Полная версия
Торговое дело. Учебник для вузов
Роль торгового дела в эволюции российского общества ныне недооценивается, и связано это с неправильным пониманием природы национального богатства. И. С. Вавилов исходит из понимания богатства, которое выработано русской культурой и в оформленном виде впервые представлено Иваном Тихоновичем Посошковым: «…То самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренными своими богатствы».[12] Торговля есть взаимный размен избытков. Избытки эти происходят от усиленного труда, и побуждением, заставляющим человека усилить труд, является чувство самосохранения и желание улучшить свой быт.
Между торговлей и национальной промышленностью имеется тесная взаимозависимая связь. Торговля – основной импульс развития промышленности, и в то же время «торговля имеет своё происхождение от промышленности». «Земледелие, скотоводство, рыболовство и рудокопство сначала доставляют произведения свои в таком первообразном сыром виде, в каком они не всегда могут удовлетворять естественную потребность человека, требующего по крайности хотя бы несколько улучшенного и сообразного ей вида. Приведение же их в качество есть дело промышленности. После этого, но не прежде, произведения эти переходят уже в руки торговли». Приводить в движение произведения промышленности может только торговля. Равным образом и торговля, не получая предметов для своего движения, существовать не может. Следовательно, промышленность и торговля, идя рука в руку, усиливают общее движение и обращение избытков. «Торговля и промышленность, представляя совокупную взаимосвязь причин и последствий, находятся между собой в тесной связи, которая направляет их движение к общей и частной пользе».[13] Совместно они способны решать «то великое и многотрудное дело» – «еже бы народ весь обогатить».
Русских мыслителей всегда отличало гражданское мужество, способность жертвовать собою ради истины. Вот и Посошков, наш первый экономический гений, не побоялся заявить венценосному «преобразователю», тирания которого не знала границ, державшему в ужасе всё российское общество: «О всенародном обогащении подобает пещися без уятия усердия».[14] Это стоило ему заключения в 1725 году в Петропавловскую крепость, узником которой он и умер.
В своей «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков не только показал ограниченность позиции меркантилистов, замечающих лишь материальную составляющую богатства и сводящих его к накоплению денег, но и своими воззрениями на эту основную проблему экономической науки как бы перешагнул через головы будущих классиков в политэкономии. Никто из них так и не поднялся до понимания того, что мерилом вещественного богатства служит жизненный уровень всех слоёв населения. Напомним, сочинение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» было написано в 1776 году, то есть 52 года спустя.
И. Т. Посошков выделил в национальном богатстве две составляющие: вещественное (материальное) и невещественное (социальное). Невещественное богатство это «истинная правда», правда в образе, правда на деле, правосудие, правопорядок, безопасность, православие, справедливость. При утрате невещественного, нравственного богатства и материальное богатство «отончевает и в нищету приводит и смерть наводит». По-настоящему богатым общество делает накопление и сохранение невещественного богатства – истинной правды.
Мы уже выяснили, что торговля объединяет интересы всех хозяйствующих субъектов, способствует установлению всеобщей зависимой связи и проверяет её на прочность. Но этим не ограничивается её роль в эволюции российского общества. Торговое дело увеличивает вещественное богатство и участвует в создании общего блага – невещественного богатства. Все действия торговца подвергаются так или иначе проверке на нравственность, оцениваются по масштабу доверия, честности и порядочности.
Только в такой совокупности положительных действий и при таком понимании содержания национального богатства раскрывается во всей полноте эволюционная роль торгового дела.
Глубина мысли И. Т. Посошкова до сих пор сохраняет заряд творческого вдохновения. В 2014 году российская научная общественность отметила 290-летие «Книги о скудости и богатстве». Но это выдающееся творение Посошкова, составляющее гордость национальной научной мысли, было скрыто от общественности: книга пролежала в архивах Тайной канцелярии почти сто двадцать лет. М. В. Ломоносов разыскал один из рукописных списков книги и передал его в Академию наук. Однако «Книга о скудости и богатстве» впервые была издана лишь в 1842 году благодаря усилиям акад. М. П. Погодина. Поэтому юный Евгений Онегин не мог прочитать творение Посошкова и рассуждал о природе богатства по модному в то время Адаму Смиту (на русском языке его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» была издана в 1802 году).
Шотландский учёный в своих ранних работах следовал общей традиции и писал об идеале успешного и процветающего общества, когда «взаимные услуги вызываются взаимною любовью, благодарностью, дружбою, уважением».[15] Но в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» отошёл от этой традиции и рассматривает отношения в чисто рыночном смысле: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».[16]
Сочинение И. Т. Посошкова ценно уже тем, что оно – последнее свидетельство достижений русской самобытной экономической научной мысли XVIII столетия. После петровских «преобразований» естественный ход развития самобытной хозяйственной жизни России был нарушен. Приостановились и экономические исследования, дающие материал для осмысления естественного процесса. Самостоятельная русская научная экономическая мысль словно замерла на столетие. И только начиная с последней четверти XIX столетия, когда произошёл поворот российского общества к собственной культуре, сложились национальные формы организации труда и хозяйства, в мировой сокровищнице экономических знаний вновь засверкали российские самоцветы.
Нынешние «гении» экономической мысли, одобряющие «шоковую терапию», далеки от былой национальной традиции; гражданское мужество и самопожертвование ради утверждения истины им не знакомы. Они не стремятся постигать способы «всенародного обогащения», а предпочитают обслуживать новых «реформаторов», изыскивающих пути собственного, личного обогащения. Плоды такого сотрудничества ужасны. За первое десятилетие «реформ» экономическое развитие России было отброшено на уровень начала XX века и даже времени царствования Елизаветы Петровны. По официальным данным Госкомстата РФ, в 1989 году в нашей стране было 61,3 млн овец и коз, а в 2001 году – 15,2, то есть столько, сколько их насчитывалось в 1750 году. По наличию крупного рогатого скота мы опустились до уровня 1885 года, свиней – 1936, производству мяса – 1953, молока – 1958 года. Ярко выражен регресс и в промышленности. Производство обуви сократилось до объемов 1900 года, тканей и железнодорожных вагонов – 1910, шерстяных тканей – 1880, тракторов – 1931, зерноуборочных комбайнов – 1933, грузовых автомобилей – 1937, радиоприемных устройств – 1947, телевизоров – 1958 года. Не лучше обстоит дело и с обеспечением средствами производства самой промышленности. Кузнечно-прессовых машин в 1989 году произвели 27800, а в 2001 году – только 1290 штук (уровень 1933 года); стальных труб изготовлено соответственно 12510 и 5404 тыс. тонн (уровень 1965 года), металлорежущих станков – 64 600 и 8288 штук (уровень 1931 года – начала индустриализации страны). Даже добыча нефти – основного экспортного продукта снизилась почти вдвое, до показателя 1972 года.
Подсчитана общая сумма невосполнимых материальных потерь, понесённых народным хозяйством России за первые четыре года «реформ». Она составила 3,5 трлн долл.[17] Но ведь и последующие годы «преобразований» стали не менее ущербными, так что общий размер невосполнимого урона нужно удвоить. Сумма потерь, понесенных экономикой СССР во время самой разрушительной Великой Отечественной войны, на несколько порядков ниже, она составила 375 млрд долл. Потери невещественного богатства, которые понесла и продолжает нести Россия в связи с торжеством неправды, не поддаются исчислению в деньгах. Когда наше общество станет способно их осознавать, оно содрогнется от причинённого ему нравственного и материального разорения.
Торговля и промышленность «представляют совокупную взаимосвязь причин и последствий». Эта истина была доступна отечественной научной мысли. И. С. Вавилов писал, что «те страны, где промышленность и торговля находятся в пренебрежении, угрожаются всеобщею нищетою, и рано или поздно, погрузясь в нищенство, вычёркиваются из списка самобытности». Разрушение российской промышленности в ходе нынешних либеральных реформ отразилось на состоянии национального торгового дела: оно лишилось своего коренного основания, перешло на обслуживание импорта и способствует обогащению чужих стран.
Торговля не только способствует материальному и нравственному процветанию общества. «Без купечества никаковое, не только великое, но ни малое царство стояти не может». Развитие торговли и укрепление государственности взаимосвязаны, и такая связь осуществляется по нескольким направлениям:
1) наращивание финансовой и политической мощи государства. «Торговля, преуспевая, возводит государство на высшую степень величия и славы в политическом и финансовом отношениях». «События веков, история народов, доказывают нам, что одна торговля давала политическую жизнь народам, служа обильным источником для пополнения хранилищ, из которых черпались средства к их самостоятельности и силе»;[18]
2) укрепление военного могущества государства. «Купечество и воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им уготовляет». «И царство воинством расширяется, а купечеством украшается».[19] «Торговля наравне с военного силою производит благодетельное влияние на политическое положение каждого народа, потому что одна собирает, а другая охраняет; и таким образом они взаимно пожинают плоды их деятельности». Между воинством и купечеством существует и более тесная, органическая связь: «Воин по ремеслу своему не будучи производителем, не имеет средств доставлять себе всего нужного для его физического и политического существования, и заботу об этом предоставляет купцу, который в свою очередь без него беззащитен в своих занятиях и под сению оружия, как мирный сочлен общества приводит в движение плоды своего трудолюбия, взамен того требует одного только охранения и защиты».[20] Оба вида взаимосвязи торговли и государственности наглядно подтверждает и история первого русского государства – Древней Руси. Но об этом мы поговорим позже.
Польза, проистекающая от торговли, касается каждого гражданина и общества в целом. В торговле принимает участие всякий – либо в виде покупателя, либо в виде продавца. И каждый ощущает её влияние: она приносит пользу. Польза эта состоит:
1) в удобстве; каждый может приобретать себе всё то, что удовлетворяет его нужду и прихоть, ибо нет такой земли, которая бы не имела изобилия в одном или многих произведениях природы и искусства, и наоборот, нет такой земли, в которой бы природа и искусство производили всё нужное для удовлетворения необходимости, спокойствия, удовольствия и роскоши;
2) это имеет последствием умножение естественных произведений в государстве; чем более их употребляется на внутреннее потребление или чем более спрашивается в другие земли, имеющие в них нужду, тем более прилагается старания для их умножения и улучшения. Напротив, в государстве, где торговля, не возбуждаясь к деятельности, находится в усыплении, земля, несмотря на её плодородие, пребывает в запустении, уменьшает благосостояние народа, её населяющего;
3) за умножением естественных произведений следует процветание мануфактурной и ремесленной промышленности. Где она процветает, там должен находиться постоянно большой запас как материалов, нужных для её существования, так и орудий, служащих к обработке последних, и при этом должно происходить деятельное движение изделий; а так как торговля, сбывая избыток и доставляя нужное, содействует этому, то она есть лучшая и прямая распространительница мануфактур и ремесел.[21]
Торговля, как было отмечено выше, способствует накоплению и второго элемента общественного богатства – невещественного. «Паче вещественного богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде».[22] Вспомним, словом «правда» в те времена называлась «истина на деле, истина в образе, в благе; правосудие, справедливость».[23] Рассмотрим это подробнее.
Торговле обязаны многие величайшие изобретения человеческого разума, и среди них: деньги, кредит, письменность и счёт, которые стали пособиями торговли. «Деньги – пятая стихия человеческого быта». «Кредит – душа человеческих обществ». Они приводят в движение область труда и всю массу избытков. Деньги – суть первообраз и меритель ценности. Кредит в нравственном отношении рассматривался как внутреннее сознание достоинства другого, а в политическом был условием между отдающим и принимающим, доверием, которое отдающий оказывал принимающему, вследствие которого последний за условленное вознаграждение приобретал себе право пользоваться собственностью первого до известного срока. Сравним с ним нынешнее отношение к кредиту – и обнаружим, что он утратил свою нравственную основу.
Промышленность и торговля – побудители образованности и просвещения. Торговля без промышленности и, наоборот, промышленность без торговли ни существовать, ни процветать не может. Промышленная деятельность есть «последствие нужды, природное побуждение и источник довольства». Эти три условия заставляют человека добывать простые произведения природы в их первообразе, обрабатывать их, соображаясь с потребностью, изобретать способы к лучшей обработке, передавать их в улучшенном виде в руки торговли, перевозить из одной страны в другую взаимные потребности, стремиться к тому, чтобы из всего извлекать произведения в улучшенном виде и большем количестве.
Промышленность, возрастая всё более, заставила человека заняться ею на «положительных и определённых началах». Человек, утрачивая природную свою простоту, делал первый шаг к образованности.
Прибегая к взаимному размену, люди вначале ограничивались «видимою существенностью», а впоследствии обмен стал производиться с «предварительным определением условной ценности», представителями которой позже сделались металлы.
Образованность относительно к торговому делу есть не что иное, как «непреодолимое желание изыскивать средства к большему удобству жизни». Использование в качестве денег металлов, а потом и знака стоимости свидетельствует, что образованность народов сделалась уже ощутительнее. За образованностью последовало и просвещение.
Потребность в образованности – объективна, она исходит из самой природы торговой деятельности. Пришло осознание того, что купца нужно обучать торговому делу. Образованность торговца предполагает усвоение им ряда наук и практического опыта.
Вот как определяли круг знаний, необходимый для профессиональной подготовки торговца. Купец должен иметь точные понятия о качестве и сведения о количестве приобретаемого им товара, без чего вместо ожидаемой пользы получит убыток. Познания качества товаров приобретаются посредством навыка. Однако этого недостаточно: круг предметов торговли безгранично обширен и разнообразен. Разнообразие это увеличивается вместе с ходом усовершенствования и открытий, а так как «товары суть произведения природы или искусства», то средством познания их качества служат специальные науки: товароведение, естественная история и технология. Сверх того купец должен «обращать внимание на сбережение, улучшение или приведение в лучший вид, укладку, нагрузку товара и т. п., и сообразно этим условиям назначать уже цену товару». Кстати, необходимость включения в состав обязательных учебных дисциплин наряду с товароведением технологии объяснялась так: «Товароведение не может составлять собою точной науки, потому что круг предметов торговли безгранично обширен и разнообразен. Вспомогательным средством к познанию их качества служат науки, как то: естественная история и технология».[24] Такая аргументация необходимости изучения технологии в экономическом вузе, тем более при подготовке коммерсантов, логистов и маркетологов, остаётся доказательной и в наши дни.
Так как товары «имеют своё происхождение из трёх царств природы: прозябаемого, ископаемого и животного», то купец должен обращать такое же внимание на: «происхождение (они произведения природы или искусства); вид и существо (они грубые, сырые или обработанные); прочность (могут ли сохраняться в неповреждённом состоянии долгое время); свойство (жидкие или сухие, жирные, окрашенные или некрашеные, твердые или мягкие); время произведения – свежие или лежалые; испытание, то есть свойства, которые распознаются посредством осязания, вкуса, запаха и зрения, или соединено этими способами; доброту, что они превосходные, высокие, лучшие, хорошие, среднехорошие, средние, обыкновенные, низкие, настоящие или поддельные, цельные или повреждённые, толстые или тонкие, широкие или узкие, тяжёлые или лёгкие; употребление необходимое, нужное, полезное, прихотное, ненужное и вредное; сбыт скорый или быстрый, обыкновенный или постоянный и медленный или тупой; порядок продажи и покупки, мерою весом, счётом и наглядно; места произведения и сбыта; цены; расходы, неминуемо сопряжённые с приобретением оных. Вот условия, которые должны иметь в виду при приобретении товаров».
Купец сверх этого обязан знать происхождение предметов торговли и уметь их классифицировать: сырые, мануфактурные (подвергшиеся обработке), колониальные (которые производятся не везде, но в известных только местах), бакалейные, москательные, аптекарские товары, хлебные или сыпучие товары.[25]
Спрос и предложение товаров – две составляющие торговли. Современная классификация включает не менее десятка видов спроса. С давних пор спрос подразделяли на постоянный, большой и слабый. На них и заостряет внимание И. С. Вавилов.
Постоянным спросом называется такой, «когда на какой-либо товар, который необходим или нужен, бывает требование беспрерывное, например, на хлеб, сало кожи и т. п.». Если не вмешается спекуляция, то цены на такие товары «не терпят значительного возвышения или понижения», при постоянном спросе «они удерживаются без больших изменений».[26]
Большим спросом называется такой, «когда от недостатка в товаре или, лучше сказать, от того, что для употребления нужно оного более, нежели сколько произведено или, если запас истощился, а скорого подвоза ожидать нельзя, то при возникающем требовании потребители стараются приобрести его для себя в нужном, а иногда в излишнем количестве, надеясь получить пользу, что имеет вид спекуляции или скупа. При этом цены неминуемо возвышаются быстро, чему содействует содействие покупателей».[27]
Слабым спросом называется такой, «когда от каких-либо причин в каком-либо товаре уменьшается потребность и вместе с этим оказывается мало желающих его купить. Следствием этого есть неминуемый упадок цены, которую ещё более роняет соперничество продавцов, старающихся с усилием сбывать товар. При этом положении иногда происходит с усилием так называемая заминка – товар в течение некоторого времени вовсе не находит покупателей».[28]
Купец обязан различать виды спроса и изучать рыночную конъюнктуру.
В современном представлении спрос – это желание, потребность, подкреплённая покупательной способностью; зависимость между ценой и количеством товара, который покупатель способен купить по определённой цене и в определённый период времени (ёмкость рынка).
Уметь читать, писать, знание счёта и купеческой бухгалтерии – всё это само собой подразумевалось. В XVIII веке появились специальные коммерческие науки.
Примечательно, что первые системы профессионального образования в странах Западной Европы и России возникли примерно в одно время и были созданы для обучения детей купцов коммерческим наукам. Очень серьёзно к профессиональному образованию детей относились в семьях старообрядцев. Вовсе не случайно, что именно из среды старообрядцев происходили все самые знаменитые династии российских предпринимателей.
Из товарооборота исходит необходимость выработки правил общей игры. Проверенные опытом правила усваивались субъектами рынка и передавались во времени от поколения к поколению через обычаи и традиции (обычное, копное право), а позже их стали сводить в писаное право. Так обеспечивалась истина на деле – правосудие и справедливость. Торговое право всегда являлось одним из самых юридически разработанных видов права.
Тезис «торговля есть и будет неисчерпаемым источником богатства и силы государства» учитывает обе составляющие общественного богатства – вещественное и невещественное богатство. Торговая деятельность обусловливает выработку у субъекта, её осуществляющую, таких человеческих качеств, как честность и порядочность. Когда верх берёт стремление получить барыш вопреки нравственным нормам, оно подталкивает торговца к корыстным целям, надувательству, мошенничеству. Поэтому все специальные законы о торговле были направлены к тому, чтобы очистить её от язв корыстных тенденций, удержать торговлю и её носителя – торговца на пути полезной хозяйственной деятельности и честности, освободить от всего, что противоречит добрым нравам.
Итак, толкование понятия «торговое предпринимательство» исходит из общих положений русской философии хозяйства:
1) приоритета нравственного начала (торговая деятельность способствовала выработке у предпринимателя уважительного отношения к честности и порядочности; вся деятельность торговца оценивалась по масштабу доверия к нему);
2) восприятия народного богатства как состоящего из двух начал (торговля способствовала накоплению материального богатства – изобилия благ и духовного богатства – установлению правопорядка, правосудия и справедливости).
Учение о торговле придало её положительным качествам обоснование и конкретность.
Все действия торговца оцениваются по масштабу доверия. Высший руководящий принцип торгового законодательства состоит в охране честности. Но юридические законы не способны решить проблему честности в полном объёме. Доверие, честность, порядочность – понятия нравственности. Юридические законы в пространственной сфере общественного сознания, которую заполняет нравственность, малоэффективны. Решается такая проблема через систему образования, основной целью которой должно являться воспитание нравственного человека.
Мы коснулись проблемы народного образования относительно купечества по той причине, что исторически именно интересы торговли пробудили у людей потребность к обучению, познанию неведомого. Но надобность в нём распространяется на все слои общества.
Сделаем ещё одно пояснение. Торговое дело не ограничивается коммерцией. За данным понятием стоят торговое предпринимательство и подготовка профессионалов – коммерсантов, логистов, маркетологов. Этим объясняется невозможность одностороннего взгляда на исследуемые проблемы.
Как известно, знания о мире, правила взаимоотношений людей генетически не наследуются. Их передача от поколения к поколению осуществляется через систему образования, которая и запускает в человеке механизм саморазвития, расширения его сознания и в итоге – формирования личности. Человек – часть Вселенной. Все люди связаны воедино, пронизаны энергиями и настроены на одни и те же космические ритмы. Звук, свет, цвет, магнетизм, электричество – все эти типы вибрационного движения играют огромную роль в нашей жизни. Они воздействуют на наше здоровье, эмоциональное и духовное состояние. Развитие каждого человека и человечества в целом подчиняется единым космическим законам. Человек мыслящий в отличие от других видов живой природы имеет и другой канал связи с Вселенной – через мышление. Однако такая причастность к ней осуществляется только через созидание личности человека.
К сожалению, в настоящее время отсутствует чёткая и понятная молодым людям система нравственного самосовершенствования. Прежде такая система существовала. Попытаемся её реконструировать. Начнём с современной научной теории человека. Согласно этой теории, наделение мышления свойством служить каналом связи человека с Вселенной происходит лишь в том случае, если человек разовьёт себя в личность. Подобная установка имеется и в ведическом учении о строении мира, которое создавалось на заре современного человечества. Понятие «личность» здесь конкретизировано. Личность – это такой Лик Всевышнего, в котором он является к людям и к которому они могут стремиться и обращаться. В христианском учении Лик Бога проявлен в его сыне – Иисусе. Дорога к Богу – это путь Прави;[29] преодолев его, человек достигает высшей степени совершенства, превращает себя в личность и становится проводником воли Всевышнего, духовным наставником людей.