bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

В сознании того, кто достиг познания прошлых воплощений, нет места для самолюбия, если только гордость от победы над ограничениями не обратится в препятствие к его восхождению, пробудив скрытое честолюбие, или vice versa, ибо честолюбие в свою очередь порождает гордыню. Но если вместо этого из тяжкого труда души рождается истинное смирение, то эта душа становится обителью света и добра, помощником Великого Учителя, что невозможно достичь никакими человеческими способами.

Не сомневаясь в совершенном действии закона Кармы, Мы не можем представить себе страданий и распятия Иисуса иначе как следствия соответствующего зла в одной из физических манифестаций эго, которое воплотилось как Иисус. Однако это нисколько не меняет утверждения о том, что Он умер за грехи мира, ибо грехи мира были и Его грехами, в двояком смысле, что будет объяснено более подробно при изучении Нового Завета с оккультной точки зрения.

Тот факт, что Иисус после своего Воскресения явился сначала Марии Магдалине, которая и по сей день представляется олицетворением всевозможных пороков в женщине, должен был бы открыть глаза на истину тем, кто осмеливается называть себя истинными христианами.

Настоящий оккультист не затруднится примирить это утверждение с тем фактом, что для принятого ученика чистота и непорочность сознания и тела являются необходимым условием. Мария-мать представляет собою неведение, или пассивную чистоту и непорочность, то есть состояние, не знающее искушения; Мария Магдалина олицетворяет сознательную и активную чистоту; оба этих состояния – два полюса одного великого атрибута.

Мои объяснения ни в коей мере нельзя рассматривать как защиту той известной ереси, согласно которой цель оправдывает средства, или что можно совершать зло, ожидая благих следствий. Сознательное зло никогда не может принести добра – оба они, как антиподы, далеки друг от друга. То, что мы понимаем как зло по неведению, о котором впоследствии искренне раскаиваются и которое искупают, пробуждает противоположный полюс силами, приведенными в действие именно раскаянием и искуплением.

Вряд ли где-либо в книгах можно найти столь ясно определенные истинные качества ученичества, как в Нагорной Проповеди: нищие духом, скорбящие, кроткие, милостивые, миротворцы, гонимые, чистые сердцем. Именно они есть дети Бога, истинные последователи Учителей. Без этих качеств не помогут даже все знания Вселенной. Именно то, что мы ЕСТЬ, наш внутренний характер, а не то, что мы знаем или во что верим, составляет основу ученичества в Белом Братстве.

Христос. Наставление 5

Очень многие из тех, кому посланы эти Наставления, не в состоянии приобрести книги, содержащие Наше изложение Древней Мудрости, и поэтому многие из Наших намеков для них непонятны. Особенно это касается тех, кто освободился от оков современной церкви, но тем не менее продолжает относиться с благоговением и любовью к личности и характеру Иисуса, не зная, какое же место отвести Ему на шкале человеческой жизни при своих изменившихся убеждениях. Также это относится и к тем, кто помещает Его на один уровень с остальными людьми.

Каждый век имеет своего Христа, или Спасителя, который может проявиться в различных условиях и в одном или более человеческих телах; однако под веком мы не должны понимать одно или несколько столетий, ибо век, о котором мы говорим, заключает в себе многие тысячелетия.

В первом томе «Тайной Доктрины», в станцах, открывающих третью главу, есть такие слова: «Трое упадают в Четыре». Эта фраза содержит в себе всю тайну манифестации Спасителей всех времен. Какую бы из троиц мы ни рассматривали: Отец, Мать, Сын, или Атма, Буддхи, Манас; Материя, Сила, Сознание; Желание, Воля, Мудрость или Тело, Душа, Дух – это не имеет значения, ибо в конечном счете все они являют Одно, и это Одно в Трех есть Абсолют, жизнь и бытие всего, что проявлено на всех планах Космоса. Следует понимать, что все эти троицы равнозначны и взаимозаменяемы, несмотря на то, что сами по себе, взятые в отдельности, они самодостаточны. И какой бы из аспектов Троицы (или лиц, как учит церковь) ни проявлялся во времени или вечности, он проявляется совершенным, то есть со всеми атрибутами двух других.

Эта тройственная манифестация жизни и бытия «вечна на Небесах», и она всегда была и будет в том состоянии сознания, которое обычно называется Нирваной[6], или Небом. Абсолютно невозможно мыслить об Этом как об отделяющем какую-либо часть себя, ибо Это есть Одно, Единое, и Это есть Бог.

Невозможно даже приблизительно описать нисхождение Бога в материю, ибо материя не была проявлена, пока не было совершено это нисхождение. Наиболее близко идею этого процесса выражает принцип Тени. Три, то есть Трое в Одном, создали всю субстанцию и стали всей материей посредством процесса, сходного с отбрасыванием тени на физическом плане, то есть посредством проекции созидательной мысли во временную форму и субстанцию. Эта субстанция имеет все свойства (в более или менее видоизмененной степени) своих прародителей.

Чтобы отбросить тень, каждая форма должна пройти между солнечным светом и землею. Солнце, тело и земля – это три различные степени, или скорости, вибраций материи, и они являются теми посредниками, посредством которых или через которые отбрасывается тень; они соответствуют трем различным действующим силам и атрибутам трех великих созидательных огней, представленных ранее упомянутой Троицей.

Теперь, чтобы помочь тем из вас, кто встретит затруднения в понимании Единства в Многообразии, мы возьмем один аспект Троицы – Сына, который должен быть рассматриваем также как Космическая Субстанция, или Материя, в троице Материя, Сила и Сознание; как Тело в троице Тело, Душа и Дух; как Манас в троице Манас, Буддхи и Атма. Этот аспект Сына и есть Христос, Спаситель, Ангел Света, который нисходит с небес в проявленное, – не вследствие зла, но во исполнение Желания, или Воли, принципа Отца, которая заключалась в создании материи, ее эволюции и конечном ее освобождении.

Этим принципом обладает каждый атом проявленной материи, следовательно, и каждое человеческое существо; но, не будучи выявлен и развит, он спит. Развить его можно лишь при посредстве высших побуждений и влечений души. Следовательно, в то время как все мы являемся Спасителями в зародыше, в каждом Веке есть только Один, который способен развить любовь, терпение и самопожертвование для такого наивысшего призвания, и этот Один становится «Старшим Братом» расы и Века, к которому Он принадлежит.

В Евангелии от Иоанна в гл. 17, ст. 21 есть такие слова: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня». Эта надежда, выраженная в этих столь прекрасных и сокровенных словах, ясно свидетельствует о вере Иисуса в конечную инволюцию материи в той же последовательности, в какой она была выявлена эволюцией до той точки, где инволюция материи стала возможна.

Множество споров между наукой и религией, а также между различными религиозными обществами вызваны нежеланием одного общества честно и беспристрастно обсудить спорные пункты философии другого. Невежественный христианин полагает, что Иисус утратит свое величие и силу, если Его будут рассматривать с точки зрения эволюции монады, той монады, которая была началом земной жизни всего человечества, хотя часто и в церковных трудах на него указывается как на «Перворожденного среди множества братьев». Если Он является Братом всей человеческой расе, то, разумеется, Он должен подчиняться и общим законам эволюции. Отнюдь не желая умалить божественности Иисуса, Мы хотим лишь указать на общий источник этой божественности для всего человеческого рода.

Иллюзии и идеалы. Наставление 6

Один за другим рождаются и угасают те идеалы и иллюзии, которые служат путеводными огнями жизни. Во тьме, в часы полного одиночества, между исчезновением одного идеала и зарождением другого, душа либо обретает терпение, либо впадает в отчаяние и бунт, – в зависимости от того, как она использует предоставленные ей возможности и опыт.

Окруженные романтическим ореолом герои нашего детства, добрые гении и ангелы девических грез меркнут с годами, и на их месте мы видим просто добрых и смелых людей; таково естественное влияние закона и жизни.

Мужчины и женщины, идеализированные и облеченные нами в одеяние богов – Любовь, – становятся самыми обыкновенными существами, когда эта любовь уступает место пресыщению и равнодушию.

Далекие страны, бывшие ранее символом всего благородного и великого, после их посещения часто теряют свою прелесть и кажутся гораздо хуже родной земли. Но труднее всего умирают и легче всего восстают из пепла наши великие религиозные идеалы. У многих личный Бог со всеми его нежными качествами отцовства и материнства постепенно обретает величие и мощь, пока наконец не становится Беспредельностью, и идеал мощи и красоты растворяется в формулах сознания, слишком великих для понимания.

Сила и влияние одного великого Спасителя, или Учителя, убывают по мере того, как сила другого возрастает. Как только последний обретает еще большее господство над силами Вселенной, он притягивает к себе всеобщее поклонение до тех пор, пока не придет и его время уступить свое место восходящей Звезде еще одного Спасителя.

Наиболее важный урок, который можно извлечь из преходящих идеалов и иллюзий, – это урок о непостоянстве и недолговечности материи даже высших степеней вибраций; а также о безличных неделимых аспектах Вечного Духа и вместе с тем необходимости в форме, или прообразе, для каждой ступени сознательной жизни.

Нет ничего моего, нет ничего твоего, все вещи наши.

При возрождении интереса к древней философии в западном мире немало старых терминов, олицетворявших природные законы, силы, степени и положения жизни, привлекли внимание и глубоко запечатлелись в умах многих изучающих жизнь и ее тайны. Наиболее общепринятыми среди этих терминов стали такие, как Мастер, Учитель или Гуру, применяемые по отношению к тем, кто в совершенстве овладел законами и силами природы и принадлежит к определенным степеням Космической Ложи. Частое их употребление вызывает у обычного исследователя XIX столетия предубеждение как против самой восточной философии, так и против ее толкователей.

Иисус сказал: «Не называйте никого своим учителем», и Он был прав. Если вы слышите, что кто-то говорит: «мой Учитель», то можете быть уверены, что он либо слишком мало знает об этом предмете, либо является орудием какого-нибудь хитрого лицемера. Истинный Учитель любой ступени никогда бы не позволил своему ученику употреблять в данном случае местоимение мой.

Хотя этот термин довольно распространен на далеком Востоке, там он означает просто «мой учитель»; то же значение имеет и термин «Гуру», разве только указывает на учителя какой-либо более низкой ступени.

Исходя из каких соображений раса, говорящая по-английски, стыдится своего родного языка и наиболее простых, общеупотребительных слов, но зато щедро пользуется терминами, истинного значения которых совершенно не знает?

Как уже говорилось, слово «Мастерство» подразумевает обретение власти над великими силами природы. Тот, кто обладает подобной мощью, является Учителем, или Мастером, и не может быть «личным» Учителем ни для какой индивидуальной души без утраты этого высокого звания и своего положения по отношению к этой душе, которая по существу едина с его собственной. И когда слова «мой Учитель» или «мой Гуру» исходят из уст недостойного иметь Учителя человека, который надеется подобным образом придать себе вес в глазах другого, они обычно сопровождаются настолько уплотненной волной тщеславия, что ее можно увидеть даже невооруженным глазом. Когда кто-либо достигает степени развития, требующей особого, или личного, руководства, он никогда не будет претендовать на то, чтобы кто-то из членов Ложи принадлежал ему лично. Если ему придется говорить о каком-либо личном Учителе, он скажет просто «Учитель», но никогда не станет произносить это слово вообще, если речь пойдет о его личных делах, особенно при непосвященном; ибо из первого же урока он усвоил, что слова «мне» и «мой» должны быть навсегда исключены из его словаря.

Учителя, или Посвященные Великой Ложи, являются для большей части человечества пока идеалами – идеалами, которые, подобно любым другим идеалам, в той или иной степени должны будут поблекнуть в глазах индивидуальной души вместе с достижением ею той же ступени Бытия, где обретается подобное господство над жизнью и смертью. Однако не следует низвергать и профанировать эти идеалы слишком вольным их употреблением, прежде чем они исполнят свою миссию в качестве живых примеров, глядя на которые несовершенный человек может строить свою жизнь и судьбу.

Даже преданные ученики совершают большую ошибку, когда полагают, что уже получают необходимое воздействие, вступая в контакт с кем-либо из Посвященных. Страстное стремление человеческого сердца к кому-то или чему-то высшему, через которое можно достигнуть более совершенного состояния, ответственно за веру в то, что все достижения могут быть обретены простой передачей силы ученику от Посвященного. Неразумные дети, неужели вы думаете, что Бог может наделить вас тем, что приобретается лишь трудом и ростом? Закон роста есть первый закон Мироздания, и никто не может нарушать или изменять его.

Эфирная Вселенная. Наставление 7

Те, кому неизвестен космический modus operandi[7] и совершенно естественный закон, отвечающий за все психические феномены, уделяют слишком много внимания и придают слишком большое значение психическому видению; и столь многих сбивает с пути то, что, на их взгляд, объясняется лишь вмешательством индивидуальных «духов», что было бы неплохо и для них, и для всех интересующихся этой темой пролить свет на истину в данном вопросе.

Каждая мысль, каждое слово или поступок любого создания в проявленной Вселенной запечатлевается фохатической[8] энергией в великом океане эфирной субстанции, которая в каком-то смысле может быть уподоблена фотопленке, запечатлевающей изображение благодаря своей способности улавливать и сохранять световое воздействие.

Изучая геометрию, вы узнаете, что три великие силы – позитивная, негативная и нейтральная – проявляются во всем сущем. Позитивно-негативная – Отец, или великая созидательная сила Вселенной, дает силу мысли (принцип Манаса); негативно-позитивный полюс проявляет мысль, облекая ее в форму, или действие.

Нейтральная, или центральная, точка «линии жизни» привлекает к себе обе силы – проецирующую и принимающую – и фиксирует образ мысли, слова или дела на этой эфирной субстанции, иллюстрируемой в Геометрии Квадратом, а в Арифметике – цифрой четыре. Здесь этот отпечаток сохраняется на протяжении всего цикла манифестации. Это и есть Божественная «Книга Жизни», и посредством описанного процесса все наши ошибки, прегрешения и добродетели заносятся в нее и могут предстать перед нами, когда мы получим доступ к Астральному Свету, или Эфиру.

Много путаницы относительно высшего плана сознания возникает из-за необдуманного и неосмотрительного употребления термина «Астральный Свет» теми, кто берется разъяснять его законы и проявления.

Астральный Свет имеет два аспекта, или плана, сознания. Его высший аспект несет созидательную и предохранительную функции, и от него отражаются, или проецируются, все запечатленные в нем принципы совершенных форм или видов; а обратно к нему возвращаются те же самые принципы плюс все то, что каждая душа приобрела в течение планетарной жизни. Это план проявления души.

Низший аспект Астрального Света есть план хаоса и разложения формы. Именно отсюда к нам приходят призраки ужасных или причудливых форм, а обратно в этот хаос отражается все то, что известно нам как зло, – все отбросы природы. Этот план является первой остановкой души при ее возвращении в Девачан, или Небеса. Это также место очищения, где оседают последние остатки того, что мы знали как физическую материю. Без понимания этих двух аспектов Астрального Света невозможно его правильное постижение.

С первой манифестацией принципа формы появился и грех (то есть оковы, или ограничение), а вместе с ним импульс освободиться от этих ограничений, ибо дух, заключенный в оковы материи, есть дух, обреченный на страдания. Несмотря на то что сама борьба воплощенного духа за свое освобождение лишь способствует увеличению силы и укреплению субстанции этих уз, тем не менее свойственная ему природа принуждает его бороться и тем самым еще сильнее проявляет его изначальную сущность.

Утверждение «нет отпущения греха, кроме как через кровь» было причиной гораздо больших споров и кровопролитий, нежели какое-либо другое положение Библии, и оно так же мало понято, как и другие сокровенные и глубокие истины, которые можно найти на страницах этой Книги. Но, как и в случае с другими эзотерическими утверждениями, сама простота этой фразы скрывает ее истинное значение от глаз непосвященного; и хотя она подобно многим другим таким же истинам имеет несколько ключей и допускает замену или затемнение смысла, ее самое важное толкование демонстрирует тот факт, что кровь в определенном состоянии является первичной формой сознательной жизни на физическом плане. Она содержится во взвешенном, так сказать, латентном, состоянии в каждой молекуле каждой клетки, которую природа использует при построении формы и субстанции. Вы часто слышите выражение «из камня крови не выжать». Но вы могли бы получить кровь из камня, если бы знали, как произвести подобный феномен, поскольку кровь, как Я уже говорил, содержится, хотя и невидимо, во всех вещах. Пролитие, или уничтожение, крови человека или животного неизменно приводит к разрушению формы, которая вследствие этого разлагается на составные элементы; и если душа, оживляющая эту форму, находится на восходящей дуге своего цикла манифестации, то ее «разоблачение» ведет ее (и тем дальше, чем ближе окончательное разложение и растворение формы) к Беспредельности, откуда она пришла и где только и может быть свободной от ограничений материи.

Это положение справедливо для всех форм, будут ли они физическими, социальными, религиозными или же политическими. Любое великое государство, общество или религия построены на разрушении какой-то предыдущей формы, и каждое такое разрушение происходило посредством пролития крови и несло за собой горе и страдания. Земля орошена и пропитана кровью от полюса до полюса с самого начала ее существования, и так будет повторяться снова и снова до тех пор, пока не завершится ее миссия. И когда вы это поймете, вам будет нетрудно увидеть безнадежность и полную невозможность столь желанной «мирной революции, которая должна внести порядок в существующий социальный хаос», как полагают те, кто не считается с действием непреложного закона.

Самые ужасные революции потрясут Землю с окончанием царствования Золотого Тельца, ибо, согласно мощи и величине узурпатора прерогатив Бога, против него будет направлена огромная разрушительная сила, ведь поклонение Золотому Тельцу ответственно за зло более, нежели все другие причины, вместе взятые. Следовательно, его низложение будет гораздо более трудным и повлечет за собой еще большие страдания и беды.

Сила, обусловливающая действие закона, требующего пролития крови для отпущения греха, или, иными словами, разрушения формы посредством разложения материи и следующего за этим освобождения души, есть сила Христа, или Сына. Как Отец представляет собою Дух, так Сын представляет материю, и в конце каждой великой Манвантары Христос искупает (или освобождает) материю, жертвуя дифференцированной (или физической) жизнью в форме и возвращаясь к жизни в Духе – Единству. И не только при завершении таких периодов. От начала и до конца проявленная в форме жизнь Христа (Мировой Души) является непрерывной жертвой, так же как и жизнь всех тех, в ком этот принцип наиболее активен. Эта жертва рождается от Матери – Любви и вместе с Нею удерживает чашу весов Справедливости в свете самопожертвования.

Истинное Братство. Наставление 8

Благодаря преимуществу, достигнутому в борьбе с условиями, подобными тем, среди которых оказались и вы в этот темный век, Я прихожу, чтобы говорить с вами, умоляя вас выслушать, понять меня и повиноваться, – не потому, что Я могу указывать, но потому, что Мое «Я», соединенное с «Я» ваших собственных душ и пребывающее в ваших собственных душах, обращается к вам в несказуемой устремленной любви.

Для одних слово «Братство» стало укором, для других – притчей во языцех, перекидываемой из уст в уста с беспечной усмешкой; и все это происходит из-за неспособности человека распознать выражаемую этим словом аксиому, во всей ее чистоте и святости.

Как жемчуг, который все же сохраняет свойственную ему ценность, даже будучи брошенным в грязь, и требуется лишь очистить его, чтобы увидеть его прекрасный духовный блеск, так и слово «Братство» должно снова стать таким, чтобы изливать свет своего благородства на мир, раздираемый борьбой и разногласиями, а также полным отсутствием братской любви. И ты, дитя Мое, – кто бы ты ни был, – тоже имеешь в этом великом деле свою долю.

Буквально Братство означает все то, что подразумевается под словами: «Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы поступали в отношении тебя», и это положение бесспорно. И ни один из вас не поставлен в такие условия, чтобы быть не в состоянии следовать этому закону, ибо он – вселенский, и всякий нарушающий его навлекает на себя кармическое следствие. Более того, на этом законе зиждется возможность дальнейшего продвижения по эволюционной линии, ибо, если вы не можете подарить любовь своему брату или сестре, протянуть руку помощи или ободрить их словом или делом (а пока вы испытываете только эгоистические желания), то как же вы сможете отдать Великому Учителю, которому вверяете себя (Тому, Кто есть одно с тем братом или сестрой, так же как и с вами), свою бескорыстную Любовь, единственно могущую удержать вас на избранном вами Пути? И это отнюдь не сентиментальность, как часто полагают, но, как указывалось и ранее, – закон, на котором основывается ваша истинная жизнь и здесь, и в потустороннем мире. Всякое когда-либо сотворенное зло относится именно к нарушению этого правила, и звезды снова предсказывают уничтожение великих континентов из-за неповиновения человека закону.

Раскройте глаза, дети Мои, и посмотрите, как бесчеловечность, или отсутствие братской любви, проявляемая человеком, обременяет цепями, связывает и приносит в жертву собственным эгоистическим желаниям и страстям такие же частицы божественного – души братьев, пытающихся идти по одному и тому же утомительному пути, совсем рядом, на расстоянии звука голоса, и укрывающихся вместе с ним под одной и той же крышей чертога.

В то время как кто-либо из так называемого высшего класса собирается, к примеру, обесчестить дочь бедного труженика, человек одного с ним общественного положения приготовляет изысканные завтраки в укромном уголке торгового центра, где жена или дочери злоумышленника могут получить sub rosa[9] опьяняющие вина и ликеры, ведущие с такой же определенностью к их возможному падению; или, быть может, кто-то другой подстраивает безопасное с виду свидание дочери злоумышленника с человеком, преследующим в действительности подобную же гнусную цель.

Торговцы и владельцы огромных складов запасают бочки за бочками гадких, опьяняющих ядов, которые в конце концов губят людей всех классов, будь то соотечественники или жители других стран, где подобные напитки дотоле не были известны. Только очень скоро в ответ появляются рассказы об убийствах и грабежах, в которых, может статься, будут замешаны единственные сыновья упомянутых торговцев.

И если, напоминая человеку о великом законе Братства, нужно апеллировать к одним лишь эгоистическим инстинктам, то, поистине, лучше уж поступать так, нежели оставлять его в неведении о неминуемой кармической расплате, хотя этот благодетельный закон, к сожалению, совершенно неправильно понят и истолкован.

Для многих Карма выступает лишь в роли мстящей Немезиды, сомкнувшей свои жестокие объятия, которых невозможно избежать, хотя в действительности она есть справедливый и нежный Отец – Любовь. У нас не было бы причин для страха, если бы не этот нарушаемый закон нашего извечного Братства. Ведь каждое наше любящее слово или действие по отношению к брату вознаграждается десятикратно, ибо на плане истинного Бытия всесильно лишь одно Добро, зло же превращается в ничто.

Большинство из нас так устали от вечной борьбы с проявленной тьмою физического плана, что на исходе какого-либо периода жизни с радостью согласились бы хотя бы на мгновение перенестись туда, где лучезарный свет вечного Добра может проливать свои семиричные лучи в наши души, чтобы обрести стойкость, силу и терпение перед возвращением в ту темную сферу, которую мы называем нашим миром.

На страницу:
3 из 4