bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Пропорционально уменьшаясь от этого центра к другой точке, цветовая спираль образует в результате быстро вращающийся цветовой шар, частично сплюснутый у каждого полюса и полый, если смотреть на него с точки зрения физической субстанции; однако в действительности он содержит в себе все потенции и все сканды – накопленные в предыдущих манифестациях благие или порочные наклонности воплощающегося эго, или сущности, – те спящие силы, которые в должное время и в надлежащем месте по решению закона Кармы проявятся в действии как причины последующих проявлений этого эго. В этом шаре заключена также алхимическая сила трансмутации физической субстанции в духовную энергию и vice versa[3], подобно тому как пища путем переваривания и усвоения превращается в плоть и кровь и в конце концов в физическую энергию. Если бы этот спиральный цветовой шар можно было видеть физическим глазом в самом начале его зарождения, то показалось бы, что он постепенно охватывает и замыкает в себе определенную часть пустого пространства. На высшем духовном плане все демаркационные линии исчезают, и он кажется неразличимым, если говорить о форме, в великом океане Эфира – кладовой всех энергий и потенций. Но на высшем астральном плане, на плане Души, он предстает духовному зрению как индивидуализированная Сущность – назовите Ее Ангелом, Дэва или Богом, как угодно, – которая настолько превосходит красотой, сиянием, великолепием и мощью все, когда-либо сказанное или написанное человеком на эту тему, что бесполезно даже пытаться передать какое-нибудь впечатление о ней человеческому уму; это нужно увидеть и осознать, чтобы можно было понять. Она принадлежит к воинству Архангелов, окружающих Божественный Престол, что находится в сердце каждого из этого огромного воинства и в потенциале существует в сердце каждого человеческого существа.

Для иллюстрации возьмите лист бумаги и примите одну его сторону за духовный план, а другую – за физический. Затем выберите среди многих других одну точку белого цвета на духовном плане (то есть стороне листа) и представьте вспышку света, или созидательной энергии, произошедшую в некой другой точке и ударившую в рассматриваемую нами точку, сообщив ей таким образом более быстрые вибрации, то есть наделив ее иным видом движения. Этот вид движения (Фохатическая энергия), обладающий поступательным импульсом, направит субстанцию, содержащуюся в нашей точке, через волокно бумаги (которое отвечает астральному, или промежуточному, плану) на другую сторону листа, то есть на физический план, и уже там благодаря описанному выше спиральному движению продолжится формирование законченного цветового шара из точки его появления на физическом плане, представленном в нашем примере определенной стороной листа бумаги. По обе стороны от срединной, или экваториальной, линии шара всегда располагается по сорок восемь спиральных колец, сама же она является сорок девятым, с какого бы полюса мы ни посмотрели. Эта спиральная цветовая оболочка заключает в себе субстанцию на том плане действия, на котором и через который энергия, входящая в нее из исходной точки ее проявления, будет работать в соединении с силами цвета для созидания индивидуализированной жизни – будь то клетка, человек или же целый мир. На протяжении всей эры индивидуализированной манифестации, независимо от ее продолжительности, существует аурическое соответствие этому полому шару в виде особой сферы созидательной энергии, которая также является цветовым шаром, образующим ауру каждой клетки, человека или мира. При материализации какого-либо мира внутри этого цветового шара-сферы (в результате взаимодействия внутренних и внешних сил) постепенно формируется сначала быстро вращающаяся сфера теплоты, а затем влажности. При этом сила притяжения, которой обладает заключенная в его массе энергия и сила, привлекает к влаге плавающую в пространстве космическую пыль. В течение длительнейших периодов времени огромное количество пыли и падающей из других миров материи в виде метеоров и т. д., привлекаемых к этой сфере извне, постепенно превращают это, так сказать, содержимое цветового шара в кору такого же мира, как тот, на котором вы сейчас живете. Но прежде чем все это произошло, бесчисленные Кальпы назад, та субстанция, в которую облекается проявляющаяся в этой точке духовная энергия, уже успела пройти через многие фазы бытия – от молекулы до Бога. И Духовная Сущность, или Создатель Мира, видимо представленная этой точкой Света, сознательно и добровольно приняла на себя труд, ответственность и жертву, создавая из своей собственной субстанции тот мир, в котором другие проявленные сущности более низкого порядка могут приобрести необходимый физический опыт. Благодаря этому опыту со временем они станут пригодными для духовного бытия, подобно ангелам и богам.

Процесс, аналогичный одному из вышеописанных, происходит и при рождении любого ребенка или детеныша животного на физическом плане. Созидательная эманация мужчины содержит в себе определенную часть субстанции, порожденной на духовном плане взаимодействием мужских и женских сил, как было объяснено ранее на примере двух точек света, или созидательных огней; и при ее контакте и взаимодействии с ovum, или яйцом, развившимся в яичниках женской особи, происходит оплодотворение – зачатие. Оставшаяся часть этой субстанции используется природой для формирования определенного вида материи, сравнимого с внутренней оболочкой спирального цветового шара, в котором и происходит созревание плода. Матка, или внешний покров, соответствует этому цветовому шару, но она не есть сам шар; ибо матка, так же как и любая другая органическая структура, имеет свою особую спиральную цветовую сферу – цветовой шар, или ауру.

Несмотря на бесчисленные объяснения и описания планов манифестации, ученики постоянно допускают ошибки в трактовке терминов, выражений и определений. Диаграмма, представленная ниже, поможет вам во многих подобных случаях. Однако прежде всего вы должны уразуметь тот факт, что в действительности не существует ни верха, ни низа, равно как и строго установленных и жестких границ; что процесс манифестации происходит изнутри вовне; что все планы взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом.

Верхняя точка символизирует Непроявленное, Абсолют, позитивные силы. Нижняя есть его негатив – резервуар, в котором зарождаются и из которого посылаются в пространство все относящиеся к физическому плану потенциальные энергии; и в который будет сброшена вся исполнившая свое назначение проявленная материя, равно как и все неудавшиеся творения природы и кажущиеся аномалии, чтобы в каком-нибудь будущем Веке вновь наполниться энергией позитивных сил жизни и таким образом получить новую возможность для развития. Эта точка известна также как Хаос.


Илл. 1. Диаграмма планов


Каждая горизонтальная линия диаграммы обозначает позитивные и негативные аспекты какого-либо плана, или сферы, сознания; часть линии справа от центра представляет собою позитивный полюс, а слева – негативный. Линия, проходящая через центр, символизирует взаимодействие Духа и Материи.

Данную диаграмму не следует смешивать с другими, иллюстрирующими те же истины, или различные планы и силы. В некотором смысле она стоит особняком.

Состояния сознания. Наставление 2

Среди членов Храма бытует немало ложных и весьма достойных сожаления представлений относительно существования после разложения физического тела.

Процессу перевоплощения эго на земле уделялось так много внимания, что в результате сильно пострадала истина о промежуточных состояниях между воплощениями; а отрицание факта перевоплощения во многих случаях проистекало от неспособности понять условия, в которые входит душа после оставления тела, особенно если учесть укоренившуюся веру в сознательное существование после смерти, не отделимую от многих религий, особенно христианских.

В некотором смысле было весьма необходимо, чтобы на доктрину перевоплощения, или повторяющихся рождений в физическом теле, обратили особое внимание, и Елена Петровна Блаватская предприняла свой великий труд, чтобы установить справедливое равновесие, ибо последователям некоторых религиозных сект ревностно вбивали в голову веру в то, что жизнь на физическом плане невыносима, что это «юдоль печали» и страдания, достойная отвращения и отречения, в то время как она дана как поле для роста и совершенствования. Непрерывный поток антагонистического мышления, исходящий от умов множества введенных в заблуждение людей, вступая в контакт с вибрациями более чистой эволюционной энергии природы и понижая их, неизбежно приводит к упадку и застою в ментальной сфере Земли. Это все более и более затрудняет эволюцию тех, кто по действию кармического закона[4] должны вернуться сюда, чтобы отработать некоторые не решенные ими проблемы.

Нередко неудачное употребление одного слова или сравнения ответственно за целый ряд ложных доктрин, и впоследствии в общественном понимании какая-нибудь важная философская истина настолько искажается, что ее не узнают даже первоначальные толкователи. В качестве примера можно привести слово «иллюзия», используемое восточными мистиками и теософами при ссылках на жизнь в состоянии Девачана (или на Небесах). Хотя некоторые учителя видоизменили этот термин и сделали его всевмещающим, применяя его к жизни на всех прочих планах, все же истинная мысль, завуалированная этим словом, не была достаточно выявлена.

Бесспорно существует лишь одна Истинная Реальность в любом смысле этого слова, – назовем ли мы ее Абсолютом, Вечным Духом или Богом. Все остальное с высшей точки зрения есть «иллюзия», ибо является отражением, или манифестацией, какого-нибудь одного или более атрибутов Бога, или Абсолюта. Материя есть «иллюзия» лишь с космической точки зрения; и поскольку в той или иной форме материя проявляется во всех состояниях жизни, то, следовательно, жизнь в Девачане, или на Небесах, есть такая же реальность для духовных чувств, как и жизнь на земле для чувств физических; на самом же деле она гораздо более реальна, ибо духовные чувства намного тоньше и совершеннее и обладают бесконечно большей силой, нежели чувства физические. Смерть, подобно сну, есть «великий природный восстановитель» – она неизбежно приносит человеку новую возможность реализации всех его высших идеалов. Если же у человека таких идеалов нет, он совершенно очерствел и не верит в добро, то и небесная жизнь не предоставит ему ничего подобного, вследствие чего он не сможет иметь на этом плане сознательного существования; его уделом будет лишь сознание Восьмого плана, или сферы.

Очень часто ученики испытывают серьезное затруднение, пытаясь примирить некоторые положения оккультной философии, которые кажутся абсолютно противоречащими друг другу, если не применить к ним «Тройной Ключ» Материи, Силы и Сознания, ибо лишь с его помощью возможно объяснить любое состояние, или аспект, жизни. Если употребляется Ключ Сознания, к предмету следует подходить с точки зрения сознания – просто как к одной из форм сознания, функционирующей в другой форме того же самого плана. Это правило в той же мере справедливо и для Ключа Силы или Материи. План астральной материи совершенно не поддается исследованию физическим зрением; для этого необходимо астральное зрение, которое имеется в латентном состоянии у каждого человека.

Во Вселенной нет ни пяди пустого пространства. Океан эфира – самосветящаяся невесомая субстанция, наполняющая и формирующая все пространство, – является в некотором смысле покровом, или одеянием, Беспредельности. Он также является и двойным рефлектором, отражающим изнутри Беспредельность, а извне – каждый атом материи на проявленных планах. Следовательно, материя есть «великая иллюзия», в которой мы «живем и движемся и имеем наше бытие», пока находимся в проявленном мире. Среди других ее атрибутов сознание, или душа, обладает способностью проникать в эфир, и, будучи свободной от физического тела, она уже ничем, кроме своей воли, в пространстве не ограничена. Таким образом, душа может иметь по своему желанию свое собственное Небо при условии освобождения от астрального тела, которое после растворения физической формы остается еще некоторое время в Астральном Свете – одной из оболочек эфира; отсюда возникла изначальная идея «чистилища».

Предмет этот слишком обширен для обсуждения в краткой статье, но очень важно, чтобы была сделана попытка изменить существующее мнение.

Сила утверждения. Наставление 3

Защитникам современной ментальной науки редко приходит в голову, что тренировка силы утверждения, которая пропагандируется некоторыми из их собратьев, может закончиться плачевно как для них самих, так и для тех наивных и невежественных учеников, которые не хотят довольствоваться естественными эволюционными методами пробуждения и удовлетворения желаний и устремлений. Для них спокойные и замедленные процессы естественного роста есть «томление для плоти», вследствие чего многие устремляются qui vive[5] за чем-то новым – за тем, что ускоренно развивает их психические центры.

Бесспорно, используемая надлежащим образом сила утверждения почти не ограничена, но в руках безответственного лица она подобна обоюдоострому мечу, ибо противоположный полюс – сила отрицания – должен проявляться одновременно с силой утверждения, и, если первый не контролировать, последний может оказаться сильнее и одержать верх. Лишь немногие способны на такой контроль из-за особых условий настоящего цикла и тех незаконных целей, ради которых была проституирована духовная сила. Например, употребление слов «я есмь», предшествующее какому-нибудь выраженному желанию или утверждению, связанному с обладанием или контролем над какой-либо формой материи, вроде «я есмь сила» или «я богат», вполне может при надлежащих условиях привести в действие определенные скрытые внутренние силы (или элементалы), способствующие реализации желаемого. Но, как было указано ранее, такое позитивное утверждение неизменно пробуждает негативный аспект утверждающей силы. И если оператор не является опытным оккультистом, умеющим контролировать силы и материю более низких вибраций, нежели те, которые управляют его личным существованием, то негативный аспект силы, пробужденной в стремлении к равновесию, может вынудить его потерять контроль над позитивной, утверждающей силой. Это одна из иллюстраций вечной борьбы между материей и духом.

«Победитель наследует все»; и сила преодоления является силой, управляющей материей, – этим негативным аспектом вечно позитивного. Крайне редко обыкновенный человек XIX столетия способен сознательно отделить эго от физического тела и осуществить процесс слияния личного сознания с Абсолютом. Но именно на такой высоте он должен стоять, прежде чем сможет безопасно или благоразумно вызывать к действию объединенные силы «я есмь» и направлять их к осуществлению какого-либо личного желания, каким бы высоким оно ни казалось; ибо, к сожалению, чистое, ничем не загрязненное желание почти не встречается в этом веке, когда в каждое побуждение очень сильно примешан элемент самости. Только Учителям высших степеней по силам такая геркулесова задача, но даже Им положен свой предел. Личное сознание, проходя через различные планы, или состояния сознания, является полем действия «пар противоположностей» и не может пробудить какой-либо позитивный аспект своей низшей природы без привлечения ее негативного полюса. Оно должно научиться пребывать в равновесии и нейтральном положении на каждом плане жизни, пока не будет достигнута точка безопасности, или точка силы, на данном плане бытия.

Если, упражняясь в утверждающей силе, какой-то человек преуспел в привлечении к себе (ибо сила утверждения является также и силой притяжения) большого богатства, то позитивные силы, пробужденные для накопления этого богатства, приведут в действие и противоположные, или негативные, силы, которые отнимут у него что-нибудь из его природы, являющееся точным эквивалентом полученного богатства; что-то из проявленного либо на внутреннем, либо на внешнем плане его жизни. Это может быть его честь, интеллект, здоровье, зрение или слух – но что бы это ни было, утраченное равновесие должно быть в точности восстановлено, ибо естественный закон не может отклониться с пути строгой справедливости. Если же кто-то приобретает богатство, славу или какое-либо иное так называемое сокровище благодаря естественному эволюционному закону, то есть благодаря труду, то будут проявлены те же самые силы, но в гораздо менее опасной форме, ибо они будут действовать естественно. Произойдет та же самая борьба, но при этом его враги будут уже не так могущественны, а сам он будет гораздо лучше разбираться в приемах их нападения и поэтому будет способен вооружиться против них.

Лишь очень немногие различают истинную мощь, заключенную в словах: «Да будет Воля твоя». Они несут в себе одну из глубочайших оккультных тайн, ибо «Воля» в данном случае совпадает с Законом. Акт Беспредельной Воли приводит в движение естественный закон, который должен в конце концов привлечь желаемое.

Когда оккультист достигает высокой ступени мастерства, усилие его воли соединяет личную силу с силою Беспредельности, что и приводит к осуществлению стоящего за волевым актом желания. Он просто не смог бы пожелать совершить какое-нибудь действие вне гармонии с Божественной Волей. Уже сам факт его желания совершить это действие в достаточной мере свидетельствует, что он действовал по Божественной Воле и служил посредником, или проводником, этой Воли для более низких форм силы и материи, на которые Божественное могущество не может воздействовать непосредственно, без того чтобы не вызвать их изменения в силу более высоких вибраций субстанции Божественной Воли. Это и лежит в основе всех проявлений воли, демонстрируемых Учителями.

Процитированного выше речения Иисуса при распятии более чем достаточно для подтверждения Его утверждения, что Он и Отец – Одно, даже если бы не было других тому свидетельств. То же самое выражение употреблялось и тысячи лет назад в определенных случаях во время Посвящения и всегда предшествовало какой-либо форме распятия.

Подобно действию или приказу воли, существует иная, столь же могущественная форма силы, с которой вы в той или иной степени знакомы и которая так же важна, несмотря на то, что ею пренебрегают в современном оккультизме. Эта сила выражается словом «признательность». Чтобы облегчить ваше понимание, мы будем придерживаться этого хорошо знакомого слова.

В стремлении отказаться от идеи личного Бога многие атрибуты, которые считались неразрывно связанными с таким Богом, но в действительности являлись наиболее мощными Силами Вселенной, были отвергнуты или забыты. Эта особая сила имеет непосредственное отношение к закону спроса и предложения, причем спрос – это позитивный аспект великого закона ассимиляции, обратная сторона которого есть закон предложения. Без излияния, или выявления, этой силы благодарности и признательности, при любом действии воли полное завершение самого действия невозможно. Оно может показаться завершенным вашему ограниченному пониманию, но если бы вы обладали внутренним видением на плане сил, то вы бы знали, что именно из-за вашей неблагодарности завершение действия остается непроявленным или же его результаты сводятся к нулю очередным поворотом колеса жизни.

Некоторые могут спросить, кого или что мы должны благодарить. Для ответа просто обратите ваши мысли внутрь, к Всемогущей Любви, и упражняйтесь в пробуждении этой силы внутри вас. Развившись, она потечет так же естественно, как просьба об исполнении желания или достижении цели.

Скрытый смысл выражения «Да будет Воля Твоя» может быть суммирован словом «бесстрастие» в том смысле, который вкладывается в него сведущими мистиками. Основная причина опасности, кроющейся в упражнении силы утверждения, о которой говорилось выше, лежит в исключении этого принципа и замене его наиболее острым желанием. В то время как высшая, или позитивная, сторона принципа желания благотворна, его низшая, или животная, сторона пагубна. Элементалы низшего желания окружают и тянут вниз неофита, или ученика, который по невежеству или неосторожности вторгся в их сферу, преждевременно пробудив к действию соответствующих добрых элементалов высшего аспекта этого желания. Отсюда ясно, что пока человек не стал абсолютно «бесстрастен» в истинном смысле этого слова и не может от всего сердца сказать «Да будет Воля Твоя», ему следует быть очень осторожным с пробуждением этой ВОЛИ. Я весьма далек от желания умалять или отрицать какую-либо мощь, или атрибут, принадлежащий Абсолюту. Единственное, о чем Я настоятельно прошу вас, – это «естественная жизнь». Личная жизнь каждого из вас должна развиваться естественно и достигнуть таким образом своей цели незапятнанной или неповрежденной, вместо того чтобы быть исковерканной уродливостью и несовершенством. Если бы мы жили только один раз, если бы люди уже никогда не смогли бы вновь испытать радость или боль, то нынешняя безумная погоня за удовлетворением желаний казалась бы более оправданной. Но как только вы начинаете осознавать, что при преждевременном осуществлении какого-либо желания вы неизбежно должны будете отказаться не только от этого желания, но и от всех родственных ему, то, мягко говоря, сочтете такой риск плохой политикой. Когда человек поймет и осознает, что невозможно получить что-либо ценное посредством неценного, что закон «в поте лица твоего заработаешь ты хлеб свой» является неизменным, непреложным и действенным на всех планах бытия; и когда он начнет применять это знание в своей повседневной жизни, ему удастся, наконец, проложить свой путь к источнику всей мощи. И тогда возможность безопасно применять свои развивающиеся способности для обретения полного контроля над высшими формами материи появится столь же неминуемо, как день следует за ночью.

Выражение «в поте лица твоего» является не только символическим, но и буквальным и означает «через использование и контроль над возжженными центрами внутренних оболочек, или тел», ибо они соответствуют позитивным духовным силам.

Труд, вызывающий пот, отвечает душевным мукам, приносящим слезы печали и скорби. Позитивная энергия Духа, или Огня, вызывает негативную силу Духа, которая является Водою Жизни, или Очищением.

Качества, необходимые для ученичества. Наставление 4

Несмотря на столь щедро даваемые наставления, а также те явные намеки, что содержатся в священных и мирских трудах относительно умственных и духовных качеств ученика, подкрепленные всеми доступными физическим чувствам свидетельствами, все же в девяти случаях из десяти человек продолжает упорствовать и искать эти качества исключительно в физическом человеке: в его окружении, занятиях, интеллектуальных запросах и т. п. Вот вы читаете: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом», признавая и соглашаясь с несомненной истинностью данного утверждения, а затем преспокойно поддерживаете в этом мире эту житейскую мудрость своими действиями, как только перед вами встанет выбор между нею и Мудростью Бога, истолкованной теми, кто благодаря успешному эволюционному продвижению обладает высочайшей мощью распознавания.

И хотя Я рискую оказаться неправильно понятым, а слова Мои – превратно истолкованными, все же Я должен еще раз попытаться внести ясность в этот вопрос.

Если бы это не было так грустно, можно было бы только улыбаться, глядя на список качеств – умственных и физических, начиная от физической культуры, научных познаний, моральной устойчивости и кончая пророческим предвидением, – тот список, что часто преподносится нам в качестве необходимой основы для духовного прозрения. Поймите, Я никоим образом не принижаю ни одного из этих серьезных достижений в развитии; все они необходимы, но только как антаскарана, или мост между низшей материей и духом. Они не имеют ничего общего с духовным просветлением, или умением пользоваться внутренними чувствами. Они могут быть, а могут и не быть – в зависимости от того, как с ними обращаться, – лишь средством для достижения этого.

Некоторые житейские мудрецы с плохо скрываемым презрением любят потолковать о том, что, дескать, Учителям не следовало бы сотрудничать с тем-то и тем-то, ибо этот некто был повинен в том-то и том-то или в еще худших преступлениях против общества, и потому чистые и святые не могут воспользоваться его помощью. Не говоря уже о том, что подобные заявления часто весьма далеки от истины, отмечу лишь одно: если рассуждать подобным образом, то ни один человек в мире никогда не сможет быть привлечен к Нашей работе, ибо все в равной степени виновны – это просто дело случая разных воплощений. Истина же всегда неизменна: лишь те способны стать учениками, кто через духовное озарение достигли такого состояния, которое позволяет спокойно созерцать в себе высоты и бездны жизни. И не имеет значения, достигли ли они этой точки в том или ином воплощении, ибо каждому человеку когда-то придется стоять там, где пересекаются два пути, и осмысленно посмотреть и назад и вперед. Ведь именно здесь раскрывается отчасти истинная Тайна Воздаяния за грех, о котором говорилось в Евангелии. И пока человек будет дрожать от ужаса при виде одного из полюсов жизни, он будет не в состоянии увидеть другой полюс. Ему следует учиться на сравнении и аналогии, пока все возможности духовных достижений не растворятся в конце концов в одном слове – Любовь. Любовь ко злу, или тьме, – умершая, погребенная, воскресшая и преображенная – становится Любовью к Богу, или Любовью к Добру, Любовью к человечеству, Самоотверженностью.

На страницу:
2 из 4