Полная версия
Торговое дело. Учебник для вузов
По Пути Прави человек «проходит несколько ступеней», которые обозначены достаточно чётко, могут быть понятны и нашему юношеству. «Первая ступень самосовершенствования – это служение близким и обществу. Поднимаясь на вторую ступень, человек встаёт на путь Знания. Человек напрягает свой разум, стремясь постичь Истину». «Третья ступень – это ступень овладения знаниями духовными». «Высшая ступень – четвертая. Взошедший на эту ступень становится учителем учителей. Побудителем Воли Человечества. Взошедшего на эту ступень славяне называли – Побудом (Будаем)».[30]
Отметим ещё один общий подход, свойственный этим разным по времени, но доступным по смыслу учениям: особо подчёркивается, что человек должен сделать себя личностью сам через самовыражение и самосовершенствование в труде, что доступ к новым знаниям можно получить лишь при достижении определённого уровня сознания.
Процесс народного образования протекает по двум линиям, которые могут и не пересекаться: обучение и просвещение. Обучение направлено прежде всего на профессиональную выучку. Главным объектом процесса здесь является интеллект (то есть ум, рассудок, разум), его расширение – в смысле развития мыслительной способности.
Просвещение означает проникновение в саму суть полученных знаний, их осознание до той степени, когда они превращаются в достояние, свойство духовной жизни человека и порождают чувство ответственности за применение полученных знаний. Просвещение нацелено на запуск в человеке механизма саморазвития, на расширение его сознания. Именно с уровнем сознания связаны понятия, характеризующие личность, нравственность, честь, совесть, вера, любовь, надежда, ответственность, чувство собственного достоинства. В учебных планах при отборе дисциплин, подлежащих изучению, важность того или иного предмета определяется не их информационной насыщенностью, а способностью расширять уровень сознания у обучающихся. В российской системе образования этому принципу прежде следовали на всех уровнях обучения.
Ещё в древние времена было выработано правило, которое соблюдали многие народы: особо ценные знания доверяли людям, прошедшим специальные испытания, позволяющие судить об их духовности и уровне сознания.
Нынешнее состояние мировой системы образования в целом характеризуется как глубочайший кризис. Причина кризиса – разрыв образования с системой нравственных ценностей. В результате система образования оказалась неспособной решать свою основную задачу – воспитание нравственного человека, носителя высокой духовности.
Проблема просвещения непосредственно связана с использованием свободного времени. Индустриализация принципиально изменила среду обитания: резко возросло количество городского населения (за счёт притока сельского населения). Значительная часть молодёжи стала теперь горожанами и получила в своё распоряжение финансовые средства (более высокая заработная плата) и свободное (от работы и занятий домашним хозяйством) время. Она не была подготовлена – ни этически, ни культурно – к тому, как расходовать то и другое, чтобы это пошло на благо себе и обществу.
Свободное время можно использовать для самосовершенствования либо для развлечения. Человек устроен так, что выбирает путь наименьшего сопротивления: значительная часть «новых горожан» предпочла развлечение. Возрастание спроса на развлечение сопровождалось конфликтом с традиционными моральными нормами и представлениями о культурных ценностях. Спрос на субкультуру не только поощрялся, но и навязывался пропагандой. Индустрия развлечений превратилась в высокоприбыльный вид бизнеса.
В западной литературе это явление исследовали Г. Маркузе[31] и А. Пигу.[32] Избыточные потребности в развлечении они отнесли к индуцированным, вменённым потребностям «массового человека». Их мотивация: «надо жить так, как принято в обществе потребления».
Современный рынок стимулирует неоправданное разрастание индустрии досуга, чрезмерное потребление и финансовые спекуляции со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями. А. Пигу назвал косвенные последствия экономической деятельности «экстерналиями». К последствиям такого рода отнесены: пагубные воздействия на культуру и этику современного человека; социально-экономическое поведение, которое ведёт к деградации среды обитания, распаду генома и разрушению стабилизационных социальных механизмов.
Искажённая ориентация использования свободного времени – одна из причин глобального кризиса, который разразился в 2008 году. Следует отметить, что никогда прежде избыточное потребление не являлось причиной возникновения глобального кризиса. Для этого оно должно было стать массовым явлением.
Среди форм проявления кризиса образования наиболее заметны те, которые уже оказывают негативное влияние на безопасность человечества и его способность выживания в изменяющемся мире:
1) угрожающие размеры экологической катастрофы как прямое следствие безнравственного и расточительного отношения к природе человека «образованного», которому не привили экологическое самосознание;
2) новый, противоречащий природе просвещения характер установившейся связи между образованностью и преступностью. Так, нравственный облик образованного человека, утвердившийся, например, в сознании нашего народа, не допускал даже мелких моральных проступков. Теперь о нравственной чистоте интеллектуалов уже не говорят. Более того, появляются всё новые виды преступлений и способы совершения ранее известных правонарушений, которые доступны только людям, получившим высшее образование, причем нередко в престижных вузах (например, экономические преступления, некоторые «наукоёмкие» виды терроризма и т. д.).
Кризис системы образования уходит своими корнями в мировоззрение, в неправильное истолкование природы человека и его назначения. Поэтому, чтобы преодолеть кризис, необходимо систему образования увязать с современной теорией человека, согласно которой человек – результат земных и космических факторов и наряду с земными выполняет и вселенские функции. Человек обязан своей эволюцией труду и мышлению. Благодаря труду сознание человека приобретает новое качество. Оно является инструментом изменения окружающего мира и самого человека.
Вывод о том, что основной целью образования является не просто заполнение памяти человека информацией, которая якобы пригодится ему во всех случаях жизни, а расширение его сознания,[33] – обоснован. С осознанием мировым сообществом причины кризиса образования должно измениться отношение людей к предельным величинам, применяемым к социальной жизни, которые становятся всё более значимыми, несут глубокий нравственный смысл, что придаёт им необходимость учёта духовности как определённого уровня сознания.
Сотрудничество в сфере образования между Россией и странами Западной Европы, в том числе в сфере подготовки «образованных детей купечества», возникло ещё три столетия назад. Имеет длительную историю и интеграция между образовательными системами. Меняется лишь её причинная необходимость. Прежде основой интеграции служила потребность в общениях по линии науки и культуры. Сейчас в связи с развитием мирового хозяйства на первое место перемещаются хозяйственные связи, что углубляет интеграционный процесс и расширяет его сферу.
История свидетельствует, что межстрановая интеграция может быть успешной лишь при соблюдении определённых условий. Об этом свидетельствует и выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на Валдайском форуме в сентябре 2013 года: «Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции».[34]
Рассмотрим это явление подробнее. Межстрановая интеграция, во-первых, не должна превратиться в жалкое подражание, способное разрушить духовную культуру, те ценности, с утратой которых любой народ обрекает себя на гибель.
Интеграция относится к тому виду межстрановых связей, который в большей мере позволяет учитывать сильные стороны образовательных систем, созданных разными культурами. Она не может рассматриваться как форма перехода к монокультуре, поскольку это противоречит:
1) природе человека. Принадлежность человека к той или иной культуре не сводится вопреки распространенному мнению к самооценке, с какой культурой он сам себя отождествляет. Человек объективно принадлежит только к той культуре, которую способен создавать и развивать. Через просвещение индивид выходит на осознание своей принадлежности к культуре, создаваемой его народом. Культурная идентичность объединяет людей в этнические сообщества. Могут ли русские творить, например, германскую или французскую культуру – и наоборот, могут ли немцы и французы творить русскую культуру? История это не подтверждает; напротив, она свидетельствует, что бездумное заимствование чужой культуры оборачивается деградацией личности. В России людей, утративших связь с национальной культурой и не нашедших себя в чужой культуре, принято называть «лишними». В русской литературе начало исследованию проблемы «лишнего человека» положено А. С. Грибоедовым и А. С. Пушкиным;
2) сути эволюции человеческого общества. Наука подошла к пониманию того факта, что этнические сообщества, из которых слагается человечество, представляют собой систему периодических колебательных движений с собственными частотами. У существующих ныне этносов разный возраст и их частоты (фазы этногенеза) не совпадают. А фазы этногенеза характеризуются неодинаковой активностью людей в созидательной деятельности. К тому же каждый этнос по-своему воспринимает реальность и соответственным образом воспроизводит его при строительстве своего оригинального мира.
Кстати, в русский суперэтнос входят этносы, находящиеся в разных фазах этногенеза, что отражается на их активности. Базисом эволюции человечества как части Вселенной является не ставка на монокультуру, а наличие множества культур, созданных разными народами, в которых оно находит своё выражение.
Культурно-исторические миры, выработав собственное представление о предназначении человека, особое мировоззрение, свои идеалы и нравственные нормы, обращая природные предпосылки в средство развития человека, превращают в действительность различные варианты преобразования мира. На этом поле совместного творчества и происходит отбор возможностей эволюции человечества в целом. Назначение интеграции в образовательной сфере состоит в отборе возможностей эволюции мировой системы образования.
Во-вторых, поскольку каждый народ вырабатывает свою систему нравственных ценностей, усвоение которых наделяет национальную систему образования способностью воспитывать не только профессионала, но и нравственного человека, то наиболее доступной видится интеграция по линии обучения, то есть профессиональной выучки.
Задача воспитания нравственного человека стоит не только перед системой образования. Нравственное воспитание действует на человека не механически, а органически, через живой пример. Необходимо и на практике действовать «с старательностью честного коммерсанта». Только так можно очистить торговлю от язв корыстных тенденций.
В пореформенной России (вторая половина XIX века) в торговом деле появились новые люди, так называемые сумасшедшие: они пришли туда не за скорыми деньгами, а по призванию, со своей особой идеологией. К истине ведёт длинная и зачастую смертельно опасная дорога, только смелые и сильные духом способны пройти по ней. Творчество есть особое состояние разума и души. Оно – проявление человеческого духа. Творческие люди делают то, чего не было. Поэтому творчество – это социальный риск. Новые люди обладали харизмой, особой притягательной силой. Харизматический лидер является генератором и носителем потока новых идей. Он был способен выйти за пределы известного, познанного, включиться в новый виток эволюции. В качестве примера предпринимателей, отличающихся таким отношением к торговому делу, можно назвать династию Елисеевых.
Родоначальник предпринимательской династии Пётр Елисеев был крепостным садовником у графа Шереметева. Он однажды удивил гостей графа свежей земляникой, которую смог вырастить в условиях русской зимы. В знак благодарности Пётр получил вольную. В Петербурге Елисеев поразил горожан, уже избалованных новинками: стал на Невском проспекте торговать с лотка апельсинами – диковинными фруктами: по копейке за штуку. Чувство новизны, изобретательность и готовность предпринимателя к риску отразились на результатах начатого им торгового дела, которое сразу получило мощный толчок развития. Уже через год, в 1813 году, Елисеев открыл на Невском проспекте собственную лавку. Она привлекла покупателей тем, что в ней были выставлены только лучшие вина, качественные колониальные товары (колониальные – товары, которые производятся в известных заморских местах) и экзотические фрукты. Безграмотный купец оказался по своей природе выдающимся маркетологом и логистом. Он первым из российских купцов, чтобы не переплачивать перекупщикам, стал ездить за колониальными товарами в страны, где их производят. Магазин Елисеева приобрёл большую популярность. Купец Елисеев слыл честным коммерсантом, вёл торг по чести и достоинству. Через десять лет, в 1824 году, Елисеев, бывший лавочник, выкупил большой дом на Биржевой линии Васильевского острова и открыл в нём шикарный магазин.
Торговое дело Елисеева продолжили его жена, сыновья и внуки. Молодые предприниматели вели активную торговлю: отказались от посредников, сами ездили по Европе и заключали выгодные сделки, имели там собственные виноградники, арендовали подвалы и амбары в странах, где производилась продукция. Вскоре появился торговый дом «Братья Елисеевы». Использовались самые передовые технологии по переработке и хранению продукции. Так, став в Петербурге владельцами «Новой Баварии» – предприятия по производству пива, они прежде всего провели коренную реконструкцию завода, соорудили подвалы протяжённостью в один километр, применив технологию, которая не только позволяла сохранять продукцию свежей в течение длительного времени, но и каким-то образом препятствовала затоплению подвалов даже при больших наводнениях. Эти сооружения функционируют до сих пор.
Вот положительный пример русского предпринимательства, в котором организаторский талант и чувство новизны сочетались с высокими нравственными потребностями.
Наследники бывшего крепостного заслужили высочайшие правительственные награды, получили титул дворянства. Авторитет торгового дома «Братья Елисеевы» был так велик, что ему предоставили право печатать на этикетках компании государственный герб России. Торговый дом стал поставщиком императорского двора.
Особым талантом отличался и внук Петра Елисеева Григорий Григорьевич. Торговое дело Елисеевых при нём достигло небывалых высот: торговали продукцией только высочайшего качества, обслуживание покупателей было на самом высоком уровне, на прилавках всегда изобилие товаров и отличный выбор. Была правильно поставлена логистическая служба: компания имела собственный торговый флот, свои железнодорожные вагоны-холодильники. Продукция в таких вагонах доставлялась даже во Владивосток и Хабаровск. Реклама для предприятия заказывалась в лучших типографиях Германии. Григорий Григорьевич Елисеев завёл в Москве и Петербурге сеть роскошных продовольственных магазинов. Торговая марка «Елисеевы» сохранилась до сих пор.
В тот исторический период (вторая половина XIX и начало XX века) в развитии отечественного торгового дела удавалось сделать очень многое – прежде всего через укрепление нравственных традиций, которые влияли на стереотип социального поведения деловых людей. Так, в промышленно-торговой среде, а она в России формировалась под влиянием взглядов старообрядцев, к стяжательству традиционно относились с резким осуждением. О неприятии стяжательства свидетельствует, например, негласный кодекс чести русских предпринимателей, осуждающий все виды паразитического, ростовщического, спекулятивного капитала. В общественном мнении всех предпринимателей условно сортировали по нескольким группам. К первой относили промышленников, фабрикантов, крупных торговцев-оптовиков, финансистов и предпринимателей в области страхования и кредита. Во вторую группу включали торговцев крупных, средних и мелких, ведущих своё торговое дело «по чести и без обмана». Обе группы предпринимателей – почтенные, уважаемые люди. К третьей, «презираемой» группе относили спекулянтов, перекупщиков, процентщиков.
Кодекс чести, хотя и считался негласным, но, как оказалось, не являлся корпоративно замкнутой оценочной системой. Он отражал устойчивые нравственные принципы, выработанные национальной культурой. Исследования на уровне массового сознания, первородных образов-архетипов, проведённые в 2000 году, то есть спустя почти сто лет после разрушения в России самобытных форм предпринимательства, показали, что историческая память народа до сих пор хранит именно те признаки и понятия о честности и порядочности предпринимателей, которые были присущи России традиционно, и отторгает образ новоявленного российского предпринимателя, рождённого нынешними реформами и сфокусированного только на получение прибыли.[35]
1.2. Учение о торговой деятельности в историческом контексте
Чтобы шагнуть вперёд, нужно оттолкнуться от чего-то. Движение от ничего или из ничего невозможно. Мы начали изучение торгового дела с установления понятия честного коммерсанта. Именно так поступали основатели данной науки. Кстати, во всех научных трактатах, посвящённых торговому делу, уделено повышенное внимание нравственным аспектам. Уже в трактате «О семье», написанном Леоном Баттистой Альберти в 1434 году, охарактеризованы моральные качества предпринимателя.
Установление понятия честного коммерсанта относится к числу важнейших задач современного учения о торговом деле, что соответствует взглядам и основателям этой науки. При этом они уточняли: такое «становится возможным лишь в том случае, если при определении торговли имеется в виду то, чем она должна быть»,[36] учитывая её предназначение. Следовательно, трактовка природы и назначения торговли определяют критерии нравственной оценки хозяйственного поведения торговца.
У нас имеется возможность рассмотреть эволюцию научной мысли о торговом деле. Причиной возникновения торговли является хозяйственная целесообразность. Это и составляет сущность её бытия.
Но торговлю ошибочно рассматривали, да и сейчас рассматривают как профессию, сводящуюся к добыванию средств существования, при этом делают акцент на погоню за прибылью: «Торговля представляет собою производимую в виде промысла закупку товаров в целях перепродажи с прибылью».
Такой подход не оправдан. Известно, что ложная исходная позиция делает и всё исследование недостоверным. То, что выдаётся за торговую прибыль, фактически имеет три составляющие, которые относятся к общим для всех видов предпринимательской деятельности: плату предпринимателю за труд (так называемая нормальная прибыль – минимум, который позволяет предпринимателю сохранять интерес в данному делу); процент на его «операционный» капитал; и остаток, служащий возмещением за предпринимательский риск, который «может быть назван прибылью». «Эта прибыль законна в той же мере, как и прибыль, извлекаемая из всякого другого предприятия».
Происхождение торговли, сама причина её востребованности, развития форм обусловлены тем, что она содействует успешности хозяйственной деятельности, связанных ею воедино звеньев общественного воспроизводства – и тем самым целесообразна. Конечно, хозяйственная деятельность торговца, как и всякого хозяйствующего субъекта, направлена к добыванию средств существования. Но так как торговец приносит пользу обоим хозяйствам, которые он связывает, то он имеет право на соответствующее вознаграждение с обеих сторон.
Формула «дёшево купить, дорого продать» трактуется некорректно, в спекулятивном ракурсе. «Дёшево купить» означает, что в цене производителя не учтены затраты на реализацию товара на рынке. Эти затраты теперь переносятся на покупателя – торговца. «Дорого продать» означает, что торговец, став продавцом, включает в цену продажи издержки обращения и среднюю прибыль на вложенный им капитал (так называемая нормальная прибыль).
Признавая стремление к прибыли за основной и единственный мотив торговца, якобы являющийся «существенным признаком» именно коммерческой деятельности как таковой, «мы получаем ложное понятие о торговле». Учение о торговой деятельности, будь оно построено на основе такого понятия, легко могло бы «превратиться в учебник торговых уловок и ухищрений». Поэтому следует считать «не только фактической ошибкой, но и логическим заблуждением признание существенным признаком торговли особого характера оплаты торговых услуг».
Понятие торговли должно иметь такое определение, чтобы оно могло служить критерием того, как надо вести торговый промысел, чтобы было проведено глубокое различие между настоящим коммерсантом и всеми злоупотреблениями торгового искусства, надувательством, мошенничеством, обсчитыванием и т. п.[37]
Для учения об организации торгового дела решающее значение имеют правильно очерченная задача и вытекающее из неё определение торговли. Профессор Иоганн-Фридрих Шерр возглавлял Коммерческую Академию в Берлине в тот период, когда закладывались основы учения о торговой организации и определялось место нового научного направления в системе экономических наук. Происходило это в последней четверти XIX столетия. Его взгляды на содержание новой науки и ныне представляют особый интерес. Приведём его трактовку задачи торговли: «Торговля имеет своей задачей в пределах всего народного хозяйства в целом собирать в органическое целое отдельные звенья мирового хозяйства, вследствие разделения труда зависящие друг от друга, посредством обмена его продуктов в согласии с экономическими законами». Вспомним: И. С. Вавилов видит задачу торговли в том, чтобы «приводить в движение свои собственные и чужие избытки на условных началах». Этим действием торговля «тесно соединяет между собою гражданские общества». Фактически речь идёт об одном и том же, различие лишь в интерпретации. Подчеркнём главное, что присутствует в этих определениях: функция торговли состоит в организации в органическое целое отдельных звеньев хозяйства.
Из очерченной таким образом задачи торговли вытекало и научное определение её понятия: «Торговля есть обмен продуктами между отдельными членами мирового хозяйства, организованный по законам хозяйственной целесообразности. Он осуществляется посредством перемещения собственности (купля и продажа), перемены места (транспорт) и образования запасов (склады) продуктов, вырабатываемых для удовлетворения чужих потребностей. Запасы и потребности встречаются на рынке в виде предложения и спроса, которые образуют цены. Поэтому торговля, как орган мирового рынка, участвует в образовании цен».
В данное определение понятия торговли вложено и состояние, именуемое спекуляцией: «поскольку в предложении он (обмен) вводит на рынок также и будущие запасы, а в спросе – будущую потребность, возникает спекуляция. Она учитывает будущие возможности развития мирового рынка, то есть использует конъюнктуру».[38] Таким образом, спекулятивная деятельность торговца это создание им запасов не для наживы за счёт будущих высоких цен, а для потребности развития производства.
Итак, в определении понятия торговли первостатейный купец И. С. Вавилов акцент сделал на способность торговли наращивать богатство таким образом, что оно распределяется на все слои общества. При этом внешняя торговля способствует присвоению богатства, созданного вне данной страны. Профессор И.-Ф. Шерр выделяет роль торговли в объединении отдельных рынков в органически целое, в мировой рынок. Оба автора устанавливают истинную причину происхождения торговли: это хозяйственная целесообразность. Определение Шерра отражает более позднее состояние мировой торговли, когда международное разделение труда уже приняло достаточно чёткие черты и мировой рынок проник во все звенья народного хозяйства.