне земного шара негр разрывает цепи. Внизу надпись: "СВОБОДУ НАРОДАМ АФРИКИ!".
На фоне огромных красных ядерных ракет изображены грозного вида воин, рабочий и колхозница, а внизу надпись: "НА СТРАЖЕ МИРА И СОЦИАЛИЗМА!".
А под теми плакатами шастают забитые, бесправные, бедные граждане космической и ядерной державы…
"Советские ядерные ракеты самые гуманные во всем мире!".
С бедного народа коммунисты снимали последние штаны, чтобы не отстать в гонке вооружений, которую сами же всему миру и навязали. Зачем коммунистам столько оружия? А чтобы на всей планете силой отобрать у богачей их собственность, и равномерно распределить ее между бедными и этим создать общество равенства, братства и свободы под названием коммунизм. О, наши вожди всегда были готовы всему миру показать "Кузькину мать". Интенсивно наращивали гонку вооружений, но в то же время средства массовой информации все время убеждали мировую общественность, что политика Советского Союза миролюбивая, а оружие наше мирное, самая гуманное в мире!
На эту тему был популярным такой анекдот:
Армянскому радио задали вопрос: – будет ли война?
Ответ был таким: – Нет. Мы так будем бороться за мир, что камня на камне не останется…
В центре города на огромном полотнище, улыбающийся вождь мирового пролетариата в неизменной кепке, с красным бантом на черном костюме, а внизу большими буквами: "ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ ИДЕТЕ, ТОВАРИЩИ!". А вот интересно: откуда партийцы знают мнение покойного вождя о сегодняшнем курсе созданной им партии?
Одни придурки те плакаты придумывали, вторые – делали, третьи развешивали, а простые граждане равнодушно на все смотрели, потому что за столько лет уже привыкли жить в театре абсурда. Все привыкли жить в таких условиях, а вот мне все это было отвратительным.
Замечал, что при таком образе жизни люди веселятся, лишь напившись спиртного, или когда услышат злободневный анекдот. Анекдоты, это своеобразное средство самоиронии и протеста, метко били в цель – выявляли уязвимые места нашего образа мышления и поведения. Долгое время я считал, что самым коротким из них является: "Еврей – колхозник", но со временем убедился, что на самом деле самым коротким анекдотом является "Коммунизм", а самым длинным – доклад нашего генсека на последнем партийном съезде.
Мысли о каком либо протесте.
Здоровье ухудшалось, зарплата мизерная, люди подлые и лживые, да и будущее не сулило ничего хорошего. Видел везде несправедливость и узнавал из радиоголосов об огромных беззакониях нашей власти. Молчать в этой ситуации преступно, – думал я, – нужно действовать. Но как? Организовать подпольную группу, чтобы печатать и распространять листовки? Однако среди нашего народа быстро наткнешься на продажного человека, и все закончится тюрьмой. Необходимо действовать самому. Может, самосожжение? Именно так поступил в Чехословакии Ян Палах в знак протеста против оккупации, а у нас в знак протеста против тоталитарного режима Василий Макух и Олекса Гирнык.
Мне не жаль было своей серой жизни, но такой способ протеста был для меня неприемлем. Может, оружие? Идея достойна внимания, но я не хотел проливать чужую кровь. А может, достать взрывчатку и взорвать некий политический объект? Какой? Ну, например, памятник Ленину? Так все – равно найдут же и сгноят в лагерях… А может выбрать такую серьезную цель, чтобы самому погибнуть и не мучиться!? Смерть легкая – взрыв происходит настолько быстро, что человек не успевает почувствовать боль.
А такой объект есть – мавзолей Ленина в столице империи! Понимал, что разрушить усыпальницу идола можно только ценой собственной жизни. Правду говорят, что смерти не боится тот, кому в этой жизни уже нечего терять. Было жалко только родителей, ведь я у них один… Вот и стану знаменит на весь мир, правда, посмертно. Где же взять взрывчатку? Такие мысли роились в голове, сменяя друг друга.
"Никогда не верь людям!".
Случайно встретил дальнего родственника, который ранее отбывал наказание в наших исправительно-трудовых лагерях. Подумалось: он знаком с преступным миром, значит, имеет доступ к оружию. Во время разговора сказал, что интересуюсь взрывчаткой. На мое удивление Дима сразу пообещал помочь. Встретились вечером в назначенное время. Подал мне пакет и стал пересчитывать деньги.
– Проверять не буду, – говорю ему, – ты же не обманешь своего родственника?
– Конечно – нет! – обиженно ответил он.
Распили в ближайшем кафе бутылку коньяка и попрощались. Когда дома развернул сверток, а в нем… два кирпича. Через несколько дней встретил его и спросил: – Зачем ты так сделал?
Задумчиво посмотрев мне в глаза, родственник поучительно произнес: – Никогда не верь людям!..
И это еще не все: Дьомта (так его по-уличному звали), всем ребятам села рассказал, как красиво меня обманул. Как же у нас любят наслаждаться злорадством – все смеялись на до мной, и никто из односельчан не сказал Дьомте, что он поступил подло… А что, все верно: "Обдури ближнего своего, а если нет, то дальний приблизится, обманет тебя, и возрадуется". Он смог, значит, он в глазах односельчан герой.
Односельчане, которые жили или служили на Дальнем Востоке, были в восторге от доброжелательности, порядочности, пунктуальности корейцев, китайцев, японцев. Только один раз надуришь и все – ты "потерял лицо". То есть ты стал для них никем, тебе уже нет доверия и уважения.
Ну, то у них так. У нас же совсем другой менталитет…
Духовная наставница.
Как-то среди женщин, которые перебирали картошку, заметил сосредоточенное, умное лицо. Глаза незнакомки светились радостью. Подошел. Познакомились. Светлана имела высшее образование и ранее работала на высокой государственной должности. Случилось так, что она заболела, но врачи вылечить не могли. Мама повезла ее в Почаевскую Лавру и Светлана, прикоснувшись к чудотворной иконе, получила чудесное исцеление. Это так ее поразило, что с того дня она посвятила свою жизнь служению Богу.
– А, знаешь, – веселые искорки блеснули в ее глазах, – я была уверена, что встречу тебя, ибо я послана сюда, чтобы спасти заблудшую душу Николая. За тебя твоя мама молится.
Странность, да и только!
Дома спросил маму:
– Ты молишься за меня?
– Откуда ты об этом знаешь? – удивилась мама.
Все свободное время мы со Светланой проводили в интересных разговорах. Эта мудрая женщина удивляла начитанностью, спокойствием, уверенностью, своей глубокой верой в Бога и с того времени стала моей духовной наставницей.
Изучение Библии.
Одолжил у соседа старенькую, напечатанную еще до революции Библию и углубился в чтение. Святая Книга захватила и очаровала меня! Поражала праведность Ноя, благородство Моисея, чудеса Илии, верность Иова, но больше всего меня потрясло самопожертвование Сына Божьего! Иисус Христос сознательно пострадал за каждого из нас, чтобы мы, веруя в Него, имели жизнь вечную! Я начал ходить в церковь, посещать молитвенные собрания, ездить в монастыри, а также по радио, на коротких волнах слушал религиозные программы. Расспрашивал верующих о том, что именно побудило их прийти к Богу. Рассказы были порой очень впечатляющие. Вот так и стала вера в Бога высшей целью моей жизни! Случалось, еду с ровесниками в город: они – на дискотеку, я – на молитвенное собрание. Через знакомого дьявол искушал меня прочитать Черную магию, но я решительно отказался от этой сатанинской книги!
Моление о чаше.
В моей комнате висела икона "Моление о чаше", и перед ней постоянно горела электрическая лампадка. Эта икона производила на меня такое сильное впечатление, что я по примеру Иисуса Христа, избрал за селом место на холме и стал там постоянно молиться:
"Отче наш, сущий на небесах. Вот огни большого города, вот передо мной мир, утопающий в грехах, а моя жизнь проходит бессмысленно, и нет от него радости ни мне, ни людям, ни Богу. Вот люди продают души дьяволу, чтобы пожить на этом свете в свое удовольствие.
Я же к тебе, Боже, обращаюсь: Господи! Что я могу пожертвовать Тебе, когда все и так Твое!? Жертвую Тебе, Владыка Святой и Праведный, единственное, что у меня есть – самого себя, свою душу!".
Находясь в таком молитвенном состоянии, обещал Иисусу Христу: "Я смогу пить чашу, которую Ты пил! Я пойду за Тобой!".
Соседская Библия была очень зачитанной, ветхой, еще и без объяснений, а сам я тогда не понимал, что именно означает слово "чаша", однако, жажда подвига переполняла меня.
И все равно заметил, что с того времени судьба моя изменилась: жизненные обстоятельства, случайности стали подтасовываться, направлять события в какое-то необычное, мистическое русло.
Бывало, снились пророческие сны.
Странную закономерность заметил: если приснится, что родители купили легковой автомобиль, – пошлют в командировку. Однажды я схитрил: посылали в поездку за овощами, а я раньше ушел с работы. Вот и не сбылось, – радовался, – хоть два выходных проживу спокойно. Не любил я тех командировок: трясешься на ухабах, спишь, согнувшись в тесной кабине, да и ответственность, большая за доверенные овощи и фрукты.
А утром возле дома сигналит грузовик. Выхожу. Водитель мне: "Автомобиль загружен ящиками. Вот доверенность на тебя. Бери паспорт, продукты и отправляемся".
Несколько раз слышал голос, который звал меня. Тогда я быстро становился на колени и отвечал: "Говори, Господи. Твой раб слушает".
Ответа, правда, не было. (В этом не было ничего удивительного. Гонитель христиан Савл услышал голос с неба, и в результате, стал апостолом Павлом.)
Я очень внимательно продолжал изучать Библию, но не мог понять две вещи:
Неужели, древнее многомиллионное общество могло настолько морально испортиться, что праведным перед Богом осталось только семейство Ноя? И в каких злых духов изгонял Иисус Христос из одержимых людей? Что это за существа, и как они в людей вселились?
Странным все это мне было и потому, что таких одержимых демонами, я уже видел в монастырях. Их насильно заводили в храм родственники. Несчастные упирались, ругались, кричали, визжали неестественными голосами, некоторые падали, когда к ним подходил священник с кадилом или крестом. Что же это за одержимость такая и откуда она берется? – часто спрашивал себя, но ответа не находил.
Спросил красивую девушку: "А тебе какая беда привела сюда?" И мне доверчиво: "Иногда на меня находит такая злость, ненависть, что даже невинного грудного ребенка готова разорвать на куски". Это меня не удивляло – читал же в Библии, как злой дух нападал на царя Саула…
Там же люди рассказали удивительный случай: В их селе ремонтировали церковь. Оступившись, парень упал с купола и, опомнившись после такого потрясения, продолжил работу. Все поняли: это Господь его спас.
Поехал домой из этого села. На обочине дороги, молодой человек и женщина с ребенком на руках останавливали попутки. Остановился. Под влиянием услышанного и увиденного, стал пересказывать это чудо. Тут молодой человек мне радостно: "Да, это же был я! Вон вдалеке виднеются купола той самой церкви!" Позади его жена счастливо улыбалась, наслаждаясь моим впечатлением от такого стечения обстоятельств.
Я дополнил тему:
– Старожилы рассказывали, что и в наших краях был подобный случай. Люди строили церковь. Юноша случайно упал с самого верха и… остался невредимым. Коллеги были в восторге от такого чуда.
Юноша загордился: "Да, – говорит, – я такой! Мне любая высота не страшна!".
Залез на то место и сам прыгнул вниз. Разбился насмерть. Заповедь "Не искушай Господа Бога своего", забыл потому что.
Есть ли среди вас настоящие мужчины?
Снаружи я был такой, как все. Однако, бывало, сижу в гостях, пью, ем, веселюсь, а совесть укоряет: "Вот ты пьешь и гуляешь, а в это время лучшие представители нашей интеллигенции гниют в лагерях и томятся в психлечебницах КГБ, а народ страдает от тяжелого труда и лжи". Горький комок подступал тогда к горлу и радость от гулянки угасала.
Жил в достатке, однако не мог быть счастливым среди мучений своего народа, потому что не может настоящий сын радоваться, когда мама умирает. Бывало, стою в магазине в длиннющей очереди, и читаю в глазах мрачных женщин: "Есть ли среди вас настоящие мужчины, которые смогли бы изменить жизнь к лучшему?" А я разве не мужчина? Не могу быть сытым среди голодных, не могу быть счастливым среди несчастных. Ведь это все равно, что устроить пир во время чумы.
Жажда веселой, сытой, теплой жизни.
Время не стояло на месте. На работе люди "лезли" в партию и занимали теплые места. Предлагали и мне стать партийцем, но я отказывался, поскольку это было мне отвратительным. Обобщая свои наблюдения, я все сильнее утверждался в мнении, что все начальство города только на словах объединяет коммунистическая идея, а на самом деле их роднит жажда хорошей жизни. Так-так! Именно жажда веселой, сытой, теплой жизни, а не высокая ленинская идейность. Партийцев пьянил азарт своеобразной взрослой игры, причастность к привилегированной касте, поэтому логично, что на закрытых партсобраниях они вели себя как банда заговорщиков. И банда эта не добивается провозглашенной коммунистическими идеологами равенства, братства и свободы, а совершенно противоположного: при как можно наименьших физических усилиях иметь как можно больше денег, развлечений, спиртного и сексуальных партнеров!
Выбиться в люди при социализме.
Меня как ответственного специалиста иногда приглашали на открытые партийные собрания. Докладчики говорили об улучшении процесса заготовки и хранения овощей, а я всматривался в лица присутствующих. Типичные приспособленцы, – делал вывод я. Для того, чтобы выбиться в люди и удержаться там, нужно ежедневно идти на компромисс с собственной совестью.
Как-то пожилая продавщица рассказала мне следующее: "Не раз и не два меня вербовали ребята из органов. Вы, говорят, знаете здесь всех и слышите, кто, что в очереди о власти говорит, кто анекдоты рассказывает. Записывайте, кто, что говорил, и нам передавайте. Мы заплатим, посодействуем получить лучшую работу, выручим в случае необходимости".
Девушка, с которой я встречался, работала продавщицей. Как-то в порыве откровенности призналась: "Можно было давно уже и заведующей магазином стать – директор ОРПК обещал посодействовать, если его любовницей стану".
Едут люди с работы грустные, молчаливые. Спросил соседа: "Володя, ты почему такой грустный?" Тот мне: "Да, издеваются все. Знают, что мне подходит очередь на получение квартиры, поэтому заставляют после работы оставаться, работать в выходные, носить на демонстрациях портреты вождей, на собраниях благодарить партию за заботу. И должен быть смиренным, потому что иначе попадешь в немилость и все потеряешь. Столько времени терпел, то еще год-два потерплю".
Члены КПСС – мафиози.
Компартийные руководители и влиятельные лица овощебазы лишь создавали иллюзию дружного и спаянного коллектива. На самом деле их отношения были крайне лицемерными: часто при приеме и выдаче товара, один пытался подкрутить вес в выгодную сторону, другой в зависимости от ситуации, стандартные гири ловко подменял на подпиленные или залитыми свинцом.
Один уважаемый экспедитор из жизнерадостной компании руководителей овощебазы взял под отчет деньги, на закупку ягод у населения. Имея немаленькую сумму, пошел в ресторан, – наверное, хорошо подсчитал, что сэкономит немного и для себя. Это логично (государство обманывали все кому не лень), но во время гулянки бедняга потерял бдительность, и проститутки, воспользовавшись благоприятным моментом, вытащили все деньги. Машина ждет, а денег-то нет. Он бросился за помощью к друзьям, мол, одолжите эти злосчастные две тысячи. Отказали. Пришлось экспедитору сесть на скамью подсудимых, а потом долго на нарах рассуждать о цене дружбы.
Как-то я упрекнул одного из его коллег: "Почему никто из вас не одолжил бедняге денег?".
Тот мне поучительно: "Какой же он экспедитор, когда даже двух тысяч на черный день не имел?!".
На основе подобных фактов я сделал вывод: в коммунистической мафии, а впрочем, и в созданном ими обществе законы волчьи. Тем, кто выпал за борт, руку подавать не принято.
Сравнение нашей ментальности с еврейской.
Как-то разговорился с соседом про наш способ мышления и людей других национальностей. Тот рассказал невероятную для нас быль: "Имею знакомого еврея. Как-то ехал и увидел его на остановке с портфелем в руках. Остановился. Тот мне доверительно: "Вот узнал, что в мебельном магазине, которым руководит мой соотечественник, выявлена недостача 7000 рублей. Скорее всего, это не его вина, а действия подчиненных. Я не знаком с тем мужчиной, но он, как и я, является евреем, поэтому я обязан его спасти. Вот привезу деньги, он внесет их в кассу и избежит самого страшного. Знаю: впоследствии соотечественник вернет мне долг – я же его изрядно выручил!".
Подобный способ поведения, противоположный нашему "Умри ты сегодня, а я завтра", меня изрядно поражал.
Чтобы сделать карьеру и жить в свое удовольствие, нужно вступить в партию.
Бывало директор звонил: "Здравствуй, Данилович! Владимир Ефимович – директор овощебазы беспокоит. Здесь мне нужно разровнять площадку. Можешь прислать бульдозер на полчасика? В долгу, сам знаешь, не останусь". Через двадцать минут на территории уже грохотал бульдозер.
Почему так быстро отреагировал директор строительной организации? Все руководители государственных предприятий знакомы еще по комсомольской работе, часто встречаются на различных партийных собраниях, в ресторанах, на охоте, и тому подобное.
Кроме того, их объединяет взаимовыгодное деловое сотрудничество. И все они даже манерами похожи: цинизм, высокомерие по отношению к простым трудягам, отборная брань. Вот у Даниловича возникнет желание полакомиться цитрусовыми, икрой или другими деликатесами, и помнящий услугу Ефимович ему не откажет. А вот я, на месте директора, должен был бы оформлять проведение земляных работ через бухгалтерию, поэтому бульдозер в лучшем случае прибыл бы на следующий день. Почему? А я не заседал вместе с Даниловичем на партийных собраниях, не был с ним на охоте, не пил в одной компании.
Напрашивался логический вывод: чтобы сделать карьеру и решать вопрос без лишней волокиты, нужно вступить в их партию и освоить принятый там стиль поведения.
Как было заведено, распределенные между начальством деликатесы списывали на один из магазинов – давали заведующей долю дефицита. Обычно каждая заведующая была рада такому подарку – товар не продавали, а выручка есть. А есть план – есть премия. Если бы какие-то иностранцы проверили документацию наших магазинов, то подумали бы, что наши люди там свободно покупают любые деликатесы. На самом деле они те деликатесы только разгружали. Позже замечали как "отоваривается" разнообразное начальство и возмущенно шептались…
Как-то меня послали за картофелем аж в Киев. Зачем? У нас же свой гниет в буртах! Оказывается, один офицер КГБ удостоился повышения, и ему нужно перевезти домашние вещи и мебель до столицы бесплатно. Друзья-мафиози поступили оригинально: оформили рейс автомобиля-рефрижератора как поездку за овощами, конечно, за государственный счет.
Отборная брань.
Осенью, в сезон заготовки овощей и фруктов, на базу часто заезжало партийное начальство города и области. Они любили собирать в кабинете директора всех причастных к процессу, чтобы прочитать лекцию на тему, что и как нужно делать лучше. Высшее начальство не гнушалось при этом использовать достаточно давно апробированный на нашем бескультурье метод, так называемых нецензурных выражений. Вероятно, они свято верили, что многоэтажный мат имеет непревзойденное воспитательное значение, а потому вкусно "присаливали" свои ценные наставления и замечания грязной бранью.
Разыгрывая откровенность, панибратски рассказывали по теме сальные анекдоты и бывальщины. Наши руководители театрально смеялись и усердно поддакивали, восхищаясь мудростью и, что очень важно, своевременностью поданных "сверху" указаний. И как только за родителями города закрывались двери, так руководители меньшего масштаба взрывались дружным хохотом, и смеялись с тупости своих партийных боссов. Из увиденного я сделал вывод: у нас, чтобы выбиться в люди нужно поддакивать начальству и смеяться не тогда когда смешно, а тогда когда нужно…
Отборная ругань у нас издавна является обычным явлением. Один наблюдательный рабочий на эту тему высказался: "У нас же так: инженер подходит к слесарю и просит подтянуть гайку иначе станок выйдет из строя. Тот соглашается, но не идет. Второй раз инженер подходит и уже требует затянуть ту злополучную гайку. Слесарь обещает, но… продолжает заниматься своими делами. Разъяренный инженер прибегает третий раз и кричит: "… твою мать! Станок уже остановился! Сколько же тебя ждать!?" Слесарь встает, посылает инженера… на х…, а потом, сердито ругаясь, идет ремонтировать станок". В таких взаимоотношениях не было ничего удивительного, – какие мы, такая и наша власть. Власть же то состоит из людей-винтиков, молекул вождя…
На тему нашего отношения к своим обязанностям и про начальство ходило множество анекдотов.
Как-то иностранец попросил перевести слова разъяренного рабочего.
Иностранный переводчик перевел дословно: "Рабочий предлагает инженеру пойти и стать пассивным гомосексуалистом. Говорит, что был в интимной связи с его мамой, также, что имел оральный секс с ним, той гайкой, такой мизерной зарплатой и всем руководством предприятия…".
Анна Ивановна.
Диспетчером овощебазы работала одна солидная женщина. В ее обязанности входило каждое утро направлять на ту или иную работу грузчиков и водителей, а позже контролировать качество ее выполнения. Грузчиками в основном работали люди, которые ни на что другое способны не были. Почти все они были людьми ленивыми, но зато виртуозами отборной брани и очень изобретательными, относительно того, как, что, где украсть, чтобы сразу пропить.
Каждое утро Анна Ивановна довольно остроумно, нецензурно характеризовала вчерашнюю работу каждого из них, и в зависимости от той оценки, отправляла на более легкую, или более тяжелую работу. Тех, которые пытались, пересыпая речь привычной бранью, протестовать, она облагала столь изысканным матом, что ошарашенные смельчаки сразу замолкали – переплюнуть ее было невозможно.
Позже Анна Ивановна распределяла работу между водителями. Водители были, людьми посолидней и, соответственно, более сдержанными в отношении брани. Это так, но и они всячески хитрили, чтобы приписать себе работу, которую в действительности не выполняли, или использовать автомобиль для собственных нужд, присвоить неизрасходованное топливо, сославшись на выдуманную неисправность, получить запчасти и присвоить, приписать лишний километраж и время работы, и тому подобное.
А Анна Ивановна уже прошла жизненную школу, и обмануть ее было трудно. Я знал, что она понимала, как тяжело прожить на честно заработанные деньги и поэтому, на мелкие нарушения и приписки не обращала внимания, но тех нахалов, которые теряли всякую меру, довольно грубо ставила на место. Все так, но как только водители и грузчики разъезжались, она моментально превращалась в милую, остроумную, добрейшей души женщину. Для каждого из нас у нее находилось доброе слово, для каждой собаки остатки вчерашнего семейного ужина и сегодняшнего завтрака. Позже, неспешно оформляла документацию и отвечала на телефонные звонки.
Каждый раз какая-то собака нежилась под столом у ее ног. На территории каждого предприятия бегают беспородные собаки. Днем они кажутся лишними, а вот ночью надежно помогают охранникам – будят, когда появляются воры, приезжает начальство.
Смотрел на поведение диспетчера и понимал: вести себя иначе с нашим народом нельзя – на голову сядут. На ее месте каждый, в том числе и я, был бы вынужден вести себя так же.
Наша вороватая натура.
Обычно на Пасху атеистическая безбожная власть объявляла всесоюзный субботник. (Субботник – труд на производстве с перечислением зарплаты в "Фонд Мира" или бесплатная уборка территории.) Обычно выходили все – никто не хотел неприятностей от начальства.
В один из тех дней, кладовщик выдал мне лопаты и веники для раздачи работникам. После обеда, когда территория была убрана, все побросали лопаты и веники, и разошлись кто куда. Я же собрал их, и обнаружил, что не хватает четыре лопаты. Здесь все согласно нашей вороватой ментальности, – забросали грузовик мусором, и водитель оставил лопату себе, – в дороге пригодится. Так же мыслил и владелец каждого частного авто. Водители обзавелись лопатами, а я получил проблемы. Что же делать? Покупать новые, или откупиться магарычом? Дома нашел четыре ржавые изношенные лопаты, почистил их, покрыл черным лаком и занес в склад. Кладовщик принял, – ему главное, чтобы количество сошлось.