bannerbanner
Толкование Апокалипсиса
Толкование Апокалипсиса

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Как будто лично к святителю Хризостому и тем, кто пострадал вместе с ним, адресованы слова Христа: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть…»


11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

«не потерпит вреда от второй смерти» – вторая смерть есть вечное отпадение души от Бога и гибель в геенне.

«не потерпит вреда» – этими словами Христос утешает Свою невесту – гонимую страдающую Церковь. Он говорит христианам, что, даже если вам придется претерпеть на земле смерть, не надо этого бояться, ибо вторая смерть не имеет над вами власти, и потому смерть тела не есть для вас смерть, но жизнь.

Как период истории послание к Смирнской церкви соответствует эпохе гонений на христиан – от апостолов до Константина Великого. Продолжительность эпохи составляет около 250 лет.


12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

Пергам ко времени написания Апокалипсиса уже около трех веков являлся политической столицей провинции Асия, и в нем находилась резиденция римского проконсула. Город славился как крупный культурный центр, в нем была знаменитая библиотека, по количеству книг – 200 тысяч – уступавшая только крупнейшей в античном мире библиотеке александрийской[27].

Пергам также был одним из крупных религиозных центров язычества и местом широкого паломничества для греков и римлян.

«Имеющий острый с обеих сторон меч» – см. комм, на 1, 16. В контексте настоящего послания слова могут иметь, кроме прочего, еще следующий смысл: римский проконсул, управлявший провинцией, имел т. н. «jus gladii», право меча, – то есть мог предавать граждан смерти по своему усмотрению. Однако последнее слово, последний истинный суд принадлежит только Христу, а не земным властям. Следовательно, этого последнего Божия Суда и нужно прежде всего бояться.


13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

«живешь там, где престол сатаны» – существуют разные мнения по поводу этих слов. Одни объясняют их сильно развитыми в Пергаме языческими культами. Другие связывают эти слова с тем, что город был столицей провинции и центром имперской римской администрации.

Представители первой точки зрения указывают на имевшийся в городе знаменитый храм Асклепия, бога медицины и врачевания, к которому в поисках исцеления от недугов в великом множестве стекались паломники со всего античного мира. Кто-то даже называл этот храм «Меккой Древнего мира». Символом Асклепия была змея, обвившая посох. Живая змея содержалась в самом храме, и ей приносились жертвы[28].

Кроме того, исследователи обращали внимание на находившийся в Пергаме на акрополе гигантский жертвенник, известный в науке как «Пергамский алтарь». Это был не храм, а именно жертвенник, выполненный как самостоятельное архитектурное сооружение, что само по себе довольно необычно. Какому богу или богам он был посвящен, в настоящее время доподлинно неизвестно. Видимо, исходя из этих странностей, некоторые высказывали предположение, что именно с религиозным культом Пергамского алтаря могут быть связаны загадочные слова о престоле сатаны[29]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Словами «ученик Господа» именует святой Ириней апостола Иоанна Зеведеева и в других местах своего труда: «Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Асийском» (3,1,1; ср. 3, 3,4; 3,11,3 и мн. др.).

2

Церковная история, 7, 25, 7–8.

3

Церковная история, 3, 39, 5–6.

4

Против ересей. 5, 30, 3; ср. Евсевий, Церковная история, 3, 18.

5

Ср.: Христос, желая спасти и соединить в Себе мир, распялся на четырехконечном Кресте.

6

Ср. также Притч. 26, 25; Мф. 12, 45; Лк. 8, 2.

7

В Библии число 100 означает большое количество чего-либо (ср. Лев. 26, 8; 1 Пар. 21, 3; Екл. 8, 12; Мф. 19, 29; Лк. 15, 4). Число 1000 означает великое множество (Быт 24, 60; Исх 20, 6; Пс. 90, 7). Число 10 000 означает величайшее множество (Пс. 90, 7; 2 Цар. 18, 3; Песн. 5, 10 и др.).

8

Полноту времен, как выше было сказано, означает также число 7, однако, можно думать, в несколько ином, по сравнению с числом 12, смысле. Последнее имеет больше отношение к естественному, физическому кругу земного времени, тогда как число 7 характеризует полноту времен Божиих, то есть тех таинственных действий Промысла, тех периодов, времен и сроков, которые положил Небесный Отец в Своей власти.

9

В связи с этим число 13 можно рассматривать как символ некоторого особого периода, выходящего за пределы двенадцатиричного благословенного Богом исторического времени (13 = 12 + 1), и этот 13-й период в таком случае может означать не что иное, как богоборческое царство лжемессии-антихриста.

10

Святой Ипполит Римский в слове «О Христе и антихристе» обращается к автору книги Откровения: «Скажи же мне, блаженный Иоанн, апостол и ученик Господень, что ты видел и что слышал о Вавилоне. Воспряни и скажи: тем более, что и тебя сослал в ссылку он же».

11

См. комм, на Апок. 17, 10–11.

12

Отсюда, кроме прочего, следует, что изучение истории императорского Рима, а также церковной истории римской эпохи является важным для осмысления событий эпохи Рима эсхатологического, ибо и тот и другой Рим восходят к одному и тому же от вечности предустановленному архетипу.

13

Раскрытие судеб мира и Церкви, представленное в книге, или тесно переплетено с этой таинственной литургией, или даже является ее частью.

14

Об иллюзорности категорий пространства и времени говорили задолго до Геделя многие философы. См. также комм, на 6, 13 об иллюзорности материи.

15

Согласно святому Иринею Лионскому, апостол Иоанн получил Откровение и записал его в книгу в конце царствования императора Домициана, то есть в середине 90-х годов I века. Именно в это время отношение империи к христианству принципиальным образом меняется: христианство становится запрещенной религией. Гонения на христиан были и раньше, при Нероне, но тогда их пытались обвинять только в уголовных преступлениях – не за веру. Власти рассматривали христианство как секту или ответвление дозволенной в империи иудейской религии. При Домициане же христиан стали судить уже за само исповедание христианской веры.

Домициан, кроме того, известен тем, что требовал называть себя в официальных обращениях, письменных и устных, «государь наш и бог». Был гонителем евреев и христиан. Согласно Евсевию, «Домициан явил себя преемником Нерона в ненависти к Богу и в богоборчестве» (Церковная история, 3, 17). Родным же его братом был Тит, разрушивший в 70 году Иерусалим и храм.

16

Правомерен в этой связи и такой вопрос: если семь асийских Церквей, то есть вся полнота Церкви (семь – число полноты), есть – условно – епархия апостола Иоанна, то не следует ли именно этого апостола считать предстоятелем Вселенской Церкви – на всей земле и во все времена?

17

Ср. указание на семь даров Святого Духа у пророка Исаии (11, 2–3).

21

Может быть, ефесян отчасти ожесточила борьба со лжеучителями? Правоверие – непременное условие истинного богоугождения. Однако, сохраняя и отстаивая правоверие, нужно быть внимательным, чтобы не утратить главное духовное сокровище – христианскую любовь.

22

Раскопки древнего Ефеса производились на рубеже XIX–XX вв. австрийскими археологами, которые обнаружили и вывезли в Европу многие артефакты, ныне демонстрируемые в Ефесском музее в Вене.

23

Ср. характеристику апостольской Церкви, данную в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 32–33).

24

Поводы для подобных обвинений могли давать и практиковавшие разврат гностики, которых язычники не отличали от христиан.

25

Исследователи выстраивают следующий ряд гонений на христиан: при Нероне в 64 году, 2) при Домициане в 91 году, 3) при Траяне – в 98 году, 4) при Марке Аврелии – в 177 году, 5) при Септимии Севере – в 202 году, 6) при Декии в 250 году, после которого без перерыва продолжалось гонение императора Галла в 252 году, 7) при Валериане в 257 году, 8) при Аврелиане – в 275 году, 9) при Диоклетиане в 303 году и 10) при Максимиане в 311 году.

27

По имени города был назван изобретенный там более совершенный, чем папирус, материал для письма – пергамент.

28

Змея, обвившая посох, очень напоминает известный в оккультизме знак— кадуцей, то есть крылатый посох, обвитый двумя змеями. Помимо прочих толкований, кадуцей может означать власть диавола-антихриста-лжепророка, то есть дракона и двух зверей из Апок. 13.

29

Пергамский алтарь был раскопан в XIX веке немецкими археологами, реконструирован и в настоящее время демонстрируется в Пергамском музее в Берлине. Горельефы его фриза, изображающие сцены из гигантомахии, считаются одним из самых значительных памятников эллинистического искусства.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3