bannerbanner
Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство
Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство

Полная версия

Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Нахдж ал-балага – это сверкающий луч из мира коранических наставлений, которые отражают различные аспекты человеческого счастья и разъясняют вопросы нижеследующего характера.

Богопознание. Включает в себя единство Аллаха в Сущности (зати), атрибутах (сифати), действованиях (аф‘али) и поклонении Ему (‘ибади), в частности знание, могущество, жизнь, справедливость, Его деятельность как Творца и др.

Методология. Содержит такие аспекты, как необходимость пророческой миссии (ба‘сат), философия и задачи пророческой миссии, методы наставления и проповедей пророков, вопросы имамата и религиозного правления (вилайат), представление различных аспектов Корана и Сунны.

Вселенная и вопрос творения. К этому вопросу относятся телеологичность творения, движение творений, сотворение мира, природы и человека и их особенности.

Правление и социальные вопросы. Например, задачи и обязанности правления и связанные с ним условия, взаимные права государства и народа, экономические вопросы, внешняя политика, образование и воспитание, социальные связи, война и мир, а также международное право.

Проповеди и мудрые изречения. К данной группе относятся вопросы, связанные с аскетизмом, богобоязненностью, альтруизмом (исар), положительными и отрицательными нравственными чертами.

История. Описание событий, смут и трагедий прошлых времен, а также этнография, призванные продемонстрировать подлинные реалии этого мира.

Предписания и молитвы. Изложение подобающего и неподобающего с точки зрения шариата, их философия и практические последствия.

Эсхатология. Излагает учение о смерти, перешейке (барзах)[54], собрании воскресших в День Суда (хашр), отчёте о содеянном (хисабат), о рае, аде и загробной жизни.

Молитва и восхваление Аллаха. Например, смирение, обращение к Всевышнему с просьбой о прощении и т. д.

В целом содержание Нахдж ал-балага представляет собой толкование Корана и хадисов Пророка, а также разъяснение различных аспектов исламского вероучения. В нем 122 раза встречаются ссылки на айаты Корана и 38 раз – на хадисы Пророка. В 11 случаях приведено толкование айатов, а в 96 случаях даются описания Книги Аллаха.

Нахдж ал-балага составлена примерно тысячу лет назад Саййидом Рази в 400 г. х. / 1010 г. н. э. Книга состоит из трех частей.

Первая часть содержит хутбы (проповеди) и высказывания Повелителя верующих ‘Али. Она состоит из 125 проповедей, 111 высказываний и четырех заметок, которые, в свою очередь, включают в себя 12 фрагментов из проповедей или молитв. Эти проповеди и высказывания по объему различны – от одной строки до 17 страниц.

Вторая часть состоит из 63 писем, 12 завещаний и распоряжений, 2 приказов, одной молитвы и одного договора. Самым объемным из них является благословенный наказ Его Святости, адресованный Малику ал-Аштару, а самым коротким – 79-е письмо, состоящее из двух строк.

Третья часть содержит мудрые изречения (480 афоризмов). Следует отметить, что Нахдж ал-балага – это избранный свод ценных высказываний ‘Али, которые собраны Саййидом Рази с учетом его специальности (литература, поэзия и риторика). Это слова, обладающие совершенно особенной красотой и воздействием. Это проза, которая, однако, имеет все преимущества поэзии и способна повлиять на самые глубинные чувства. Сам ‘Али по этому поводу говорит: «Поистине, язык – часть человека, и речь его не имеет успеха, если язык отказывает, и не дает ему передохнуть, если он многословен. Поистине, мы – повелители речи, через нас проходят ее жилы, над нами нависают ее ветви»[55].

Выдающейся стороной Нахдж ал-балага является то, что ‘Али скачет на великолепном скакуне слова по различным областям. И секрет подобной универсальности кроется в универсальности самого говорящего. Ибо слово – это выразитель духовного мира автора. Дух ‘Али не ограничен каким-либо отдельно взятым миром. По словам ‘арифов (гностиков), он совершенный человек, который охватывает все ступени бытия. Эта духовная особенность проявляется также и в высказываниях ‘Али, затрагивающих такие сферы, как теология и метафизика, мистический путь и богослужение, правление и справедливость, Люди дома (ахл ал-байт)[56] и халифат, проповеди и афоризмы, мир и приверженность ему, героизм и отвага, битвы и доблесть, молитвы и покаяние, сетования, социальные принципы, ислам и Коран, мораль и очищение души, личности и т. д. А теперь приведем краткий обзор этих вопросов с точки зрения ‘Али.

Теология и метафизика

В Нахдж ал-балага вопросы монотеизма рассматриваются с самых разных, порой неожиданных позиций. Иногда это делается на примере изучения всего созданного, следов творения или с помощью описания общего устройства неба и земли, а иногда – на примере изучения одного из созданий – летучей мыши, павлина, муравья. Иногда же проблемы монотеизма излагаются в форме логической аргументации. Так, в Проповеди 227 говорится о прочности сотворения и устойчивости структуры муравья, о его зрительном аппарате, скелете, коже, а также о его перемещении и собирании зёрен. Тем самым читателя призывают поразмышлять над процессами ассимиляции и диссимиляции в организме муравья, над строением его брюшной полости, особенностями его слуха и зрения. Посредством подобных аргументов Его Святость стремится привлечь внимание своих слушателей к совершенству Создателя и могуществу мудрого Творца. А в ряде других теологических рассуждений он прибегает к сугубо рациональным умозаключениям и абстрактным философским раздумьям. Некоторые авторы скептически относятся к подобному способу мышления, и, следовательно, сомневаются в принадлежности подобных рассуждений в Нахдж ал-балага имаму ‘Али. Тогда как подобный способ мышления встречается также и в Коране. Примером могут служить айаты: «Скажи: “Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то море иссякло бы раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы Мы добавили еще подобное этому”»[57], или: «Разве они не подумают о Коране? Или на сердцах их бывают затворы?»[58] А в Нахдж ал-балага мы читаем:

«Он пребывает со всякой вещью, но не посредством (физического) действия, не движением тела и не инструментами»[59].

«Не является Он в вещи входящим, ни из этих вещей выходящим»[60].

«Он (Бог) – Един без толкования исчисления»[61].

«Ни в какие границы Он не включается, никакими числами не исчисляется»[62].

«Хвала Аллаху, указавшему Своим творением на Свое существование, и Его обновлением на Свое вечное пребывание, и подобием их друг другу на то, что нет Ему подобия. Не воспринимают Его чувства, и не скрывают Его покровы, из-за разницы между творцом и творением»[63].

«Времена не сопутствуют в Его пребывании, орудия не оказывают вспомоществования; предвосхитило (все) времена Его существование, а Его бытие предвосхитило небытие, и вечность Его предвосхитила начала»[64].

Мистический путь и богопоклонение

Поклонение Господу и отказ от всех форм идолопоклонства – один из принципов учения божьих пророков. Исламское богослужение осуществляется в коллективной и индивидуальной форме. С точки зрения ислама, всякое доброе и полезное дело, если оно сочетается с чистыми божьими побуждениями, считается богослужением. Поэтому учеба, освоение профессии и общественная деятельность, если они предпринимаются на путях Господа и ради Господа, являются формами богослужения. Люди оценивают богослужение неодинаково. С точки зрения одних, богослужение является своего рода обменом действий на воздаяние. Другая оценка богослужения несёт на себе оттенок ‘ирфана. Согласно подобной оценке, богослужение – это лестница, приближающая к Аллаху, это вознесение к Аллаху и возвышение души человека.

В Нахдж ал-балага дается мистическое разъяснение богослужения. Его Святость ‘Али по этому поводу говорит:

«Вот, есть люди, поклоняющиеся Аллаху из стяжания, и это – поклонение торговцев, и есть поклоняющиеся Аллаху из трепета, и это – поклонение рабов, и есть люди, поклоняющиеся Аллаху из благодарности, и это – поклонение свободных»[65].

«Я поклоняюсь Тебе не из-за боязни быть наказанным или ради того, чтобы попасть в рай. Я поклоняюсь Тебе по той причине, что нахожу Тебя достойным поклонения»[66].

Корень всех духовных, моральных и социальных аспектов богослужения кроется в упоминании Истины (Аллаха) и забвении обо всем, кроме Нее. По этому поводу ‘Али говорит:

«Аллах – Преславен Он и Всевышен – сделал поминание для сердец освещением, давая через него им слышать после глухоты, прозревать после слепоты, наставляться после возмущения»[67].

Или:

«И увидишь ты тогда их признаками правильного руководства, светильниками, тьму освещающими, ангелами окруженными, низводится на них Божья благодать, и врата небесные пред ними раскрываются»[68].

Описывая образ праведников, имам ‘Али говорит:

«Ночи же выстаивают рядами, читая части Корана чтением размеренным. Печалят они им свои души, но получают действенное лекарство своим недугам. И если встречается им айат о желании (рая), устремляются к нему в стяжании, и воспаряют к нему их души в желании, и представляется им, будто они появляются перед их взорами. А если встречается им айат об устрашении (адом), то слух сердечный свой к нему направляют. И представляется им, будто скрежет ада и крики его слуха их достигают, так что они спины свои и бока в простирании изгибают, простираясь на лбы, и ладони, и колени, и пальцы ног, Аллаха Всевышнего призывают разорвать их оковы. Днем же они созерцательны, учены, праведны, богобоязненны»[69].

Правление и политика

К числу вопросов, о которых в Нахдж ал-балага говорится достаточно часто, относятся вопросы правления, политики и справедливости[70]. Его Святость, выступая против хариджитов и других враждебных групп, говорит о необходимости наличия сильной власти, взаимных прав народа и государства, о ценности справедливости и верности властных структур народу. Так, в Хутбе 40 говорится о добром правителе, в Хутбе 207 – о взаимных правах власти и народа, в Мудром изречении 429 – о преимуществе справедливости, в Хутбе 126 – о первичности справедливости по отношению к целесообразности, а в Письме 5 – о верности властей народу.

Люди дома (ахл ал-байт

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Одно из прозвищ имама ‘Али. Оно связано с тем, что ‘Али родился в Священной Каабе, когда Пророку Мухаммаду было тридцать лет (то есть в 600 г. н.э). Сохранилось воспоминание одного из его современников по имени Йазид ибн Канаба, который рассказал: «Фатима бинт Асад (мать ‘Али), которая была на девятом месяце беременности, подойдя ближе к Каабе, воскликнула: «О Аллах! Я верую в Тебя и в то, что сказано Твоими пророками, и в книги, к ним ниспосланные. Я подтверждаю слова своего предка Пророка Ибрахима (мир ему). Он построил этот Храм. Ради Него и ради этого ребёнка, который во мне, облегчи мои роды!» Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Священной Каабы, Фатима вошла, и в это время стена вновь сдвинулась. Мы бросились открыть двери Каабы, но тогда мы поняли, что в этом есть Мудрость и всё произошло по воле Аллаха. Через четыре дня Фатима бинт Асад вышла из Каабы, держа на руках младенца» (прим. М. Махшулова).

2

Гадир Хум – местность на пути из Мекки в Медину, где Пророк в 632 году после завершения церемонии последнего в своей жизни хаджа («прощального паломничества») объявил ‘Али ибн Аби Талиба своим преемником, заявив: «Всякий, для кого я являюсь господином, для него господином является и ‘Али!» (прим. М. Махшулова).

3

Нахдж ал-балага. Хутба 192.

4

Там же. Хутба 47.

5

Там же. Хутба 202.

6

Закят – налог в пользу нуждающихся мусульман (прим. М. Махшулова).

7

Кунья (прозвище) – это часть арабского имени, которая начинается со слов «Абу» («отец» – для мужчин) и «Умм» («мать» – для женщин») и заканчивается в большинстве случаев именем старшего сына или старшей дочери. В данном случае кунья «Абу-л-Хасан» дается имаму ‘Али по имени его старшего сына имама Хасана. Называть друг друга по кунье у арабов считается проявлением уважения и почтения (прим. М. Махшулова).

8

Нахдж ал-балага. Хутбы 37 и 131.

9

Там же. Хутба 56.

10

Сакифа – местность в Медине, где после кончины Пророка состоялся совет (шура) по выбору халифа, в ходе которого Абу Бакр был избран группой мусульман халифом (прим. М. Махшулова).

11

Нахдж ал-балага. Письмо 62.

12

Там же. Хутба 216.

13

Нахдж ал-балага. Хутба 78.

14

Хариджиты (от арабского «хараджа» – «выступать») – самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в ходе битвы халифа ‘Али против не признающего его власть наместника Сирии Му'авийи при Сиффине, на правом берегу реки Евфрат в июне 657 г. В ходе этого крупного сражения ‘Али, нанеся поражение сирийским сторонникам Му‘авийи, для устранения разногласия между мусульманами всё же согласился на третейский суд. Му‘авийа умело воспользовался этой ситуацией в своих политических целях. А группа сторонников халифа ‘Али количеством в 12 тысяч воинов покинула его лагерь под Куфой, объявив третейский суд несовместимым с духом ислама. Впоследствии эта группировка повела борьбу как против Омейядов, так и против ‘Али, который в 661 г. пал от рук одного из хариджитов (прим. М. Махшулова).

15

Нахраван – название местности недалеко от Сиффина, где хариджиты покинули лагерь ‘Али (прим. М. Махшулова).

16

Нахдж ал-балага. Хутбы 29 и 34.

17

Нахдж ал-балага. Хутбы 16 и 86, мудрые изречения 225, 228 и 298.

18

Там же. Хутбы 23, 176, мудрые изречения 112, 126, 211, 222, 223, 228, и 248. См: Саййид Мухаммад Махди Джа'фари. Амузеш-е Нахдж ал-балага. Хутба 1.

19

См: Табатабаи, Сеййед Мухаммад Хусейн. ‘Али ва фалсафайе илахи / Пер. Саййида Ибрахима ‘Алави.

20

Нахдж ал-балага. Хутба 1.

21

Там же. Хутба 152.

22

Там же. Хутба 185.

23

Табарси. ал-Ихтиджадж. Т. 1, с. 299 (цит. по: Сеййед Мухаммад Табатабаи. Цит. соч., с. 69).

24

Садук. ат-Таухид, с. 79.

25

Там же, с. 308.

26

Сеййед ‘Абд ал-Касим Мусави Хойи. Му‘джам риджжал ал-хадис. Т. 4, с. 132.

27

Ашнайи ба Нахдж ал-балага (коллектив авторов), с. 16–28.

28

См: Хусайн Нури. Мустадрак ал-васа'ил. Т. 2, с. 513; Мухсин Амин. А‘йан аш-ши‘а. Т. 1, с. 245; Мирза Акабозорг Техрани. аз-Зари‘а ила тасаниф аш-ши‘а. Т. 14, с. 161.

29

Там же, с. 171.

30

Му‘тазилиты (от араб. му‘тазила – «обособившиеся», «отделившиеся») – крупное направление исламского калама. Своё наименование получили в связи с «обособлением» от кружка известного богослова и признанного исламского ученого ал-Хасана ал-Басри (ум. 748 г.). Главные идеи их учения заложены в «пяти основополагающих принципах»: 1) справедливость, 2) единобожие; 3) обещание и угроза (ал-ва‘д ва-л-ва‘ид) (никто из творений не в состоянии изменить характер воздаяния за совершённые человеком деяния); 4) «промежуточное состояние» (ал-манзила байн ал-манзилатайн), основанное на том, что мусульманин, совершивший тяжкий грех, не становится неверующим, но оказывается в «промежуточном состоянии между верующим и неверующим»; на этом и основывается их отход от кружка ал-Хасана ал-Басри, который называл таких мусульман лицемерами (мунафик); 5) повеление дозволенного и запрещение отвергаемого (ал-амр би-л-ма‘руф ва-н-нахий ‘ан ал-мункар). Согласно первому принципу, Божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли. Кроме того, му‘тазилиты признавали, что Коран – сотворён, а не извечен (прим. М. Махшулова).

31

Нахдж ал-балага. Хутбы 1, 165 и 185.

32

Там же. Хутба 186.

33

Там же. Хутбы 45 и 152.

34

Там же. Хутбы 1 и 144.

35

Там же. Хутба 1.

36

Там же. Хутбы 97, 152 и 198.

37

Там же. Хутбы 132 и 222, мудрые изречения 44 и 452.

38

Там же. Хутба 167.

39

Там же. Хутба 160.

40

Там же. Письмо 53.

41

Нахдж ал-балага. Мудрое изречение 123 и хутба 183.

42

Там же. Письма 40, 53, 67, мудрые изречения 93, 140, 142, 229, 230, 328, 366 и 390, хутбы 15, 127, 205 и 224.

43

Там же. Письма 5, 8, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 40, 43, 45, 50, 51, 53, 60 и 77.

44

Там же. Хутбы 47, 53, 110, 192, 230; письма 31, 47, 53, мудрые изречения 147, 439.

45

Там же. Хутбы 192, 193, 199, 220, 222 и 230; письма 31, 47 и 53; мудрые изречения 237, 290, письмо 45.

46

Амади, ‘Абд ал-Вахид. Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам, с. 99 (раздел первый «О значении справедливости и ее плодах»).

47

Хансари, Джалал ад-дин Мухаммад. Шарх Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам. Т. 6, с. 62.

48

Нахдж ал-балага. Хутба 216.

49

Джардак Лубнани, Фуад. Саут ал-‘адалат ал-инсаниййа. Т. 5, с. 121 (цит. по: Хакими, Мухаммад Реза. ал-Хайат. Т. 5, с. 252.

50

Амади, ‘Абд ал-Вахид. Цит. соч. Т. 4, с. 294.

51

ал-Ма'ида 5: 8.

52

ан-Ниса' 4: 135.

53

ал-Ан‘ам 6: 152.

54

Барзах (араб. «преграда») – в исламской эсхатологии промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и Днём Воскресения (прим. М. Махшулова).

55

Нахдж ал-балага. Хутба 233.

56

Все 12 имамов мусульман-шиитов являются потомками ‘Али и Фатимы (дочери Пророка). Отсюда и словосочетание «Люди дома [Пророка]» (прим. М. Махшулова).

57

ал-Кахф 18: 109.

58

Мухаммад 47: 24.

59

Нахдж ал-балага. Хутба 1.

60

Там же. Хутба 186.

61

Там же. Хутба 152.

62

Нахдж ал-балага. Хутба 186.

63

Там же. Хутба 152.

64

Там же. Хутба 186.

65

Нахдж ал-балага. Мудрое изречение 237.

66

Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ал-анвар. Т. 21, с. 14.

67

Нахдж ал-балага. Хутба 222.

68

Там же.

69

Нахдж ал-балага. Хутба 193.

70

Более подробная информация относительно правления и политики будет дана в последующих разделах данной книги.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2