bannerbanner
Правители России и развитие строительства
Правители России и развитие строительства

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

По сведениям летописца Нестора, Киев к IX в. занимал часть возвышенного берега Днепра и был обнесен земляным валом длиной около 1,3 км. Обширные леса, огромные запасы дерева как строительного материала – всё это было необходимо для успешного развития градостроительства. Из лесных пород предпочтение отдавалось прочной дубовой древесине. Срубы ограды образовывали клеть, которая заполнялась камнем или землей. Наружная стена обкладывалась на значительную высоту рядами дерна или обмазывалась глиной, что имело целью затруднить возможность поджога стен.


Олег, князь новгородский и великий киевский


В период X–XII вв. русскими зодчими были созданы многочисленные деревянные постройки в виде жилых домов, дворцов, крепостей, соборов и других сооружений, но до нашего времени они не дошли. Сохранились только каменные памятники, в том числе сооружения древнего Новгорода.

882 г. историки считают датой образования раннефеодального государства Русь. Образовалось русское государство, контролировавшее Балтийско-Днепровско-Черноморский путь на всем его протяжении. По его территории проходила также северо-западная часть Балтийско-Волжско-Каспийского пути.


Схема древнего Новгорода


Государственный характер похода Олега заключался не только в военных действиях, в завоевании новых, стратегически важных территорий, но и в организации нового аппарата княжеского управления, состоявшего из знатных мужей – посадников, которые управляли городами – военно-политическими, идеологическими и социально-экономическими центрами формирующихся областей – волостей. Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 г. он «примучил» древлян, в 884 г. победил северян, в 885 г. подчинил себе радимичей и стал взимать с них дань «по черной кунице», которая являлась ценным мехом и в то же время денежной единицей – куной. Установил общие налоги на всей территории, благоустраивал страну, повелевал строить города. Пытался завоевать уличей и тиверцев. Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

Под 907 г. «Повесть временных лет» рассказывает о великолепно подготовленном походе Олега на Византию с использованием конницы и 2000 морских кораблей. Олег собрал ополчение подвластных ему народов. Комбинированный поход защищал сухопутную часть войска от фланговых византийских десантов с моря, а в случае бури позволял морской части войска переждать непогоду на суше. Русские сожгли дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Поставленные на колеса корабли пошли под парусами на штурм византийской столицы. Греки испугались и запросили мира. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино. Но русский князь не принял их «даров». Византийцам пришлось заплатить огромную контрибуцию. Между князем Олегом и императорами-соправителями Львом VI Философом и Александром первоначально имело место, вероятно, предварительное устное соглашение, а к 911 г. был разработан и заключен мирный договор. Русским купцам предоставили право беспошлинной торговли. Был урегулирован статус русских послов и купцов в Константинополе, а также согласованы отдельные вопросы межгосударственных отношений Руси и Византии. При заключении мира Олег и его мужи клялись по «Русскому закону» – своим оружием, а также именами славянских (а не скандинавских!) богов – Перуна и Волоса. Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, «плоды земные», вино и «всякое узорочье». Тогда же он получил прозвище Вещий. При нем почти все племена, жившие у берегов Днепра, впервые собрались «под одно знамя», появилось понятие «единство». Киевская Русь осознала себя как суверенное государство.

Смерть Олега наступила от укуса змеи в 912 г. Помните, у А.С. Пушкина:

«…Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мертвой главы гробовая змеяШипя между тем выползала;Как черная лента, вкруг ног обвилась,И крикнул внезапно ужаленный князь».

Русичи тяжело переживали гибель Олега: «Народ стонал и проливал слезы», – записано в летописи. Князь был похоронен в Киеве на горе Щековице.


Игорь Рюрикович (877-945 гг. жизни; 912-945 гг. правл.). Великий князь киевский. Вокняжение Игоря было реализацией принципа наследования великокняжеской власти во второй половине IX – первой половине X вв.: по прямой нисходящей линии от отца к сыну; при этом княжение Олега преемственность не нарушило.

Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил восстание древлян. После продолжавшейся несколько лет войны он сумел подчинить своей власти племена уличей. По-видимому, в его княжение власть киевского князя распространилась и на земли бужан. В 913 г. войско Игоря, двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, достигло Баку, в 943 г. овладело Бардой. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами, с которыми заключил перемирие в 915 г. на 5 лет, а в 920 г. вновь воевал с ними.


Игорь Рюрикович, великий князь киевский


Князь и его дружина рассматривали подчиненные племена как источник средств на свое содержание, не считаясь с интересами данников. Во внутреннюю жизнь подчиненных Киеву восточнославянских племенных союзов княжеская дружина не вмешивалась. Поздней осенью князь вместе с дружиной направлялся из Киева в объезд (называвшийся полюдьем) – «кормиться» по землям своей страны. Вплоть до начала апреля дружина объезжала эти земли. Поскольку Константин Багрянородный называет полюдье «кружением», то процедура объезда могла и не сводиться к однократному объезду территории страны. Да и само полюдье длилось пять месяцев (до начала апреля). Дань брали «от дыма», т. е. от очага, по шкурке куницы – ценного пушного зверя. Это были средства, составляющие своего рода бюджет государства. В конце весны значительная часть собранной дани доставлялась в Киев, оттуда направлялась на судах по Днепру, а затем по Черному морю в столицу Византийской империи – Константинополь. Греки их корабли называли «моносиклы», так как у них килем и нижней частью бортов служил ствол целого дерева. В обмен на привезенные товары приобретали вино и фрукты, «драгое каменье и узорочье», драгоценные шелковые ткани, которые в то время делались только в Византии. В полюдье отправлялись и воеводы князя, в том числе и известный Свенельд. Неудивительно, что племенные союзы тяготились своей зависимостью от Киева и пытались воспользоваться ситуацией, чтобы отложиться от него. Как видно из летописи, каждая смена на киевском столе сопровождалась отпадением от Киева одного или нескольких племенных союзов.

В 941 г. Игорь нанес удар по причерноморским владениям Византии. По сведениям В.Н. Татищева, этот поход был предпринят Игорем потому, что византийцы перестали выплачивать Руси дань, наложенную на них Олегом. Это было неудачное предприятие – русский флот подвергся воздействию «греческого жидкого огня» и понес большие потери. Впоследствии византийский император Иоанн Цимисхий, вспоминая это морское сражение, со злорадством писал сыну Игоря Святославу: «Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Игоря, который презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судах, а к Киммерийскому Босфору [Керченскому проливу] прибыл едва ли с десятком судов став сам вестником своей беды».

Новый морской и сухопутный поход с огромным войском против Византии Игорь совершил в 944 г. Византийское правительство, памятуя страшные последствия аналогичного нападения 907 г., решило не допускать это войско на территорию империи и предложило заключить новый договор. Игорь, вероятно, также не был уверен в исходе этого предприятия, поскольку еще свежа была память о трагичном исходе похода 941 г. Поэтому, не начиная военных действий в империи, он заключил в том же 944 г. новый мирный договор с Византией. Был подписан русско-византийский договор, выгодный Киевскому государству. Договор 944 г. обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, относительно места и продолжительности пребывания в столице, порядка посещения ее торговых районов и т. д. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять гарнизонов в устье Днепра. Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийцы вновь начали платить дань Руси.

В 945 г. около Искоростеня восставшие древляне, доведенные до отчаяния многократными поборами, убили Игоря. По словам Иоанна Цимисхия, «он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом.

Гибель Игоря показала не только ограниченность его способностей как политика. Она свидетельствовала о том, что к середине X в. в социально-политической системе русского государства еще сохранились племенные княжения и полюдья, которые к тому же были чреваты повторением рецидивов, подобных решениям Игоря и восстанию древлян. Эта система нуждалась в преобразованиях и завершении создания политически единого государства. Гибель князя Игоря стала знаковой. Она свидетельствовала о необходимости дальнейшей интеграции страны.


Ольга (христианское имя – Елена) (889-969 гг. жизни; 945-966 гг. правл.). Великая княгиня киевская, жена Игоря, мать Святослава Игоревича, полновластный регент в малолетство сына.

Существуют разнообразные версии о происхождении Ольги. Одни летописцы называют ее уроженкой Пскова, другие заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь. Однако скорее всего Ольга происходила, как и Олег, из рода конунгов, которые теперь служили русскому князю. Это объясняет, почему она и ее сын стали единственными наследниками власти, а также ее последующие решительные, властные действия.

Все летописцы были восхищены тем, что Ольга, услышав весть о смерти мужа, никак не выдала своего горя. Справившись с потрясением, она мгновенно приняла решение. Ольга уничтожила членов двух посольств, прибывших сватать ее за древлянского князя Мала, и после этого поехала справить тризну над мужем. Если бы просочился слух о судьбе этих посольств, Ольга была бы обречена. Во время тризны снова были уничтожены знатнейшие люди, способные поднять народ против киевского князя. Потеря военной верхушки дезорганизовала древлян[4]. Через год, в 946 г. Искоростень был взят штурмом и сожжен. Часть древлян была истреблена, часть обращена в рабство, а на оставшихся возложили тяжкую дань, причем две части шли в Киев, а одна в Вышгород Ольге. Вдовая княгиня выполнила всё то, что должен был сделать преемник русского князя для утверждения преемственности власти княжеской династии Рюриковичей и государственной структуры в целом. Последующие действия Ольги свидетельствуют о том, что она осознала необходимость дальнейшего развития социально-политического строя Руси.


Ольга, великая княгиня киевская


После гибели Игоря она объехала свои владения и всюду установила четкие размеры дани. При ней возникли административные центры – «места» и «погосты», где сосредоточивалась дань. Задачей Ольги было так расставить погосты с приложенными к ним мощенными дорогами от крупных водных путей, чтобы они были в любое время доступны для чиновников и войска. Мирно установив власть и порядок во всей стране, она смогла убедить влиятельных лиц на местах в выгодности такой организации. Оборотной стороной этого процесса стало сужение народного самоуправления. В легендах Ольга прославилась своей мудростью, хитростью, энергией. Она была первой правительницей, понявшей значение христианства для страны. Известно, что она первой из русских правителей принимала в Киеве иностранных послов.

В период детства и отрочества Святослава княгиня Ольга являлась фактически главой государства. Знатное происхождение Ольги, высокий статус – великой княгини при жизни мужа и регента при юном сыне – определили систему ее социального поведения. Оно выразилось в стремлении держать в подчинении население страны, намерении изменить сложившуюся структуру государства. На это же указывают и проведенные ею реформы административно-судебного и податного управления.

Целостность системы государственных институтов способствовала созданию политически единой страны. Следующим этапом стало включение Руси в систему европейских государств. С целью укрепления торговых и политических отношений с Византией Ольга ездила в Константинополь (согласно русским источникам – в 955 г., по византийским – в 957 г.). Накануне поездки или будучи в Константинополе она приняла христианство.

Русский рассказ о поездке в Константинополь подтвержден византийскими источниками. Принятая на уровне мелких варварских правителей, княгиня покорно заняла свое место – и осталась стоять, когда все они пали ниц перед императрицей Еленой. Описавший прием в своем трактате «О церемониях» император Константин понял ошибку, лично принял Ольгу и усадил ее за стол со своим семейством. Внимательный к церемониям император, долго наводивший справки перед приемом Ольги, оценивал политический вес русских властей не на глазок. Именно он впервые назвал Русь Россией.

Ольга обсуждала с императором серьезные военные и экономические темы, но, вернувшись из Царьграда в Киев, она не выполнила обещаний о посылке военной помощи, рабов, меда и воска. Византия желала видеть Русь своим вассалом, обязанным службой и данью, считая распространение своей веры надежным рычагом воздействия на «варваров». Княгиня намекнула послам, что это не так. Она прекрасно ориентировалась в основной европейской политической интриге того времени, использовала противоречия двух империй – Византийской и Священной Римской и обменялась посольствами с германским императором Оттоном I в 959 г. Это было проявлением осознанной и самодостаточной европейской политики династии киевских князей.

На Руси Ольга в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы. В Киеве был создан деревянный Софийский собор. Тщетно пыталась Ольга склонить своего сына Святослава в лоно христианства. Он не поддался на уговоры, хотя многие язычники из его окружения уже приняли крещение.

Ольга правила Киевским государством не только во время малолетства Святослава, но в значительной мере и после. В 968 г. княгиня вместе с тремя внуками находилась в осажденном печенегами Киеве, руководила его защитой и сумела вызвать на помощь сына из Болгарии. Она уговорила Святослава не совершать над ней после смерти языческой тризны. В следующем, 969 г. она умерла и была похоронена по христианскому обряду собственным священником. Ее каменный гроб находился в киевской церкви Богородицы (Десятинной). Православная церковь канонизировала княгиню Ольгу, провозгласив ее святой равноапостольной. Н.М. Карамзин писал о великой княгине: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святой, история – Мудрою»[5].


Святослав Игоревич (942-972 гг. жизни; 966-972 гг. правл.). Великий князь киевский, талантливый полководец и отважный воин. Сын великого киевского князя Игоря Рюриковича и великой киевской княгини Ольги. Святослав Игоревич почти всю жизнь провел в походах, поэтому Киевским государством в основном правила мать – княгиня Ольга.

Лично видевший князя византийский хронист Лев Диакон писал, что Святослав был среднего роста, с широкой грудью и крепким затылком. Выглядел он угрюмым и диким. Князь был курносый, со светло-синими глазами, безбородый, с чрезмерно длинными усами. Голова была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатного рода. В одном ухе была золотая серьга, которая указывала на особое социальное положение. Она была украшена карбункулом и обрамлена двумя жемчужинами. Святослав походил на изображения верховного княжеского бога. В системе духовных ценностей такое совмещение земного и божественного приобретало особое знаковое значение.


Святослав Игоревич, великий князь киевский


Святослав становится реальным правителем Руси лишь в 60-е гг. X в. Наступило время резкого усиления внешнеполитической активности Древнерусского государства. Святослав сформировал большую высокопрофессиональную дружину – мобильную армию, способную решать стратегические задачи. По словам летописца, он «не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах».

Действия Святослава Игоревича носили наступательный характер, что позволяло ему захватывать инициативу и добиваться успеха. В 60-е гг. X в. Святослав подчинил Руси земли вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, собиравший с восточных славян тяжкие подати и препятствовавший торговле русских с восточными странами. Святослав разрушил хазарские крепости в низовьях Волги и на Дону, взял крепость Семендер на Северном Кавказе, победил ясов (осетин) и касогов (черкесов) и наложил на них дань. Святослав перешел от традиционного присоединения славянских и неславянских племенных княжений и племен к устранению соперников на основных торговых путях на Восток и Кавказ, что являлось продолжением экономических задач русского государства и новым направлением во внешней политике.

При анализе внутренней политики Святослава уже в начале его короткого правления в 962–972 гг. обращает внимание его отрицательное отношение к христианству. Княгиня Ольга оставалась христианкой до своей смерти, и ей было доверено воспитание внуков. Однако он сам отказался от предложения матери креститься. Крестившихся Святослав не бранил, но насмехался над ними. В той ситуации ему было целесообразнее поддерживать абсолютное большинство языческого населения Руси. Во время длительного отсутствия Святослава на Руси сохранялся религиозный мир, продолжала функционировать вся государственная система управления. В совокупности это создало условия для решения важнейших объективно существовавших геополитических задач русского государства в третьей четверти X в. – освобождение от хазарского контроля важнейших торговых речных путей по Волге и Дону из Руси на юго-восток в богатые исламские страны и на юг – в Приазовье и Северное Предкавказье.

В 968 г. Святослав совершил поход на Дунайскую Болгарию, захватил 80 городов и обосновался в Переяславце, сделав его своей новой столицей. К Святославу подходили всё новые отряды, они одерживали победы и расширяли свои границы, дойдя до Филипполя (Пловдива). Интересно, что в этой завоевательной войне вдали от родины Святослав произнес перед боем ставшую позже крылатой фразу русского патриота: «Не посрами земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут».

Между тем длительное отсутствие великого князя на Руси наносило ущерб состоянию страны. Полоцкое княжество захватил скандинавский конунг Рогволод. Византийское правительство, чтобы воспрепятствовать утверждению Святослава Игоревича в Болгарии, направило к Киеву печенегов. Святослав Игоревич возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришел в Болгарию. На Руси Святослав назначил своих сыновей князьями-наместниками. Раздел страны между сыновьями – свидетельство несомненной силы власти князя на землях, прямо ему подчинявшихся.

Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми Святослав Игоревич начал воевать с Византией. Великий князь киевский вел напряженные боевые действия вдали от своей страны. Ему противостоял талантливый полководец вблизи от своих баз с возможностью пополнения войска, к тому же владевший изощренным дипломатическим искусством. Император Иоанн Цимисхий смог взять верх над противником, лишь внезапно нарушив заключенное перемирие и осадив весной 971 г. Святослава в городе Доростоле на Дунае. Выдержав со своим войском 3-месячную осаду, Святослав обязался покинуть Болгарию по договору, заключенному в июле 971 г. По одному из условий соглашения византийская сторона снабдила хлебом 22 тысячи воинов киевского князя. На обратном пути войско князя Святослава разделилось. Основная часть во главе с воеводой Свенельдом отправилась в Киев сухопутьем, а Святослав с небольшой дружиной – на ладьях вверх по Днепру. Весной 972 г. небольшой отряд Святослава был атакован у днепровских порогов превосходящими силами печенегов. Святослав погиб в бою с кочевниками у днепровского порога с названием Ненасытненский. По приказанию печенежского хана Кури его череп был окован золотом, и из него была сделана чаша, из которой на пирах пила печенежская знать. В наше время там, где погиб Святослав, были найдены два меча середины X в.; возможно, один из них принадлежал великому князю Святославу.


Ярополк Святославич (ок. 961-980 гг. жизни; 972-980 гг. правл.). Великий киевский князь, старший сын киевского князя Святослава Игоревича.

Во время частых походов отца находился при бабке, княгине Ольге, в Киеве. В 970 г. был посажен отцом, ушедшим княжить в Переславец на Дунае, на княжеский стол. Принцип передачи сыновьям в управление, в соответствии с их старшинством, наиболее сложных и важных для княжеского контроля политических центров как средства сосредоточения власти приобрел противоположное значение после гибели Святослава Игоревича: в 972 г. верховная власть перешла к Ярополку Святославичу, легитимному правителю русского государства. Его брат Олег управлял близкой к Киеву и в недавнем прошлом мятежной Древлянской землей, а Владимир – Новгородом. Ярополк контролировал южную, а Владимир – северную часть важнейшего торгового пути. Другими словами, контроль над этим путем оказался в разных руках. Владимир был богаче и в более выгодном положении, чем Ярополк, который по праву старшего и посаженного отцом в Киеве законно владел стольным городом. Налицо был династический кризис Святослав своим решением обрек одного из своих сыновей на гибель.


Ярополк Святославич, великий киевский князь


Ярополк предпринимал решительные меры для восстановления единовластия в стране и контроля над всей системой основных торговых путей. Олег и Владимир, в свою очередь, реализовали свое право на княжескую власть, являясь сыновьями великого князя Святослава. Эта ситуация распада политического единства княжеской власти была осложнена захватом Полоцка скандинавским конунгом Рогволодом. Борьбу за единовластие Ярополк начал с похода 977 г. на Олега; воины последнего были разгромлены, а сам Олег погиб при бегстве. Малолетний Владимир, осознавая неизбежность нападения Ярополка, бежал за море в Скандинавию вместе со значительной казной, а киевский князь тут же прислал в Новгород своих посадников.

Воссоединив страну, Ярополк стал верховным правителем Руси. В этом качестве он заключил новый мирный договор с Византией и вел дипломатические переговоры с Римом. Ярополк привлек к себе на службу печенежскую орду хана Илдеи. Один из летописцев характеризует князя как кроткого и милостивого правителя, любившего христиан.

В 980 г. Владимир с помощью варягов вернул себе Новгород, покорил Полоцк, а затем осадил Ярополка в Киеве. О его стратегическом и военном превосходстве над старшим братом косвенно свидетельствует измена князю Ярополку воеводы Блуда, который переметнулся на сторону более сильного. Ярополк был обречен. Он бежал сначала в город Родень, затем, пытаясь заключить мир с братом, отправился в Киев, где и был коварно убит варягами Владимира. В 1044 г. его кости были выкопаны из могилы и крещены.

Династический кризис выявил необходимость восстановления единовластия в стране. Через братоубийство этой цели добились Ярополк, а затем и Владимир, что свидетельствует об объективном существовании на Руси потребности в единовластной системе управления. С другой стороны, монополия власти династии Рюриковичей стала причиной возникновения особого феномена: принадлежность к этой княжеской династии становилась основанием на право княжения. Князем нельзя было стать, им можно было только родиться в династии Рюриковичей, причем принадлежность к княжескому роду определялась по отцовской нисходящей линии. Эти формы развития княжеской власти осуществлялись еще в пределах языческих религиозно-идеологических представлений.

На страницу:
2 из 4