bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Е. А. Полушкина, С. А. Беляков, Д. М. Логинов, Е. М. Авраамова

Механизмы трудоустройства российской молодежи

© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2017

Введение

Трудоустройство, стабильная занятость и карьерные продвижения российской молодежи – проблематика, сохраняющая актуальность не только в силу ее связей с развитием системы образования и рынком труда, но и в силу того влияния, которое оказывают возникающие в этой области проблемы на социальную стабильность российского общества.

На положение молодежи в сфере занятости влияют различные факторы: демографические, социально-экономические, институциональные; их совокупность определяет достаточно заметную динамику показателей, характеризующих востребованность молодежи на релевантных рынках труда и реализацию человеческого потенциала соответствующей возрастной генерации. Перед выпускниками учреждений среднего профессионального образования и вузов встает проблема выбора модели поведения на сложившемся рынке труда: реализоваться в рамках полученной специальности; получить другую специальность, используя возможности дополнительного образования; эмигрировать с целью реализации полученных знаний в иных экономиках. Исследовательской проблемой становится изучение стратегий адаптации молодежи на рынке труда.

Изучая поведение молодежи в сфере занятости, необходимо учитывать изменения социально-экономических параметров развития национальной экономики, определяющих, в частности, характер взаимодействий работника и работодателя на рынке труда. Неустойчивость и противоречивость настоящего этапа экономического развития характеризуется, с одной стороны, экономической рецессией – длительным отсутствием роста ВВП, а с другой – достаточно стабильными официальными показателями численности экономически активного населения. Социологическая информация дает картину, несколько отличающуюся от той, которая складывается из анализа статистических данных. Так, согласно данным Росстата [1], в течение 2016 г. численность занятых растет, а безработица остается на уровне 5,4 % от рабочей силы. В то же время согласно данным мониторинга ИНСАП РАНХиГС «Социальное самочувствие населения» [2], за последний год-полтора 15 % занятого населения лишились работы (правда, с возможным последующим трудоустройством) и 27 % опасаются потерять работу в ближайшее время. Этот показатель меньше, чем его пиковое значение, отмеченное в феврале 2016 г. и составляющее 32 %, но достаточно велик.

В целом противоречивая картина занятости свидетельствует об определенной неустойчивости рынка труда и латентном характере происходящих в этой сфере процессов. Между тем от эффективности функционирования рынка труда во многом зависят направленность и темпы макроэкономического развития. В то же время рынок труда опосредует влияние макроэкономической динамики на микроуровне, определяя уровень благосостояния и перспективы социальной мобильности населения.

Согласно мировым трендам, молодежь является одной из самых уязвимых групп на рынке труда. Безработица среди молодежи, как правило, выше, чем среди взрослого населения. Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. и последующая рецессия еще более увеличили этот разрыв. По данным Международной организации труда, ожидается, что мировой уровень безработицы среди молодежи к 2017 г. повысится до 12,9 %. В России уровень безработицы среди молодежи также превышает средний показатель.

В исследовании на основании сбора и анализа социологической информации уделено внимание следующим аспектам молодежной занятости:

– острота проблемы молодежной безработицы и эффективность программ содействия молодежной занятости;

– востребованность молодых работников и требования к ним со стороны работодателя;

– трудовое поведение молодежи, формирующееся под воздействием ряда факторов демографического, социально-экономического и институционального характера;

– основные механизмы трудоустройства и карьерные продвижения;

– определение масштабов и причин, а также направленности трудовой мобильности молодежи;

– причины незанятости молодежи.


Исследование соответствующих вопросов потребовало использования разнообразных источников информации и, соответственно, обращения к различным группам информантов, в качестве которых выступали:

– представители занятой молодежи;

– представители незанятой молодежи;

– представители работодателей;

– сотрудники служб занятости.


Представительство различных респондентских групп обозначило обращение к разным методам сбора информации, включая анкетный опрос и углубленные интервью. Таким образом, в исследовании использована комбинация количественных и качественных методов сбора социологической информации. В зависимости от специфики респондентской группы выбирается метод сбора информации: выборочный опрос или углубленное интервью. Создание целостной картины положения молодежи на современном рынке труда требует фрагментирования общей цели исследования для каждой включенной в него респондентской группы.

Массовый опрос направлен на выяснение способов трудоустройства, типов карьерных продвижений и трудовой мобильности, а также перспектив сохранения занятости работающей молодежи. Анкета, подготовленная для опроса молодежи, занятой различными видами экономической деятельности, построена таким образом, чтобы собрать информацию следующего характера:

– характеристики текущей и первой (в случае когда они не совпадают) работы, представляющие собой операционализированные показатели трудоустройства, трудовой мобильности и сохранения рабочего места;

– мотивы, определяющие тип поведения в сфере занятости;

– социально-демографические и экономические характеристики респондентов, выступающие факторами, влияющими на тип поведения в сфере занятости;

– представления респондентов о возможностях и ограничениях трудовой мобильности, определяющие пространство реализации типов поведения в сфере молодежной занятости.


Углубленные интервью с незанятой молодежью, имеющей среднее и высшее профессиональное образование, призваны выяснить субъективные (демотивированность, фрустрация) и объективные (профессиональная невостребованность, суженный рынок труда, отсутствие механизмов горизонтальной и территориальной мобильности) причины незанятости.

Углубленные интервью с представителями территориальных служб занятости и работодателями направлены на выяснение эффективности реализуемых программ содействия молодежной занятости.

Научный доклад подготовлен в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Исследование механизмов трудоустройства российской молодежи» в 2016 г. по заказу Правительства Российской Федерации.

1. Численность молодежи (населения 15–29 лет) в Российской Федерации

Как уже отмечалось, к молодежи в Российской Федерации относят население в возрасте от 15 до 29 лет включительно (до 30 лет). Численность населения, отнесенного к молодежи, характеризуется данными, представленными в таблице 1.


Таблица 1. Численность молодежи (15–29 лет) в Российской Федерации (тыс. чел.), 2010–2015 гг.

Примечание: данные за 2015 г. приведены с учетом Крымского федерального округа.

Источник: [3].


Приведенные данные показывают, что на фоне роста общей численности населения Российской Федерации численность молодежи снижается. Соответствующим образом снижается и доля молодежи в общей численности. За период 2010–2015 гг. снижение численности молодежи составило 3798,0 тыс. чел., или 11,7 %. Можно ожидать продолжения этой тенденции как минимум в среднесрочной перспективе, т. е. тенденция старения населения России будет сохраняться. Средний темп снижения составил 2,6 % в год.

Численность молодежи в возрасте 15–29 лет в более длительной перспективе изменялась волнообразно:

– снижение в 1991–1994 гг. сменилось ростом в 1995–2004 гг., когда численность молодежи выросла по сравнению с 1994 г. на 5096,4 тыс. чел., или на 16,2 %;

– с 2005 г. началось снижение численности, которое продолжается до настоящего времени (2015 г.) и составляет 7015,5 тыс. чел., или 19,2 %.


Наглядно изменение численности молодежи представлено на рис. 1. Следует отметить, что с 2008 г. снижение приобрело выраженно резкий характер: численность молодежи в среднем падала на 2,4 % в год. При продолжении наметившейся тенденции можно ожидать в среднесрочной перспективе прекращение снижения и начало роста анализируемого показателя.

Демографический прогноз Росстата эти предположения в целом подтверждает (см. ниже).

Доля молодежи в указанной возрастной группе в период с 1990 по 2015 г. по отношению к общей численности населения Российской Федерации менялась в интервале от 20,1 до 25,3 %. Наглядно характер изменения представлен на рис. 2.

В целом динамика представленных показателей весьма схожа. Обращает на себя внимание снижение доли молодежи после 2006 г., которое продолжается в настоящее время. Численность молодежи в этот период снижалась быстрее, чем общая численность населения Российской Федерации.


Рис. 1. Численность молодежи в возрасте 15–29 лет (тыс. чел.), 1990–2015 гг.


Рис. 2. Доля молодежи в общей численности населения Российской Федерации (%), 1990–2015 гг.


Рассматривая прогноз численности населения Российской Федерации до 2030 г., представленный в Прогнозе Росстата, можно отметить, что предполагаемое снижение сохранится до 2023 г., а затем сменится ростом. К концу прогнозного периода численность молодежи может достичь 25 944,7 тыс. чел. Изменение предположительной численности молодежи в период до 2030 г. представлено на рис. 3.


Рис. 3. Предположительная численность молодежи в возрасте 15–29 лет в Российской Федерации (тыс. чел.), 2016–2031 гг.


Рис. 4. Численность молодежи в федеральных округах Российской Федерации (тыс. чел.), 2004–2015 гг.


Анализ данных федеральных округов Российской Федерации (табл. 2 и рис. 4) показал, что во всех округах в период 2004–2006 (2007) гг., а в Северо-Кавказском федеральном округе вплоть до 2009 г., численность молодежи устойчиво росла, после чего началось и продолжается ее снижение. Таким образом, на сегодняшний день имеет место тенденция к снижению численности молодежи, охватывающая все федеральные округа без исключения.


Таблица 2. Численность молодежи 15-29 лет по федеральным округам Российской Федерации (чел.), 2004-2015 гг.

Примечание. Данные по Южному федеральному округу (по 2009 г.) приведены справочно. С 2010 г. перечень субъектов Российской Федерации, включенных в состав округа, был изменен.


Рис. 5. Доля молодежи 15–29 лет в общей численности населения федеральных округов Российской Федерации (%), 2004–2015 гг.


Доля молодежи в представленном периоде также снижалась (рис. 5), за исключением Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов, в которых она несколько росла соответственно до 2008 и 2006 гг., а затем тоже начала устойчиво снижаться. Эта тенденция показывает, что во всех федеральных округах численность молодежи, по крайней мере с 2008 г., снижалась быстрее, чем общая численность населения. Обращает на себя внимание определенный отрыв показателей по Северо-Кавказскому федеральному округу, где доля молодежи выше, а темпы сокращения данного показателя ниже, чем в остальных федеральных округах. Следовательно, и темпы старения населения в данном округе ниже.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу