Полная версия
Медицина Древней Руси (сборник)
«Ин человек, Феодор именем, родом бе града Кашина, служаше вельможе Тверьскому Борису Захарьину, иже бе ему честен и любим. И случися ему ума отступите до толика, яко не ведый, камо грядет, или чьто глаголет, и нелепая глаголаше. Господину же его Борису много бысть попечение о нем, понеже любим бе ему; и врачеве мнози прихождаху к нему, ничьтоже пользы сотвориша ему. Последи же прежде ему во ум, и посла клевреты его во град Ярославль в монастырь Святого Спаса, идеж е гроб святых чюдотворцев.
Егда же бывшю ему на пути, нападе на него лют недуг, яко и плоть свою огрызаше и клеврет своих, везущих его, ураняше. Они же едва удержа его и наложиша на него южа железна, тако же и на руку и на ногу. Егда же привезоша его во град Ярославль, и повезоша его в монастырь Святого Спаса с великою нужею: водим бе шестью человек.
Егда же приведоша его в церьковь, идеж лежат мощи святых, архимарит же и священницы начаша молебны пети о нем Господу Богу и Пречистой Богородицы и святым чюдотворцем; и воду освещав, начаша его кропити. Он же молитвами святых здравым смыслом начать со слезами молится Господу Богу и Пречистой Его матери и святым юдотворьцем и приложился к мощем их.
О неизреченное чюдо, братие! И в том часе спадоша южа железныя с выя больнаго и с руку и с ногу, и абие здрав бысть человек той и умолен цел. Вси же, ту видевше скорее чюдотворение, и удивишася и прославиша Бога и святых Его угодников и чюдотворцов, Феодора и Давьгда и Констянтина. Человек же исцеленный здрав и смыслен отиде в дом свой, радуяся и славя Бога»[199].
Что можно сказать о подобных «чудесных исцелениях», коих немало в древних рукописях религиозного характера?
«Чудеса, – писал известный русский историк В. О. Ключевский, – были естественным выражением веры к святому, распространявшейся в окрестном населении». Что же касается «проверки» этих чудес, то, как замечал Ключевский, «в монастырской братии и среди мирского общества относились неблагосклонно к мысли о такой поверке даже и тогда, когда она выходила не из личного сомнения, а из церковных требований, и производилась церковным порядком»[200].
Такова же была точка зрения и историков медицины. «Русские монастыри в XI и XII вв. были единственными местами, где больные могли находить убежище и получать облегчение или исцеление от своих страданий, – считал историк медицины В. Ф. Бушуев. – Слава обителей создавалась главным образом (чудесными) исцелениями больных. На исцелениях же создалось материальное благополучие монастырей: они привлекали массы богомольцев и прилив пожертвований»[201]. В этом, может быть, и состояла одна из причин происходивших в этих монастырях многочисленных «чудесных исцелений», о которых сообщалось в древних рукописях.
Впрочем, последняя история, о которой говорится в Степенной Книге, для нас ценна тем, что позволяет составить представление об обращении с душевнобольными в средневековой России. Подобное обращение было характерно: это подтверждает описанное в «Житии Варлаама Хутынского» чудесное исцеление некоего простолюдина – жителя Великого Новгорода, «страждующего от духа нечистого», т. е. страдавшего душевным (психическим) заболеванием. Его соседи и друзья, «ердоболя же его женяху за ним и вязаху его путы железными и бяху возложены на нем железа тяшка над концы развязавше пожаху его на концы едином по пяти человек»[202].
Таким образом, заковывание «в железо» и другие подобные методы обращения с душевнобольными у нас были точно такими же, как и в Западной Европе того времени. Как, впрочем, и рекомендовавшиеся в наших медицинских рукописях методы лечения – хирургические и терапевтические – в сущности мало чем отличались от использовавшихся тогда на Западе.
Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением известного историка древнерусской медицины Н. А. Богоявленского: анализируя русские рукописные лечебники (которые, напомню, как установил еще Л. Ф. Змеев, являлись переводами), он писал: «В отличие от гуманных принципов врачевания на Руси, народной медицине Запада были более свойственны грубые и порой бесчеловечные методы лечения. Именно там господствовал культ каленого железа, широко применялось кипящее масло, мучительные для больного фонтанели, заволоки, моксы и проч. Увлечение кровопусканием при всяких болезнях именно на Западе доходило до nec plus ultra»[203]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 755–756.
2
Самоквасов Д. Я. Древние города России. СПб., 1873. С. 163.
3
Вернадский Г. В. Киевская Русь. М., 1996. С. 116.
4
Древнерусские княжества X–XIII вв. М., 1975. С. 21.
5
Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории. М., 1995, С. 343–344.
6
Марр Н. Я. Избранные труды. Т. 5. М., 1935. С. 42–43.
7
Лаппо-Данилевский А. Скифские древности. СПб., 1887. С. 173.
8
Вестник древней истории. 1949. № 4. С. 243.
9
Вестник древней истории. 1947. № 3. С. 284.
10
Вестник древней истории. 1948. № 3. С. 251.
11
Думка Н. С. Советское здравоохранение. 1956. № 5. С. 58.
12
Ковнер С. История медицины. Ч. 1. Вып. 1. Киев, 1878. С. 126.
13
Вестник древней истории. 1948. № 1. С. 302.
14
Змеев Л. Ф. Чтения по врачебной истории России. СПб., 1896. С. 101.
15
Думка Н. С. Указ. соч. С. 59.
16
Думка Н. С. Указ. соч. С. 59.
17
Вестник древней истории. 1949. № 2. С. 313–314.
18
Там же. № 4. С. 251.
19
Марр Н. Я. Избранные труды. Т. 5. М., 1935. С. 223.
20
Отечественная история. 2003. № 2. С. 209.
21
Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 1999. С. 29.
22
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 347–348.
23
Щапов Я. Н. Тысячелетие введения христианства на Руси. М., 1993. С. 53.
24
Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Страницы русской зарубежной печати. Мюнхен, М., 1988. С. 44.
25
В. Ф. Шаповалов, 2001.
26
Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. С. 82–83.
27
В. О. Ключевский о русской истории. М., 1993. С. 83.
28
Галактионов А., Никандров П. История русской философии. М., 1961. С. 23.
29
Византия и Русь. М., 1989. С. 233.
30
Райнов Т. Наука в России XI–XVII веков. М.; Л., 1940. С. 85.
31
Чебан С. Журнал Министерства народного просвещения. 1913. Январь. С. 101.
32
Krumbacher K. Geschichte der Byzantimischen Literatur. Muenchen, 1897. S. 613–620.
33
Древнерусские летописи. М., 1936. С. 62.
34
Флоринский В. М. Русские простонародные лечебники и травники. Казань, 1880. С. VIII.
35
Слюнин К. В. Материалы для изучения народной медицины в России. СПб., 1882. С. 2.
36
Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. М., 1867. Кн. 4. С. 166.
37
Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. М., 1867. Кн. 4. С. 167.
38
Левицкий А. П. Медицинское обозрение Спримона. 1909. № 1. С. 85.
39
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 5–6.
40
Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 96.
41
Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 269.
42
Повесть временных лет. М.—Л., 1950, С. 104.
43
Там же. С. 120.
44
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 6. СПб., 1853. С. 279.
45
Скрынников Р. Г. Опричный террор. Л., 1969. С. 288.
46
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. III. 1893. С. 756.
47
Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн. I. M., 1849. С. 37–41.
48
Герман Ф. Л. Врачебный быт допетровской Руси. Харьков, 1891. С. 47.
49
Державин Н. С. Славяне в древности. М., 1945. С. 157–158.
50
Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 1999. С. 39–40.
51
Голубинский Е. Е. История русской церкви. 2-е изд. М., 1902. Т. 1, 2-я половина. С. 566.
52
Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М., 1946. С. 19.
53
Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 42.
54
Великие Минеи Четьи. Сентябрь, дни 1–13, СПб., 1868. С. 539.
55
Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М., 1991. С. 76.
56
Киево-Печерський патерик. Київ, 1930. С. 181.
57
ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 84.
58
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 94.
59
ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 118–119.
60
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. С. 90.
61
ПСРЛ. Т. 9. СПб., 1862. С. 116.
62
Рихтер В. М. История медицины в России. Ч. 1. М., 1814. С. 164.
63
Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель… С. 9.
64
Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 93.
65
Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 93–95.
66
Владимиров П. В. Еще о происхождении и содержании Патерика Печерского. Киев, 1900. С. 203.
67
Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 93–95.
68
Даркевич В. П. Культура славян и Русь. М., 1998. С. 139.
69
Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 83–85.
70
ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 180–181.
71
Киево-Печерский Патерик. М., 1911. С. 215.
72
Там же. С. 216.
73
Повесть временных лет. М.; Л., 1950. С. 126.
74
Владимиров П. В. Еще о происхождении и содержании Патерика Печерского. Киев, 1900. С. 7–8.
75
Левицкий А. П. Медицинское обозрение Спримона. 1909. Т. 71. № 1. С. 76.
76
Великие Минеи Четьи. Ноябрь 1–2. СПб., 1897. С. 6–43; Великие Минеи Четьи. Октябрь 4–18. СПб., 1874. С. 1060–1061, 1107.
77
Посмертные чудеса святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца. Памятник древнерусской письменности XI в. Чудо 3. СПб., 1888.
78
Змеев Л. Ф. Чтения по врачебной истории России. С. 127.
79
Посмертные чудеса святителя Николая… СПб., 1888. Чудо 3.
80
Житие Варлаама Хутынского. СПб., 1881. С. 30, 70.
81
Повесть временных лет. Ч. 1. С. 12.
82
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1958. № 7. С. 132–133.
83
Слово о полку Игореве. М., 1967. С. 48.
84
Правда русская, или Законы великих князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономахов. СПб., 1799. С. III.
85
Там же. С. 34.
86
Русская Правда. 1934. С. 10.
87
Там же. С. 4.
88
Русская Правда. 1934. С. 30.
89
ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 59.
90
Там же. Т. 2. С. 190.
91
Там же. Т. 9. СПб., 1862. С. 107.
92
Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб. 1890–1912. Т. 1. С. 179, 1337; Т. П. С. 305, 723; Т. III. С. 548.
93
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1958. № 7. С. 134.
94
Гойхман В. А. И Вопросы нейрохирургии. 1955. № 2. С. 59.
95
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1957. № 1. С. 130.
96
Змеев Л. Ф. Чтения по врачебной истории России. С. 62.
97
Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории. М., 1995. С. 10.
98
История Европы. Т. 2. М., 1992. С. 742.
99
Илловайский Д. Краткие очерки русской истории. Изд. 6-е. М., 1865. С. 75.
100
Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси. Новосибирск, 1991. С. 8.
101
Там же. С. 161.
102
Шамина И. Н. // Отечественная история. 2003. № 1. С. 148–149.
103
Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М., 1946. С. 54.
104
Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М., 1946. С. 52.
105
Лопарев Х. М. Византийский временник. 1902. Т. IX. С. 418–453.
106
ПСРЛ. Т. 16. СПб., 1889. С. 171.
107
ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 344.
108
В. О. Ключевский о русской истории. М., 1993. С. 219.
109
Богоявленский Н. А. Медицина у первоселов русского Севера. Л., 1966. С. 102–104.
110
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. II. 1893. С. 1007.
111
О общественном призрении в России. Ч. I. СПб., 1818. С. 30.
112
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. III. 1893. С. 289.
113
О общественном призрении в России. Ч. I. СПб., 1818. С. 16.
114
Соловьев С. М. Указ. соч. С. 870–872.
115
Рихтер В. М. История медицины в России. Ч. 1. М., 1814. С. 9.
116
Новомбергский Н. Я. Черты врачебной практики в Московской Руси. СПб., 1904. С. 26.
117
Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 20.
118
Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1858. Кн. 3. С. 145.
119
Верхратский С. А. // Новый хирургический архив. 1957. № 5. С. 18.
120
Рудая С. П. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. № 6.
121
ПСРЛ. Т. 2. Изд. 2. СПб., 1908. С. 914–918.
122
Любименко И., 1917.
123
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII. 1834. С. 112.
124
Скрынников Р. Г. История российская IX–XVII вв. М., 1997. С. 242.
125
Скрынников Р. Г. Указ. соч. С. 214.
126
Кремлевская медицина. М., 1997. С. 10.
127
Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Т. 1. СПб., 1851. С. 416.
128
Там же. С. 424.
129
Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 356.
130
Богоявленский Н. А., 1970.
131
Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 53. СПб., 1887. С. 23.
132
Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 53. СПб., 1887. С. 54–55.
133
Никоновская летопись. Ч. VII. С. 14.
134
ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 267–274.
135
Джунковский В. Всеобщий журнал врачебной науки. СПб., 1811. С. 12–13.
136
Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 125.
137
Там же. С. 27.
138
Краткая повесть о бывших в России самозванцах. СПб., 1774. С. 38–39.
139
Соловьев С. М. Указ. соч. С. 1365.
140
Змеев Л. Ф. Чтения по врачебной истории России. С. 128, 131–132.
141
Памятники старинной русской литературы. Вып. 4. СПб., 1862. С. 216.
142
ПСРЛ. Т. 12. СПб., 1901. С. 38.
143
ПСРЛ. Т. 21.4.2. С. 489.
144
ПСРЛ. Т. 12. С. 115.
145
Рихтер В. М. Указ. соч. Ч. 1. С. 95.
146
Великие Минеи Четьи. Октябрь, дни 1–3. СПб., 1870. С. 223–224.
147
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1958. № 7. С. 135.
148
Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 156.
149
Судебники XV–XVI вв. М.—Л., 1952. С. 9.
150
Там же. С. 365.
151
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 7. СПб., 1889. С. 66.
152
ПСРЛ. Т. 21. П., 1921. С. 207.
153
Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982. С. 67.
154
Софийская летопись. П., С. 235.
155
Ковнер С. История средневековой медицины. Вып. 2. Киев, 1897. С. 356.
156
Змеев Л. Ф. Чтения по врачебной истории России. С. 147–148.
157
Рихтер В. М. Указ. соч. Ч. 1. С. 133.
158
Там же. С. 117, 130.
159
Поддубный М. В., 1985.
160
Клавдий Гален. О назначении частей человеческого тела / под ред. Терновского В. Н. М., 1971. С. 28.
161
Клавдий Гален. Указ. соч. С. 26.
162
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. X. СПб., 1824. С. 263.
163
Карамзин Н. М. Указ. соч. Т. X. Примечания к X тому. С. 138.
164
Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. С. 198–199.
165
Карамзин Н. М. Указ. соч. С. 137–138.
166
Гиппократ. Указ. соч. С. 96–97.
167
Гиппократ. Указ. соч. С. 201–203.
168
Гиппократ. Указ. соч. С. 215–220.
169
Змеев Л. Ф. Русские врачебники. СПб., 1895. С. 242–245.
170
Поддубный М. В. Советское здравоохранение. 1985. № 7. С. 68.
171
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1958. № 7. С. 135.
172
Повесть временных лет. М.—Л., 1950. С. 104.
173
Змеев Л. Ф. Русские врачебники. СПб., 1895. С. 22.
174
Поддубный М. В. // Советское здравоохранение. 1987. № 7. С. 66–67.
175
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1947. № 6. С. 47.
176
Богоявленский Н. А. // Вестник хирургии. 1947. № 6. С. 50–51.
177
Флоринский В. М. Русские простонародные лечебники и травники. С. 17–195.
178
Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом. Л., 1970. С. 53.
179
Змеев Л. Ф. Русские врачебники… С. 169.
180
Флоринский В. М. Русские простонародные лечебники и травники. С. XI.
181
Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трех томах. Т. III. M., 1953. С. 217.
182
Рихтер В. М. 1820; и др.
183
Флоринский В. М. Русские простонародные лечебники и травники. С. II.
184
История о невинном заточении ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева. СПб., 1776. С. 3.
185
Лахтин М. Ю. Старинные памятники медицинской письменности. СПб., 1911. С. XI.
186
Там же. С. 14.
187
Лахтин М. Ю. Старинные памятники… С. 10.
188
Лахтин М. Ю. Старинные памятники… С. 17.
189
Богоявленский Н. А. Индийская медицина в древнерусском врачевании. Л., 1956. С. 53.
190
Лахтин М. Ю. Старинные памятники… С. 20, 61.
191
Там же. С. 20, 61.
192
Рихтер В. М. Указ. соч… Ч. 1. С. 114.
193
Материалы для истории медицины в России. СПб. Вып. 2. 1881 г. С. 240.
194
Соколов В. // Варшавские университетские известия. 1872. № 6. С. 9.
195
Варшавские университетские известия. 1872. № 6. С. 73–89.
196
Флоринский В. М. Русские простонародные лечебники и травники. С. IV.
197
Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси. 1991. С. 56.
198
ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 248.
199
ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 314.
200
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 420–421.
201
Бушуев В. Ф. // Врач. 1901. № 39. С. 1190.
202
Житие Варлаама Хутынского. СПб., 1911. С. XXXVI.
203
Богоявленский Н. А. Врачебное дело. 1948. № 7. С. 641.