bannerbanner
Правители России и развитие строительства
Правители России и развитие строительства

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Новгородское, а позднее и псковское зодчество обладало самобытными чертами. Для него характерны строгие объемы, суровая простота наружного облика, сочетающаяся с богатством интерьеров, в которых преобладает фресковая живопись. Новгородский Софийский собор (1045–1050 гг.) строили мастера, работавшие в Киеве. Это тоже большой пятинефный храм с широкой галереей и мощной лестничной башней. Однако он несколько проще и скромнее: вместо тринадцати здесь пять глав (шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа), вместо двух лестничных башен – одна; одна галерея. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, исчезают мрамор и шифер. Своеобразна и кладка собора: главный материал здесь – дешевый и удобный местный известняк, огромные неправильной формы камни, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов. Могучие стены храма с их неровной шероховатой поверхностью не были оштукатурены до середины XII в., зато потом штукатурка придала собору цельный законченный характер. Исследователи считают, что в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры. Эта гипотеза имеет основание, так как Новгород по своему географическому положению тяготел к северным странам Европы. Летопись не называет нам имен русских строителей, она отмечает только иностранцев (по принципу: русские и так всем известны).

Софию Новгородскую строили 7 лет, и освящение ее состоялось в 1052 г.

При Ярославе Мудром «Господин Великий Новгород» являлся вторым по значению городом Киевской Руси, здесь располагалась резиденция князя – «Ярославово дворище». Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства. Уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в то время как первые такие мостовые на Западе (в Париже) появились только в XII в. В конце XI – начале XII вв. в Новгороде был построен самотечный водопровод. Трубы были изготовлены из парных долбленых бревен, имели внутренний диаметр 18 и 28 см, толщину стенок 7 см. Они были обложены тремя слоями бересты. Трубы были врезаны в срубы колодцев на высоте 2,5 м от пола.


Софийский собор в Новгороде (современный вид)


В городах строились бревенчатые дома, иногда несколько небольших построек соединялись вместе. В бревенчатых стенах прорезались небольшие окна, которые назывались волоковыми и закрывались (заволакивались) в холодное время дощечками. До появления стекла окна затягивались бычьими или рыбьими пузырями, а позже – слюдой. Крышу покрывали соломой, трубу для печи не делали, а топили по-черному.

Каменные оборонительные сооружения появились, по данным летописей, в первой половине XI в. Так, в 1030 г. Ярослав Мудрый поставил на берегу р. Эмбаха крепостницу, которая была названа г. Юрьевым (ныне г. Тарту, Эстония). В 1037 г. Киев был обнесен каменными стенами. В 1044 г. было положено основание каменному городу, или Новгородскому кремлю. Городские ограды строились из камня или кирпича. Высота их доходила до 11 м, толщина 5–6 м. Башни в стенах были многоэтажными, высотой до пяти этажей, нижние этажи были закрытыми, верхние – открытыми. Плитный камень, кирпич или булыжник при строительстве крепостных стен укладывались на известковый раствор. Мосты через окружавший стены ров строились каменные или деревянные.

Именно в XI в. при Ярославе Мудром в Строительном Уставе были приняты специальные правила на строительные работы, а сам Устав стал первым русским кодексом общеобязательных строительных норм и правил. Орудия труда в строительстве были в тот период практически одинаковыми по всей Европе и в России, мало чем отличались и способы производства работ. Вместе с тем в деревянном строительстве Древней Руси применялся лес различных пород в зависимости от вида сооружений и отдельных конструкций. Дуб шел на сооружение крепостных стен и сваи, ель – для вспомогательных и временных сооружений, клен – для декоративной отделки, сосна же была универсальным материалом, так как употреблялась для самых разнообразных конструкций.

Принципы строительства каменных храмов в XI в. были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича (плинфы) размером 31 × 31 см. и толщиной 2,5–4 см. Тип храма, пришедший из Византии, называется крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы – апсиды – и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находился князь с семьей. Хоры, как правило, соединялись переходом с княжеским дворцом, чтобы можно было пройти туда, не выходя на улицу. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в башне, специально для этого предназначенной.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Юзефович А.Н. История развития строительной науки и техники. Пермь, 2001. С. 18.

2

Евдокимов И.В. Великий зодчий // Слово. 1990. № 4. С. 3–4.

3

Россия. Энциклопедический справочник. М., 1998. С. 101.

4

Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 64.

5

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988. С. 91.

6

Пирожников Л.Б. Камни Москвы рассказывают. М., 1992. С. 58.

7

История русского искусства в 2 томах. Т. 1. Искусство X – первой половины

XIX вв. М., 1978. С. 12.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4